Психоэмоциональное развитие ребенка

Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога

Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога

Статья просмотрена: 1683 раза

Токарев А. А., Данилова Е. В. Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 524-528. — URL https://moluch.ru/archive/40/4746/ (дата обращения: 15.02.2018).

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано, по всей видимости, не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с пониманием самоценности этого периода детства, значения развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребенка.

Известно, какое значение В.М.Бехтерев придавал музыке, который считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях. Ведь только одно воздействие музыки на психическое состояние человека, по словам Пифагора, который больше известен нам как математик, «приводят страсти к равновесию», иными словами – музыка лечит.

Формирование личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Самосознание – осознание себя как индивидуальности, начинает формироваться в дошкольном возрасте. В этот период складываются важные элементы, составляющие его структуру: половая идентификация, притязания на признание, психологическое время личности. От своевременности развития указанных структурных элементов зависят возможности социализированного поведения и качество саморегуляции.

Поэтому, главная задача музыкального руководителя и педагога-психолога при разработке совместных занятий – это использование игровых ситуаций, двигательных упражнений с музыкальным сопровождением, музыкальных игр, как средства взаимодействия ребенка и взрослого. Здесь самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем научить каким-нибудь движениям и умениям.

Всегда нужно помнить, что именно игра – ведущий вид деятельности детей младшего дошкольного возраста, потому что является для них жизненной необходимостью. Именно в игре интенсивно развиваются высшие психические функции ребенка: мышление, речь, память, воображение. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. В игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. С помощью игры решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и коррекционные.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих сверстников, он выполняет самые различные движения легко и непринужденно. В игре же воспитываются и волевые качества характера: подчиняясь правилам игры, формируется внимание, организованность, умение своими движениями. Дети должны, например, уметь начинать движения все вместе, убегать от водящего по определенному сигналу или последних слов, если игра сопровождается текстом.

Для детей двух-трех лет многие игры имеют сюжетный характер, то есть создается образ, в котором ребенок чувствует себя комфортно. Для маленьких детей гораздо понятнее выражение: «покачай веточками», «помаши крылышками», чем «покачай руками, поднятыми вверх», «ритмично помаши руками, отведенными в сторону». Все игровые элементы опираются на образ, в соответствии с которым ребенок выполняет задание. В одном случае дети идут, переваливаясь, как мишки, вразвалочку, в другом – весело скачут, как зайчики, греют лапки и хвостик, а в третьем, идут мягко, показывая лапки и заметая следы хвостом, как хитрая красавица лиса. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они с удовольствием многократно повторяют все движения.

Сюжетные игры, благодаря многообразию их содержания, помогают детям узнавать много для себя нового и закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностям движений различных животных и птиц, их криках, о звуках окружающей природы, о средствах передвижения, таких как поезд, автомобиль, самолет.

Музыка, игры-забавы, музыкальные игры отвлекают детей от переживаний, повышают их настроение, вызывают интерес и желание играть, петь, плясать вместе с другими дошколятами. Хорошее настроение, положительные эмоции являются важным условием повышения иммунитета, в результате чего дети меньше болеют. Известно, что когда малыш не хочет идти в детский сад, весь его организм сопротивляется этому, и в результате ребенок заболевает. Яркая, насыщенная музыкальными развлечениями жизнь детского сада привлекает детей и помогает привыкнуть к новым условиям.

Для детей двух-трех лет характерны сюжетные игры с богатым речевым материалом, со зримыми игровыми образами и атрибутами. Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с различными предметами (кегли, мяч, скакалка, кольцеброс и т.п.), и только к шести-семи годам дети готовы для участия в спортивных играх. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Для детей трех-четырех лет в сюжетных играх предлагаются более сложные движения, и обязательным условием является наличие развернутого текста. Для детей речевых групп это имеет принципиальное значение, так как в условиях игрового действия и группы ребенок меньше концентрирует внимание на собственном «Я» и на своих речевых проблемах. В этих играх, как правило, есть ведущий – водящий, который в своих действиях и поступках противопоставляется всей группе. Ребенок должен запомнить и проговорить весь текст своей роли и затем выполнить свою игровую задачу. Сюжетные игры с развернутым речевым содержанием являются прекрасным и очень эффективным психокоррекционным средством воздействия. Именно в такого рода играх удается разговорить и активизировать застенчивых и робких детей, научить выжидать, терпеть и подчиняться правилам агрессивных и расторможенных.

От умения педагога-психолога и музыкального руководителя создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении используются приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов.

Цели и задачи: обогащение детей радостными впечатлениями, формирование навыков подпевания, пения, простейших танцевальных движений под музыку (хлопки в ладоши, топание ножками, «пружинки», кружение), обогащение словарного запаса детей, закрепление знаний о собачке, ее повадках, голосе, об осени, об опадающих листьях, развитие эмоциональной сферы, взаимодействие взрослых и детей, закрепление знаний о частях тела.

Оборудование: осенние листочки для каждого ребенка, игрушка Кенга (кенгуру), игрушка собачка.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: Здравствуйте, детки, здравствуйте, мамы! Вот снова к вам пришел маленький музыкальный Кенга. Он любит приходить к вам: вы такие веселые, так хорошо поете, танцуете, как замечательно хлопаете в ладоши! Подходите поближе, споем вместе нашу веселую песенку. Посмотри, Кенга, вот как мы умеем!

Слова Н. Френкель, музыка Е. Тиличеевой из сборника А.Бурениной, Т. Сауко «Топ-хлоп, малыши».

Прямо по дорожке

Вот как мы умеем –

Молодцы, детки! Вот как хорошо вы умеете!

А еще Кенга для вас в этой корзинке принес осенние листики. Смотрите, какие они красивые, яркие. Слетели с деревьев и к нашим деткам прилетели. Берите их и давайте с ними потанцуем. Листики любят кружиться! Они летают в воздухе, покачиваются и опускаются деткам под ножки. А детки поднимут листики и отдадут их мамочке.

Слова и музыка М. Картушиной из сборника М.Ю. Картушина «Музыкальные сказки для детей».

Осень, осень, – Дети с листочками в руках, держа руки вверху,

Листики летят. – Покачивают ими в разные стороны.

В танце листопад.

Закружил их, закружил их, – Кружатся.

Закружил их листопад.

Ветер, ветер, – Качают листочками.

Их на танец, их на танец, – Кружатся.

Их на танец приглашал.

Вот листочки – Дети приседают.

По дорожке я пойду – Встают и относят листочки мамам.

Все листочки соберу.

Молодцы, детки, хорошо у вас получилось! Ой, а в корзинке у Кенги что-то еще есть! Слышите, из нее раздается: «Гав! Гав!» Да это же песик! Смотрите, какой он красивый: у него серая шерстка (показать), белый лобик (показать) и серый нос (показать), а еще у песика есть хвост. А у наших деток есть хвост? Правильно, нет! Зато у наших деток тоже есть лобик. Покажите, где лобик? (Показывают) А где носик? (Показывают), а где ваши ушки? А ручки? Молодцы! А теперь послушайте песенку про нашу собачку.

Вот наш Бобик, славный пес!

Белый лобик, серый нос!

Бобик, Бобик, Лапку дай!

Сядь на коврик и не лай!

А теперь давайте споем вместе эту песенку с песиком, он любит, чтобы все вместе с ним говорили «Гав!». Повторяется песня. Детки повторяют «Гав!», грозят пальчиком. В конце песни сказали: «Тс-с-с!»

Молодцы, ребятки, замечательно поете! Можете погладить нашего песика, погладить его белый лобик, серенький носик и мягкую шерстку.

Ребята подошли потрогать песика, поиграли с ним.

А теперь Кенге пора уходить. Давайте поможем убрать в его корзинку листки и собачку. Спасибо, детки! До свидания!

Занятие с элементами фольклора

Цели и задачи: рассказать детям об уходящей осени, о смене времен года, что после осени наступает зима, вызвать эмоциональный отклик на музыку, обогатить детей впечатлениями, вызвать желание двигаться под музыку, подпевать, развитие моторики, координации, развитие внимания, речи и воображения.

Оборудование: мягкая игрушка Кенга, кукла Петрушка для кукольного театра, разноцветные кленовые листья, ширма для кукольного театра.

Здравствуйте, детки! (В руках у педагога-психолога игрушка кенгуру – Кенга. Педагог подходит с ним к деткам, они гладят Кенгу , здороваются с ним). Кенга сегодня привел к вам своего друга – веселую и озорную игрушку. Это очень веселая и озорная игрушка, любит смеяться сам и веселить других. (За ширмой появляется Петрушка).

ПЕТРУШКА: Здравствуйте, детки-конфетки!

Здравствуйте, все- все-все!

Я веселая игрушка,

А зовут меня Петрушка!

Озорник и балагур.

Там, где я – там смех и игры,

Там, где я – там смех и шум!

А вы веселиться умеете? Конечно, да! Давайте, покажите, как вы умеете?

Слова Н. Френкель, музыка Е. Тиличеевой из сборника А.Бурениной, Т. Сауко «Топ-хлоп, малыши».

Прямо по дорожке

Вот как мы умеем –

Молодцы, детки! Вот как хорошо вы умеете!

ПЕТРУШКА: Ай да молодцы, детки! Как здорово у вас получается! Как звонко вы хлопаете! Молодцы! А посмотрите-ка в окошко! Сегодня пасмурно и идет дождь. Потому что осень на дворе. А деревья посмотрите уже без листочков стоят. Листочки все уже слетели с веток, значит скоро придет зима и наступят холода. Давайте, с вами проводим осень. Я вам в своей корзиночке, посмотрите-ка, что принес!

(Петрушка из-за ширмы достает разноцветные листья.)

Танец нам плясать пора,

Слова и музыка М. Картушиной из сборника М.Ю. Картушина «Музыкальные сказки для детей».

Осень, осень, – Дети с листочками в руках, держа руки вверху,

Листики летят. – Покачивают ими в разные стороны.

В танце листопад.

Закружил их, закружил их, – Кружатся.

Закружил их листопад.

Ветер, ветер, – Качают листочками.

Их на танец, их на танец, – Кружатся.

Их на танец приглашал.

Вот листочки – Дети приседают.

По дорожке я пойду – Встают и относят листочки мамам.

Все листочки соберу.

ПЕТРУШКА: Как хорошо и красиво у вас получилось, ребятки! Молодцы! Давайте листочки, я их сложу в свою корзинку до следующей осени!

А теперь давайте вместе станцуем веселый танец!

(Под русскую народную мелодию «Ах вы, сени» дети выполняют простые танцевальные движения: пружинки, хлопки в ладоши, «фонарики» по показу взрослого. Петрушка комментирует все движения, которые выполняют дети: ах, как танцуют здорово коленочки, как ручки дружно хлопают).

Молодцы, детки! Хорошо у вас получается! Весело с вами, но мне уже пора уходить. До свидания, ребятки, до свидания всем! Я еще не раз к вам в гости приду, уж очень мне у вас понравилось!

(Петрушка прячется за ширму).

КЕНГА: Ну что, ребятки, понравился вам, мой веселый друг? (Да!) Вы ему тоже понравились. А теперь и мне пора. До свидания, детвора.

Задачи: преодоление упрямства, формирование положительной самооценки, развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, развитие слухового внимания, быстроты реакции, развитие моторики, развитие речи и воображения, развитие чувства юмора.

Оборудование: игрушка мышка, розовый и черный косметический карандаши.

После приветствия педагог-психолог показывает детям игрушечную мышку и говорит:

Здравствуйте, РЕБЯТА! Давайте с вами поиграем. Я буду мамой-мышкой, а вы будете непослушными мышатами, мышками-шалунишками, будете делать все наоборот.

Чтобы дети лучше вошли в образ, можно нарисовать им косметическими карандашами розовые носики и черные усики.

Маму слушать не хотят.

Ножками потопайте. – Нет, нет, нет!

Ручками похлопайте. – Нет, нет, нет!

Головою покивайте! . – Нет, нет, нет!

И со мною поиграйте! – Нет, нет, нет!

–Ах, какие озорные, непослушные какие!

– Ножками не топайте! – Будем, будем, будем! (топают ногами)

– Ручками не хлопайте! – Будем, будем, будем! (хлопают в ладоши)

– Головою не кивайте! – Будем, будем, будем! (кивают головой)

– Со мною не играйте! – Будем, будем, будем! (прыгают на месте)

– Ах, какие озорные, непослушные мышата!

Педагог-психолог произносит предложения, дети, подобрав подходящие антонимы, заканчивают их.

– Ах, какие непослушные мышата, все делают наоборот. Мама их просит включить свет, а они…(выключают), папа их просит выключить телевизор, а они…(включают). Бабушка их просит открыть окно, а они…(закрывают). Дедушка их просит закрыть кран с водой, а они…(открывают). Воспитатель просит их убрать игрушки, а они…(разбрасывают). В тихий час, когда все малыши крепко спят, им говорят: «Не шумите, не скачите, а они…(шумят, скачут).

Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Скачут мышки-шалунишки, прыгают на месте.

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки, идут на носочках.

Не мешайте спать малышке! Садятся на корточки, кладут ладони,

Игра повторяется 2-3 раза.

– Вот наступил вечер. Мама-мышка уложила своих мышат спать. Она подошла к каждому мышонку, погладила его по головке и поцеловала в щечку.

Дети садятся на стульчики и, изображая спящих мышат, закрывают глаза. Психолог берет мышку и подходит к каждому ребенку. «Мышка» гладит детей по головкам, «целует» их в щечки, затем «ложится спать».

Психолог говорит: Только мама-мышка уснула…

Звучит быстрая плясовая музыка – дети встают со стульчиков, прыгают, танцуют. Музыка замолкает – дети садятся на стульчики, притворяются спящими.

– Проснулась мама-мышка. Что за шум? Наверное, ей что-то приснилось. Только заснула…

– Ребята, а давайте покажем пример мышкам-шалунишкам. Музыка заиграет, а мы с вами останемся на стульчиках. Никто не будет прыгать, танцевать, будить маму.

Звучит музыка – дети, преодолевая желание двигаться, остаются сидеть на стульчиках.

Музыка затихает, психолог хвалит детей и говорит:

– Наступило утро. Мышата проснулись, потянулись, друг другу улыбнулись.

Все встают, поднимают вверх сначала правую руку, затем левую, встают на носочки. Можно развести руки в стороны, вытянуть шею, покрутить головой. Такие упражнения способствуют снятию мышечного тонуса и повышению психической активности.

Все встают в круг. Психолог рассказывает текст и показывает движения, дети повторяют за ним.

Это – папа-мышь. Показывает большой палец.

Он большой и сильный.

У него гладкая шерстка, гладят большой палец.

Маленькие ушки соединяют в кольцо большой и указательный пальцы.

И вот такой хвост! Максимально широко разводят руки, показывая длину хвоста.

Это – мама-мышь. Показывают указательный палец.

Она добрая и красивая.

У нее гладкая шерстка, Гладят указательный палец.

Маленькие ушки. Соединяют в кольцо большой и средний пальцы.

И вот такой хвост! Показывают хвост поменьше.

А это – мышка Малышка, Показывают мизинец.

Она хорошая и послушная.

У нее гладкая шерстка, Гладят мизинец.

Маленькие ушки Соединяют в кольцо большой палец и мизинец.

И вот такой хвостик! Показывают маленький хвостик.

– Наше занятие заканчивается. Озорные мышата превращаются в хороших, послушных мальчиков и девочек. Давайте мальчики скажут сейчас: «Я хороший!» Молодцы! Теперь девочки: «Я хорошая!» Умницы! И все вместе: «Мы хорошие!»

Под веселую музыку дети возвращаются в группу.

Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Сауко Т., Буренина А. «Топ-хлоп, малыши», Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. Санкт-Петербург, 2001 год.

«Музыкальные минутки для малышей». Педагогический альманах, Санкт-Петербург, 2006 год.

«Музыкальная палитра», №8, 2008 год.

Овчинникова Т.С., «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой». Изд-во «Каро», Санкт-Петербург, 2006 год.

Сборник методических рекомендаций по разработке педагогических систем для педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, учителей-логопедов, педагогов-психологов и других специалистов (коррекционных) образовательных учреждений округа. Вып. 3, Москва, 2010 год.

Зигмунд Фрейд. Малое собрание сочинений, «Азбука»,2011 год.

Психоэмоциональное развитие ребенка

Одним из вариантов задержек развития является так называемый психический инфантилизм , который характеризуется психической незрелостью, особенно выраженной в эмоциональной и волевой сферах. Эта незрелость редко бывает заметна в дошкольный период, зато может явиться источником серьезных проблем с момента поступления ребенка в школу. Деятельность таких детей отличается преобладанием эмоций, игровых интересов и слабостью интересов интеллектуальных. дети не способны к занятиям требующим волевого усилия, не могут организовать свою деятельность подчинить ее требованиям школы. Все это создает феномен " школьной незрелости", выявляющейся с началом обучения.

Кроме инфантилизма, выделяют ряд других вариантов задержек психического развития, из которых стоит отметить задержки, возникающие при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности, таких как речь, психомоторика, механизмы , определяющие выработку так называемых школьных навыков (чтение, счет, письмо). В связи с этим выделяют задержки речевого развития, чтения, письма, счета .

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, этим они отличаются от умственно отсталых детей.

Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны — сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи.

Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Каков прогноз при задержках развития?

при надлежащем внимании родителей к данной проблеме, задержки психического развития имеют тенденцию к сглаживанию и даже полному исчезновению к школьному возрасту. Если какие-то элементы задержки развития сохраняются до момента поступления в школу, то ребенок может обучаться в специализированном классе с адаптированной программой, не испытывая при этом существенных проблем, что важно для формирования адекватной самооценки и самоуважения.

Обычно ставят диагноз,при комплексом обследование ребенка по всем направлениям: анамнез, онтогенез, память, внимание, умственное развитие, развитие речи, моторики,психике и т.д.

Развитие психоэмоциональной сферы ребенка

В возрасте 2-3 лет продолжается активное развитие психики ребенка. Этот процесс тесно связан с физическим развитием. Кроха теперь выносливее, сильнее, подвижнее. Так он получает больше кислорода, а значит, мозг работает активнее. Активизируются механизмы памяти, эмоциональная сфера, речь.

Родителям важно понимать, что пока что малыш многое не может объяснить. Чувства и эмоции для него в новинку, о многих он даже еще не знает. Могут быть внезапные проявления агрессии: начал кусаться, царапаться, может ударить. Нужно спокойно реагировать на эти ситуации. Его психоэмоциональное состояние часто меняется. Пройдет еще немало лет, прежде чем ваш кроха сможет контролировать эмоции. Сейчас сосредоточьтесь на воспитательной работе. Главное — быть хорошим примером для ребенка, ведь сейчас родители — эталон во всем. Вас ждет кризис 3 лет, когда малыш хочет быть самостоятельным, сам принимать решения. Вы должны научиться терпению, ведь с ним будет непросто.

Физическое и психическое развитие в возрасте 2-3 лет тесно связаны. В плане физических изменений происходит:

В период от 1 до 3 лет мозг растет, его структура усложняется. Вместе с этим включаются такие процессы, как память, внимание, мышление. Очень сильно заметна разница между тем, как играет, общается и учится ребенок в 1 год и 3 года.

  • Увеличение сердца, развитие сосудистой системы.

Малыш все более подвижный. Это означает больше движений, активности – кислород быстрее и качественнее насыщает мозг ребенка. Это способствует развитию всех отделов мозга. Также малыши чаще гуляют, общаются. Они теперь выносливее, сильнее. Окружающий мир очень сильно интересует малыша – он учится чему-то новому каждый день.

  • Ладони и стопы становятся более чувствительными.

С развитием мелкой моторики рук становится проще изучать окружающий мир. Он вызывает у крохи самые разные эмоции. Какие-то из них он будет испытывать впервые.

Все это — начало важного периода в жизни крохи. Развивается его психическая деятельность, эмоциональная сфера. Еще несколько лет пройдет, прежде чем малыш будет в гармонии со своими чувствами и ощущениями, научится называть и осознавать их. Пока что ваша задача — во всем помогать ему и поддерживать.

Вашему крохе уже 2 годика. Это интересное время в плане развития его эмоций, мышления и логики поведения. Сейчас для него мир — совершенно новое и необычное место. Все вызывает некий отклик, правда, малыши еще не умеют разделять свои эмоции так хорошо, как это делают взрослые. Во многом поведение ребенка можно назвать инстинктивным. Развитие психики и личности продолжается, а значит, и далее поведение крохи будет меняться. Родителям нужно быть к этому готовыми.

Психоэмоциональное развитие происходит постепенно. Буквально каждые 2-3 месяца случаются какие-то важные изменения в поведении вашего малыша. Дело в том, что он учится даже без от вашего участия. Примерно с 24 месяца он начинает активно разговаривать:

  • в обиходе много звуков;
  • повторяются слова;
  • складываются простые предложения.

Сейчас для него важна функция общения. Важно, чтобы у ребенка был стимул разговаривать. Если вы не обращаетесь к нему, не спрашиваете о чем-то, то пропадает необходимость использовать слова. Например, кроха издает звуки, показывая на холодильник. Мама должна сделать вид, что не понимает, чего он хочет. Просите сказать словами: «молоко», «вода», «кушать», «пить» и т.д.

Вы можете заметить, что ребенок старается, его звуки и жестикуляция очень эмоциональны. Для ребенка это крайне важный период. Если его упустить, то может быть серьезное отставание в речевом развитии. В возрасте 2 лет дети очень восприимчивы – старайтесь больше разговаривать с малышом, читать ему с выражением.

Это может показаться очень интересным для родителей. В возрасте 2 лет дети очень остро реагируют, когда, например, мама остается дома, а малыш с папой идет гулять. По его мнению, все должны находиться в одном месте. Это инстинкт, который остался у нас еще с древних времен, одно из проявлений стадного инстинкта. Для ребенка семья — главный источник защиты, благополучия. Обратите внимание: когда вся семья в сборе, он может быть совершенно спокоен, сам играет в сторонке.

Беспокойство, плач, нервозность начинаются, когда семья разделяется. Психоэмоциональное развитие на данном этапе помогает ему испытывать важные эмоции: чувство привязанности, принадлежности к группе. Теперь малыш — часть целого. Он осознает этот аспект своей жизни где-то в 2-2,5 годика.

Возраст 2-3 лет у детей всегда связан с инстинктивным поведением. Одно из таких проявлений — защита с помощью зубов и когтей (ногтей). Вы можете вдруг обнаружить, что ваш спокойный кроха начал кусаться. Обычно таким образом дети показывают, что они чем-то недовольны. Например, мама слишком громко говорит по телефону, ругается на отца. Ребенок пока не знает, что именно неприятно, но уже осознает, что нужно выражать свою позицию. Это же может стать защитой. Малыш не хочет отдавать другому ребенку игрушку – они не дерутся, а пытаются укусить друг друга.

Это нормально – не стоит думать, что у вашего ребенка проблемы с агрессией или проявлением чувств. Просто сейчас это один из немногих доступных способов выразить свои эмоции, особенно негативные. Не ругайте его, не бейте, а очень мягко показывайте: это больно, так делать не нужно. В этот период ему свойственна некая неустойчивость поведения, часто меняется настроение. Сейчас малыш только учится разбираться с тем, что ему приятно и нравится, а что нет.

Чуть ближе к 3 годам начинается осмысленная речь. Обычно она очень эмоциональная. Конечно, для ребенка эталоном поведения являются родители. Если они люди относительно спокойные, не повышают голоса, то ребенок тоже будет спокойным, тихим. Это может измениться в будущем, когда он пойдет в садик –там проявится его характер. Сейчас эмоциональная окраска слов и предложений не всегда такая, как привыкли мы, взрослые.

Развитие речи тоже связано с эмоциональной сферой. Малыш основывается на собственном ощущении мира. Например, ему нравится зеленый цвет. Тогда все приятное, красивое и хорошее он будет звать «зеленым». Показывая на красную машинку, он скажет «смотри, какая зеленая машинка». Обычно яркие и светлые цвета связанны с приятным, а темные — с чем-то негативным. Это тоже инстинктивное поведение.

Детям нравится слово «нет». Причем они любят произносить его, а не слышать. Это первая попытка проявить свой характер, личность: делать так, как хочется ему, а не так, как просит мама. Вы ставите перед ним стакан сока и спрашиваете, хочет ли он пить. Малыш может ответить, что нет, но тут же начать пить сок. Так это выглядит уже не как мамино предложение, а как собственный выбор.

В возрасте 2,5-3 лет начинается непростой период. Сейчас очень важно, чтобы у ребенка не было возможности свободно наблюдать за проявлениями агрессии. Телевизор, игры, даже отношения родителей должны быть под контролем. Если он видит агрессию, то будет пытаться ее повторить, применяя к другим. Это новый этап, следующий за укусами и царапинами.

Лучше всего, если родители будут мягко объяснять ему, что даже такой малыш может причинить боль. Нельзя дергать животных за хвост, даже играючи. Кстати, многие мамы решают «переносить ответственность» на неодушевленные предметы. Споткнулся о кубик или ступеньку — ступенька плохая, нужно ее поругать или наступить в ответ. К чему это ведет? Во всем кроха будет винить не себя за невнимательность, а другой предмет или человека. Потом он может ударить другого малыша на площадке, если тот его случайно толкнет, заденет. Лучше предложите пожалеть кубик, ведь он тоже пострадал, даже сильнее. На кубик наступили, ему больно – за что же его ругать? Это развитие эмпатии, сочувствия.

Возраст 3 года принесет с собой новое явление — кризис 3 лет. Главное здесь то, что кроха очень хочет быть самостоятельным. Он уже чувствует, что многое может сам. Продолжается активное психоэмоциональное развитие вашего малыша.

Вдруг, совершенно внезапно, вы понимаете, что ваш ласковый и послушный малыш стал совсем другим. Что с ним случилось? От всего отказывается, ругается, может даже ударить маму, если очень недоволен. Он научился настаивать на своей точке зрения.

Будет носить только любимую кофточку с суперменом/принцессой/цветочками/машинками. Стирать или менять ее не дает, закатывает истерику.

Не будет есть, если ему не нравится внешний вид блюда. Если невкусно, то ваш обед может затянуться на несколько часов, и, возможно, кроха выиграет битву характеров.

Вырывает руку, не хочет гулять рядом с родителями.

Отказывается от привычного распорядка дня.

Громко кричит «нет», «не хочу», «не буду».

Что же это происходит? У данного «феномена» есть название: это кризис трех лет. С одной стороны, кроха уже осознает, что он личность, с другой – все еще нуждается в заботе родителей. Он находится посередине, не знает, как справиться с новыми ощущениями. Развитие психики всегда связано с кризисными периодами, так что это нормально.

Старайтесь сейчас быть более терпеливыми к малышу. Он-то не понимает, что у него особый кризисный период. Для него это время некомфортное, непонятное. Любовь родителей и их забота поможет сгладить все острые углы.

Период эгоистичного поведения не самый приятный для родителей, однако все изменения в этом возрасте позитивные. Развитие психики идет активно, взгляд ребенка на наш мир часто меняется. Ему хочется все и сейчас, немедленно. Нельзя потакать таким желаниям. Например, мама устала, отдыхает, а малыш требует, чтобы она с ним поиграла, не дает ей спать, если она отказывается, то может начать плакать, кричать, кусаться.

Объясните, что вы устали, вам плохо, болит голова. Старайтесь показать малышу ваше эмоциональное состояние. Дети очень восприимчивы к переменам настроения родителей. Постепенно, не с первого раза, конечно, но он поймет: мама устала, значит, играть с ней пока нельзя.

С этого возраста можно вводить небольшие наказания. Конечно, речь не идет о том, чтобы бить ребенка, кричать на него, наказывать физически. Можно поставить в угол, даже шлепнуть по попе можно, если это уместно. Главное – научиться концентрировать внимание малыша не только на самом себе. В первую очередь – разговором. Если сейчас разрешать крохе вами манипулировать, то потом отучить его от этого будет гораздо сложнее.

Важный этап своей внутренней жизни малыш проходит в возрасте 3-3,5 лет. Он все хочет делать сам. Вырывает из рук родителей зубные щетки, чашки, сам хочет выбирать обувь и одежду. Развитие самостоятельности ребенка — позитивный процесс. Часто родители сами мешают, создавая для крохи эмоциональный дискомфорт. Собственно говоря, что тут плохого, если он хочет что-то делать сам – выбирать одежду, например, или кушать ложкой? Да, потом будет грязная скатерть, но он учится. Не всегда же вы будете мыть ему руки и кормить с ложечки.

Главное – не путать проявления самостоятельности и отсутствие воспитания. Если кроха хочет сам завязывать шнурки и застегивать курточку, это положительный момент. Если же он совершенно не поддается контролю, бросает и портит вещи, что-то рвет, кричит, то тут уже необходимо менять тактику воспитания.

До 3 лет не имело смысла наказывать ребенка, даже ставить в угол: он не понимал смысла. Теперь же это действенный способ. Наказание должно быть неагрессивным: это не унижение, а ограничение. В любом случае, для его эмоциональной сферы наказание — негативный, неприятный момент. Если здесь проявлять агрессию, вы получите лишь агрессию в ответ. Для ребенка ваше поведение — всегда эталон.

Умеете его успокоить, решить проблему мирно? Очень хорошо. Значит, так же сможет поступать и ваш малыш. Если же для вас единственное решение — сила, оскорбление или крик, то ждите того же самого от ребенка. Ваши эмоции, поведение, слова всегда единственная правда для ребенка. От того, как вы его наказываете, будет зависеть поведение малыша во время конфликтов во взрослой жизни.

Эмоциональное развитие ребенка

Формирование эмоций человека – ключевое условие развития личности. Эмоциональный мир человека невероятно сложен и разнообразен. К разряду эмоций можно отнести чувства, настроения, страсти, аффекты и стрессы. Все перечисленное относится к классу «чистых» эмоций, включенных во все психические процессы и личностные состояния человека.

Поэтапное развитие психических функций тесно связано с эмоциональным развитием ребенка. В раннем детстве особенности эмоционального развития ребенка таковы, что малыш реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. К примеру, он может остро переживать болезненную процедуру во врачебном кабинете, но уже буквально через пару минут радоваться интересной обстановке или занятной игрушке. Также малыш первого года жизни не может расстраиваться из-за возможных в будущем неприятностей или радоваться обещанной игрушке, то есть можно сказать, что «он живет настоящим». Итак, давайте подробнее поговорим о развитии эмоциональной сферы ребенка.

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно.

Возраст до 3-х лет – преобладание желаний. Желания детей первых лет жизни, как правило, неустойчивы, они не могут сдерживать, контролировать и ограничивать свои порывы. В качестве ограничивающих мероприятий выступают поощрения и наказания взрослых. Все желания малыша для него равнозначны по силе и эмоциональной окраске, так как у ребенка отсутствует соподчинение мотивов. К примеру, малыши не могут выбрать лучшую игрушку, из нескольких предложенных.

Развитие эмоционально-потребностной сферы во многом определяется характером общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Близкие люди помогают малышу познавать суть окружающих предметов и явлений. В таких отношениях превалируют мотивы сотрудничества, но при этом присуще и простое эмоциональное общение, в котором нуждаются дети всех возрастов. Для правильного развития эмоциональной сферы ребенка необходима семейная атмосфера безусловной любви, соучастия, тепла и доверия.

Преобладание желаний в поведении ребенка достигает своего пика в период «кризиса 3-х лет», когда четко прослеживаются аффективные реакции на трудности. Ребенок реагирует эмоциональными вспышками на любую «непреодолимую» задачу, отсюда и частые истерики и капризы. В этот период следует переключать внимание малыша, увлекая его новыми занятиями.

Возраст от 3-х лет – формирование самосознания. Примерно с двухлетнего возраста у малыша начинает зарождаться самосознание. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Далее он начинает называть себя по имени или в третьем лице, а уже к трем годам в его речи четко прослеживается местоимение «я». После у ребенка формируется первая самооценка, он способен давать оценку своим поступкам, разделяя их на «хорошие» и «плохие». В сознании ребенка появляются такие понятия, как «я хороший», «я могу сам», то есть начинается новый этап психоэмоционального развития ребенка.

От влияния эмоций не освобожден ни один человек, они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Они могут помогать нам или становиться причинами наших бед и проблем. Поэтому еще с раннего детства следует уделять особое внимание развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. Родители должны помнить, что ни один ребенок не рождается со сформированными навыками поведения в социуме и с пониманием правильных межличностных отношений. Поэтому не стоит ругать, кричать и наказывать маленького ребенка за плохое поведение или дурной поступок, необходимо терпеливо объяснять, что так вести себя нельзя, и как следует поступать правильно. Крики и наказания не дадут должного эффекта, так как ребенок просто не поймет, почему ему нельзя безобразничать и кричать, а родителям это делать можно.

Психоэмоциональное развитие ребенка имеет важное значение для формирования его личности.

Развитие эмоций и чувств у малыша дошкольного возраста зависит от ряда условий. Рассмотрим основные особенности эмоционального развития ребенка:

  • Формирование эмоций и чувств происходит в процессе общения со сверстниками.
  • Правильному развитию эмоциональной сферы ребенка способствует специально организованная деятельность, к примеру, чтение сказок, музыкальные и танцевальные занятия, спорт. Важно, чтобы малыш учился сравнивать себя с литературными героями, воспринимать прекрасное и пр.
  • Интенсивное развитие чувств и эмоций происходит в игровой деятельности, насыщенной переживаниями и волнениями. Ролевые игры позволяют понимать другого, учитывая его настроения, желания и чувства.
  • Важнейшее значение в развитии эмоциональной сферы ребенка имеет трудовая деятельность, которая сильно формирует личность человека. Ребенок переживает радость общего успеха, ценит усилия товарищей и учится добросовестно выполнять собственные обязанности.

Понимая особенности эмоционального развития ребенка, родители могут влиять на формирование личности своего малыша.

Источники:
Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога
Научная статья по направлению Педагогика бесплатно. Тема Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога, текст научной статьи из научного журнала Молодой ученый None
http://moluch.ru/archive/40/4746/
Психоэмоциональное развитие ребенка
Одним из вариантов задержек развития является так называемый психический инфантилизм , который характеризуется психической незрелостью, особенно выраженной в эмоциональной и волевой сферах. Эта
http://forum.detochka.ru/index.php?showtopic=22729
Развитие психоэмоциональной сферы ребенка
В 2-3 года происходит важный этап развития психики ребенка. Психоэмоционлаьное развитие. Начало кризиса 3 лет. Как вести себя родителям: советы. Эмоции, речь ребенка, инстинктивное поведение.
http://rebenkoved.ru/psihologiya/razvitie-psihoemotsionalnoj-sfery-rebenka.html
Эмоциональное развитие ребенка
В статье говорится о том, как происходит эмоциональное развитие ребенка на разных возрастных этапах и какие особенности и факторы могут повлиять на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
http://mezhdunami.net/dety/emotsionalnoe-razvitie-rebenka.html

COMMENTS