Share

Пропедевтика детских болезней

Пропедевтика детских болезней

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 523 378
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 453 458

Галина Ивановна Дядя, О. В. Осипова

Пропедевтика детских болезней: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие вопросы педиатрии

1. Достижения отечественной педиатрии

Педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения.

Истоки многих заболеваний взрослого человека находятся в детском возрасте. Поэтому какими будут детство и условия роста и воспитания ребенка, таким и будет состояние здоровья взрослого человека.

Кафедра пропедевтики детских болезней первая дает студенту профессиональную подготовку. Благодаря научным исследованиям и разработкам в области педиатрии и внедрению их в лечебную практику качество помощи детям улучшается с каждым годом. Например, благодаря развитию неонатологии в настоящее время имеется возможность выхаживать глубоко недоношенных и маловесных детей. Благодаря исследованиям в области генетики появилась возможность на ранних этапах развития ребенка диагностировать многие врожденные и генетические заболевания и по возможности лечить их.

Благодаря развитию химии и фармакологии появилось множество препаратов для эффективного лечения тяжелых недугов у детей.

Благодаря научным успехам в области микробиологии, вирусологии, фармакологии у врачей появилась возможность предотвращать и снижать заболеваемость детей наиболее часто встречающимися и порой очень тяжелыми инфекциями при помощи вакцинации (прививок).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала «Расширенную программу иммунизации», направленную на борьбу с шестью основными инфекциями: дифтерией, столбняком, туберкулезом, полиомиелитом, коклюшем, корью. Благодаря этой программе ежегодно предотвращается более 4 млн смертей и тысячам детей удается избежать слепоты, умственной отсталости и других причин инвалидности. Наконец, благодаря развитию трансплантологии в настоящее время имеется возможность сделать неизлечимо больным детям пересадку органа и тем самым вернуть их к жизни.

Педиатрия не только область медицинской науки, но и название основной врачебной специальности в государственной системе охраны здоровья детей.

Врачи-педиатры воплощают в жизнь основные достижения медицинской науки и проводят практические мероприятия по обеспечению и контролю гармоничного развития детей, распознаванию, лечению и предупреждению их заболеваний.

2. Периоды детства и их характеристика

Ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качествах, поэтому возникает определенная потребность выделить ряд периодов, или этапов, развития. Значимые анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют большое значение для научно обоснованной разработки медицинских, социальных и других мер охраны здоровья и развития ребенка. Поэтому периоды детства важны как для врачебной деятельности, так и для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и многого другого.

1. Период новорожденности, который делится на ранний неонатальный и поздний неонатальный периоды.

Ранний неонатальный период – это период от момента перевязки пуповины до окончания 7 суток жизни (168 ч). Этот период самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию.

Наиболее существенными физиологическими изменениями в этот период являются начало легочного дыхания и функционирование малого круга кровообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (артериального протока и овального отверстия), а также изменение энергетического обмена и терморегуляции. С этого момента начинается энтеральное питание ребенка. В периоде новорожденности все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптационные механизмы легко нарушаются, что существенно отражается на общем состоянии новорожденного и даже его выживании.

Поздний неонатальный период охватывает 21 день (с 8 по 28-й день жизни ребенка). Важнейшей характеристикой этого этапа являются интенсивное развитие анализаторов (прежде всего зрительного), начало развития координации движений, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контактов с матерью. Около трехнедельного возраста многие дети начинают отвечать на общение улыбкой и мимикой радости. Этот первый эмоциональный радостный контакт многие считают началом психической жизни ребенка.

2. Период грудного возраста. Он длится от 29-го дня жизни до года.

В этот период основные этапы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован, происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.

3. Преддошкольный, или ясельный, период – от года до 3 лет. Он характеризуется некоторым снижением темпов физического развития детей и большей степенью зрелости основных физиологических систем.

Интенсивно увеличивается мышечная масса, заканчивается прорезывание молочных зубов, стремительно расширяются двигательные возможности, интенсивно развиваются все анализаторы, совершенствуется речь, четко определяются индивидуальные черты характера и поведения.

4. Дошкольный период – от 3 до 7 лет. В этот период идет дифференцировка строения различных внутренних органов, интенсивно развивается интеллект, улучшается память, совершенствуются координированные движения, формируются индивидуальные интересы и увлечения, увеличивается длина конечностей, постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

5. Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет. В этом возрасте у детей происходит замена молочных зубов постоянными, улучшается память, повышается интеллект, формируются самостоятельность и волевые качества, расширяется круг интересов.

6. Старший школьный возраст – с 12 до 17–18 лет. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, гражданственности, нравственности. Этот период характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Это период полового развития и пубертатного скачка роста.

3. Особенности сбора анамнеза у детей

Врачебное дарование педиатра состоит в налаживании контакта с первых минут знакомства с ребенком и его родителями. При хорошем контакте с ребенком врачу быстро удается получить ценные анамнестические данные о заболевании, поставить правильный диагноз и вовремя начать лечение.

Как правило, основные анамнестические данные о болезни врач получает от родителей ребенка.

1. От какой беременности и какой по счету ребенок; если беременность не первая, чем закончилась предыдущая?

2. Как протекала беременность у матери (были ли токсикоз первой, второй половины беременности – тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия)?

3. Режим и особенности питания беременной.

4. Как протекали роды (продолжительность, пособия, осложнения)?

5. Закричал ли ребенок сразу? Какой был крик (громкий или слабый)?

6. Масса тела и рост при рождении.

7. Когда приложили к груди, как взял грудь ребенок, число и часы кормления?

8. Когда отпал пуповинный остаток и зажила пупочная ранка?

9. Была ли физиологическая потеря массы тела новорожденного, и когда она восстановилась?

10. Заболевания в период новорожденности (интенсивность и длительность желтухи – групповая и резус-несовместимость матери и ребенка, родовая травма, заболевания кожи и пупка, органов дыхания и пищеварения, септические заболевания и др.).

11. На какой день и с какой массой тела ребенок выписан?

12. Физическое развитие ребенка: увеличение массы тела и роста на первом году жизни (по месяцам) и после года.

Скачать бесплатно Кельцев В.А. — Пропедевтика детских болезней pdf

Год издания: 2011

Также рекомендуем скачать

Автор: Арсентьев В.Г., Баранов В.С., Шабалов Н.П.

Год издания: 2015

Описание: «Наследственные заболевания соединительной ткани как конституциональная причина полиорганных нарушений у детей» под ред., Арсентьева В.Г., и соавт., рассматривает литературные сведенья характеризующи. Скачать книгу бесплатно

Автор: Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И.

Год издания: 2014

Описание: Учебное руководство «Педиатрия» под ред., Ежовой Н.В., и соавт., является пособием для студентов получающих среднее специальное образование. Книга освещает вопросы психического, физического развития д. Скачать книгу бесплатно

Автор: Сукало А.В., Бовбель И.Э.

Год издания: 2015

Описание: Клиническое руководство «Справочник по поликлинической педиатрии» под ред., Сукало А.В., и соавт., рассматривает принципы организации амбулаторной помощи детскому населению, тактику оказания лечебно-п. Скачать книгу бесплатно

Год издания: 2005

Описание: Книга «Антенатальное формирование здоровья детей» рассматривает вопросы иммунологии и гомеостаза при беременности, являющиеся предиктором формирования конституциональной иммунореактивности плода, в кн. Скачать книгу бесплатно

Автор: Школьникова М.А., Кравцова Л.А.

Год издания: 2002

Описание: Представленное издание «Физиология и патология сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни. Неонатальная кардиология» рассматривает клинические аспекты кардиологии неонатального периода, от. Скачать книгу бесплатно

Автор: Ричард А. Полин, Алан Р. Спитцер, Володин Н.Н.

Год издания: 2011

Описание: Книга «Секреты неонатологии и перинатологии» под редакцией Н.Н. Володина детально и на современном профессиональном уровне рассматривает основные аспекты и вопросы неонатологии и перинатологии как мул. Скачать книгу бесплатно

Автор: Запорожан В.Н., Аряев Н.Л., Старец Е.А.

Год издания: 2001

Описание: Представленная монография «Муковисцидоз» посвящено тяжелому наследственному заболеванию, рассматривая общие вопросы (эпидемиология муковисцидоза, патоморфология, иммунологические вопросы, диагностика . Скачать книгу бесплатно

Автор: Ткаченко А.К., Устинович А.А.

Год издания: 2009

Описание: Книга «Неонатология» под ред., Ткаченко А.К., и соавт., рассматривает основные положения новорожденного ребенка: периоды детского возраста, анатомо-физиологические особенности, общие принципы ухода. И. Скачать книгу бесплатно

Год издания: 2009

Описание: Практическое руководство «Детские болезни» под ред., Баранова А.А., рассмотрены все основные разделы педиатрической науки, пропедевтика педиатрии, неонатология, патология в педиатрии. На современном . Скачать книгу бесплатно

Автор: Миалл Л., Рудольф М., Левен М.

Год издания: 2009

Описание: Практическое руководство «Наглядная педиатрия» под ред., Миалла Л., и соавт., рассматривает возможности посистемного осмотра ребенка. Изложены основные синдромы и симптомы в педиатрической практики, о. Скачать книгу бесплатно

Пропедевтика детских болезней
Читать книгу онлайн "Пропедевтика детских болезней: конспект лекций" — Осипова О. В., Дядя Галина Ивановна — бесплатно, без регистрации.
http://www.litmir.me/br/?b=112306&p=1
Скачать бесплатно Кельцев В
Скачать бесплатно Кельцев В.А. — Пропедевтика детских болезней pdf Год издания: 2011 Также рекомендуем скачать Автор: Арсентьев В.Г., Баранов В.С., Шабалов Н.П. Год издания:
http://kingmed.info/knigi/Pediatria/book_3501/Propedevtika_detskih_bolezney-Keltsev_VA-2011-pdf