Потир для причастия младенцев

100 великих сокровищ и реликвий

На сайте «100 великих сокровищ и реликвий» собраны самые ценные в мире сокровища, созданные выдающимися мастерами, скульпторами, художниками, отражена их полная приключений история.

Икона святого Патрика

Вскапывая в 1868 году картофельное поле, расположенное недалеко от устья реки Шеннон, протекающей в графстве Лимерик в Ирландии, один молодой человек наткнулся на тяжелую плиту. С большим трудом сдвинул он ее с места и обнаружил под ней странные предметы, похожие на старинные сосуды. Когда он очистил их от земли, перед ним предстали серебряная чаша — потир и бронзовый кубок.

По мнению археологов, потиры начали изготавливать в Ирландии в V веке, в эпоху святого Патрика — британца, который распространил в стране христианство и вместе с ним многие обряды, в том числе причащение.

Потир из Ардага. Серебро. VIII в.

Потир — сосуд для богослужения, применяемый при освящении вина и принятии причастия. Как правило, это чаша с длинной ножкой и большим круглым основанием. Часто ножка имеет утолщение в форме яблока. Украшается потир орнаментом, изображениями святых. Первые такие чаши в Европе изготавливались из дерева, в III веке появились стеклянные потиры, с IV века получили распространение золотые и серебряные.

Устье реки Шеннон, где был найден Ардагский потир

Ардагский потир, найденный в 1868 году и названный так по местности, где его нашли, выкован из серебра и отделан кельтским орнаментом. Ученые датировали его VIII веком. Скорее всего, кельтские мастера выковали его, имея перед собой образцы, привезенные миссионерами-проповедниками из Англии и Европы.

Новоявленные распространители христианства создавали на ирландской земле церкви и монастыри. И привезенные ими золоченые чаши, бронзовые кубки служили для приема дорогих гостей. В них наливалось вино, которое пили, почитая за кровь Христову. Ведь потир — это символ чаши, переданной Христом на Тайной вечере своим ученикам. «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, во многих проливаемая во остановление грехов»,- сказал им Спаситель.

Потир из оникса

В обычных домах подобную утварь не держали — слишком дорогие изделия для простолюдинов. Найденные в 1868 году серебряный потир и бронзовый кубок могли принадлежать родовитым графам или герцогам. Но кто и зачем закопал их в землю? Это загадка. Политическая ситуация в Ирландии в то время была спокойной, никаких волнений и междоусобных войн не наблюдалось. Прятать домашнее добро было не от кого.

Наступление в IX веке сначала на Англию, а затем на Ирландию викингов, несших с собой разрушение, грабеж, могло послужить причиной для захоронения ценных предметов, но массовых кладов тех времен в земле не обнаружено. Закопать потир и кубок могли и те, кто хотел спрятать краденое.

Ардагский серебряный потир с двумя ручками-ушками по своей форме удивительно напоминает святую чашу Грааля. Мастера-ювелиры VIII века нанесли на его верхнюю часть узор из золотой проволоки. Такой же узор сделан и у основания. Рисунок орнамента типичен для кельтского художественного оформления. Кроме того, потир украшен круглыми чашечками-узорами с эмалевыми бусинками.

Источник:
100 великих сокровищ и реликвий
Вскапывая в 1868 году картофельное поле, расположенное недалеко от устья реки Шеннон,
http://100grt.ru/iskusstvo-srednevekovya/potir-iz-ardaga/

Потир для причастия младенцев

Поти?р (от др.-греч. ????? , «чаша, кубок») — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия.

Как правило, потир — глубокая чаша с длинной ножкой и круглым основанием, большим по диаметру, иногда сделанная из ценных материалов (золота, серебра), бронзы, поделочных камней. Первые чаши изготавливались из дерева, около III века появились стеклянные потиры. С IV века получили распространение золотые и серебряные потиры.

Часто ножка имеет утолщение в форме яблока. Потир содержит в себе два круга, верхний и нижний, в чём заключается его сходство с дискосом. Украшается потир орнаментом, изображениями святых. Потир — образ чаши, переданной Христом на Тайной вечере своим ученикам:

Потир хранится вместе с другими священными сосудами на жертвеннике, или в особом сейфе. Обычно в православных храмах бывает несколько потиров: в большие праздники, когда служат много священнослужителей и много причастников, используется самый большой (вместительный) потир, из которого иногда Христова Кровь разливается в другие потиры для причащения мирян сразу из нескольких чаш.

Для переноса Святых Даров причащающимся на дому применяются специальные потиры с герметично завинчивающейся крышкой.

Чашей (с крышкой) также называют ещё один сосуд, в котором до полной Литургии хранят вынутые из просфор частицы при поминовении имён во время Великого поста.

Источник:
Потир для причастия младенцев
Поти?р (от др.-греч. ????? , «чаша, кубок») — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия. Как правило, потир — глубокая чаша с
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%80

Потир для причастия младенцев

Поти?р (от др.-греч. ????? , «чаша, кубок») — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии причастия.

Как правило, потир — чаша с длинной ножкой и круглым основанием, большим по диаметру, иногда сделанная из ценных материалов (золота, серебра), бронзы, отделочных камней. Первые чаши изготавливались из дерева, около III века появились стеклянные потиры. С IV века получили распространение золотые и серебряные потиры.

Часто ножка имеет утолщение в форме яблока. Потир содержит в себе два круга, верхний и нижний, в чём заключается его сходство с дискосом. Украшается потир орнаментом, изображениями святых. Потир — образ чаши, переданной Христом на Тайной вечере своим ученикам: «Пейте от неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27-28).

Wikimedia Foundation . 2010 .

ПОТИР — (греч. poter). Чаша, в которой на литургии вино смешивается с водою из которой причащаются. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОТИР (или чаша) церковный сосуд, употребляемый при литургии и освящении… … Словарь иностранных слов русского языка

Потир — боярыни А.И. Морозовой. Золото, драгоценные камни, эмаль. 1664. Государственные музеи Московского Кремля. ПОТИР (греческое poter чаша, кубок), литургический сосуд для освящения вина или принятия причастия чаша на высокой ножке, часто из… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Потир — (от греч. poter чаша, кубок), литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней. Потир. Мрамор, золотая оправа. 1449. Мастер Иван Фомин. Загорский… … Художественная энциклопедия

потир — сосуд, остензорий Словарь русских синонимов. потир сущ., кол во синонимов: 3 • остензорий (1) • сосуд … Словарь синонимов

ПОТИР — (греч. poter) литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней … Большой Энциклопедический словарь

ПОТИР — ПОТИР, потира, муж. (греч. poter) (церк.). Большая чаша, употр. в христианском культовом обряде. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОТИР — муж., греч. чаша с поддоном, в коей, во время литургии, возносятся Святые Дары. Потирная чаша. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Потир — (pothr) греческое название чаши, из которой православныехристиане причащаются тела и крови Христовых. Она употребляется вевхаристии по примеру самого И. Христа и апостолов (1 Кор. X, 16) и, посвидетельству отцов церкви, употреблялась непрерывно.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Потир — литургич. сосуд в форме чаши на высокой ножке. Во время литургии в П. наливается вино и опускаются частицы хлеба из просфор для причастия. П. изготавливаются из полудраг. и драг. (золота, серебра) металлов, украшаются полудраг. и драг. камнями,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Потир — (от греч. poter чаша, кубок) литургический сосуд для освящения вина (и принятия причастия) в виде чаши на высокой ножке. П., известные со 2 в. н. э., изготовлялись из золота, серебра, бронзы, поделочных камней, украшались драгоценными… … Большая советская энциклопедия

Источник:
Потир для причастия младенцев
Поти?р (от др.-греч. ????? , «чаша, кубок») — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии причастия. Как правило, потир — чаша с длинной ножкой и
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/109987

Символ Веры

Церковная утварь (дискос, потир, звездица, копие, лжица).

Дискос (греч. — круглое блюдо) — богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо с плоским широким краем, окаймляющим мелкое плоское дно;

дно укреплено на невысокой, как правило, ножке, с небольшим яблоком, или утолщением, в середине, ножка переходит в широкую круглую подставку обычно меньших размеров, чем блюдо дискоса.

Хлебные частицы, знаменующие собою Матерь Божию, святых и всех верующих людей, живых и умерших, присутствуют вблизи агнца и тогда, когда воспоминается Рождество Христово и дискос знаменует ясли, и когда изображается Его шествие на вольную страсть ради спасения человечества (на великом входе), и когда воспоминается Его смерть и дискос знаменует Гроб, и когда затем воспоминается и изображается Его Воскресение из мертвых. Наконец, после причащения людей частицами Тела Христова частицы, знаменующие членов Небесной и земной Церкви, погружаются в чашу, в Кровь Христову, как бы срастворяясь с ней полностью. Это — наглядное свидетельство неотделимости Церкви от Христа, свидетельство того, что Церковь проходит те же этапы подвигов и страданий, какие проходил Господь Иисус Христос в Своей земной жизни, полностью соединяясь и с Воскресением Христа в бытие Царства Небесного.

Церковный потир — это образ чаши, которую Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим ученикам со словами «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 27, 28). В самом широком смысле потир является образом той таинственной чаши, в которой Премудрость Божия растворила вино и предложила на своей трапезе (Притч. 9, 1, 3). Древнее пророчество объемлет этим образом и таинство Причащения, прежде всего, и тайну Рождества Христова от Приснодевы Марии, и ту чашу страданий за грехи всего мира, о которой Христос, молясь, говорил: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26, 39).

Причащаясь Тела и Крови Христовых, верующие сами становятся частицами естества Сына Божия, участниками Его подвига, смерти и Воскресения, причастниками Его Божественной жизни и через это наследниками Царства Небесного. Поэтому чаша, как и дискос, знаменует также Церковь Небесную и земную, питающую людей духовной пищей в жизнь вечную. Чаша как символ Церкви смыкается в своем значении с чашей как символом Богоматери, ибо Приснодева есть Матерь Церкви.

В древности не было единства в изображениях и надписях на священных сосудах. На дискосах изображались Богомладенец в яслях, крест, дева Мария; на потирах — Пастырь добрый с заблудшей овцой на раменах, Агнец, несущий Крест. Позднее в изображениях на сосудах достигалось все большее единообразие, так что ныне обычно на дискосах изображают ангелов или Крест;

на потирах с западной, лицевой по отношению к священнику стороны — образ Христа Спасителя, с северной стороны — образ Матери Божией, с южной — Иоанна Предтечи, то есть деисис, с восточной — Крест.

Звездица — богослужебный предмет из двух металлических крутых дуг, соединенных в центре пересечения болтиком или винтиком с гайкой так, что дуги могут соединяться вместе, покрывая одна другую, и раздвигаться крестообразно. Свое название звездица получила оттого, что по окончании проскомидии ее, раздвинув крестообразно и окадив фимиамом, поставляют на дискос со словами из Евангелия: «И пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча» (Мф. 2, 9). Звездица при этом ставится так, что под пересечением ее дуг оказывается агнец, находящийся в центре дискоса. Этим обозначается Рождество Христово, при котором таинственная звезда, указывавшая волхвам путь к месту Рождества Царя мира, остановилась над Вифлеемской пещерой. Введение звездицы в литургическое употребление единодушно приписывается святому Иоанну Златоусту.

В своем духовном значении копие в некоторой мере подобно также Кресту Христову, ибо как Крест был прежде орудием позорной казни, а во Христе сделался орудием спасения и славы Божией, так и копие, будучи орудием смерти, становится во Христе орудием спасения верных для жизни вечной в славе Царства Небесного. Последнее обстоятельство сообщает освященному церковному копию благодатную силу, способную оказывать целительное действие. В Требнике содержится краткое «Последование на страсть недуга. со святым копием», которое творит священник над больным человеком, осеняя его крестообразно копием.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.

Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человечества до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство. Просфора поэтому является также знамением Господа Иисуса Христа, соединившего в Себе Божественную и человеческую природу.

Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. Нетрудно видеть, что просфора знаменует также творение Божие в единстве небесной и земной областей бытия и небесную и земную Полноту Церкви Христовой.

Просфора, являясь символом обоженной твари, может приобретать разные значения в зависимости от хода богослужения, знаменуя собою и отдельного человека, и все человечество в целом. Когда из первой служебной просфоры вырезывается четверочастный агнец, то это одновременно символизирует и рождение Иисуса Христа из пречистого чрева Девы Марии, и отделение безгрешного и очищенного Божественным естеством человеческого естества Иисуса Христа от среды грешного человечества, от среды мира сего, от земной жизни. Это отделение было произведено посредством злобы самих людей, преследовавшей Христа от рождения и приведшей Его к крестной смерти. В связи с этим находится то, что агнец вырезывается копием.

Лжица — небольшая ложка с крестом в конце рукояти, употребляется для преподания Причастия из чаши (потира) мирянам. Так же, как дискос, потир и звездица, лжица делается из золота, серебра, олова или из металлических сплавов, не дающих окиси.

При богослужении употребляются также небольшие тарелочки, без подставок, как правило, серебряные. На одной из них на дне изображен Крест, на другой-образ Богоматери с Предвечным Младенцем в лоне. Первая тарелочка предназначена для вырезывания на ней агнца из первой служебной просфоры. Вторая служит для вынимания на ней частиц из других просфор в честь Богородицы, святых, о здравии и о упокоении членов Церкви. На тарелочке с Крестом по краю делается надпись «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». На тарелочке с образом Богородицы по краю надписывается «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу». Тарелочка с Крестом употребляется также на литургии для разделения на ней части Тела Христова на более мелкие частицы, назначенные для причащения мирян. Эти сосуды имеют подсобное, служебное значение и символически означают двойственное служение Церкви: Богу и людям.

Кроме них, для положения нескольких просфор и других нужд употребляются обычно еще несколько неглубоких тарелочек, большего диаметра, чем описанные, с такими же изображениями и надписями. Их символическое значение такое же, как и значение малых серебряных тарелочек. В древности все эти круглые блюда без подставки носили название дискос, что показывает, что и сам дискос был когда-то без подставки. Поскольку на такое блюдо полагаются части просфоры, после вырезывания агнца (антидор), оно называется анафорным, то есть антидорным.

При богослужебных действиях используют ковшики с рукоятью особой формы. На проскомидии в такой сосуд вливается вино и небольшое количество чистой холодной воды в воспоминание крови и воды, истекших из ребр Спасителя, ибо это вино и вода превращаются в Кровь и воду из Тела Христа только на литургии. Затем, после прободения агнца копием вино с водой выливается из ковшика в потир (чашу) со словами из Евангелия:

Дискос и потир после совершения проскомидии и поставления на дискос развернутой крестообразно звездицы покрываются последовательно сначала малыми покровцами, каждый сосуд в отдельности, а затем оба вместе покрываются общим покровом. Эти покровы имеют в богослужебных книгах и общее название-покров, воздух и отдельные наименования: для малых-покровец (малый покров, малый воздух), для большого-большой воздух (большой покров).

При переносе сосудов с жертвенника на престол на великом входе за литургией изображается шествие Христа на вольную казнь, смерть Его и погребение тела Спасителя во гробе. В это время покровец на дискосе означает сударь, которым повязали главу Христа при положении во гроб, покровец над потиром означает плащаницу, обвившую тело Его. Когда сосуды ставятся на престол, малые покровцы снимаются с них, и они покрываются одним общим воздухом, который в данном случае означает прежде всего плащаницу, принесенную Иосифом, в которую обернули тело Спасителя, и все вообще погребальные пелены, а также камень, приваленный к дверям гроба. Это побуждало иногда в старину помещать на большом воздухе образ положения Христа во гроб. Однако это не содержит в себе всех значений воздуха, поэтому теперь, как правило, на большом воздухе нет этого изображения.

При переносе чаши с престола на жертвенник, который изображает Вознесение Христа на небо, она вновь покрывается покровцем, знаменующим то облако, которое сокрыло от глаз апостолов возносящегося Господа, и в широком смысле вообще окончание деяний Христа на земле в Его первом пришествии и сокрытие Его в пренебесных сферах.

Происхождение покровов древнее. Ранее всего вошли в употребление малые покровцы, которые вместе с символическим значением исполняли и практическую задачу-предохранение святых Даров в сосудах от мух, пыли, чего особенно много в жарких странах Востока. Большой воздух был введен в церковное употребление позднее, в V в., уже преимущественно из символических соображений. Его изобретение приписывается преподобному Савве Освященному.

Особое место в богослужении Православной Церкви занимает каждение, совершаемое с апостольских времен на вечерне, утрене литургии и других службах и требах диаконами, священникам епископами. Каждение осуществляется с помощью кадила (кадильницы) — особого сосуда, подвешенного на цепочках, за которые священнослужители держат его. Сосуд содержит в себе раскаленные древесные угли, на которые полагается ладан, выделяющий при сгорании благовонный фимиам. Этим фимиамом кадят престолу, Горнему месту, жертвеннику, иконам в алтаре, иконам в иконостасе, в храме, другим святыням и людям: и священнослужителям, и мирянам.

В древности кадило несколько отличалось от современного не имело цепочек, представляя собой сосуд с рукояткой для ношения, а иногда и без нее. Лишь к Х-XI вв. распространение получили кадильницы на цепочках, которые употребляются и по сей день. Кадильница без цепочек, с рукоятью, кация, или кацея (греч.), в древности употреблялась наряду с кадилом на цепочках, а на Афоне и в некоторых русских монастырях до недавнего времени в определенных случаях каждение совершали кациями.

После грехопадения, в богоотчужденной жизни, люди стали приносить Богу жертвы от плода трудов своих и сожигать эти приношения с молитвой. Известна приятная Богу жертва Авеля. Сожжение жертвы для благоухания дыма, возносящегося к небесам — это каждение. Эти жертвы призваны были прообразовать собой будущую истинную жертву — Иисуса Христа. Этим и определяется символический смысл каждения. Каждение, впрочем, вскоре обособилось от прочих жертв и стало состоять в сожжении ароматических веществ.

Благовонное курение фимиама божеству известно с глубочайшей древности. В Ветхом:3авете Господь повелевает Израилю числе других приношений истинному Богу приносить и ароматы для благовонного курения (Исх. 25, 6), заповедует Моисею сделать кадильницы для стола с хлебами предложения (Исх. 25, 29), особый жертвенник для приношения курения (Исх. 30, 1), указывает и особый состав священного курения из ароматических веществ, куда входит чистый ливан (Исх. 30, 34) — душистая древесная смола, собираемая с деревьев и кустарников в восточных странах, в том числе в Ливане, что, вероятно, дало название одному из ароматов — ливан, что в русском языке превратилось в слово ладан (ладон).

Волхвы, пришедшие поклониться родившемуся Христу, принесли Ему в дар золото (как Царю), ладан (как Богу), смирну (как страдальцу). Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме золотые фиалы в руках старцев, восседающих пред Богом, фимиам которых есть молитвы святых (Откр. 5, 8), видел затем ангела, приемлющего золотую кадильницу, которому дано много фимиама (Откр. 8, 3), так что благовонное каждение фимиамом имеет небесное происхождение, благословляется издревле Богом для служения Ему.

Кадильницы делаются из золота, серебра, бронзы.

Каждение и кадило имеют таинственный смысл и значение. Тело и Кровь Христовы уподобляются в молитвах углю горящему и в древних видениях были прообразованы углем с небесного алтаря. По толкованию святых отцов, огонь, как вещество сожигающее (очищающее), освящающее и согревающее, изображает собою Божество, ибо говорится: «Бог наш есть огнь поядаяй» и «Бог есть свет». Поэтому самый огонь кадильных углей знаменует собою Божественное естество Иисуса Христа, вещество углей- его земную, человеческую природу, а ладан знаменует собою молитвы людей, приносимые Богу. Приемлемые Христом человеческие молитвы превращаются в благоухающий фимиам, означающий самую сокровенную сущность молитв: их искренность, чистоту, проистекающую от добрых дел, совершаемых по воле Божией и из чистой любви к Нему. Ибо «мы Христово благоухание Богу» (2 Кор. 2, 15).

В молитве, с которой иерей (или архиерей) благословляет кадило, сказано: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа. Прося принять аромат кадила в знамение духовного благоухания людей и их молитв пред Богом, священник просит ниспослать в ответ благодать Святого Духа на людей. Поэтому благовонный дым кадила есть также видимый образ, заключающий в себе невидимое присутствие этой благодати Духа Святого, наполняющей храм, духовно радующей верующих.

Каждение, как прообразовавшее собой благоухание подвига Христова, столь приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиля за непослушание (Чис. 16, 46-48; Прем. 18, 21).

Вместе с кадильным дымом, услаждающим внешние чувства людей, благодать Духа Святого услаждает духовные чувства молящихся. По толкованию святого патриарха Константинопольского Германа (VIII в.), кадильница означает благоуханнейшее веслие. Духовная радость, веселие, утешение глубоко соответствуют евангельскому учению о Святом Духе, представлению всей Церкви о Нем как об Утешителе, сокровище благих и подателе жизни. В то же время благодатная сила Духа Святого очищает и освящает верующих и весь храм. Каждение поэтому, по толкованию святых отцов, имеет целью очищать собравшихся людей от нечистот мира к достойному слушанию и созерцанию богослужения; прогонять духов тьмы, старающихся нарушить молитвы верующих суетными помыслами.

Когда каждение совершается священным предметам — иконам, храму, — оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и славу, свидетельствует о благоухании верующих во Христа душ человеческих. Когда каждение совершается людям, оно служит к их очищению и освящению, свидетельствует о том, что благодать Святого Духа Божия изливается благодаря подвигу Христову на всех верных, как носящих в себе образ Божий. В данном случае люди являются как бы одушевленными иконами.

Главное в каждении-это символическое значение горячих углей как двуединой природы Иисуса Христа, через Которого молитвы людей благоуханием духовным возносятся к Отцу Небесному, а на людей, в свою очередь, низводится благодать Святого Духа. Благоуханием духовным является здесь прежде всего Сам Господь Иисус Христос, как жертва умилостивления за грехи человечества, и потому в Нем и через Него проистекает благоухание Духа Божия к людям и благоухание людей во Христе к Богу.

Кадильница, как и потир, знаменует собою также вместилище Невместимого, то есть Богородицу и Приснодеву Марию, от Которой вознеслось миру Христово благоухание. Во многих молитвословиях Богоматерь поэтому называется кадилом благовонным, произведшей истинное благоухание — Христа. Неустанное движение кадила-образ неустанных молитв Богородицы о всем мире и людях.

Каждение совершается движением кадила перед иконой, предметом или лицом, которым обращено каждение. Каждение бывает полным, когда кадят весь храм, малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих. Особое каждение совершается вокруг стола с хлебами, вином, пшеницей и елеем на литии и в других случаях. Разнообразные виды каждения имеют свои правила, указанные в Уставе и других богослужебных книгах.

Источник:
Символ Веры
Символ Веры — Православные новости со Святой Земли
http://simvol-veri.ru/xp/cerkovnaya-utvar-diskos-potir-zvezdica-kopie-ljica.html

COMMENTS