Психология подростка основные проблемы

Основные моменты кризиса в психологии подростка 12-13 лет

Основные моменты кризиса в психологии подростка 12-13 лет

По достижению 10-летнего возраста подросшие дети начинают новую жизнь. С появлением первых изменений в физиологии начинает постепенно меняться поведение детей. Анализ психологии детей и подростков еще раз доказывает, что практически каждый год в жизни ребенка является определенной ступенькой в его развитии.

Современные подростки в компании

Каждый этап взросления ребенка обладает интересными особенностями. Зачастую родителей пугает такая перспектива неизвестности, их просто шокирует поведение подростка. В некоторых случаях они теряются и не знают, какие действия им предпринять. Поэтому им необходимо знать, какие изменения происходят в организме подростка в 12-13 лет. А также необходимо четко осознавать, чем же отличается психология взрослеющего ребенка в 13 и 16 лет. Все дело в том, что многие родители не видят в своем ребенке уже взрослого мальчика или девочку, невзирая на их «солидный» возраст.

Подростковый возраст — признаки

Чтобы не возникало подобных проблем с оценкой детей, нужно понимать, что человек, достигший возраста 12 лет, перешел в категорию подросток.

Начиная именно с этого периода, родителям нужно начинать более серьезно воспринимать своего ребенка, принимая во внимание все особенности, которыми характеризуется психология этого переходного возраста.

12 лет – это период активных физиологических и психологических изменений в жизни ребенка. Именно в этот период подросток начинает связывать себя с взрослым поколением. Это может проявляться в виде перенимания чужих манер, чтобы казаться немного старше. Мальчик в 12 лет начинает обращать внимание на свое нынешнее физическое состояние. Вопрос о том, как он выглядит, обретает для него особую важность. Девочка в этом возрасте начинает активно заниматься своей внешностью. Тут начинаются первые эксперименты с косметикой.

Проблемы внешности начинают беспокоить подростков

Родителям не стоит паниковать от таких перемен, а лучше позаботиться о здоровье их подростка, приобрести ей натуральную косметику с отсутствием химии.

Первичный этап подросткового взросления может сопровождаться некоторой медлительностью, это абсолютно нормальное явление, пугаться его не стоит. Эта особенность появляется у подростка из-за изменений в связи памяти и мышления. В этот момент происходит более осознанное запоминание и осмысление пройденного материала. Мальчик в это время начинает активно прислушиваться к взрослой критике в свой адрес. Этот повышенный интерес к мнению окружающих может спровоцировать множество надуманных страхов у подростка.

Эмоциональная сфера подростков — особенности

Психология подросткового периода поистине многогранна и порой непредсказуема. 13 лет – это возраст, когда детский организм переживает изменения гормонального фона. Именно поэтому у подростка может происходить быстрая смена настроения. Если мальчик вдруг становится шустрее, резче в суждениях, то это вовсе не значит, что в семье растет «трудный» ребенок. На самом деле все обстоит иначе. Эти изменения у детей являются вполне нормальным психологическим фактором.

Выросший ребенок начинает интерпретировать себя в качестве взрослого человека, имеющего свои собственные мысли, желания.

Подростковый кризис- кризис становления личности

Подобное поведение принято считать нормой, несмотря на то, что многие родители от таких перемен начинают паниковать. Это первые шаги детей к предстоящей самостоятельности и отделению от родителей. Конечно же, примириться с этим фактом родителям бывает очень непросто, порой, даже невозможно. Они совершают в этот период непоправимую ошибку, стремясь подавить любые стремления и чаяния ребенка. Это может привести к необратимым последствиям.

Подростковая психика очень хрупкая и восприимчивая в этот период, важно, чтобы ребенок вынес из этого какой-то определенный опыт, а не чувствовал себя связанным по рукам и ногам.

В этом возрасте появляются первые личные трагедии и тайны от родителей

13 лет – это период, когда усиливается влечение к противоположному полу, особенно это часто наблюдается со стороны девочек. Мальчик начинает ощущать нечто подобное немного позже, но интерес к противоположному полу у них тоже присутствует. В этот период все подростки очень самокритичны, их внешность беспокоит их очень сильно, появляется желание быть похожим на их кумира, обладающего идеальной фигурой, шикарными волосами и выразительными глазами.

Этот период непростой как для подростка, так и для их родителей. Простое знание особенностей психологии подростка не способно спасти никого. Знание и практическое применение этих знаний — совершенно разные вещи.

Девочка раньше начинает предъявлять свои права на свободу, чем подросший мальчик.

Девочка «взрослеют» раньше мальчиков

Они добиваются этого таким способом, как они этого понимают, начинают проверять на практике, действительно ли имеют место те запреты, которые ставили их родители. Именно в 12 лет многие родители начинают вести со своими детьми тонкую политику. Ребенку в 13 лет уже не скомандуешь «садись за уроки», а с другой стороны пускать ситуацию на самотек тоже не является выходом. Тут главное, что нужно сделать, — создать доверительные отношения с подростком.

Совет для родителей: Все, что раньше находилось под строгим запретом, потихоньку отвоевывается ребенком. И это нормально, не стоит пугаться этого.

Только таким способом каждый из нас проходил этап взросления. Необходимо вспомнить себя в этом возрасте. 12 лет – это время активных проб и множества ошибок. К сожалению, многие родители глубоко заблуждаются, что могут в этом возрасте что-то запретить. Закладка всех жизненных ценностей и приоритетов происходит в возрасте от 3 до 5 лет.

Как проявляется чувство взрослости у подростков

А 12 лет – это время пожинать плоды того воспитания. Если ваш мальчик отказывается мыть посуду или заправлять постель, это не означает, что он не способен это сделать. Скорее всего, таким образом он выражает свой протест неизбежному взрослению, либо гигиена и порядок не в его ценностях. В это непростой период важно сконцентрироваться на главном, опустив все мелочи. Важно не переусердствовать с родительским давлением, чтобы подобный протест не укрепился на всю оставшуюся жизнь.

Именно в это время велико желание подростка подражать своим друзьям, с которыми он находится в тесном контакте. Чем больше воюют родители со своим подростком дома, тем больше он будет тянуться к тем, кто находится на улице. Даже очень порядочные взрослые хоть раз пробовали закурить либо выпить в подростковом периоде. Важно знать, чем живет ваша девочка или мальчик? Что их связывает с компанией?

Подростки и сверстники — социальный аспект возраста

Совет родителям: доверие, еще раз доверие. Нужно быть твердо убежденным и выражать то, что вы твердо верите в то, что все неурядицы – это просто случайность, ваш мальчик знает, как вести себя правильно в данной ситуации.

Если вы будете паниковать и прокручивать в голове самые страшные сценарии, то ваш сын неосознанно может оправдать ваши худшие ожидания. Такова психология детей, от нее никуда не денешься, через этот период проходят все.

Девочки, не имеющие дома права на свое личное «нет», начинают активно протестовать на людях.

К сожалению, лучше выяснение отношений в стенах дома, чем вынесение проблемы на всеобщее обозрение. А родителям нужно запастись терпением в этот период, это нужно пройти, это первый ощутимый сигнал взросления. А послушные папины и мамины дочки остаются инфантильными на всю оставшуюся жизнь.

Подростковый кризис часто приводит к девиантному поведению

Подростковый период у детей существует с целью выработки необходимого жизненного иммунитета – попробовать многое, чтобы сделать правильный выбор. Это период, когда у детей наблюдается разочарование в их родителях, присутствует непонимание. Именно тогда и создаются основные жизненные ценности, которые сопровождают человека всю жизнь.

Подростки стараются сделать все наперекор родительской воле, активно выражая свою надуманную независимость.

Подросткам надо набраться терпения на пубертатный период

Родителям на этот период придется запастись терпением. Подросток в этот период испытывает скрытую потребность в одобрении и поддержке со стороны родителей. Именно в этот период у подростков наблюдаются пониженная самооценка, принятие и оценивание самих себя, низкая значимость для самих себя.

Здесь самое главное зависит не от того, как подросток учится в школе, а от того, какими способами он сможет утвердиться в собственном дворе. Подросток начинает активно отстаивать свои позиции в классе и во дворе. Основной деятельностью в этот период является общение. От того, как он утвердится среди сверстников, зависит его дальнейшее положение в обществе. Он все больше времени проводит со сверстниками. Начинается перераспределение ролей в обществе, заучки не пользуются должным уважением, в обществе начинается распределение ролей на лидеров, козлов отпущения, нейтральных лиц. Ими движет желание получить признание своих сверстников, быть похожими на них, но в то же время они хотят выделяться среди них.

У детей этого возраста проявляется конфронтация во время сотрудничества со взрослыми, что приводит ко многим инцидентам во время взаимодействия. Мнение остальных ребят о подростке является главной мотивирующей силой для дальнейшей работы над собой. Мальчишки начинают самоутверждение за счет дружбы с более взрослыми подростками, употребления жаргонов, курения, вызывающей одежды, проявления грубости, дурашества либо чрезмерной услужливости более сильному.

Подростки начинают купить, чтобы казаться взрослее

Совет родителям: для вас очень важно в это время перестроить отношения со своими повзрослевшими детьми от родительского авторитета, всеобщего послушания, к дружественным, партнерским отношениям.

Иначе от своих детей ничего, кроме вечного противостояния и войны ожидать не стоит. Взрослые должны проявить чуткость и предупредительность в своих действиях, нужно избегать необдуманных срывов гнева и агрессии на своего ребенка, даже если он сам раздул конфликт из-за расхождения во взглядах. Помогая ребенку справиться с трудностями, не ругайте обидчиков, а постарайтесь выяснить, почему он в такой ситуации оказался.

Главное — наладись с подростком доверительные отношения

Наибольший комфорт в этот период будет ощущаться у детей, выросших в семьях, где дети избавлены от чрезмерной родительской опеки, в отношениях ощущается тепло и понимание вместе с ясными, совместно прорабатываемыми правилами, строгим контролем над их выполнением. Родители имеют право контролировать выбор профессии и дополнительных занятий их ребенка, а эстетические предпочтения могут исходить от сверстников. Предоставьте это им. И ни в коем случае не ставьте себя выше своего ребенка, избегайте высокомерия при общении с ним, тогда и пережить этот период будет намного легче.

Источник:
Основные моменты кризиса в психологии подростка 12-13 лет
Почему после 10 лет начинает менятся поведение детей ??. Почему не нужно паниковать ?? родителям и как ??понять своего ребенка.
http://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-podrostka-12-13-let.html

Психология подростка 12-17 лет

Психология подростка 12-17 лет. Портал о психологии «Семейная вселенная»

О проблемах подросткового возраста наслышаны все. Родителей волнует появившаяся грубость, несдержанность, замкнутость или, напротив, постоянное «пропадание» из дома. Учителя жалуются, что старшеклассники «ничего не хотят» и совершенно их не слушают, а сам подросток в это время страдает от непонимания и одиночества.

Основные потребности подростка

1. Отделиться от родительской семьи, проявить свою автономность. Взросление подразумевает приобретение собственного опыта – именно поэтому подросток так спешит «набить шишки» и не хочет руководствоваться опытом родителей. Пробуя и ошибаясь, он должен научиться принимать решения, опираясь только на себя, и нести за них ответственность. Возможно, в результате окажется, что самые верные решения очень похожи на те, что предлагались родителями, но – подросток должен сам до этого дойти.

В любом случае родителям стоит помнить: даже если ребенок ведет себя замкнуто, обособленно, в подростковом возрасте ему особенно важно одобрение и понимание со стороны значимых взрослых. В ваших силах сделать так, чтобы «отделение от пуповины» родительской семьи произошло без особых конфликтов и драм. А помочь в этом могут психологи нашего портала.

Более 100 опытных психологов нашего портала готовы прийти к вам на помощь прямо сейчас:

Источник:
Психология подростка 12-17 лет
Психология подростка: как научиться его понимать? Что говорят опытные психологи об основных потребностях ребенка в этом возрасте?
http://www.video-psiholog.ru/deti_i_podrostki/psihologiya_detey_i_podrostkov/psihologiya_podrostka

Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков Текст научной статьи по специальности — Психология

Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Леонтьева Александра Владимировна, Шарудилова Анна Сергеевна

В работе представлены результаты эмпирического исследования психологических трудностей подростков. Выявлены причины этих трудностей. Указывается, что подростки, испытывающие психологические трудности , нуждаются в особом внимании социального педагога, психолога, преподавателей и родителей.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Леонтьева Александра Владимировна, Шарудилова Анна Сергеевна,

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков»

?УДК 316.62 ББК 88.83 Л 47

А.В. Леонтьева, А.С. Шарудилова

Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков

В работе представлены результаты эмпирического исследования психологических трудностей подростков. Выявлены причины этих трудностей. Указывается, что подростки, испытывающие психологические трудности, нуждаются в особом внимании социального педагога, психолога, преподавателей и родителей.

Психологические трудности; подростковый возраст; проблемы подростков.

Целый ряд научных исследований говорит о том, что каждый человек, независимо от возраста, сталкивается с психологическими трудностями. Наиболее остро и тяжело их переживают именно подростки, недаром этот возраст называют трудным, что подчёркивает актуальность .

всех областях жизнедеятельности подростка, перестройки в организме вызывают непривычные ощущения и пере, , создаёт значительное напряжение (3; 4; 6 и др.). В исследованиях, посвященных психологии подростков (1; 2; 5 и .) , -ждается возникновением психологических проблем. В то ,

в данном возрастном периоде довольно ограниченны и .

частично восполнить этот пробел.

Под «педологическими трудностями» мы будем понимать некое состояние, отражающее внутренние психологические переживания субъекта по поводу возникшей в данный момент значимой проблемы. Термин «пси» -« ».

« », . . и ОБ. Паненко, подчеркивает наличие у субъекта актуальных психологических трудностей, связанных с переживанием им в данный момент сложных для него жиз-(6).

В эксперименте по исследованию психологических трудностей подростков принимали участие 102 подростка (43 мальчика и 59 девочек) из которых учащимися СОШ №3 г. Майкопа являются 37 человек (15 мальчиков 22 ), 9 . , —

ского района, Краснодарского края — 65 человек (28 мальчиков, 37 девочек). Средний возраст подростков составил 14 . .

Для достижения цели данного исследования нами был модифицирован опросник ОБ. Паненко, АЛ. Та, -,

наиболее подходящие для него. Таким образом, мы смогли выявить основные трудности, которые субъективно

щимися являются трудности в общении с другими людь-. 13-15

, -страх перед контрольными работами (86,2% упомина-), , -(82,8%).

вызывают и физиологические изменения в организме, всё больше возрастающая импульсивность, часто меняющееся настроение и т.п. Особый интерес для нашего исследования представили трудности, испытываемые подростками в коммуникативной сфере. Результаты опроса показа,

в общении со взрослыми (59,6%) и в общении с братьями и сёстрами (43%). Причём, в основном, эти трудности были отмечены подростками, проживающими в сельской местности. Главный источник этих проблем, по мнению

ния о его переживаниях, мотивов тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Ещё хуже на развитии личности молодого человека сказывается его непринятие-отвержение либо безразличие родителей.

Данные нашего исследования показывают, что чаще всего подростки связывают причины своих трудностей: с чрезмерным контролем родителей — 41,6% девочек, 28,1% мальчиков; со сложностью учебной программы — 40,1% девочек, 17% мальчиков; с собственными чертами характера — 32% девочек, 13,9% мальчиков; с недостаточной эмоциональной поддержкой — 11,5% девочек, 12,8% мальчиков; с собственным поведением, дисциплиной -7,3% девочек, 14,3% мальчиков; с отсутствием друзей -7,7% , 11,4% . , —

стки обращаются за посторонней психологической помощью довольно редко (15,4%). Если же и обращаются, то к друзьям — 42,4%, к матери — 38,2%, к отцу — 15,4%, к — 14,6%.

всех опрошенных только мальчики, к матери — в основном девочки. Можно констатировать, что большинство современных подростков предпочитают держать все свои « » .

Корреляционное исследование проводилось с помощью метода ранговой корреляции Спирмена (г8) при помощи компьютерной программы 8Р88 13.5. Достовер-

гость подтверждалась тем, что нами учитывались связи на уровнях р>0,01 и р>0,05 вровень значимости указыва-

Субъективное признание психологических трудностей подростками у себя связано с фиксацией ими проблем в общении с родителями (г=0,24; р<0,02); с сиблин-гами (г=0,24; р<0,02) и с друзьями (г=0,20; р<0,05). Наличие психологических трудностей у подростков также оказалось связано с неудовлетворённостью респондентами своей внешностью: ростом (г=0,31; р<0,01; проблемами с кожей (г=0,21; р=0,04), а также неуверенностью в себе (г=0,20; 0,05)

Нами были выявлены основные причины появления трудностей в общении с братьями или сёстрами, это —

0,02); -дания (г=0,40; р<0,01; ощущение подростком своей

братьев или сестёр (г=0,30; р<0,01, а также вследствие то,

Результаты корреляционного исследования показы, -нуть при наличии других проблем (г=0,20; р<0,05); ощущения собственной непривлекательности (г=0,27; р<0,01), ,

(г=0,26; р<0,01); неуверенности в себе (г=0,31; р<0,01); проблем в отношениях с родителями (г=0,21; р<0,01); осознанием наличия у себя негативных черт характера (г=0,37; р<0,01). Также трудности в общении с друзьями могут появиться в связи с тем, что подросток не считал необходимым делиться с ними своими переживаниями (г=0,40; 0,01).

Причинами появления трудностей в общении с противоположным полом могут служить: недостаточная

нических заболеваний (г=0,32; р<0,001); ощущения: соб-

шенной утомляемости (г=0,34; р<0,01); снижения работоспособности (г=0,32; р<0,01). Трудности в общении с родителями у подростков возникают тем чаще, чем чаще :

(г=0,21; р<0,04), наличие других трудностей (г=0,24;

0,01), -роны родителей (г=0,21; р<0,04), вследствие того, что подросток не считал, необходимым обращаться за психологической помощью к кому бы то ни было (г=0,23; р=0,02), либо ему было стыдно просить помощи (г=0,23;

Трудности в общении с другими взрослыми связаны с ложными представлениями подростков относительно , —

воду изменений во внешности (r=0,22; р<0,03); с тем, что подросток не достаточно серьёзно подходит к выбору будущей профессии (r=0,40; р<0,03). Была выявлена следующая закономерность: чем больше у молодого человека нарастает субъективное переживание чувства устало,

взрослыми (r=-0,22; р<0,03).

, , плохой успеваемостью в школе, могут появиться в результате наличия неудовлетворительного поведения (r=0,21; р<0,04). Чем более развита неуверенность в себе, тем большее количество психологических трудностей (r=0,20; р<0,05) перечисляли подростки. Чем сильнее ощущается подростком недостаточная эмоциональная ,

с братьями или сёстрами (r=0,31; р<0,01), с противоположным полом (r=0,22; р<0,02), с родителями (r=0,21;

Проведенное исследование позволяет сделать сле-:

Значимых различий в переживании трудностей психологического характера у сельских и городских подростков нами обнаружено не было, что указывает на их универсальный» характер и, прежде всего, психологиче-.

Результаты нашего исследования показали, что в подростковом возрасте чаще всего возникают трудности в .

стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой

наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов и т.п. Эти подростки нуждаются в особом внимании социального педа-, , , -тельствует о перспективах работы в данном направлении.

Описанные выше психологические трудности и особенности подростков требуют дополнительного исследования детерминирующих их факторов и могут быть применены в практике оказания профессиональной психоло-го-педагогической помощи подросткам. Основными задачами подобной службы должны стать: повышение психологической грамотности подростков через знакомство с собственными психологическими особенностями и гармонизацию развития личности (через осознание ими самими собственных психологических проблем, адеквати-зацию их самовосприятия и, прежде всего, развитие ком). -ной раз подтверждает необходимость создания специальной службы помощи подросткам.

1. Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М.: Ноосфера, 1999. — 269 с.

2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

3. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 992 с.

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 656 с.

5. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. — М.: Мир, 1994. — 319 с.

6. . ., . . -денток вузов // Сборник статей «Иотефативный подход к

психологии человека и социальному взаимодействию людей». — Майкоп: ООО <^КС», 2006. -С35-44.

7. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1989.

Источник:
Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков Текст научной статьи по специальности — Психология
В работе представлены результаты эмпирического исследования психологических трудностей подростков. Выявлены причины этих трудностей. Указывается, что подростки, испытывающие психологические трудности, нуждаются в особом внимании социального педагога, психолога, преподавателей и родителей.
http://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskoe-issledovanie-psihologicheskih-trudnostey-podrostkov

COMMENTS