Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Планирование по теме «Мой город»

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Планирование по теме «Мой город»

Содержание работы. Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Непосредственная образовательная деятельность. Интеграция. Образовательная деятельность в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями.

Здоровье Ежедневная утренняя гимнастика.

Дыхательная гимнастика после сна.

Проведение физминуток во время занятий Употребление чесночных гренок и витаминизиро ванного чая. Учить самостоятельному контролю за дыханием на улице (в соответствии сезонным изменением климата в городе) Использование различных закаливаю щих процедур (из опыта жителей города, рекомендациям медиков)

«Физическая культура» Развивать физические качества) Формировать потребность в двигательной активности. Воспитывать интерес к занятием физ. культурой. (По плану занятий инструктора по физической культуре).Беседа «Развитие спорта в нашем городе»

«Весёлые старты» П/игры по сезону на прогулке (спортивная площадка д/сада) Пропаганда здорового образа жизни через посещение спортивных мероприятий в городе

«Безопас ность» Формировать основы безопасности собственной жизнедеятель

ности. Беседа «Безопасность нашей страны, границ государства, нашего города» Создать условия для игры на прогулке Консульта ции психолога с родителями на тему: «Страхи у детей».

«Социализа ция» Развивать игровую деятельность детей. Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлеж-ть. «Город Белогорск-раньше и теперь» Рассматривание открыток, фотоальбомов с достопримеча тельностями города С/р игра «По улицам родного города»

Самостоятельное рассматривание альбомов. Посещение краеведческого музея с детьми и родителями

Формиро вание положительного отношения к труду.

Первичные представленияя о труде взрослых, роли его в жизни человека

Развитие трудовой деятельности.

Изготовление поделок из природного материала нашей местности Соц…Ком. Чтх/лит Позн.

Худож. тв-во Рассматривание и описание сюжетных картинок о труде детей и взрослых.

Обсуждение темы: как люди трудятся на улицах нашего города Труд на участке детского сада Порекомендовать прочесть дома: Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», Б. Заходер «Строители»

Познание Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивн) деятельность. Формирование интереса к различным зданиям и сооружениям. умения создавать различные модели по рисунку, словесной инструкции, собственному замыслу.

творческую проектную деятельность

«Главная улица нашего города»

(коллективная работа) Соц. Ком. ЧтТр. Зд. Без. Рассматривание открыток с изображением самых красивых зданий города Белогорска Рисование зданий и сооружений родного города по представлению детей Экскурсия по городу (совместно с родителями)

ФЭМП Развитие познавательных интересов, мышления, ин теллекта детей

«Путешествие по городу» Соц Ком ЗдТруд. Поз.

Худ. тв. Муз. Ориентировка в пространстве на макете («Безопасный путь к д/саду») Развитие графических навыков (штриховка) Порекомендовать игры математического содержания во время прогулок с детьми дома

ФЦКМ Обогащение представлений о мире предметов, профессиях, истории человечества

«Городок средь широких полей – нет в мире местечка родней…» Соц Ком ЗдТруд. Поз.

Худ. тв. Муз Беседа: «В каких местах города я люблю бывать и почему» С/р игра «Почта» (учить запоминать домашний адрес и адрес д/сада) Провести анкетирование родителей по теме

Коммуникация Развитие всех компонентов устной речи; свободного общения с взрослыми и детьми «Кто живёт в родном городе и что в нём есть?» СоцЧт ЗдТруд. Поз.

Худ. тв. Муз Составление рассказа по теме «Дары нашей природы» С/р игра «Овощи и фрукты в магазине» Консультация логопеда «Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям»

Чтение х/л Формировать интерес и потребность в чтении книг Чтение дополнительной литературы –стихов о Белогорске (заучивание понравившихся отрывков) Соц Ком ЗдТруд. Поз.

Худ. тв. Муз Чтение

В Жуковский: «Родного неба милый свет»

Чтение страниц из книги «Белогорск. 150 лет» Составление дома рассказов с детьми о Белогорске

Худ. творчество Формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира.

Удовлетворение потребности в самовыражении Рисование «Машины на улицах моего города» Соц. Ком. Чт. Тр. Муз. Безоп Здор

Рассматривание карты города

Д/ игра «Что в городе есть?»

Самостоятельное рисование карты

улицы, своего двора и др. (по желанию)

Порекомендовать посещение городских выставок творческих работ.

Лепка По мотивам дымковской игрушки Соц. Ком. Чт. Тр. Муз. Безоп Здор

Развитие умения поддерживать беседу, делиться впечатлениями о телепередачах, посещении спектакля и т. п.

Аппликация «Дома на нашей улице» Соц. Ком. Чт. Тр. Муз. Безоп Здор

Игры на развитие творческого воображения («Мы-сосны в городском парке» «Я-фонтан» и др.)

Музыка Развитие муз-художествен деятельности;приобщение к музыкальному искусству По плану муз.

руководителя Разучивание песни – гимна г. Белогорска Д/игра

«Ритмическое лото» Повторение нового музыкального материала с детьми дома

Формы работы по образовательным областям В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса: 1. Совместная деятельность взрослого и детей с.

График — циклограмма музыкального руководителя на 2013–2014 учебный год (1.5 ставки) График – циклограмма музыкального руководителя на 2013-2014 учебный год (1.5 ставки) 1 ПОНЕДЕЛЬНИК 07.30-08.00 08.00-08.11 08.11-08.40.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 7

1.1 Сущность и содержание понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание» 7

1.2 Особенности и задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 13

1.3 Устное народное творчество как средство патриотического воспитания детей 28

2.1 Организация опытно-экспериментального исследования 44

2.2 Результаты использования устного народного творчества в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 52

Список использованной литературы 68

Важной проблемой является переосмысление сущности воспитания ребенка. Для того чтобы научить ребенка любить Родину, необходимо обратиться к классике, которая всегда учила патриотизму, надо ознакомить его с традициями, обычаями, культурой своего народа. Научить уважать и чтить их, ибо нет в человеческой жизни более значимых целей, чем свобода и независимость Отчизны, ее слава, могущество, честь и достоинство. С постижения этих категорий и начинается человек как личность.

В современных условиях, на фоне очевидного упадка традиционных ценностей, все больше осознается значение уважение и любви гражданина к своей стране, Родине, ее культуре и истории. На это многократно указывают руководящие лица страны, это отражено и в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» ?32?. При этом задачи патриотического воспитания должны решаться уже на уровне дошкольного образовательного учреждения, в старших группах, когда дети становятся способны к восприятию таких сложных нравственных категорий как уважение к родине, любовь к своей культуре, терпимость к другим культурам и т.д.

Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию; недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений; отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи, малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания; недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ и т.д.

В таких условиях встает вопрос эффективности использования средств патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Мы полагаем, что одним из таких средств может стать устное народное творчество. Это средство представляется наиболее доступным, простым и интересным как для восприятия детьми старшего дошкольного возраста, так и с точки зрения его использования в воспитательной работе детского сада.

В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина России в современных условиях еще не создана. Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Так, в работах Т.Н. Дороновой [14, 15] довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследованиях Т.С. Комаровой [30], Т.Н. Бабаевой [3], М.Д. Маханевой [36] и др. делается акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. С.А. Козлова [28] предлагает одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Изучение литературы позволяет увидеть, что вопросы воспитания детей дошкольного возраста достаточно подробно рассмотрены в (Ю.К. Бабанский, B.C.Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый и др.), вопросы патриотического воспитания также представлены (С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский), при этом наблюдается недостаток исследований по использованию возможностей устного народного творчества для патриотического воспитания старших дошкольников.

Следовательно, наблюдается противоречие между потребностью совершенствования патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста соответственно новым требованиям развития российского общества на современном этапе и недостаточностью разработанности вопроса использования устного народного творчества как одного из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современной психолого-педагогической теории.

Проблема исследования: какова роль устного народного творчества в процессе воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста?

Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: устное народное творчество как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным если:

? использовать устное народное творчество, способствующее формированию интереса и уважительного отношения к культуре собственного народа, его жизни, родной природе, традициям.

? устное народное творчество будет применяться в разных видах детской деятельности, самостоятельно и в комплексе с другими средствами.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, нами были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретический аспект формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

2. Обосновать сущность, значение, возможности использования устного народного творчества в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

3. Реализовать комплекс занятий, направленных на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества и проанализировать полученные результаты.

Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования — анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы — изучение и обобщение опыта работы по воспитанию любви к родине у детей дошкольного возраста; констатирующий и формирующий эксперименты.

При проведении исследования использованы такие методы как:

? метод анализа литературы;

? математический, качественный анализ данных.

Исследование включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Кроме того, дети дают более адекватное, обобщенное объяснение пословиц. Например, говоря о пословице «Родимая сторона – мать, чужая мачеха» ребенок говорит: «Это значит, что на родной стороне тебе все родное, ты в безопасности. А на чужой стороне, например, за границей, ты всегда будешь неродным, о тебе никто не позаботится». Говоря о пословице «В своем доме и стены помогают» ребенок говорит: «В родном доме ты в безопасности, тебе все готовы помочь. Как бы даже и сам дом, место где ты родился, дает тебе силы». Говоря о пословице «Вся семья вместе, так и душа на месте» ребенок говорит: «Когда вся семья вместе, все рядом, то и все чувствуют себя спокойно. Например, мама не беспокоится, потому что все у нее перед глазами» и т.д.

Следовательно, проведенные занятия способствовали тому, чтобы дети познакомились с большим количеством

В рамках теоретической части исследования на основе анализа литературы были сделаны следующие выводы.

Так, патриотическое воспитание представляет собой направление воспитания, направленное на формирование чувства любви к родине, патриотической культуры и межнациональной толерантности, реализуемое на различных уровнях функционирования системы образования. Основной целью патриотического воспитания является формирование любви к родине. Данная цель достигается посредством решения таких задач как формирование национального самосознания, приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма и т.д.

При этом приобщение к культуре и истории своего народа, патриотическое воспитание целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у детей формируется способность к усвоению достаточно абстрактных понятий (Родина, гордость и т.д.).именно поэтому патриотическое воспитание можно рассматривать как важную задачу, стоящую перед дошкольными образовательными учреждениями. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста происходи в семье и детском саду. В семье ребенок впитывает отношение родителей к истории и культуры родного народа. Однако целенаправленная работа по патриотическому воспитанию производится именно в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Старший дошкольный возраст является сензитивным с точки зрения патриотического воспитания ребенка. Это обусловлено интенсивным развитием познавательных функций, развитием эмоционально-волевой и мотивационной сфер, развитием личности и самосознания ребенка. Патриотическое воспитание в этот период должно строиться на основе учета возрастных особенностей ребенка. Так, патриотические ценности и чувства необходимо формировать относительно явлений близких и понятных ребенку: относительно родного дома и природы родного края и т.д. При этом в ходе патриотического воспитания крайне важно опираться на виды деятельности, наиболее актуальные для ребенка, в частности, на игровую деятельность. При этом эффективность патриотического воспитания во многом зависит от того, насколько учтены индивидуальные особенности ребенка, культурные условия его развития.

Для проверки выводов теоретической части работы было проведено самостоятельное опытно-экспериментальное исследование с целью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества. В исследовании приняли участие 15 детей старшей группы и их родители, а также воспитатели. Были проведены мероприятия с целью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества (на примере пословиц). Было выделено 3 смысловых блока при работе с пословицами: работа с пословицами о семье, работа с пословицами о природе, работа с пословицами о Родине.

Проведенные занятия способствовали тому, чтобы дети познакомились с большим количеством пословиц, а также были способны к их пониманию и объяснению. Дети стали проявлять интерес как к самим пословицам, так и к проблемам патриотизма в целом, что нашло отражение в их играх, беседах, спорах и т.д. В результате проведенных мероприятий дети стали более активно использовать пословицы в своей речи, анализировать их, обсуждать с родителями. Также дети стали больше внимания уделять вопросам героизма родного народа. Это обусловило и возрастание интереса родителей к патриотическому воспитанию. Родители стали чаще обсуждать с детьми проблемы патриотизма в рамках, понятных детям.

В результате ознакомления с потенциалом использования пословиц в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста воспитатели проявили интерес к данному воспитательному ресурсу, изменили свое мнение о значимости пословиц. Следовательно, проведенные патриотические занятия с использованием пословиц способствовали обогащению знаний детей в области культуры родного народа, формированию познавательного интереса к устному народному творчеству и проблемам культуры, истории родного края, страны, а также повышению творческой активности в рамках патриотической тематики на уровне, адекватном для детей старшего дошкольного возраста.

Наша гипотеза о том, что занятия с использованием произведений устного народного творчества способствуют: развитию когнитивного компонента патриотической воспитанности; формированию мотивационно-эмоционального отношения к культуре родного народа; формированию активности детей в рамках патриотических ценностей, оказалась верной.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

2. Алиева С. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества :На материале Республики Дагестан Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 М., 2004. – 10 с.

3. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома // Дошкольное воспитание, №10 2006г.

4. Белоколенко М.В. Наглядность в работе детских библиотек (Систем.подход) : Дис. . канд. пед. наук М., 1998. – 100 с.

5. Белокурова С.П.Словарь литературоведческих терминов М., 2005. – 100 с.

6. Борисова Е. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями речи Дис.канд.пед.наук.-М.,2010, с.10

7. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.

8. Горлевская Е.Л. Практика работы по патриотическому воспитанию. Проектная методика внедрения / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/583342/

9. Громыко Ю. В. Национальная доктрина развития образования России М., 1999. – 7 с.

10. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга : Кн. для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение 1992. -с.15

11. Добринец Л.А. Региональная программа нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников Я и мой поселок» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/506161/

12. Езикеева В.А. Картина как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. — М.: Учпедгиз, 1989. — С.69-76

13. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско — патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

14. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа.: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.

15. Ковалева Г. А.Воспитывая маленького гражданина М, 2005. – 180 с.

16. Кокуева Л. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста Дис. канд. пед. наук. Ярославль, 2002. – 20 с.

17. Комплексная целевая среднесрочная программа «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 годы / Электронный ресурс http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_118880.html

18. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

19. Кохабидзе М.Д. Формирование интереса к чтению у младших школьников. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Тбилиси, 1996

20. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию / Под ред. В.И. Лутовинова М., 2008, с.5

21. Лебедева А. Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/573431/

22. Лемещенко Г. Любимый город мой Мыски // Дошкольное воспитание» №1 2006г.

23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990, с. 23

24. Литвиненко В.И. Патриотическое воспитание подростков в условиях поликультурной среды Автореф. дисс. канд. пед. наук Карачаевск 2006, с.8

25. Любимова Е.Д. Особенности восприятия младшими школьниками поэтических произведений: Автореф. дисс. канд. психолог. наук. — М. 1995

26. Мали Л.Д. Речевое развитие младших школьников / Л.Д. Мали, О.С. Арямова. – Пенза, 1997, с. 18

27. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. -2009. — N11. — С. 24-29

28. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

29. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

30. Минькова В. Достучаться до сердца ребенка . // Начальная школа. – 2000. — №11

31. Михайлова Е.Г. Нравственно-патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду, №5 2005г.

32. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Электронный ресурс http://dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm

33. Немов Р.С. Психология: в 2 кн. Кн. 2. – М., 1994, с.70

34. Никонова Л. Воспитание начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста Дис.канд.пед.наук.-М.,2006, с.10

35. Новолаева Н.В. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество М., 2009, с.73

36. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. — 2003. — № 8

37. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко М., 2006, с.111

38. Писарева А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

39. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.

40. Программа патриотического воспитания граждан РФ на 2006-2011 гг. // Российская газета от 16.02.06, с.8

41. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Логинова В.И. Бабаева Т.И. и др. СПб., «Детство – Пресс» 2007. – 100 с.

42. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

43. Ривина Е. Родословная в детском саду история и образ семьи // Дошкольное воспитание, №1.2006г

44. Родина А. Литературное образование младших школьников // Начальная школа. – 1999. — №1. – С. 84 – 88.

45. Томилина Л.Г. Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/411706/

46. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. Соч.: В 11 т. — М., 2000, с.24

47. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.

48. Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1994. 21 с.

49. Цетлин Е.В. Работа над восприятием образных средств литературы при помощи музыки/ на материале уроков чтения в 3 кл. // Начальная школа, 1991. №2. С.24-25

50. Цибизова Е.И. Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/563463/

51. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2007. — N 10. — С. 44-50

52. Шарапова О. Методика чтения лирических стихотворений и описаний природы // Начальная школа. – 2000. — №4. – С. 28 – 32

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы

Проблема «поиска национальной идеи» в современной России. Характеристика современного патриотического воспитания. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений ребенка наиболее доступные. Литература как средство воспитания в дошкольном возрасте.

Обзор особенностей развития восприятия в старшем дошкольном возрасте. Значение театрализованной игры в жизни ребёнка. Разработка содержания педагогической деятельности, направленного на развитие театрализованной игры средствами художественной литературы.

Задачи, средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Раскрытие основ нравственно-патриотического воспитания детей через ознакомление с историей и культурой родного города и страны. Взаимодействие воспитателей с родителями детей.

Научные основы патриотического воспитания младших школьников. Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Методический аспект проблемы патриотического воспитания в России. Обращение сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории.

Использование русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания детей, определение уровня сформированности знаний о социальной действительности.

Понятие патриотизма и гражданственности, цели и задачи гражданского воспитания и образования. Особенности патриотического воспитания на современном этапе. Русские народные традиции, знакомство с родным городом как средства патриотического воспитания.

Сущность понятий воспитания и образования. Возрастная периодизация и особенности развития детей раннего и дошкольного возраста. Факторы формирования личности, биологические и культурные особенности воспитания в младенчестве и дошкольном периоде.

Теоретические основы воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте. Воспитание самостоятельности в процессе ручного труда. Ручной труд как процесс активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. Методы формирования творческой личности.

Рассмотрение этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым. Анализ методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование личностных способностей ребенка в общении с помощью теста Кеттела.

Теоретические аспекты развития целеустремленности ребенка старшего дошкольного возраста. Развитие произвольности как основа воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Деятельность как условие формирования целеустремленности.

Проблема воспитания патриотизма в отечественной педагогике. Дошкольный возраст как период социализации личности и приобщения к традициям национальной культуры. Реализация комплекса педагогических условий приобщения детей к культуре народов Севера (ханты).

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста художественными средствами

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста художественными средствами

Современное понимание термина «патриотизм» в монографии И.Е. Кравцова и в работе И.Ф. Харламова. Теоретическое обоснование патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Определение методов и приемов ознакомления детсадовцев с родиной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования города Москвы

ГОУ Педагогический колледж № 18 «Митино»

Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста художественными средствами»

студентка 5 курса

Протопопова В. В.

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего возраста

1.1 Понятие патриотизма и патриотического воспитания

1.2 Задачи, содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.3 Методы и средства ознакомления старших дошкольников с Родиной

Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.

Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, и любовь к Родине в целом.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Целью работы : Определить методы и приёмы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родиной с использованием художественных средств.

Объект исследования: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родиной с использованием художественных средств.

* Определить методы и приемы ознакомления детей с родиной.

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие патриотизма и патриотического воспитания

Современное понимание патриотизма, или любви к Родине характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм — это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними .

Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.

Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений о жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.

В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты.

Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия».

В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания многочисленны и разнообразны. А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная».

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Таким образом, под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста — формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

1.2 Задачи, содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Воспитательно-образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:

.- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Уточняются и систематизируются полученные знания детей в беседах типа «Легок ли путь хлеба к нашему столу» и т. д. Знакомя детей с трудом взрослых, ребенок овладевает умениями употреблять обобщенные названия профессий, у него воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им. Здесь также важно тематически планировать работу на занятиях по патриотическому воспитанию детей.

Таким образом, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию.

1.3 Методы и средства ознакомления старших дошкольников с Родиной

Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциогенны и побуждать ребенка к практической деятельности.

Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности. Рассматривание иллюстраций, диапозитивов, слушание художественных произведений, рассказов взрослых, а также экскурсии, рисование, игры-путешествия — все это помогает решать поставленную задачу. Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. На современном этапе дошкольникам, вероятно, можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

ИГРЫ, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя — поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться.

Художественные средства — это чтение художественной литературы, устное народное творчество музыка, кино, изобразительное искусство диафильмы. Они способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках.

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой — дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) — нужна опора на визуальные впечатления.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Мировую ценность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и роспись Хохломы, и мастерство дымковской, городецкой игрушки — во всем этом проявление одаренности русского народа, его творческих сил и талантов. Каждое изделие народного искусства — это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное — открывать глаза на дорогое и родное».

В современных условиях активного внедрения в жизнь, быт, мировоззрение детей образцов массовой культуры других стран следует говорить о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Восстановление органической связи с историей и духом своего народа, вхождение в его культуру не означает ни национальной изоляции от содержания всемирной истории, ни отлучения от достижений современной цивилизации, ни прекращения общения с иной культурой. Значение народного искусства в его традиционности, которая имеет корни, уходящие в глубину веков.

Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование на завтра, потому что вдохновение пришло сейчас. Наша практика показала, что после прослушивания литературного произведения и правильно проведенной беседы, даже практически не рисующие дети пытаются изобразить персонажей сказки или особенно впечатлившие моменты сюжета.

Детское вдохновение — очень сильный творческий порыв; проводя занятие с запланированной творческой «концовкой», нужно подготовить заранее все материалы, которые могут понадобиться детям для творчества, чтобы не возникало паузы между вдохновением и организацией творческого момента. В оптимальном варианте, дети с тех мест, где они слушали сказку, рассказ, или беседовали, проходят за подготовленные к творчеству столы, рассаживаются и принимаются за рисование или лепку.

Кроме рисования и лепки, можно предложить детям напольный строительный материал, военную технику, игрушки по теме занятия. Строительно-конструкторская игра требует много места и материала, поэтому можно разделить детей на подгруппы и определить им разные виды занятий. Воспитатель, поддерживая переживание сюжета, может предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру, атрибуты для которой также нужно приготовить заранее и продумать сюжет игры. Если дети затрудняются, воспитатель в качестве второстепенного персонажа подталкивает сюжет.

Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила «по справедливости», «по честному», рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений. Хороший пример для детей — в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово», мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира.

При самостоятельной организации игр дети сами пользуются любимыми считалками, что тоже результат специального ознакомления их с родной культурой, т.к. дети на улице с ровесниками играют мало и процесс передачи детского фольклора затруднен. Знание большинства считалок, закличек, загадок и потешек — результат работы родителей и педагогов.

Отдельный вид самостоятельного детского творчества встречается у особенно одаренных, либо хорошо развитых детей — так называемое «сказкотворчество». Дети, прослушав сказку или рассказ, через какое-то время начинают ее пересказывать либо сверстникам, либо игрушкам-«детям», смешивая несколько сюжетов, заменяя персонажей. Поддерживая фантазирование, можно помочь ребенку создавать совершенно уникальные фантастические истории.

Таким образом, художественная деятельность детей и результаты детского творчества — хороший индикатор качества получаемой информации. Если впечатления детей бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях.

Все эти средства и методы при правильном и комплексном использовании могут способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика социализации и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2000. -400с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Социализация дошкольников. -М.: Академия, 1999. -159

3. Бородич А.М. Методика социализации детей. — М.: Просвещение, 1981. -255с.

4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. — Спб.: Акцидент, 1996. -205с.

5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М.: Академия, 1998. — 160 с.

6. Козлова С.А. Я — человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. — М.: Владос, 2001. — 94 с

7. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. -М.: АСТ, 1997. -С.8-34.

8. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество России, 2000. -256с.

9. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня социализации детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.

Источники:
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Планирование по теме «Мой город»
http://www.maam.ru/detskijsad/nravstveno-patrioticheskoe-vospitanie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-planirovanie-po-teme-moi-gorod.html
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества
Дипломная работа по теме — Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества. Готовые дипломные работы. Готовые курсовые работы. Курсовые и дипломы на заказ
http://demo.rosdiplom.ru/readyi2a1a2new.asp?id=216195
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы
Проблема
http://allbest.ru/k-2c0a65635b2ad78a5d53a89421306d27-2.html
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста художественными средствами
Современное понимание термина
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00132903_0.html

COMMENTS