Остробрамская икона богородицы

Остробрамская икона богородицы

1. Существуют и два других православных предания о происхождении образа. Согласно первому, Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия великим князем христианства. Вторая легенда гласит, что икона сама чудесным образом явилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г.

2. Острый конец города Вильно в XIV столетии носил также название «русского», поскольку местность вокруг монастыря в древности была населена почти исключительно жителями православного вероисповедания.

Чудотворная икона Божией Матери Остробрамской написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер образа 165 х 200 см. Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена по пояс, с склоненной головой и опущенными глазами. Ее руки скрещены на груди.

Нынешнее внешнее убранство иконы изобилует всевозможными регалиями. На голове Девы Марии находится двухъярусная корона — барочная корона Королевы Небес и рокайльная корона Королевы Польши. Позолоченная серебряная риза, выполненная в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века, полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Внизу икона украшена серебряным полумесяцем — вотумом 1849. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.

В католическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматери западного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. В 1927 году, во время реставрации иконы перед ее коронацией, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке. Делались попытки и более точной датировки образа. Так, некоторые специалисты полагают, что Остробрамская икона была исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводила первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом.

В православной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконой глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе была выявлена древняя славянская надпись — хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим». Существует мнение, что первоначально икона являлась частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в момент явления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которого утрачена.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия — момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа — участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.

Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, между лучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12,1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Которая непрестанно молится за Церковь.

Чтимые списки с Остробрамской иконы Божией Матери находились в юго-западных славянских землях, в Литве и в Польше. В настоящее время один из них пребывает в церкви Остробрамской Богоматери в деревне Кяна.

Известно, что к иконографии Остробрамской Пресвятой Богородицы восходит чудотворный образ Божией Матери Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский.

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.

Источник:
Остробрамская икона богородицы
1. Существуют и два других православных предания о происхождении образа. Согласно первому, Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия великим
http://www.portal-slovo.ru/art/42695.php

Остробрамская икона богородицы

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Ausros Vartu Dievo Motina , польск. Matka Boska Ostrobramska , белор. Маці Божая Вастрабрамская ) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

Написана темперой на двух соединённых дубовых досках толщиной 2 см, покрытых тонким слоем грунта. Размер 200 ? 165 см. Относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца на руках. Детальное исследование и консервация образа были проведены Яном Рутковским в 1927 году. По технике, грунтовке и составу красок установлено, что образ создан во второй половине XVI века, вероятно, итальянским художником.

Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным окладом; открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебряным окладом фигура закрыта около 1671 года. Серебряный полумесяц в нижней части образа — вотивный дар (1849). На голове две короны: барочная корона Царицы неба, рокайльная корона королевы Польши.

Существует много версий о появлении иконы в Вильне — столице княжества Литовского. Одна из них говорит, что икона чудесным образом появилась на Острых вратах 14 апреля 1431 года. Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Особенно широкое распространение в среде православных верующих получила версия о восточном происхождении иконы, опубликованная в 1839 году историком Теодором Нарбуттом в книге «Древняя история литовского народа». Нарбутт, для доказательства своих гипотез зачастую прибегавший к фальсификациям исторических документов и домыслам, основывал свою версию на имеющейся у него рукописи венденского каноника Даниэля Лодзяты, бескритично собиравшего любую информацию (подлинник рукописи отыскать не удалось). В 1653 году Лодзята писал, что икона была привезена князем Ольгердом из Херсонеса (Корсуни). Известно, что Ольгерд совершил в 1341?1373 годах ряд удачных походов против крымских татар. Т. Нарбутт полагал, что Ольгерд получил икону в числе военных трофеев во время похода на Корсунь в 1363 году. А супруга Ольгерда — тверская княжна Иулиания Александровна подарила икону во вновь построенную церковь Живоначальной Троицы [1] . Но уже в 1431 году икона находилась над Острыми Вратами.

Версия Нарбутта не находит подтверждения в ряде крупных работ, посвященных истории чудотворных икон Богоматери. Так, в одной из самых ранних книг, посвященных чудотворным иконам в Польше и Великом княжестве Литовском Войцеха Кояловича среди перечисленных икон, находящихся в ВКЛ, в том числе и Вильно, нет упоминания об Остробрамской иконе [2] . Нет сведений об иконе ни в первом издании 1659 года, ни во втором — 1672 года книги Вильгельма Гумппенберга «Atlas Marianus…» Среди названных в книге виленских икон есть икона в костёле Святого Михаила, две иконы в костёле Святого Яна (Иоанна) и икона в униатской церкви Св. Троицы. Русский исследователь-искусствовед Никодим Кондаков в своих книгах, посвященных иконографии Богоматери, также не упоминает об Остробрамской иконе Богородицы.

Польский исследователь Мечислав Скрудлик поддержал гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 году в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костёла Тела Христова, написанной Поренбским [3] .

В 1920-е годы получило распространение мнение, что изображение Остробрамской Девы Марии имеет сходство с королевой Речи Посполитой Барбарой Радзивилл (1520—1551).

Ряд исследователей, в том числе Юозас Юргинис, склонны считать, что икона была написана в Вильно неизвестным итальянским художником XVI века [4] .

Ирина Языкова отмечает еще одну важную вещь. Икона, перед которой молился в своей келье преподобный Серафим Саровский, является не образом типа «Умиление» (Элеуса — это наиболее нежное и трогательное изображение Матери Божией и Младенца Иисуса, на котором обычно Матерь прижимается к Сыну, а Он Её ручкой обнимает за шею), а иконой Остробрамской Божьей Матери.

В 1990 году в Варшаве была издана монография известной польской исследовательницы Марии Каламайской-Саид «Острая Брама в Вильно», в которой автор на основании письменных и печатных источников, иконографическом анализе выдвинула новую гипотезу, суть которой заключалось в том, что Остробрамская и Краковская иконы Девы Марии имели один первообраз, принадлежащий нидерландскому художнику Мартину де Вос. Рисунок Воса имел две графические — братьев Иеронима и Антония Верикс и Томаса де Лю. Автор сделала предположение, что художник, написавший икону Остробрамской Богоматери, пользовался гравюрой Томас де Лю. По стилевым характеристикам икона могла быть написана в 1620—1630 годах в Вильне. Каламайская-Саид считает образ Остробрамской Богоматери изображением Непорочной Девы Марии (Immaculaty), введенным в западноевропейское искусство во второй половине XVI в. [5]

Первое достоверное письменное упоминание об Остробрамской иконе содержится в «Хронике монастыря кармелитов босых в Вильно». Хроника говорит о торжественном переносе иконы в построенную в 1671 г. каплицу (часовню). Фундаторами каплицы были Михаил Казимир Пац — великий гетман Литовский, Христофор Пац — великий канцлер Литовский и Гилярий Полубинский — маршалок Великого княжества Литовского. Именно к этому году относится первое чудо, совершенное посредством иконы — спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702 годом.

Во время городского пожара 1711 года деревянная каплица сгорела. Спасенная икона была помещена в кармелитский костёл Св. Терезы. В 1713—1715 годах была построена новая каменная каплица, куда с торжественной процессией и была перенесена икона. Культ Остробрамской иконы Девы Марии получил более широкое развитие после того, как в конце первой половины XVIII века главным торжеством в Острой Браме стал праздник Опеки Пресвятой Девы Марии. В каплице регулярно, кроме католических месс, проводились богослужения по восточному обряду греко-католической церкви.

Первым печатным источником, в котором упоминался культ Остробрамской иконы, была книга ксендза иезуита Корсака, изданная в 1748 года. [6]

В 1799—1805 года оборонительные стены Вильно, построенные в XVI веке, были разобраны, однако культ Остробрамской иконы позволил сохранить Острую Браму, которая приобрела современный вид в 1828—1830 годы.

Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Разрешение на коронацию иконы было получено в 1927 году во время визита архиепископа виленского Ромуальда Ялбжиковского в Рим. Торжественный акт коронации по декрету папы римского Пия XI (который в 1920 году в качестве апостольского нунция служил святую мессу перед алтарём Остробрамской Божией Матери) был осуществлён 2 июля 1927 года митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором под проливным дождём. После коронации в 1928 году образ был помещён в часовне в специальном металлическом контейнере, предохраняющем его от пожаров и воров.

День памяти иконы в Католической церкви — 16 ноября [7] , в Православной церкви – 26 декабря (8 января н.ст) [8] .

Культ иконы Богоматери в Острой Браме в Вильно, кроме живописи, нашел отражение в поэзии. К ней обращались известные поэты — Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля, Максим Богданович.

Очевидно, в середине XVIII в. были сложены специальные песни, которые пели верующие в каплице перед чудотворной иконой. Одной из первых песен, как считают исследователи Остробрамской поэзии, была песня «Obrona wielka miasta Gedymina», («Защитница всесильная града Гедимина»), впервые опубликованная в 1756 г. в «Zloty altarik» («Золотой алтарик»).

Источник:
Остробрамская икона богородицы
Остробрамская икона Божией Матери (лит. Ausros Vartu Dievo Motina , польск. Matka Boska Ostrobramska , белор. Маці Божая Вастрабрамская ) находится на городских воротах Вильнюса (Острой
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8

Остробрамская икона богородицы

Матронушка — так любовно называют православные св. Матрону Московскую. Она еще при жизни была любимицей народа, а сейчас, после прославления в лике святых в 1998г., Покровский женский монастырь едва справляется с человеческим потоком. Тысячи людей идут сюда за утешением, за исцелением, за надеждой. Матрона учила не осуждать ближних. Говорила: Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?

Ангел-Хранитель в христианстве — ангел, добрый дух, данный человеку Богом при Крещении для помощи и руководства.

Ангел-Хранитель невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни, если человек сохраняет в себе любовь к Богу и страх перед Ним. Задача Ангела-Хранителя — способствовать спасению подопечного. В частности, Ангелы-Хранители духовно наставляют христиан в вере и благочестии, охраняют их души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Корсунская» молятся об исцелении душевных и телесных страданий верующих. Икона чудотворная.

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. Матерь Божия, воздев Свои пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к Неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»)

Перед иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца — о ниспослании дара терпения.

Перед ней читают заговоры от непримеримых врагов. Перед иконой ставят не
менее семи свечей. Вообще эта икона может показать 7 чудес, но только тем
мастерам которые знают ключики Соломона. А если мастер знает главный, или
как говорят царственный, ключь Соломона, то по этой иконе можно узнать
будущее на семь лет.

Иконы Божией Матери «Блаженное Чрево», «Помощница в родах» и «Слово плоть бысть»

С древнейших времен в минуты жестоких страданий, связанных с муками рождения детей, женщины прибегали с горячей молитвой к Пресвятой Богородице. Вера в всесильное заступничество Пречистой Девы, Которая Сама была Матерью, за страждущих рожениц побудила к созданию в русской иконографии ряда икон, связанных с образом чревоношения Богородицей Младенца Христа. Таковыми являются три образа Богоматери с характерными названиями — «Блаженное Чрево», «Помощница в родах» и «Слово плоть бысть».

Икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»

Святой образ, прославившийся благодаря посылаемой Господом людям благодатной помощи, пользуется особой любовью и почитанием среди народа.

Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Молятся от напрасной клеветы, от всякой беды и напасти и внезапной смерти.

К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обычно обращаются за помощью кормящие матери. Считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей, но чудеса, по молитвам к ней явленные, могут коснуться и каждого из нас.

Перед образом Божией Матери «Достойно есть» («Милующей») особо молятся о прощении грехов, в том числе и смертных.

Пред иконой молятся об исцелении душевных и телесных страданий.

Этой иконой благословляют первороженницу на роды. Если это сделать, то первенец рождается очень легко. Он будет наделен крепким здоровьем и
большим умом. Благословляет роженницу мать, трижды обнеся ее голову и чрево. Роженница обязательно должна поцеловать икону.

Этой иконой молятся о наставлении на путь истинный, ведущий к спасению и наследию Царства Небесного. Если человек живет не по Божьим заповедям, а пьет, ведет непотребный образ жизни, то беззаконие приведет его к тюрьме и прочим жизненным наказаниям. Вот такого человека отчитывают именно такой иконой, чтобы сила иконы повернула грешную душу к праведной жизни.

Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Эта икона должна быть у всех мастеров, т.к. она необходима для семейных нужд. Если вы отчитываете неверность супруга или супруги, то к иконе ставят 4 свечи. Икону обычно держат при чтении заговоров за спиной того, кому Вы помогаете воссоединить семью. Целуют икону четырежды, по числу святых мученников на иконе. Покупают эту икону в женский день и не берут с покупки сдачи.

Светлое Христово Воскресение, Пасха

Источник:
Остробрамская икона богородицы
Описание икон, описание значения икон, значение икон, что означают иконы. Вышивка бисером, Интернет магазин рукоделия Вышивка крестиком и бисером, Наборы для вышивания нитками, наборы для вышивания бисером, мулине, рисунок на канве, фильцевание и мокрое валяние, декупаж, вышивка лентами, пряжа, Рукоделие своими руками, рукоделие для дома, рукоделие вышивка крестом, рукоделие вязание, рукоделие интернет магазин, рукоделие для детей, вышивка крестом, вышивка бисером, вышивка, вышивание, вышивка лентами, вышивание крестиком, пряжа для ручного вязания, пряжа для вязания купить, пряжа оптом, пряжа почтой, пряжа хб, пряжа для города, пряжа ждя вязания, вышивка оптом, декупаж, товары для декупажа, товары для декупажа купить, декупадный клей, декупажный лак, салфетки, канва для вышивания, канва с рисунком, канва с нанесенным рисунком, канва купить, канва для вышивания крестиком, канва с рисунком для вышивания, канва с рисунком для вышивания крестиком, канва с рисунком для вышивания крестом, канва с рисунком купить, канва для вышивания купить, фильцевание, гребеная лента, гребеная лента купить, товары для фильцевания, товары для фильцевания купить, мулине, мулине купить, мулине Гамма, мулине DMS, мулине Гамма карта цветов, мулине DMS купить, мулине Гамма купить, нитки для вышивания, нитки для вышивания купить, нитки для вязания, нитки для вязания купить, нитки для вязания интернет магазин, нитки для вышивки, нитки для вышивания таблица цветов, нитки для вышивания Гамма, нитки для вышивания Киров, шерсть для валяния, шерсть для валяния купить, шерсть для валяния интернет магазин, шерсть для валяния цена, вышивка бисером интернет магазин, иконы бисером, иконы бисером купить, именные иконы, именные иконы бисерные купить, рукоделинка, рукоделинка.ru, rukodelinka.ru, наборы для вышивания, наборы для вышивания купить, наборы для вышивания крестом, наборы для вышивания крестиком, наборы для вышивания бисером, наборы для вышивания лентами, спицы, иглы, аксессуары для рукоделия, шкатулки для рукоделия, Интернет магазин рукоделия Вышивка крестиком и бисером, Интернет магазин рукоделия
http://www.rukodelinka.ru/opis.htm

Остробрамская икона Божией Матери (Виленская Остробрамская икона)

Остробрамская икона Божией Матери (Виленская Остробрамская икона)

Название своё икона получила от расположения на башне стены православного Виленского Свято-Троицкого монастыря (современный Вильнюс). Ворота у этой стены называлась Острыми Воротами (по-польски «Остра Брама»).

В 1596 году монастырь перешёл в руки униатов, а затем католиков. Икону иногда называют также «Корсунская Благовещение», связывая с ней предание о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богородицы частью сцены Благовещения. Древняя чудотворная икона почитается и православными, и католиками.

Не следует путать Виленскую Остробрамскую икону с Виленской иконой Божией Матери.

День празднования: 8 января (26 декабря по старому стилю).

Остробрамская икона Божией Матери — чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе. На иконе (размером 2 м х 1,63 м) Богоматерь изображена по пояс, голова склонена, глаза опущены, руки скрещены на груди; на голове двухъярусная корона, нимб окружен острыми лучами сияния со звездами; золоченая риза полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки.

Остробрамская икона Божией Матери. Галерея икон.

Православные называют Остробрамскую икону также «Корсунская Благовещение», связывая с ней легенду о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богоматери частью сцены Благовещения.

Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. Остробрамская икона исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводит первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом. В юго-западных славянских землях и в Польше имеется ряд чтимых списков Остробрамской иконы. В 18-19 веках в часовне Остробрамской иконы регулярно совершалось католическое и православное богослужение.

Празднование — 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников.

Источник:
Остробрамская икона Божией Матери (Виленская Остробрамская икона)
Остробрамская икона Божией Матери (Виленская Остробрамская икона) Название своё икона получила от расположения на башне стены православного Виленского Свято-Троицкого монастыря (современный
http://www.vidania.ru/icony/icon_ostrobramskaya.html

COMMENTS