Психическое развитие человека

Понятие о психическом развитии

Ключевое понятие ВП – понятие «развитие». Развитие — это процесс необратимых направленных по восходящей закономерных изменений, приводящих к возникновению количественной, качественной и структурных преобразований психики и поведения человека.

Созревание-это процесс, течение которого зависит от унаследованных способностей индивидуума.

Рост— процесс количественных изменений в ходе совершенствования психической функции или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или системы в целом. Развитие —это сочетание и роста и созревания, для реализации общей направленности (единая линия развития). Это многоплановое движение по восходящей линии, оно детерминировано (обусловлено) общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием соцсреды.

Развитие осуществляется по типу колебаний и имеет две фазы : катаболизм (процесс распада соединений) и анаболизм (процесс образования соединений в новые вещества). В целом, развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий к более высоким способам действий.

Основные свойства развития, отличающие его от других изменений, является:

— необратимость – способность к накапливанию, надстраиванию изменений;

— направленность – способность к наличию единой линии развития;

— закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Принципы психического развития:

1. принцип устойчивого динамического неравновесия (источник развития любой системы) – начальным этапом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий, запускающих развитие;

2. принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (условия развития системы) – тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, которая без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению проявляется в приспособлении вида к среде обитания;

3. принцип дифференциации (расширение) – интеграции (суммирование) (критерий развития структуры) – развитие идет от состояния относительной глобальности… к состояниям дифференцированности и иерархической интеграции;

4. принцип цельности (критерий развития функции) – успешность функционирования всей системы в целом обусловлена тем, насколько согласованно взаимодействуют элементы системы, т.е. цельность показывает меру связности элементов целого и уровень развития ее функции.

Закономерности психического развития человека:

1. развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью – неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер, а гетерхронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций;

2. неустойчивость развития – развитие проходит через неустойчивые периоды, что наиболее ярко проявляется в кризисах детского развития;

3. сенситивность психического развития – развитие включает сенситивные периоды, для которых характерно оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств;

4. кумулятивность психического развития – результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь;

5. дивергентность – конвергентность хода развития – психическое развитие включает две противоречивые и взаимосвязанные тенденции – дивергенцию (повышение разнообразия; различие многообразия признаков на основе их постепенного расхождения) и конвергенцию (свертывание, усиление избирательности; сходство, сближение однотипных для построения индивидуальной характеристики).

Развитие обусловлено (детерминировано) общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием социальной среды.

Развитие осуществляется по типу колебаний.

В целом развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий, через временное предвосхищение более высоких способов действия и возвращения на более низший уровень.

Источником развития является общество, именно оно ставит задачи развития, определяет набор деятельности человека и определяет возможности развития человека. При этом природные свойства человека являются органическими предпосылками данного процесса.

Психологическими предпосылкамиразвития являются условия восприятия и конкретной реакции на взаимодействия с внешним миром.

Движущими силамиразвития являются противоречия:

— между возрастными физиологическими и психическими возможностями человека и сложившимся взаимодействием с окружающим миром;

— между внешней социальной ситуацией развития и внутренней позицией человека:

— между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни.

Факторы развития: наследственность; среда; время; активность; познание; общение; труд.

5. Выготский о закономерностях формирования ВПФ.

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления

Он считал, истинно человеческие, ВПФ продуктом культурно-исторического развития. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами – орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику. Овладевать знаками (главным образом словом, цифрами) и, следовательно, опытом предшествующих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

ВПФ сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Выготский, «всякая функция в культурном развитии человека появляется на сцену дважды: сперва в социальном развитии ребенка как интерпсихическая (приобретенная), а затем – во внутреннем плане как интрапсихическая (своя)».

Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает, словом воздействовать на взрослого. И, наконец, ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Таким образом ВПФ усваиваются, а не получаются генным путем. Речь ребенка, например, первоначально – только средство общения с окружающими, и лишь пройдя длительный путь развития, она становится средством мышления, внутренней речью, речью для себя.

Закономерности формирования ВПФ: 1) первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. 2) характеризующая логику развития ВПФ — их постепенное "свертывание", автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура ВПФ функции.

6. Концепция Валлона о психическом развитии ребенка.

А.Валлон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые, по его мнению, относятся не только к организму, но и к личности в целом. Анаболизм А.Валлон рассматривал как реакцию человека, направленную на изменение своего внутреннего состояния. Катаболизм – как реакцию, направленную вовне, на изменение окружающей среды. Развитие А.Валлон понимал как чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества.

По А.Валлону, психика не может быть сведена к органике, но в то же время, и не может быть объяснена без неё. Чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А.Валлон рассматривает связь четырёх феноменов: эмоция, моторика, подражание, социум. А.Валлон подчёркивает, что социум абсолютно необходим для развития. Поэтому человеческий ребёнок – это существо социальное генетически, биологически. Социальная природа не насаждается путём внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.

А.Валлон не отрицает роль созревания в развитии. По его мнению, созревание нервной системы создаёт последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и подражания, в природе самого человеческого организма. Согласно А.Валлону, онтогенез не воспроизводит филогенез. Благодаря новой технике, которая навязывает человеку способность думать и чувствовать, ребёнок всегда находится на одном уровне с цивилизацией.

А.Валлон убедительно показал, что среди условий, влияющих на психическое развитие, наибольшее значение, особенно в первые годы жизни, имеют отношения людей и способы их поведения. Психическое развитие ребёнка осуществляется через качественные переходы от одной стадии к другой. Сами переходы совершаются через кризисы развития.

А.Валлон предлагает шесть стадий онтогенетического развития личности, начиная от внутриутробной жизни, и кончая стадией полового созревания и юношества. Переход от стадии к стадии происходит как качественная перестройка деятельности [1].

Р.Заззо. Являясь одновременно учеником А.Валлона и А.Гезелла, он изучал взаимодействие наследственности и среды в психическом развитии. Он считал, что эти факторы являются взаимодополняющими друг друга: благодаря наследственности, человек создаёт свою среду; среда же даёт наследственности возможность самовыражения, ориентации, оформления.

Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:

1) стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зависимостью зародыша от организма матери;

2) стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес) характеризуется потребностью ребенка в питании и двигательной активности, на основе которых вырабатываются элементарные условные рефлексы;

3) стадия эмоциональности (от 6 мес до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к развитию;

4) сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;

5) стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисом 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;

6) стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса притязаниями на признание, развитием умственных способностей;

7) стадия полового созревания и юношества характеризуется неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.

Переход от стадии к стадии рассматривается не просто как результат количественных изменений, а как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.

Психическое развитие

Словарь-справочник по педагогической психологии . М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева . 2001 .

Смотреть что такое «Психическое развитие» в других словарях:

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания; П. р. протекает по определенным стадиям (этапам), соответствующим определенному возрастному периоду … Психомоторика: cловарь-справочник

Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях … Словарь по педагогической психологии

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ — психическое развитие, отличающееся от нормы своеобразными закономерностями в связи с особыми условиями восприятия внешнего мира (нарушения слуха, зрения, речи) или вследствие интеллектуальной недостаточности; психическое развитие детей с… … Психомоторика: cловарь-справочник

психическое развитие патологическое — см. Патологическое развитие личности … Большой медицинский словарь

Психическое развитие человека — Процесс расширения психических возможностей человека в онтогенезе. Биологическими предпосылками П. р. ч. являются процессы созревания, сопровождающиеся определенной последовательностью возрастных изменений в ЦНС и в других системах организма,… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

РАЗВИТИЕ — (Development; Psychogenese) психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т. е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение или эволюцию детского (инфантильного) поведения, и что «высшие» формы… … Словарь по аналитической психологии

развитие психическое — закономерное изменение процессов психических во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характерно необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» … Большая психологическая энциклопедия

развитие психическое: отклонение — неадекватное формирование психологического опыта, вызванное нарушениями сенсорными (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, и пр.) или поражениями системы нервной центральной (отсталость умственная, задержки развития психического, нарушения… … Большая психологическая энциклопедия

психическое как процесс — психическое: процессуальность (психическое как процесс) концепция, разработанная С.Л. Рубинштейном и его учениками как развитие теории И.М. Сеченова; раскрывает основной способ существования психического. Оно существует прежде всего как… … Большая психологическая энциклопедия

психическое пресыщение — Этимология. Происходит от греч. psychikos душевный. Автор. Впервые исследовано в школе К.Левина. Категория. Психическое состояние. Специфика. Признаком наступления пресыщения выступает потеря интереса к работе, что может приводить к аффективным… … Большая психологическая энциклопедия

Психическое развитие человека

Психология — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, область знаний о внутреннем мире человека.

Детально ознакомиться с увлекательной наукой помогут разделы нашего сайта:

Раздел содержит бланковые, компьютерные, психологические, профориентационные, популярные тесты, необходимые большинству психологов. Здесь можно найти: психологические тесты познавательных способностей (восприятие, память, мышление, воображение); тесты межличностных отношений; тесты личных свойств, качеств, психотипов, темперамента личности; тесты коммуникативных, организаторских способностей; тесты акцентуации, адаптивности, агрессивности, креативности, мотивации, самооценки личности; тесты ценностных ориентаций личности; тесты конфликтности, тревожности, свойств нервной системы; методики исследования психологического климата; тесты проективные; детские тесты; Карта интересов; Опросник Голланда; Опросник профессиональной готовности (ОПГ); Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова; Методика Матрица выбора профессии; Профориентационная методика – Перекресток; Тест Артистические наклонности; Тест Предпринимательские способности.

Представлен список самых популярных тренингов:

Тренинг рефлексии и эмпатии, Тренинг внимания и самоконтроля, Тренинг управления агрессией, Тренинг разрешения конфликтов, Социально-психологический тренинг руководителей, Тренинг управленческих умений, Тренинг организационного развития, Тренинг командообразования, Тренинг лидерства, Тренинг эффективной самопрезентации, Тренинг продаж, Тренинг публичного выступления.

Отдающим предпочтение видеоинформации создан этот раздел. Здесь собраны интересные психологические видеоматериалы: видеотренинги, видеолекции, видеосеминары ведущих гуру различных направлений: НЛП нейро–лингвистическое программирование.

Желающим всегда чувствовать пульс основных интересных новостей пси-и полезно заглянуть в данный раздел.

Сможете найти множество книг пси-и человека с детальным описанием каждого направления пси-и, которые тематически разделены на следующие рубрики:

Общая психология интересна изучающим методологию, теорию, историю психологической науки. Изучающие психические процессы, свойства, состояния человека несомненно найдут здесь много интересного.

Возрастная психология актуальна исследующим возрастную динамику развития психики человека. Особое внимание в рамках возрастной пси-и уделяется вопросам детского развития.

Гештальт-психология рекомендуется всем желающим постичь принципы, методы данного психологического направления, которое базируется на целостном подходе к изучению психики человека.

Гипноз — Транс поможет детально ознакомиться с различными психотехниками достижения особых психофизиологических состояний, возникающих под влиянием направленного психологического воздействия.

Деловая психология полезна целеустремленным людям, которые хотят почерпнуть знания о пси-и, этике делового общения, искусстве ведения переговоров, методах достижения желаемой цели, тайм-менеджменте.

Детская психология адресована родителям, педагогам, детским психологам, всем интересующимся возрастными, индивидуальными особенностями детей, законами психического развития ребенка.

Дифференциальная пси-я поможет разобраться в индивидуально-психологических, групповых различиях между людьми.

Квантовая пси-я — интересное направление неакадемической пси-и о фундаментальных процессах возникновения, эволюции окружающей нас реальности, о роли сознания человека в формировании материального.

Клиническая психология — область прикладной пси-и, связанная с психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией людей с психопатическими, психосоматическими, пограничными расстройствами.

Когнитивная психология позволит детально разобраться в познавательных процессах человека, таких как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.

Консультативная пси-я актуальна изучающим основы индивидуального, семейного консультирования, полезна желающим найти выход из трудной жизненной ситуации.

Конфликтология поможет научиться понимать причины конфликтов, закономерности их развития, овладеть техниками разрешения конфликтов.

Медицинская психология посвящена решению теоретических, практических задач психопрофилактики заболеваний, диагностики различных патологических состояний, психокоррекционных форм влияния на процесс выздоровления.

Нейропсихология интересна изучающим мозговую основу высших психических функций личности.

Нейро-лингвистическое программирование — это направление для стремящихся понять тайны НЛП, постичь основные техники моделирования поведения успешных людей.

Парапсихология сможет приоткрыть дверь в мир не до конца изученных вопросов телепатии, ясновидения, экстрасенсорики, других паранормальных явлений.

Патопсихология позволит ознакомиться с особенностями психической деятельности людей в моменты патологических состояниях головного мозга, которые напрямую связаны с психическими или соматическими заболеваниями.

Педагогическая психология раскроет закономерности приобретения индивидом сложного социального опыта, позволит глубже понять психологические проблемы обучения и воспитания.

Политическая психология рассматривает различные психологические составляющие политического поведения человека. Изучение таких компонентов помогает использовать психологическое знание для объяснения политических процессов.

Популярная пси-я дает возможность ознакомиться с изобилием наиболее популярной пси-тематики среди широкого круга читателей.

Практическая психология ориентирована на практическое применение психологических методов в жизни, бизнесе.

Психиатрия актуальна исследующим базовые причины, условия развития, симптомы проявления психических болезней. Содержит методы лечения, реабилитации психически больных.

Психоанализ позволит желающим разобраться с учениями З. Фрейда, психотерапевтическими методами, представлениями о бессознательных психических процессах.

Психодиагностика предоставит возможность изучить методы, инструментарий измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психология здоровья полезна интересующимся вопросами здоровья человека в условиях постоянных перегрузок нервной системы от информационного давления.

Психология творчества откроет раздел, изучающий творческий потенциал человека, процесс рождения новых открытий, создания произведений искусства.

Психология лидерства рекомендуется всем, желающим понять поведение лидеров, их умение и способность формировать коллектив, вести его к намеченным целям на основе личного авторитета.

Психология личности (человека) поможет разобраться в себе и окружающих, в многообразии психических процессов и черт, определяющих мысли, чувства, поведение человека, которые делают нас личностью.

Психология любви для тех, кто не равнодушен к вопросам глубокой привязанности, симпатии, самоотверженности.

Пси-я толпы посвящена поведению групп людей, механизмам формирования толпы, развитию ее специфических качеств.

Пси-я мотивации предоставит возможность разобраться в причинах, механизмах, активизирующих психику, организм и побуждающих человека к действию.

Психология общения актуальна для жаждущих постичь тайны сложного процесса коммуникации, установления и развития межличностного, межгруппового общения.

Психология отношений позволит изучить принципы, основы субъективного отражения человеком действительности, многообразия взаимоотношений между людьми.

Психология полов откроет многогранные миры мужской и женской пси-и, проблемы межполовых взаимоотношений.

Психология развития даст представление о закономерностях психологического развития человека в онтогенезе.

Пси-я рекламы исследует ожидания потребителей, разрабатывает механизмы создания спроса на товар.

Пси-я сновидений — увлекательное направление, которое интересно всем, желающим заглянуть в сознание спящего человека.

Пси-я управления — PR рассматривает закономерности управленческой деятельности, формирования благоприятного имиджа. Рекомендуется руководителям, PR-менеджерам.

Пси-я эмоций посвящена разнообразию тонкой сферы психоэмоциональных состояний, переживаний, впечатлений.

Психосоматика призвана дать понимание важности психических процессов в формировании, развитии физических заболеваний.

Психотерапия раскроет широкий спектр психотехник, позволяющих эффективно оказывать психологическую помощи людям.

Психофизиология актуальна изучающим роль биологических факторов, свойств нервной системы в психической деятельности.

Социальная психология поможет сориентироваться в основных законах поведения, общения, взаимодействия людей.

Соционика представит своеобразное воззрение на законы психологической совместимости, основанное на типах информационного обмена.

Стресс — депрессия даст понимание того, как экстремальные условия отражаются на состоянии людей, их поведении, как возникает отрицательный эмоциональный фон.

Трансперсональная пси-я поведет к запредельным возможностям психики, феноменальным явлениям, выходящим за рамки обыденного, порождаемым измененным состоянием сознания человека.

Экспериментальная психология интересна всем любителям исследования психических явлений посредством экспериментальных методов.

Развитие психики

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ (англ. development of mind) последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и Развития психики — путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения.

Р. п. человеческого индивида — обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с др. людьми. В своем стремлении к самовоспитанию и самообразованию он выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как личность, как субъект деятельности и поступков.

Движущими силами Р. п. человека как субъекта деятельности, как личности являются внутренние противоречия. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (младенчество, раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты. ) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать значительные индивидуальные различия в Р. п. Процесс Р. п. продолжается и в зрелом возрасте. Его основные факторы: самообразование, профессиональный труд, общественная работа, спортивная и др. виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ / ОНТОГЕНЕЗ (развитие психики в онтогенезе) — процесс эволюции способов взаимодействия индивида с внешней средой в ходе его онтогенетического развития. Появление психики связывается с формированием — на определенном этапе развития — способности к активному перемещению в пространстве, при коем потребности удовлетворяются посредством активных движений во внешней среде, кои должны предваряться поиском нужных предметов.

В основе развития человеческой психики лежит овладение исторически сформированными общественными орудиями, служащими средством удовлетворения потребностей. В период от одного года до трех лет ребенок овладевает основами деятельности предметно-манипулятивной по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач, способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (появление установки «Я сам»). В возрасте от 3 до 6-7 лет в ходе деятельности игровой формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В возрасте школьном в ходе деятельности учебной усваиваются элементы науки и искусства, что ведет к формированию основ мышления логического.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ОТКЛОНЕНИЕ — неадекватное формирование психологического опыта, вызванное нарушениями сенсорными (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, и пр.) или поражениями системы нервной центральной (отсталость умственная, задержки развития психического, нарушения двигательные, нарушения речевые, и пр.). Возникают как результат перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция).

1) нарушения первичные (снижение слуха, зрения, интеллекта) — имеют органический характер и требуют медицинской коррекции;

2) нарушения вторичные, основанные на первичных — как правило, носят системный характер и поддаются педагогической коррекции.

При нарушении первичном происходит отставание в сроках формирования функций психических и качественные отклонения в их развитии. Нарушается развитие всех процессов познавательных (восприятия, наглядного и словесно-логического мышления), развитие навыков общения и формирование самоконтроля; затормаживается ход смены деятельности ведущей. В частности, деятельность предметная у глухих и слабослышащих детей становится ведущей лишь к пяти годам, у детей умственно отсталых — вообще к концу возраста дошкольного.

У всех аномальных детей наблюдаются дефекты развития речевого. При этом отклонения развития психического могут обусловливаться незначительными первичными нарушениями. Например, при снижении слуха до невосприятия речи шепотом уже возможны существенные нарушения развития речевого. При своевременном корректирующем воздействии может достигаться полное восстановление или же замещение нарушенной вторичной функции; но спонтанной компенсации дефекта, как правило, не бывает.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней — стадий развития психического.

В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тоже различны. Например:

1) у Ст. Холла — онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития человечества; выделяются такие стадии: младенчество, детство, возраст предподростковый и юность, кои соответствуют стадиям эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма;

2) у Ж. Пиаже — критерием периодизации выступает развитие интеллекта;

3) у З. Фрейда — направленность либидинозной энергии;

4) у Э. Эриксона — центральные задачи возраста;

5) у Д. Б. Эльконина — смена типов деятельности ведущей.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ / ФИЛОГЕНЕЗ (развитие психики в филогенезе) — качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой. Могут происходить на биологической или общественно-исторической основе. С позиций материализма, сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их системы нервной. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной — к перцептивной — и далее к интеллектуальной стадии — и к формированию сознания. Сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования коего обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.

Источники:
Понятие о психическом развитии
Ключевое понятие ВП – понятие «развитие». Развитие — это процесс необратимых направленных по восходящей закономерных изменений, приводящих к возникновению количественной, качественной и структурных
http://sdamzavas.net/2-24066.html
Психическое развитие
Словарь-справочник по педагогической психологии . М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева . 2001 . Смотреть что такое «Психическое развитие» в других словарях: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
http://pedagogic_psychology.academic.ru/792/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5
Психическое развитие человека
Психология — образовательный психологический сайт, содержит тесты, тренинги, статьи, книги по психологии личности.
http://psychologiya.com.ua/
Развитие психики
Развитие психики — последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ
http://psychologiya.com.ua/r/3934-razvitie-psixiki.html

COMMENTS