Православное воспитание детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведно­сти, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и вели­чия, чтобы приобщиться к её истокам.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувст­вовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порица­ют, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собст­венное поведение.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместны­ми усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпри­нятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной лич­ности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном воз­расте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. По­этому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и цен­ности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспи­тание детей.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли опре­деленные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделя­лось большое внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотде­лимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, спо­собности противостоять лжи и жестокости.

Русский философ И.А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она явля­ет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его при­звание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная за­пись его судеб, пророческое знамение грядущего».

Народная культура и основанная на ней народная педагогика — неис­черпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает чело­века: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям. «Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его», — так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию де­тей на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа являются следующие задачи:

  • Знакомство детей с основами духовно-нравственных народных тра­диций русского народа и традиционного уклада жизни. Важно чтобы, окру­жающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
  • Использование всех видов фольклора с учетом регионального компо­нента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);
  • Знакомство с русскими народными традициями, православными праздниками. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблю­дения за характерными особенностями времен года, погодными изменения­ми, поведением птиц, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений че­ловека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориента­цию, интеллектуальный потенциал.

В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, об­рядов нужно использовать фольклорные произведения. Содержание фольклора от­ражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Одна из задач — воспитание таких добродетелей, как милосердие, со­страдание, умение прощать обиды и другие. Что же кажется проще, чем общать­ся друг с другом? Любому человеку, а особенно маленькому, общение необ­ходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения сердца и совести (добронра­вие), формировать доброе отношение к близким. Народная мудрость гласит: «Кто добро творит, тому зло не вредит».

Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. И дети наши начинают говорить языком доброты: будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не скор», умей веселиться, но помни: «Делу — время, потехе — час», береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел — береги», люби и цени свою семью; «В семье лад, так не ну­жен и клад», цени Отчизну свою, ведь не даром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями». Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним — выросло, отразило в себе всю его историю».

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к про­цветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных тра­диций. Мы любим детей и надеемся, что с детства осознав, что самое высшее на свете — это Бог, а самое страшное — грех, наши дети будут стремиться к Богу, избегая греха.

1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитание детей дошкольного воз­раста.

2. Киркос Р.Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ- Держави, 2005.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб : Детство-пресс, 2004.

Автор: Тынянских Галина Ивановна,

воспитатель, МБДОУ детский сад № 86,

Статья размещена в авторской редакции

Православное воспитание детей дошкольного возраста — Киркос Р

Православное воспитание детей дошкольного возраста — Киркос Р.Ю.

Что такое «православное воспитание»? Вопрос этот очень трудный, особенно если мы говорим о детях самых маленьких – тех, кто еще не ходит в школу. У нас нет опыта – ведь мы воспитывались иначе; мы думаем, что совместное посещение воскресной службы и воскресная школа при храме – это и есть православное воспитание.

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира

Что такое «православное воспитание»? Вопрос этот очень трудный, особенно если мы говорим о детях самых маленьких – тех, кто еще не ходит в школу. У нас нет опыта – ведь мы воспитывались иначе; мы думаем, что совместное посещение воскресной службы и воскресная школа при храме – это и есть православное воспитание. Да, литургия, Таинство Причащения – это главное. Но ребенок выходит за порог храма, и на улице, в детском садике, а зачастую и дома, его встречает совсем другая жизнь. И вот тут ребенку нужен помощник, который научит его видеть и любить Божий мир, других детей, все живое; научит самому главному – хранить веру и любовь Христову.

Автор книги – Римма Юрьевна Киркос – профессиональный педагог, много лет она работает по своей программе в православном детском саду. Книга рассказывает о том, как стать помощником нашим детям, как вместе с ними прожить самые важные и самые трудные – первые – годы жизни.

В книге собран опыт практической работы; большая часть книги – это записи занятий, игр, бесед с детьми. Мы надеемся, что книга Р.Ю. Киркос будет нужна и интересна всем, кто любит детей и тревожится за них: и педагогам и родителям.

Дети тоже участвовали в создании этой книги: на ее страницах вы увидите рисунки не только профессионального художника, но и рисунки воспитанников Риммы Юрьевны, а также детей сотрудников издательства «Сатисъ».

Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни – воспитание ребенка. Еще более сложная задача – созидание веры в душе этого ребенка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе на безнравственность. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных губительных соблазнов, как дать самую надежную опору в жизни, которой, отнюдь, не являются богатство и власть? На это сказано: Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие ( Еф. 6, 14-17 ).

Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают их родители. О некоторых духовных дарах сказано, что Бог утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам ( Мф. 11, 25 ). Поэтому столь важен ранний возраст ребенка, «когда поле его сердца легко обрабатывать» (св. Иоанн Златоуст). Если книгу эту держит в руках верующий человек, то ему не надо доказывать, что цель воспитания, как и всей жизни, – в Богоуподоблении, в приуготовлении души к жизни вечной, к Царствию Небесному, ко встрече с Творцом, которому Церковь святая поет: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование (4-я песнь воскресного канона, 8 гл.). Ибо Бог для нас – «все», мы же без него – «ничто».

Что кажется проще, чем общаться друг с другом? Люди делают это постоянно и чувствуют себя в данном вопросе специалистами. Но совсем иное дело – общение с детьми. С ними мы порою забываем переходить на другой уровень, уровень более сложный и ответственный, ведь то, что привычно «фильтруется» взрослыми, – почти полностью «впитывается» детьми.

Говорят, что саперы ошибаются только однажды, подчас это можно сказать и о родителях. Какие-то их ошибки не изгладятся во всю будущую жизнь ребенка. Дети по естеству своему любят родителей, но они взрослеют, и к чувству любви должно добавляться более сложное чувство – уважение. Оно как боевой орден, которым вас, может быть, наградят ваши дети после долгих лет «сражений». Только, к сожалению, мы не всегда оказываемся в этих сражениях победителями. Нас могут продолжать любить, как родную плоть и кровь, жалеть, но не уважать. А уважение детей важно тем, что без него трудно говорить о родительском авторитете. Ребенок не может жить без чьего-либо авторитета, и если это будет не Ваш авторитет, то Ваше место непременно займет кто-нибудь другой.

От родителей зависит показать детям не словом, а делом, как можно быть достойным уважения, как можно жить радостно и интересно, оставаясь православными. Ребенку не нужны сухие догмы и скучные, в большинстве своем малоэффективные, нотации. Хотите результата – будьте стратегами, напрягитесь, пожертвуйте своим временем и важными, на ваш взгляд, занятиями: устройте необычную прогулку, почитайте, расскажите ребенку что-нибудь интересное для него и обязательно поиграйте. Тогда он – «ваш», и любое ваше слово, пожелание, замечание – уже будут значимыми для малыша и будут иметь вес.

Не меньшая опасность – вырастить эгоиста, этакого «маменькиного сыночка», которому никто не станет потакать так, как вы это делали дома, и тогда он может оказаться практически одиноким, отвергнутым коллективом детей.

Считают, что нет ничего труднее, чем управлять своими чувствами, а особенно стихийным чувством любви. Иногда требуется превзойти себя, превозмочь, как боль, желание пожалеть, когда необходимо наказать, и проявить выдержку против горьких слез напроказившего малыша. В этот сложный момент можно вспомнить Евангельские слова: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю ( Откр. 3, 19 ). Этому вторит и народная мудрость: «Взлелеянное дитя тебя устрашит». Если до трех лет вы позволили ребенку «вольницу» и он понял, как легко управлять вами при помощи капризов, то можете считать, что тем самым создали ему серьезную духовную проблему.

Вот пример одной краткой родительской молитвы: «Господи Боже, Ты один знаешь это чадо Твое, его сердце, его нужды, его будущее. Помоги мне не ошибиться в моем общении с ним сегодня». Нужно верить, что Бог исполнит прошение и вразумит каждого, коснувшись его сердца, а по нашей вере нам «и дано будет».

Известно, что как только ребенок рождается, он уже является носителем первородного греха, и все последующие годы своей жизни он будет совершать духовный выбор между добром и злом. Понимая это, родители должны с младенчества прививать ребенку иммунитет против зла и всех его составляющих: капризов (как проявления своеволия), эгоизма, жадности, неопрятности (ребенок не бережет труд родителей по уходу за ним), жестокости (бьет родителей, а потом и сверстников за неугодное ему), лености, лжи, воровства, трусости (а потом и предательства).

Любовь, терпение, строгость и внимание каждую минуту требуются в помощь «неразумному дитяти», чтобы он ежедневно учился делать нравственный вывод и правильный выбор в сложных (по его уровню) ситуациях.

В современном мире невозможно воспитать ребенка в «стерильных», унифицированных условиях. Так или иначе он получит и отрицательный опыт, но от нас зависит: будет это «тяжелой болезнью» или «иммунной прививкой». Помочь ребенку и защитить его мы сможем, если приучим делиться происходящим в его жизни, не боясь грубого наказания или жесткой отчитки. Надо стараться пробудить в самих детях рассудительность, умение распознавать духовную и физическую опасность, надо помочь им во внутреннем устроении, формировании совестливости и сознательности. Без этих важных качеств ребенку будет трудно адекватно оценивать свои проступки и осознанно раскаиваться в них. Эта та важная ступень, которая ведет к духовному росту, к религиозному складу характера, умению очищаться и восставать после падений.

Многие люди из-за стрессов, усталости, безысходности (в их понимании) прибегают к аутотренингам, медитации, релаксации и прочим приемам поиска внутренней гармонии. Но подобными практиками занимаются лишь те, кто еще не испытал на себе благодатной исцеляющей силы исповеди. Очень важно дать этот навык ребенку как можно раньше, приучить его просить прощения за провинности, и хорошо, если это станет потребностью души. Когда у самих родителей будут здравые понятия, добрый нрав и молитва, то это словно камертон настроит нежные струны ребенка на верный лад.

Дитя растет, развивается, и всем его дарованиям необходимо содействие с самых ранних лет. Цель православной педагогики – помочь человеку восстановить в себе подобие Божие, утраченное в грехопадении. Западная же система (прежде латинская, а теперь проамериканская) имеет лозунг: знание ради знаний и материального благополучия. Мудрый родитель, имеющий веру жизненным ориентиром, к вере будет направлять и чадо свое. Эту истинную систему координат ребенок должен научиться видеть, чувствовать, жить в ней, кем бы он потом ни был: ученым, художником, рабочим, монахом. Мы не знаем, какие дары сокрыл Господь в душе и разуме ребенка, каков о нем Промысл Божий, поэтому как самих себя, так и детей необходимо приучить вопрошать Бога и прислушиваться к воле Божией, а главное – смиряться с ней, какой бы нелицеприятной и сложной она ни показалась на наш взгляд.

Известно, что в зависимости от определенных условий жизни, характеров родителей, их духовного и интеллектуального уровней в каждой семье образуется своеобразная среда и специфическая система воспитания, и ребенок пожинает ее плоды. Тема эта известная и любимая психологами, педагогами, врачами… Мы же постараемся взглянуть на нее с духовной точки зрения.

В христианстве отношение к женщине всегда было особым. В основе этого отношения – почитание святости материнства, домашнего очага, семейной любви.

Церковь, говоря, что жена должна повиноваться мужу, как она (Церковь) повинуется Христу, не призывает мужчину к деспотизму, а женщину к уничижению, наоборот, накладывает на мужчину ответственность за семью, отдает ему первенство в любви и заботе.

Пусть женщина занимается бизнесом, политикой, искусством, наукой, пусть развивает Богом данные ей таланты, только при этом не забывает, что основное ее предназначение не в том, чтобы «догнать и перегнать» мужчину, а в том, чтобы быть ему любящей супругой, терпеливой помощницей, верным другом и заботливой матерью. Как писал Н.Е. Пестов, по установленному для человечества Богом закону, муж – это питатель семьи и поэтому не может все свое время проводить в семье. Но мать должна принадлежать семье и детям. В их воспитании, в заботе о семье заключается ее долг перед Богом, государством, обществом и мужем.

От обращения к Богу, от искреннего покаяния и молитвы происходят чудеса – и естество человека, и душа, и сердце преображаются, кардинально изменяя всю его последующую жизнь и жизнь его детей. Так неразрывно и незримо связаны человеческие судьбы, а особенно родственные. Родителям нужно помнить слова святителя Феофана Затворника: «Воспитание из всех святых дел – самое святое», а нерадение о детях – «больший из всех грехов», как говорил святитель Иоанн Златоуст.

Современная жизнь кипит от всевозможных искушений, и князь мира сего каждый день собирает свой страшный улов. Хотим ли мы быть в его сетях и отдать на погибель своих детей? Православному человеку, будь он взрослый или ребенок, высокопоставленный сановник или простой рабочий, постоянно приходится «плыть против течения», сопротивляясь зову безбожной цивилизации, стадному чувству и окружающей глобальной демонизации. Как писал игумен Троице-Сергиевой Лавры Виссарион:

Неспокойные выпали годы:

Торжествуют обман и вражда…

Ко Христу обратитесь, народы,

Ибо близится время Суда.

Именно поэтому так важно в век вседозволенности применять ограничения, культу роскоши противопоставить умеренность, грубости и хамству – терпение и мудрость, распущенности – скромность, физической агрессии и злу – силу духовную.

… К родителям в них непочтенье

И нелюбовь – всегда порок;

Но если выросли они в разлуке с вами

И вы их вверили наемничьим рукам, –

Не вы ли виноваты сами,

Что в старости от них утехи мало вам?

Какою зыбкою иногда бывает грань между любовью истинною и любовью эгоистичной, развлекающей, услаждающей родительское тщеславие и гордыню. Ведь зачастую даже небольшие трудности или неудачи ребенка вызывают раздражение, гнев и даже родительскую неприязнь. Родителям не хочется признавать, что не всегда ребенок может быть «правильным» и «первым среди равных». Вину за его ошибки и слабости в подобных случаях они зачастую приписывают другим. Поэтому пример родительской терпимости к естественным человеческим слабостям (своим и чужим) поможет и ребенку в будущем избежать многих духовных язв.

Другой вид любви – любовь истинная, жертвенная, та, которая «не ищет своего». Эта любовь терпит немощи других, окружая их мудрой заботой, постоянным вниманием, лаской, нежностью, но, когда надо, со всею строгостью может взыскать и наказать. Главное заключается в том, что истинная родительская любовь все устраивает и направляет к развитию и спасению души ребенка, а не только его тела и ума.

Еще в Ветхом Завете было заповедано: Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его ( Сир. 30, 13 ). Греховные наклонности и страсти в детской душе развиваются значительно быстрее и охотнее, чем во взрослой. И как бы вы ни обожали своего ребенка, пусть у него во всем будут границы дозволенного, начатки моральных устоев; пусть в вашем доме существует система посильной трудовой повинности, ответственности и справедливое наказание за непослушание.

Священник Александр Ельчанинов пишет: «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви, это напитает их на всю жизнь».

И тогда, возможно, став уже взрослым человеком, ваш ребенок будет не далеким «светом в окне», а истинной радостью сердца и достойным утешением вашей старости.

Простота сердечная, естественность и доброта всегда сопутствовали святым, а для православных людей и поныне служат высокими идеалами. К ним мы стремимся для обретения и сохранения чистоты веры. Если внешнюю грязь мы видим и обоняем, то внутреннюю, духовную, порою, очень сложно обнаружить, потому что видеть себя в истинном свете не каждый человек имеет силы и желание. Как-то одного старца спросили о том, какой грех самый опасный, и он ответил, что самый опасный грех – самый любимый. Это и есть тайная нечистота, с которой нам удобно и приятно жить.

Некоторые, считая себя людьми воцерковленными, любят, особенно в храме, делать другим замечания, чем нередко отталкивают их от Церкви, усердствуют в наставлениях, беря на себя роль проповедника, но иногда, вместо нужной поддержки, с ужасом отшатываются и истово открещиваются от того, в ком узрят «соринку в глазу». Вид их благочестия настолько безукоризнен внешне, что и «комар носа не подточит». Но попробуйте им неосторожно «наступить на больную мозоль», как многое тайное станет явным.

Подобные человеческие хитросплетения очень хорошо видят и рассекречивают дети. Им, конечно же, больно и противно обнаруживать ложь в любимых людях, это ранит и ломает их нежную ранимую душу. Но страшнее и опаснее, когда ребенок не понимает эти лукавые игры и постепенно перенимает стиль, методы и приемы своих «учителей», бессознательно вживаясь в роль лицедея.

Ни один нормальный человек, а тем более христианин, добровольно и сознательно не пожелает такой печальной участи ни себе, ни другому. А старые мудрые люди, сочувствуя, смиряясь и прощая, говорят: «Бог с ними… Жизнь исправит». Но как?! И успеется ли?

Православные традиции и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Православные традиции и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Православные традиции и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Православные традиции и духовно-нравственное воспитание детей.

Духовно-нравственное воспитание наших детей, как носителей духовных, нравственных ценностей будущей России – одна из актуальных и сложных проблем, решение которой все мы должны попытаться найти сегодня.

Не секрет, что в наши дни у многих людей материальные ценности главенствуют над духовными, современных молодых людей отличают эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Для многих детей доброта, милосердие, великодушие, справедливость остаются только словами и не более. А ведь чем меньше ребенок, тем большее воздействие мы оказываем на него, на его чувства, его поведение. И в этом вина старших поколений.

На что же сейчас может опереться взрослый, желая воспитать высоконравственного, духовно богатого ЧЕЛОВЕКА? На культурные традициии народа? Да! На институт семьи? Конечно!

Издавна духовно-нравственное воспитание в России опиралось на православные традиции, стараясь пробудить в человеке благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость, формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.

В наши дни, когда идет поиск путей духовного возрождения России, немаловажным будет обращение к опыту православной педагогики.

Сейчас создаются специальные программы, содействующие сохранению духовного здоровья детей, знакомящие их с основами Православной культуры.

Наше ДОУ включило в работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников встречи с воспитанниками воскресной школы при храме Николая чудотворца, что расположен в нашем микрорайоне. Перед праздником Крещения Господня воспитанники этой школы рассказали нашим детям о праздниках Рождества Христова и Крещения Господня (Богоявления).

Этот визит освещали представители прессы.

Протоиерей Иоанн обратился кратким словом ко взрослым, в котором призвал нас, родителей, и особенно отцов, уделять внимание каждому ребёнку индивидуально. Каждого формировать как личность, помогая ему познавать мир, и при этом, никак не выделяя одного перед другим.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. И наши дети ждут, чтобы мы, взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия — вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему «Духовно-нравственное воспитание.

Православный Саров

время на работу php-скриптов 0,0921 s

время на запросы к БД 0,0193 s

запросов к БД 38

29 апреля 2013 года

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях своего народа.

В отечественной педагогике издавна воспитание отчизнолюбия тесным образом связывалось с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека и имело основную цель – воспитать человека существом мыслящим, милосердным, совестливым, честным, трудолюбивым, уважительным, ответственным перед своими соотечественниками и государством.

Воспитание гражданственности — процесс сложный. Он продолжается практически всю жизнь. От того, какие будут заложены основы в дошкольном возрасте, во многом будет зависит последующее поведение человека, его гражданская позиция.

Гражданское воспитание в дошкольном возрасте сочетает в себе задачи патриотического, интернационального, правового, духовно-нравственного воспитания.

В работе с детьми младшей группы (дети 3-4 лет) перед педагогом ставятся задачи:

  • формировать у детей доброжелательное отношение к близким людям – родителям;
  • приучать к выполнению элементарных правил культуры поведения (эта задача решается во всех возрастных группах);
  • формировать представления о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях;
  • расширять представления о детском саде и его ближайшем окружении.

В средней группе (дети 4-5 лет):

  • обогащаются представления о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми;
  • развивается интерес к родному городу и стране;
  • привязанность к семье.

В старшей группе (дети 5-6 лет)

  • происходит дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, социальных и профессиональных ролях;
  • особое внимание уделяется воспитанию толерантности, формированию начал гражданственности;
  • у детей формируются представления о родном городе и стране;
  • знание прав и обязанностей человека, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

У детей подготовительной группы (дети 6-7 лет)

  • развиваются начальные социально-ценностные ориентации;
  • появляются начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и т.д.
  • воспитывается любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране.

Коротко остановлюсь на этапых работы по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста.

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким. В рамках реализации программы «Социокультурные истоки» проводим развивающие тренинги «Ласковое имя» «Доброе слово», «Колыбельная песня», «Мамочка моя», «Позови солнышко», «Добрый мир», «Дружная семья», «Домашнее тепло».

Родители вместе с детьми оформили страницу альбома «Любимое имя», где им предлагалось вписать на лепестки цветка имя своего ребенка в ласкательной форме и объяснить значение выбранного имени, что позволило им прочувствовать значимость выбора имени. С этой страницы началось присоединение детей и их родителей к созданию семейной летописи. Более старшие дети составили с родителями генеалогическое древо и семейные гербы.

«Мой детский сад» — это следующий этап работы. Мы знакомим воспитанников с профессиями работников детского сада, ходим на экскурсии на кухню, прачечную, медицинский кабинет. С детьми старшего дошкольного возраста составили план территории детского сада, придумали для него герб и эмблему. Решили, что на эмблеме детского сада «Вишенка» нужно изобразить девочку и мальчика Вишенку и Вишунчика. Хороший результат дали тренинги «Добрая забота», «Чему нас научили взрослые?», «Благодарное слово».

Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умения видеть красоту родной природы начинается знакомство с родным краем. Мы знакомим воспитанников с достопримечательностями родного города на прогулках и экскурсиях.

Большой интерес у детей вызвала работа по ознакомлению с жизненным подвигом Серафима Саровского. Православное творческое объединение «МiР» организовало для наших воспитанников интерактивное путешествие на дальнюю пустынку «В гости к батюшке».

Мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, к его истории, людям, вписанных в летопись родного края — важный момент в воспитании маленького гражданина и патриота.

Полученные детьми знания закреплялись через организацию выставок, изготовление макетов и их обыгрывания.

В группе был создан уголок краеведения, куда были помещены альбомы, созданные детьми вместе с родителями «Моя улица», «Ими гордится Саров», очень любят играть дети в игру, которую сделали сами «Где эта улица, где этот дом?»

К.Д. Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине.

Содержание работы по гражданскому воспитанию предполагает формирование у ребенка представлений об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных особенностях. С целью знакомства детей с символами государства и закрепления представлений использовали игры, игровые приемы и упражнения.

Мы знакомим детей с великими победами прошлых лет, с героями-воинами. Для ознакомления выбрали личности, являющиеся знаковыми для отечественной культуры: Александр Невский, Федор Федорович Ушаков, Александр Васильевич Суворов, Валерий Чкалов, Кузьма Минин и др. Вместе с детьми возлагаем цветы к памятникам воинам, отдавая долг памяти защитникам родной земли. В связи с тем, что историческое сознание в дошкольном возрасте еще не сформировано, мы опираемся прежде всего не на отвлеченные знания исторических фактов или запоминание многочисленных знаменитых имен, а на эмоциональное восприятие конкретных объектов окружающей действительности, делая страницы российской истории личностно-значимыми для ребенка. Вместе с детьми сделали книгу «Война – это плохо….», оформляем фотовыставку «Спасибо за Победу».

Традиции русского народа находят отражение в праздниках и досугах (Праздник русской березки, День народного единства, День Матери, Мы — Россияне и др.). Наших воспитанников мы знакомим с народными промыслами, которыми славится Нижегородская область.

При формировании основ правового сознания мы привлекаем опыт детей, решаем проблемные ситуации.

Наши воспитанники знают, что в нашем городе живут люди разных национальностей. С целью воспитания толерантности проводим беседу «Такие разные и такие похожие».

Для того, чтобы полученные знания перешли в практическую деятельность создаем специальные условия. Так, в январе 2013 года мы провели акцию «Подарок другу». Дети показали концерт для сверстников из детского сада «Малышок», попавших в трудную жизненную ситуацию, подарили им подарки: книжки, игрушки, настольные игры и предметы одежды, которые собрали для них.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к семье, родному дому, детскому саду, городу; чувство гордости за достижения страны.

Мы надеемся, что наша работа поможет ребенку приобрести необходимый опыт служения своему Отечеству, опыт старания и терпения, который поможет стать ему достойным гражданином своей страны.

Источники:
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется т
http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/duxovno-nravstvennoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-narodnoj-i-pravoslavnoj-kultury.html
Православное воспитание детей дошкольного возраста — Киркос Р
Что такое «православное воспитание»? Вопрос этот очень трудный, особенно если мы говорим о детях самых маленьких – тех, кто еще не ходит в школу. У нас нет опыта – ведь мы воспитывались иначе; мы думаем, что совместное посещение воскресной службы и воскресная школа при храме – это и есть православное воспитание.
http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-kirkos
Православные традиции и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Православные традиции и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
http://www.maam.ru/detskijsad/duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-115285.html
Православный Саров
время на работу php-скриптов 0,0921 s время на запросы к БД 0,0193 s запросов к БД 38 29 апреля 2013 года В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
http://pravsarov.su/content/14/2851/2854/2909.html

COMMENTS