Психологическое развитие детей

Психологическое развитие ребенка

Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка», по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии.

Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Штерн, К. Левин, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Сначала задача возрастной психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения, которая привела к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину. Для решения этих задач психологи использовали стратегию естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

В настоящее время интенсивно разрабатывается новая стратегия исследования — стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами, которой мы обязаны Л. С. Выготскому. Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз — от деятельности к функции.

Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования.

Концепция учебной деятельности — исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни — путем создания экспериментальных школ.

В этой работе мы попробуем рассмотреть и сравнить более детально основные концепции и теории развития психики, принадлежащие отечественным и зарубежным психологам, начиная с теории рекапитуляции С. Холла и психоаналитической теории З. Фрейда и до теорий и концепций психологов современности.

1. Био- и социогенетические концепции развития психики

Биогенетическая теория обращает основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально – психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов.

Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституциональной психологии». Так, Э. Кречмер и Э Йенш, разрабатывая главным образом проблемы типологии личности на основе некоторых биологических факторов (тип телосложения и т. п.), предположили, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то связь. Э. Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный (легко возбудимый, непосредственный, крайне неустойчивый по настроению), а на другом – шизоидный (замкнутый, неконтактный, эмоционально скованный) типы. Последователь Кречмера К. Конрад предположил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям, например, предподростковый возраст с его бурными вспышками соответствует циклоидным периодам, юность с ее тягой к самоанализу – шизоидным.

Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития. Это имеет важное значение для психофизиологии. Однако попытки понять закономерности развития психики исходя только из биологических законов, естественно не увенчались успехом. Они недооценивают роль социальных факторов развития и переоценивают его единообразие. В большинстве случаев типичный для биогенетического подхода акцент на органическом характере процесса развития сочетается с какими-то другими положениями.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми. Так, К. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды. Однако, свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Левин связывает психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна. Ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его общесоциальные детерминанты, такие, как социальное происхождение, род занятий, общие условия развития.

Общая черта био- и социогенетического подхода к развитию психики состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают главным образом во внепсихических факторах. В первом случае акцент делается на биологических процессах, происходящих в организме, во втором – на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность.

2. Психоаналитическая теория З Фрейда

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.

Личность, по 3. Фрейду, — это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, он выделяет несколько стадий — стадий психического генеза в течение жизни ребенка.

Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии — рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Психологическое развитие детей

Психологическое развитие детей — успехи и дефекты.

Никто из современных культурных людей теперь уже не станет подвергать сомнению тот факт, что в развитии человеческого индивида именно детство играет основополагающую роль. Действительно, именно в детстве мы приобретаем те устойчивые знания, умения и навыки, которые, дополняя генетически обусловленные черты характера, затем всю оставшуюся жизнь обусловливают наше ежедневное поведение, настроение, отношения, выбор поступков и даже судьбы в целом.

В данном сообщении мы поговорим о том, как именно происходит развитие психологии человека в детстве.

Все развитие психологии ребенка (от рождения и до совершеннолетия) можно разделить на несколько ступенек. Разные авторы выделяют различное их количество. Мы выделим их пять, подобно тому, как это сделал выдающийся американский психолог Эрик Эриксон. Так же, многие (не все) идеи нашей статьи будут соответствовать положениям, выдвинутым Эриксоном в его теории развития.

Первая — от рождения до 1 года

Вторая — от 1 года до 3 лет.

Третья — от 3 лет до 6 лет

Четвертая — от 6 до 12 лет.

Пятая — от 12 до совершеннолетия.

Забегая вперед, опишем «ценный конечный продукт» успешного прохождения всех пяти ступенек. Для этого представим себе образ молодого, но уже, во многом — взрослого человека с достаточно усвоенными основными социальными ролями. Благодаря этому, он способен выбирать себе жизненный путь и достигать успехов в личной и деловой сферах, то есть в итоге стать успешным , здоровым и счастливым человеком. И вот еще штрихи к данному портрету: достаточно уверенный в себе и в меру доверяющий людям; самостоятельный в выборе пути из нескольких жизненных альтернатив; ответственный за принятие собственных решений; инициативный в планировании жизни; трудолюбивый, образованный, компетентный в сфере социальной коммуникации.

Ну как, уважаемые родители, нравится образ?

Хотите своих чад видеть в итоге такими?

Если да, то вам будет сейчас интересно и важно узнавать, как именно такой ценный конечный результат получается, ценой каких усилий и путем прохождения каких ступеней.

Там, где речь идет о результате какой либо деятельности или , иначе говоря — «Ценном конечном результате» (данное выразительное понятие взято у Р. Хаббарда), уместно поговорить о «сырье», то есть в нашем случае — о некоем начальном состоянии психического аппарата ребенка.

Психика новорожденного — есть, в свою очередь, результат взаимодействия генетических программ и условий бытия плода в утробе матери.

Предположим, что гены — без дефектов, плод развивается без уродств и психический аппарат биологически нормален, также предположим, что мама не курила, не пила, не нервничала избыточно, пока вынашивала плод, не поднимала непосильные тяжести. И по выше перечисленным причинам плод находился все 9 месяцев в комфортной среде околоплодных вод, словно в невесомости, по пуповине через плаценту из организма матери подавался кислород и все необходимые питательные вещества. Плоду ни о чем не надо было беспокоиться, все давалось в нужном количестве и во время.

Процесс рожденья прерывают данный внутриутробный «рай». Вначале мышцы матки (в процессе схваток и потуг) сжимают ребенка и толкают к выходу на Свет Божий. Только этот выход узок и сквозь него еще надо плоду суметь протиснуться и не пострадать непоправимо. Особенно должна не пострадать головка плода, которая все равно, в любом случае, хоть чуть — чуть, но деформируется, и поэтому роды — все равно — сильнейший стресс, испытание!

Еще один стрессовый фактор — сразу после родов, как только перерезается пуповина, возникает необходимость(жизненная) новорожденному дышать самостоятельно, ведь кислород через мамин организм больше не поступает, а не дышать человек может считанные десятки секунд, затем, как известно, наступает удушье и смерть. Задышал, предположим, справился!

Вопрос дальнейшего благополучия новорожденного -это вопрос- в какие условия он попадет. Будет ли он окружен заботой спокойной, не нервной, не тревожной мамы? Будет ли даваться ему регулярно грудь, или он будет «искусственник»? Достаточно ли часто ему будут меняться пеленки или задерганная уставшая мать будет даже, порой, не в силах подойти в ответ на его плач? До 1 года ребенок, что называется, должен быть как следует «пролюблен», «прозабочен»! И лучше, если это будет делать родная мама, одна. А не всевозможные няньки, бабушки, воспитательницы, даже если их будет несколько.

Из всего этого периода развития ребенок выносит как результат, как первый в жизни суперприз, ощущение базового доверия миру. Ощущения мира и себя как части этого мира как нечто весьма благополучного. Оговоримся, что ребенок приблизительно до года, а то и до более позднего периода не отделяет себя от мира, эго ребенка еще не сформировано, позже он именно с помощью эго будет осознавать себя как отдельную от мира сущность, будет отдельно оценивать мир и себя. Особенно это умение форсировано развивается с возраста 3 лет, в период так называемого «Эдипова кризиса», но об этом — позже.

Подводя итоги рассуждений о первой ступени развития ребенка, отметим главное: приобретениями периода развития от рождения и до одного года является вера в благополучие мира и в себя и надежда на то, что временные периоды отсутствия тех или иных благ преходящи и, что мир обязательно откликнется на призыв о помощи и даст все необходимые для жизни ресурсы.

Соответственно, дефектом развития, характерным для данного периода следует считать то, что ребенок воспринимает мир как грозное, устрашающее место, поэтому — сколько не взывай о помощи — ее, вероятнее всего — не будет все равно. И как только ребенок чуть начинает осознавать свое «Я», он все больше уверяется в недостойности, собственного этого «я», ведь мир (в первую очередь — мама) не удостаивает его столь даже необходимого внимания, ласки, сухости пеленок, своевременного питания, спокойствия, любви. Там, где должно быть усвоено доверие и надежда, усваивается недоверие страх, отчаяние, комплекс собственной неполноценности.

Могу свидетельствовать лично, что комплекс неполноценности не такое уж редкое явление, беспокоящее наших граждан, так как в рамках моей психотерапевтической практики приходится еженедельно помогать клиентам преодолевать как само ощущение и понимание неполноценности, так и его последствия.

Родителям ( в том числе — мамам) нынешних клиентов психотерапевтов практически по всей России было не очень то до детей по совершенно объективным причинам, связанным с необходимостью выживать, большую часть времени посвящая работе.

Да и выгодно было тоталитарному режиму иметь в обществе побольше тревожных, подчиняемых, внушаемых индивидов, которыми проще управлять.

Теперь — другая эпоха! И современные люди все больше понимают то, что от комплекса неполноценности, чрезвычайно мешающего во многих ситуациях общения и деятельности, необходимо как можно быстрее избавляться!

Вторая ступенька развития ребенка — это период от 1 года до 3 лет.

Но ведь ребенок, действительно, везде залазит и тем самым доставляет родителям уйму хлопот. Как тут быть?! Не знаем точно, как именно вы, уважаемые родители, выкрутитесь из данной дилемы. Подойдет пословица: «Сделать так, чтобы волки были сыты и овцы целы». Возможно — это решение родителей о том, что материальные жертвы в этот период неизбежны (просыпанная крупа, оторванные от ноутбука клавиши и прочее. ), и что это все — плата за его, ребенка будущую самостоятельность. Ох, трудно быть таким философом — в «шкуре» родителей! Где — то и сорвешься на крик. В итоге — вольно или невольно напугаешь — и не раз свое родное чадо. Вопрос, видимо, должен состоять в том, чтобы стараться минимизировать этот вред, который ты сам можешь причинить психике ребенка, заранее зная, что вовсе не причинить его — сложно, практически невозможно. Ведь, с другой стороны, никто с нас, родителей, не снимал ответственность за то, чтобы мы прививали детям соответствие социальным нормам, через послушание. Если ничего не запрещать и ни в чем ребенка не ограничивать — он и не будет потом знать никаких границ, пределов — вырастет «беспредельщиком» — в худшем смысле этого слова. Здесь, видимо, важна «золотая середина», мера: как для ограничений и санкций, так и для разрешений, попущений, прощений.

У известного психолога В. Леви есть прекрасные поэтические строки, адресованные родителям:

Не пугайте малыша

От него уйдет душа

Убежит в подземный сад

Не найдет пути назад

Станет взрослым и большим

Будет сам себе чужим

И от счастья убегать

И своих детей пугать

Добавлю к этим чудесным словам вот что: воспитать ребенка и ни разу его напугать — вольно или невольно — мне представляется немыслимым, если ты не святой и не ангел и не живешь в раю. Релистичнее здесь, в земном противоречивом социуме воспитательная задача может состоять в том, чтобы каждому родителю понимать, задумываться над собственными воспитательными действиями и осознавать, что воспитание ребенка сравнимо, порой, с ходьбой по канату — крен опасен как в одну , так и в другую сторону, спасительна лишь середина — «золотая»!

И все же для данного нежного детского возраста, так и хочется верить, что предпочтительнее некоторые уклонения в сторону дачи ему свободы, насколько только возможно — для каждого родителя, для каждой семьи; насколько эта свобода, даруемая нами собственному чаду будет «сходить всем нам с рук», и чтобы самому чаду потом — «боком не вышла». (Да еще бы уметь заглядывать в будущее — что ему будет на пользу, а что — на вред!)

Итак, ценное приобретенье второй стадии — это нарождающийся баланс между самостоятельностью и личностной свободой (поведенческой и творческой) и пониманием-ощущением границ и пределов земного, и, в частности — социального — бытия.

Дефектом воспитания для данного периода следует считать отсутствие или недостаток личностной самостоятельности, автономии, развитой силы вли, и взамен самостоятельности привитые чувства избыточной стыдливости и сомненья в правильности собственных действий.

Другим видом дефекта данной стадии развития можно рассматривать склонность индивидом игнорировать даже очевидные и социально ценные пределы индивидуального поведения и как следствие этого — эгоцентризм, поведенческая «беспредельщина», склонность к экстремизму.

Следующая, третья ступенька в развитии ребенка — возраст от 3 до 6 лет. Это период детских игр и забав, только игры эти не имеют такого уж несерьезного значенья, как для нас — взрослых. Игры направлены на выработку навыков социального поевдения. Вспомним девчачьи «дочки — матери», «в магазин», «в больницу» и мальчишечьи: «в солдатиков», «в войнушку», представляют себя крановщиками, экскаваторщиками, директорами, летчиками и т д. Иными словами — впервые дети примеривают на себя и репетируют взрослые роли.

Еще в период от 3 до 6 лет окончательно определяются и психологически закрепляются половые роли и половая принадлежность в целом. Данные процессы, называемые процессами половой идентификации, протекают зачастую не без кризиса. Для данных кризисных явлений и периодов в фрейдовском психоанализе придуманы свои названия: это Эдипов период — для мальчиков и период Электры — для девочек.

Был, говаривают, мифический царь — Эдип, который влюбившись в собственную мать, ради обладания ею убил собственного отца.

Суть эдиповых переживаний для ребенка аналогична сюжету мифа и считается в научной психологии неизбежной закономерностью. Только все практически всегда остаются живы.

Мальчик посоперничает несколько месяцев с папой за право обладать вниманием мамы, иногда — за право «делить с ней ложе», то есть в постели с мамой побыть, полежать, ночь поспать, даже папу из постели постараться вытеснить (например, под предлогом того, что сам, один спать боится и т д., капризы устраивает те или иные.).

Одновременно мальчишки при всей внешней неприязни к отцу, соперничании с ним, не перестают его любить и уважать, более того, отец все больше становится для мальчика предметом подсознательного подражания, копирования мужественного поведения.

Причем, мальчикам, возможно, в чем то проще бывает, чем девочкам проходить через Эдипову стадию, так как предмет обожания для мальчиков так и не меняется, грудничок — мальчишка в стадии «ротовой любви» (орального либидо) любил мамину грудь и маму в целом вместе с ее грудью, затем просто осознается все больше соперничество с отцом в этой любовной детской связи с мамой. В этом и суть Эдипова конфликта.

Ну а для девочки предстоит перенаправить свою первую детскую тренировочную любовь на папу, продолжая маму любить и уважать как предмет для сравнения с собой, и себя многократно сравнивать с мамой, и копировать сценарий женственного поведения с мамы. И даже, порой, бороться с мамой за право обладания папой, но у девочек эта борьба протекает помягче, иногда для внешнего наблюдателя не заметно.

И, повторимся: корме данных сценариев (Эдипова и Электры) ребенок 3-6 лет проигрывает-примеривает-усваивает еще много различных в последствие чрезвычайно важных сценариев и ролей.

Дело родителей — в плане помощи ребенку в деле разрешения Эдиповой проблематики — деликатно дать понять ребенку, что, все же, папа принадлежит маме, а мама — папе.

В деле родительского «сопровождения» игр, забав — мудрое поощрение детей за сам факт их инициативности в игре, за их нарождающуюся способность инициировать игру и выбирать сценарии. С другой стороны — ограничение, также мудрое — в вариантах игр, опасных для людей и самого играющего — забавляющегося.

Ценный конечный результат данной ступени развития ребенка — способность проявлять инициативу и выбирать цели, также уменье их достигать.

Главным , характерным для данной стадии развития, дефектом в развитии ребенка следует считать слишком обширное или даже в ряде случаев — тотальное чувство вины.

Такой «подарочек» дети получают от родителей в том случае, если те детей избыточно часто порицают за несоответствие тем или иным родительским ожиданиям и недостаточные поощрения за успехи в их деятельности. Действительно, родителям с «высоты» их взрослого опыта, порой, бывает сложно разглядеть в играх и забавах детей серьезные для них, детей, достижения, успехи. И, одновременно, сложно усталым, измученным работой родителям сносить их шалости и забавы. И если ограничивать — то — действительно мудро.

Ранний школьный период — это четвертая ступень развития ребенка.

Ребенок, будучи вовлеченным в учебную деятельность, приобретает компетентность в целом ряде социально значимых областей, которые можно сгруппировать в некие два пространства: знания по предметам и компетентность в области установления, поддержания и выстраивания отношений.

Занятия по предметам, дополнительно к специальным знаниям, осваивают навыки познавательной деятельности как таовой и навыки логического мышления. Также, благодаря школьным занятиям, выполнениям домашних занятий и , возможно, занятиями спортом и прочими формами внешкольных занятий, формируется такая важная черта , как трудолюбие.

Компетентность в области установления и ведения отношений тесно связана с такими навыками, как навык понимания эмоций — окружающих людей и своих собственных. И, также — навык управления эмоциями — собственными и, по возможности — влияние на эмоции других людей — партнеров по общению.

В данный период становится особенно важным в плане формирования определенных качеств личности влияние не только родителей на ребенка , но и учителей, тренера, все возрастающее взаимное влияние сверстников друг на друга — дурное и доброе — разное.

При появлении в поле зрения той или иной яркой личности, способной произвести на ребенка яркое впечатление — из числа наставников или сверстников может появится стремление (чаще — подсознательное) копировать с нее поведение (дурное, опять же или доброе — не всегда бывает важно, особенно при слабости родительской харизмы и способностей родителей — увлечь ребенка собственным примером.

Главными приобретениями данной ступени являются компетентность (в смысле, повторимся — научных, логических и коммуникативных навыков) и трудолюбие.

Главные, соответственно, дефекты данной стадии — некомпетентность и , как следствие — чувсто собственной неполноценности (особенно, если это касается дефицита навыков общения и порождаемого этим — дефицита опыта успешных отношений), лень, жизненная пассивность.

Пятая, венчающая-завершающая детство — ступень.

Это подростковый или переходный период.

Что значит — «подросток»? Это значит — ребенок подрастает, превращается из дитяти во взрослого индивида. «Переходный» — буквально и означает — переход от детства во взрослость. Под воздействием половых гормонов бурно меняется тело. При этом внешние формы и размеры тела в своем росте опережают внутренние органы. Физиология , порой, буквально не поспевает за внешними изменениями. Например,практически всегда отстает в росте сердечно — сосудистая система. Отсюда нередкими бывают всевозможные вегето — сосудистые дистонии. Да и общая способность к адаптации и стрессоустойчивость в данном возрасте — снижены. Поэтому стрессы и всевозможные расстройства адаптации — также нередкие «гости» в данный период. Депрессии (доходящие иногда до суицидальных попыток) — даже по причине, кажущейся для взрослых не такой уж значительной — также весьма вероятны.

Поведение подростка отличается раздражительностью, ершистостью, конфликтностью.

Взрослые инициативы и предложения — даже весьма разумные — подросток часто принимает в штыки. Напротив, настаивает часто на собственной точке зрения, какой бы неадекватной она ни была — с позиций «здравого смысла» взрослого человека. Действительный же, внутренний смысл данных протестов самоутвердиться — любой ценой! Это для подростка — еще как важно! Пусть даже ценой не очень адекватных действий, ценой подвергания себя серьезным опасностям (наркотики, криминал, суицид и проч.).

И вот на фоне сниженных адаптационных способностей и очень противоречивого поведения перед подростком стоят особенные по важности и огромные по объему задачи личностной трансформации. Их можно сравнить со вторым рожденьем, только теперь уже не биологическим, а социальным рожденьем, рождением Взрослого человека.

И вот что именно подросток призван (самими Законами Развития данного периода — призван) сотворить с собой: собрать воедино все приобретения всех предшествующих периодов развития и сложить из них несколько важнейших социальных ролей, которые ему так скоро понадобятся при старте во взрослость , да и важны прямо по ходу самого периода. Это роли Мужчины и Женщины — нежных, любящих, способных выстраивать близкие отношения с существом противоположного пола (данные роли, зарождаясь как целостные и взрослые в подростковости, будут шлифоваться в более поздние периоды). Это роль студента и будущего сотрудника на будущей работе (закладываются основы данной роли). Это роли взрослеющего уже Сына, Дочери — с необходимостью постепенного, поэтапного отделения от родителей — психологического и экономического.

Это, возможно, еще какие — то важные для жизненной адаптации и творческого самовыражения роли.

И каждой роли должен соответствовать достаточно усвоенный ролевой сценарий, конечно же включающий в себя, трудолюбие, компетентность, инициативность, способность ставить цели и находить пути достижения их, достаточная самостоятельность, и — конечно же — достаточно крепкое ядро адекватно позитивного отношения к себе и к миру.

Соответственно, дефектами развития подросткового периода являются смешение ролей, путаница сценариев, недостаточная наполненность ролевых сценариев выше перечисленными личностными качествами.

Трудно, порой, очень трудно доводится родителям сопровождать в его развитии «кризующего» подростка. Терпеть его «выходки», направлять в сторону адекватного поведения, страховать при соприкосновении с опасностями. Не поссориться, не потерять доверие. Сохранить дружеские, но без панибратства — отношения. Постепенно все больше быть готовым отделяться от чада и отпускать его во «взрослое жизненное плавание».

Те из родителей чрезвычайно удачливы и, в последствии — счастливы, которые, сохраняя и трансформируя, при необходимости, собственные супружеские отношения; тем самым создавая благоприятную психологическую атмосферу, умело сопровождают детей в их развитии на протяжении всего детства — от рождения (или даже — от зачатия) и до совершеннолетия (действительного, а не календарного — совершеннолетия).

Где покушать

Психологическое развитие ребенка

Немаловажное значение в период дошкольного возраста играет психологическое развитие ребенка. Поэтому следует уделять этому вопросу должное внимание.

Дошкольный возраст — развитие детей в период от 3 до 7 лет

В рамках дошкольного возраста выделяется младший дошкольный возраст (от 3-4/5 лет), младший и старший дошкольный возраст (от 4/5 — до 6/7лет). Возраст детей от 3 до 4 лет – это период, когда происходит развитие и освоение тонкой моторики кисти, обучение отдельным движениям рук и ног. Ну а возраст детей от 5-6 лет считается дошкольным периодом.

Значение игры в дошкольном возрасте

Во время игры происходит развитие и совершенствование памяти, развитие мышления, воображения, двигательных функций, восприятия. В сюжетно-ролевой игре дети дошкольного возраста стараются изображать действия взрослых, с которыми часто общаются. К примеру, они могут варить несуществующую кашу, которой кормят своих кукол, животных или друзей. Затем они представляют себе, что моют грязную посуду. Дети младшего дошкольного возраста не способны продумывать ход игры. Они отталкиваются о того, что находится рядом, будь то машинка, которую следует припарковать или поставить в гараж или кукла, которую нужно искупать или покормить.

Дети среднего дошкольного возраста (от 4-5 лет) отдают предпочтение совместным играм, в которых копируют отношения между людьми. Полноценное развитие на этом этапе невозможно без общения с ровесниками.

Игры-соревнования для детей среднего дошкольного возраста становятся наиболее предпочтительными и являются причиной формирования мотивов достижения успехов.

Детям старшего дошкольного возраста (5-7 лет) свойственно играть в течение длительного времени. Игры детей в этом возрасте могут измеряться часами, что объясняется развитием мозга и изучением причинно — следственных связей в игре. Увлекшись игрой с интересным сюжетом, дети старшего дошкольного возраста могут играть часами, а порой даже днями.

Особый акцент в играх уделяется воспроизведению морально-этических норм.

Дети легко обучаются конструированию, во время которого им легче дается усвоение простейших трудовых навыков. Они изучают свойства предметов, учатся правильно пользоваться предметами обихода, инструментами, развивают практическое мышление.

Рисунки детей старшего дошкольного возраста становятся более объемными, содержательными.

Так, в дошкольном возрасте происходит последовательное развитие и совершенствование игр с предметами, развитие сюжетно-ролевых игр, рисования, конструирования, домашнего труда.

Если понаблюдать за процессом игры детей дошкольного возраста, то можно получить информацию об их кругозоре. К примеру, дети, круг общения которых по тем или иным обстоятельствам ограничен, довольствуются 2 – 3 ролевыми играми. Что касается детей дошкольного возраста, которые часто посещают культурные места, активно общаются с детьми своего возраста и получают информацию из книг и фильмов, то их кругозор и психическое развитие более емкое и богатое.

Психология детей раннего возраста подобна тонкой материи. Одно неверное действие и она может разрушиться. Но если знать психологические особенности развития детей, то этого можно избежать.

Особенности психологического развития детей дошкольного возраста

Детей дошкольного возраста от детей старшей возрастной группы отличает их динамичное развитие. В дошкольном возрасте происходят колоссальные перемены в самых разных сферах. Отмечается совершенствование различных видов деятельности (рисование, конструирование, игра), а также активное развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Меняется круг представлений о мире, ребенок учится контролировать свое поведение, управлять собой, усваивает новые социальные отношения.

В период дошкольного возраста происходит закладка основ будущей личности, индивидуальности детей. Наступает момент формирования возрастающей потребности в уважении и признании взрослых, желание стать взрослым и делать «взрослые» дела. У детей старшего дошкольного возраста в процессе игры или иного вида деятельности наблюдается стремление стать первым и поступать согласно установленным правилам и этическим нормам. Отмечается развитие усваивания определенной системы социальных ценностей, правил поведения в обществе. В ряде случаев ребенку удается сдержать свои сиюминутные желания и сделать не так как ему хочется в конкретный момент, а так как «необходимо». Начиная с седьмого года жизни, дети уже осознают свое место в обществе.

Психологическое развитие детей в возрасте 3-7 лет имеет очень важную роль. Ведь в это время происходит развитие новых психологических механизмов деятельности поведения, развитие и становление познавательной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста интересуются тем, как, а главное для чего устроены предметы, определяют взаимосвязь предметов и явлений действительности. Для детей к концу дошкольного возраста предпочтительнее заниматься практическими занятиями, нежели интеллектуальными. Впечатления об окружающем мире и реальной действительности уже более четкие и ясные. Зарождаются зачатки мировоззрения.

Старшие дошкольники могут выполнять учебные задачи и полностью осознают что цель выполнения ими того или иного действия состоит в том, чтобы научиться правильно их выполнять. В возрасте 6-7 лет дети начинают применять ранее усвоенный способ действия в новых условиях. После чего они сопоставляют полученные результаты с образцом, чтобы увидеть расхождения.

Полноценное развитие детей дошкольного возраста невозможно без таких продуктивных видов деятельности, как конструирование и рисование. Они нуждаются в получении определенного продукта, стараются создавать и реализовывать свои замыслы. Эти виды деятельности преодолевают сложный этап развития в дошкольном возрасте. При этом от уровня такого развития зависит общее продвижение ребенка на том или ином возрастном этапе.

Умственное и психологическое развитие детей дошкольников сопровождается играми, в процессе которых происходит активное развитие мышления и воображения. Дети творчески подходят к планированию и исполнению замысла, импровизируя по ходу игры.

Им очень важно научиться общаться и устанавливать со своими сверстниками определенные отношения. Игра дает возможность ребенку научиться управлять собой и вести себя в соответствии с определенной ситуацией и отдельными действиями.

Получается, что уровень развития игры определяет общее развитие ребенка. С другой стороны в процессе игры выявляются наиболее значимые характеристики умственного, психологического и социального развития детей.

К одной из основных характеристик развития детей дошкольного возраста относится двигательная сфера. От уровня освоения двигательными навыками зависит общее развитие ребенка. Освоение навыками письма в школе зависит от того, каким было развитие мелкой моторики и постижение сложнокоординированными действиями.

Наличие нарушений в координации движений и двигательной неловкости может свидетельствовать о нарушении психического развития детей.

На каждом этапе развития дети должны овладеть определенными действиями и движениями, их двигательные умения должны соответствовать некоторым минимальным возрастным нормам.

Умственное развитие является более сложным и информативным показателем развития детей. Оно включает развитие таких основных познавательных процессов, как воображение, память, внимание, мышление, речь.

В период дошкольного возраста память детей подвергается количественным и качественным переменам. Количественные перемены позволяют хранить все больше информации, а качественные отличаются появлением опосредованности и непринужденности. В результате они запоминает поставленную задачу, используя особые способы для удержания информации.

Подобного рода показатели формируют и развитие внимания. Помимо усиления устойчивости, переключения и объема, которые являются показателями качества внимания, отмечается возрастание таких качеств, как произвольность и способность концентрации внимания на конкретном объекте. Если сравнить детей младшего дошкольного возраста со старшими дошкольниками, то внимание их распределяется лишь на то, что на данный момент для них ново, тогда как старшие дошкольники способны удерживать внимание на решении совершенно разных по сложности задач.

Воображение является одним из основных новообразований в дошкольном возрасте. Развитие воображения имеет такие показатели как символический характер, практичность, сочетающая оригинальность и гибкость образов, составление плана-замысла и поиск путей его реализации.

Развитое воображение — это фантазирование, часто встречающееся у детей при решении какой-либо задачи. Примером такой задачи может являться развитие и создание сюжета рисунка, игры, либо конструкции. Образы воображения отличает символичность и замещение. В целях раскрытия важнейших сторон предметов и явлений, дети прибегают к использованию других предметов.

Развитие речи состоит из самых разных показателей и компонентов. Речь идет о степени развернутости и видах речи (устной, письменной, диалогической, монологической), постижении различных средств речевой деятельности. Немаловажную роль играет и овладение фонетикой (звуковой слух и звукопроизношение), грамматикой (правильность речи), лексикой (обилие словарного запаса).

Внимание ребенка к своим словам появляется не сразу. Постепенно речь начинает присутствовать в таких видах деятельности как игра, рисование, наблюдение, труд, счет. Частенько дети на основе знакомых слов придумывают собственные слова. Происходит развитие внутренней речи, посредством которой составляется текст. Лишь по достижении 5-6 летнего возраста мысли и выражения ребенка становятся связными. Он уже не просто подбирает более точные слова, учитывая ту или иную ситуацию, но и старается проанализировать обстоятельства.

Еще один значимый показатель, характеризующий развитие ребенка — это освоение различных знаний, развитие представлений об окружающем мире.

В течение всего дошкольного возраста знания детей понемногу расширяются, усугубляются и обобщаются. У ребенка формируется представление о себе самом, а также о различных сферах окружающей действительности, к которым относятся человеческие отношения, продукты человеческой культуры, природа.

Кроме того дети изучают пути и способы получения этих знаний. Они учатся слушать то, что говорят им взрослые, отвечают на их вопросы и сами активно их задают. Степень освоения этих способов в сочетании с усвоенной информацией определяют содержательную сторону их умственного развития.

Все вышеуказанные перемены, произошедшие в сознании ребенка к завершению дошкольного возраста, приводят к осознанию и полной готовности принять новую для себя социальную роль школьника, овладению учебной деятельности и системы общих знаний, которые составляют основы наук. Говоря простыми словами, происходит развитие психологической готовности к систематическому обучению, которое предстоит в школе.

Заметьте, что указанные перемены в психике ребенка крайне важны для его дальнейшего развития. Они не могут происходить сами по себе. Это результат целенаправленного педагогического воздействия.

Подготовка детей к школе и всему последующему этапу развития является самой важной задачей воспитания и дошкольного обучения. Полноценное развитие при этом невозможно без целенаправленного и осознанного руководства со стороны взрослых, которыми могут быть родители или учителя. Но это возможно только тогда, когда в основе работы с ребенком ясное понимание закономерностей психического развития и особенностей последующих возрастных этапов.

В заключение хотелось бы отметить, что психологическое развитие ребенка дошкольного возраста начинается с младенчества и длится до 6-7 лет. Так что будьте внимательны и тогда, заметив какие-либо несоответствия, вы сможете вовремя принять меры по их корректировке.

Все фотоматериалы взяты с сайта Google.Images.ru

Комментарии:

Друзья! В Сочи есть серьезная проблема – совершенно нечем занять наших детей.

Приходи и убедись лично, что выбираешь лучшее для своего малыша!

«Агуша» совместно со «звёздной» мамой Ольгой Шелест приглашает на первый в истории бренда марафон проверок детского питания.

Ассортимент детских подгузников очень широк и новичкам в этом деле, а именно мамам новорожденных.

© 2018 Юг-Мама — содружество мам юга России. Информационно-развлекательный мультигородской портал для мам.

Все материалы сайта являются авторскими и не могут быть использованы без разрешения.

Психологическое развитие ребенка

Психологическое развитие ребенка — сложный и многогранный процесс усложнения и постепенного формирования личности ребенка, ее основных психических функций, который происходит под влиянием двух больших групп факторов: биологических и социальных. То есть в процессе становления личности малыша очень важны генетически обусловленные особенности его организма, и вместе с тем огромное значение имеет среда, в которой растет малыш.

Развитие психики ребенка неравномерно, оно характеризуется спокойными этапами, когда кажется, что развитие остановилось, и резкими скачками, которые обуславливаются накоплением большого количества новых знаний и умений и, как правило, сопровождаются повышенной капризностью малыша. Разные психические функции развиваются и созревают в разном темпе. Первый год жизни характеризуется становлением основных двигательных функций. В период от года до трех лет двигательное развитие малыша усложняется, все больше начинают развиваться органы чувств. Дальше, до 12 лет, ребенок окунается в мир эмоций, а затем созревает мыслительная деятельность. Такое деление на этапы достаточно условно, каждый ребенок индивидуален и может развиваться по своему собственному пути.

Сразу после того, как малыш появился на свет, наступает кризис новорожденности. Психическое развитие ребенка в этот период обусловливается врожденной рефлекторной деятельностью, которая помогает малышу выжить в первые часы жизни. Чтобы успешно развиваться и накопить силы, организму новорожденного требуется длительный отдых, поэтому они спят практически все время.

Психическое развитие ребенка в первый год жизни

На первом году жизни малыша зрительное сосредоточение совершенствуется все больше. Ребенок все дольше может удерживать в поле своего внимания различные предметы, а к четвертому месяцу начинает активно реагировать на увиденное: двигается, радуется, издает звуки. Для того чтобы темп психического развития ребенка не замедлялся, малыша нужно обеспечить новыми впечатлениями. Чем чаще взрослые разговаривают с ним, гуляют, показывают ему новые яркие предметы, обращают его внимание на все, что есть вокруг, тем быстрее будет идти процесс развития. Психически здоровые дети гулят, лепечут, а во втором полугодии своей жизни начинают осваивать активную жестикуляцию. К году, как правило, ребенок уже понимает несколько десятков слов, употребляемых взрослыми, и сам пытается начать разговаривать, подражая родителям.

Эмоциональное развитие детей тоже не стоит на месте. Считается, что раньше малыш начинает проявлять эмоции отрицательные. Они возникают, если какая-либо из его потребностей остается без удовлетворения, например, он голоден или ему холодно. Однако уже со второго месяца ребенок осваивает и эмоции положительные: он радуется, когда его берут на руки или в поле зрения появляется мама. К середине первого года жизни малыш нажинает испытывать положительные эмоции при виде игрушек и других интересных ему предметов. Уже в 9–10 месяцев малыш способен удивиться, заметив что-то новое и необычное, он может вдруг ощутить чувство ревности, если его мама общается с другим ребенком. Все это подтверждает успешное развитие познавательной сферы малыша, укрепление его памяти.

В это время ребенок уже уверенно ходит, что значительно увеличивает его возможности в познании окружающего мира. Постоянно увеличивается объем знаний, которые получает ребенок, его впечатления становятся богаче и разнообразнее. Пожалуй, самую важную роль на этом этапе психического развития ребенка играет речь. Малышу становится доступна возможность выразить свои мысли, чувства и желания, и это влияет на развитие всех остальных психических процессов. На этом этапе взрослые способствуют психическому развитию ребенка, давая оценку его поступкам. Малыш слышит от родителей: «Это хорошо, а это плохо. Это можно, а это нельзя», — и это позволяет ему понять, каким образом нужно себя вести. К трем годам ребенок очень часто становится упрямым, и это нормально. Именно в этом возрасте психологически здоровые дети учатся отстаивать свои желания. Такое поведение является первым признаком того, что малыш начал осознавать себя как личность.

Пока малыш еще не может полностью самостоятельно управлять своей памятью, вниманием, мышлением. Ему интереснее играть со взрослым, нежели со сверстниками. Родителям важно понимать, что в этом возрасте речь сформировалась еще недостаточно, поэтому не требуйте от малыша законченных полноценных формулировок. Не имея возможности справиться с таким заданием, малыш может стать зажатым.

На этом этапе ребенок окончательно осваивает речь, он уже может рассуждать о том, что ему рассказывали, но сам он не видел. В этом возрасте психическое развитие ребенка характеризуется появлением интереса к играм с другими детьми. К пяти годам завершается формирование всех основных психических функций ребенка. Психологическое здоровье детей во многом будет определяться тем вниманием, которое они получили от взрослых до пяти лет.

Психологически здоровые дети находятся в состоянии внутреннего благополучия, которое характеризуется отсутствием каких-либо болезненных психологических проявлений и обеспечивает поведение, адекватное окружающей обстановке. Психически здоровые дети уверены в себе, легко общаются со сверстниками и взрослыми, принимают активное участие в познании окружающего мира. Реалии современного мира таковы, что мама не всегда имеет возможность постоянно находиться со своим малышом, очень часто ребенка отправляют в ясли, когда он еще психологически к этому не готов. Постоянное пребывание в стрессовой ситуации может способствовать формированию различных отклонений в поведении и развитие психосоматических заболеваний, которые в дальнейшем могут стать хроническими. Очень важно помнить, что именно взрослые несут ответственность за развитие и психическое здоровье детей, особенно на начальных этапах их жизни. И именно заботливое отношение к ребенку, внимание к его потребностям, любовь и уважение в семье позволят сформировать из вашего малыша сильную, успешную, психологически здоровую личность.

Источники:
Психологическое развитие ребенка
Био- и социогенетические концепции. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского. Концепция Д. Б. Эльконина.
http://mirznanii.com/a/204966/psikhologicheskoe-razvitie-rebenka
Психологическое развитие детей
Психолог в Тюмени — Желонкин Андрей Николаевич-Действительный член Общероссийской Профессиональной психотерапевтической Лиги,психологические помощь и консультирование,лечение неврозов,различных видов зависимостей
http://psycholog72.ru/razvitye_detei.html
Где покушать
С рождения до поступления в школу, как утверждают специалисты всего мира, наблюдается период наиболее стремительного физического и психического развития, когда происходит начальное формирование как физических, так и психических качеств. Ими человек пользуется всю последующую жизнь. И именно эти качества и свойства делают его человеком.
http://ug-mama.ru/articles/psihologicheskoe-razvitie-rebenka
Психологическое развитие ребенка
Основы психического развитие ребенка, как воспитать психологически здорового малыша.
http://www.vashevse.ru/spravochnik/vospitanie-i-razvitie/3120-psihologicheskoe-razvitie-rebenka

COMMENTS