Приемы развития памяти

Методы и приемы развития памяти

Фотогалерея: Методы и приемы развития памяти

К самым распространенным причинам ухудшения памяти относятся:

1.Астеническое состояние, вызванное переутомлением или заболеванием;

2.Нарушение мозгового кровообращения, для которого характерны приступы головокружения, нарушение координации, «мушки» перед глазами;

3.Психологические причины: стрессы, перегруженность информацией.

Более серьезные нарушения памяти могут быть вызваны черепно-мозговыми травмами, инсультом, поражением печени, недостатком витамина В1, отравлением угарным газом.

Не секрет, что эмоционально окрашенные события и слова («любовь», «счастье») запоминаются лучше, чем нейтральные. Однако этим связь между памятью и эмоциями отнюдь не исчерпывается.

Событие, которое сильно повлияло на вас в эмоциональном плане, вы в течение какого-то времени воссоздаете в памяти снова и снова. А значит, лучше его запоминаете. Например, если вы просто сходили в кино, то через пару лет можете об этом не вспомнить. Другое дело, если в кинотеатре во время сеанса начался пожар. На сохранность таких воспоминаний влияют гормоны адреналин и норадреналин, которые выделяются в моменты острых эмоциональных переживаний. Тревожность может стать барьером для воспроизведения воспоминаний. Яркий тому пример — забывчивость в таких ответственных ситуациях, как экзамен или важное совещание.

Память лучше всего работает в ситуациях, методах и приемах развития памяти, похожих на те, в которых происходило запоминание. Именно этим объясняется наплыв воспоминаний у человека, оказавшегося в родном городе.

Помимо осознанных, память может хранить так называемые «вытесненные» воспоминания. Иногда события или переживания доставляют человеку настолько болезненные эмоции, что он подсознательно «отказывается» от них, загоняет в глубины памяти. Такие воспоминания могут продолжать оказывать влияние на нашу жизнь. Например, женщина, пережившая в раннем возрасте сексуальное насилие, может испытывать проблемы в сексуальной сфере. Существует метод, позволяющий «допережить» такие ситуации, переосмыслить их или проиграть другой ход событий. Это делает эмоции менее болезненными. А нужно ли стараться вычеркнуть из памяти негативные переживания? Существуют специальные механизмы воздействия на мозг с целью избавления от ненужной информации. В частности, гипноз. Но невозможно предсказать, чем обернется такое «удаление» воспоминаний. Поэтому лучше учиться использовать любую информацию себе во благо.

Воспоминание о прошлой жизни

Техника запоминания по Францу Лезеру

Немецкий специалист по вопросам памяти и быстрого чтения Франц Лезер выделяет шесть фаз запоминания, каждую из которых можно сделать более эффективной, если применить специальные техники.

Восприятие информации с помощью органов чувств

Чтобы лучше запомнить информацию, следует задействовать больше органов чувств (посмотреть, послушать, потрогать). И хотя у каждого из нас лучше развиты какие-то одни «анализаторы» восприятия, тренировкой можно развить и другие. Так, если вы закроете глаза, то начнете лучше слышать, острее чувствовать запахи и прикосновения.

Выполните простое задание. Подсчитайте во время чтения, сколько букв «а» в следующем предложении: «Запоминание требует внимания». А теперь скажите, сколько было в этом предложении. букв «н»? Обращая внимание на одно, мы часто упускаем из виду другое. Будущие художники, например, тренируя концентрацию внимания, пытаются за один раз запомнить как можно больше элементов натуры, которую затем должны нарисовать по памяти.

«Привязывание» информации к тому, что вам уже известно

Любою новую информацию можно мысленно связать с тем, что вы уже знаете. Это могут быть, например, ассоциативные связи. Яркий пример — изучение иностранных слов. Можно связать новую для вас единицу с похожей из родного языка, или представить себе, как это слово выглядело бы (какого оно цвета, формы), каким было бы на ощупь или даже на вкус.

Запоминание — процесс познавательный. Понимание этого позволяет вместо механической зубрежки при повторном обращении к информации находить в ней что-то новое, обеспечивая более глубокое усвоение материала.

Не бойтесь забывать, но оставляйте «кончик веревочки», которой вы привязали информацию к уже имеющимся у вас знаниям. Например, делайте краткие пометки в ежедневнике, составляйте конспекты, ведите дневник.

Если следовать всем перечисленным рекомендациям, у вас не будет проблем с «припоминанием» информации. Специалисты считают: при систематической тренировке, даже если программа составлена самостоятельно, память гарантированно улучшается. Эти приемы помогут вам развить в себе способность запоминать больше и лучше.

Франц Лезер рекомендует с целью тренировки делать описание какой-либо картины, постоянно ее детализируя. Упражнение можно повторять с отвлекающими факторами (такими, как шум).

Запоминание чисел. Напишите 20 чисел и произвольно свяжите их с определенными лицами или предметами (например, цифра 87 — полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 пахнет ландышем и т.п.). Затем постарайтесь восстановить их в памяти. Упражнение нужно повторять с разными числами каждый день, постепенно увеличивая их количество и длину. Запоминание имен. Если вам сложно запоминать имена, постарайтесь провести ассоциацию между звуками имени и внешностью. Например, у Александра острый нос, похожий на букву «А», у Ольги — плавные, «округлые» движения. Запоминание последовательностей. Для этого нужно провести ассоциацию с каждым из событий, а затем мысленно расставить получившиеся образы вдоль известной вам улицы. Представляя, как прогуливаетесь вдоль нее, вы будете вспоминать требуемые слова.

Если вы хотите запомнить информацию, прозвучавшую в разговоре, постарайтесь еще раз проговорить ее вслух через некоторое время, например, вернуться к теме и задать уточняющий вопрос. Этот же прием можно использовать с запоминанием имен: назвав человека по имени несколько раз в течение разговора, вы запомните его надолго.

Каждый день заучивайте небольшой фрагмент текста (2-3 абзаца) следующим образом:

1)прочитайте текст один-два раза;

2)разбейте его на смысловые фрагменты;

3)повторите несколько раз, подглядывая в него. Число таких повторений должно на 50% превышать то количество, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. Повторите текст на следующий день (не ранее, чем через 20 часов).

Чередуйте пассивное восприятие происходящих событий с активным припоминанием. Например, каждый вечер в деталях воспроизводите в памяти все, что произошло с вами за день, стараясь вспомнить как можно больше деталей (во что был одет коллега, какого цвета телефон у партнера по переговорам). Как можно чаще используйте мнемотехнические (не связанные с содержанием запоминаемого) приемы. Один из самых известных примеров — фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Почаще придумывайте такие присказки самостоятельно. Руководствуйтесь главным правилом умственной работы: отдыхать через смену занятий, а не через безделье. Чередуйте запоминание с физической нагрузкой. Совмещайте запоминание с другим механическими занятиями: ходьба, вязание, глажка белья.

Мозг человека лучше сохраняет информацию, если установлена логическая связь между ее частями. Представьте себе два внешне не связанных события, а затем попробуйте простроить связь между ними. Например:

1. Вася опоздал на работу на 2,5 часа.

2. Вечером назначили совещание. Пример логической связи: Вася никогда не опаздывает на работу. — Его опоздание — событие неожиданное. — Совещание было назначено неожиданно. Франц Лезер приводит такой пример структурирования: если число 683429731 разместить как 683-429-731, его будет легче запомнить. Можно делить информацию на группы А, Б, В, Г и т.д.

Приемы развития памяти

Способы и приемы, позволяющие достигнуть результатов, намного превышающих возможности памяти человека, одаренного природой, объединены искусством укрепления памяти, или другими словами — мнемотехникой.

Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же — технику запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг до н. э. и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Мнемотехника существует очень давно, и многие методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания. Благодаря визуализации информации даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету необходимо кликнуть по значку дискеты. Дорожные знаки — это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Овладение мнемотехникой — это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя.

Что могут дать навыки мнемотехники? Во-первых, появится возможность хранить информацию у себя в голове, а не в записной книжке. Во-вторых, в процессе запоминания можно будет значительно экономить время, так как сам процесс полностью контролируется. В-третьих, то, что было запомнено, не будет нуждаться в повторении. В-четвертых, постоянно будет тренироваться внимание и мышление.

Внимание как психическое явление занимает особое место в жизни человека. При любом роде деятельности человек должен включать в обязательном порядке свое внимание. Внимание — основное свойство познания. Чтобы контролировать свое внимание, нужно развить способность к сосредоточению. Для совершенствования памяти это играет огромную роль.

Упражнения, позволяющие развить внимание и быструю сосредоточенность: а) “Словесные лабиринты” [4;262]; б) “Лабиринт в саду Роуза Болла” [9;26]; в) “Мозговой ящик” [11;64]; г) “Радио” [11;65].

Развиваем зрительную память. Большую часть информации из внешнего мира человек получает зрительно. Безусловно, необычайно важно уметь видеть. Однако больше всего нам помогает правильно осмыслить окружающий мир целенаправленная активность. Для развития зрительной памяти рекомендуются такие упражнения: а) “Метод Айвазовского” [4;122]; б) “Спички” [4;123]; в) “Любовь к жизни” [9;13].

Развиваем двигательную память. Двигательная память во многом определяет координацию, меткость и ловкость наших движений. Без нее нельзя научиться водить машину, достигнуть успехов в спорте. Обычно свои движения человек контролирует зрением. Контроль подобного рода — не единственно возможный, ведь глаза можно освободить от этой работы и переключит на что-то более важное, движение можно контролировать без помощи глаз, однако это возможно только при хорошо развитой двигательной памяти. Упражнения для тренировки двигательной памяти: а) “Направление движений” [4;87]; б) “Расстояние движений” [4;88]; в) “Угол поворота сустава” [4;89].

Запоминаем последовательности. Необходимость в запоминании последовательностей довольно часто встречается в повседневной жизни. Самым распространенным примером может послужить последовательность слов в докладе. Также всегда будет полезно запомнить, а не записать, любой список или перечень. Распространено довольно большое количество всевозможных приемов и способов, используемых для запоминания последовательности. Перечислим самые популярные:а) “Укладывание чемодана” [11;135]; б) “Метод цепочки” [11;71]; в) “Метод Цицерона” [11;92].

Запоминаем цифровую информацию. Одним из видов абстрактной информации, с которой нам приходится часто сталкиваться в повседневной жизни, являются цифры. Работать с ними становится гораздо удобнее и легче, если цифры превратить в конкретную информацию. В таком случае каждая цифра обретает четкий образ, и ее можно будет запоминать не сложнее, чем последовательность слов. Для этого существуют различные способы и приемы: а) “Ассоциации по форме” [11;103]; б) “Ассоциации по опыту” [11;108]; в) “Система Шедд” [11;110]; г) “Цифро-буквенное сочетание” [11;113].

Запоминаем иностранные слова. Любой иностранный язык лучше учить в детстве. Взрослый же человек, серьезно изучая иностранный язык впервые, должен мысленно вернуться к тому времени, когда неудержимо влекло к тайному, необычному. Кто в детстве не изобретал новые слова, не использовал жестовую речь? Сформировав такой эмоциональный настрой, можно двигаться дальше. Упражнения: а) “Ритм и рифма” [4;233]; б) “Иллюстрации” [9;23]; в) “Буквенные превращения” [4;236].

Запоминаем орфографические правила. а) “Перегруппировка” [4;240]; б) “Укрупнение” [4;241]; в) “Ритмизация” [9;24]; г) “Нестыковочки” [4; 244].

Рассматривая приемы и способы развития памяти, нельзя забывать о факторах, способствующих запоминанию. Что же любит наша память и за счет чего начинает работать лучше?

Приемы развития памяти

Самарский филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

“Московский городской педагогический университет”

Кафедра общей и социальной психологии

Приемы развития памяти.

студентки 3 курса

Общее понятие о памяти ………. 5

Виды и типы памяти ………. 7

Характеристика процессов памяти ……. 12

Индивидуальные различия памяти у людей ……..….17

Приемы развития памяти ……..….19

История развития проблемы памяти в психологии …….….24

Список использованной литературы …….….28

В древнегреческой мифологии богиню памяти звали Мнемозиной. Верховный бог Олимпа Зевс, очевидно, не случайно выбрал Мнемозину в жены. Ведь что делать без памяти? Шагу ступить нельзя!

С кем не бывало: ищешь крайне необходимую вещь, а найти никак не можешь – забыл, куда положил. Или встретил человека на улице, руку крепко пожимаешь, улыбаешься, а про себя мучительно думаешь: “Где я его видел? Откуда я его знаю?”

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память человека – это своеобразный мост во времени. Она черпает информацию из прошлого, обогащает настоящее, хранит факты и превращает их в идеи, позволяет человеку снова и снова приоткрывать дверь в минувшее. Наша жизнь целиком и полностью основывается на тех или иных возможностях памяти. Благодаря ей мы умеем ходить, учиться, отдыхать, общаться, играть. Что бы мы ни делали, наша память так или иначе постоянно работает.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Давайте представим на один только миг, что вы являетесь обладателем уникальной памяти, и все, что необходимо запомнить, для вас не составляет большого труда удержать в своей голове. Как хозяин таких необычайных способностей – что вы будете предпринимать и как их использовать? “О! – скажете вы. – Для меня в таком случае откроются потрясающие возможности – я смогу стать интересным собеседником, без труда буду готовится к экзаменам, высоко поднимусь по карьерной лестнице”. Звучит достаточно заманчиво.

Так можем ли мы увеличить свою память и сделать ее более объемной и точной? Можем ли мы научиться помнить в течение долгого времени выученное и быстрее воспринимать новую информацию? Можем ли мы научиться управлять нашими воспоминаниями так, чтобы они появлялись как только в них появляется необходимость? Да, и еще раз да.

В психологических лабораториях были проведены сотни интересных опытов, касающихся свойств памяти. И теперь стало возможным определить важнейшие условия, от которых зависит продуктивность памяти.

Актуальность данной работы обусловлена значимостью рассмотрения проблемы развития памяти: какие условия необходимо создать для развития памяти.

Объект исследования — целенаправленный процесс развития памяти, а предмет — система приемов по развитию памяти.

Цель исследования: теоретическое обоснование системы приемов по развитию памяти.

Проводя научно-педагогическое исследование, решались следующие задачи:

Изучить различные точки зрения на развитие процессов памяти и ее генетические корни;

Изучить факторы, влияющие на запоминание;

Разработать рекомендации по развитию памяти.

Гипотеза исследования: уровень объема памяти повысится, если создать необходимые условия для развития памяти.

Итак, в данной работе мы ставим своей целью реализовать поставленные цели и задачи и дать теоретическое обоснование выдвинутой гипотезе.

1.1 Общее понятие о памяти.

Что же такое память? Этот вопрос интересовал древних людей, и даже в двадцать первом веке не утихают споры по определению памяти.

В. А. Крутецкий памятью называет отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Мы придерживаемся, определения Столяренко Л.Д., что память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить и оно безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.

Чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохая относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти. Существенно знать ее специфические качества и особенности.

В качестве наиболее общего основания для выделения в памяти различных видов выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти дифференцируются в соответствии с тремя основными критериями.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека.

Эмоциональная память — память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Человек, которого сильно испугала выскочившая из подъезда собака, еще долго будет вздрагивать, проходя мимо (память страха, стыда и т.п.).

Словесно-логическая память – память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Словесно-логическая память – это специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память, отличающиеся у него большой дифференциацией (особенно “память” на лица, ситуации и т.п.). Обонятельную, осязательную и вкусовую память можно в известном смысле назвать “профессиональными” типами памяти: как и соответствующие ощущения, они особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности субъекта.

Вторым критерием деления памяти на виды является характер целей деятельности. В соответствии с этим критерием выделяют память непроизвольную и произвольную. О непроизвольной памяти говорят тогда, когда человек запоминает и воспроизводит материал, не ставя перед собой специальной цели что-либо запомнить или припомнить. Она является продуктом и условием осуществления познавательных и практических действий. В тех случаях, когда человек ставит перед собой мнемическую цель, говорят о произвольной памяти. Непроизвольная память является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию произвольной памяти.

Источники:
Методы и приемы развития памяти
Что делать, если ухудшилась память, как можно ее укрепить, методы и приемы развития памяти
http://www.allwomens.ru/6834-metody-i-priemy-razvitiya-pamyati.html
Приемы развития памяти
Способы и приемы, позволяющие достигнуть результатов, намного превышающих возможности памяти человека, одаренного природой, объединены искусством укрепления памяти, или другими словами —
http://studbooks.net/2413489/psihologiya/priemy_razvitiya_pamyati
Приемы развития памяти
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память человека – это своеобразный мост во времени. , страница 1
http://works.doklad.ru/view/fNPUfFVg_JI.html

COMMENTS