Психическое развитие детей

Возрастные особенности психического развития детей

Возрастные особенности психического развития детей

У маленького человека начинает формироваться эмоциональная регуляция. Родителям важно помочь ребенку научиться правильно реагировать на изменения окружающей среды – удивляться, радоваться, пугаться. Ребенок должен не просто уметь говорить «нет», но и принимать «нет» от окружающих.

Родителям стоит поощрять стремление ребенка к познанию мира, тогда он будет активно формироваться и физически и интеллектуально. Малышу необходимо общение со сверстниками, но на первом плане взаимоотношение с близкими. В это время уже начинается подготовка к школе, ребенок должен учиться конкурировать со сверстниками и физически, и интеллектуально. Важно развивать коммуникативные навыки. Мама и папа должны обеспечить оптимальную комбинацию ободрения, поддержки и родительского руководства.

Психическое развитие у младшеклассников от 6 до 12 лет

Это время активного познания, первых серьезных побед и первых неудач. Дети в этом возрасте реализует себя в спорте, учебе или творчестве. Ребенок должен понять, что разочарование может быть очередным шагом к будущему успеху. Он учится находить свои сильные и слабые стороны.

В школе у ребенка появляются новые обязанности, возрастает нагрузка. Он учится самодисциплине, умению принимать решения. Родители должны предоставить школьнику чуть больше самостоятельности, при этом неустанно следить за ним. Близким важно оказать ребенку поддержку, если у него что-то не получается. Обязательно нужно хвалить младшего школьника за его первые достижения. Это позволит ребенку сформировать адекватную самооценку, он научится анализировать свои ошибки, чтобы не допускать их в будущем.

Психическое развитие в подростковом периоде от 13 до 18 лет

Это время – настоящее испытание не только для родителей, но и для самих детей. На период обучения в средней школе приходится время активных изменений в организме подростка. Гормональные всплески накладываются на непонимание со стороны сверстников и старших.

Особенности психического развития у детей подросткового возраста проявляются в стремлении к независимости, которая иногда проявляется в агрессивной форме. Подростковому периоду свойственны крайности – неуверенность и замкнутость или, наоборот, чрезмерная бравада.

Если вы поможете ребенку преодолеть этот период, в старшей школе его поведение начнет меняться. Социальные навыки станут закрепляться, будут совершенствоваться таланты подростка. Именно в это время ему предстоит определиться, куда пойти учиться после школы, кем быть в будущем. Сверстники в это время по-прежнему являются авторитетом для ребенка.

Родители в этот период должны дать понять детям, что они любимы, несмотря ни на что. Очень важно вовлекать подростка в семейные мероприятия, сделать атмосферу дома теплой и позитивной, открыто и на равных общаться с ним. Тогда ребенок переживет этот сложный период без негативных последствий.

Психическое развитие детей

В наборе материалов, представленных для диагностики психического развития детей дошкольного возраста, представлены некоторые задания, предназначенные для психолого-педагогического обследования детей с 3 до 7 лет. Материалы взяты из набора, представленного С.Д. Забрамной (1998).

Предлагаемый материал содержит описание известных психологических методик, апробированных в течение многих лет практической работы с детьми в психолого-медико-педагогических комиссиях, консультациях, диагностических центрах.

Этот материал может быть использован практическими психологами.

Выбор задания, с которого начинается обследование, зависит от индивидуальных особенностей детей. При заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих задержки в психическом развитии, в первую очередь важно учитывать не возрастные нормы, а качественные своеобразия, определяемые структурой дефекта.

Наиболее значимыми диагностическими показателями являются:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования (адекватность поведения).

2. Понимание инструкции и цели задания. Характер инструкции (вербальная, невербальная). Способность сохранять инструкцию до конца задания.

Для детей с задержкой психического развития наиболее эффективной является невербальная инструкция. Часты случаи потери инструкции в процессе выполнения задания, из-за повышенной отвлекаемости, импульсивности, неорганизованности.

3. Характер деятельности:

наличие и стойкость интереса к заданию;

целенаправленность и активность;

способы деятельности (адекватность, рациональность);

уровень сформированности (действует методом проб и ошибок, методом зрительного соотнесения, на основе представления);

использование помощи, виды и мера пом ощи;

У детей с задержкой психического развития также наблюдается снижение познавательной активности. Их умственные операции недостаточно сформированы, им трудны обобщения и абстрагирование признаков предметов. Слабо развита произвольная регуляция деятельности, отсутствуют навыки самоконтроля.

4. Способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания (см. выше).

5. Критичность оценки результатов своей работы.

У детей с задержкой психического развития эмоциональные реакции на ситуации успеха и неудачи более адекватные (по сравнению с умственно отстал ы м и детьм и).

6. Состояние моторики.

У детей с задержкой психического развития недоразвитие моторики отмечается реже.

7. Уровень речевого развития.

У детей с задержкой психического развития отмечается бедность особенно активного словаря, трудности звукового анализа слова, возможны аграмматизмы и т.д. Существенно запаздывает развитие внутренней речи.

Например, описание типичных результатов наиболее употребляемых методик.

Пирамиды из четырех колец (предлагается с 3 лет): дети с задержкой психического развития выполняют это задание на более низком уровне по сравнению с нормальными сверстниками, но значительно лучше, чем умственно отсталые. В отличие от умственно отсталых проявляют интерес и понимают смысл задания. Нет грубых неадекватных действий. Используют помощь и осуществляют перенос на аналогичное задание.

Доски Сегена (доска № 1 предлагается детям с 2 лет, доска № 6 — с 4 лет): дети с задержкой психического развития по характеру работы с досками Сегена ближе к нормально развивающимся детям. Различия имеются в качестве и темпе работы. Им нужна в большей степени помощь, организация деятельности («Не спеши!», «Попробуй по-другому»), поощрение в процессе выполнения задания. Снижение и неравномерность темпа могут быть вызваны как усложнением задания, так и физическим состоянием ребенка (астения и пр.).

Коробочка форм (почтовый ящик) предлагается с 3—4 лет. Деятельность детей с задержкой психического развития отличается от работы умственно отсталых. Они проявляют интерес к самому заданию, реже случаи неадекватных действий. Лучше используют помощь.

Разрезные картинки (предлагается с 3—4 лет): дети с задержкой психического развития начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по горизонтали и вертикали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте,

однако после показа, способа действия (экспериментатор сам собирает картинку, а затем разрушает ее) ребенок выполняет задание. Допустимы примеривания. Составление картинок из четырех частей, разрезанных по диагоналям, требует специального длительного обучения.

Методика психолого-педагогического обследования детей 3—5 лет

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Развитие психики ребенка — сложный процесс созревания и усложнения психич. функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и сециальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, крое протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физнологич. и психологич. особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой.

На первом этапе развития психики ребенка происходит преимущественное созревание и дифференциация его двигательных функций. Реакции ребенка в первые дни, недели его жизни — преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.). Они возникают в ответ на любые раздражители — холод, голод, резкое изменение положения тела. Начиная с 3—4-месячного возраста деятельность ребенка принимает преимущественно игровой характер, во время игры своими ручками, ножками у него появляются первые эмоции — удовлетворение от выполнения элементарных целенаправленных движений. В то же время эти игровые действия создают предпосылки для постепенного формирования у него представлений о своем теле. По мере совершенствования двигательных навыков создаются условия для усложнения игровой деятельности, малышу становится доступным обращение с различными предметами.

Параллельно с совершенствованием двигательных функций происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. У него возникают элементарные чувства и эмоции буквально с первых дней жиг.ки. Раньше всего появляются отрицательные эмоции, возникающие в ответ на неблагоприятные воздействия (понижение температуры окружающей среды, переполнение кишечника или спазмы пустого желудка, строгий тон взрослых при обращении к нему и т. п.).

Если на самых ранних этапах жизни эмоции имеют безусловнорефлекторную природу (т. е. возникают как ответ на воздействие жизненно важных раздражителей), то уже начиная со 2—3-го мес. жизни нек-рые эмоциональные реакции приобретают условнорефлекторный характер (см. Рефлексы). Так, приближение матери, появление знакомой бутылки с молоком вызывают у ребенка положительную эмоциональную реакцию, первая улыбка как выражение положительного эмоционального состояния может наблюдаться уже на 2-м мес. его жизни. К 6—7-му мес. жизни малыш испытывает радостные эмоции при виде игрушек; в 9—10-месячном возрасте он способен проявлять эмоции, схожие с чувством ревности, при обращении взрослых к другому ребенку; у него появляется чувство удивления, к-рым он реагирует на новое, необычное явление, что свидетельствует о начале познавательного отношения ребенка к окружающему, о развитии памяти.

Необходимой предпосылкой становления познавательной деятельности является способность сосредоточивать внимание. К концу 1-го мес. жизни ребенок лишь в течение нескольких секунд может следить за ярким предметом, а уже через несколько месяцев он способен довольно долго задерживать свое внимание на том или ином предмете. Однако’способность сосредоточивать внимание еще крайне слабая, объем его узок, оно нестойкое.

На втором этапе развития психики двигательные реакции в процессе своего усложнения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, к-рые все больше принимают осознанный характер. В этом возрасте различные манипуляции с игрушками заключают в себе не только элементы целенаправленных движений, но и элемента сознания (т. е. отношения ребенка к окружающей его среде).

Начало второго этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно стоять, ходить), что создает предпосылки для резкого качественного сдвига в его развитии. Становление функции ходьбы, возможность самостоятельного передвижения резко увеличивают объем получаемых ребенком информации и впечатлений об окружающей его среде, расширяются возможности общения с людьми.

Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на. формирование других психич. функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и др. Так, для: развития и усложнения эмоциональной сферы весьма существенное значение имеет словесная оценка взрослыми своего отношения к ребенку и его действиям. Очень важно, чтобы словесная оценка «это хорошо, а это плохо» подкреплялась соответствующими жестами, мимикой, интонациями, т. к. в этом возрасте слово, лишенное эмоциональной окраски, не воздействует на ребенка. Наблюдается развитие воли — стремление получить желаемое, появляется настойчивость, в т. ч. в играх. Возраст 3 года иногда называют возрастом первого упрямства. Упрямство означает противопоставление своих желаний и отстаивание их. Все это стало возможным потому, что ребенок начал осознавать себя, свое Я — личность.

На 2—3-м году жизни развиваются уже элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции; чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется в этом возрасте любознательностью, что обусловливает появление столь характерного для этого этапа множества вопросов, задаваемых малышом.

На третьем этапе ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее мало-дифференцированное радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности — формируется система эмоциональных; отношений. Появляются элементы познавательных эмоций. Формируются высшие нравственные эмоции — чуткость, забота, чувство дружбы и товарищества, долга и т. п.

Наряду с постепенным усложнением и созреванием эмоциональной сферы происходит дальнейшее развитие других психич. функций — восприятий и ощущений, памяти и внимания, двигательной сферы и волевых функции. Уже на втором и третьем этапах развития закладываются основы мыслительной деятельности ребенка; формируются простые, а затем более сложные понятия и суждения.

Четвертый этап развития психики характеризуется тем, что именно в этот период происходит основное, завершающее формирование мыслительной деятельности ребенка. На этом этапе ребенок уже может иметь самостоятельные суждения, строить в уме предварительный логический план своих действий и поступков, последовательно анализировать факты, делать умозаключения. Он свободно оперирует сложными абстрактными понятиями и категориями. На смену преимущественно чувственным формам познавательной деятельности постепенно приходит логическое мышление, прежде индивидуальное сознание все больше приобретает черты сознания коллективного, общественного. Именно в этом периоде происходит окончательное формирование высших человеческих эмоций — познавательных, эстетических, нравственных.

Развитие психики реоенка происходит неравномерно, иногда наблюдаются резкие сдвиги, внезапное появление качественно новых особенностей. Однако любые отклонения от нормы, как замедление созревания, так и ускоренное развитие, требуют консультации специалистов. В биологич. и психич. развитии ребенка выделяются три критических периода: 3—4 года, 7—8 лет и 12— 14 лет. Бурно протекающее физич. и психич. развитие в указанные критические периоды часто вызывает резкое напряжение в деятельности почти всех функциональных систем организма, что создает повышенную опасность заболевания, в т. ч. нервно-психич. болезнями (неврозами, психозами). Наиоолее настораживает в этом отношении третий — Так наз. пубертатный — критический период, к-рый характеризуется половым созреванием подростков и связанной с этим гормональной перестройкой, резкими вегетативно-сосудистыми сдвигами.

Представленные этапы развития психики ребенка являются во многом схематичными и условными. Индивидуальные особенности развития каждого ребенка могут вносить значительные изменения в представленную схему. С другой стороны, за последнее время существенные поправки в закономерности созревания (как физического, так и психического) вносит феномен так наз. акцелерации — ускорение роста и развития современных детей и подростков. Установлено, что за последние десятилетия существенно изменились основные показатели физич. развития детей— рост, вес, окружность грудной клетки и др. Так, за последние 30 лет средний вес новорожденных увеличился на 200— 400 г, а средний рост — на 1,5—2 см.

Психическое развитие ребенка

Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это факторы социальные и биологические. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности психического развития детей на разных возрастных этапах и поговорим о том, на что родителям обратить внимание.

В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:

  1. Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша.
  2. Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций.
  3. Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности.
  4. Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков.

В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром. Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям.

С помощью возрастной периодизации осуществляется попытка выделения общих закономерностей жизненного цикла человека. Благодаря разбивке на периоды жизн .

Перечисленные выше этапы развития психики подразделяются на периоды ее развития, которые характерны для того или иного возраста. Родителям новорожденных детей нужно обязательно знать об этих периодах и отталкиваться в будущем от этих знаний в воспитании детей. Если вы не будете травмировать ребенка, мешать развитию его психики, то вы поможете ему вырасти уверенным и уравновешенным человеком. Помните, что любые страхи, комплексы, нервные и психологические расстройства идут «родом из детства». Даже самые на ваш взгляд неприметные и «неважные» события могут сформировать страх на уровне подсознания или заложить фундамент для какой-нибудь из особенностей его характера. Мы советуем изучить подробно информацию о периодах развития психики у детей и опираться на нее.

Итак, периоды развития психики:

Мы советуем родителям очень внимательно относиться к психическому состоянию детей в любом их возрасте, но и не забывать про себя. Помните, что основное настроение в доме исходит от взрослых, дети лишь отражают полученные ими эмоции.

Когда родители решают сделать ремонт в детской комнате, то им придётся подойти к этому особенно тщательно, ведь если ребёнку больше четырёх лет, то ег .

ЗПР (задержка психического развития) на физическом уровне может не проявляться, поэтому до определенного возраста родители даже не подозревают о таком диагнозе. Однако проблемы с социальной адаптацией и обучением в школе должны их насторожить. Поставить диагноз ЗПР сможет только специалист, но родители могут определить его по нескольким характерным признакам.

  • Во-первых, при нарушениях внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на конкретной задаче, показывает повышенную двигательную активность.
  • Во-вторых, при нарушениях восприятия, когда ему сложно определить давно знакомые предметы в новом ракурсе, обстановке. Или же ребенок может не запоминать имена людей, которых часто видит. Наблюдается и отставание в развитии форм мышления, особенно, в выстраивании логических цепочек. Сюда же относятся и проблемы с речью, недоразвитие лексико-грамматической стороны.

Сам диагноз ЗПР препятствием к обучению по общеобразовательным программам не является, однако, требует корректировки с учетом особенностей развития ребенка.

Источники:
Возрастные особенности психического развития детей
Психическое развитие детей — развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания; Возрастные особенности от младенчества и до подросткового возраста.
http://nashi-de-ti.ru/vozrastnye-osobennosti-psixicheskogo-razvitiya-detej
Психическое развитие детей
Диагностика психического развития детей 3 — 7 лет.
http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/32-diagnostika-nervno-psixicheskogo-razvitiya-detej/545-diagnostika-psixicheskogo-razvitiya-detej-3-7-let
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Развитие психики ребенка — сложный процесс созревания и усложнения психич. функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и сециальных (воспитания,
http://bibliotekar.ru/624-5/99.htm
Психическое развитие ребенка
В данной статье мы подробно рассмотрим особенности психического развития детей на разных возрастных этапах и поговорим о том, на что родителям обратить внимание.
http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/psihicheskoe-razvitie-rebenka

COMMENTS