Share

Психическое развитие ребенка до года

НПР (нервно-психическое развитие) детей до года

При развитии ребенка важно регулярно оценивать его нервно-психическое состояние.

Подобную оценку проводят по нескольким показателям. Его осуществляет врач-педиатр.

НПР детей до года проводится с учетом следующих показателей:

  • как малыш реагирует зрительно, может ли ориентироваться и прислушиваться к внешним изменениям;
  • эмоциональное состояние ребенка;
  • как дети двигаются и реагируют на внешние изменения;
  • как проходит движение каждой отдельной руки и ее взаимодействие с предметами;
  • дополнительно оценивается скорость развития и понимания речи;
  • какие навыки умения уже успел приобрести ребенок.

Таблица НПР детей до года была специально создана для того, чтобы оценить основные показатели развития ребенка.

Нервно-психическое развитие ребенка в возрасте до года

Основные показатели, которые оцениваются в первые шесть месяцев жизни ребенка:

Реакция малыша на звук

Ребенок в период от шести месяцев до полугода продолжает активно развиваться. Родители могут зафиксировать явное психическое развитие и изменение эмоционального состояния:

  • 7 месяц. Малыш уже достаточно хорошо ползает. Он начинает постепенно играть с различными предметами, периодически перекладывая их с места на место. Родители уже могут расслышать четкое произнесение отдельных слогов. Его можно приучать пить со специальной чашки и показывать определенные предметы, которые находятся в его поле зрения.
  • 8 месяцев. Грудничок начинает самостоятельно вставать, садиться и передвигаться. Его можно надолго занять интересными игрушками. Можно наблюдать, как он самостоятельно пытается произносить отдельные слова или слоги. Его можно приучить держать небольшие предметы и выполнять определенные действия, например, жест «до свидания».
  • 9 месяцев. Ребенок способен самостоятельно передвигаться на двух ногах с помощью дополнительной поддержки. Может произвольно выполнять различные действия с интересными предметами. В лепете уже можно четко расслышать отдельные слоги и даже слова. Малыш реагирует на свое имя и может показать местоположение, направление на конкретно поставленный вопрос. Ему доступно также питье из обычной чашки. Родителям достаточно только слегка ее придерживать.
  • 10 месяцев. Дети в данном возрасте уже должны уметь сами залазить на невысокую поверхность. Они также разобрались, как открывать те или иные коробки, дверцы. Своей речью она стараются быть похожими на взрослых, поэтому даже пародируют их тембр. К этому времени малыш уже должен произнести свои первые слова, пьет из обычной чашки и понимает все требования взрослого человека.
  • 1 год. Чаще всего в этот период ребята уже ходят сами, четко произносят примерно десять слов. Малыш самостоятельно берет чашку, пьет из нее и выполняет некоторые требования взрослого человека.

Для малыша важно установить нервно-психический контакт со своей матерью. Благодаря этому он сможет стать более социализированным и приспособиться ко всем условиям окружающей среды. В процессе взросления будет улучшаться его зрительное и слуховое восприятие мира. Для родителей важно создать положительный комплект эмоций. Они должны поддерживать его во всех начинаниях, формировать правильную речь и быть хорошим примером.

Общая таблица развития ребенка в первый год жизни

Важно регулярно проверять и сопоставлять особенности развития своего малыша с нормативными. При необходимости следует помочь ему сформировать нужные навыки. Не следует допускать переутомления, ведь оно негативно отражается на состоянии здоровья малыша.

Особенности развития слуховой и зрительной реакции

После появления малыша на свет у него прекрасно развиты слуховые и зрительные анализаторы. Однако он не может хорошо передвигаться и правильно реагировать на некоторые предметы. До 1 года он еще учится фиксировать взгляд на определенном предмете. Родители смогут заметить, как с каждым днем он все лучше начинает следить за определенным предметом. Сразу после появления на свет его возможности кратковременны и недостаточно устойчивы. Со временем грудничок сможет следить за любым объектом, который в данный момент находится в движении.

Возможности слуха с каждым днем становятся все больше. Через три месяца после появления на свет ребенок уже прислушивается и пытается понять, откуда исходит та или иная звуковая волна. Он хорошо понимает не только смысловую нагрузку слов, но и тон, в котором они были сказаны.

Познание мира и себя

Следует отметить, что у ребенка в первые месяцы жизни можно зафиксировать только отрицательную реакцию на смену обстоятельств. Свое недовольство он может выражать посредством громкого плача и крика. Действия необходимы маме в качестве сигнала и привлечения внимания. После этого он ждет возврата в прежние комфортные условия. Со временем родители начинают понимать, что их чадо требует еды, смены пеленок.

Со временем по месяцам можно будет заметить реакцию малыша на разговор родителей. Он может улыбаться, смеяться. Реакция грудничка в точности будет соответствовать взрослому человеку. Для дополнительного привлечения внимания он может также запрокидывать руки и радостно лепетать. В медицинской практике это известно как оживление, которое происходит в комплексе.

В пять месяцев уже должна четко прослеживаться ориентация в пространстве. Благодаря этому он может отличить маму и папу от других взрослых людей. К близким людям можно заметить проявление определенного комплекса эмоций и реакций. Достаточно часто можно заметить обиду, если ему перестали уделять необходимое внимание.

Через определенное время ему становятся также интересными новые люди. По отношению к ним малыш может проявлять самые разнообразные эмоции и чувства. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Проявления с каждым месяцем становятся более четкими и внятными.

Учитывается взаимодействие с другими детьми

Познавательная деятельность у малыша начинается в период полугода. Он начинает регулярно производить манипуляции с различными предметами или игрушками. Родители могут заметить периодически проявляемое любопытство, которое позволяет ребенку исследовать мир и получать о нем необходимую информацию.

В девять месяцев эмоциональное состояние грудничка уже должно полностью сформироваться. Ему становится труднее установить связь с абсолютно незнакомым человеком. Можно заметить периодически проявляющуюся робость и застенчивость. Он должен налаживать отношения с людьми из-за своего возрастающего любопытства.

Сразу после появления малыша на свет у него происходит улучшение координации и возможности передвижения на дальние расстояния. Он сможет полностью взять под контроль свои руки и ноги к третьему месяцу. Это будет проявляться в виде попыток взять себя за нос, потрогать за лицо или взять игрушку. Родители могут заметить, как периодически он берет в руки край одеяла или пеленки. Ребенок пока не может схватить игрушку, поэтому просто сжимает руку в кулак и толкает ее.

Если ему помочь и вложить игрушку в руку, то он очень крепко ее сожмет. Благодаря этому педиатры проверяют особенности хватательного рефлекса. В этот период он стремиться попробовать любой предмет на вкус, поэтому важно не давать ему грызть мелкие детали. Они могут навредить ребенку.

В пять месяцев ребенок двигается практически так же, как и взрослый человек. Однако некоторые его действия со стороны могут показаться нерациональными. К примеру, чтобы взять игрушку, он может дополнительно двигать ногами. То есть действия не всегда только нужные. Они будут оттачиваться до десяти месяцев. После окончания этого периода малыш сможет полностью контролировать все свои движения.

В течение первого года жизни у ребенка начинается процесс формирования речевых навыков. На первом этапе ему доступно только произнесение отдельных звуков, которое переходит в гуление. Такое состояние сопровождается изменением эмоционального фона. Родители смогут явно зафиксировать у своего малыша проявление положительных и отрицательных эмоций.

Гуление плавно переходит в пение в период пяти месяцев. В данный момент малышу остаются недоступными некоторые звуки. Однако можно зафиксировать, как он подолгу самостоятельно ведет разговор. Благодаря этому он стремится привлечь внимание или продемонстрировать эмоции.

К восьми месяцам ребенок уже учится различать команды и анализирует каждое слово. Наблюдается установление связи между зрительной, слуховой, эмоциональной реакциями. Родители уже могут играть с ним. Некоторым удается научить малыша махать руками или хлопать в ладоши. В данный период времени уже можно услышать детский лепет, который сопровождается необычной интонацией.

Первое слово дети произносят до года. Оно, как правило, состоит из двух одинаковых слогов. Ребенок начинает быстро совершенствовать свое приобретенное мастерство, поэтому скоро в его арсенале будет сразу несколько слов.

Нервно-психическое развитие зависит не только от общения родителей, но и от общей ситуации, которая присутствует в семье. Важно уделять достаточно внимания играм и развлечениям. В таком случае дети смогут правильно и быстро развиваться. Процесс проходит намного медленнее, если не уделять им все необходимое внимание.

Рекомендуется с ребенком вести долгие, полноценные разговоры. В таком случае он начинает отвечать улыбкой. После кормления в состоянии бодрствования следует класть малыша на животик. В таком случае дополнительно улучшается тонус мышц. Рекомендуется периодически располагать его в вертикальном положении: малыш сможет научиться держать головку.

Ваше чадо после появления на свет начинает медленно знакомиться и понимать внешний мир. Он изучает форму, звук и действие каждого отдельного предмета. Именно поэтому его слуховые и звуковые возможности с каждым днем становятся все обширнее.

Улыбка – ответ малыша родителям

Родители в обязательном порядке должны разговаривать с грудничком в возрасте до полугода. Он может отвечать необычными звуками или громким смехом. При необходимости следует класть его на живот и выкладывать всевозможные яркие игрушки. Благодаря этому он научится ползать и передвигаться.

Научить ребенка переворачиваться можно также с помощью различных предметов. Их следует выложить по обе стороны от него. Малыш сможет в любой удобный момент их захватить. Благодаря такой процедуре можно также способствовать развитию эмоций и речи.

Игрушки должны быть всегда рядом с ребенком. Их следует класть в манеж и кроватку. Предметы необходимы не только для развития хватательного рефлекса. Они помогут научить выполнять все необходимые в будущем действия.

Родители должны серьезно относиться к своему чаду от самого рождения. Это уже полностью сформировавшийся живой организм. С помощью любви и ласки родители помогут адаптироваться и приспособиться к новым внешним условиям.

ВНИМАНИЕ! Вся информация на сайте является популярно-ознакомительной и не претендует на 100% достоверность. Не нужно заниматься самолечением!

Особенности физического и нервно-психического развития детей грудного возраста от момента рождения до года. Нормы и отклонения: когда стоит волноваться родителям?

В первые 12 месяцев жизни у ребенка происходит стремительное формирование основных навыков, предпочтений. Его психоэмоциональное и физическое развитие в значительной степени зависит от родителей. Важно иметь представление об этапах взросления грудничка.

С медицинской точки зрения грудными называют малышей в возрасте от 28 дней до 1 года независимо от типа вскармливания. Скорость формирования важных навыков и умений индивидуальна, зависит от течения родов, доношенности, фактора наследственности и усилий родителей.

Развитие детей грудного возраста складывается в примерную схему по месяцам. Для удобства данные представлены в таблице.

Разделение по месяцам условно, возможно небольшое опережение или отставание.

Врачи ошарашены! ЛИШНИЙ вес после родов уходит навсегда! Эффективное и копеечное средство для безопасного похудения. Читать далее >>

Новорожденные малыши не способны контролировать свои движения, держать голову. Первые недели они спят, прижимая ручки, ножки к животику, как во время внутриутробного развития. При бодрствовании движения конечностей непроизвольные. К 4-й неделе ребенок держит головку, к 2-3 месяцам осознанно двигает конечностями. Рефлексы опоры, ползания и хождения являются врожденными. Можно развивать их для раннего формирования этих навыков:

  • При постановке малыша на опору он выпрямляет туловище, начинает стоять на согнутых ножках;
  • При наклоне туловища вперед во время стояния ребёнок делает шаговое движение;
  • Переложенный на животик, он пытается ползти. Если к ступням поставить ладони, грудничок отталкивается для ускорения движения.

В водной среде малыши чувствуют себя свободнее, можно учить их плавать. Многие боятся и ограничиваются активным купанием ребенка для укрепления мышечной системы, важной для правильного формирования двигательных навыков.

Защитный роговой слой и кислотная оболочка формируются постепенно, воздействие патогенных микроорганизмов на детски организм опаснее, чем на взрослый. Высокое содержание воды в коже обеспечивает ей упругость, но из-за низкой развитости сальных желез она склонна к сухости.

Постепенное сращивание черепных костей, повышение их прочности. Закрытие маленьких родничков происходит примерно в 4-8 недель, большого – к годовалому возрасту. Сроки индивидуальны, в редких случаях наблюдается очень раннее зарастание из-за патологических процессов в организме.

Прорезывание молочных зубов происходит в 5-8 месяцев. Первыми появляются 2 нижних, затем пара сверху. По бокам от них прорезается еще по одному зубику. К годовалому возрасту у большинства детей есть 8 зубов. Процесс сопровождается ухудшением самочувствия, нарушением сна, повышением температуры до 38°. Симптомы заметны почти у всех детей и являются нормальной реакцией организма.

Увеличение глубины дыхания по мере развития дыхательной системы. Частота вдохов-выдохов постепенно снижается от 45 в 3 месяца до 30 к годовалому возрасту. Узкие носовые ходы, неразвитость органов дыхания могут приводить к простудным заболеваниям.

Увеличение сердечной массы. Сопровождается постепенным снижением пульса и повышением артериального давления.

Незрелость пищеварительного тракта – часто становится причиной расстройства желудка, запоров, вздутия. Введение прикорма после 5-6 месяцев меняет ферментный состав, может вызывать аллергические реакции.

Стремительное развитие – большая нагрузка на организм, способная влиять на обмен веществ, приводить к анемии, рахиту при недостатке необходимых минеральных веществ.

К характеристике формирования различных навыков подходят комплексно, учитывая двигательные способности малыша в зависимости от возраста. Оценка физического развития грудника включает несколько параметров:

  • Длина тела – у мальчиков увеличивается быстрее. Рост замедляется после рождения, его интенсивность может быть сильнее у нижних конечностей. Первые три месяца он увеличивается на 3 см за 4 недели, потом до полугода показатель составляет 2,5 см, следующие три месяца – 1,5 см. С 9 месяцев до года прирост – 1 см в месяц.
  • Масса тела – первые полгода увеличивается на 800 г, потом до года – на 400 г. Для каждого лишнего см роста прибавляется 300 г веса.
  • Окружность головы – до 6 месяцев увеличивается на 1,5 см, далее до года – на 0,5 см.
  • Окружность грудной клетки – до полугода увеличивается на 2 см, потом до 12 месяцев – на 0,5 см.
  • Изменение пропорций тела можно вычислить по Индексу упитанности. К трем окружностям плеча прибавляют окружности бедра и голени. Из полученного числа вычитают рост. У грудничков норма варьируется в пределах 20-25.

Примерное изменение параметров происходит в соответствии с таблицей:

При оценке роста грудничка нужно учитывать время года: весной и летом изменения выше по сравнению с осенью и зимой.

Новорожденный большую часть времени спит, пробуждение наблюдается только при чувстве голода или необходимости сменить подгузник. Есть реакция на яркий свет в виде зажмуривания, направления взгляда в сторону источника. При громких звуках малыш начинает моргать или вздрагивает.

Особенности нпр грудничка, по месяцам.

Допускается незначительное отклонение от предложенных характеристик. Нервно-психическое развитие у детей грудного возраста проходит индивидуально, возможно небольшое опережение или отставание.

При плановых осмотрах специалист выясняет у родителей сформированность умений ребенка и сам проверяет некоторые реакции. Если в 5-месячном возрасте ребенок обладает навыками только на уровне 3 месяцев, это воспринимается как задержка в развитии на 2 эпикризных срока.

Показатель не критичен, зависит от многих факторов. При регулярных занятиях с ребенком он способен догнать сверстников по владению определенными навыками. Отклонение на 2-3 эпикризных срока считается отставанием в развитии, а более 3 – отставанием в глубокой степени.

Задержка в развитии может быть в одном направлении (речи) или общая. Следует обратиться к врачу при появлении у малыша следующих характеристик:

  1. В 3 месяца. Малыш страдает косоглазием, не способен провожать взглядом двигающийся предмет, не проявляет реакцию на голос собеседника, при сильном шуме. Он не проявляет интерес и не интересуется своими руками, не держит голову;
  2. В полгода. Отсутствует реакция гуления при общении со взрослым, нет попыток схватить предметы, тянуть их в рот. Не пропал рефлекс Моро, в виде отведения рук в ответ на сильный испуг. Сохранение шейного тонического рефлекса, помогающего грудничку перераспределить мышечную нагрузку при изменении положения тела. Он заключается в сгибании рук, разгибании ног при наклоне подбородка к груди. Другой вид рефлекса проявляется при повороте головы вправо или влево. Он вызывает разгибание руки, ноги со стороны того плеча, куда направлен взгляд, и их сгибание с противоположной;
  3. В год – не произносит звуков, не делает попыток повторять движения, не стоит без помощи взрослого.

Данные признаки говорят об осложнениях, отклонении в развитии малыша. Врач поможет найти причины и назначит мероприятия для улучшения состояния.

Рост и всестороннее развитие ребенка грудного возраста зависит от многих факторов, большую роль играет участие родителей, полноценное питание и здоровый образ жизни.

Родные должны больше заниматься с малышом, помогать ему активно познавать мир. При недостатке внимания, напряженной обстановке в семье психика грудничка может страдать, приводя к отставанию в развитии.

Многие женщины после родов сталкиваются с проблемой появления лишнего веса. У кого-то он появляются еще во время беременности, у кого-то — после родов.

  • И вот Вы уже не можете себе позволить носить открытые купальники и короткие шорты…
  • Вы начинаете забывать те моменты, когда мужчины делали комплименты вашей безупречной фигуре.
  • Каждый раз, когда Вы подходите к зеркалу, Вам кажется, что былые времена уже никогда не вернуть.

Но эффективное средство от лишнего веса есть! Перейдите по ссылке и узнайте, как Анна похудела на 24 кг за 2 месяца.

Многие женщины после родов сталкиваются с проблемой появления лишнего веса. У кого-то он появляются еще во время беременности, у кого-то — после родов.

  • И вот Вы уже не можете себе позволить носить открытые купальники и короткие шорты…
  • Вы начинаете забывать те моменты, когда мужчины делали комплименты вашей безупречной фигуре.
  • Каждый раз, когда Вы подходите к зеркалу, Вам кажется, что былые времена уже никогда не вернуть.

Но эффективное средство от лишнего веса есть! Перейдите по ссылке и узнайте, как Анна похудела на 24 кг за 2 месяца.

Новые статьи

Единовременное пособие:

Максимальное пособие:

Информация, изложенная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер. Не может быть заменой квалифицированной медицинской помощи. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только врач педиатр. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

© 2015-2017. Разрешено использовать материалы сайта при условии активной обратной ссылки на статью-исходник.

Психическое развитие ребенка до года

Новоиспеченных родителей, особенно, если у них первенец, волнует множество вопросов. Не последнее место среди них занимают те, что касаются психического развития малышей. Это любопытство вполне оправдано, ведь, зная, что должен уметь и какие нормы поведения крохи на определенном этапе развития, можно вовремя, если есть необходимость, предпринять меры.

Уже с самого рождения ребенок взаимодействует с родителями и теми, кто находится рядом, а с трех-четырех месяцев проявляет повышенный интерес к окружающему миру. На протяжении первого года жизни, если не наблюдается никаких патологий и отклонений в развитии, ребенок многому обучается. Например, учит держать голову, ползать, принимать вертикальное положение, делать первые шаги. Особое внимание следует уделить развитию крупной и мелкой моторики. Ниже мы опишем нормы психического развития детей в возрасте до одного года.

Новорожденный малыш большую часть времени спит. Самый продолжительный период бодрствования у него на этом этапе составляет 30 минут. Сейчас он способен реагировать на свет, звук и боль. Обладает кратковременным слуховым и зрительным сосредоточением. У него хорошо выражены зевательный, сосательный, глотательный и другие рефлексы.

В возрасте 1 месяца малыш становится более активным. Время бодрствования увеличивается до 60 минут. Он уже способен хорошо фиксировать взгляд. Следит за предметом, но голову за передвигающимся предметом еще не поворачивает. На этом этапе развития малыш уже пытается передавать взрослым свои эмоции. Он делает это посредством крика, кряхтения, мимики.

Если на лице двухмесячного малыша вы увидели улыбку — знайте, что это не случайность. В этом возрасте он уже способен осознанно улыбаться. Более того, он хорошо следит за игрушкой. Иногда малыш поворачивает голову, если заинтересовавший его предмет отводят в сторону. Именно сейчас ваш сын или дочка строит свои первые диалоги: в ответ на обращение ребенок оживляется и гулит.

Трехмесячный ребенок уже четко узнает маму. Он способен выделить ее из рядом стоящих людей. Активно реагирует на обращение. Одно из наибольших достижений этого возраста — самостоятельная игра с подвешенной игрушкой или рассматривание собственных рук. Ребенок гулит, смеется, следит за предметом с полным поворотом головы.

В четыре месяца малыш подолгу рассматривает неподвижный предмет, держит в руках погремушку, находит глазами маму и следит за ней, громко и заливисто смеется. Сейчас малыша можно оставить в кроватке одного в состоянии бодрствования — он, на протяжении достаточно длительного периода, может самостоятельно играть. Теперь время активного времяпровождения достигает 2 часа.

Гуление пятимесячного малыша отличается особой музыкальностью, певучестью. Ребенок способен демонстрировать разнообразные эмоции, он различает интонации голоса и подолгу рассматривает руки и предметы. Свое отражение в зеркале вызывает у него улыбку.

Позовите полугодовалого малыша по имени, и он обязательно отреагирует. Более того, в это время он начинает произносить первые слоги. Разговаривайте с малышом как можно чаще. Вы заметите, с каким интересом он вслушивается в сказанное вами.

Если ребенок на грудном вскармливании, то он может отчетливо дать понять, что хочет грудь. Грудные малыши в это время легко приучаются пить из чашки. У детей на искусственном вскармливании, которые также соки, воды и чаи получали через бутылочку, это умение может запаздывать.

К 7-8 месяцам ко всем приобретенным навыкам добавляется множество других. Малыш узнает отдельные предметы. У него проявляется сложный эмоциональный лепет. Кроме того, он четко повторяет несложные слоги «га-га-га», «да-да-да», «ав-ав» и т.д. Появляются псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему. Его игры становятся все более осознанными и контролируемыми. Малыш размахивает погремушкой и выполняет непосильные для него раньше манипуляции. Теперь ребенок отлично различает людей: кто ему близкий, кто чужой.

В возрасте 9-10 месяцев дети выполняют простые команды, а некоторые уже вполне осознанно зовут маму. Для малышей этого возраста не составляет особого труда показать, где у куклы глазки, носик, ротик, ручки и т.д. Десятимесячный ребенок безошибочно даст вам именно ту игрушку, которую вы попросите, и даже выполнит несложную команду (сядет, подаст что-то, передаст папе, похлопает в ладоши и т.д.) «Ладушки» для него — любимая игра. Играя в «Гуси-гуси», он не только охотно машет ручками, но и выговаривает повторяющиеся слоги. Уходящему вслед человеку он помашет «пока». В этом возрасте дети с удовольствием собирают пирамидку, катают мяч, звонят колокольчиком.

Большинство малышей в это время ползают, ходят за ручку, а единицы в возрасте 10 месяцев начинают ходить. Все это позволяет расширить пространство и активнее развиваться, изучая окружающий мир.

В 11-12 месяцев ребенок уже понимает слово "нельзя". Более того, малыш адекватно воспринимает обращенную к нему простую речь. Этот период в жизни малыша очень важный, поскольку у ребенка начинает формироваться собственная речь. Одни детки в свой первый день рождения говорят 2-3 слова, другие — 10-15. Все это очень индивидуально и зависит от многих факторов: наследственности, условий, в которых растет и развивается малыш, его индивидуальных способностей.

В этом возрасте малыш хорошо понимает и выполняет простые команды, выражает согласие и несогласие. Иногда он просится на горшок.

Если ваш малыш только родился, постарайтесь как можно дольше (хотя бы месяцев до 8) кормить его грудью. Польза грудного вскармливания для умственного и физического развития ребенка уже многократно доказана.

Нервно-психическое развитие очень зависит от воздействия окружающей среды. Если малышу уделяют достаточно времени, если с ним занимаются, если он часто находится в компании людей (особенно деток старшего возраста, которые могут с ним поговорить и поиграть), если для него созданы необходимые условия, то и развиваться он будет гармонично и своевременно.

2011 Copyright Малютка.net Сайт для родителей. Копирование информации без письменного разрешения и гиперссылки на источник запрещено.

Внимание! Самолечение может привести к нежелательным последствиям!

НПР (нервно-психическое развитие) детей до года
Особенности НПР детей до года, таблица для оценки показателей. Как оценивается нервно-психическое развитие новорожденных.
http://mladeni.ru/prochee/npr-nervno-psihicheskoe-razvitie-detey-do-goda
Особенности физического и нервно-психического развития детей грудного возраста от момента рождения д
Физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста зависит от возраста грудничка. Развитие идет очень быстро, за первый год жизни ребенок учится делать столько, сколько не осилит за всю последующую жизнь
http://ogrudnichke.ru/razvitie/fizicheskoe-i-nervno-psihicheskoe-razvitie-detej-grudnogo-vozrasta.html
Психическое развитие ребенка до года
Новоиспеченных родителей, особенно, если у них первенец, волнует множество вопросов. Не последнее место среди них занимают те, что касаются психического развития малышей.
http://malutka.net/psikhicheskoe-razvitie-rebenka-do-goda