Периоды развития ребенка

Характеристика каждого этапа роста и развития ребенка

Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.

Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.

С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития. Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.

Взросление — непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление о мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций. Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.

Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.

Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка — максимально подготовить его органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов. Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.

Тут матери нужно быть особенно внимательной:

Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.

  • Нельзя употреблять алкоголь, наркотики

Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В таких малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.

Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.

Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.

Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое. Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.

Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана. Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, создавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.

Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:

  • регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
  • спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
  • температура не ниже +22С;
  • гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
  • ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.

Сейчас очень уязвима иммунная система. Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:

  • перед тем как брать на руки, трогать его, тщательно мойте руки;
  • в первые 40 дней ограничьте контакты малыша с посторонними людьми – допускается только семья, педиатр;
  • чистая одежда, одноразовые подгузники;
  • обязательно купайте его под проточной водой;
  • смазывайте кожу ребенка детским кремом или маслом, чтобы она не потрескалась.

Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность — один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.

С конца первого месяца и до 1 года — столько длится грудничковый период. Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения. Время летит быстро, но этот год — один из самых значимых периодов с точки зрения развития.

С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.

  1. Уже к концу первого месяца он узнает свою маму по запаху. Знает, как пахнут те, кто часто берет его на руки, проводит с ним время.
  2. Использует более 20 видов плача, пытаясь таким способом элементарно общаться.
  3. Он научился различать цвета, концентрирует внимание на всем ярком.
  4. Со второго месяца начинает запоминать лица, голоса людей.
  5. С 3-го месяца показывает вам, что рад вас видеть: улыбается и двигает ручками и ножками.
  6. С 5-6 месяцев начинает бурно проявлять эмоции.
  7. К 1 годику уже может сказать несколько простых слов («ма-ма», «дай» и т.д.).
  8. Учится пользоваться ручками, пальчиками – развивается мелкая моторика.

Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.

Всего за 1 год меняется очень многое:

  • прибавка в росте составляет до 25 сантиметров;
  • прибавка веса составляет 7-7,2 кг;
  • многие дети в 12 месяцев уже делают первые шаги;
  • умеют садиться и вставать, ползать, переворачиваться;
  • пропали все рефлексы новорожденных;
  • прорезались зубки;
  • ребенок переходит на полужидкую пищу (пюре из овощей, мяса, фруктов).

В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.

С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для активного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут:

  • здороваться и прощаться;
  • представляться по имени;
  • просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
  • подражают голосам животных;
  • знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).

Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери. Все яснее становится для него, что он — отдельная личность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…

Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ.

Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:

  • увеличивается объем памяти
  • развивается личность, характер
  • повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
  • улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
  • малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
  • развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
  • деятельность становится полностью осмысленной.

Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.

Под конец дошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.

Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.

От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания. Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.

Важную роль тут играет общение. Ребенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.

С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.

У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть раньше – с 11-12 лет. Период полового созревания — еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка. Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:

  • больше свежих овощей и фруктов;
  • ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
  • меньше жирного, жареного;
  • меньше сахара, сладостей.

С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.

Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, хочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.

К сожалению, период полового созревания — это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.

У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.

С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.

Этапы развития ребенка

Во время роста организм человека претерпевает множество изменений, в определенные периоды – кризисные. Значение слова «кризис» с медицинской точки зрения, отличается от общепринятого в социуме. Для экономики это крайне неблагоприятное время, после которого сложно ожидать немедленных положительных сдвигов. В медицине используется первоначальное значение греческого слова «krinein» – «разделяю». То есть кризисом является резкий переход из одного состояния в иное, качественно измененное. В педиатрии этапы развития ребенка разделяются между собой критическими периодами. Это наиболее уязвимое время для организма, но вслед за кризисом организм приобретает новые качества, выходит на совершенно другой уровень существования. Изменяются анатомо-физиологические показатели, ребенок растет и приближается к взрослому уровню жизни.

Существуют различные классификации, которые пытаются отразить этапы развития ребенка применительно к своей отрасли:

Педагоги определяют возрастные возможности для обучения детей, степень их интеллектуального развития. Большое значение имеют этапы развития речи ребенка как второй сигнальной системы высшей нервной деятельности.

Юридическая классификация определяет степень ответственности перед законом и обеспечивает имущественные и другие права несовершеннолетних.

Психология рассматривает этапы развития ребенка в плане формирования личности, с учетом наследственных и приобретенных навыков общения в социуме.

Медицинская классификация рассматривает период детства как начальный отрезок жизни, в котором дети определенных возрастных групп имеют собственные анатомо-физиологические особенности. С точки зрения генетики, этапы развития ребенка включают самый начальный период существования, с момента образования зиготы. Это и есть первый кризис в жизни человека. Завершение детского возраста с точки зрения медицины заканчивается половым созреванием.

Соответственно возрасту человека детские годы жизни подразделяются на определенные отрезки времени. Медицинская классификация учитывает анатомо-физиологические особенности организма, применительно к медицинским методам диагностики и лечения. Многие разделы кажутся не приемлемыми для общества, педагогики, юрисдикции, но возрастные этапы развития ребенка, так или иначе, начинаются с первой минуты после зачатия и подразделяются на следующие периоды:

  • Эмбриональный;
  • Перинатальный;
  • Грудной;
  • Преддошкольный;
  • Дошкольный;
  • Школьный: младший и старший (пубертатный).

Внутриутробный этап развития ребенка продолжается в течение 280 дней, что составляет 10 лунных месяцев. В этот период жизни определяются три кризисных точки развития плода:

На каждом отрезке внутриутробной жизни человека происходят процессы закладки и формирования внутренних органов. Это имеет громадное значение для профилактики врожденных заболеваний. Исключаются вредные факторы, подбираются необходимые и безопасные медикаменты для будущей матери.

Неонатальный этап развития ребенка охватывает первые четыре недели жизни человека. Это период новорожденности, который характеризуется адаптацией к жизни после внутриутробного пребывания. В это время организм ребенка находится в непрерывной борьбе с агрессивными факторами внешней среды.

В грудном возрасте происходит дальнейшая адаптация. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, более устойчивы к инфекциям, поскольку находятся под защитой иммунитета матери. Тем не менее, многие процессы в организме малыша в это время склонны к генерализации. Так, лихорадочная реакция почти у всех детей сопровождается судорожным синдромом. К одному году жизни грудной этап развития ребенка заканчивается. Ребенок полностью адаптируется к окружающей среде.

Преддошкольный период развития продолжается от одного до трёх лет. Дети подвержены возрастным инфекциям за счет увеличения контактов со сверстниками. За столь короткий период времени проходят все этапы развития речи ребенка, поэтому дети подлежат обязательному обследованию логопеда. Это время детских инфекций: ветряной оспы, кори, скарлатины, инфекционного паротита и др.

Дошкольный этап развития ребенка продолжается от трёх до семи лет. Происходит заметное снижение роста массы тела, но продолжается рост конечностей. В шесть лет начинается замена молочных зубов постоянными. Патологические процессы теряют системный характер, и заболевания ограничиваются поражением отдельных органов.

В младшем школьном периоде детства наибольшей нагрузке подвергается костная система, проводится профилактика искривления позвоночника. Изменение питания на этом этапе развития ребенка провоцирует развитие патологии желудочно-кишечного тракта. Дети страдают из-за несоблюдения правил гигиены, что проявляется болезнями «грязных рук»: кишечными инфекциями, гельминтозами, острыми гепатитами.

Пубертатный период, то есть, завершающий этап развития ребенка, характеризуется развитием вторичных половых органов, начинающимся с 12 лет. К 16 годам клинические проявления всех заболеваний подростков протекают так же, как и у взрослых людей.

Критические периоды определяют переходы от одного состояния детского организма к другому. Поэтому основные этапы развития ребенка разделяются следующими кризисами:

  • Новорожденности;
  • Первого года жизни;
  • Трехлетнего возраста;
  • Семилетнего возраста;
  • Семнадцати лет.

В некоторых странах законодательно определяют возраст совершеннолетия в 21 год, основываясь на уровне развития высшей нервной деятельности. С точки зрения физиологии окончательное формирование личности завершается к 25 годам.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.

Согласно исследованиям ВОЗ ежедневный получасовой разговор по мобильному телефону увеличивает вероятность развития опухоли мозга на 40%.

Первый вибратор изобрели в 19 веке. Работал он на паровом двигателе и предназначался для лечения женской истерии.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.

Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.

Когда влюбленные целуются, каждый из них теряет 6,4 ккалорий в минуту, но при этом они обмениваются почти 300 видами различных бактерий.

74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.

В четырех дольках темного шоколада содержится порядка двухсот калорий. Так что если не хотите поправиться, лучше не есть больше двух долек в сутки.

Большинство женщин способно получать больше удовольствия от созерцания своего красивого тела в зеркале, чем от секса. Так что, женщины, стремитесь к стройности.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.

У 5% пациентов антидепрессант Кломипрамин вызывает оргазм.

Знакома ли вам ситуация, когда ребенок походит несколько дней в садик, а потом по 2-3 недели болеет дома? Все обстоит еще хуже, если малыш страдает от аллергии.

Периоды детского возраста

Ребенок не является «взрослым в миниатюре». Морфологические и функциональные особенности детского организма определяют не только отличие организма ребенка от взрослого, но и своеобразие патологии детского возраста. Главная особенность ребенка заключается в том, что он растет и развивается. Понятие «рост» и «развитие» относят к процессу, в течение которого из оплодотворенной яйцеклетки развивается взрослый организм.

А. Внутриутробный этап развития:

— фаза эмбрионального развития (до 2 — 3 мес);

— фаза плацентарного развития (от 3 мес до рождения).

Б. Внеутробный этап развития.

1. Период новорожденности (неонатальный):

— ранний неонатальный период (от рождения до 7 дней);

— поздний неонатальный период (от 8 до 28 дней).

2. Период грудного возраста (от 1 до 12 мес).

3. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).

4. Дошкольный период (от 3 до 6 — 7 лет).

5. Младший школьный период (от 6 — 7 до 11 — 12 лет).

6. Старший школьный период (от 12 до 17 — 18 лет).

После оплодотворения и образования зиготы начинается фаза эмбрионального развития <эмбриональный период), во время которого происходит закладка внутренних органов и внешних частей тела, образуются амнион и хорион; к концу второго лунного месяца эмбрион приобретает человекоподобный вид.

В фазе плацентарного развития (фетальном периоде) устанавливается обособленное от матери кровообращение, однако поступление к плоду кислорода и питания происходит из материнского организма через функционирующую плаценту.

Фетальный период складывается из раннего (до 28 нед беременности), позднего (с 28 нед до рождения) и интранатального подпериодов.

Внутриутробный этап развития продолжается в среднем 280 дней, или 10 лунных месяцев. В целом во время внутриутробного развития наряду с органогенезом наблюдаются исключительно быстрый рост и накопление клеточной массы. Так, за 10 лунных месяцев масса плода увеличивается примерно в 6 х 10 12 раз, и если бы такая интенсивность накопления массы тела сохранялась и после рождения, то масса взрослого человека превысила бы массу Земли. Длина плода увеличивается в 5000 раз. На 4-м лунном месяце плод активно двигается, и это ощущается матерью; отчетливыми становятся признаки пола. В 5 лунных месяцев на коже появляется пушок, начинают функционировать сальные железы и образуется смазка. В 6 мес масса плода достигает 600 — 700 г, а к 9 — 10 мес 3000 — 3500 г. Так как питание развивающегося организма происходит за счет матери, то условия ее жизни и здоровья имеют для ребенка исключительное значение.

Поздний фетальный подпериод (иногда его называют антенатальным периодом) переходит в интранатальный этап — роды.

1. Период новорожденности (неонатальный период) начинается с момента рождения и продолжается 4 нед. Выделяют ранний и поздний неонатальный периоды.

В целом длительность периода новорожденности соответствует времени адаптации родившегося ребенка к внеутробной жизни в условиях незрелости нервной системы и всех других органов и систем. Внешне новорожденный беспомощен, большую часть суток спит. При смене пеленок он потягивается и принимает эмбриональную позу, приводя согнутые ноги и руки к животу из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, постоянно совершает беспорядочные движения руками и ногами. Голова свисает, взор не фиксируется, отмечается светобоязнь, вызываются только безусловные рефлексы (сосательный, защитный и др.). Кожа новорожденного гиперемирована, покрыта творожистой смазкой. Культя пуповины сначала набухшая, затем подсыхает с образованием поверхностной корки. С 3-го по 10-й день кожа приобретает желтушное окрашивание; дыхание, кровообращение, пищеварение, выделение совершаются с максимальной интенсивностью число дыхания 40 в 1 мин, частота сердечных сокращений 140 -160 в 1 мин, мочеиспускание 20 — 25 раз в сутки. После рождения ребенок переходит на энтеральное питание, причем лучшим является грудное вскармливание молоком матери. Молоко вырабатывается по принципу: запрос-ответ на запрос. Первые дни жизни являются критическим периодом в становлении естественного вскармливания как для ребенка, приобретающего первые навыки сосания груди, так и для матери, у которой развивается лактация. Стул у новорожденного меняет цвет от черно-зеленого (меконий) до желто-коричневого. Меконий — это все содержимое кишечника ребенка, накопившееся перед родами и до первого прикладывания к груди; чаще всего он отходит в первые сутки. Частота стула в периоде новорожденности сильно варьирует, некоторые дети испражняются после или во время каждого кормления. К 3 — 4-й неделе жизни ребенка кожа очищается и становится розовой, пупочная ранка заживает; в период бодрствования многие дети начинают отвечать на обращение улыбкой и мимикой радости.

2. Грудной период длится от 29-го дня до года жизни. Само название говорит о наиболее близком контакте ребенка с матерью в этот период. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни завершены, механизм вскармливания сформирован, происходит интенсивное физическое, моторное, психическое развитие. При этом очень высока интенсивность обменных процессов при сохраняющейся незрелости анатомических структур, функциональной ограниченности дыхательного аппарата и желудочно-кишечного тракта. Наиболее значимые процессы дифференцировки тканей происходят на уровне нервной системы. Пассивный иммунитет ко многим детским инфекционным заболеваниям (корь, краснуха, дифтерия и др.), приобретенный внутриутробно через плаценту и внеутробно с молоком матери, сохраняется 3-4 мес. Приобретенный иммунитет на первом году жизни еще очень незначителен или отсутствует.

интересуется окружающим. кой, стремится к общению.

За грудной период длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса — более чем втрое. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза выше, чем у взрослого человека, и покрывается относительно большим количеством пищи на 1 кг массы тела, рациональным вскармливанием и своевременным введением корригирующих продуктов. На протяжении первого года жизни разительно совершенствуются моторные функции — от полной двигательной беспомощности новорожденного до самостоятельной ходьбы и умения обращаться с игрушками. В возрасте 6 мес начинают прорезываться молочные зубы, и к году их обычно бывает восемь. Психическое развитие осуществляется так же интенсивно, как и моторное.

Начиная с возраста 1 мес, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах, к концу 2 мес следит за движением предмета, улыбается, с 3 мес произносит звуки, свидетельствующие о положительных эмоциях, «гулит», начинает узнавать близких, с 6 мес говорит отдельные слоги («ма», «па», «да» и др.), громко смеется.

К концу года ребенок произносит первые слова, выполняет простые требования, понимает слова запрета. Нормальное физическое и психомоторное развитие ребенка грудного возраста, сопротивляемость организма инфекциям и другим неблагоприятным факторам окружающей среды возможны только при правильном питании, адекватном режиме, уходе, закаливании. С целью защиты от инфекционных заболеваний особенно важны естественное вскармливание и своевременное проведение профилактических прививок.

3. Преддошкольный период (с 1 года до 3 лет) отличается замедлением темпов прибавки массы и длины тела, созреванием нервной системы, расширением условнорефлекторных связей, становлением второй сигнальной системы, формированием лимфоидной ткани носоглотки, увеличением мышечной массы. К 2 годам завершается прорезывание всех молочных зубов.

В этот период дети активно вступают в контакт с окружающим миром, подвижны, любознательны, при общении со взрослыми и старшими детьми у них совершенствуется речь. К концу 3-го года дети говорят длинными фразами, рассуждают, способны запоминать стихи.

Стремительно расширяются двигательные возможности-от ходьбы до бега, лазанья и прыжков.

Начиная с 1,5 лет дети спят днем около 3 ч, ночью — 11 ч. В этот период через игру, наблюдение за действием взрослых идет обучение трудовым и бытовым навыкам. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера, поэтому воспитание становится главным элементом ухода за детьми. Основные физиологические системы обладают большей степенью зрелости: частота дыхания урежается и составляет 35 — 25 в 1 мин, частота пульса – 120 — 100 в 1 мин, мочеиспускание произвольное, стул 1 — 2 раза в день.

В преддошкольном периоде также важно правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий окружающей среды.

раннего возраста, если и проявляется, часто сменяется возвращением в семью, хотя и на новой основе. Несмотря на то, что подростки часто остаются категоричными в суждениях, они в этот период охотнее вступают в диалог с родителями. Появляется способность к самопожертвованию, преданности, доверию.

Для каждого ребенка характерен индивидуальный темп биологического развития, при этом его биологический возраст может в определенной степени отличаться от возраста его сверстников.

Во всех периодах детства отличительными являются пропорции тела и характеристика физического и психомоторного развития. У детей грудного и преддошкольного возраста о биологическом возрасте можно судить по исчезновению основных рефлексов новорожденных, развитию условных рефлексов, появлению молочных зубов и ядер окостенения, в первую очередь в запястье, формированию двигательных навыков и речи. В дошкольном возрасте важным признаком зрелости считают появление постоянных зубов, а у детей младшего и старшего школьного возраста — развитие вторичных половых признаков, интеллекта, физической работоспособности.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Скорость роста, увеличение массы тела и изменение пропорций тела, развитие моторной и нервно-рефлекторной деятельности, речи и интеллекта, функциональная достаточность внутренних органов и нейроэндокринной регуляции, половое созревание находятся в прямой зависимости от наследственности и факторов внешней среды (питание, воспитание, заболевания, экология). В оценке гармоничности развития, понимании индивидуальности каждого ребенка большое значение имеет правильно собранный анамнез с выявлением неблагоприятных факторов, которые (особенно во внутриутробном периоде и в раннем возрасте) могут не только нарушать последовательность развития детей, но и вызывать иногда необратимые изменения.

Источниками анамнестических сведений являются родители, родственники, воспитатель, сведения из амбулаторной карты, выписка из истории болезни и другие медицинские документы. С ребенком старшего возраста также необходимо побеседовать, но при этом следует помнить, что ребенок внушаем, не может четко определить свои ощущения, а иногда может и умышленно ввести медицинского работника в заблуждение.

Эффективному сбору анамнеза способствуют такие качества медицинского работника, как мягкость в обращении, уважение, понимание, сочувствие, доброта.

После получения анамнестических сведений необходимо провести клиническую оценку статуса ребенка (см. главу 6).

ВОЗРАСТНАЯ ПАТОЛОГИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА

Педиатрия имеет дело с развивающимся организмом, постоянно меняющимся и совершенствующимся. Все внешние вредности и болезнетворные агенты вызывают в детском организме различные реакции вследствие его морфологического, функционального и биохимического своеобразия, при этом, чем моложе ребенок, тем выраженнее следующие особенности:

Быстрые темпы физического и психического развития, что требует более напряженных энергетических и обменных процессов, определяет нестабильность и легко наступающие нарушения обмена у детей.

Снижение специфической и неспецифической защиты в связи с физиологической недостаточностью иммунитета и функциональной незрелостью кожи, слизистых оболочек, ЖКТ , ферментных систем.

В связи с этим патологический процесс у детей нередко приобретает генерализованный характер и своеобразное течение, развиваются заболевания, не встречающиеся у взрослых (диспепсии, рахит, диатезы), отмечается высокая инфекционная заболеваемость.

При различных повреждениях плацента становится проницаемой для микробов, вирусов и других неблагоприятных агентов, которые могут привести к заболеванию плода, нарушить его развитие, вызвать преждевременные роды.

При инфицировании в ранний фетальный период врожденные пороки возникают редко, чаще отмечается задержка внутриутробного развития с низкой массой тела при рождении.

Поздние фетопатии характеризуются развитием генерализованной внутриутробной инфекции с поражением ЦНС, внутренних органов, а также формированием хронических воспалительных процессов.

В интранатальном периоде может произойти нарушение кровообращения в плаценте, что нередко приводит к асфиксии плода, возможны родовая травма, заражение плода условно-патогенной флорой из родовых путей, а при наличии у матери воспалительных заболеваний половых органов — патогенными возбудителями.

В связи с расширением контактов ребенка с другими детьми на фоне недостаточности собственного приобретенного иммунитета наиболее частой патологией становятся ОРВИ, дизентерия и другие кишечные инфекции, а также острые детские инфекции- менингококковая, коклюш, краснуха, ветряная оспа, корь, скарлатина и др.

Возможны психопатические состояния вплоть до суицидальных попыток. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно — сосудистой системы, вегетативной нервной системы («юношеское сердце», «юношеская гипертония», дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состояний). Широко распространены также расстройства питания (тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь). С началом полового созревания выявляются дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и др.), могут обостриться инфекционно-аллергические заболевания, туберкулез. В связи с гормональной перестройкой возможны отклонения в функционировании эндокринного аппарата (зоб, гипо- или гипертиреоз и др.). Повышенная продукция андрогенов ведет к усиленной функции сальных желез и образованию угрей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Вопрос 1. Внутриутробный этап развития ребенка включаем все перечисленные ниже периоды, кроме:

B. Раннего фетального.

C. Позднего фетального.

D. Раннего неонатального.

Вопрос 2. Что из перечисленного ниже нельзя расценить как адаптацию новорожденного к новым условиям жизни в первые дни после рождения?

A. Уменьшение первоначальной массы тела на 12%.

B. Общая гиперемия кожи.

C. Появление желтухи на 3-й день жизни.

D. Набухание молочных желез.

E. Температура тела в первые 2 дня 35 °С.

Вопрос 3. В преддошкольном и дошкольном периодах наиболее частой патологией являются:

A. Пороки развития.

C. Острые инфекционные заболевания.

D. Заболевания, связанные с внутриутробным инфицированием.

Периоды развития ребенка

Грамотное воспитание и обучение ребенка невозможно без знания особенностей процесса его развития в различные периоды детства и отрочества. На этот счет существуют различные теории и мнения психологов и педиатров, в основе которых лежит стадиальность процесса развития ребенка. Считается, что он состоит из последовательно сменяющих друг друга возрастных периодов, каждый из которых относительно замкнут, неповторим и своеобразен. Для каждого возрастного периода развития ребенка характерна определенная социальная ситуация, ведущий тип деятельности и психические новообразования.

Детская возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового ребенка. Существует несколько теорий, относительно деления жизненного цикла на периоды. Так, известный психолог 20 века, Л.С. Выготский предложил следующую возрастную периодизацию развития ребенка:

  • Кризис новорожденности – от рождения до 1,5-2 месяцев, период адаптации после рождения;
  • Младенчество – от 2 месяцев до года;
  • Кризис 1 года;
  • Раннее детство – от года до 3 лет;
  • Дошкольное детство – от 3 до 7 лет;
  • Кризис 7 лет;
  • Младший школьный возраст;
  • Кризис 13 лет;
  • Пубертатный возраст – от 13 до 17 лет;
  • Кризис 17 лет.

Особенностью периодизации психологического развития ребенка по Выготскому стало то, что он выделил в качестве его отдельных этапов возрастные кризисы.

Существуют и другие варианты периодизации психического развития ребенка. Так, некоторые современные авторы выделяют основные периоды развития ребенка по психолого-педагогическим критериям:

  • Раннее детство – от 0 до 3 лет;
  • Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет;
  • Младший школьный возраст – с 7 до 10 лет;
  • Средний школьный, подростковый возраст – с 10 до 15 лет;
  • Старший школьный, юношеский возраст – с 15 и до достижения зрелости (по разным данным 18, 21 или 25 лет).

При переходе от одной возрастной стадии к другой происходят кризисы развития.

Кризисные периоды в развитии ребенка были выявлены эмпирическим путем. Сначала они характеризовались исключительно с отрицательной стороны, но в современной психологии возрастной кризис понимают как сложный, но необходимый переломный этап развития ребенка. Именно благодаря кризисам происходит переход на высшую ступень психологического развития, так как в этот возрастной период развития ребенка происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой. В эти периоды дети с трудом поддаются воспитанию, они упрямы, непослушны, строптивы, ставят под сомнение авторитет взрослых. Наличие кризисов в возрастной периодизации развития ребенка свидетельствует о том, что переход ребенка с одного этапа развития на другой имеет не эволюционный, а, скорее, революционный характер. Поэтому часто за один год поведение ребенка может сильно измениться.

Слово «сензитивный» в переводе с латыни означает «чувствительный». Широко известный педагог Мария Монтессори и ее последователи полно и подробно описали сензитивные периоды развития ребенка от рождения до 6 лет. Так называют промежутки времени, когда дети наиболее восприимчивы к определенным видам деятельности, эмоционального реагирования, поведения и т.п. То есть в разные периоды жизни ребенок легче всего обучается чему-то, и никогда более ему не удастся так легко овладеть этим знанием или умением, как в соответствующий сензитивный период. Длятся эти периоды, по мнению педагогов, только определенный промежуток времени и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо способностей. Поэтому родителям полезно иметь определенные знания о периодизации психического развития ребенка, чтобы не идти против природы.

Сензитивные периоды развития ребенкауниверсальны, то есть через них так или иначе проходят абсолютно все дети, независимо от места рождения, культуры и традиций социума, в котором они проживают. При этом они индивидуальны, так как биологический возраст не всегда совпадает с психологическим. Следует понимать, что если ребенка заставлять делать что-то по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, к желаемому результату он придет позднее и труднее или не придет совсем, поэтому нужно относиться с осторожностью к различным методикам раннего развития.

В своих работах Мария Монтессори выделила следующие основные периоды в развитии детей, которые также делятся на важные этапы, в зависимости от возраста ребенка:

Зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти ребенку, родители смогут подготовиться и пережить его с максимальной пользой.

При использовании материалов сайта активная ссылка обязательна.

Источники:
Характеристика каждого этапа роста и развития ребенка
Основных периодов развития ребенка всего семь. Каждый из них играет свою роль во взрослении человека. Это время для психического развития и физического роста. Дальше — взрослая жизнь.
http://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/harakteristika-kazhdogo-etapa-rosta-i-razvitiya-rebenka.html
Этапы развития ребенка
Согласно классификации, возрастные этапы развития ребенка таковы: эмбриональный, перинатальный, грудной, преддошкольный, дошкольный, школьный.
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/7791-jetapy-razvitija-rebenka.php
Периоды детского возраста
Главная особенность ребенка заключается в том, что он растет и развивается. Понятие «рост» и «развитие» относят к процессу, в течение которого из оплодотворенной яйцеклетки развивается взрослый организм
http://zodorov.ru/periodi-detskogo-vozrasta.html
Периоды развития ребенка
В статье говорится о том, какие существуют основные возрастные сензитивные периоды развития ребенка, какие моменты нужно учитывать на каждом этапе развития, а также как пережить возрастные кризисы.
http://mezhdunami.net/dety/periody-razvitiya-rebenka.html

COMMENTS