Психологическое развитие детей

Психологическое развитие детей

15 февраля 2018

У женщин и детей руки бывают очень холодными намного чаще, если сравнивать с мужчинами. Ученые недавно обратили внимание на этот факт и провели специальное исследование, чтобы определить природу .

12 февраля 2018

Как правило, люди недооценивают значимость периода, когда происходит зачатие малыша. Тем не менее, этот показатель очень важен, утверждают ученые. На протяжении 12 лет эксперты проводили .

10 февраля 2018

Если у женщины диагностирован сахарный диабет, то с большой вероятностью менопауза у нее наступит раньше. Во всяком случае, в существовании такой закономерности убеждают немецкие ученые, отмечая, что .

16 февраля 2018

Грейпфрут является настоящим кладезем полезных микроэлементов, витаминных комплексов, минералов, фруктовых кислот и эфирных масел. Доказано, что грейпфрут отлично справляется с такой .

Диеты Автор: Эльвира Гиляева

16 февраля 2018

Сколько времени мама бы не кормила своего малыша грудью, все же, в определенное время, перед ней встает вопрос, как отлучить от груди ребенка. При этом каждой женщине хочется провести .

Справочник > Справочник Автор: Марина Степанюк

16 февраля 2018

Песок в желчном пузыре (билиарный сладж) определяют, как наличие в пузырной желчи вязко взвешенного осадка мелких частиц (кристаллов). Это состояние, по сути, является предкаменной стадией .

Диеты Автор: Владимир Конев

Общие сведения Увеличение косточки на большом пальце ноги и образование на ней шишки отмечают многие люди, изначально полагая, что это, прежде всего, эстетическая проблема. Но на самом деле .

Что это такое? Скрипение зубами по-другому в медицине называют бруксизмом. Этот симптом приносит определенные неудобства пациенту и вызывает много вопросов у врачей, которые пытаются найти причины .

Болезни > Стоматология Автор: Марина Степанюк

Общая информация Ринит или в простонародье насморк – это довольно распространенное недомогание, которое часто встречается как у взрослых, так и у детей. По своей физиологической сути ринит – это .

Общие сведения Если у человека постоянно мерзнут ноги, как правило, такое состояние для него постепенно становится привычным, и он не воспринимает это явление, как нечто настораживающее. Как правило .

Симптомы > М Автор: Марина Степанюк

23 декабря 2017

Общие сведения Человеческий голос образуется как звуковые волны, появляющиеся во время прохождения воздуха сквозь гортанную голосовую щель, когда голосовые связки сомкнуты. Голос у человека низкий .

Симптомы > О Автор: Марина Степанюк

Общие сведения Если у человека проявляется постоянная сонливость, он чувствует себя очень усталым, постоянно хочет отдохнуть или, хотя бы, ничем не заниматься. Вполне естественно, что каждому, кто .

Симптомы > П Автор: Марина Степанюк

В 1 г препарата содержится феназола (40 мг) и лидокаина гидрохлорида (10 мг). Натрия тиосульфат (1 мг), глицерол (709 мг), этанол (221.8 мг), вода (18.2 мг) — вспомогательные компоненты .

Лекарства > Для ушей Автор: Владимир Конев

Таблетка содержит 400 мг Бета-аланина (торговое название препарата Клималанин). Дополнительные компоненты: крахмал из пшеницы; гидратированная форма кремния; пальмитил стеарат глицерина .

Лактазар для взрослых содержит: фермент лактазу (более 3450 МЕ в 1 капсуле); мальтодекстрин; стеарат Mg. Лактазар детский содержит фермент лактазу в количестве 700 МЕ и более на 1 капсулу и .

Токсинами называются яды биологического происхождения. Токсинология – это наука о таких ядах. Выработка токсинов в человеческом организме может происходить в результате множества .

Периферическая нервная система, или сокращенно ПНС, это система, которая соединяет конечности и органы с центральной нервной системой. Нейроны данной нервной системы находятся за .

Парез представляет собой ослабление произвольно возникающих движений, что стало результатом нарушения деятельности двигательных центров головного и/или спинного мозга, периферической .

Девятый месяц беременности – наиболее эмоционально насыщенный для каждой будущей мамы период, ведь после него на горизонте уже виден финиш .

Общие сведения Лейкоциты – что это такое? Ответ на вопрос «что такое лейкоциты?» не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Если говорить .

Общие сведения Противокашлевые лекарственные средства врачи назначают пациентам, страдающим бронхитами, ОРВИ или влажным кашлем, при котором плохо .

[email protected]: Отличный препарат для похудения, пью чуть меньше двух месяцев на весах минус 16.7 кг .

Любовь: Не понимаю, почему такая стоимость препарата, очень дорого. Когда же наведут порядок в .

Анастасия: здравствуйте мне очень срочно нужен хинин. как можно заказать с доставкой в Беларусь .

Сергей: Доверяю только Вилдегре. Эти таблетки, кстати, на основе силденафила с пролонгированным .

Все материалы, представленные на сайте, носят исключительно справочный и ознакомительный характер и не могут считаться назначенным врачом методом лечения или достаточной консультацией.

Администрация сайта и авторы статей не несут ответственности за любые убытки и последствия, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Психологическое развитие ребенка

Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка», по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии.

Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Штерн, К. Левин, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Сначала задача возрастной психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения, которая привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину. Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

В настоящее время интенсивно разрабатывается новая стратегия исследования — стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами, которой мы обязаны Л. С. Выготскому. Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз — от деятельности к функции.

Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования.

Концепция учебной деятельности — исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни — путем создания экспериментальных школ.

В этой работе мы попробуем рассмотреть и сравнить более детально основные концепции и теории развития психики, принадлежащие отечественным и зарубежным психологам, начиная с теории рекапитуляции С. Холла и психоаналитической теории З. Фрейда и до теорий и концепций психологов современности.

1. Био- и социогенетические концепции развития психики

Биогенетическая теория обращает основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально – психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов.

Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституциональной психологии». Так, Э. Кречмер и Э Йенш, разрабатывая главным образом проблемы типологии личности на основе некоторых биологических факторов (тип телосложения и т. п.), предположили, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то связь. Э. Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный (легко возбудимый, непосредственный, крайне неустойчивый по настроению), а на другом – шизоидный (замкнутый, неконтактный, эмоционально скованный) типы. Последователь Кречмера К. Конрад предположил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям, например, предподростковый возраст с его бурными вспышками соответствует циклоидным периодам, юность с ее тягой к самоанализу – шизоидным.

Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития. Это имеет важное значение для психофизиологии. Однако попытки понять закономерности развития психики исходя только из биологических законов, естественно не увенчались успехом. Они недооценивают роль социальных факторов развития и переоценивают его единообразие. В большинстве случаев типичный для биогенетического подхода акцент на органическом характере процесса развития сочетается с какими-то другими положениями.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми. Так, К. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды. Однако, свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Левин связывает психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна. Ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его общесоциальные детерминанты, такие, как социальное происхождение, род занятий, общие условия развития.

Общая черта био- и социогенетического подхода к развитию психики состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают главным образом во внепсихических факторах. В первом случае акцент делается на биологических процессах, происходящих в организме, во втором – на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность.

2. Психоаналитическая теория З Фрейда

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.

Личность, по 3. Фрейду, — это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, он выделяет несколько стадий — стадий психического генеза в течение жизни ребенка.

Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии — рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Источники:
Психологическое развитие детей
На нашем медицинском портале Вы найдете все о симптомах и лечении болезней, о популярных лекарствах, а также сможете прочитать о том как оставаться здоровым
http://medside.ru/
Психологическое развитие ребенка
Био- и социогенетические концепции. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского. Концепция Д. Б. Эльконина.
http://mirznanii.com/a/204966/psikhologicheskoe-razvitie-rebenka

COMMENTS