Пренатальное развитие ребенка

Пренатальное развитие ребенка

Пренатальное развитие ребенка — интересно о важно. Не секрет, что связь ребенка с матерью устанавливается задолго до его рождения – еще во время внутриутробного развития малыша. Состояние ребенка, зачастую, зависит от эмоций и настроения мамы.

К развитию ребенка до его появления на свет, все родители относятся по-разному.

Кто-то ограничивается поглаживаниями животика и редкими разговорами, а более чуткие мамы (и папы) уделяют общению с будущим ребенком очень много времени.

Эта статья, наверно, будет больше полезна тем, кто считает, что воспитание малыша следует начинать как можно раньше – через некоторое время после зачатия.

А те родители, которые не воспринимают всерьез дородовое пренатальное воспитание, прочитав эту статью, возможно, задумаются и начнут налаживать более тесный контакт с малышом.

Воспитывать — значит корректировать поведение человека, соответственно требованиям окружающего общества.

Но ведь не родившийся ребенок еще не является полноправным членом общества, ведь пока его мир – это утроба матери.

Многие специалисты, изучающие развитие ребенка до рождения, утверждают, что плод способен реагировать на общение с внешним миром, и воспитание следует начинать как можно раньше.

Малыш в животике мамы требует общения и даже может выражать различные эмоции – радость или возмущение.

Какие основы жизни можно заложить в ребенка, которого вы вынашиваете?

Прежде всего – уверенность в себе и в мире, с которым малышу вскоре предстоит встретиться.

Ребенок должен быть уверен, что его ждет доброе отношение окружающих, любовь и ласка.

На будущее восприятие окружающего мира. В значительной степени влияет эмоциональное состояние будущей мамы.

Если она испытывает положительные эмоции и не подвергается стрессам – то и малыш будет чувствовать себя комфортно.

Стабильное эмоциональное состояние чаще всего достигается благодаря заботе близких людей за беременной женщиной.

Если ребенок не является желанным – он будет очень хорошо чувствовать это, и ни о какой либо уверенности в себе не может быть и речи. Ребенок подсознательно будет считать себя ненужным и чужим среди родных людей.

Специалисты утверждают, что нежеланные дети, стараются вести себя менее активно в утробе матери, тем самым стараясь уменьшить поток негативной энергии по отношению к себе.

Уже во время внутриутробного развития, у плода начинают формировать нервные клетки. Этот процесс не заканчивается в момент рождения, и нервная система продолжает развиваться в первые годы жизни.

Но, ребенок, находящийся в утробе матери, уже способен воспринимать различную информацию при помощи клеток головного мозга, что и дает толчок к развитию различных способностей еще до появления на свет.

Известный факт, что клетки головного мозга атрофируются, если их не развивать.

Мозг взрослого человека способен воспринимать и запоминать огромное количество информации – главное, постоянно его тренировать и предоставлять пищу для деятельности.

То же самое относится и к головному мозгу плода – от его развития будет во многом зависеть интеллект будущего ребенка.

Ученые утверждают, что основы интеллектуального развития закладываются именно в детском и юношеском возрасте, когда потенциал головного мозга особенно велик.

Вы не замечали, что маленькие дети довольно легко обучаются иностранным языкам, запоминают большое количество стихов и мелодий?

Трехлетний ребенок может очень быстро выучить весь алфавит и освоить навыки счета (при условии, конечно, что занятиям уделяют определенное количество времени).

Поэтому, рекомендую всем родителям пользоваться тем, чем наградила ребенка природа и начинать закладывать азы воспитания и обучения, в период ожидания прибавления в семье.

Общение с ребенком до его рождения уходит своими корнями далеко в прошлое. Различные традиции и суеверия можно считать предпосылками современных тенденций пренатального воспитания ребенка.

Беременные женщины до сих пор придерживаются некоторых правил, которые соблюдали еще наши бабушки: не ходят на кладбище, не бьют животных.

Такие моменты придуманы не просто так – они направлены на то, чтобы беременная женщина вынашивала ребенка более спокойно, и ребенок родился уравновешенным.

То, что музыка может влиять на развитие психики и характера будущего ребенка – давно изученный и доказанный факт.

Музыка полезна не только малышу, но и будущей матери. Как же музыка влияет на мать и ребенка, в период, когда они составляют единое целое?

— приятные мелодии вызывают у беременной женщины только положительные эмоции, от чего напрямую зависит эмоциональное состояние малыша и его эстетическое восприятие;

— выполнение физических упражнений или танцев под музыку, является отличной тренировкой, которая необходима как матери, так и ребенку (ведь общение с музыкой сводится не только к ее прослушиванию или воспроизведению мамой, когда она поет песенки ребенку);

— музыкальные произведения стимулируют выработку гормонов, которые помогают маме и малышу чувствовать гармонию с окружающим миром и друг с другом.

Современные специалисты по пренатальной диагностике проводят множество исследований, чтобы доказать очевидное – обучение до рождения несет в себе множество преимуществ для будущего ребенка.

Вот результаты исследований, которые показывают, что дети, которым уделяли достаточно времени на протяжении девяти месяцев внутриутробной жизни имеют ряд отличий.

  1. Новорожденный довольно быстро приспосабливается к новым условиям обитания., спит более спокойно, меньше плачет.
  2. Ребенок на первом году жизни болеет значительно меньше и имеет меньший риск появления хронических заболеваний.
  3. Быстро приспосабливается к грудному вскармливанию и находится на нем более долгий период времени.
  4. В период дошкольного и раннего школьного возраста отличается от своих сверстников более высокой успеваемостью, хорошей памятью и физической выносливостью.
  5. Легче сверстников адаптируются к новому коллективу (детский сад, школа), любят проявлять себя, как активные и целеустремленные личности.

Всех будущих родителей условно можно разделить на две категории. К первой относятся те, которые являются противниками дородового обучения (может и не противниками, но и не поклонниками).

Такие родители уверены, что не родившийся ребенок мало чего может понять, и готовятся применить воспитательные процессы сразу же после его рождения.

Вторая категория – родители, которые являются сторонниками применения методик пренатального развития. Они много общаются с малышом и стараются развивать его по мере возможности еще в животе у мамы.

Такие родители уверены, что ребенку мало того, что мама и папа лишь иногда поглаживают животик и бросают малышу пару слов – этого недостаточно вашему малышу, поверьте, он хоть и маленький, но уже нуждается в большем.

Поэтому, таких родителей можно ставить остальным в пример – они стараются сделать все, чтобы эти важные первые девять месяцев в жизни малыша были полны радостью и счастьем.

Автор: Елена Метелкина.

Добавить комментарий

Поиск

Все права принадлежат законным правообладателям.

Пренатальное развитие: возможно ли воспитание до рождения?

Пренатальное развитие – это все, что происходит с будущим малышом от зачатия до появления на свет. Довольно часто медики употребляют термин «перинатальный период» для обозначения времени «около» родов – примерно с 28 недели беременности. Любой здравомыслящий человек понимает, что, пока ребенок находиться в животе у мамы, формируются все органы и системы организма. Физические метаморфозы зародыша можно наблюдать при помощи ультразвукового исследования.

А есть ли у плода психика? Когда она появляется? Какие психические особенности формируются в пренатальный период? Возможно ли воспитание до рождения? На эти и многие другие вопросы пытается найти ответ пренатальная психология.

Но в нашей жизни ничего не происходит «вдруг», из ниоткуда. Все имеет свои предпосылки и историю развития. Мы не начинаем в один миг ходить, говорить, есть ложкой, завязывать шнурки, управлять велосипедом, читать и писать. Особенности любого возраста подготавливаются прохождением предыдущих этапов. Следовательно, пренатальное развитие во внутриутробный период дает начало психическим особенностям будущего малыша.

Если психика – свойство мозга, то и возникает оно тогда, когда формируются основные мозговые структуры. Когда же происходит это событие? 1-й триместр беременности считается временем формирования основных соматических структур (тела). Во время 2-го триместра происходит созревание органов плода, до уровня, необходимого для выживания.

На протяжении 3-го триместра происходит созревание структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца. Работающий мозг начинает подавать электрические сигналы. Именно так, проводя исследование на овцах, ученые определили предполагаемое зарождения психики.

Как вы уже поняли, физическое развитие является далеко не единственным процессом, происходящим с человеческим организмом во внутриутробный период. Пренатальная психология накопила достаточно большой массив данных о психической жизни, будущего малыша.

Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и «гримасничать». Раздражение подошв или век вызывают рефлекторные движения – предпосылки будущей самостоятельной двигательной активности.

К 20-й неделе пренатальное развитие обогащается первыми механизмами будущего познания мира — развиваются органы вкуса и обоняния.

К 24-й неделе более полно развивается кожная чувствительность. На ее основе впоследствии сформируются тактильные ощущения, позволяющие определять температуру и изучать поверхность различных предметов. Примерно в это же время плод начинает реагировать на звук.

На 27-й неделе плод иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери (реакция на свет подтверждается сканированием мозга).

Восприимчивость будущего малыша и разнообразие форм его поведения, определяющие пренатальное воспитание, значительно возрастают на 8-м месяце беременности. В середине этого месяца у плода открываются глаза и он может видеть свои руки и окружающее пространство, не смотря на то, что внутри матки темно.

С переходом на 9-й месяц пренатальное развитие заключается в том, что у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и завершается развитие слуха.

Вопрос о том, как влияет на последующее развитие ребенка опыт, полученный им во внутриутробный период, интересовал людей с давних времен. Пренатальное воспитание интересовало древнегреческого философа Аристотеля. Он считал, что у плода могут быть ощущения. Современные исследователи бьются над загадкой о том, способен ли плод к научению. Можно ли начать воспитание до рождения? Даст ли это ребенку преимущества при дальнейшем обучении? Существуют ли какие-либо свидетельства, подтверждающие или опровергающие возможность обучения до рождения?

Пренатальная психология опирается на представление о том, что в пренатальный период, ребенок адаптируется к своей довольно шумной среде обитания благодаря привыканию. По мнению ученых, привыкание – есть простейшая форма научения. Будучи в животе у мамы, кроха научается реагировать на определенные стимулы. Например, регулярно повторяющиеся звуки, такие как сердцебиение, действуют на него успокаивающе. Ребенок вздрагивает при новых внезапных звуках или вибрациях, но успокаивается по мере их повторения.

Через несколько часов после появления малышей на свет Хеппер проигрывал новорожденным музыкальную тему из этого фильма, когда они плакали. Услышав эту музыку, дети матерей из первой группы переставали плакать и начинали прислушиваться. Дети матерей, не смотревших сериал, никак не реагировали на музыку.

То, что новорожденные, которых еще в утробе матери приучили к музыке из телесериала, чему-то научились, не оставляло никаких сомнений.

Французский исследователь Альфред А. Томатис, проведя серию медицинских экспериментов, сделал вывод о том, что классическая музыка благотворно воздействует на работу мозга. Прослушивание музыки Моцарта активизирует не только слуховые и эмоциональные центры, но и всю кору целиком. Этот факт получил название «Эффект Моцарта». Сотрудники университета штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки на предмет соответствия циклам работы человеческого мозга. Вся современная поп-музыка оказалась в самом низу списка. А верхние строчки уверенно занимает соната до-мажор Моцарта. Активизация коры головного мозга при прослушивании классической музыки улучшает память и стимулирует мышление.

Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что пренатальное воспитание – не миф, а вполне реальная возможность благоприятно повлиять на психику малыша. Более тысячи лет назад в Китае существовали клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Современных же мамочек медики усиленно пичкают всевозможной информацией, стараясь предупредить возможные трудности будущего ухода за малышом. Переизбыток негативных данных провоцирует тревожность.

Томас Верни — доктор медицинских наук – убедительно доказывает, что лучшее пренатальное воспитание для ребенка – это быть желанным и любимым. Этот бесценный опыт он получает в утробе матери. Пренатальное развитие по данной методике направлено на снижение стресса у мамы при помощи разнообразных упражнений. Маме рекомендуются разговоры с малышом, пение и чтение вслух. Автор считает, что весьма эффективным является мысленное общение с малышом. Большое значение имеют позитивные мечты, направленные на будущее малыша.

Рене Ван де Карр — основатель Пренатального университета — предлагает стимулировать развитие мозга плода с помощью программы, включающей такие игры, как «перестукивание» и другие упражнения. Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко, как при обучении родному языку, произносить слова, поощряющие активность малыша. Доктор Ван де Карр утверждает, что новорожденные, прошедшие пренатальное развитие в его университете, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями, чем те, кто не прошел его программу.

Таким образом, множество исследователей верят, что воспитание до рождения возможно. Существуют, конечно, ученые, скептически относящиеся к этой идее. Но даже они отмечают, что внимание, уделяемое будущему ребенку родителями, способствует созданию благоприятных взаимоотношений, укреплению взаимопонимания между супругами. Не так важно какую конкретно методику предпочтут родители. Главное, что члены семьи объединены новой совместной деятельностью. Это делает их настоящими партнерами в таком ответственном деле, как пренатальное развитие. А счастливые, любящие друг друга и малыша родители – залог психического здоровья и гармоничного развития ребенка.

К тому же занятия по любой программе помогают выработать подходящий распорядок дня, позволяют расставить приоритеты, определить важное и второстепенное, отвлекают от тревожных мыслей и укрепляют уверенность мамы в себе и своем будущем.

Счастья Вам, взаимопонимания, эмоционального комфорта и легких родов.

Пренатальное развитие ребенка

Исследования преимуществ внутриутробной стимуляции проводились по всему миру. Их результаты показали, что ребенок может обучаться до рождения. Поэтому, хотя традиционно считалось, что самое главное — это стимуляция детей с рождения до 7 лет, не менее важно помнить о преимуществах внутриутробного обучения.

Исследования показали, что дети, которых стимулировали до рождения, быстрее смогли овладеть многими зрительными, языковыми и двигательными навыками. Кроме того, были получены данные, свидетельствующие о том, что мозг таких детей лучше развит, и их интеллектуальный уровень очень высок.

Доктор Норман А. Равски, доцент медицинских наук кафедры акушерства и гинекологии Йельской Высшей медицинской школы, а также врач-ординатор университетской больницы в Нью Хейвене, рекомендует проигрывание классической музыки эмбрионам. Доктор Равски утверждает, что «внутриутробная акустическая стимуляция плода положительно влияет на исход беременности и на развитие плода». Считается, что если ребенок, находясь в утробе, слышал голоса своих родителей, он узнает их и сразу после рождения. Разговор с ребенком будет полезен не только как стимуляция, но и как еще одна возможность для отца ребенка установить с ним более тесную связь. Когда вы говорите со своим ребенком не забывайте о том, что первый шаг в овладении языковыми навыками — это усвоение интонаций. Очень важно, чтобы с ребенком говорили оба родителя. Голос матери более высок и мелодичен, к тому же ребенок слышит его постоянно. Голос отца более низкий и сильный, поэтому он легче проникает через плаценту.

Как развивается ваш ребенок

Первый триместр — эмбрион начинает развиваться, начинают формироваться голова, руки и ноги, он начинает двигаться (вы этого не чувствуете); начинают развиваться отделы нервной системы, отвечающие за равновесие и ориентацию в пространстве; сердце начинает биться сильнее.

Второй триместр — голова развивается быстрее, чем остальные части тела; глаза реагируют на свет; начинают развиваться основные внутренние органы; ребенок реагирует на громкие звуки и музыку; он активно двигается, и вы уже можете это почувствовать; ребенок начинает слышать, и его способность к обучению значительно увеличивается; появляются первые признаки наличия памяти и способности реагировать на всевозможные раздражители, при этом музыка имеет успокаивающее действие, а резкие звуки — возбуждающее.

Третий триместр — нервная система ребенка полностью сформирована; мозг растет очень быстро; движения более скоординированные; мускулы лучше развиты; ребенок двигается в такт музыке; зрение сформировано, поэтому его реакция на свет становится очевидной; на девятом месяце он толкается реже, но сильнее; он продолжает расти и развиваться вплоть до рождения.

Kaк развивается мозг ребёнка

Мозг вашего ребенка начинает развиваться практически сразу после зачатия. К концу пятого месяца уже определено, сколько мозговых клеток будет иметь ребенок с рождения и до конца жизни. С этого момента меняться будет только размер и сложность уже созданных клеток и межклеточных связей. Примерно на восьмом месяце внутриутробного развития мозг вашего ребенка значительно изменится. Он станет в два раза тяжелее, и связи между мозговыми клетками станут еще более сложными. Постепенно клетки увеличиваются, обрастая невероятно сложной системой многократных межклеточных соединений, напоминающей сплетенные ветки дерева. Чем сильнее стимуляция клеток (например, с помощью классической музыки), тем сложнее система межклеточных соединений и, соответственно, тем лучше будет развит мозг.

Число мозговых клеток, имеющихся у ребенка при рождении, позволяет определить его потенциал, а уровень интеллекта в итоге определяется именно количеством межклеточных связей. Поэтому если вы будете регулярно стимулировать в дородовой период рост межклеточных связей вероятность того, что у вашего ребенка будет развитый интеллект, существенно повышается.

Исследования показали, что стимуляция чувств плода влияет на рост мозговых клеток. Если ребенка стимулировали недостаточно, количество межклеточных связей будет существенно меньше. Это подтверждают многие специалисты по проблемам развития мозга у детей. Недостаток межклеточных связей может привести к смерти мозговых клеток, особенно на восьмом месяце беременности.

К концу пятого месяца внутриутробного развития ребенок начинает слышать и обучаться, и вы сами можете определить реагирует ли он на внешние раздражители. Например, некоторым беременным женщинам приходилось раньше времени уходить с концертов классической музыки, потому что их дети начинали так сильно толкаться в такт музыке, что перенести это было абсолютно невозможно!

В ходе одного из исследований, будущим мaмам предлагали ставить детям свою любимую классическую музыку по десять минут в день, делая при этом звук чуть громче, чем звук нормального разговора. Было обнаружено, что дети тут же реагируют на изменения в окружающей среде убыстренным сердцебиением. Интересен еще тот факт, что ребенок никак не реагирует на отдельные не связанные в мелодию ноты, даже если они звучат очень громко и близко.

Другое исследование показало, что дети, которые с пятого месяца внутриутробного развития и до самого рождения по десять минут дважды в день слушали классическую музыку, развивались быстрее, начинали говорить на шесть месяцев раньше и имели более высокий интеллектуальный уровень, чем дети, которые не слушали музыку, находясь в утробе.

Кроме того, ребенок, которого стимулировали внутриутробно, скорее всего:

· будет более спокойным и проворным

· будет более жизнерадостным

· меньше будет плакать

· дольше сможет удерживать внимание

· сможет хорошо ориентироваться в пространстве

· раньше поднимет головку и раньше встанет

· будет более уверен в себе

Эффективная внутриутробная стимуляция плода

Кроме того, “BebeSounds” позволяет не только направлять развивающие звуки будущему ребенку, но и прослушивать все звуки, издаваемые плодом. С помощью прилагаемого электронного стетоскопа и наушников можно услышать как бьётся его сердце, как он питается, икает, ворочается и много других самых удивительных звуков, которые можно сохранить на память, записав их на магнитофон или компьютер. Две пары наушников, входящих в комплект, позволяют слушать малыша двум членам семьи одновременно. Это необычайно сближает и может доставить необыкновенное удовольствие.

  • Тонкий рубец на матке после кесарева сечения
  • Планирование и ведение беременности

у женщин с отрицательным резус — фактором

  • Ведение беременности у женщин с сенсибилизацией

    Последние сообщения на форуме

    Это необходимо для нормального функционирования сайта.

    Пренатальное развитие ребенка

    Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.

    В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.

    Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.

    К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.

    Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.

    Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.

    Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.

    доктор психологических наук

    недель ребенок → Результатов: 2 / недель ребенок — фото

    Партнеры

    Источники:
    Пренатальное развитие ребенка
    Пренатальное развитие ребенка Пренатальное развитие ребенка — интересно о важно. Не секрет, что связь ребенка с матерью устанавливается задолго до его рождения – еще во время
    http://www.mamagid.ru/post/228
    Пренатальное развитие: возможно ли воспитание до рождения?
    Описаны возможности воспитания ребенка до его появления на свет. Проанализированы основы пренатальной психологии, тенденции внутриутробного периода, методики пренатального развития.
    http://psixika.ru/850-prenatalnoe-razvitie-vozmozhno-li-vospitanie-do-rozhdeniya.html
    Пренатальное развитие ребенка
    Статья о BebeSounds — прибор для дородового развития малыша
    http://www.rodi.ru/9months/bebesounds.html
    Пренатальное развитие ребенка
    Пренатальное развитие ребенка Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне
    http://www.parenting.ru/s.php/2561.htm

  • COMMENTS