Психическое развитие новорожденного

Особенности психического развития ребенка от рождения до года

Особенности психического развития ребенка от рождения до года

Появление на свет — важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. Ж. В. Цареградская в своей работе [46] пишет, что «опыт плода, который он накопил за время внутриутробной жизни и в процессе рождения, является бессознательным и представляет собой довольно сложную структуру. Именно этот бессознательный чувственный опыт младенца определяет его мироощущение, психоэмоциональное состояние и модели поведения в окружающем мире. Этот опыт можно разделить на два уровня: внутриутробный опыт, отражающий единство с матерью, и опыт биологического рождения». [46, с. 102]

В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

Именно поэтому новорожденность считается критическим периодом в развитии человека. [19]

Некоторые психологи [2, 5, 9 ,14 и др.] придают особое значение раннему контакту с ребенком сразу после рождения. Утверждается, что в первые полтора часа после появления на свет существует критический (сензитивный) период, когда «запускается» врожденный механизм формирования привязанности у ребенка и по отношению к матери. Взаимное пристальное «разглядывание», телесный контакт, поглаживание, прикасание способствуют появлению особо теплого, интуитивного отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и в долговременном плане оказывает развивающий эффект.

Характерные особенности периода новорожденности:

· малое различение сна и бодрствования,

· преобладание торможения над возбуждением,

· спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная).

Л.С. Выготский [19] характеризовал своеобразие психики новорожденного, отмечая такие моменты: «исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения»; невыделенность себя и своих переживаний из восприятия объективных вещей, не различение социальных и физических объектов.

Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений.

Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка. [14]

Какими же способностями обладает новорожденный? Прежде всего, это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни: рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма, защитных рефлексов, ориентировочных рефлексов, атавистических рефлексов (Рис. 1)

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. [46] При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Рефлексы новорожденного начинают постепенного угасать с 3-х месячного возраста и в 5 месяцев полностью угасают (за исключением сосательного рефлекса).

Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. [46]

Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга.

Здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой (способностью различить сладкое от горького, кислого, соленого). Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших детей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. [9, 14, 46 и др.]

Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются.

Зрительное восприятие. С первых дней жизни дети следят глазами за движущимися в поле зрения объектами. Первоначально это слежение происходит при плохой согласованности движений обоих глаз. [48]

Слуховое восприятие. Слух новорожденных понижен. Поэтому они реагируют только на очень резкие слуховые раздражители. Существуют данные в пользу наличия врожденной координации слуха и зрения. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете. [50]

Эмоциональное развитие. На 5-6 недели в ответ на эмоциональный контакт со взрослым у ребенка проявляется радость, он улыбается (и эта улыбка является — социальной). [51]

Появились новые поразительные данные о возможностях новорожденных и младенцев первых недель и месяцев жизни, например о так называемой лицевой имитации новорожденных (способности имитировать вытягивание губ, высовывание языка, открывание рта).

В период новорожденности показателями отклоняющегося развития будут свои особенности. (Рис. 2)

А к 3-м месяцам появляется — «комплекс оживления». Термин «комплекс оживления» введен Н.М. Щеловановым, а впервые описан Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой. [53] Комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому.

В его состав входят 4 компонента: зрительное сосредоточение на лице взрослого, улыбка, двигательное оживление (ребенок двигает ручками и ножками) и вокализация (голосовое певучее гуление).

Рис. 2. Маркеры отклонений в развитии новорожденных

Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления — основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Комплекс оживления начинает дифференцироваться после трех месяцев.

Комплекс оживления вызывает у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущение взаимности, разделенности собственных эмоций со стороны этого маленького существа. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития — ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») — сложилась. [2, 5, 9 ,14 и др.] Феномен эмоционального единства отражается в использовании местоимения «мы» для описания всех поведенческих актов ребенка. Так, молодая мама двухмесячного малыша рассказывает знакомой, впервые встреченной после рождения ребенка: «У нас все хорошо. Мы родились такие большие, такие лохматенькие». [14]

Итак, важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка — улыбки на обращение матери (близкого взрослого). Это означает начало собственной «индивидуальной психической жизни новорожденного». [53] Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития.

Рекомендации по воспитанию новорожденных:

1. Ребенку следует организовывать адекватные условия для полноценного психического развития с самого момента рождения. Появившись на свет, малыш должен находиться в тесном контакте с матерью, сразу прикладываться к ее груди.

2. Каждый ребенок рождается со своими индивидуальными особенностями, поэтому нуждается в индивидуальном режиме ухода и кормления.

3. Чем раньше мать включается в уход за младенцем, тем легче ей распознавать состояния малыша, правильно и вовремя удовлетворять его потребности. Психологи установили [14], что чем быстрее мать реагирует на признаки дискомфорта малыша в первые месяцы жизни, тем спокойнее и увереннее чувствует он себя во втором полугодии, подолгу самостоятельно занимаясь игрушками.

4. Мать или воспитатель не должны бояться избаловать ребенка, идя навстречу его капризам, напротив, следует во всем ориентироваться на потребности новорожденного: носить на руках, давать соску, кормить, если малыш голоден, не мучая его длительным ночным перерывом.

5. К новорожденному нужно относиться уже как к личности: все, что вы делаете с ребенком, следует сопровождать ласковым разговором, комментариями, как будто малыш все понимает и может вам ответить.

6. На что еще следует обязательно обратить внимание — поощрение улыбки младенца. Если взрослый выделяет улыбку малыша, подкрепляет ее собственной и ласковыми словами, она очень скоро становится адресованной, сопровождается взглядом в глаза.

7. Для успешного развития движений, лучшего овладения малыша своим телом полезно чаще держать ребенка неспеленутым. Чем свободнее он себя чувствует, тем быстрее научится координировать свои движения. [14, с. 11-13]

Психическое развитие новорожденного

Известно, что первым периодом в развитии ребенка называют период новорожденности, длящийся от момен­та рождения до одного месяца. В.Шекспир устами короля Лира так описал факт рождения человека:

«Родясь на свет, мы плачем -Грустно нам к комедии дурацкой приступаться».

Философы, как и поэты, большей частью тоже вкла­дывали пессимистический смысл в акт рождения. Однако присмотримся внимательно к жизни ребенка в начальный

Новорожденный — естественное существо в полном и точном смысле этого слова. Поэтому в первый период жизни ребенка легче всего наблюдать натуральные формы

86 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

реакций’. Одним из важных показателей будущего разви­тия младенца является наличие у него врожденных безус­ловных рефлексов. Педиатры прекрасно осведомлены о них и одна из первых задач — это уяснение их наличия и качества проявления. Большинство из них исчезают уже на первом году жизни, но некоторые остаются на всю жизнь. О каких рефлексах идет речь?

Рефлекс Бабинского. Пальца стопы младенца долж­ны расходиться веерообразно, а стопа поворачиваться при проведении рукояткой молоточка вдоль наружного края стопы. Эта манипуляция знакома многим взрослым по приемам у невропатолога.

Рефлекс Бабкина. Ребенок поворачивает голову и открывает рот, когда ему надавливают на ладонь.

Хватательный рефлекс легко установить, если погла­дить ладонь новорожденного. Он может так сильно сжать ее в кулачок, что вы можете его приподнять, так что ребе­нок повиснет в воздухе. Не следует путать это, безуслов­но, рефлекторное хватание с актом хватания, который появится у младенца на 17-20 неделе жизни.

Рефлекс Моро. В ответ на громкий звук ребенок раз­водит в стороны руки и ноги и сводит их в исходное по­ложение. Если вы осторожно подбросите ребенка на ру­ках, то он произведет те же действия.

Поисковый рефлекс. При поглаживании щечки мла­денец поворачивает голову в сторону прикосновения. Таким образом, новорожденный, кстати, определяет мес­тонахождение источника пищи.

Плавательный рефлекс. Многие родители возможно с удивлением наблюдают хорошо скоординированные плавательные движения у своего малыша, когда, поддер­живая за животик и грудь помещают его в воду или кла­дут на живот в кровати.

Глава 2. Психическое развитие младенца 87

Рефлекс ходьбы. Не меньшее удивление вызывают движения новорожденного, напоминающие хорошо ско­ординированную ходьбу, если вы поддерживаете своего малыша под ручки при легком касании поверхности сто­ла или пола голыми ножками.

Сосательный рефлекс. Он запускается сразу после поискового рефлекса, когда, определив местонахождение груди матери, ребенок начинает ее сосать. Некоторые новорожденные начинают это после того, как кормящая мать проведет грудью или соской вокруг рта.

Шейный тонический рефлекс. Его легко видеть, когда ребенок лежит на спине, голова повернута, как правило, в правую сторону, оба кулачка сжаты. При этом ручка и нож­ка на этой стороне тела выпрямлены, а на противополож­ной — сжаты, словно малыш приготовился фехтовать.

Рефлекс одергивания. Новорожденный отдергивает ногу при щекотании подошвы. Наличие или отсутствие этих и другие рефлексов — важный показатель нервно-психического развития младенца. По совокупности оце­нок проявления перечисленных рефлексов обычно судят об уровне психомоторного развития младенца.

В последнее время предпринимаются попытки сверх­раннего прогнозирования развития детей, в том числе по характеристикам процесса родов. Установлено, что об­щий индекс психического развития включает 1"0 значимых физиологических показателей ^-окружность головы, ин­дексы Апгар через 1 и 5 минут после родов, длина, вес и температура тела, длительность первого периода родов, общая длительность родов, длительность безводного про­межутка, частота сердечных сокращений после родов".

88 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Как отмечал Л.С.Выготский, главное своеобразие младенчества состоит в том, что ребенок отделяется от матери физически, но связан с ней физиологически и по­тому все последующее развитие обусловлено не только разверткой врожденных программ, но и содержанием вза­имоотношений между ним и матерью. Наряду с этим он подчеркивал переходный или смешанный характер жизни ребенка в период новорожденности, поскольку он совме­щает в себе черты утробной и внеутробной жизни’.

Как уже говорилось выше, долгие годы психологи, характеризуя психическую жизнь новорожденного, отмеча­ли ее недифференцированный, нерасчлененный характер, как «сплав влечения, аффекта и ощущений». В то же время Л.С.Выготский подчеркивает, что было бы неверно пред­ставлять себе восприятие мира новорожденным как «хаос отрывочных, бессвязных отдельных ощущений: температур­ных, внутриорганических, слуховых, оптических, кожных и т.д.». Ссылаясь на известные ему исследования, он отме­чает присущую новорожденному способность к структури­рованию, т.е. выделению фигуры и фона, образующую «ис­ходный пункт дальнейшего развития сознания» 2 .

В свете современных данных, описанных выше, это замечание Л.С.Выготского оказывается весьма своевре­менным. Поэтому довольно трудно согласиться с тем, что психика младенца представляет собою абсолютно «недиф­ференцированное, нерасчлененное» образование. Выявлен­ные в последующих исследованиях дифференцированные врожденные перцептивные и моторные способности обес­печивают параллельное развитие перцептивной и моторной сфер, что, по-видимому, и является причиной и основанием столь стремительного психического развития младенца, когда лишь за один год жизни он совершает гигантский

шаг в своем развитии. В этих же исследованиях было по­казано, что внутри самой сенсорной системы отмечается слитность зрительной, слуховой и осязательной модаль­ностей, а ее дальнейшее развитие идет по пути дифферен-цировки друг от друга.

Новорожденный это активное существо. Подтверж­дением этому является его способность к научению. Вмес­те с тем легко наблюдать, что новорожденный большую часть времени спит. Но спит он чутко, быстро просыпает­ся, так же как и быстро засыпает вновь. Установлены шесть различных состояний новорожденного:

— глубокий сон, когда глаза закрыты, дыхание замед­лено, а мышцы лица расслаблены;

— неглубокий сон. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне. Мышцы лица часто подрагивают во сне, что характерно для сна с быстрым движением глаз, ког­да человек видит сны (на нем мы остановимся ниже);

— состояние дремоты, характерное при засыпании и пробуждении младенца. Глаза малыша тускнеют, на них появляется характерная поволока, дыхание неритмично, движения замедлены;

— бодрствующее пассивное состояние. Дети, словно зачарованные, рассматривают различные предметы, двигая при этом головой и суча ручками и ножками;

— активность в состоянии бодрствования. Это состоя­ние характеризуется значительной двигательной активнос­тью ребенка, глаза открыты, дыхание нерегулярное;

— плач. Часть периода бодрствования ребенок пла­чет. Причины могут быть самые разнообразные, что и обусловливает продолжительность плача.

Итак, сон выступает как одна из основных форм существования новорожденного. Примерно 80% от обще­го времени новорожденный проводит во сне. Иногда бы­вает трудно отделить сон от бодрствования. Главной осо­бенностью сна новорожденного является его полифазный

90 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

характер, когда короткие периоды сна чередуются остро­вками бодрствования.

Итак, сон — это одна сторона начавшейся психичес­кой жизни новорожденного; другой ее стороной является бодрствование. Это означает, что период бодрствования -это период активности ребенка и, прежде всего, как показа­но выше — перцептивной и моторной. На некоторых аспек­тах мы уже останавливались выше. Здесь коснемся только некоторых, собственно психологических, аспектов психо­моторного развития новорожденного.

Одним из важных показателей психического разви­тия новорожденного является появление реакции сосредо-

точения. Прежде всего следует отметить два вида сосре­доточения — пищевое и лабиринтное, которые отмечаются сразу после рождения: ребенок сосет соску и укачивается в люльке. Уже на 2-3 неделе он начинает сосать кулачок, а на 3-4 неделе появляется первый сочетательный рефлекс. Наряду с этими, филогенетически более древними реак­циями, у новорожденного отмечаются слуховое и зритель­ное сосредоточение, основанием которых выступают его врожденные способности. Само слуховоесосредоточение появляется не ранее 9-го дня.

Что касается зрительного сосредоточение, то оно становится возможным за счет готовности таких механиз­мов восприятия как бинокулярный параллакс, параллакс движения и оптический градиент расширения.

Большой интерес представляет эмоциональная сфера новорожденного. Однако сегодня психологи не могут похва­стать достижениями в ее изучении. Наши знания чрезвычай­но скудны и в основном они касаются эмоциональной жизни младенца. Согласно данным психологов эмоциональная жизнь новорожденного носит в основном недифференциро­ванный характер. По мнению К. Бриджес для новорожден­ного характерно состояние недифференцированного возбуж­дения, из которого в течение первого года жизни выделяют­ся три группы эмоциональных состояний: собственно возбуждение, неудовольствие (дистресс) и удовольствие.

На первом месяце жизни преобладают отрицатель­ные эмоциональные реакции, свидетельствующие о пере­живании дискомфорта. Они проявляются в виде крика и плача. Эмоции в это время выполняют функцию оценки, побуждения и регуляции поведения ребенка. Но уже на вто­ром месяце прерогатива переходит к положительным эмо­циям — именно они побуждают ребенка к общению.

Характер и интенсивность проявления эмоций — один из важных показателей, который индивидуализирует пси­хическую жизнь новорожденного. Ведь при первом взгляде

92 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

на новорожденных может показаться, что они мало чем отличаются друг от друга. Исследования, проведенные на 141 новорожденном позволили выяснить особенности про­явления их темперамента. Было установлено, что 65% де­тей четко различаются между собой по типу темперамен­та — на «легких», «средних» и «тяжелых» — и только у 35% тип темперамента оказался смешанным.

Для новорожденных с «легким» темпераментом ха­рактерно, во-первых, регулярное проявление основных биологических функций — голода, сна, испражнений, во-вторых, положительное отношение к новым людям и си­туациям, в-третьих, быстрое привыкание к измененному распорядку дня, в-четвертых, преимущественно мягкое, покладистое настроение.

Новорожденных со «средним» темпераментом отли­чают несколько негативно окрашенные реакции на новых людей и ситуации, медленное привыкание к ним; они труд­нее осваиваются в новой для себя обстановке.

Новорожденным с «тяжелым» темпераментом прису­щи нерегулярное проявление биологических функций, не­гативное отношение к новым людям и ситуациям, а также неспособность быстро приспособиться к изменениям, рав­но как и бурное, негативно окрашенное настроение.

К факторам, обусловливающим тот или иной тип темперамента относят наследственность, эмоционально-психическое состояние матери до и после родов, способ и продолжительность родов, физическое состояние младен­ца, характер отношений между новорожденным и матерью после родов. Вообще, тип отношений между родителями и младенцем, как мы увидим позднее, один из важнейших факторов психического развития ребенка, становления его как личности. Следует иметь в виду, что на тип этих отно­шений влияют не только родители, но сами младенцы. Если ваш ребенок безостановочно кричит, то вряд ли это будет стимулировать ваше спокойное, ровное и постоянно до-

Глава 2. Психическое развитие младенца 93

брожелательное отношение к нему. Еще более чувствитель­ны сами дети, тонко и чутко реагирующие на малейшие изменения в психоэмоциональном состоянии родителей. Это хорошо видят родители, когда их дети находятся в ран­нем или дошкольном возрасте. Но годовалый малыш или полугодовалый младенец реагирует еще более остро.

Итак, существенные стороны психической жизни новорожденного сводятся к следующему:

1) ее характеризует наличие бессознательного — важ­ной стороны психической жизни, которая развива­ется под господствующим влиянием эмоций и вле­чений;

2) преобладают недифференцированные, нерасчленен­ные переживания, представляющие сплав влечений, аффектов и ощущений;

3) наличествует индивидуальная психическая жизнь;

4) идет активное становление восприятия — ведущего психического процесса в структуре всех других позна­вательных процессов. У ребенка развиты реакции со­средоточения, позволяющие ему ориентироваться в окружающей среде. По мнению Л.С.Выготского важ­нейшим продуктом психического развития новорож­денного, т.е. так называемым психическим новообра­зованием, является индивидуальная психическая жизнь новорожденного".

Развитие новорожденного ребенка, особенности психического развития новорожденного

Развитие новорожденного ребенка, особенности психического развития новорожденного

Новорожденный ребенок, придя в наш мир, оказывается намного беспомощнее любого детеныша. Не имея тех врожденных рефлексов, коими обладает только что родившийся щенок или котенок, малыш намного медленнее адаптируется к окружающему миру. Zhurnal-razvitie.ru предлагает полный перечень рекомендаций по развитию новорожденного малыша.

Безусловные рефлексы, заложенные в мозгу животных, позволяют им гораздо быстрее приобрести навыки, необходимые в первую очередь для выживания: защита, ориентирование, охота и пр. Поведение же человека не может формироваться только под воздействием врожденных реакций: оно складывается постепенно, по мере развития коры головного мозга. Нормальное функционирование и развитие новорожденного ребенка напрямую зависит от интенсивности тренировки всех его органов чувств (анализаторов). Помощь в получении различных аналитических данных при помощи восприятий и ощущений должен, конечно же, предоставить взрослый. Только при таких условиях головной мозг новорожденного будет развиваться нормально. Стоит оградить ребенка от какого-либо типа впечатлений, как его формирование во взрослую личность значительно затормозит.

Основная роль или так называемая доминанта, на ранних этапах развития новорожденного ребенка принадлежит сенсорным ощущениям, т.е. полному телесному контакту. Как известно, восприимчивость к прикосновениям наиболее развитое чувство у новорожденных из всех существующих. Именно поэтому так важно общаться с ребенком не только при помощи слов и жестов, но и путем касания, обнимания, поглаживания и прочих тактильных приемов.

О том, что тактильное общение играет основополагающую роль в нормальном развитии новорожденного, досконально описано в довольно жестоком эксперименте, поставленном четой Деннисов. Это исследование стало основополагающим в изучении психологии взросления. Оно заключалось в наблюдении за двумя девочками-близняшками, находящимися в полной автономии от социального вмешательства. План был такой: на протяжении 14 месяцев строго ограничить контакты детей как друг с другом, так и с окружающим миром. Комната, в которой находились девочки, имела окно с видом на небо и крону близрастущего дерева и мебель, зато в ней не было украшений и игрушек. За время эксперимента (с 1-го по 15-ый месяц) супруги Деннис входили в комнату только для ухода за новорожденным, ограничив или исключив вообще словесный контакт. Чтобы малыши не видели друг друга, между кроватками была сделана специальная перегородка.

Процесс принятия пищи, к сожалению, описан не так подробно, как хотелось бы. Однако, известно, что кормили малышей, держа их на руках, а так же использовали поглаживания и щекотку. Появление каждого нового действия у детей тщательно фиксировалось.

За период исследования их возникло 154, и по сравнению с другими 40 новорожденными, которые воспитывались в обычных социальных условиях, особого отставания в развитии замечено не было. Сомнения вызывали только три навыка: дети неуверенно хватали находящийся в подвешенном состоянии предмет, сидели не без поддержки и не очень твердо стояли на ногах. Исправление возникших проблем не заняло, однако, много времени: для полного восстановления оказалось достаточно простого комплекса упражнений. Впоследствии сестры не просто хорошо развивались, но по-настоящему эмоционально были привязаны к тем, кто их воспитывал.

Выводом из этого эксперимента стала твердая психологическая позиция, что новорожденных детей необходимо при кормлении держать на руках, даже тех, которые находятся на искусственном вскармливании. Все специалисты в области психологии сходятся во мнении, что ребенка на протяжении 7-8 месяцев нужно держать на руках как можно чаще, при этом носить его даже по дому, называя предметы и действия окружающих. Таким образом, родитель воссоздает работу младенческого мозга, специально акцентируя внимание на нужных вещах из хаоса окружающего мира.

Первое познание мира новорожденный осуществляет вместе с молоком матери, находясь непосредственно у нее под грудью. Вот почему так важно рожать в отделениях, где контакт с ребенком происходит с первых минут его жизни и не прерывается все время нахождения его в больнице. По степени общительности женщины гораздо активнее, чем мужчины, поэтому ограничение общения матери и ребенка может впоследствии пагубно сказываться на развитии речи, и это при условии, что принципы питания, гигиены и ухода не нарушались.

Количество внимания и проявленной заботы сильно влияет на развитие новорожденного ребенка, особенно на проявление доверия или недоверия ребенка к окружающему миру. Самое простое, с чего стоит начинать проявлять усиленное внимание, — это уход и гигиена. Такое изобретение, как памперсы, значительно упрощают уход, а, следовательно, резко ограничивают контакт новорожденного и матери. Чем чаще к ребенку подходят, прикасаются, гладят и разговаривают, тем комфортнее ему в новом мире, он чувствует любовь и заботу и его боязнь окружающего постепенно исчезает. И, наоборот, чем меньше тактильного общения, ласковых слов и добрых интонаций, тем подозрительнее новорожденный относится к окружающей обстановке, которая со временем перерастает в страх и другие психологические проблемы (например низкая самооценка).

Первый месяц развития новорожденного

Положение ребенка очень похоже на то, в котором он находился в утробе: конечности согнуты, ладошки сжаты в кулачки, голова «смотрит» в бок, чтобы можно было дышать. Если новорожденного перевернуть на живот, то он некоторое время пытается поднять и повернуть головку, однако эти попытки пока безуспешны. Такие вещи как хватание, сосание или вздрагивание при резких звуках проявляются очень сильно. Фиксирование взгляда на поднесенном предмете осуществляется на несколько секунд при условии, что предмет находится на расстоянии около 35 см. Появляется способность узнавать родные лица и голоса и реагировать на них, ведь лицо человека – это первый атрибут, который ребенок начинает различать.

Второй месяц развития новорожденного

Положение на животе приобретает новые оттенки: ребенок может опереться на предплечья или ручки, приподнимая тело на несколько сантиметров. Фиксирование лиц и предметов происходит уже увереннее. Узнавание родных голосов и обличий сопровождается улыбкой, что является свидетельством нормального психологического развития ребенка. Проявление эмоций, появление отдельных звуков и определенных движений знаменует окончание периода новорожденности и начало младенчества, ходя медицина, считает этот этап завершенным с первым приростом веса (после 10 дней жизни).

Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

Источники:
Особенности психического развития ребенка от рождения до года
Особенности психического развития ребенка от рождения до года Появление на свет — важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. Ж. В. Цареградская в
http://vuzlit.ru/2872/osobennosti_psihicheskogo_razvitiya_rebenka_rozhdeniya_goda
Психическое развитие новорожденного
Известно, что первым периодом в развитии ребенка называют период новорожденности, длящийся от момен­та рождения до одного месяца. В.Шекспир устами короля Лира так описал факт рождения человека:
http://mylektsii.ru/10-116028.html
Развитие новорожденного ребенка, особенности психического развития новорожденного
Как правильно развивать новорожденного ребенка? Каковы особенности психического развития новорожденного? Эти и другие вопросы далее…
http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-vospitaniya/razvitie-novorozhdennogo-rebenka-osobennosti-psixicheskogo-razvitiya-novorozhdennogo.html

COMMENTS