Психологические проблемы подросткового возраста

Психологические проблемы общения в подростковом возрасте

Психологические проблемы общения в подростковом возрасте

Психологические проблемы общения в подростковом возрасте — раздел Психология, Содержание Введение 1. Факторы Определяющие Отношение Детей Ко Взрослым 2. Ра.

Содержание Введение 1. Факторы определяющие отношение детей ко взрослым 2. Развитие общения ребенка со взрослыми 1. Формы общения 2. Ситуативно-деловое общение 3. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка 1. Общение детей в семье 2. Негативное влияние конфликтов в семье 4. Роль отношений в общении ребенка со взрослыми 16 Заключение 19 Список использованной литературы 22 Введение. Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна.

Исследованиями выдающихся отечественных психологов: Венгер Л. Я Коломенский Я. П Лисина М. И Запорожец А. А. доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность. Потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза.

Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми. Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других – к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях – даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом и раннем возрасте). Также отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.

Достоверными еще являются факты, свидетельствующие о том, что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей.

Например, явление госпитализма, возникающее в закрытых детских учреждениях: из — за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства.

Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок — это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Делая выводы из вышесказанного, хочется отметить, что общение должно занимать не последнее место, общаться с ребенком надо с самого младенчества, тем самым создаются условия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности.

В процессе общения складываются определенные взаимоотношения.

От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. Отношения дошкольников со взрослыми могут быть, например, приязненными и доверчивыми, заинтересованными или равнодушными, спокойными и неспокойными.

Чем определяется отношение детей к взрослым! Что лежит в его основе! Эти вопросы являются до сих пор мало исследованными. Существует несколько подходов к их решению. Так, например, неофрейдисты Дж. Боулби, Р. Спитц подчеркивают решающую роль в этом процессе матери, которая вскармливает младенца, тем самым удовлетворяет его “ оральную “ потребность. Но чем объяснить тогда случаи, когда разлученные с матерью дети развивались физически и психически благоприятно! Как понять описанные в научной литературе факты глубокой привязанности младенцев и детей более старшего возраста к взрослому, который только разговаривал и играл с ребенком, не осуществляя при этом никакого ухода за ним? Психоаналитический подход, преувеличивающий влияние биологического фактора, роль самого первого этапа жизни на психическое развитие, не дает ответа на эти вопросы.

Сторонники теории “импритинга” – запечатления также отводят первостепенную роль раннему опыту ребенка в формировании его отношений к окружающим.

Сущность ее заключается в переносе механизма ”импритинга” / описанного впервые К.Лоренцом на основе наблюдений над птенцами / без должных оснований и на поведение ребенка. Согласно гипотезе “импритинга”, у детей раннего возраста происходит запечатление особенностей, свойственных взрослому, ухаживающему за ними его внешности, голоса, одежды, запаха. Они и составляют образ, вызывающий у ребенка привязанность по аналогии с образом матери или другого взрослого, заменяющего ее. Сторонники другого направления в современной буржуазной психологии – необихевиористического – считают, что отношение ребенка к взрослому определяется тем, как и в какой степени этот взрослый удовлетворяет первичные, органические потребности ребенка (потребности в пище, тепле, комфорте). По мнению отечественных психологов, потребности ребенка не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый.

Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, М.И.Лисина, М.Ю.Кистяковская). Общение же со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых.

Основные из них: непосредственно – эмоциональное общение, деловое, внеситуативно – познавательное, внеситуативно – личностное. 2.

Формы общения. Как пишет Д. А для подростков, пытающихся освободиться от оценки взрослых, общение . Теперь необходимо соучастие взрослого, одновремен­ная практическая дея. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание .

Общение детей в семье. Рассмотрим специфику общения ребенка со взрослы. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в . В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа . Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней пре. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окру. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, бы. 4. Ведь сами по себе окружающие предметы и стимулы могут и не стать психо. Значение знаков придается им извне окружающими взрослыми, которые прев.

Заключение. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Божович Л.А Выготского Л.С Коломенского Я.Л Марковой Т.А Пеньевской Л.А Жуковской Р.И. и др. Подводя итог можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность.

При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка к взрослому снижается. Суть последней причины – некорректное, неправильное отношение родителей, воспитателей к детям, их неправильное поведение в общении с детьми. Неправильное – это значит: 1)без уважения к личности ребенка, т. е. в унижающих, оскорбительных формах общения с детьми; 2)без учета возрастных потребностей детей в нормальном отдыхе, в эмоциональном благополучии; 3)без принятия и понимания ребенка, без доверия к нему. Чтобы ребенок смог понимать других, общаться со взрослыми, они должны гуманно относиться к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и с уважением и любовью относиться к ребенку.

Однако, не всегда взрослые уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств целенаправленного и активного влияния на детей.

А ведь это влияние должно осуществляться через внушение и разъяснение, подражание и убеждение, приучение и упражнение, требование и контроль, поощрение и наказание. И если использование перечисленных методов не дает должного эффекта, то это нередко связано с недостатками и ошибками, допускаемыми взрослыми в общении и отношениях с детьми, что зачастую вызывает у детей неудовлетворенность и отчуждение от старших в семье.

В раннем возрасте изменяются социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. А. С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям: “ не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребенка большое значение.

Уход из семьи одного из родителей часто ведет к распаду семьи, наносит травму детям, которые становятся раздражительными, грубыми, подозрительными и недоверчивыми, снижается их интерес к труду, игре и т.д. Своеобразные трудности возникают в семьях при воспитании единственного ребенка. Отсутствие общения с другими детьми, близкими по возрасту и по совместной жизни накладывает отпечаток на личность и характер такого ребенка.

Нередко у единственного ребенка формируются негативные качества личности: эгоизм, замкнутость, неуживчивость. В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания, культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям, сочетаются с высоким, а неблагоприятные – с низким социометрическим статусом дошкольника среди сверстников.

Список использованной литературы . 1.Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Литература. 2004. 2.Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс. 2002. 3.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.4, М.: Педагогика. 1999. 4.Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками.

М.Литература. 1999. 5.Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М.: Издательство Московского Университета. 2001. 6.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т. 2. М.: Педагогика. 2003. 7.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика.1986. 8.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение. 2007. 9.Эмоциональное развитие дошкольника. / под. ред. Кошелева А.Д. М.: Просвещение. 2005. 10.Эльконин Д.Б. Детская психология.

Источник:
Психологические проблемы общения в подростковом возрасте
Психологические проблемы общения в подростковом возрасте Психология . На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c14/1pqph/

Психологические проблемы подросткового возраста

Тип: курсовая работа

Санкт-Петербургский государственный университет

Кафедра социальной адаптации и психологической коррекции личности

психологические проблемы подросткового возраста

Глава 1. Психологические проблемы юношеского возраста.…………. …4

1. 2. Депрессивное и маниакальное состояние

в подростковом возрасте ….…………….…..….…8

1. 4. Одиночество в подростковом возрасте……………….…………. 14

Глава 2. Вызывающее и аддиктивное поведение…………………. …..……15

2. 2. Суицидальное поведение……………………………………..…….18

Подростковый возраст – это один из важнейших этапов жизни каждого человека. Часто можно слышать, что это самый трудный период в жизни. Возможно, причина этого кроется в том, что на этом этапе человек пытается выйти из детского возраста и стать взрослым, но у него пока не хватает ресурсов для этого. Подростковый возраст ещё слишком связан с детством, предшествующим ему, но и взрослость, следующая за ним, уже оказывает влияние.

Подросток – это чрезвычайно сложный объект для изучения, потому что он очень закрыт, скрытен и предпочитает уходить от вопросов. Поэтому при работе с ними психологу или педагогу необходимо проявлять максимум такта, уважения и терпимости, а иначе они не смогут ничего добиться, кроме агрессии и нежелания сотрудничать.

Юность, а точнее ранняя юность, больше, чем все остальные возрастные группы подвержена влиянию таких факторов как: проблемные отношения в семье, неустроенность в личной жизни, проблемы в обучении. Взрослые люди уже имеют достаточные ресурсы для того, чтобы справиться с такого рода проблемами самостоятельно. Подросток, напротив, не находя решения, пытается заглушить свои переживания и волнения с помощью алкоголя, наркотиков, табака или же они проявляются в виде агрессии, воровства, попыток самоубийства.

В этой работе я постараюсь рассказать о наиболее часто встречающихся проблемах, с которыми сталкиваются юноши и девушки. Так же покажу причины, которые побуждают их пойти на тот или иной шаг, и приведу примеры фатальных условий, которые могут привести к появлению проблемной ситуации.

Глава 1. Психологические проблемы юношеского возраста.

1. 1. Агрессивность.

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П., 2003).

Подростковая агрессия — чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения, например, в результате пережитых жизненных неудач (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортивной секции). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них — своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить (Кон И. С., 1989).

Круг «нормальных» агрессивных проявлений широк и разнообразен, имеет индивидуальные отличия. Наиболее часто возникают протесты. У подростков агрессивность приобретает более сложные формы: группирование со сверстниками, демонстративные формы поведения, нарушение социальных правил. Подростки утрированно негативны к родителям, стараются отделиться от них, грубят, носят вызывающие прически, одежду. Пытаются уязвить самолюбие взрослых, оскорбляют их, отстраняются от мира своих родителей и примыкают к миру панков, рокеров, хиппи.

Агрессивные проявления детей и подростков являются нормой и даже необходимым компонентом взросления. Это важный опыт, через который необходимо пройти подростку. К такой агрессии надо относиться спокойно и по возможности регулировать ее, помогать подростку справляться с ней. При этом необходимо неизменно сохранять любовь и уважение к нему, каким бы вызывающим и трудным ни было его поведение (Можгинский Ю. Б., 2008).

Одним из проявлений агрессии подростков является гнев. К нему нужно относиться с терпением и пониманием, т. к. это нормальное явление и может возникать в любом человеке. Проблема заключается не в самом гневе, а в том, как им управлять. Одна из главных задач родителей – это научить ребёнка справляться с гневом. К сожалению, большинство взрослых не умеет правильно его выражать, вследствие чего, возникает совершенно обратная ситуация – ребёнок копирует неправильное поведение родителей и впоследствии демонстрирует его.

Наряду с нормальной агрессией существует и чрезмерная жестокость, гиперагрессия, ее болезненные формы, которые требуют своевременной диагностики и лечения. Здесь нельзя ошибиться. Нельзя насильно лечить нормальную агрессивность, но, также нельзя не замечать явных болезненных симптомов. Можно сколько угодно увещевать ребенка, взывать к его совести, вести с ним тонкую психологическую игру и не достичь при этом успеха, если его агрессивность подпитывается душевным расстройством (Можгинский Ю. Б., 2008).

2. Часто, ребенок может быть постоянным свидетелем конфликтов, драк в семье. Эти примеры поведения «записываются» в его сознании и становятся его собственными. В ряде случаев обстановка в семье внешне как будто «правильная». Однако за этим скрывается напряженность, неприязнь друг к другу. В итоге, родители вынужденно существуют вместе, терпят друг друга, и эта напряженность оборачивается холодностью, жесткостью в отношениях с ребенком. Впоследствии он может «припомнить» им такое отношение, проявляя гиперагрессию.

3. Иногда причины патологической агрессии лежат в стрессах раннего детства. Бывает, что агрессивность ребенка «запрограммирована» в его младенчестве, и спустя много лет окружающие не могут понять подростка, найти причину его непрекращающихся, болезненных поступков.

Названные выше проявления агрессии могут быть устранены путем изменения семейной ситуации, подходов к ребенку и при минимальном лекарственном вмешательстве.

Внутренние факторы, которые могут привести к появлению агрессивного поведения – это аффективные нарушения и патологические кризисы личности. Аффективные расстройства могут возникать как в детском возрасте, так и в период пубертата. Частой причиной являются травмы головы. На их фоне депрессий, страхов, тревоги, злобности агрессия приобретает дополнительный импульс, становится более разрушительной. Для устранения этих расстройств требуется комплексный подход, включающий в себя и психологическую, и медицинскую помощь (Можгинский Ю. Б., 2008).

Наиболее патологические факторы возникновения агрессии связаны с продуктивными психопатологическими расстройствами. Это бред, галлюцинации, иллюзии, сумеречные расстройства сознания. Находясь под властью этих симптомов, человек не в состоянии управлять своими действиями, понимать их значение. Он будет совершать агрессию под влиянием «голосов», которые приказывают ему кого-то ударить или совершить более тяжкие действия. Понятно, что подобная агрессия потребует срочного вмешательства и лечения.

1.2 депрессивное и Маниакальное состояние в подростковом возрасте.

Один из видов расстройств аффективной сферы – это депрессия. Депрессивные проявления охватывают широкий круг феноменов. Под эмоциональным компонентом депрессии понимается печальное настроение, потеря интересов, чувство безысходности, мысли о собственной виновности. В мыслительной сфере депрессия характеризуется замедлением ассоциативного процесса, трудностью концентрации внимания, чувством беспомощности и неспособностью к работе. Телесные симптомы включают расстройства сна, аппетита, снижение полового влечения, головные боли, боли в животе, расстройства пищеварения.

Возможные причины возникновения депрессивных состояний.

1. развод родителей или смерть одного из родителей,

2. смерть друга или гибель любимого существа,

3. резкие изменения в жизни,

4. неблагоприятные отношения с родственниками, друзьями

5. страх, бессилие, негативные эмоции, обиды,

6. жестокое обращение в детстве и отрочестве.

Выделяют следующие типы депрессий.

Тоскливо-меланхолическая депрессия представлена безысходностью, подавленностью, грустью, ощущением собственной ненужности, мрачным взглядом на будущее, мыслями о нежелании жить. Подростки с такой депрессией в детстве отличаются робостью, малообщительностью, сильно привязаны к матери, сторонятся шумных и подвижных игр. Характерным признаком этого типа депрессий уже в период подросткового кризиса являются затруднения в учебе, снижение способности к усвоению материала, обозначаемые как «депрессивная псевдодебильность». На уроках эти подростки часто отвлекаются, «уходят в себя». Типичным проявлением тоскливо-меланхолической депрессии являются суицидальные мысли и поступки, возникающие в состоянии безысходности, тягостного ощущения неудовлетворенности жизнью.

Астено-адинамическая депрессия. Для неё характерны жалобы на усталость, безразличие, отказ от общения, желание «лечь и ни о чем не думать». При тяжелой депрессии на первый план выступает физическая слабость: больные целыми днями лежат в постели, им бывает трудно встать даже для приема пищи и отправления физиологических нужд. Они испытывают «неимоверную тяжесть в теле», «бессилие». Ведущим звеном при такой депрессии является синдром «астенической юношеской несостоятельности», характеризующийся неожиданно наступающей неспособностью к учебе, падением активности.

Дисфорическая депрессия – у подростков проявляется в виде гневливости, несдержанности, оппозиционности, склонности к разрушительным действиям. По утрам они испытывают слабость, вялость, безразличие. На этом фоне возникает злость, раздражительность, «все становится противным». Свое состояние они описывают как подавленность, говорят, что у них «нет вдохновения», «опускаются руки», что им «ничего не хочется делать». Это сочетается с несдержанностью, взрывчатостью по малейшему, чаще всего случайному поводу. Раздражительность, разрушительные тенденции могут являться следствием подавленности, которую подростки затрудняются описать. Они жалуются на возникающее у них «непонятное желание», «внутреннее беспокойство», «распирание в груди».

Источник:
Психологические проблемы подросткового возраста
Тип: курсовая работа Санкт-Петербургский государственный университет Кафедра социальной адаптации и психологической коррекции личности психологические проблемы подросткового возраста
http://student.zoomru.ru/psih/psihologicheskie-problemy-podrostkovogo-vozrasta/231273.1812682.s1.html

COMMENTS