Психологическая коррекция

Материал на тему: Психологическая коррекция задержки психического развития детей дошкольного возраста

Психологическая коррекция задержки психического развития детей дошкольного возраста

Реферат. Содержит теоретические основы планированирования психо-коррекционной деятельности с дошкольниками, имеющими задержку в развитии.

Формирование цели коррекции, основные этапы коррекции в отечественной психологии………………………………………

Психологическая коррекция задержки психического развития у детей дошкольного возраста…………………………………..

Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития детей с целью возможно более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждению и коррекции (Л. С. Выготский, 1984). Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем психолого-коррекционной педагогики.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Задержки развития могут быть обусловлены разными причинами. Неполноценное развитие психики может обуславливаться как действием одной группы причин, так и их сочетанием. При изучении индивидуального пути развития ребенка обычно выявляется присутствие суммарного негативного воздействия как биологических, так и социальных факторов.

Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной психолого-педагогической помощи. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.

Разнообразные формы проявления задержки психического развития затрудняют организацию коррекционно-педагогической работы, диагностирование уровня развития и отнесение ребенка к данной категории, так как на данный день нет единой точки зрения на понимание данного вида нарушения и отнесения его к определенному типу дизонтогенеза.

Исходя из актуальности проблемы, цель данной работы: проанализировать теоретические аспекты психолого-коррекционной помощи дошкольникам с ЗПР и определить основные коррекционные направления психологической помощи детям с ЗПР.

Формирование цели коррекции, основные этапы коррекции в отечественной психологии

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации и результирующегося в системе психологических новообразований, специфичных для каждой возрастной стадии (Л. С. Выготский, 1984; А. Н. Леонтьев, 1972; Д. Б. Эьконин, 1989). Постановка целей коррекционной работы осуществляется в контексте представлений о структуре и динамике возраста (Л. С. Высотский, 1983; Д. Б. Эльконин, 1989; Г. В. Бурменская, 1990; И. В. Дубровина, 1991). Следует выделить три основных направления и области постановки коррекционных целей:

оптимизация социальной ситуации развития;

развитие видов деятельности ребенка;

формирование возрастно-психологических новообразований.

Оптимизация социальной ситуации развития связана:

? в первую очередь, с оптимизацией общения ребенка как в сфере социальных отношений, т. е. отношений ребенка с «общественным взрослым» как представителем социальных институтов – учителем, воспитателем и т. д., так и в сфере межличностных отношений, т. е. отношений с близкими взрослыми и значительными сверстниками. Оптимизация общения предполагает расширение круга общения, гармонизацию отношений ребенка со значимыми для него людьми, обогащение содержания общения в соответствии с возрастно-психологическими особенностями ребенка (М. И. Лисина, 1986).

? второй важной задачей оптимизации социальной ситуации развития является внесение необходимых корректив в образовательно-воспитательный компонент – тип учебно-воспитательного учреждения, тип семейного воспитания, участие ребенка в различных формах внешкольных занятий.

? третья задача связана с коррекцией позиции ребенка по отношению к школе и роли ученика. Здесь речь идет об изменении негативного определяющего отношения к своей межличностной или социальной роли на «принимающее» отношение за счет переосмысления сложившейся ситуации и создания у ребенка нового, более продуктивного с точки зрения задач развития, образа «Я в мире».

Решение всех указанных задач, и особенно последней, приобретает особую значимость в экстремальных жизненных ситуациях – потери или длительного отсутствия близких для ребенка людей – в результате смерти, продолжительной тяжелой болезни, длительной командировки, резкой смены привычного устоя и форм жизнедеятельности (перемена места жительства, резкое ухудшение материально-экономических условий жизни семьи, расширение семьи с включением в нее новых членов), тяжелой и продолжительной болезни самого ребенка, вызывающей необходимость перестройки сложившегося образа жизни.

Развитие видов деятельности ребенка предполагает внесение соответствующих корректив как в мотивационный компонент деятельности, обеспечивая формирование значимых для ребенка и адекватных содержанию выполняемой деятельности мотивов, так и в операционно-технический компонент деятельности. Последнее основывается на формировании у ребенка обобщенных способов действий в определенной предметной деятельности. Организация обобщенных способов ориентировки ребенка в предметной области и обеспечение условий интериоризации внешних форм ориентировочной деятельности составляют решающее условие реализации задачи формирования основных психологических новообразований возраста (П. Я. Гальперин, 1959).

При конкретизации целей коррекции нужно руководствоваться следующими правилами:

? цели коррекции должны формироваться в позитивной форме, а не в негативной. Негативная форма представляет собой описание поведения, деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть (R. McFall, 1976). Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения и деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы к ребенка. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не носить запретного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы ребенка. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для «точек роста» индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.

При планировании и реализации коррекционной программы нужно отдавать себе отчет в том, что неудача в достижении ее целей и отсутствие планируемого эффекта могут не просто сохранить ситуацию неблагополучия в развитии ребенка в том виде, в каком она сложилась к моменту начала коррекционной работы, но усугубить ее тяжесть. Поэтому необходимо контролировать динамику эффектов коррекционной работы, начиная уже с первых занятий, чтобы иметь возможность своевременно модифицировать саму программу коррекционной работы, внеся в нее требуемые изменения.

Основные этапы коррекции:

? планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании прицельного психологического обследования ребенка и психологического заключения об особенностях его развития;

? разработка программы и содержания коррекционных занятий, выбор формы коррекционной работы (индивидуальная или групповая). Отбор методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия родителей в коррекционной программе;

? организация условий осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей. Подбор детей в группу. Обсуждение плана коррекционной программы с педагогом, администрацией детского учреждения;

? реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий с детьми в соответствии с коррекционной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом коррекции). Информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции. Внесение необходимых корректив в программу работ.

? оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией детского учреждения.

Психологическая коррекция задержки психического развития

у детей дошкольного возраста

Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи задержка в развитии у ребенка становится более выраженной, затрагивает у него все сферы психического развития, препятствует его социальной адаптации.

Базовой образовательно-воспитательной потребностью дошкольника является своевременное квалифицированное выявление отставаний в нервно-психическом развитии ребенка и их возможно полное устранение всеми доступными медико-социальными и психолого-педагогическими средствами.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.

Сущность психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.

Необходимо учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может развиваться без помощи взрослых и без специально созданных психолого-педагогических условий. Также нужно учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в условиях коллектива сверстников.

В настоящее время в России существует система типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных Министерством РФ (от 17.02.97 г.), среди которых имеется тип Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) и различные виды ДОУ, в которых осуществляется коррекционно-педагогическое воспитание. Дети с ЗПР посещают ДОУ компенсирующего и комбинированного типа, где современные методы коррекционной работы позволяют своевременно обеспечить ребенку дошкольного возраста психологическую помощь.

Важное место в деле помощи детям с ЗПР сейчас занимает постоянно действующая психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). Специалисты ПМПК проводят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование проблемных детей, определяют вид и формы их обучения.

Сложность и полиморфность задержки психического развития у детей обусловливают многообразие и разносторонность образовательных потребностей детей данной категории.

Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР [15]. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения и индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным, должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Еще Л.С. Выготский, ссылаясь на исследования А. Адлера, подчеркивал, что эмоция является одним из моментов, образующих характер, что «общие взгляды человека на жизнь, структура его характера, с одной стороны, находят отражение в определенном круге эмоциональной жизни, а с другой стороны – определяются этими эмоциональными переживаниями» [3].

Учет таких специфических потребностей будет способствовать гармоничной социализации детей в обществе.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т.д.

Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей [14]. Цель занятий – синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.

Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности.

В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельностью. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой представлены дидактические игры, с помощью которых психолог может решать разные коррекционные задачи [8]:

1) формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;

2) развитие ручной моторики;

3) сенсорное воспитание;

4) развитие мышления;

5) развитие речи.

Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения он делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда психолог работает в тесном контакте с родителями проблемного ребенка, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей должен быть сделан на просвещение.

Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития. Например, у детей с психологическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности целесообразно выделить три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок контроля.

Таблица 1. Направления и задачи психологической коррекции детей с ЗПР

Источник:
Материал на тему: Психологическая коррекция задержки психического развития детей дошкольного возраста
Реферат. Содержит теоретические основы планированирования психо-коррекционной деятельности с дошкольниками, имеющими задержку в развитии.
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/01/psikhologicheskaya-korrektsiya-zaderzhki-psikhicheskogo-razvitiya

Особенности психологической коррекции

Психологическая коррекция: цели, задачи, принципы. Основные принципы психокоррекционной работы. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте. Психокоррекционные воздействия как путь изменения поведения и развитие личности клиента.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Практическая психология и ее функции. Психологическая коррекция в системе практической психологии. Анализ основных принципов психологической коррекции. Цели и задачи коррекционной работы. Характеристика принципов составления коррекционных программ.

Поведение как психологическая категория. Принципы поведенческой коррекции. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. Психологическая и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков в учебно-воспитательном процессе.

Проблема страхов в старшем дошкольном возрасте. Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте. Врожденные детерминанты страха. Влияние семейных взаимоотношений на формирование детских страхов. Характеристика методов психологической коррекции.

Исследование сущности психологической коррекции как вида деятельности практического психолога. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Основные принципы психолого-педагогической коррекции. План занятий для коррекции общения у старших дошкольников.

Психологическая коррекция. Задачи психологической коррекции. Оценка эффективности психотерапии и результатов психологического консультирования. Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным.

Сущность, задачи, формы, принципы организации и проблемы коррекции психического развития ребенка. История возникновения, общая характеристика и назначение игротерапии и арттерапии. Анализ и особенности коррекции психологических трудностей дошкольника.

Характеристика личностных особенностей детей младшего школьного возраста. Определение причин и описание видов агрессивного поведения младших школьников. Разработка программы по психологической коррекции агрессивного поведения у детей начальных классов.

Особенности личности и учебной деятельности младших школьников, виды и причины трудностей в их поведении. Психолого-педагогическая коррекция: сущность, виды, условия оказания. Результаты влияния психокоррекционной работы на эмоциональное благополучие.

Психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия. Особенности применения психологической коррекции для профилактики неврозов у детей. Единство диагностики и коррекции. Характеристика блоков психокоррекционного комплекса.

Изучение эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста, возможные пути коррекции, а также возможности арт-терапии в коррекции негативных эмоциональных состояний. Наиболее часто встречающиеся эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте.

Источник:
Особенности психологической коррекции
Психологическая коррекция: цели, задачи, принципы. Основные принципы психокоррекционной работы. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте. Психокоррекционные воздействия как путь изменения поведения и развитие личности клиента. Психология, контрольная работа
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00068264.html

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В переводе с латинского языка коррекция (correctio) означает «поправка, частичное исправление или изменение». Термин «коррекция психического развития» впервые был использован в дефектологии как название одного из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Под ним подразумевалась совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

По мере развития практической психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в развитии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сферы использования психологической коррекции в работе со здоровыми детьми было обусловлено следующими причинами:

1. Активным внедрением в систему обучения новых образовательных программ, успешное усвоение которых требует максимального развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к процессу обучения ребенка, учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и в соответствии с этим разработки индивидуально-психологических способов психолого-педагогической коррекции.

В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка.

В настоящее время психологическая коррекция широко используется в системе психологической помощи детям и подросткам. Широкий спектр применения понятия психологической коррекции вызывает много разногласий вокруг его использования. Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988). Другие видят в ней метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990), или совокупность психологических приемов, используемых для исправления психологии или поведения психически здорового человека (Р. С. Немов, 1993).

В патопсихологии и в специальной психологии психокоррекция рассматривается как один из способов психологического воздействия, направленный на исправление или нивелирование отклонений в психическом развитии ребенка.

Нередко понятие психологическая коррекция подменяется понятием «психотерапия». Психотерапия (от греч.psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально организованных методов лечебного воздействия. Напротив, психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена не на лечение, а на коррекцию, то есть на исправление тех или иных расстройств. Однако выделение различий между психотерапией и психокоррекцией в нашей стране связано не столько со спецификой их воздействия наличность, сколько с укоренившимся в течение многих лет мнением, что психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование, а психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что термин «психотерапия» является международным и во многих стра­нах мира однозначно используется как метод работы, осуществляемый специалистом-психологом.

Итак, и психокоррекцию, и психотерапию мы можем рассматривать как способы психологического воздействия. Ряд авторов определяют различия между ними сферами их применения. Если психотерапия в основном используется в клиниках неврозов и психосоматических заболеваний, то психокоррекция широко распространена в психиатрической клинике (В. П. Критская, Т. К. Мелешко, Ю. Ф. Поляков, 1991). Другие авторы подчеркивают широкую сферу применения психокоррекции — отрешения собственно лечебных психотерапевтических задач до психогигиенических и профилактических целей. «Чем большее значение имеют психологические и социально-психологические факторы в развитии того или иного вида нарушений, — пишет Г. Л. Исурина, — тем больший удельный вес приобретает метод психологической коррекции» (Р. А. Защепицкий, Г Л. Исурина, 1983, с. 250).

А. А. Осипова подчеркивает специфические черты психологической коррекции, отмечая, что психологическая коррекция направлена на помощь здоровым людям. С ориентацией на здоровые стороны личности субъекта коррекции (А. А. Осипова, 2000). Нельзя согласится с автором, что объектом психологической коррекции, в отличие от психотерапии, могут быть только клинически здоровые лица. Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и вольные люди. Поэтому следует дифференцировать психологическую коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическими факторами.

В процессе психологической коррекции детей с нарушениями в развитии, в том числе и с задержкой психического развития, необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д. Б. Эльконин предлагал различать две ее основных формы: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в разви­тии, и каузальную коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии (Эльконин, 1980).

Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого образуют различную психологическую структуру нарушений в развитии ребенка.

Биологическая модель видит причину нарушений в развитии в снижении темпа созревания структур мозга.

Медицинская модель объясняет нарушения в развитии ребенка с точки зрения логики заболевания (этиология, патогенез, клинические проявления).

Интеракционная модель рассматривает в качестве ведущей причины отклонений в развитии детей и подростков нарушение взаимодействий между личностью и средой. Например, ранняя сенсорная и социальная депривация, по мнению представителей данного направления, может привести к необратимым нарушениям в психическом развитии ребенка.

Педагогическая модель находит причины отклонений в психическом развитии ребенка в явлениях социальной и педагогической запущенности.

Деятельностная модель объясняет причины неблагополучия ребенка несформированностью ведущего вида деятельности.

Психолог обязательно должен учитывать причины нарушения развития при составлении психокоррекционных программ для детей с ЗПР.

Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит не только от анализа причины, но и от структуры дефекта.

Разработка принципов является чрезвычайно важной составляющей в теории и практике психологической коррекции. Принципы как основополагающие идеи психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях отечественной и зарубежной психологии:

• Личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, 1968; Л. И. Божо-иич,1968,;Л. С. Выготский, 1956; П. Я. Гальперин, 1965,; А. В. Запорожец, 1986; А. Н.Леонтьев, 1975; С. Л. Рубинштейн, 1989; Д. Б. Эльконин, 1971; и др.).

• Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми (М. И. Лисина, 1986; Б. Ф. Ломов, 1984; и др.). Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (в дошкольном возрасте — игра, в младшем школьном возрасте — учебная деятельность (Д. Б. Элъконин и др.).

• Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка (П. Я. Трошин, Л. С. Выготский).

• При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Э. Сеген, М. Монтессори, Э. Хейсерман).

Опираясь на эти базовые положения, мы разработали следующие основные принципы психологической коррекции детей с задержкой психического развития.

Принцип комплексности отражает взгляд на психологическую коррекцию как единый комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психокоррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка с ЗПР. Психолог обязательно должен учитывать форму ЗПР, диагностированную клиницистом, и работать в непосредственном контакте с педагогом.

Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода (В. И. Лубовский, 1989).

Седьмой принцип — временной, предполагающий раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Необходимость ранней коррекционной работы, особенно с детьми с ЗПР, вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсации нару­шенных функций. Коррекционная работа должна строится не с учетом возраста, а в зависимости от того, на каком этапе психического развития находится ребенок.

Восьмой принцип — принцип учета социальной среды ребенка. Особое внимание должно уделяться микросоциальной среде ребенка, то есть его семье. Родители, педагоги и другие близкие ребенку лица должны быть основными участниками психологической коррекции.

Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретической моделью психического развития ребенка, разработанной в зарубежной и отечественной психологии.

Теоретические модели психокоррекционных воздействий весьма разнообразны. Условно можно выделить две основные группы: отечественную и зарубежную.

В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и подростками с проблемами в развитии определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. В свою очередь здесь определены направления в области постановки психокоррекционных целей:

1) Оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка.

2) Развитие различных видов деятельности ребенка.

3) Формирование возрастно-психологических новообразований.

В зарубежной психологии причины трудностей в развитии ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (А. Фрейд, 1993; М. Кляйн, 1960; и др.), либо в искаженной или дефицитарной среде. В зависимости от этого формируются задачи психокоррекции. В случае первого (психодинамического направления) — это восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, во втором (поведенческом направлении) — это модификация по­ведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения.

Несмотря на многочисленную критику, эти направления заслуживают, на наш взгляд, своего внимания.

В центре психодинамического подхода стоят вопросы, связанные с динамическими аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я».

Направление психокоррекции, разработанное К. Роджерсом, акцентирует внимание на позитивной природе человека и свойственном ему врожденном стремлении к самореализации. Рассматривая соответствие «реального Я» «идеальному Я» в качестве основы психического здоровья, как это уже было показано выше, конечный итог коррекции Роджерс видел в приобретении самоуважения, адекватной самооценки, в создании условий для личностного роста.

Целью психологической коррекции в рамках поведенческого направления является приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок. В процессе психологической коррекции поведенческого направления психолог выполняет активную и директивную роль, являясь учителем, тренером, стремясь помочь ребенку следовать эффективному поведению. В рамках этого подхода разработан ряд методик моделирования поведения.

Итак, различные теоретические подходы к проблеме психокоррекции способствуют развитию разнообразных психокоррекционных технологий. Следует подчеркнуть, что при разработке психокоррекционных технологий для детей и подростков с проблемами в развитии рекомендуется ориентироваться не на отдельное теоретическое направление, а использовать разнообразные способы психологических воздействий, базирующиеся на многочисленных теоретических направлениях. Разработка отдельных психокоррекционных технологий зависит от конкретных психокоррекционных задач, которые определяются степенью выраженности проблем у ребенка и его родителей.

Дата добавления: 2016-07-05 ; просмотров: 4061 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В переводе с латинского языка коррекция (correctio) означает «поправка, частичное исправление или изменение». Термин «коррекция психического развития» впервые
http://poznayka.org/s29537t1.html

Психологическая коррекция

Психологическая коррекция. Разновидности коррекции. Методы и средства психологической коррекции.

Психологическая коррекция — это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Целью коррекции является поддержка здоровых людей в критических ситуациях.

Психокоррекция — система мероприятий, которые направлены на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств воздействия.

Близким по смыслу является термин «компенсация» — выравнивание, развитие нарушенных функций и перестройка сохранных для замещения нарушенных.

Психологической коррекции подлежат те недостатки, которые не имеют органической основы и не представляют собой устойчивые качества, которые формируются очень рано и практически не подлежат изменению. Можно выделить ряд специфических черт, которые отличают психокоррекционный процесс от психологической терапии:

— психологическая коррекция ориентируется на клинически здоровую личность человека, имеющего в повседневной жизни определенные психологические трудности, проблемы, определенные жалобы невротического характера. Кроме того, это могут быть люди, которые хорошо себя чувствуют, но хотят изменить свою жизнь или ставят перед собой цель развития собственной личности;

— психологическая коррекция ориентирована на здоровые стороны личности человека вне зависимости от степени имеющегося нарушения;

— в психологической коррекции, как правило, имеет место ориентация на настоящее и будущее клиентов;

— психологическая коррекция ориентирована на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной помощи при психологическом консультировании, и долгосрочной помощи при психотерапии);

— в рамках коррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя и отклоняется навязывание психологом определенных ценностей клиенту;

— воздействия в рамках психологической коррекции направлены на изменения поведения, а также на развитие личности клиента.

Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии личности.Психологическая коррекция отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений.

В зависимости от содержательно-психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний и неврозов.

В качестве объектов психологической коррекции могут выступать личность, группа, семья. Существуют различные критерии, в соответствии с которыми выделяются различные виды психологической коррекции. Так, по характеру направленности коррекции можно выделить симптоматическую и каузальную коррекцию.

Симптоматическая коррекция — это коррекция симптомов, которая предполагает кратковременное воздействие для того, чтобы снять острые симптомы отклонений в развитии, мешающих перейти к коррекции каузального типа. Каузальная коррекция направлена на причины и источники отклонений в развитии.

В зависимости от содержания выделяется психологическая коррекция познавательной сферы личности, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, а также коррекция межличностных отношений, внутригрупповых и детско-родительских отношений.

Выделяют две основные формы проведенияпсихокоррекционной работы — групповая и индивидуальная.

Программа психологической коррекции составляется, как правило, на основании результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается в своей деятельности психолог.

Разнообразные методы психологической коррекции формировались в рамках существующих психологических направлений, основными из которых считаются психоаналитическое, поведенческое, а также экзистенциально-гуманистическое Рубинштейн С.Л.

Определенные, отличающиеся друг от друга, методологии этих направлений, различные представления о модели «здорового», «нормального» человека влекут за собой различия в средствах и приемах психологической коррекции.

В зависимости от продолжительности можно выделить сверхкороткую психологическую коррекцию (длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных проблем клиента), короткую (несколько часов и дней), длительную (месяцы, в центре внимания — личностное содержание проблем), а также сверхдлительную психологическую коррекцию (может длиться годы и затрагивает сферу сознательного и бессознательного, пониманию сущности переживаний и т.д.).

Источник:
Психологическая коррекция
Психологическая коррекция. Разновидности коррекции. Методы и средства психологической коррекции. Психологическая коррекция — это направленное психологическое воздействие на определенные
http://studopedia.ru/14_21455_psihologicheskaya-korrektsiya-raznovidnosti-korrektsii-metodi-i-sredstva-psihologicheskoy-korrektsii.html

COMMENTS