Психическое развитие подростка

Вопрос 20

При этом на первый план выходят так называемые социальные факторы. До 17—18 столетий подростковый возраст не выделялся как особый возрастной период, это относительно недавнее историческое образование. В XIX в. во многих странах было введено систематическое школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка и к отсрочке момента принятия им ролей, свойственных взрослому человеку. Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, с особенностями исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка.

Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту). Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития.

— реакция отказа (отказ домашних обязанностей, учебы и пр.; причина — резкая перемена привычных условий жизни, например, отрыв от семьи, перемена школы; почва — психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости);

— реакция оппозиции, протеста (демонстративная бравада, прогулы, побеги, протестные поступки);

— реакция имитации (объектом подражания становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий идеалам подростка; характерна для личностно незрелых подростков);

— реакция компенсации (стремление восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой; если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения);

— реакция гиперкомпенсации (стремление добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность: при физической слабости — настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности — к общественной деятельности и т.п.).

При взаимодействии с окружающей средой возникают собственно подростковые психологические реакции (А.Е. Личко):

— реакция эмансипации (стремление к освобождению из-под опеки взрослых, что при неблагоприятных средовых условиях может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, асоциальных поступков);

— реакция «отрицательной имитации» (поведение, контрастное по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, как отражение борьбы за независимость);

— реакция группирования (стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых отношений, что при неблагоприятных средовых условиях может в значительной мере определять поведение и быть причиной асоциальных поступков);

— реакция увлечения (хобби-реакция) (увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, коллекционирование — более характерны для мальчиков, тогда как занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание, — более типичны для девочек; при этом интеллектуально-эстетические увлечения — интерес к литературе, музыке, технике и т.п., — могут наблюдаться у подростков обоих полов);

— реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т.д.).

2. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности.

Деятельность общения со сверстниками чрезвычайно важна для формирования личности подростка в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста — социальное сознание, перенесенное внутрь, т.е. самосознание.

Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. В общении со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он чаще притязает на определенные права, чем стремится принять на себя обязанности. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямопротивоположное

Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых, т.к. имеются свои понятия о кодексе чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушения данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом (податливостью на давление) в подростковой группе. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. А интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, а также к развитию рефлексии и способности к идентификации.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития.

Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым.

Во-первых, общение со сверстниками — очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других — ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее.

Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

С раннего возраста мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки — по двое или по трое.

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.

Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.

Особенности общения со сверстниками с подростковом возраст. Ритуалы в общении подростков со сверстниками.

Говоря о секретном мире общения подростка, нельзя не сказать о ритуалах, которыми наполнен этот мир.

1. Самый известный ритуал — ритуал закрепления дружбы. Обычно это так называемый обряд «братания кровью». Он может происходить как в подростковой (чаще всего мужской) группе, так и между двумя близкими друзьями. Обычай скрепления дружбы кровью описывает девушка: «…Хорошие, верные подруги, чтобы подтвердить свою дружбу, разрезали себе бритвой пальцы и соединяли их, чтобы кровь перемешалась. А делали это, чтобы дружба была крепче. Но на такой шаг решались не все. В детстве я очень боялась крови, но все равно решилась разрезать себе палец».

2. Обмен письмами и подарками между постоянно встречающимися девочками

Вероятно, в одном случае девочек привлекает наличие тайны и «ритуального» обмена подарками («В школе мы с подружкой писали друг другу письма, хотя учились в одном классе, просто было интересно: высылали друг другу подарочки-открытки, свои фотографии, даже денежки. Это все, в общем-то, не имело смысла, просто свой такой секрет, и приятно получать письма»;), в других — возможность перевоплощения («Лет в 9 мы с подругой решили переписываться, хотя мы жили в соседних домах. Письма мы относили друг другу сами, придумывали себе новые имена и рассказывали в письмах все, что с нами происходило»).

3. Ритуалы принятия в группу. В некоторых подростковых группах прием новых членов сопряжен с особыми испытаниями. Вновь примкнувшему дается какое-либо задание, которое должно выявить у него наличие качеств важных в этой группе. Так в дворовых группах достаточно часто проверяется сила и мужественность (обычно это драка с одним из членов группы).

3. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности развития).

Пубертатный период — время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенности этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма — «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация).

У мальчиков возрастает двигательная активность, она становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. У многих школьников в этот период наблюдается частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими.

В 13 — 14 нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и её падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13 — 14 лет резко увеличивается количество ошибочных действий (у девочек пик ошибок отмечается в 12лет).

Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40 — 50 минут, то у подростков оно наблюдается через8 — 10 минут.

С повышенной утомляемостью связано явление специфической подростковой лени. Часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо: постоянно стремится на что-нибудь опереться, а на просьбы отвечает: у меня нет сил. Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость.

Реакции подростка часто не соответствуют силе и значимости ситуации. Обобщая совершенно разные и объективно далекие друг от друга события, явления, он реагирует на них одинаково, что проявляется во внешне необъяснимом безразличии подростка к значимым для него вещам и бурной реакции по малозначительным поводам.

С нарушениями двигательного контроля бывают связаны и тяжелые последствия подростковых драк, когда школьник, не привыкший ещё к новым, увеличенным размерам своего тела, оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому неправильно рассчитывая силу удара, наносит другому подростку травму.

Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и её построение на новом уровне во многом нередко ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании.

Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи» многих мальчиков-подростков. С этим связаны также определенные трудности письменной речи. Известно, что в отрочестве девочки, как правило, лучше выражают свои мысли в письменной форме, чем мальчики. Однако в дальнейшем, после 14 — 15 лет, мальчики не только догоняют, но и часто опережают их в этом умении. В связи с особенностями речевой сферы подростки часто замедленно реагируют на то, что им говорят. Очевидными следствиями этого являются нередкие жалобы на непонимание подростками объяснений учителя, на то, что «им надо двести раз все повторять».

Следует помнить, что подростки очень переживают собственную неуклюжесть и косноязычие, повышенно чувствительны как к насмешкам по этому поводу, так и к оказываемой помощи. Поэтому необходимы специальные занятия по развитию моторики, устной и письменной речи подростка. Подростковый возраст — период, когда многие функции активно формируются и развиваются, например, это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, важными видами спорта, трудовой деятельности. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Именно поэтому рекомендации психолога должны быть направлены на развитие и активное формирование психологических структур и функций.

4. Кризис психического развития в подростковом возрасте.

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле.

В литературе описан как «возраст второй перерезки пуповины, «негативная фаза полового созревания». Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Кризис относится к числу острых.

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

Второй симптом кризиса – негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения:

Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

— Чувство взрослости — новый уровень самосознания;

— Стремление к самоутверждению;

— Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей;

— Формально-логическое (рассуждающее) мышление;

Психические процессы у школьников-подростков развиваются в процессе учебной деятельности, которая становится значительно более сложной. С переходом в подростковый возраст заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подростки овладевают самостоятельными способами работы над учебным материалом, у них появляются новые мотивы учения: познавательные, общественные, личные, связанные с самоутверждением и формированием жизненной перспективы. Учение приобретает личностный смысл и начинает осознаваться школьниками как деятельность, направленная на самообразование и удовлетворение познавательных потребностей.

Психическое развитие подростка

Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выра

5.01 Kb. 114

В истории России крепостное право зарождалось вместе с Древнерусским государством, свое начало крепостное право берет в Киевской Руси и просуществует до середины XIX в

175.66 Kb. 8

Цель: воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, интереса к истории родного края

Занятие 55.86 Kb. 5

Это было время, когда в архитектуре господствовал романский стиль: массивные здания-крепости с маленькими окнами и закрытыми внутренними дворами. Мебель в этих жилищах была примитивна, но основательна

45.75 Kb. 2

Задание: заполните таблицу приведенными словами, вставив в них пропущенную орфограмму. Дополните каждую колонку 3-4 своими примерами

16.11 Kb. 1

228.9 Kb. 16

Интерпретация параметров (указать, по каким конкретным признакам проведена интерпретация)

Контрольная работа 60.73 Kb. 2

Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта

Статья 231.98 Kb. 9

И все-таки, дети без родителей. Да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят беды

Программа 499.37 Kb. 9

Задачи: организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений учащихся; приобщить школьников к методологии научного познания, самостоятельной работе с информацией

72.94 Kb. 6

Образовательные задачи: Обобщить знания детей о времени года зима, об особенностях жизни диких зверей в зимний период

Конспект 334.52 Kb. 2

Принцип это основное правило, центральное понятие, которым руководствуются в познании и практике. Основными в отечественной психологии являются: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности

Закон 29.19 Kb. 1

Практический пример мероприятия по повышению безопасности дорожного движения

381.55 Kb. 6

Оценка персонала организации как научная проблема

Реферат 0.87 Mb. 47

Разработка и апробация комплекса заданий с использованием природного материала для развития творческих способностей у младших школьников с легкой степенью отсталости

Задача 240.84 Kb. 1

Однако не стоит спешить. Особенно, с выводами. И особенно, если дело касается абсурда. Лучше вместе поразмыслить о разных неожиданных вещах – как странных, так и привычных. Надеюсь, дорогой мой читатель, что у тебя имеется свободный часок

169.29 Kb. 1

Зоны лица: Выражена верхняя. Интеллектуальная. Выражена мыслительная деятельностьи реальное понимание жизни

86.92 Kb. 1

Программы деятельности спо-фдо «Лидер», «Игра – дело серьезное», «Зеленый мир», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни»

Программа 399.79 Kb. 13

Понятие личной жизни граждан и права на жизнь и неприкосновенность личной жизни 5

388.78 Kb. 8

Но удовлетворить эту потребность бывает сложно, т к необходимо найти такого собеседника, который поймёт все, что вы хотите ему рассказать

54.96 Kb. 1

Лось, лог, лов, лоск, ловля, ловчий, ловкий, логика, лоджия, лодка, лодочка, лодочник, лодырь, ложа, ложечка, ложный, ложь, локон, локоть, лом, ломанный, ломкий, лоно, лопасть, лопать, лопнуть, лоск, лопаться, лот, лотос, лоцман, лошадь, лоб

212.23 Kb. 7

Севера Фритьоф Нансен взял на себя миссию помощи голодающим и оставшимся без родины жертвам мировой войны. Я подумал также и о том, что от меня не ждут практических предложений, я должен всего лишь рассказать

Книга 165.81 Kb. 1

Рождества. Сначала я с изумлением наблюдал, как торжественно ее украшают родители, потом и сам тянулся повесить верхушку и разноцветные шары. Что уж говорить о новогоднем утре?! Чуть свет я бежал к ёлке и находил под нею подарки

17.93 Kb. 1

Методические рекомендации 339.73 Kb. 34

Теоретические основы изучения проявления агрессии у детей младшего школьного возраста

Курсовая 0.51 Mb. 22

Программа 0.59 Mb. 21

Оно показало все слабые стороны русской армии и поставило множество неприятных вопросов по поводу вооружения и логистики. Последующее решение этих проблем укрепило армию, сделав ее одной из самых победоносных в то время

Закон 27.04 Kb. 1

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций

Рабочая программа 277.55 Kb. 8

Основные формы мирохозяй­ственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международ­ных организаций, наконец

Реферат 222.61 Kb. 2

Ознакомление с требованиями к отчётной документации по практике. Создание дневника по практике

Методические рекомендации 0.6 Mb. 2

Психическое развитие подростков

Рассмотрим, как происходит психическое развитие подростков. Понятие «подростковый возраст» означает время между пубертатом и 18 годами. Многие эксперты в настоящее время растягивают подростковый период до 20 лет. Этот период жизни начинается с соматических изменений, свойственных пубертату, которые являются признаками окончания детства. Подростковый возраст заканчивается, когда индивидуум овладевает ролью взрослого человека, как, например, работа, достижение финансовой независимости или вступление в интимные отношения.

Психоаналитик Эрик Эриксон определяет подростковый возраст как неизбежный «кризис развития». Перед молодыми людьми в этот период стоят следующие задачи: поиск самоидентификации, обретение товарищества (вхождение в какой-либо коллектив сверстников), отделение от семьи, планирование будущего, переживание первой любви и первого секса. Эриксон упоминает также о способности подростков полностью посвящать себя кому-либо или чему-либо, как это хорошо описал, а затем и показал Роберт Линднер в книге и одноименном фильме «Разве они не ведают, что творят?». По Эриксону, перспектива «найти себя» и опасность «себя потерять» ни в одной другой стадии жизненного цикла так не связаны друг с другом, как в подростковом возрасте.

Психическое развитие подростков. Период «бури и натиска» – так должно быть?

Фаза «бури и натиска» глубокий психический переворот, сопровождающийся склонностью к резким переменам настроения, неустойчивостью мыслей и оппозиционностью. Некоторые специалисты придерживаются гипотезы, что этот период не только типичен для нормального развития подростка, но обязателен и необходим. В понимании Анны Фрейд, дочери Зигмунда Фрейда, подросткам, не пережившим состояние «бури и натиска» с большим трудом дается расставание с родителями и развитие собственной идентичности.

В новейшее время исследования Даниэля Оффера подвергли пересмотру это понятие. Изучение тысячи молодых людей среднего и старшего школьного возраста показало, что большинство нормальных подростков получают удовольствие от жизни, при нормальных обстоятельствах способны к позитивной самооценке и чувствуют себя свободными и раскованными, при этом у них не отмечалось серьезных конфликтов в семье.

У значительной части молодых людей подросткового возраста обнаруживается неуверенность и нерешительность при разрешении своих проблем. 20% опрошенных подростков испытывают психические проблемы различной тяжести, жалуются на эмоциональную опустошенность, часто переживают смущение, страх, депрессию. Многие подростки перерастают эту фазу развития и, повзрослев, становятся здоровыми молодыми людьми. Этот процесс может быть облегчен с помощью психотерапии.

У небольшой группы молодых людей тяжело протекающий подростковый период может означать начало серьезных психических проблем, например шизофрения, депрессия и биполярные (маниакально-депрессивные) расстройства.

Ранний подростковый возраст

В раннем подростковом возрасте (обычно в период между 12 и 14 годами) происходит становление личности молодых людей. Задачи, которые они должны разрешить в этом возрасте, заключаются в следующем:

• Ослабление связи с родителями. В начале подросткового возраста усиливается поиск ролевых образцов среди учителей, друзей и актуальных для данного времени героев и героинь. Они идентифицируют себя с этими людьми и используют их как образец для себя, в соответствии с этим стремясь стать независимым индивидуумом.

• Психологическая переработка прежних психических травм. Подростки возвращаются к травматизирующим событиям их детства. Это может быть осознание того, что их родители имеют определенные человеческие слабости, возврат к переживаниям, связанным со смертью одного из родителей и др.

• Установление непрерывности происходящего. В этом возрасте подростки рассматривают прошлое, настоящее и будущее в единых рамках. Развивается осознание непрерывности и взаимосвязи их прежних чувств, пережитых событий и истории их семьи. Взаимосвязь между прошлым и будущим становится для детей в данной стадии развития их жизни очевидным.

• Укрепление сексуальной идентификации. Осознание своей роли девочки или мальчика – важный аспект самосознания, и его становление начинается еще в первые годы жизни. Целью зрелого индивидуума является переживание спектра любовных отношений и установление интимной связи с партнером противоположного пола.

Психическое развитие подростков. Менструации. Первая менструация имеет глубокое значение для девочек. Как признак сексуальной зрелости, она заставляет задумываться о потенциальной роли их пола, о выполнении функций жены и матери. Первая менструация может стать даже травматизирующим событием, если девочка раньше не получала исчерпывающей информации об этом.

Отношение юной девушки к менструации, сексуальности и женской роли в значительной степени формируется под влиянием убеждений матери. Старшие сестры, школьные коллеги, подруги и учителя оказывают на нее в этом отношении лишь ограниченное влияние. Девушки воспринимают и чувствуют не только то, о чем ей сообщает мать о женской сущности, но также судит об этом по коммуникативным жестам, отношению матери к мужу и другим мужчинам, по тому, о чем мать умалчивает. Если мать игнорирует это событие или постоянно говорит о менструации как о неприятном и тягостном событии, то и дочь будет относиться к этому событию так же. Такое отношение отражается на поведении молодой женщины в период ежемесячных соматических недомоганий.

Если мать выражает мнение, что женщины некомпетентны, должны «стелиться» перед мужчиной и прислуживать ему, то у дочери это может вызвать негативное чувство не только по отношению к менструации, но и ко всему специфически женскому.

Ночное семяизвержение (поллюции). В начале пубертатного периода у мальчиков 9 – 10 лет во время сна иногда возникает семяизвержение, которое обычно бывает во время сновидения с эротическим содержанием. Многие мальчики делятся друг с другом этими переживаниями. Вероятно, они узнают о значении этих «влажных сновидений» от своих старших братьев, соучеников или товарищей по лагерю отдыха. Некоторые не имеют представления о том, что с ними происходит и беспокоятся по поводу того, что с ними «не все в порядке».

Мастурбация. Хотя для мальчиков и девочек самоудовлетворение (мастурбация) есть форма экспериментирования с новым для них пробуждением полового влечения, они при этом остаются невинными и держат этот «эксперимент» под контролем. Перед тем как вступить в интимные отношения с другим человеком, подросток должен сначала ознакомиться со своими интимными соматическими реакциями и научиться каким-то образом регулировать как сексуальное напряжение, так и сексуальную разрядку.

Хотя родители в наше время относятся к мастурбации более терпимо и с большим сочувствием, чем прежде, некоторые подростки до сих пор имеют о мастурбации ложные и полные страха представления. Чувство вины, особенно в связи с мастурбационным фантазированием, может противостоять естественному желанию. Кроме того, стыд и чувство вины могут отрицательно влиять на самоуважение и собственное достоинство подростка. Так как подростки вряд ли откровенничают в этих вопросах, родители должны найти соответствующий подход и тактично объяснить детям, что мастурбация и познание собственной сексуальной реактивности – это нормальное явление.

Сексуальное желание. В этот период развития даже на первых его фазах имеется существенное различие между мальчиками и девочками одного и того же возраста. Девочки в этом отношении опережают мальчиков на два или три года. Секс для четырнадцатилетнего мальчика прежде всего «испытательный полигон» или средство преодоления беспокойства, связанного с возможной гомосексуальностью. Для девочек постепенное отделение и отдаление от родителей означает начало приобретения опыта в поисках новых людей, которым они дарят свою любовь, тепло, доверие и уважение.

12 – 14-летние подростки проявляют интерес преимущественно к переменам собственного тела. Новые и ошеломляющие их сексуальные побуждения могут вызвать страх, в частности если у мальчика во время танца возникает эрекция или у девочки появляется беспокоящее ее ощущение раздражения клитора.

Для удовлетворения своего любопытства или для преодоления страха подростки сравнивают друг с другом свои тела и обмениваются сведениями о мастурбации или о подробностях месячного кровотечения. Связь со сверстниками пока что ограничивается одним полом. Обычно это две «лучших подружки» или «лучших друга».

Гетеросексуальные эксперименты (сексуальные отношения с другим полом) в этой ранней стадии развития еще не истинная интимная связь. Они просто позволяют подросткам подробно ознакомиться с новыми телесными ощущениями.

Поведение родителей может обострить сексуальные конфликты подростков. Так, отец, который часто непринужденно целовал и обнимал свою дочь, внезапно может обнаружить, что сжимает в своих объятиях зрелую молодую женщину, весьма сексапильную и возбуждающую его. Оба почувствуют неловкость и не будут повторять объятия впредь. Или мать, которая раньше не задумываясь расхаживала перед сыном полураздетой, может почувствовать, что возбуждает в своем сыне-подростке сексуальный интерес, так как он реагирует на ее вид смесью эмоций от возбуждения до робости.

Средний подростковый возраст

Хотя они и желают быть свободными, полузрелые личности в возрасте от 14 до 18 лет еще зависят от своих родителей и сильно связаны с ними. В этом возрасте подростки внезапно и окончательно устанавливают связь с новым кумиром, идентифицируя себя с ним (учителем, тренером, рок-звездой или спортивным идеалом). Они также очень зависят от мнения своих товарищей и каждый недостаток внешности или поведения может спровоцировать утрату самоуважения.

Очень важно, чтобы родители проявляли понимание и тактичность по отношению к своим детям при изменении их поведения, дружеских привязанностей, прически или профессиональной ориентации. До тех пор пока подросток не утрачивает способности справляться со своими повседневными психическими проблемами, такое изменение поведения обычно не дает оснований для беспокойства. Один подросток окрасил свои волосы в фиолетовый цвет и обрил половину головы, однако по вечерам продолжал ужинать вместе со своей семьей, был в хорошем настроении и не отставал в школе, поэтому его семья проявляла терпимость к прическе. В то же время родители не должны пренебрегать своим авторитетом.

Проведенные в конце 80-х годов исследования установили, что свыше 40% всех девушек-подростков и 60% юношей до наступления 17-летия имели опыт половых контактов. Подростки с благоприятным семейным окружением и хорошей успеваемостью в школе имеют ограниченный сексуальный опыт.

Большинство подростков благодаря таким связям укрепляются в своей сексуальной идентичности и гетеросексуальной ориентации. Некоторые молодые люди, однако, не имеют четкого представления о своей сексуальной ориентации. Они накапливают сексуальный опыт обоих полов. Небольшой процент подростков с раннего детства проявляет гомосексуальные склонности.

Неуверенность подростка в своей сексуальной принадлежности вовсе не патология. Если они экспериментируют с гомосексуальным поведением, то это не означает, что их автоматически следует отнести к гомосексуалистам. Подростковый возраст – это время проб и экспериментов. Сексуальная активность и поиск собственной половой идентичности – это опыт, необходимый для перехода к взрослому возрасту.

Если проблемы сексуальной идентификации или неразбериха в этих вопросах отражаются на школьной успеваемости или в поведении подростка, следует проконсультироваться у психолога. При возникновении проблем, связанных с сексуальной ориентацией, психотерапевт, к которому обращаются за советом, должен быть достаточно опытным и компетентным.

Психическое развитие и способность к суждениям

Средний подростковый возраст – это время, когда в интеллектуальном развитии происходят существенные изменения. Швейцарский психолог Жан Пиаже характеризует этот период возникновением способности к абстрактному мышлению и умения делать обоснованные выводы из гипотез. У подростков развивается способность к выработке своих взглядов и обоснованных суждений.

Интеллект и способность к суждениям развиваются не всегда в одном и том же темпе. Так, подросток может решать сложные математические задачи или аргументировано излагать тезисы о тенденциях исторического развития, и в то же время в повседневной жизни не может разумно себя вести и владеть своими чувствами. Может случиться, что высокоодаренный подросток возьмет без спроса семейный автомобиль и помчится к своей подруге, не обращая внимания на дорожные знаки. Вероятно, он верит, что с ним «ничего не может случиться». Точно так же юная девушка, вступая в сексуальный контакт, верит, что не забеременеет и поэтому не использует противозачаточных или контрацептивных средств.

Родители могут испытывать большие трудности, со всем своим красноречием и аргументированностью призывая к благоразумию своих детей, не желающих осознавать последствия своего поведения. Важно, чтобы родители принимали активное участие в том, чтобы привести чувства подростка в соответствие с реальностью и чтобы их доводы оставили след в его сознании.

Прошлое проходит, сменяясь движением вперед

Когда подростки уже способны мыслить абстрактно, формируется окончательное представление об их прошлом и развивается представление о будущем.

Будучи убежденными, что их прошлое имеет смысл и целесообразность, некоторые начинают интересоваться своими корнями. Утрата одного из родителей (смерть или развод) вызывает у ребенка желание более подробно ознакомиться с жизнью человека, связанного с ним родственными узами. Нередко усыновленный ребенок пытается разыскать своих биологических родителей и узнать об обстоятельствах их жизни. Ребенок, который давно лишился одного из родителей, теперь в состоянии поделиться своими переживаниями об этой утрате. Возможно, он идеализирует ушедшего родителя.

Некоторые подростки переживают так называемую фазу печали с воспоминаниями о том, как было тепло, уютно и хорошо в детстве в родительском доме. Они знают, что скоро покинут родительский дом для продолжения учебы и приобретения профессии, должны будут установить новые связи и привязанности. При этом они, с одной стороны, горят желанием познать новый для себя мир, а с другой – подавлены и охвачены тревогой.

Установление персональных представлений о ценностях

В среднем подростковом периоде молодые люди спорят друг с другом относительно системы ценностей, переданных им родителями и анализируют эти ценности. Вначале они соглашаются с религиозными представлениями, сомнениями и моральными оценками своей семьи. Однако вскоре начинается выработка собственных представлений, отличающихся от прежних. Совесть молодого человека теперь неотъемлемая часть его собственной идентичности. Он уже не хочет пользоваться длинным каталогом ценностей, установленным из-за страха перед порицанием или неодобрением родителей. Для того чтобы иметь самостоятельное мнение о каждом предмете дети нередко даже экспериментируют с наркотиками или алкоголем. Стремление к знаниям не означает, однако, что родители должны попустительствовать подобным экспериментам. Напротив, они должны постоянно разъяснять детям свое собственное мнение.

Поздний подростковый возраст

Поздний подростковый возраст устанавливается между 18 и 20 годами. Это время, когда процесс отделения от родителей обычно заканчивается. Молодой человек начинает ставить перед собой конкретные реалистические цели при устройстве на работу и стремится установить серьезные интимные связи. В то время как подростки среднего возраста приобретают сексуальный опыт, не будучи к этому подготовленными, зрелые молодые люди способны к истинной интимности.

Первая любовная связь всегда особенная, о ней вспоминают на протяжении всей последующей жизни. Нередко молодые люди сгорают от страстной любви, не решаясь рассказать о ней. В состоянии влюбленности молодые люди расценивают свои страстные чувства как единственные и неповторимые, они боготворят предмет своей любви. Любовь может стать еще более глубокой, когда возникает истинная интимная связь. Однако чаще случается так, что подросток быстро меняет свои любовные привязанности.

Источники:
Вопрос 20
Социальная ситуация развития подростков. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности развития). Кризис психического развития в подростковом возрасте
http://dogmon.org/vopros-20-psihicheskoe-razvitie-podrostka.html
Психическое развитие подростка
Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выра 5.01 Kb. 114 В истории России крепостное право зарождалось вместе с Древнерусским государством, свое
http://dogmon.org/
Психическое развитие подростков
Рассмотрим, как происходит психическое развитие подростков. Понятие «подростковый возраст» означает время между пубертатом и 18 годами. Многие эксперты в настоящее время растягивают подростковый
http://www.astromeridian.ru/psy/psihicheskoe_razvitie_i_problemy_podrostkov.html

COMMENTS