Психическое развитие детей дошкольного возраста

Психическое развитие детей дошкольного возраста

Психическое развитие детей дошкольного возраста — это очень интересный процесс. Первые годы жизни ребенок, как губка впитывает большое количество информации и только учится смотреть на мир глазами взрослого – делать выводы, мечтать и придумывать что-то кардинально новое. Как развивается психика ребенка, и чем его мышление отличается от взрослого?

Ребенок появляется на свет абсолютно беспомощным, в первые годы своей жизни он познает окружающий мир с помощью всех имеющихся у него средств и органов чувств. Восприятие окружающей действительности во многом влияет на формирование личности и характера маленького исследователя. Любопытно, что даже при сравнении двух детей с разницей в возрасте в 2-3 года можно заметить, насколько кардинально отличается их мышление. Как происходит психическое развитие детей дошкольного возраста?

С первых лет жизни и до самой школы большинство детей не умеет мыслить абстрактно. Обучение в этом возрасте должно проходить с использованием конкретных примеров, ассоциаций, визуальных образов. Необходимо помимо этого деление на низшие малые категории. Воспринимать информацию в виде обобщенных понятий дети учатся только в начальной школе. Любопытен тот факт, что у дошкольников мышление плотно связано с речью. Соответственно, любые отклонения в развитии речи могут свидетельствовать о серьезных нарушениях психологического развития.

Какие факторы имеют значительное влияние на развитие психики детей дошкольного возраста? Многие родители замечают, что дети значительно лучше обучаются чему-то самостоятельно, нежели во время целенаправленных занятий. Подражать окружающим свойственно всем малышам. Общение с окружающими взрослыми и сверстниками так же немаловажный фактор.

Коллективные игры – «в семью», «в профессию», и другое имитирование деятельности взрослых, регулярное звукоподражание для самых маленьких и разговоры для детей постарше – все это необходимые занятия для своевременного психического развития. Яркий пример, доказывающий значимость подобных занятий – «дети-маугли», социально-неадаптированные личности, выросшие без общения со сверстниками и взрослыми.

Нужна ли стимуляция психическому развитию детей дошкольного возраста? Развивать речевые навыки и знакомить малыша с родным языком просто необходимо. Разумеется, все «уроки» должны проходить в игровой форме и приносить радость, а не быть очередной повинностью. Пополнение словарного запаса, знакомство с фонетикой и грамматикой помогает усовершенствованию нервной деятельности. Хорошее знание языка необходимо для получения навыков и знаний практически во всех сферах. Ведь совсем скоро малышу придется воспринимать информацию из продолжительных рассказов и объяснений. А так же выполнять множество действий исключительно по словесным инструкциям. Нормальное развитие психики детей дошкольного возраста предполагает умение оперировать понятиями времени и пространства, выражать словами чувства и эмоции, другие нематериальные вещи и события.

Независимо от своего возраста – ребенок не пассивный зритель, а часть общества. Родители должны суметь развить коммуникативные навыки, и помочь осознать себя как члена семьи или группы в детском саду. При комфортном психологическом климате в семье, быть отзывчивыми, внимательными к окружающим и вежливыми дети учатся естественным путем, подражая окружающим. Разумеется, немаловажно привить ребенку и различные поведенческие нормы. Но при этом важно не только аргументировать правилами приличия или этикета, но и затрагивать чувства ребенка. Например – объяснить, что обижать другого малыша нельзя не только потому что это «не хорошо», но и из-за того что это неприятно или больно.

Психическое развитие детей дошкольного возраста включает в себя появление воображения и логики. Нередко плоды воображения сильно тревожат уже родителей трехлетних малышей. Ребенок может фантазировать и рассказывать нереальные истории, способные не только удивить, но и огорчить родителей – зачем ребенок врет нам? На самом деле ругать за фантазии ребенка ни в коем случае нельзя, ведь именно благодаря воображению появляются новые идеи и нестандартные решения.

Стимулировать воображение можно, побуждая ребенка что-то придумывать и фантазировать. Логическое мышление же требует специального развития. Это упражнения, предполагающие объединение каких-то предметов или символов в группы, объяснение целесообразности тех или иных поступков и прочее.

Психическое развитие детей дошкольного возраста

Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

— Личная — обсуждение поведения и поступков людей.

— Интеллектуальное и моральное развитие;

— Обогащение коммуникативным опытом;

— Рост волевой регуляции за счет соблюдения режима.

— Формирование стеснительности в следствии негативного опыта общения;

— Эмоциональная травма через резкое снижение общения с родителями;

— Заимствование у сверстников плохих привычек.

— Параллельное выполнение игровых действий с одинаковыми игрушками;

— Способы взаимодействия еще отсутствуют.

2. Ассоциативная игра (3,5 — 4,5 года)

— Частичное взаимодействие с распределением игрушек;

— Координация игровых действий еще отсутствует.

3. Совместная игра(с 4,5 лет)

— Подчинение единому сюжету и правилам игры;

— Постоянное взаимодействие и согласованность на протяжении игры.

  • формирование навыков социального взаимодействия,
  • совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией,
  • выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры,
  • становления самооценки путем сравнения себя с другими детьми,
  • развитие эмпатии, способности к заботе.

Для дошкольного возраста характерны следующие противоречия, стимулирующие психическое развитие ребенка:

— Новые познавательные потребности < > старые способы их удовлетворения

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].

В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения

Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.

2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.

4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.

В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.

Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].

Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.

Роль игры в развитии психики:

1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками

2. Учиться подчинять свои желания правилам игры

3. В игре формируются первые нравственные чувства

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)

5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].

1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с

2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.

3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.

Комплексная ООД «Игровые планеты» для старшего дошкольного возраста (ОО «Физическое развитие», «Познавательное развитие») Цель: Развитие творческого двигательного и интеллектуального потенциала каждого ребенка, посредством ППРС ДОУ. Задачи: 1. Развивать творческую.

Консультация для педагогов ДОУ «Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в ДОУ» Известно,что в дошкольном возрасте закладываются основные качества (свойства)личности. При этом подтверждено многочисленными отечественными.

Консультация для педагогов «Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка с ОВЗ» Значение игры для психического развития детей с ОВЗ Долгое время о развитии ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму.

Консультация для родителей «Права и обязанности ребенка дошкольного возраста» Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым. У детей, как и взрослых, есть.

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Права ребенка» Конспект занятия по праву Цель: Развивать у детей основы правового сознания. Задачи: 1) Формировать представление о правах человека в соответствии.

Психическое развитие детей 2–3 лет Психическое развитие детей 2-3 лет Возраст от 1-го года до 3-х лет является ранним возрастом. Важнейшими психическими новообразованиями.

Развитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет.

Речевое развитие ребенка предшкольного возраста Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это объясняется тем,.

Родительское собрание в старшей группе «Влияние игровой деятельности на психическое развитие детей 5–6 лет» «Влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника». Цель: Познакомить родителей с особенностями развития детей старшего.

Общечеловеческие ценности в жизни ребенка дошкольного возраста Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для.

Источники:
Психическое развитие детей дошкольного возраста
На какие этапы делится психическое развитие детей дошкольного возраста? Чем мышление трехлетнего малыша отличается от того, как думает шестилетний выпускник
http://veselajashkola.ru/zdorovie-rebenka/psixicheskoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta/
Психическое развитие детей дошкольного возраста
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст длится с 3 до 6 лет отсюда альтернативное название периода — возраст почемучек. Социальная ситуация развития ребенка
http://womenparadise.ru/motherhood/387-psihicheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
http://www.maam.ru/detskijsad/psihicheskoe-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.html

COMMENTS