Психическое развитие и обучение

Психическое развитие и обучение

Изучали: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.Я.Гальперин, Л.В.Занков Психическое развитие строится на законах диалектики: единство и борьба противоположностей. Движущей силой психическо-го развития ребенка выступают и внешние и внут-ренние противоречия. Противоречия в момент рождения между прошлым и требованием среды окружающих. В 1 год — прямохождение как разреше-ние противоречия. 3 года — развитие речи. 6 лет- школа (между требованием деятельности возможно-стями ребенка). Задача взрослых создавать противо-речия, что стимулирует развитие ребенка. Обучение всегда учитывает возрастные особенности ребенка.

Проблема взаимодействия психического развития и обучения рассматривалась многими учеными — Торндайк, Пиаже, Выготский; можно выделить несколько точек зрения:

1. — обучение не оказывает влияние на психическое развитие ребенка. Оно подстраивается

под имеющийся уровень психического развития ребенка, учитывает его особенности

2. — психическое развитие и обучение идут парал-лельно, на основе диагностики развития

строится обучение. 1,5 года — 3 года — быстро разви-вается речь — нужно целенаправленное

обучение языкам, чтение книг. Если этот период неблагоприятен, то будет бедная речь,

3.* обучение опережает психическое развитие и ведет его за собой — развивающее обучение (Л.С.Выготский).

Л.С.Выготский выделяет 2 уровня развития:

1 — уровень актуального развития — особенности психического развития, которые

соответствуют сегодняшним психическим возмож-ностям;

2 уровень — зона ближайшего развития — как разница между тем, что ребенок сегодня

делает с помощью взрослою, а завтра — самостоя-тельно. ЗБР — это завтрашний день

ребенка, его потенциальные возможности. Взрослый обучает ребенка, помогая ему, что

создаст ЗБР, когда ребенок научится что-то делать сам (рисует, считает), взрослый

начинает обучать чему-то новому, более сложному, таким образом ЗБР постоянно

движется, что ведет за собой психическое развитие ребенка. В настоящее время

разрабатываются различные технологии развиваю-щего обучения.

Психическое развитие и обучение

Вся жизнь ребенка зависит от взрослого, организуется и направляется им. И с самого раннего возраста ребенок начинает учиться у взрослых. Он учится не только ходить, правильно употреблять предметы, говорить, но и думать, чувствовать, управлять своим поведением. Иначе говоря, не только практиче­ские, но и психические действия складываются у ребенка в результате обучения. Далеко не всегда это обучение бывает вполне осознанным. Часто взрослые учат детей стихийно, сами того не замечая. Существует даже мнение, что ребенок будто бы может самостоятельно без помощи взрослых научиться рисовать, читать, считать, решать арифметические задачи. Это мнение глубоко ошибочно. Мы уже знаем, что получается, если ребенок лишен влияния взрослого, влияния человеческого общества.

Конечно, лучше учить детей не стихийно, а разумно, целенаправленно, специально заботясь о том, чтобы дать ребенку именно то, что нужно, обеспечить его полноценное развитие. А для что необходимо знать, как соотносятся между собой обучение и развитие, исходить из их связи, определяя, чему и как следует учить ребенка на разных ступенях детства.

Зона ближайшего развития.Обычно житейские наблюдения показывают, что, чем младше ребенок, тем меньше он способен усвоить и тем более просты, элементарны усваиваемые им знания иумения. В самом деле, бессмысленно показывать двухлетнему малышу, как пишут буквы, или рассказывать четырехлетнему ребенку о строении атомного ядра. Да и методы обучения необходимо сообразовывать с возрастом. Например, словесных объяснений того, как нужно рисовать человечка, трехлетний ребенок не поймет, а вот если показать ему, то он попытается подражать (хотя на первых порах и без особого успеха).

Если мы видим, например, что ребенок начал узнавать в пока еще малопонятных каракулях, которые он чертит на бумаге, знакомые ему предметы (мячик, дым, дядю), значит, следующий шаг должен заключаться в переходе к намеренному изображению. Теперьможно и нужно начинать учить ребенка заранее ставить перед собой цель (нарисовать мячик).

Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется II том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже — самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может сделать совместно со взрослым (при показе, указаниях, поправках, которые взрослый вносит в его действия), и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, назы­ваетсязоной ближайшего развития ребенка. Величина зоны ближайшего развития — важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет в данное время.

Целенаправленное обучение и воспитание.Поскольку обучение опережает психическое развитие, прокладывает ему путь, оно может определять направление развития психических процессов, приводить к формированию определенных психических качеств и к перестройке тех качеств, которые сложились раньше.

Очень долго считалось, что описанные качества восприятия, мышления, внимания, памяти являются неотъемлемыми чертами возраста, и к ним старались приспособить дошкольное обучение. Но в недавних исследованиях советских психологов и педагогов выяснилось, что сами эти качества возникали в результате традиционных особенностей дошкольного обучения. Для детей;

отбирали только такие знания, которые укладываются в личный опыт ребенка, не выходят за пределы повседневно встречающихся ему предметов и явлений. Эти знания ограничивались описанием конкретных предметов и их свойств, которые можно пощупать собственными руками (или увидеть собственными глазами), причем такие описания носили весьма грубый, приблизительный характер. Материал дробился на мельчайшие порции, чтобы не утомить внимания ребенка, и повторялся много раз, пока не .опомнится сам собой.

Изменение обучения приводит к решительной перестройке психических качеств. Исследования показывают, что специально организованное сенсорное воспитание, т. е. воспитание, на­правленное на развитие восприятий и представлений ребенка, учит способам обследования внешних свойств предметов, позволяет добиться, чтобы восприятие стало полным и расчлененным, давало возможность выделять отдельные свойства и составные

предметов и устанавливать место этих свойств и частей в целом предмете.

Правильно организованное умственное воспитание позволяет преодолеть конкретность мышления ребенка, научить его выделять в окружающих явлениях главные, определяющие черты, не застревая на второстепенных деталях, думать об общих свойствах и отношениях вещей, улавливать простые закономерности явлений, рассуждать и делать самостоятельные выводы.

При систематическом обучении, которое проводится в советских детских садах, у детей складываются простейшие формы про­извольного внимания и преднамеренного запоминания — умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя, запоми­нать то, о чем он рассказывает.

Таким образом, обучение имеет возможность влиять на направление развития психических процессов. Это совсем не означает, что ребенка можно обучать чему угодно, не считаясь с его возрастом. Обучение должно обеспечивать наиболее полноценный путь психического развития, давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию.

Сензитивность. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Суще­ствуют возрастные периоды, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Такие периоды называют сензитивными периодами развития. Хорошо известен сензитивный период для обучения ребенка речи: возраст от полутора до трех лет. В это время речь усваивается особенно легко и вносит принципиальные изменения и поведение ребенка и в психические процессы — восприятие, мышление и др. Если по каким-либо причинам ребенок до трех лет не начал говорить, в дальнейшем усвоение речи происходит сгораздо большими трудностями. Возникшие из-за ее отсутствия отклонения в психическом развитии требуют специальной компен-

сации (возмещения). Это хорошо видно на примере глухонемых детей, которых начинают обучать речи после трех лет. У них обнаруживается отставание во многих видах деятельности и в раз­витии психических процессов и качеств: не возникает сюжетно-ролевая игра, отсутствует предметное рисование, задерживается развитие восприятия и мышления. Все эти недостатки могут быть устранены ценой большого педагогического труда, направленного не только на обучение речи, но и на другие стороны развития.

Наличие сензитивных периодов развития объясняется тем, что наибольшее влияние обучение оказывает на те психические качества, которые только начинают формироваться. В этот момент они наиболее гибки, податливы, пластичны, их можно «повернуть» В любую сторону. Гораздо труднее изменить, перестроить уже сложившиеся качества.

В настоящее время выявлены сензитивные периоды далеко не для всех видов обучения. Но есть много фактов, говорящих о том, что дошкольный возраст в целом наиболее сензитивен (чувствите­лен) к тем видам обучения, которые воздействуют на развитие восприятия, воображения и образного мышления.

Развивающее обучение.Как известно, основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентировочных действий. Эти действия происходят от внешних ориентировочных действий. Для усвоения детьми тех или иных действий необходимо их включение в один из видов деятельности, соответствующей детским потребностям и интере­сам. Знание этих закономерностей позволяет установить условия, при которых обучение в наибольшей степени способствует психическому развитию детей, становится развивающим.

Развивающее обучение должно уделять особое внимание формированию у детей ориентировочных действий и максимально использовать характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности. Это значит, что центральный момент в развивающем обучении детей до поступления в школу — формирование у них действий, которые входят в ориентировочную часть предметной деятельности, игры, рисования, конструирования и т. д. Это действия, направленные на выяснение свойств предметов и возможностей их использования в предметной деятельности, на анализ предметов, явлений, событий, человеческих поступков, которые отображаются в играх, рисунках, на построение замыслов конструкций, рисунков, игр и отыскание способов их воплощения.

Обучение действиям, относящимся к практической, рабочей части детских видов деятельности (технике рисования, конструиро­вания, использованию предметов и игрушек), не менее необходимо, так как без них деятельность не может выполняться. Но оно ни в коем случае не должно превращаться в самоцель, отрываться от формирования ориентировочных действий. Если упустить это из виду, то обучение детей может превратиться в натаскивание, не имеющее развивающей ценности. Некоторые родители и воспитате-

ли детских садов стараются натренировать ребенка буквально и каждом движении, свести обучение к подражанию готовым образцам. Ребенка учат, например, строить домик, многократно показывая ему, как класть каждый кубик, а обучение рисованию сводится к копированию рисунков, сделанных взрослым. Даже руководство ролевыми играми детей порой принимает форму натаскивания, при котором взрослые навязывают ребенку готовые рецепты поведения в той или иной роли. Ребенка всячески оберегают от необходимости самостоятельно воспринимать, осмыс­ливать действительность, отражаемую в играх, рисунках, кон­струкциях. Плоха и другая крайность — предоставление детям такой самостоятельности, при которой они оказываются один на один с окружающей действительностью и вынуждены на ощупь искать пути к ее познанию и отображению.

Следует, ставя перед детьми постепенно усложняющиеся задачи, требующие самостоятельного познания, специально уч^ть их способам и приемам такого познания, учить планомерно обследовать предметы, выявлять и сравнивать их свойства, делать выводы и применять полученные результаты в своей деятельности. Кроме того, во все виды деятельности следует вносить больше элементов творчества — побуждать детей к развертыванию сю­жетных игр, созданию рисунков и конструкций по замыслу. При этом важно помнить, что отображающая и творческая стороны деятельности не только не противоречат друг друг, но, напротив, совершенствование первой служит основой для формирования второй. Так, чем легче и правильнее ребенок воспринимает и передает в рисунке особенности реальных предметов и явлений, тем больше у него возможностей для создания и воплощения творческого замысла.

Но детские виды деятельности не могут вместить в себя все те знания и умения, которые ребенку необходимо усвоить до семи­летнего возраста. Поэтому, хотя в детском саду на занятиях с детьми широко употребляют игровые приемы обучения, задания по рисованию, конструированию и т. д., им постепенно начинают давать и учебные задания, где перед ребенком ставят прямую цель научиться чему-то новому. Выполнение учебных заданий основы­вается на растущей любознательности детей, появлении у них познавательных интересов. Учебные задания направлены на обучение детей началам математики, грамоты, ознакомление их с явлениями природы и общественной жизни, на формирование у них координированных движений, некоторых умений и навыков в области музыкальной деятельности (пения, ритмики) и др.

Во всех этих случаях полностью сохраняется принцип развивающего обучения: заботиться в первую очередь о формиро­вании у детей ориентировочных действий. Например, при обучении математике основное значение имеет не овладение счетом — ребенок должен научиться выделять в любых предметах и ситуаци­ях количественные отношения.

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Психическое развитие и обучение

1 ОБУЧЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1.2. Обучение как условие развития

Анализ категории обучение будет неполным без осознания ее взаимоотношений с категорией развития. Для современной психолого-педагогической науки проблема взаимосвязи обучения и развития является одним из центральных методологических вопросов. Правильное решение вопроса о взаимоотношении этих двух научных понятий имеет большое значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую формулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Так же каждая концепция психического развития, которую формулирует психолог, имеет в себе и определенную теорию обучения. В истории психологической науки существовали различные подходы к решению этого вопроса, которые можно объединить в 4 группы:

1. Развитие и обучение — независимые процессы, обучение не влияет на развитие, которое понимается как развертывание программы наследственности (биологической или соціогенетичної), а лишь демонстрирует результаты последнего.

2. Обучение (научение) и есть развитие, эти категории схожи: одно и второе понимаются упрощенно или как процесс создания ассоциаций и навыков, или наработки соответствующих реакций, или образование условно-рефлекторных связей.

3. Обучение надстраивается над развитием по мере того, как созревание создает готовность к нему, оно — внешнее условие развития как созревания, что реализует наследственно обусловленные особенности психики. По сути, развитие здесь расщепляется на две независимые процессы: развитие — созревание и развитие — обучение.

4. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования. В соответствии с этим подходом обучение как передача ребенку социального опыта опережает ее развитие, стимулирует этот процесс, создавая «завтрашний день развития». При этом оно опирается на достижения развития ребенка, которые проявляются в ее самостоятельной активности (это так называемые уровень или зона его актуального развития). В педагогической взаимодействия взрослого по поводу нового содержания обучения создается зона ближайшего развития ученика. Последняя диагностируется по тому, что ребенок может делать при наличии такой помощи взрослого.

Четвертая точка зрения на сегодня является самой авторитетной в мировой психологии. На признании ведущей роли обучения (и воспитания) в психическом развитии личности базируется современная психологическая теория развития человека. Основные тезисы этой теории следующие.

Под психическим развитием в психологии понимают последовательную, прогрессирующую, хотя и с элементами регресса, в целом необратимую количественно-качественное и структурное изменение психики живых существ. Психическое развитие характеризуется закономерным и необратимым характером изменений, направленностью как способностью накапливать изменения, «надстраивать» их над предыдущими и кумулятивністю как способностью включать старые психические функции в новые структуры. Психическое развитие реа-тся в формах филогенеза — становления психических структур в ходе биологической и социокультурной эволюции и онтогенеза как формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида (человека или животного). Онтогенез имеет стадиальный характер. Последовательность периодов развития необратима и предсказуема.

Общими для человека и животного есть такие общие законы развития:

закон цикличности — развитие представляется совокупностью законченных циклов (периодов), темп развития выше в начале цикла и замедляется в конце;

закон метаморфоз развития — развитие происходит через его возникновения новообразований, которые появляются на конец предыдущего цикла (периода) и активно развиваются в следующем периоде; последний считается в психологии наиболее благоприятным для этого;

закон неравномерности развития — различные психические функции возникают и особенно активно развиваются в разное время и таким образом обозначают основные линии развития определенного цикла;

закон единства процессов эволюции и инволюции свидетельствует, что развитие представляет собой диалектическое единство процессов построения новых, более совершенных психических структур и разрушения менее эффективных, которые, исчерпав свой развивающий потенциал, исчезают с арены общего хода развития. Как правило, такие процессы характерны для кризисных периодов развития. Эволюционном розвоєві психики больше соответствуют литические периоды, в онтогенезе литические и кризисные периоды последовательно сменяют друг друга.

Существуют три основные законы развития личности человека:

закон построения высших психических функций (присущих только человеку) как переход от непосредственных, природных, генетически установленных форм и способов психической активности до опосредованных искусственных, которые возникли в процессе культурного развития и прежде всего развития языка человека и стали психологическими орудиями сознательного управления ее внутренней психической активностью;

закон межличностного характера развития всех высших психических функций, которые изначально существуют извне, разделенные между взрослым и ребенком, а уже потом становятся единственной внутренней психической функцией ребенка;

закон интериоризации или перехода психических функций извне внутрь, свидетельствует, что любая высшая форма социального поведения сначала усваивается ребенком с внешней стороны через подражание, а дальше, по мере того, как взрослые наполняют эту активность социальным содержанием, происходит процесс осознания ребенком, поняв содержание функций, их строение, ребенок начинает сознательно управлять своими психическими операциями и регулировать их, а это уже, как известно, прерогатива личности.

Факторами психического развития человека считаются ее активность, наследственность и среда. Это ведущие детер-мінанти развития. Наследственность как предпосылка развития проявляется в индивидуальных качествах человека, действие фактора общественной среды наиболее систематически осуществляется через обучение и воспитание и отражается в сложившихся социальных качествах личности, а фактор активности обеспечивает взаимодействие двух предыдущих детерминант.

Механизмы психического развития описывают такие принципы и категории:

принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы психического: устойчивость и равновесие — тупики эволюции, противоречия отношений «запускает» развитие психики;

принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменений (спад-ковості — сменности) как условие развития системы;

принцип дифференциации и интеграции как критерий развития структуры психики.

Согласно принципу единства психики и деятельности основным психологическим средством развития новообразований психики является деятельность ребенка, организованная взрослыми в ходе его воспитания и обучения, в частности, ведущая деятельность (игра, обучение и т.п.).

Ведущая деятельность — это специально организованная взрос-лими деятельность, которая, при условии овладения ребенком, вызывает самые главные изменения в его психическом строении, развитие психических новообразований личности и возникновение ее новых структурных элементов.

Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов, а также оптимальных педагогических механизмов формирования таких видов активности.

Онтогенетический развитие человека не прекращается и в зрелом возрасте. Поэтому в приведенной таблице представлены рядом с широкоизвестными в современной педагогической психологии материалами, связанными с особенностями первичной социализации личности, в рамках которой она особенно эффективно развивается под организующим влиянием других людей, и видение автором продолжения развития таких процессов в рамках взрослого возраста. В этот период человек выступает

Основные характеристики ведущих форм деятельности личности

Шпаргалки, рефераты, сочинения, курсовые, дипломные бесплатно!

ZAPLATKA.NET Шпаргалки, рефераты, сочинения, курсовые, дипломные бесплатно!

Пользователей онлайн: 0.

Введение в макроэкономику — Предмет и метод макроэкономики

Экономическая теория подразделяется на микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает экономическое поведение индивида, принимающего решения как потребитель и собственник ресурсов производства и фирм. Макроэкономика рассматривает экономику как единое целое. Она пытается объяснить, почему происходит инфляция и как с ней бороться, причины и следствия безработицы. При этом макроэкономика оперирует обобщающими показателями. Основной характеристикой является национальная экономика, которая позволяет скрывать различия, которыми обладают различные субъекты.

Все условные рефлексы, возникающие в ответ на непосредственные (несловесные) воздействия окружающей действительности (цвета, запахи, звуки, прикосновения), образуют в своей совокупности первую сигнальную систему

Начиная с раннего детства человек, знакомясь с окружающими предметами и явлениями, одновременно усваивает их названия, и в его мозгу образуются прочные связи между непосредственными и словесными воздействиями

В 1930-х годах получила известность теория научения, названная бихевиоризмом, или психологией стимула – реакции. Основоположник бихевиоризма Дж.Уотсон утверждал, что практически все виды поведения являются результатом научения.

Основные теоретические принципы теории социального научения следующие:

В 1930-х годах одной из наиболее влиятельных концепций в области психологии развития был психоанализ.

Э.Эриксон подчеркивал, что детские переживания и установки могут играть решающую роль в дальнейшем развитии. Особое значение он придавал сексуальным импульсам ребенка и формированию чувства любви и склонности к агрессии.

Описывая последовательность этапов личностного и эмоционального развития, Э.Эриксон выделил восемь стадий от младенчества до старости.

Путешествие Дарвина на корабле «Бигль». История создания труда «Происхождение видов»

В 1831 г. Дарвин окончил университет, и в том же году по рекомендации профессора Генслоу он был принят в качестве натуралиста на корабль «Бигль» («Ищейка»), отправлявшийся в кругосветное путешествие.

Анатомо-физиологическая основа психического развития ребенка

Анатомо-физиологической основой психического развития ребенка является развитие его нервной системы, возрастные особенности ее строения и функций.

Различные части мозга созревают на протяжении детства в разное время. Раньше заканчивается формирование низших его отделов (спинного мозга, продолговатого мозга и т. д.), являющихся органами врожденных, безусловных рефлексов. Позднее всего заканчивается созревание высших его отделов — больших полушарий головного мозга, представляющих собой орган высшей нервной деятельности, орган индивидуально приобретаемых, условных рефлексов.

Механизм психического развития ребенка. Социальная ситуация развития ребенка

Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка . Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений , в которых он находится с окружающей его действительностью ( прежде всего социальной ) в тот или иной период своей жизни . Она полностью определяет формы и пути развития ребенка , виды деятельности , приобретаемые им новые психические свойства и качества . Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития , т . е . сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми ( Выготский Л .

Именно в процессе развития , а не роста , возникают качественно новые психологические образования , и именно они составляют сущность каждого возрас-тного этапа .

Наиболее разработанная теория интеллектуального развития была предложена швейцарским ученым Жаном Пиаже. Он выделил в этом развитии четыре стадии.

– развитие познавательной сферы ребенка ( восприятие , внимание , память , воображение , мышление );

– формирование системы личностных отношений ( эмоции , потребности , мотивы , установки , ценностные ориентации , направленность и т . д .);

– овладение системой разнообразных практических и умственных действий , обеспечивающих возможность продуктивной , творческой деятельности .

Предметом психологического изучения являются – психологические факты .

Источники:
Психическое развитие и обучение
Изучали: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.Я.Гальперин, Л.В.Занков Психическое развитие строится на законах диалектики: единство и борьба противоположностей. Движущей силой психическо-го развития
http://zaplatka.net/publ/5-1-0-50
Психическое развитие и обучение
Вся жизнь ребенка зависит от взрослого, организуется и направляется им. И с самого раннего возраста ребенок начинает учиться у взрослых. Он учится не только ходить, правильно употреблять предметы,
http://poisk-ru.ru/s51632t5.html
Психическое развитие и обучение
Обучения как условие развития — ОБУЧЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, Педагогическая психология: учебное-методическое пособие — В учебном пособии, освещение, мирового, украинского опыта психолого-педагогических исследований, представляются концептуальные основы основных разделов курса, Педагогическая психология, материалы ведущих теорети-ческих и прикладных исследований в области психологического знания теоретическими материалами, описания формирующих психолого-педагогических техник, углубление самостоятельного изучения отдельных вопросов этой учебной дисциплины
http://na-uroke.in.ua/9-90.html
Шпаргалки, рефераты, сочинения, курсовые, дипломные бесплатно!
ZAPLATKA.NET Шпаргалки, рефераты, сочинения, курсовые, дипломные бесплатно! Пользователей онлайн: 0. Введение в макроэкономику — Предмет и метод макроэкономики Экономическая теория
http://zaplatka.net/

COMMENTS