Позднее развитие ребенка

Позднее развитие ребенка

Способность выразить сначала звуками, затем словами и в последующем – предложениями свои желания, ощущения, эмоции у ребенка объективно формируется постепенно по мере накопления словарного запаса и укрепления физиологического речевого аппарата.

Внимательные родители не станут полагаться на волю случая и обратятся к врачам еще на стадии начального формирования звукоподражательного инструментария ребенка. Если к полутора годам малыш совершенно не проявляет даже попыток активного общения с помощью звуков, то в этом случае только педиатр и узкие специалисты при выявленной патологии могут дать свое заключение и поставить диагноз.

Поделитесь с друзьями:

  • Как научить ребенка говорить
  • Как научить ребенка букве р?
  • Развитие речи шестилетнего ребенка
  • Как научить ребенка говорить
  • Как научить ребенка букве р?
  • Развитие речи шестилетнего ребенка
  • Производство мороженого «Чистая Линия»
  • Прививки от кори: когда ставят вакцину детям?
  • Светодиодные лампы — современный и экономичный источник света
  • Садовые фигурки пингвинов своими руками
  • Салат с куриной грудкой

Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения редакции!

Позднее развитие ли.

Мамы, у кого сыночкам больше 2 лет,оцените ситуацию.

Мальчик 2 года. Речи пока нет вообще никакой.Один звук — ату — на все случаи жизни.

Не совсем понимает просьбы — пошли кушать,гулять, дай папе мяч..не поймет. Кто такие мама и папа не знает и не покажет.Указательного жеста нет,основные игры — катание машинки и мяч. Звукоподражания нет тоже.

К ровесникам равнодушен,любит висеть на заборе и смотреть за проезжающими машинами.Не умеет жевать, кусает и сразу глотает.Нет эмоций, ни разу не видела страха или большой радости. Невролог очно и психиатр заочно проблем не видят.Позднее развитие. Может кто-то знаком с этой ситуацией, скачок в развитии когда можно ожидать.

Сходите к психиатру, ничего страшного нет там, с сыном были, ему выписали лекарства и сад нужный направление дали, и все пошло путем.

а заниматься вовремя не пробывали?

Что такое психиатр заочно?

Я бы очень насторожилась, но не по поводу речи, а что ребенок не понимает просьб и не имеет эмоций. Любой грудничок умеет пугаться и радоваться.

Я бы уже давно всех неврологов оббегала, а тут два года.

Не запускайте, у детей мозг так устроен, что чем раньше вы займетесь проблемой, то если она поддается коррекции, шанс на успех будет намного выше.

а заниматься вовремя не пробывали?

ПробОвали! Вернее, пробую.)) Я не мама, я тетя.. мама считает, что полный порядок..невролог же так сказал.

я бы тоже насторожилась и действительно не от отсутствия речи а больше от отсутствия эмоций и непонимания простейших просьб)))

а в глаза он смотрит ?

я бы тоже насторожилась и действительно не от отсутствия речи а больше от отсутствия эмоций и непонимания простейших просьб)))

а в глаза он смотрит ?

его нужно сводить к невропатологу и может даже и не одному))) имхо

Мой в 2 года отдельные слова произносил очень чётко, и то ему психоневролог поставил диагноз — задержка речевого развития. При этом все эмоции нормально проявлял. Соответствующие таблетки я не приемлю. Здесь уже отвечала кому-то на форуме про аккупунктуру, т.е. иглорефлексотерапию. Она относится к нетрадиционной медицине, но делала её нам врач — невролог в поликлинике (платно), и действительно нам помогло. После 13 сеансов мой сразу заговорил предложениями. Сейчас ему 3 года, он уже сам немного читает и считает. А в Вашем случае больше похоже на проявление аутизма, но для такого диагноза ребёнок ещё мал, но задержка развития налицо. Срочно нужно (обязательно вместе с мамой) обращаться к детскому психиатру. Сейчас они почти в каждой детской поликлинике есть.

Уже не то что насторожиться надо,а бить во все колокола, к году ребенок должен знать 7-10 слов,ну примерно так,а в 2 года детей уже в сад отдают

Что такое психиатр заочно?

К неврологу я уговорила сходить с мальчиком маму..потому что и педиатр насторожился такому развитию..а к психиатру мама ходила без ребенка.

Оба врача сказали — норма! это такое развитие мальчиков..Но..на дет. площадке наш белая ворона..Мальчишек много бегает ровесников..и только наш такой. чудной что ли..((((

Что такое психиатр заочно?

К неврологу я уговорила сходить с мальчиком маму..потому что и педиатр насторожился такому развитию..а к психиатру мама ходила без ребенка.

Оба врача сказали — норма! это такое развитие мальчиков..Но..на дет. площадке наш белая ворона..Мальчишек много бегает ровесников..и только наш такой. чудной что ли..((((

Это же не правда(

То есть, разговаривать ребенок может и не разговаривать примерно до 3 лет вообще никак, а потом выдавать предложениями без всякой аккупунктуры.

Тут еще важно, он мычит? Или как он что-то просит?

Про глаза вас тут спросили, наверное предполагают, не аутист ли ребенок.

То что ребенок не выражает эмоций — это сильно настораживает. Вам бы уговорить маму показать ребенка психиатру.

Если невролог будет смотреть малыша по нормальному — это примерно час -полтора должно быть, чтобы врач наблюдал за малышом, обычно домой приходят врачи. За 10 минут он вам диагноз точно поставить не сможет.

у меня что-то похожее, еще ни разу не дал мне что-то , типа дай машинку, даже не реагирует. но говорю пошли в горшок посикаем — сразу деру дает, или пошли кушать , садись в стульчик — идет и садится в стульчик. отдает вещи, которые нельзя брать. не говорит, но уже произносил некоторые слова. В общем на просьбы не реагирует, пальчиком не показывает, ничего не просит. Но эмоций море, просто пи пе ц какой подвижный, но маленьких детей не любит. Тоже переживаю, может к врачу скоро пойдем.

Не норма это. Не говорить ребенок может в 2 года, это не страшно. Но вот показывать маму-папу, понимать просьбы уже должен давно. Отсутствие эмоций — тоже очень настораживающий момент.

Маме, конечно, очень не хочется признать, что с ее ребенком что-то не так. Все она видит и сама, просто цепляется за соломинку. А врачи сейчас понятие нормы растянули до нереальных пределов. Лет 15-20 назад такого ребенка уже лечили бы вовсю.

к неврологу и психоневрологу. Скорее всего пропишут препараты стимулирующие мозговую деятельность — пантогам кортексин и прочие. Сама когда-то давала своему ребенку с диагнозом ЗРР и ОНР, прогресс был налицо и еще посещение спецсадика для детей с подобными проблемами. К школе все диагнозы снялись пошел в 1 класс читающим-считающим ребенком.

Вот и вы подтвердили мои опасения..(((

В глаза смотрит, папу встречает после работы, обнимает..Психиатр сказал, до 5 лет они дето нелечат и диагнозы не ставят, невролог 40 минут наблюдала за ним.Она была уверена — порядок, но тогда сказала, что до 2 лет должен быть прогресс. Прошло 3 месяца,вот уже и 2 года..а ничего нового в развитии нет..((

На мои слова, что хоть как то примерно надо смотреть на нормы, у мамы ответ — мне пофиг на них..

" А врачи сейчас понятие нормы растянули до нереальных пределов. " — согласна полностью..

Не понимает обращённой речи, нет собственной речи — это уже тревожный симптом. Я бы предположила олигофрению или снижение слуха.

Больше похоже на задержку развития у мамы((

Ребенок повторяет, когда сначала повторяют за ребенком.

Ребенок (нормальный) не проявляет эмоций, когда мама (няня, бабушка, кто там на первом плане) не проявляет интереса, удивления, опасения, радости.

А смысл что-то показывать, если в ответ — тишина, стенка?

Прорыв возникает, когда ребенку интересно.

В два года нормально не интересоваться сверстниками.

автор, может вы с ним мало общаетесь и занимаетесь?

автор, может вы с ним мало общаетесь и занимаетесь?

Почему автор должна с ним заниматься? У него для этого мама есть.

автор, может вы с ним мало общаетесь и занимаетесь?

Почему автор должна с ним заниматься? У него для этого мама есть.

ах, я почему-то подумала, то она мама

у меня сын молчал в 2,молчал в 3.В 3года 8 месяцев говорил 8 слов. Но он все понимал,на просьбы реагировал,эмоции были,в глаза смотрел.в зеркале себя узнавал. Водила к неврологу и психиатру.Назначили лечение,когитум,энцефабол.К 4 годам стал произносить за мной слова,предложения. Логопедический садик.Сейчас ему 7 лет,пошел в 1 класс.Читать до школы так и не научился.Говорит плохо,хуже сверсников,заикается(очень сильно).

Автор,ребенка обязательно к психиатру и хорошему неврологу.У ЛОРа были,ребенок слышит? То,что он в 2 года не говорит,не так страшно.А вот то,что у него нет эмоций,настораживает.Тут не задержка развитие,а вполне реальное психическое заболевание.

Я помню случай,когда к моему сыну,лет 3 ,подошли 2 детей.Вплотную.Стали что то кричать ему,махать перед его носом игрушками,куда то тянули. В итоге мой сын стал от страха терять сознание. Но тут моя вина.Он с детьми общался мало,я на площадки не ходила.У нас дом свой,все больше во дворе.

В 5 лет я его отдала в садик и проблем в этом плане не было вообще.Он подрос,стал интересоваться другими детьми и все было хорошо.

АВтор, у всех по-разному, конечно, существуют какие-то нормативные рамки развития. Ну и пусть существуют. Знаю кто в полтора года говорил предложениями отчетливо, знаю и таких кто после 3 заговорил. И те и другие выросли и стали обычными людьми.

АВтор, у всех по-разному, конечно, существуют какие-то нормативные рамки развития. Ну и пусть существуют. Знаю кто в полтора года говорил предложениями отчетливо, знаю и таких кто после 3 заговорил. И те и другие выросли и стали обычными людьми.

Согласна!! я боюсь проблем. (( Сыну старшему 19, я чуть не пропустила проблему с его здоровьем в 3 года, молодая была..вот сейчас боюсь за племяшку..

автор, может вы с ним мало общаетесь и занимаетесь?

Ну мама с ним занимается.вернее пытается..но когда ребенку неинтересно..нет смысла.

автор, наверное, надо было бы показать ребенка xорошему псиxятру и неврологу. но если мать заняла страусиную политику и дождется школы, откуда ребенка пошлют в спецшколу — то ничего Вы не сделаете, кроме как вызовете раздражение матери.

ребенок ведет себя совершенно необычно. но . ничего Вы с этим не сделаете.

у меня сын молчал в 2,молчал в 3.В 3года 8 месяцев говорил 8 слов. Но он все понимал,на просьбы реагировал,эмоции были,в глаза смотрел.в зеркале себя узнавал. Водила к неврологу и психиатру.Назначили лечение,когитум,энцефабол.К 4 годам стал произносить за мной слова,предложения. Логопедический садик.Сейчас ему 7 лет,пошел в 1 класс.Читать до школы так и не научился.Говорит плохо,хуже сверсников,заикается(очень сильно).

Автор,ребенка обязательно к психиатру и хорошему неврологу.У ЛОРа были,ребенок слышит? То,что он в 2 года не говорит,не так страшно.А вот то,что у него нет эмоций,настораживает.Тут не задержка развитие,а вполне реальное психическое заболевание.

Ой, у меня точь-в-точь сын как ваш. И ему тоже 7 лет и ходит в 1 класс. Забили в колокола поздно (каюсь), все думала, заговорит, и только к 4 годам обратились к неврологу и далее. В сад лого ходили. Улучшение на лицо конечно было. Сейчас читает по слогам, некоторых букв не знает, говорит плохо, звуки плохо поставлены, хотя логопед уверил, что все поставил перед школой. Но очень сообразительный, вот только речи нет нормальной. Даже я иногда не понимаю, что он говорит. Будем водить к логопеду.

перво-наперво проверить слух. не понимать может из-за того, что не слышит. если слух в порядке, ему срочно нужна интервенция — особые занятия со специалистами. чем раньше помочь такому малышу, тем больше шансов на успех. вы правильно делаете, что бьете тревогу. в этом деле буквально каждый день на вес золота

перво-наперво проверить слух. не понимать может из-за того, что не слышит. если слух в порядке, ему срочно нужна интервенция — особые занятия со специалистами. чем раньше помочь такому малышу, тем больше шансов на успех. вы правильно делаете, что бьете тревогу. в этом деле буквально каждый день на вес золота

Мама мальчика считает,со слухом все в порядке. ((( вчера говорили на эту тему. "Он же слышит, когда шепотом стишок говорю..улыбается!"

автор, наверное, надо было бы показать ребенка xорошему псиxятру и неврологу. но если мать заняла страусиную политику и дождется школы, откуда ребенка пошлют в спецшколу — то ничего Вы не сделаете, кроме как вызовете раздражение матери.

ребенок ведет себя совершенно необычно. но . ничего Вы с этим не сделаете.

Да, ни-че-го! я это уже поняла..( вчера пыталась серьезно поговорить на эту тему с сестрой).

Эмоций нет..может это я так накручиваю?

Посадили ребенка на пони..катаем. ему или страшно или нравится..

А наш едет с отрешенным видом смотрит в сторону. что лошадка..что велосипед..((((

Катаем на машинке в парке.Ровесники или пищат или хохочут..наш как будто перед телеком после труд.дня.Невозмутимый взгляд в никуда..

Может это просто характер.

Мама мальчика считает,со слухом все в порядке. ((( вчера говорили на эту тему. "Он же слышит, когда шепотом стишок говорю..улыбается!"

Там какие-то нюансы есть. Может слышать шепот, но не определенной высоты звуки. Я не знаю детали, но там есть специфика. Я бы первым делом проверила слух все же.

Эмоций нет..может это я так накручиваю?

Посадили ребенка на пони..катаем. ему или страшно или нравится..

А наш едет с отрешенным видом смотрит в сторону. что лошадка..что велосипед..((((

Катаем на машинке в парке.Ровесники или пищат или хохочут..наш как будто перед телеком после труд.дня.Невозмутимый взгляд в никуда..

Может это просто характер.

Нет, не характер. Это необычное поведение.

гость у меня сын молчал в 2,молчал в 3.В 3года 8 месяцев говорил 8 слов. Но он все понимал,на просьбы реагировал,эмоции были,в глаза смотрел.в зеркале себя узнавал. Водила к неврологу и психиатру.Назначили лечение,когитум,энцефабол.К 4 годам стал произносить за мной слова,предложения. Логопедический садик.Сейчас ему 7 лет,пошел в 1 класс.Читать до школы так и не научился.Говорит плохо,хуже сверсников,заикается(очень сильно).

Автор,ребенка обязательно к психиатру и хорошему неврологу.У ЛОРа были,ребенок слышит? То,что он в 2 года не говорит,не так страшно.А вот то,что у него нет эмоций,настораживает.Тут не задержка развитие,а вполне реальное психическое заболевание.

Ой, у меня точь-в-точь сын как ваш. И ему тоже 7 лет и ходит в 1 класс. Забили в колокола поздно (каюсь), все думала, заговорит, и только к 4 годам обратились к неврологу и далее. В сад лого ходили. Улучшение на лицо конечно было. Сейчас читает по слогам, некоторых букв не знает, говорит плохо, звуки плохо поставлены, хотя логопед уверил, что все поставил перед школой. Но очень сообразительный, вот только речи нет нормальной. Даже я иногда не понимаю, что он говорит. Будем водить к логопеду.

мой сын до школы почти не говорил,занимался с логопедом все школьные годы,точнее,не занимался,а просто ходил к логопеду,он у меня с детства считал,что мы занимаемся ерундой,и что ему это не нужно,сейчас ему 18,всегда отличался высокими способностями,школу закончил очень хорошо,а речь как была невнятная,так и осталась,причем с увеличением словарного запаса понимать его стало еще трудней,а по телефону вообще с ним невозможно разговаривать,память феноменальная,логическое мышление отличное,у психиатра прошел тесты(от военкомата направляли в 16 лет),умственное развитие выше среднего,а вот речь безобразная

Вот и вы подтвердили мои опасения..(((

В глаза смотрит, папу встречает после работы, обнимает..Психиатр сказал, до 5 лет они дето нелечат и диагнозы не ставят, невролог 40 минут наблюдала за ним.Она была уверена — порядок, но тогда сказала, что до 2 лет должен быть прогресс. Прошло 3 месяца,вот уже и 2 года..а ничего нового в развитии нет..((

На мои слова, что хоть как то примерно надо смотреть на нормы, у мамы ответ — мне пофиг на них..

" А врачи сейчас понятие нормы растянули до нереальных пределов. " — согласна полностью..

Странная мама. Дети в год сейчас спокойно показывают и пальцем что хотят и эмоции и уж точно маму с папой зовут, еще и на собачку "гав-гав" говорят. Говорю обобщено потому что мы и в группы развития ходим и в садик вот пойдем на пол-дня скоро.

Я вижу десятки годовалых детей.

Описанный вами ребенок развивается с ненормальной задержкой. Срочно к врачам.

Да гость у меня сын молчал в 2,молчал в 3.В 3года 8 месяцев говорил 8 слов. Но он все понимал,на просьбы реагировал,эмоции были,в глаза смотрел.в зеркале себя узнавал. Водила к неврологу и психиатру.Назначили лечение,когитум,энцефабол.К 4 годам стал произносить за мной слова,предложения. Логопедический садик.Сейчас ему 7 лет,пошел в 1 класс.Читать до школы так и не научился.Говорит плохо,хуже сверсников,заикается(очень сильно).

У меня такой одноклассник был. Среди нас самый успешный сейчас, но понять его абсолютно невозможно. Нам уже по 30.

Автор,ребенка обязательно к психиатру и хорошему неврологу.У ЛОРа были,ребенок слышит? То,что он в 2 года не говорит,не так страшно.А вот то,что у него нет эмоций,настораживает.Тут не задержка развитие,а вполне реальное психическое заболевание.

Вот и вы подтвердили мои опасения..(((

В глаза смотрит, папу встречает после работы, обнимает..Психиатр сказал, до 5 лет они дето нелечат и диагнозы не ставят, невролог 40 минут наблюдала за ним.Она была уверена — порядок, но тогда сказала, что до 2 лет должен быть прогресс. Прошло 3 месяца,вот уже и 2 года..а ничего нового в развитии нет..((

На мои слова, что хоть как то примерно надо смотреть на нормы, у мамы ответ — мне пофиг на них..

" А врачи сейчас понятие нормы растянули до нереальных пределов. " — согласна полностью..

Как это не лечат?? Пьяные они что ли? В коррекционные садики с 4х лет уже все попадают с диагнозами.

Автор, моему ребенку в 3 года поставили ЗПР, он на тот момент говорил около 100 слов, фразы, правда кое-что не понимал (не все), а еще с вниманием проблемы.

У вашего племянника явно ненормальное развитие. Развернутая ПМПК не помешала бы, только именно развернутая, чтоб как следует смотрели. Обычно малышам никаких ужасных диагнозов не пишут, если они действительно не налицо. Когда над моим ребенком только замаячило "уо" я чуть в обморок не шлепнулась-так тонка грань, а сейчас ему 4, ходит в спецсад, год плотно прозанимались, препараты и витамины пили-трещит без умолку, правда не всегда внятно, но все равно..

у моего сына примерно та же история. вроде и адекватный, и реагирует на просьбы, и предметы вроде знает и людей. но..но. не говорит толком. не входит в контакт с незнакомыми..не отвечает на вопросы. ставят зрр и зпр. хотя мы подтянулись на пантогаме и глицине и много много времени с ним занимаемся и специалисты тоже и психолог и деффектолог и логопед попробуйте обратится вот сюда-опишити им ситуацию и они прямо на сайте приблизетельно смогут хоть сказать-есть проблемы или нет. вот вам ссылка . http://new.eii.ru/contacts/ это Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства. мы туда ходим на занятия и уже смогли посещать обычный детсад.

АвторВот и вы подтвердили мои опасения..(((

В глаза смотрит, папу встречает после работы, обнимает..Психиатр сказал, до 5 лет они дето нелечат и диагнозы не ставят, невролог 40 минут наблюдала за ним.Она была уверена — порядок, но тогда сказала, что до 2 лет должен быть прогресс. Прошло 3 месяца,вот уже и 2 года..а ничего нового в развитии нет..((

На мои слова, что хоть как то примерно надо смотреть на нормы, у мамы ответ — мне пофиг на них..

" А врачи сейчас понятие нормы растянули до нереальных пределов. " — согласна полностью..Странная мама. Дети в год сейчас спокойно показывают и пальцем что хотят и эмоции и уж точно маму с папой зовут, еще и на собачку "гав-гав" говорят. Говорю обобщено потому что мы и в группы развития ходим и в садик вот пойдем на пол-дня скоро.

Я вижу десятки годовалых детей.

Описанный вами ребенок развивается с ненормальной задержкой. Срочно к врачам.

моей дочее 1г. и 1м.она с 10месяцев на собачку и кошку и птичку))))))))гав-гав говорит))))))))но не разговаривает(((а сын с 8м.говорил др-др-др))))а с года и 2м.затороторил)))))текстами. @четко. еще никто не спрашивал у меня . а что он сказал переведи. причем на 2 языках на армянском и русском)))

а доча только ходить начала и то еле -еле(((на фотках узнает бабу .деду только всех называет та-та.и не разговаривает.брата называет адат. хотя его маратом зовут.

ПОЧЕМУ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ. (((.

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.

Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.

Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)

на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2018 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Воронова Ю. В.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений. Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Т. о., признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Cправочник болезней

Последние новости

предназначена только для ознакомления

и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь.

Позднее развитие

Врачи считают, что примерно к 2 месяцам малыши должны уметь хорошо держать голову, к 6 – переворачиваться и сидеть без опоры, к 9 – ползать на четвереньках и стоять с опорой, к году – делать первые шаги. Но эти нормативы нельзя назвать жесткими – так, по стандартам ВОЗ, ребенок может начать самостоятельно ходить между 7 и 16 месяцами.

Ситуации, когда малыш запаздывает с овладением какими-то навыками или осваивает их «не по порядку», совсем не редкость. Чем сложнее навык движения, тем больше допустимый период, который отводится на овладение им. Например, если в 14 месяцев ребенок еще не ходит, можно и подождать, а вот 4-месячному малышу, который не держит голову, нужна помощь невролога. В любом случае посоветоваться с врачом нужно, когда какое-то умение запаздывает больше чем на 2 месяца.

Вторая ситуация: кроха «проскакивает» отдельные навыки (например, начинает ходить, не научившись ползать). В этом случае не стоит форсировать события и развивать навык, приобретенный раньше времени. Как же понять, какие явления можно считать нормальными, а какие требуют лечения? Ответить сможет только врач, так что не пропускайте положенных встреч с педиатром или детским неврологом. Обратиться к врачу, не дожидаясь планового осмотра, нужно в том случае, если малыш мало двигается, а его мышцы слишком напряженные или, наоборот, вялые (повышенный или сниженный мышечный тонус). В обеих ситуациях ребенок будет медленнее осваивать навыки движения.

Что поможет малышу лучше осваивать навыки движения?

Игра. Поощряйте кроху тянуться за игрушками, забавляйте его «ладушками», устраивайте веселые заплывы в ванной – все эти занятия помогут развивать двигательные умения малыша и доставят ему массу удовольствия.

Массаж. Развитию ребенка очень поможет несложный массаж, овладеть которым сможет любая мама (перед началом занятий посоветуйтесь с врачом). А в более серьезных случаях понадобится опытный массажист.

Вы можете оформить подписку на журнал «Счастливые родители»

  • Интерактивная версия журнала «Счастливые родители» для iPad, iPhone, iPod

    Источники:
    Позднее развитие ребенка
    Что означает — позднее развитие речи у ребенка и в каком возрасте крохи следует обратиться к врачам, если малыш не заговорил
    http://www.fun4child.ru/8700-pozdnee-razvitie-rechi-u-rebenka.html
    Позднее развитие ли.
    Позднее развитие ли. Мамы, у кого сыночкам больше 2 лет,оцените ситуацию. Мальчик 2 года. Речи пока нет вообще никакой.Один звук — ату — на все случаи жизни. Не совсем понимает просьбы —
    http://www.woman.ru/kids/infant/thread/4337109/
    Задержка речевого развития
    Задержка речевого развития. Симптомы. Диагностика. Что делать при диагнозе задержка речевого развития. Консервативное лечение и операции. Платные и бесплатные клиники, в которых лечится задержка речевого развития.
    http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/speech-retardation
    Позднее развитие
    В каком возрасте малыш должен держать голову, сидеть, ходить – регламентируют медицинские нормативы. Но что делать, если кроха отстает от положенных сроков?
    http://www.parents.ru/article/pozdnee-razvitie/

  • COMMENTS