Особенности воспитания детей дошкольного возраста

ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

На сегодняшний день большая часть яслей принимает детей в шестимесячном возрасте. И все же, столь ранний отрыв ребенка от папы и мамы может иметь неблагоприятные последствия для его эмоционального развития. Вот почему лучше всего отдавать малыша в детский сад не ранее 2х лет, потому как именно в этом возрасте дети наилучшим образом адаптируются к новым окружающим их условиям. По достижении двухлетнего возраста ребенок очень сильно нуждается в общении со своими ровесниками, и эмоционально немного отдаляется от мамы и папы.

По достижении ребенком трехлетнего возраста начинается формироваться собственное «я», и ребенок все чаще начинает произносить фразу «я сам», и постоянно старается доказать всем окружающим, что он полностью самостоятельный, полноценный человек. В этот момент очень важно, чтобы взрослые демонстрировали свое серьезное восприятие такого поведения ребенка и общались с ним на равных.

В возрасте 4-5 лет дети уже обладают способностями самостоятельно играть в связные игры, но при этом пока не могут организовывать и распределять свои роли. Помощь взрослых в этом просто необходима. В то же время, в этот период можно начать обучение буквам, цифрам. Следующий этап такого обучения – сложение букв в слоги — конечно же, в игровой форме. Даже если ребенок научился уже читать самостоятельно, не прекращайте чтение вслух. Чтение — один из мощных «двигателей» развития детей дошкольного возраста.

Никогда не оказывайте давление на ребенка в ходе обучения. Для маленького человечка самое главное – научиться доверять взрослым, любить себя самого, общаться и уметь задавать вопросы. Проявление интереса к окружающему миру, способность экспериментировать и совершать самостоятельные поступки – это также часть воспитания ребенка дошкольного возраста.

В возрасте 5-6 лет дети начинают выбирать сверстников для своего общения: с одними ребятами они хотят дружить, а с другими – нет. Активное вмешательство взрослых во взаимоотношения с детьми не рекомендуется, но необходимо наладить доверительное общение со своим ребенком, и знать все о круге его общения, о причинах, по которым он выбрал того или иного ребенка себе в друзья. Это требуется, чтобы вовремя скорректировать поведение ребенка, пояснить ему нравственные нормы, правила, ценности.

Дошкольный возраст: воспитание ребенка дошкольника

Непростая задача вырастить здорового и счастливого ребенка стоит перед всеми родителями, и в этом деле очень важно дошкольное воспитание детей. В этом возрасте дети, подобно губкам, впитывают знания и умения, а родители должны задать им нужное и правильное направление в жизни. Воспитание ребенка дошкольного возраста можно сравнить с заделкой фундамента. Именно с этого начинается дальнейшее развитие личности ребенка, поэтому очень важно начинать подготавливать его к будущей жизни психологически и умственно как можно раньше, знакомя его с навыками общения, правилами поведениями и другими важными жизненными аспектами.

Воспитания ребенка дошкольного возраста: от 3 до 6 лет

Принято считать, что дошкольный возраст начинается в 3 года, с наступлением кризиса трех лет. Это один из самых ярких кризисных периодов в жизни человека. Для него характерны всплески повышенной самостоятельности, когда психологически у ребенка развивается потребность все делать самому, а физические возможности еще этого не позволяют. В этом время повышаются и требования к ребенку со стороны взрослых. Чтобы благополучно разрешить этот кризис, взрослым нужно раскрыть перед ребенком больше новых видов деятельности, в которых ему будет представлена свобода самовыражения, и таким образом, он сможет проявить инициативу и самостоятельность.

В возрасте от 4 до 6 лет наступает относительно спокойный период: дети послушны, хорошо едят и спят, им не нужна постоянная опека. Главная особенность ребенка в этом возрасте – чрезвычайное любопытство и стремление к познанию мира. Это время бесчисленных вопросов, которые дети задают родителям. Для гармоничного умственного воспитания ребенка дошкольного возраста родителям нужно набраться терпения и отвечать на все вопросы, поощряя его познавательный интерес, что, в свою очередь, поможет при дальнейшей подготовке малыша к школе.

В данном возрасте важно также трудовое воспитание ребенка дошкольника, которое заключается в приобщении к самообслуживанию и труду. Дети стараются все делать сами, и пусть это получается еще неловко, взрослые не должны подавлять эти стремления. Разумеется, мама быстрее и лучше оденет, причешет и накормит малыша, но очень важно проявлять терпение и создавать условия для проявления ребенком самостоятельности. Когда у него получится справиться с непослушными застежками, шнурками и столовыми приборами, он искренне обрадуется, и будет стараться в следующий раз сделать еще лучше. Задача родителей – подбодрить и похвалить.

Кроме того, с 3 лет дошкольника нужно приобщать к домашним делам. Дети в этом возрасте с радостью помогают взрослым поливать цветы, протирать пыль, мыть посуду, стирать вещи и т.п. Родителям нужно поощрять малышей, давая им посильные задания.

Когда ребенок достиг 6 лет, его развитие и воспитание подразумевает наличие у родителей огромного терпения и умения договариваться. Дети в этом возрасте имеют круг общения со сверстниками, который может оказаться не слишком доброжелательным, поэтому родителям нужно подготовить ребенка к возникновению ссор, конфликтов и трений.

Кроме того, в 6-летнем возрасте воспитание ребенка дошкольника должно включать специальные обучающие программы, которые помогут подготовить его к школе. Хорошо, если ребенок проявляет желание учиться, ему хочется узнавать новое, он с радостью в игре изображает школьника. Родителям нужно всячески поддерживать ребенка в этом стремлении.

В современной педагогике существуют различные методики и программы воспитания ребенка дошкольника. Каждый детский сад самостоятельно выбирает развивающую программу, по которой работает 5 лет. Любая программа имеет свои плюсы и минусы, обычно в каждой из них сделан упор на определенное направление: развитие речи, математику, художественно-эстетическое воспитание или другое.

Детские психологи сходятся на том, что оптимальный вариант воспитания ребенка дошкольного возраста предполагает индивидуальный подход. Разумеется, родителям стоит ознакомиться с различными программами воспитания ребенка дошкольника и выбрать для своего малыша лучшее. Можно делать тематические недели. Например, одну неделю посвятите диким животным: расскажите о них ребенку, посмотрите картинки с их изображениями, нарисуйте, раскрасьте, слепите их фигурки, почитайте стихи и сказки, спойте песни о них, а в завершение подберите подвижные игры по этой тематике. Так ребенок легко и с удовольствием запомнит информацию.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Известно, что моральные основы человеческой личности закладываются в раннем детстве, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста нельзя откладывать. Именно в этом возрасте ребенок активно усваивает нравственные нормы поведения. Все детские психологи единодушно сходятся во мнении, что наиболее действенным способом привить ребенку морально-этические нормы является подражание. Дети копируют мам и пап во всем: внешнем виде, поведении и эталонах оценки окружающих, поэтому они должен видеть вокруг себя доброту, нежность, щедрость и другие положительные нравственные качества. Важно хвалить и поощрять малыша, когда он их проявляет, чтобы они продолжали развиваться в его характере. Кроме того, процесс воспитания ребенка дошкольного возраста должен научить его ставить себя на место другого человека.

При этом родителям нужно помнить, что воспитание детей должно всегда сочетаться с уважением их личного достоинства. Обоснованная требовательность не должна вымещать любовь. Нужно учитывать индивидуальные черты характера ребенка, его возможности и особенности. Формирование основ нравственного поведения малыша не должно подавлять его инициативу и нивелировать индивидуальность.

Особенности воспитания дошкольников

За термином «воспитание детей дошкольного возраста» скрывается совокупность ряда аспектов развития юных граждан, в силу своего возраста не переступавших школьного порога. Родители, испытывающие искреннюю любовь к крохе, охотно берутся за реализацию сложной и многогранной задачи. На протяжении важного в жизни ребенка этапа они стараются заложить в сознание малыша принятые в обществе установки, дающие представление о добре и зле. Помимо этого матери и отцы наполняют жизнь любимого чада многочисленными впечатлениями и эмоциями, формируют необходимые навыки и помогают усваивать полезную информацию.

С первого дня появления крохи в доме родители не должны забывать о том, что детвора дошкольного возраста ориентирована на вбирание самых разнообразных данных. Именно поэтому важно оградить ребенка от негатива и свести к минимуму количество стрессовых ситуаций.

Воспитание детей дошкольного возраста предполагает ответственность подхода. На начальном этапе необходимо выбрать правильные установки и ориентиры, следование которым окажет благотворное влияние на малыша. Материальной составляющей, ответственной за обеспечение ребенка продвинутыми игрушками и одеждой именитых брендов, отведена второстепенная роль. К воспитанию она не имеет никакого отношения. На первом месте находится родительская любовь, подразумевающая совместное времяпрепровождение, радость общения, терпение, ласку и внимание.

Каждый член семьи оказывает на малыша определенное умственное и психологическое влияние, знакомит его с понятиями заботы и любви, вкладывает доступные пониманию крохи знания. Дошкольное воспитание важно еще и потому, что на нем базируется личностное развитие ребенка, под которым понимается формирование умений, способностей, навыков и черт характера. Не поступившие в школу малыши склонны к подражанию. В различные моменты времени они могут копировать интонацию и поступки родителей и ближайших родственников, соседей, няни, героев мультфильмов и сказок, животных и окружающих их людей. Данная особенность обязывает взрослых к недопущению в присутствии детей совершения неприемлемых поступков и исключению из лексикона жаргонных и ругательных слов. Матери, отцы и другие домочадцы должны стать для ребенка примерами хорошего поведения.

Период дошкольного детства продолжается вплоть до достижения малышом 7-летнего возраста. Готовность к дошкольному воспитанию фиксируется у преобладающей части детей, встретивших третий по счету день рождения. Отсчитываемые с этого дня четыре года отведены на формирование личности и характера юного гражданина. В этом возрасте ребенку доступно понимание многих явлений. Он интуитивно стремится к усвоению новых знаний и закреплению полезных навыков. На протяжении данного периода окружающие кроху взрослые должны сосредоточиться на всестороннем развитии малыша. Лишь при таком подходе в положенный срок ребенок сможет продемонстрировать готовность к школьному обучению.

Кто из женщин не мечтает встретить на жизненном пути настоящего мужчину, достойного самой жертвенной любви, который никогда не предаст и поддержит в л .

Развитие мелкой моторики — важная составляющая дошкольного воспитания. В детских пальчиках сконцентрировано множество рецепторов, посылающих импульсы в определенные отделы мозга. Последние отвечают за речевое развитие и согласованность движений, осуществляемых пальцами рук. Минимальное расстояние между этими центрами подтверждает важность развития мелкой моторики. Задействование рук и пальцев приводит к активизации участков мозга, ответственных за развитие речи.

Многие педагоги убеждены в том, что к воспитанию дошколят следует приступать уже в младенческом возрасте. Они уверены в том, что промедление в 3-4 года может ознаменоваться отставанием в развитии. Родители грудничков могут ограничиться простыми упражнениями, включенными в так называемую «пальчиковую гимнастику». Весьма эффективны поочередные сгибания и разгибания крошечных пальчиков, их осторожный массаж и совершение круговых движений на поверхности ладошек. Элементарные в исполнении упражнения должны осуществляться регулярно. Они ориентированы на стимулирование точек, напрямую контактирующих с корой головного мозга.

Одна из разновидностей тренировки рук и пальцев базируется на перебирании мелких объектов. В такие моменты рядом с несмышленым малышом должен находиться взрослый, призванный обезопасить кроху от проглатывания миниатюрных предметов. Бусины большого размера желательно предварительно нанизать на прочную нить, в то время как пуговицы можно пришить к полоске ткани. В число других полезных для дошколят игрушек вошли маленькие и крупные кубики. Желательно, чтобы они были выполнены из разных материалов (ткани, древесины, пластмассы). Особый интерес у малышей вызывают детали конструктора и коврики, сшитые из отличающихся фактурой кусочков ткани. Радость и пользу детишкам приносят игры, на которых воспитано не одно поколение («идет коза рогатая», «сорока-ворона», «ладушки»). Они являются отличным подспорьем в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Особенности воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста

Воспитание младенцев включает в себя создание комфортных для малюток условий и спектр действий, направленных на укрепление эмоционального и физического здоровья. В эти месяцы опекающие ребенка взрослые сосредотачиваются на правильном питании, соблюдении режима и расширении умственных и физических возможностей крохи. Неоспоримую пользу приносят посещения групп раннего развития, в рамках которых осуществляется развитие основных чувств детей путем общения с ровесниками, родителями и квалифицированными педагогами. При поддержке последних происходит раскрытие различных сторон сознания дошкольников, обзаводящихся опытом восприятия окружающей действительности и распознавания новых для малышей объектов и людей.

В наши дни довольно часто практикуется посещение ясельной группы детского сада, ориентированной на детей младшего дошкольного возраста (2-3 года). С полезным на первый взгляд шагом лучше не торопиться и рассмотреть возможность пребывания ребенка в домашней обстановке. Этот совет актуален для малышей, не готовых к серьезным переменам. В качестве явных признаков, свидетельствующих о неготовности малыша к смене обстановке и общению со сверстниками, выступают частые проявления капризности, ухудшение самочувствия и повышенная чувствительность к заболеваниям.

Семья по традиции считается главным институтом воспитания. То, что человеку семья привьёт в детские годы, останется с ним на всю последующую жизнь. Ва .

Более приемлемым для начала посещения детского сада считается старший дошкольный возраст (4-5 лет). Некоторые мамочки предпочитают отказываться от визитов в садик, делая выбор в пользу домашнего обучения. Это решение имеет право на существование. На этапе его принятия во главу угла ставятся интересы малыша и его комфорт. В последнем случае родители должны обеспечить подходящие условия для обретения навыков и усвоения знаний, владение которыми обязательно для всех поступающих в школу ребят. Наличие проблем в сфере освоения специальной программы воспитания дошкольников — звоночек о необходимости записи в детский сад. В пользу посещения последнего свидетельствуют более легкая адаптация в классе, дисциплинированность, усидчивость, самостоятельность и послушание, проявляемые «детсадовцами» в младшей школе.

Основные направления воспитания ребят дошкольного возраста

На сегодняшний день разработано множество методик воспитания дошколят («Радуга», «Истоки», «Детство» и т.д.), у каждой из которых имеются как сильные, так и слабые стороны. Избранная дошкольным учреждением программа воспитания реализуется на протяжении всего срока пребывания ребенка в детском саду. Некоторые методики ориентированы на привитие нравственно-этических норм, в то время как другие специализируются на физической либо речевой сторонах развития. Также встречаются детские сады, в которых практикуется изучение основ математики.

Формирование здоровых привычек можно начать с соблюдения дневного режима, правильного питания, подвижных игр и удовлетворения детского любопытства. Педагоги всего мира убеждены в том, что подаваемый родителями пример воспринимается ребятней в качестве наиболее весомого аргумента. Установки, укоренившиеся в сознании ребенка в дошкольный период, в будущем успешно противостоят пагубному влиянию ровесников и взрослых.

Прививание нравственных норм входит и в перечень задач дошкольных учреждений, сотрудники которых учат малышей различать добро и зло, осознавать последствия и степень правильности совершаемых действий, проявлять сочувствие и не оставаться безразличными к чужой беде.

Рано или поздно все родители наталкиваются на непослушание своих детей. Причины капризов могут быть самыми разными, но они вызывают один и тот же вопр .

Не следует пренебрегать и трудовым направлением воспитания малышей. Родители, дети которых посещают детские сады, с подобной задачей, как правило, не сталкиваются. В стенах дошкольных учреждений юным гражданам предоставлена возможность выполнения простых поручений, приучающая детсадовцев к ответственности. В этот перечень вошли кормление животных (морских свинок, черепах, рыбок), своевременный полив растений, расстановка посуды и столовых приборов перед приемами пищи, уборка игрушек и т.д.

Родители должны осознавать пагубность недопущения ребенка к выполнению домашних обязанностей, не предполагающих приложения значительных физических усилий. Процесс выполнения полезных дел у крох ассоциируется с увлекательной игрой. Помимо этого малыши гордятся помощью, оказываемой маме/папе/родственникам. Они могут подметать полы, мыть и расставлять посуду, вытирать пыль влажной тряпкой, застилать кровать, наводить порядок в детской комнате и самостоятельно одеваться/раздеваться. Правильно выполненные действия должны сопровождаться словесными похвалами и небольшими поощрениями.

Наиболее проблематичным продолжает оставаться умственное направление воспитания дошкольников. Взрослые должны понимать, что на этапе становления всем детям свойственно прохождение нескольких периодов. На протяжении 0-3 лет крохи познают окружающую их действительность посредством органов чувств. В эти дни малыши познают новые вкусы и запахи. Особая роль отведена сенсорному восприятию, вследствие чего важно предоставить ребенку как можно большее количество материалов разнообразных фактур, форм и размеров. Особенности указанного периода доступно изложены в трудах Марии Монтессори, потратившей несколько лет на изучение детского сознания.

Малыши 3-4 лет склонны к проявлениям самостоятельности. Объясняется это осознанием себя как личности. В этом возрасте рекомендовано предоставление возможности самостоятельного выполнения действий. Такой подход способствует усвоению нового материала. Общение взрослого и ребенка должно осуществляться на равных. Недопустима демонстрация превосходства со стороны родителей и других домочадцев.

Всплеск активности в сфере развития коммуникабельности выпадает на 4-5 лет. В этом возрасте общение со сверстниками и взрослыми доставляет детям удовольствие. Процесс обучения предполагает принятие участия в коллективных играх. Данный период благоприятен для изучения букв и цифр.

Интенсивную подготовку к школе следует начинать в возрасте 5-6 лет. Важно научить ребенка общению и взаимодействию с другими людьми, предполагающими знакомство и выбор друзей. Приветствуются творческие уроки и новые для малыша эксперименты. В эти месяцы дошкольники дебютируют и в сфере совершения самостоятельных поступков. По степени значимости перечисленные аспекты воспитания опережают успешное усвоение школьной программы. Опекающие кроху взрослые не должны оставаться равнодушными к его достижениям. Число упреков и случаев повышения интонации желательно свести к минимуму.

Родителям следует знать, что их манера общения с ребенком буквально врезается в память отпрыска. Вследствие этого важно обеспечить малыша как можно большим количеством позитивных и приятных воспоминаний. Как показывает практика, данная тактика в будущем приносит полезные плоды.

У трёхлетнего ребёнка уже начинает формироваться личность. Особенности поведения детей и их психология в этот период обозначается термином «криз .

Художественная сторона воспитания дошкольников включает в себя ознакомление крохи с такими направлениями человеческой деятельности, как музыка, живопись, литература и т.д. Важно развить в малыше умение видения прекрасного в простых и сложных составляющих окружающего мира. Глубокое познание действительности способствует расширению кругозора дошкольника. Наиболее эффективны в этом плане беседы об услышанном и увиденном, в рамках которых даются полноценные ответы на вопросы, озвученные маленькими почемучками.

Преподавание музыки предусмотрено программами многих детских садов и центров дошкольного развития. Посильный вклад могут внести и родители, не имеющие музыкального образования. Вместо очередного просмотра мультфильмов можно устроить прослушивание сказки или стихотворения, записанных в аудиоформате. Развитию чувства ритма способствует воспроизведение любимых песенок путем выстукивания мелодии. В качестве подсобных инструментов можно использовать ложки либо ладошки малыша. Помимо этого можно подобрать во всемирной сети музыкальные игры, соответствующие возрасту ребенка. В стенах детского сада опытные воспитатели обучат кроху пению и танцам. В некоторых дошкольных учреждениях детишкам предоставляется возможность принятия участия в театрализованных постановках.

В процессе воспитания детей родители должны учитывать специфичность психологии не успевших повзрослеть граждан. Период дошкольного детства может быть смело назван временем активного становления личности, на протяжении которого кроха с головой уходит в общение. В качестве собеседников могут выступать родители и другие домочадцы, ровесники, дети младшего и старшего возраста. В эти дни ребенок может сталкиваться с определенными трудностями, обусловленными отсутствием навыка отстаивания собственной точки зрения и неумением дослушать собеседника до конца. Грамотный подход в воспитании дошколят подразумевает постоянный мониторинг осуществляемых ребенком действий, понимание присущих детской психике особенностей и аккуратную корректировку взаимоотношений, возникающих между участниками общения.

Многие дети дошкольного возраста знакомы с чувством страха, возникающим вследствие недостатка излучаемого родителями тепла и обилия запретов. С целью избавления от этого неприятного ощущения нельзя бить ребенка по лицу и рукам, оставлять в комнате в одиночестве, пугать страшилищами, милиционерами, докторами, волками и т.д. Недопустимы в качестве наказания неподвижное сидение или стояние, игнорирование малыша и отказ от общения с ним.

Поступки взрослых должны быть направлены на искоренение детских страхов, а не их культивирование. О подтрунивании и высмеивании малыша не может быть и речи, как и о наказании за боязнь темноты либо одиночества. Можно попробовать нарисовать страхи крохи на бумаге, после чего уничтожить лист (выбросить, сжечь, привязать к воздушному шарику и «отправить в свободное плавание»). Отлично зарекомендовала себя и методика представления источника волнений с доброй стороны. Для этого можно поиграть в больницу либо предложить малышу перевоплощение в различных сказочных персонажей.

Под самооценкой подразумевается комплекс убеждений и чувств человека по отношению к самому себе. У школьников роль самооценки не ограничивается лишь с .

Боязнь темноты преодолевается исследованием комнаты в темноте в присутствии взрослого. Ребенку можно предложить отыскать на ощупь знакомые ему предметы. В ночное время суток рекомендуется не закрывать плотно двери и оставлять ночник включенным. Противопоказаны перед сном активные и шумные игры, просмотр мультфильмов о людоедах, колдуньях и других негативных персонажах, а также чтение страшных сказок.

В дошкольном воспитании детей не приветствуются ни избыточная строгость, ни граничащая с вседозволенностью излишняя мягкость. Постоянно «занятые» родители в будущем могут столкнуться с весьма неприятными последствиями собственной лени и отсутствия желания принять участие в воспитании отпрыска. Мамы и папы, осознающие важность указанного периода в жизни любимого чада, расширяют собственный кругозор, пересматривают неактуальные на текущий момент нюансы воспитательного процесса и учатся радоваться любым (в т.ч. самым скромным) достижениям ребенка.

В предшествующий поступлению в школу год некоторые родители лишают детей дневного сна. Наиболее рьяные мамы и папы заставляют отпрысков корпеть над тетрадями и пытаются освоить школьную программу первого класса. Такие действия могут быть классифицированы как насилие над ребенком.

Домашнее обучение должно быть щадящим. Допустимо проведение двух занятий в сутки. Длительность одного «урока» не должна превышать четверти часа. Новую для дошкольника информацию желательно преподносить в игровой форме. Подобный подход настраивает ребятню на обучение и пробуждает интерес к школе.

Источники:
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ
На сегодняшний день большая часть яслей принимает детей в шестимесячном возрасте. Чтение — один из мощных «двигателей» развития детей дошкольного возраста.
http://blogforlady.com/deti/deti-doshkolnogo-vozrasta-osobennosti-vospitaniya
Дошкольный возраст: воспитание ребенка дошкольника
В статье описываются особенности воспитания ребенка дошкольного возраста. Рассматриваются программы воспитания ребенка дошкольника, в частности нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
http://mezhdunami.net/dety/doshkolnyj-vozrast-vospitanie-rebenka-doshkolnika.html
Особенности воспитания дошкольников
За термином «воспитание детей дошкольного возраста» скрывается совокупность ряда аспектов развития юных граждан, в силу своего возраста не переступавших школьного порога. Родители, испытывающие искреннюю любовь к крохе, охотно бер…
http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/osobennosti-vospitaniya-doshkolnikov

COMMENTS