Психофизическое развитие ребенка

МБДОУ Детский сад №25 г

Главное новообразование возраста: развитие самосознания, выделение «Образа Я». Раньше ребёнок был буквально неотделим от матери, до 3-х лет ребенок воспринимал себя и мать, как нечто целое.

Сейчас Малыш приходит к осознанию «КТО Я», начинает осознавать себя как личность, индивидуальность.

Что человеку необходимо, чтобы придти к пониманию «КТО Я ЕСТЬ?» Необходим опыт различного рода: опыт общения с другими, опыт взаимодействия с предметами и т. д. Этот опыт ребенок может получить только в процессе самостоятельной деятельности.

Подводные камни: родители стремятся, как и раньше оберегать ребёнка.

Как чувствует себя ребенок: С одной стороны, ребёнок, по прежнему, чувствует любовь и привязанность к близким, они для него очень значимы

— С другой стороны, он не может не злиться на них из-за ограничения свободы.

I вариант развития ситуации — Взрослый даёт ребенку больше свободы действий, даже если заведомо знает, что он действует неправильно, даёт ребёнку самостоятельно придти к определённому выводу. При этом, родитель внимательно наблюдает за ребенком и помогает, когда ребёнок действительно нуждается в помощи, когда сам об этом просит. Следствие:

Ребёнок получает возможность благополучно перейти на следующий этап своего развития. Научается действовать самостоятельно, находить причины и следствия своих действий, поступков.

II вариант развития ситуации — Взрослый продолжает во всём помогать ребёнку, считая, что он сам не справится, что ему необходимо помогать. Следствие: В ребенке формируются такие черты, как: несамостоятельность, неуверенность в себе, невозможность решать свои проблему самостоятельно. Происходит застревание психического развития.

Ребенок 3-4 лет характеризуется активностью, неутомимостью, он постоянно готов к деятельности. Ребёнок может гордиться результатами своей деятельности, критически оценивать результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: ребенок может представить результат своей деятельности, сравнить с образцом.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. И все же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

Особенности психических процессов: памяти, мышления и т. д.

Восприятие ребенка приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

Развивается мышление. Если раньше ребенок переходит от действий с конкретными предметами, к действию с предметами в уме. Появляются мыслительные операции.

Как такового творческого воображения еще нет. Ребенку присуще воссоздающее воображение, то есть ребенок способен лишь воссоздавать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Воображение складывается из опыта, приобретенного ребенком, поэтому необходимо читать ему больше сказок, рассказов, побуждать в играм с различными предметами. Для детей этого возраста характерно смешение элементов реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. «Поэтому, если ваш ребенок фантазирует – это нормально для данного возраста».

Память в этом возрасте непроизвольная. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.

В 3-4 года у детей продолжают усваиваться и совершенствоваться правила взаимоотношений в группе сверстников.

Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другу. «Поэтому, если ваш ребенок подвижен, не сидит на месте, все время норовит куда-нибудь залезь – значит он здоров!

Нарушения в психофизическом развитии у детей

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое «Нарушения в психофизическом развитии у детей» в других словарях:

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии — В Рос. Федерации создаются с целью организации педагогического процесса, позволяющего предупредить дезадаптацию детей с нарушениями в психофизическом развитии в условиях образовательного учреждения, обеспечить коррекцию нарушений здоровья и… … Педагогический терминологический словарь

Нарушения двигательные — (нарушения функций опорно двигательного аппарата) отклонения, проявляющиеся в ограничении объёма и силы движений, нарушении их темпа, координации, наличии непроизвольных движений (см. Движения произвольные). Встречаются у 5 7% детей. Причины… … Педагогический терминологический словарь

Нарушения интеллекта — (умственная отсталость) Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или… … Педагогический терминологический словарь

Нарушения сложные — сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка. Например, могут сочетаться глухота и слабовидение, умственная отсталость (см. Нарушения интеллекта) и слепота,… … Педагогический терминологический словарь

Дети с нарушениями в развитии — общее наименование детей, имеющих разнообразные нарушения в психофизическом развитии. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 63) См. также Дети с особыми образовательными потребностями Ч439.7 … Педагогический терминологический словарь

Дети с особыми образовательными потребностями — Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в… … Педагогический терминологический словарь

Детские инфекции — группа болезней, встречающихся преимущественно у детей и способных передаваться от заражённого организма к здоровому и при определённых условиях принимать массовое (эпидемическое) распространение. Источником инфекции может быть не только… … Педагогический терминологический словарь

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних — нуждающихся в особых условиях воспитания, в Рос. Федерации учебные заведения для лиц, совершивших социально опасные деяния (правонарушения или преступления, но освобождённых по возрасту от уголовной ответственности) (см. Преступность… … Педагогический терминологический словарь

Отклоняющееся поведение — поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм. О.п. рассматривается в нескольких аспектах. С юридической точки зрения О.п. означает противоправное поведение (см. Девиантное поведение, Правонарушения, Преступность… … Педагогический терминологический словарь

Дефектология — (от лат. defectus недостаток и греч. logos слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Д. интегративная… … Педагогический терминологический словарь

Основные закономерности психофизического развития ребенка в норме и патологии

Основные закономерности психофизического развития ребенка в норме и патологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя

Основные закономерности психофизического развития ребенка в норме и патологии .doc

1 Определения : а) Дефектология

б) Структура дефекта

в) Первичный дефект

г) Вторичный дефект

2 Причины пренатальной патологии

3 Причины натальной патологии

4 Наследственная патология

5 Виды нарушения развития

6 Сложная структура дефекта

Дефектоло́гия (от лат. de fectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.

Структура дефекта-то из чего состоит сам дефект.

Первичный и вторичный дефекты

Дети с отклонениями в развитии имеют недостатки (физические или психические), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие — лишь коррегироваться, а некоторые — компенсироваться. Дефект развития — это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, который не означает наличие только отрицательных признаков. Дефект не отрицает положительных тенденций в развитии аномального ребенка. Данные положительные тенденции зависят от внешних условий и являются результатом адаптации ребенка к окружающей среде.

Как отмечают многие психологи, существует единство и сложная взаимосвязь между первичным и вторичным дефектами. Так, например, Выготским было доказано, что существует тесная взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных нарушений при олигофрении. С точки зрения Выготского, недоразвитие мышления и высших форм памяти — все это вторичные дефекты, обусловленные затрудненным усвоением социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.

Норма — нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность.

Аномалия (греч.)-так называется отступление или уклонение от правила, поэтому аномальным называют все, отступающее или уклоняющееся от правильного или нормального.

Причины натальной патологии

Несмотря на уменьшение перинатальной смертности в последние годы, актуальность этой проблемы не снижается в связи с возрастанием случаев повреждений ЦНС плода и новорожденного.

Из литературных данных известно, что в этиологии перинатальной заболеваемости и смертности важную роль играют следующие факторы:

1) Внутриутробная антенатальная гипоксия, которая связана с хроническими заболеваниями матери – это, прежде всего, сердечно-сосудистые, бронхо-легочные заболевания, а также тяжелые анемии. Гипоксия может быть вызвана нарушением маточно-плодового кровотока в связи с поздним токсикозом, перенашиванием, плацентитом.

Причиной заболевания плода могут быть также внутриутробная инфекция м и тяжелая гемолитическая болезнь.

2) Второй причиной перинатальной патологии является интранатальная гипоксия, вызванная тугим обвитием пуповиной или короткой пуповиной, предлежанием плаценты, слабой или чрезмерной родовой деятельностью, приводящей также к нарушению маточно- плацентарного кровотока.

Причины пренатальной патологии

Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

Внутриутробная гипоксия («недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечнососудистой системы).

Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, ток-соплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьезные отклонения в развитии ребенка (глухота, слепота, умственная отсталость, пороки сердечно-сосудистой системы).

Цитомегаловирус на ранних стадиях беременности приводит к гибели плода. Если беременность сохраняется, вирус нарушает развитие плода.

Вирусный гепатит может вызывать различные аномалии развития плода на всех стадиях беременности.

Травмы, полученные матерью во время беременности , падения и ушибы (особенно в области живота). Могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.

Несовместимость крови матери и плода . Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество – непрямой билирубин.

Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.

Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

Курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе (дефицит массы тела ребенка при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем он сохраняется в течение первого года жизни). У будущих мам, выкуривающих более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные малыши, таким детям зачастую труднее дается учеба.

Термин «наследственный» означает связь с наследственными структурами организма. Наследственным заболеванием называется такое патологическое состояние, которое вызывается мутацией, — стойкое изменение наследственной структуры, передающееся потомкам. Наследственное заболевание может быть и семейным и врожденным, т.е. проявиться у нескольких членов семьи и быть выраженным уже при рождении. Многие наследственные заболевания могут проявиться только в процессе развития организма, а иногда и в пожилом возрасте.

При семейных заболеваниях повторяемость той или иной патологии у членов семьи обычно является результатом влиянием внешней среды. Семейные случаи, так же как и врожденные, могут быть обусловлены наследственными и ненаследственными факторами. Термином «семейный» пользуются также в тех случаях, когда неизвестно, является ли заболевание генетически детерминированным или оно обусловлено другими причинами.

Виды нарушения развития

Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

сложная структура дефекта — это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием имеют одно или несколько системных нарушений.

Психофизическое развитие детей дошкольного возраста

Психофизическое развитие детей дошкольного возраста

Психофизическое развитие детей дошкольного возраста

В социальной и возрастной психологии особое внимание уделяется всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Данный период характеризуется перестройкой и закладкой новой системы психологических функций, меняется мировоззрение и отношение к окружающему миру, происходит становление внутренней регуляции поведения, социальное развитие, которое основано на взаимодействии ребенка с другими детьми.

Данный период можно охарактеризовать также как период фактического формирования будущей личности, этап становления и развития важных личностных и поведенческих механизмов. Если в раннем возрасте действия и поступки детей координируются взрослыми, то в дошкольном возрасте они начинают самостоятельно определять и осознавать собственное поведение. Стоит отметить и то, что каждый возрастной период имеет свои особенности и специфику развития, которая основана, прежде всего, на взаимодействии с окружающим миром.

Стоит отметить, что правильное физическое и психологическое развитие дошкольников во многом определяет их физическое здоровье, активность, психологическую устойчивость и дальнейшее формирование личности. Поэтому родители должны с ранних лет прививать детям правильные навыки, нейтрализовать влияние негативных и острых впечатлений для психики, окружить заботой и создать максимально благоприятную и гармоничную обстановку.

Особенности психологического развития детей младшего дошкольного возраста

Данный период жизни ребенка характеризуется активным накоплением, освоением и использованием всего арсенала движений и физической активности. Ведущей деятельностью детей в раннем возрасте является игра сюжетного характера, которая помогает установить контакт с окружающим миром, познать многие явления и формирует стремление к самостоятельности.

Игровой процесс способствует развитию координации, пластичности, правильности выполнения и последовательности действий. Именно в играх детки проявляют свои эмоции, отражают впечатления и комбинируют их с учетом своих личностных потребностей и интересов. Игра способствует развитию произвольного внимания, концентрации и памяти.

Детям младшего возраста свойственно подражание. Они стараются копировать и повторять действия и манеры родителей, педагогов, других детей.

Нельзя не отметить, что данный этап особенно важен в развитии и раскрытии потенциально заложенных природой задатков, поэтому необходимо не упустить момент для дальнейшего эффективного умственного развития способностей ребенка.

Данный период можно отметить наиболее важным и, в то же время, одним из самых сложных этапов в жизни детей. С 4-летнего возраста происходит становление личности, при этом начинают формироваться поведенческие манеры, которые свойственны только мальчикам или только девочкам. Распространенной ошибкой многих родителей является то, что многие не воспринимают данный факт всерьез.

На данном этапе развития дети начинают ощущать время, ориентироваться в пространстве, понимать и выполнять требования взрослых. Особое внимание необходимо уделять физическому развитию ребенка, так как детей в возрасте 4-5 лет начинают интересовать новые, более сложные движения и двигательные задачи, которые требуют проявления ловкости и скорости.

С5-летнего возраста совершенствуются все виды восприятия. Ребенок начинает все больше осознавать и выделять существенные и важные для себя элементы. В этом возрасте помимо сюжетных игр, определенную роль в развитии играют игры с установленными правилами.

Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста

Данный период характеризуется интенсивным развитием физиологических потребностей, происходит преобразование двигательной сферы. В старшем возрасте у детей проявляется потребность в общении и времяпровождении со сверстниками, наблюдается повышенная физическая активность. Таким образом, основу любой деятельности ребенка составляет активный игровой процесс. Ограничение физической активности на этом периоде формирования детского организма негативно сказывается на дальнейшем развитии детей.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны нравственная и личностная саморегуляция, которая подразумевает развитие определенного интеллекта и управления своими социальными поступками. Формируется характер, манеры поведения в обществе, ребенок налаживает контакты со сверстниками и окружающими людьми. В этот период необходимо прививать ребенку правильные манеры общения и поведения в обществе.

У детей формируется способность к самоконтролю, правильной оценке и осознанию процесса и результата собственных деяний. Ребенок должен осознавать, что у него также существуют определенные обязательства, которые нужно выполнять, поэтому в этот период важно не упустить момент и постараться максимально его использовать для развития ответственности за совершенные поступки и действия.

Детей старшего дошкольного возраста начинают интересовать более сложные, познавательные и полезные игры. К примеру, мальчики начинают что-то конструировать, строить, девочки стараются помочь родителям по хозяйству. Также особое место среди игр и одним из любимых занятий является рисование. Посредством рисунков дети выражают свое видение окружающего мира, стараются передать свои эмоции и чувства. Детские рисунки могут в полной мере охарактеризовать психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

На этом этапе необходимо развивать и совершенствовать творческий потенциал детей и уделять внимание разностороннему развитию ребенка. Творческая деятельность способствует развитию индивидуальных способностей ребенка.

Источники:
МБДОУ Детский сад №25 г
Главное новообразование возраста: развитие самосознания, выделение «Образа Я». Раньше ребёнок был буквально неотделим от матери, до 3-х лет ребенок воспринимал себя и мать, как нечто целое.
http://cheb-mdou25.ucoz.ru/publ/psikhofizicheskoe_razvitie_rebjonka_3_4_let/1-1-0-3
Нарушения в психофизическом развитии у детей
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 . Смотреть что такое «Нарушения в психофизическом развитии у детей» в других словарях:
http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2047/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8_%D1%83_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
Основные закономерности психофизического развития ребенка в норме и патологии
Основные закономерности психофизического развития ребенка в норме и патологии Автор работы: Пользователь скрыл имя Основные закономерности психофизического развития ребенка в норме и патологии
http://turboreferat.ru/pedagogy/osnovnye-zakonomernosti-psihofizicheskogo-razvitiya-rebenka/80732-415836-page1.html
Психофизическое развитие детей дошкольного возраста
На данном этапе развития дети начинают ощущать время, ориентироваться в пространстве, понимать и выполнять требования взрослых. Особое внимание необходимо уделять физическому развитию ребенка, так как детей в возрасте 4-5 лет начинают интересовать новые, более сложные движения и двигательные задачи, которые требуют проявления ловкости и скорости.
http://zdorovayamama.com/psihofizicheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta/

COMMENTS