Подростковый период у девочек

Воспитание девочки подростка

Перепады настроения, раздражительность также связаны с усиленным выбросом в кровь половых гормонов, благодаря которым ребенок приобретает вторичные половые признаки. Гормоны вызывают избыток сексуальной энергии, которую девочка реализовать по известным причинам не может. Весь этот мощный потенциал выплескивается в виде вспышек агрессии, дерзости и непослушания. Родителям следует помнить, что в переходном возрасте резко повышается функция коры надпочечников. Это значит, что ребенок постоянно находится в стрессовом состоянии.

Как помочь девочке-подростку преодолеть этот непростой период?

Если у девочки не в порядке зубы, кожа, волосы, не оставляйте это без внимания. Она будет избегать общения, стесняться людей. А к замкнутым подросткам отношение в среде сверстников разнится от равнодушия до открытой травли.

Поощряйте интерес дочери к спорту, танцам и музыке. Пусть она посещает кружки в системе дополнительного образования, пробует себя в разных видах деятельности. Побуждайте ее участвовать в школьных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

Подсказки для родителей. Могу сказать по собственному опыту, что если вы авторитетны для своего ребенка, то больших проблем не будет. Но если времени для общения с ней раньше не находилось, то в подростковом периоде девочка вряд ли подпустит вас близко.

Дочь поделилась с вами какой-нибудь «страшной тайной». Сохраните ее, никому не рассказывайте. Девочка оценит вашу надежность и будет доверять в дальнейшем более серьезные вещи.

Хочу обратить внимание некоторых родителей: иногда видишь девчушку с вполне заурядными внешними данными, да еще и троечницу, а самооценка раздута до неприличных размеров. Поэтому не захваливайте своё чадо. Такие девочки обидчивы, инфантильны, плохо ориентируются в реальной жизни. К тому же окружающие люди будут относиться к такому поведению однозначно негативно.

Не советую читателям МирСоветов ударяться и в другую противоположность. Не стоит стыдить девочку по каждому поводу, унижать, пренебрежительно отзываться о ее внешности и учебе. В этих условиях вырастает готовая жертва с неизбывным чувством вины. Она не может постоять за себя, бросается к любому мужчине, стоит ему лишь отнестись к ней по-хорошему. Соглашается на любую работу, не умеет потребовать достойной оплаты, уважения к себе. Позже приходит осознание испорченной жизни со всеми вытекающими последствиями…

Важно соблюдать баланс, при котором сохраняется авторитет родителей. В этом возрасте важно привить девочке некоторые стереотипы и модели поведения. Но делать это нужно по дружески, не принуждая.

Беда многих подростков – угревая сыпь. Вообще не стоит акцентировать внимание на угрях, т.к. это – работа гормонов, а не нарушенный обмен веществ. Но поскольку выдавливать все равно не запретишь, советую читателям МирСоветов научить дочь, как делать это с наименьшими потерями. Перед процедурой пусть вымоет руки и лицо с мылом. Болезненные участки необходимо протереть туалетной водой с повышенным содержанием спирта. Если это черные угри-комедоны, нужно распарить кожу, приложив к ней полотенце, смоченное в горячей воде. После удаления угрей кожу опять обрабатывают спиртом. Все манипуляции лучше проделывать вечером – за ночь поврежденная кожа подживет.

Волосы. Делайте упор на гигиену. Если длинные волосы можно мыть 2-3 раза в неделю, то короткие – через день. Сейчас большой выбор шампуней с нейтральным pH. Помогите дочери подобрать прическу к лицу, это сейчас легко делается с помощью компьютерной программы. С окраской волос лучше не торопиться. Объясните подростку, как вредно сказывается на состоянии волос пребывание на солнце или на морозе с непокрытой головой.

Бывает, у девочек в переходном возрасте начинают усиленно выпадать волосы. Врача посетить нужно, но мы с этой бедой справились классическими методами. Завариваете горсть листьев березы или крапивы на 2 литра воды и прополаскиваете волосы после мытья в течение месяца. Еще один проверенный рецепт для полоскания – корни лопуха (стакан сухого сырья на 2-3 л воды) покипятить минут 15 и процедить. Целебный эффект этих процедур продолжается до следующего мытья головы.

Руки. Не каждая девочка может похвастаться классической формой рук, но их состояние зависит только от ее стараний. Первое правило – чистота. Второе – идеальное состояние ногтей.

Менструации. В 11-16 лет в организме будущей женщины происходит кардинальная перемена – начинаются менструации. Подготовьте дочь к этому заранее, объясните механизм возникновения месячных. Успокойте – многие боятся истечь кровью. Не жалейте денег на хорошие прокладки: бывает, девочка плохо спит, боясь испачкать постельное белье.

Туалет половых органов в критические дни проводится по мере надобности.

Категорически нельзя спринцеваться, т.к. во время месячных приоткрыта шейка матки. Спринцевания девочкам вообще противопоказаны.

Сейчас выпускают тампоны разных размеров, поэтому даже девственница может подобрать подходящий. Другое дело, когда вместе с тампоном, который девочка держала в руке, открывая перед этим дверь школьного туалета, во влагалище попадает огромное количество микроорганизмов. Поэтому про тампоны девочке объяснить следует, но применять их нужно запретить. Своей дочери я разрешала пользоваться только прокладками.

Я старалась донести до своей дочери простые истины: «Поступай с людьми так, как хотела бы, чтоб они поступали с тобой».

Мы живем среди людей, и все наши поступки имеют «эффект бумеранга». Они возвращаются к нам, хорошие и плохие. Сказала ты обидное слово в адрес одноклассницы или даже учительницы. Может, хотела только блеснуть остроумием в кругу сверстников? А оно докатилось до нее, да еще с чужими домыслами. И вы стали врагами, к тому же за пострадавшую обиделись ее родные, друзья и знакомые…

Я советую дочери в разгар ссоры с подружкой замолчать и сосчитать про себя до десяти. За это время немного отступит обида, прояснится разум и найдутся нужные слова.

Отношения с молодыми людьми. Эта тема постепенно становится самой главной в среде девочек-подростков. Думаю, здесь не нужно напоминать читательницам МирСоветов о важности сохранения доверия дочери, чтобы она не боялась быть откровенной. Если у нее появился молодой человек, держите ситуацию под контролем, но в разумных пределах. Пусть он приходит в дом, разузнайте побольше о его семье. Нужно мягко, ненавязчиво подсказывать дочери, как должна поступать девушка в той или иной ситуации, приводить примеры из своей жизни.

Мать должна предупредить девочку обо всех возможных опасностях (венерические болезни, ранняя беременность, возможность насилия). С раннего детства я приучала дочку сопротивляться любому прикосновению, которое ей не понравилось. Насильник скорее предпочтет безответную жертву, чем ту, которая будет вырываться, громко закричит, завизжит, ударит.

Подростковый секс. Одним из самых мощных инстинктов человека является инстинкт продолжения рода. Обычно родители считают, что подростки вступают в половую связь по большой любви. На самом деле все намного проще. Самыми частыми причинами являются любопытство, стремление сделать назло взрослым, желание быть «как все», да и просто бездумье, неумение отказать.

У моей соседки есть дочь, тихая спокойная девочка. Ничто не предвещало беды, она ни с кем не встречалась, по вечерам сидела дома. Когда хватились, беременность прерывать было поздно. Оказалось, что все случилось на проводах двоюродного брата в армию, и именно с братом. Родился мальчик. Молодой маме недавно исполнилось 15 лет. Папочка боится ехать со службы домой, т.к. новоиспеченный дед пообещал оторвать ему голову…

Когда у меня появилось подозрение, что отношения дочери с мальчиком зашли далеко, я усадила ее рядом и предельно просто обрисовала принцип и способы предохранения. Нынешние юноши в большинстве своем «напрягаться» не любят и очень просто взвалят все последствия незащищенного секса на плечи девочки.

«Советы» более опытных подруг могут привести к плачевным последствиям. В подростковой среде бродят такие странные рецепты от «залета», как впрыскивание во влагалище пены для бритья, спринцевание минеральной водой, использование дезодоранта или освежителя воздуха вместо спермицида.

Я считаю, что это не тот случай, когда можно ходить вокруг да около. Если вы сами не можете поговорить с ней на такую тему, попросите свою сестру, старшую дочь, бабушку – лишь бы девочка доверяла этому человеку. На карте стоит здоровье и вся дальнейшая судьба вашей дочери.

Хорошие результаты дает американская система «Флайледи» («Реактивные домохозяйки»). Принцип ее заключается в избавлении от ненужных вещей, в разделении зон уборки и умении «рулить» временем. В результате максимальный результат достигается при минимальных усилиях.

Отправляемся на кухню. Жалкое впечатление производит неумеха в университетском общежитии, на молодежной вечеринке, в гостях под пристальным взглядом будущей свекрови. Пельмени она стряпать не умеет, блинчики прилипают к сковородке, молоко убегает… Некоторые белоручки еще и кокетничают своей неприспособленностью к жизни. «Безрукость» дочери – жесткий упрек матери. Жизнь рано или поздно заставит женщину заниматься кухонной работой. «Не научит мамка, так научит лямка». С детства привлекайте дочь к мытью посуды, учите готовить простую еду. Пусть у нее будет свое фирменное блюдо.

Рукоделие. При глупых руках умной головы не бывает. И бойкие девочки, и записные тихони в подростковом возрасте начинают интересоваться прикладным творчеством. Поощряйте такую инициативу. Прямая обязанность каждой матери – привить дочери хотя бы начальные навыки рукоделия. Шитье, вышивка, вязание не только дают на выходе неповторимые авторские вещи и удовлетворяют эстетическое чувство, но и приучают девочку к вниманию и терпению. Мелкие повторяющиеся движения обладают антистрессовым воздействием на нервную систему. И еще раз напомню читательницам МирСоветов о простом правиле: легче не заставить, а показать на своем примере. Если сели вместе смотреть фильм, вместо чипсов или поп-корна возьмите канву с мулине, а дочь пусть вяжет.

Заведите юной рукодельнице рабочую корзинку, роль которой может играть вместительная коробка или шкатулка. Пусть у нее будут свои швейные принадлежности, крючки и спицы! Такое оснащение заставит ее вновь и вновь обращаться к начатым работам. Если девочка умеет сама вставить резинку, подшить юбку и связать носки, это уже тропинка к самостоятельности.

Побуждайте дочь участвовать в различных выставках изделий. Это привлекает внимание и сверстников и взрослых. К девочке начинают относиться с уважением, восхищаются ее талантами; с ней хотят дружить. Это повышает самооценку ребенка, его активность в социуме.

Источник:
Воспитание девочки подростка
В семье растет дочь, ваша красавица, любимица. Вы радуетесь успехам девочки. Но время идет, и пора задуматься о том, что ребенок скоро вступит в переходный возраст, трудный период.
http://mirsovetov.ru/a/housing/family/education-teen-girls.html

ПОДРОСТКОВЫЙ ВО3РАСТ

— период с 12—13 до 16—18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12—14 лет и заканчивается к 16—18 годам; у мальчиков продолжается с 13—15 до 18— 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3—5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14—15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек — грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8—9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,’бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок — основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы — источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10—15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400— 500 мл молока.

См. также Питание.

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться . под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

Источник:
ПОДРОСТКОВЫЙ ВО3РАСТ
— период с 12—13 до 16—18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим
http://bibliotekar.ru/624-5/53.htm

COMMENTS