Отличие зпр от умственной отсталости

Как отличить ЗПР и умственную отсталость

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1999 , 2002 , 2004

СДВГ-статус : Мама

ЗПР предполагает незначительное снижение во всех сферах — у ребенка хуже развита речь, снижен общий запас знаний, есть проблемы с интеллектуальной целенаправленностью, ребенок может быть менее ловкий чем сверстники, его поведение и эмоциональные реакции соответствует более раннему возрасту.

Некоторые специалисты считают что интеллектуальное снижение при ЗПР вторично, т.е нарушены предпосылки интеллекта: память, внимание и даже мотивация (ребенок предпочитает смотреть мультики, а не учить буквы — т.е. у него не сформирован мотив "быть как взрослый", потребность чему то научиться — ему и так хорошо, в своем "детском состоянии"). Т.е. ребенок с ЗПР, может быть любознателен, но только в интересных для себя темах — один балдеет от динозавров, второй — спец в компьютерных играх, и т.п.

Еще есть мнение что ЗПР — это субнорма, т.е. дети которые болтаются на границе между нормой и легкой умственной отсталостью. Они, к примеру, способны к абстрактному мышлению, но в меньшей степени чем обычно ребенок в этом возрасте.

А при УО — снижена познавательная активность, ребенку многое не интересно, он почти никогда не задает вопрос "почему?", способность к абстрактному мышлению снижена, они многое понимают буквально, переносный смысл пословиц или слов им вообще недоступен. У них присутствует недостаточность мышления.

Разобраться в этом самим, по тестам — нереально, нужно иметь опыт и видеть детей с разными проявлениями. И поверьте, даже не один десяток

Вам стоит пройти хорошее патопсихологической обследование — определить структуру интеллекта (по Векслеру, проверить память, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу). По этим результатам можно будет делать какие-то выводы. Смысл этой акции — в том, чтобы морально подготовить себя к ПМПК, примерно знать на какой вердикт рассчитывать.

У Вашего мужа скорее всего срабатывают защитные реакции, и это понятно. Но от реальности не убежишь — она такая какая есть.

Сказать что ЗПР однозначно лучше чем легкая УО. даже не знаю, при ЗПР больше поведенческих проблем, выше риск психопатизации. Легкое УО при сохранной эмоциональной сфере дает, пожалуй, даже больше шансов к успешной адаптации (если не ошибаюсь процентов 10 населения — относятся к этой категории). Так что такие вот дела.

Отличие зпр от умственной отсталости

  • войти с помощью:

    войти с помощью:

    СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

    ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

    Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).

    Отличие умственной отсталости от сходных с ней состояний

    Отличие умственной отсталости от сходных с ней состояний

    Как правило, поводом к тому, чтобы ставить под сомнение полноценность интеллекта ребенка школьного возраста, служит его неуспеваемость, обнаруживающаяся в процессе обучения. Отождествление неуспеваемости с умственной отсталостью является грубой и опасной теоретической и практической ошибкой.

    Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости — это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность предпосылок к нему и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. В тех случаях, когда ребенок попадает в школу, класс с невысоким уровнем учебно-воспитательного процесса (нарушаются дидактические принципы урока, низкая квалификация учителя, игнорируются индивидуальные особенности учащихся и т.д.), его неуспеваемость перерастает в педагогическую запущенность.

    Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни ребенка в семье: отсутствие контроля и помощи в учебе со стороны родителей, несоблюдение режима дня, конфликтная ситуация в семье и пр. Особенно тяжелые последствия наблюдаются в тех случаях, когда социально-педагогическое неблагополучие имеет место в ранние месяцы и годы жизни ребенка. Если в раннем и дошкольном возрасте дети были лишены эмоционально положительного контакта с родителями, другими взрослыми и детьми, когда им длительное время приходилось находиться в учреждениях интернатного типа, может возникнуть педагогическая запущенность, проявляющаяся в том, что эти дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас, не владеют элементарными логическими операциями.

    Неуспеваемость может быть связана также и с астеническим состоянием ребенка, вызванным длительной болезнью, в результате чего ребенок быстро устает, ослабляется память, внимание, нарушается поведение. Но все это не носит стойкого характера и не имеет в основе органических нарушений.

    Во всех этих случаях требуется создание благоприятных условий жизни, прежде всего охранительного педагогического режима, для того, чтобы неуспеваемость была преодолена.

    Необходимо установить причины неуспеваемости (неумение учиться, пробелы в знаниях, негативное отношение к учителю, конфликтные ситуации в школе, в семье и т.д.) и устранить их, развивая потенциальные возможности ребенка.

    Умственная отсталость и задержка психического развития

    Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее частых форм нарушений психической сферы.

    Характерными ее признаками считаются следующие: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке перцептивной информации (т.е. информации, получаемой посредством ощущения и восприятия). Кроме того, у большинства детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность функции произвольного внимания, памяти и других высших психических функций. У одной группы детей с ЗПР преобладает интеллектуальная недостаточность, у другой — эмоционально-волевые нарушения по типу психического инфантилизма.

    В отличие от умственной отсталости , где психическое и, в первую очередь, интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций.

    При ЗПР сохранны потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности и, прежде всего, обобщения, отвлечения и абстрагирования. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, способны использовать оказываемую им помощь и переносить ее самостоятельно на новые задания. Умственно отсталый ребенок также использует оказываемую ему помощь, но перенести самостоятельно усвоенный в конкретном задании обобщенный способ действия на новые задания он не может.

    При обследовании чтения, письма, счета дети с ЗПР часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые, но, тем не менее, у них имеются качественные различия.

    Так, при слабой технике чтения дети с ЗПР всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У умственно отсталых нет желания понять, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогичным. В письме отмечается неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность и т.п., что, по мнению специалистов, может быть связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия.

    Детям с ЗПР труден звуковой анализ. У умственно отсталых все эти недостатки выражены грубее.

    В математике имеют место трудности в овладении составом числа, счетом с переходом через десяток, в решении задач с косвенными вопросами и т.д. Но помощь здесь более эффективна, чем у умственно отсталых.

    Учитывая это, необходимо при дифференцированной диагностике строить обследование детей в форме обучающего эксперимента.

    Умственная отсталость и общее недоразвитие речи

    Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и интеллекте, т.е. имеется в виду отсутствие у ребенка умственной отсталости.

    Если при умственной отсталости дети испытывают затруднения во всех видах интеллектуальных заданий, т.е. у них имеется тотальный интеллектуальный дефект, охватывающий все виды мыслительной деятельности, и, в первую очередь, наиболее поздно формирующееся в нормальном онтогенезе словесно-логическое мышление, то при общем недоразвитии речи картина иная. Наибольшие трудности у детей вызывают задания, требующие прямого участия речи. У них отсутствует инертность психических процессов, в отличие от детей с олигофренией, они способны к переносу усвоенных способов умственных действий на другие, аналогичные задания. Этим детям требуется меньше помощи в формировании обобщенных способов действий в заданиях на конструирование и др., не требующих речевого ответа.

    У детей с ОНР отмечаются дифференцированные и более тонкие по сравнению с умственно отсталыми детьми эмоциональные реакции, они обычно критически оценивают свою речевую недостаточность и во многих заданиях сознательно стараются избегать речевого ответа. Их деятельность носит более целенаправленный и контролируемый характер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сообразительность при выполнении заданий.

    Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи и умственной отсталости может быть значительно затруднен, если общее недоразвитие речи наблюдается с гидроцефалией, остаточными проявлениями детского церебрального паралича и т.п.

    Особые трудности в дифференциальной диагностике возникают при осложнении олигофрении алалическими и дизартрическими нарушениями. При проведении дифференциальной диагностики требуется комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование, при котором важно оценить не только количественную, но и качественную структуру нарушений познавательной деятельности и всех других психических функций, а также выявить зону потенциального развития и обучаемость ребенка.

    Умственная отсталость и нарушение деятельности анализаторов

    Кажущееся сходство с умственной отсталостью может быть и при нарушении деятельности анализаторов (слухового и зрительного). Эти нарушения создают определенные трудности в познавательной деятельности детей, а в условиях школы порождают неуспеваемость.

    Даже незначительные нарушения функций анализаторов могут привести к неполному, а иногда искаженному отражению внешнего мира, к обеднению круга представлений, неадекватному поведению, если не будут использованы компенсаторные возможности центральной нервной системы и специальные технические средства (слуховые аппараты, очки и пр.). Так, снижение слуха может вызвать определенные трудности при обучении ребенка в школе, особенно при овладении грамотой. Дети со сниженным зрением не видят строки, путают сходные по начертанию изображения и т.д. Завышенные требования утомляют ребенка, делают безуспешным обучение в обычных школьных условиях, ухудшая его общее состояние.

    Дети с нарушениями зрения и слуха бывают беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т.п.), а слабовидящему соответствующие устные задания, то они их выполняют.

    При отграничении состояний, вызванных нарушением анализаторов, от умственной отсталости необходимо выяснить, что первично доминирует в отставании: умственная отсталость является ведущим и первичным дефектом, а снижение слуха, зрения лишь сопутствует ей, или же отставание наступило в результате нарушения функций анализаторов. Важно учитывать время поражения анализатора. Чем раньше возник болезненный процесс, тем тяжелее последствия.

    Трудность определения умственной отсталости заключается в том, что, в отличие от других аномалий (глухота, слепота), для умственной отсталости нет абсолютно объективного критерия, такой шкалы, по которой ее можно было бы измерить.

    Данная информация не должна являться поводом для проведения самодиагностики и принятия самостоятельных решений. Она призвана помочь в понимании сущности и разнообразия различных отклонений детского развития.

    Все заключения о состоянии ребенка может делать только специалист.

    Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости

    • Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
    • В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
    • В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
    • Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
    • При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
    • Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
    • Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
    • Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.
    • Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

    Отличие ЗПР от педагогической запущенности.

    1. Это дети с нормальным развитием мыслительных операций, но снижен показатель познавательной активности.
    2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий.
    3. Сочетание низкого уровня продуктивности и отсутствие познавательной активности.

    Упражнения для развития образного и пространственного мышления: выкладывание из палочек фигуры, соединение точек и линий не отрывая руки. «Четвертый лишний» — развитие логического мышления.

    Основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода при развитии мыслительной деятельности:

    • Общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом.
    • Развитие воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний.
    • Использование проблемных заданий. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций.
    • Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действий на основе их проговаривания.
    • Формирование у ребенка рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем их выполнения.

    Источники:
    Как отличить ЗПР и умственную отсталость
    Здравствуйте, Маячок. Подскажите, пожалуйста, можно ли самим определить умственную отсталость у ребёнка. сейчас сыну 5 лет 11 мес. диагноз ЗПР ставят с 3-х лет.
    http://www.sdvg-deti.com/t5374-topic
    Отличие зпр от умственной отсталости
    Сайт для родителей. Все о детях: зачатие и беременность, календарь беременности, роды и послеродовой период, кормление и воспитание ребенка, каталог роддомов и женских консультаций, детских садов, школ и секций для детей. Игры для детей, сказки, детские песни и мультфильмы.
    http://www.uaua.info/
    Отличие умственной отсталости от сходных с ней состояний
    Отличие умственной отсталости от сходных с ней состояний Как правило, поводом к тому, чтобы ставить под сомнение полноценность интеллекта ребенка школьного возраста, служит его неуспеваемость,
    http://doctornet.ru/article/otlichie-umstvennoj-otstalosti-ot-sxodnyx-s-nej-sostoyanij
    Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости
    Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры голов
    http://www.uaua.info/osobye-deti/osobennye-detizpr/article-10947-otlichiya-detey-s-zpr-ot-umstvennoy-otstalosti/

  • COMMENTS