Особенности развития памяти

Всё об эффективной работе с информацией

Онлайн-курсы и консультации по развитию способностей

Повышение скорости чтения на 300%

Курсы по развитию памяти для детей и взрослых.

Развиваем внимание себе и ребенку

Курсы по скорочтению, развитию памяти, внимания, а также по технологиям самообучения

Мы ответим на ваши вопросы и подскажем направление для дальнейшего развития. Формат консультаций: по E-mail и Skype.

Отзыв Александра Пака, начальника отдела Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ

Спокойная рабочая атмосфера занятий способствует эффективному усвоению материала. Информация подается структурировано, четко, ясно, логично. Лучшее соотношение цена–качество! По результатам уже первого занятия отмечается явный прогресс. На определенном этапе, 3–5 занятие, чтение переходит в формат медитации, чем доставляет особое удовольствие. Корректно поведение преподавателя, который не стремится устроить марафон-соревнование.

Прогнозы развития каждого участника осторожны, но реалистичны.

Итог: Полный восторг! Удовольствие от чтения возрастает многократно!

Отзыв на очный тренинг «Веб-учеба 2.0»

Татьяна Петровна, спасибо Вам большое, за внимательное и участливое отношение к каждому из слушателей, за искреннее желание помочь в освоении техник и стратегий скорочтения, за индивидуальный подход, за взвешенное и адекватное отношение к слушателям, за чувство юмора и эрудицию, а также за то, что Вы нам показали к чему стремиться и как можно добиться потрясающих и фантастических результатов. Желаю успехов во всех начинаниях!

Всячески рекомендую всем, кто еще не прошел этот курс, обязательно его посетить!

С глубочайшим уважением к истинным профессионалам,

Особенности развития памяти

Вы наверняка замечали, что способность к запоминанию меняется в течение жизни и не одинакова в различных ситуациях. Это действительно так, потому что память, как умственная деятельность человека, преобразуется вместе с ним на протяжении всей его жизни.

Проявляется память в закреплении, сохранении и воспроизведении зафиксированной информации. Благодаря ей мы постоянно расширяем круг своих знаний и пользуемся ими по мере необходимости.

Память зависит от особенностей развития нервной системы, воспитания, обучения и деятельности человека. Те виды памяти, которые чаще всего используются, совершенствуются. Обычно, это связано с профессиональной деятельностью: у врачей хорошая память на лица, у ученых — великолепная смысловая и логическая память.

Особенность развития памяти у ребенка заключается в том, что у него сначала действует эмоциональная и моторная память, которая постепенно дополняется и замещается образной и логической. Естественное для детей непосредственное запоминание постепенно превращается в опосредованное, когда осознанно используются различные мнемотехнические приемы. Непроизвольное запоминание у взрослого человека превращается в произвольное.

Для запоминания ребенок использует различные предметы, рисунки, записи и т.п., по мере взросления он переключается на такие «инструменты», как чувства, образы, мысли. Речь постепенно превращается из чисто внешней функции общения во внутреннюю.

В основе памяти лежат ассоциации. Связанные предметы или явления, связываются и в нашей памяти. Например, встретив один из предметов, человек по ассоциации может вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит образовать ассоциацию того, что нужно запомнить с тем, что уже известно.

Особенностью развития памяти является то, что ей можно управлять, подбирая подходящие методы. Произвольным запоминание называется тогда, когда есть сознательная цель выучить материал. В таком случае для заучивания используйте специальные приемы — выделение основных мыслей, составление плана, схем и т.д. и прилагайте усилия воли.

Механическое запоминание — закрепление материала путем многократного повторения. Таким способом пользуйтесь при изучении иностранных слов и различных правил.

Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей между частями изучаемого материала. Отдельные части анализируются и обобщаются – такое запоминание наиболее быстрое и прочное. Когда его недостаточно, материал многократно повторяйте после того, как он понят — в обучении нельзя полностью обойтись без механического запоминания.

На успешность запоминания влияет цель, стоящая перед человеком: насколько близко к тексту надо запоминать материал, в той же последовательности или нет? Заучивание будет зависеть от цели: если требуется точно воспроизвести текст – повторяйте отдельные фразы и слова; если важна точность в последовательности воспроизведения – устанавливайте смысловые связи и логику материала.

Еще одна особенность развития памяти, которую можно использовать для ее улучшения: настрой на прочность запоминания. Если у человека нет намерения прочно усвоить материал, он заучивается по мере необходимости и быстро забывается. Чтобы избежать этого, приучайте себя или ребенка проверять прежние знания в процессе изучения нового материала.

Встречаются люди с разными типами памяти. Кому-то достаточно услышать новое название или термин, кому-то нужно произнести его, кому-то – записать или зарисовать сложившиеся ассоциации. Зная свои индивидуальные особенности запоминания, осваивайте приемы, компенсирующие слабые стороны памяти.

В памяти удерживается то, что соответствует нашим интересам и забывается то, что не имеет для нас существенного значения или непонятно. При заучивании материала проясните для себя все непонятные моменты и термины. Найдите причину, почему вам важно это выучить.

Развитие памяти происходит в процессе обучения и является результатом запаса знаний, развития отвлеченного мышления, воли и самосознания, т.е. личности в целом. Личность формируется на протяжении всей жизни человека, следовательно, и память тоже.

Знание основных особенностей развития памяти поможет достичь хороших результатов желающим усовершенствовать свои интеллектуальные способности.

Хотите опубликовать этот материал у себя в блоге, на сайте, в рассылке или бесплатной книге?

Да пожалуйста! Некоммерческое распространение этой статьи приветствуется при соблюдении всего двух условий: публикации материалов без изменений и указания следующей информации:

Особенности развития памяти

Цитаты из книги «Стратегические игры. Доступный учебник по теории игр» (А. Диксит, С. Скит, Д. Рейли-мл.)

Учебник для тех, кто хочет развить стратегическое мышление. После изучения книги вы будете понимать общие принципы анализа стратегических взаимодействий, что поможет вам принимать взвешенные и рациональные решения в бизнесе и жизни. 3486

Личная эффективность и режим дня. Обзор книги Майкла Бреуса «Всегда вовремя»

Помните шутку: «Тот, кто встает рано — жаворонок. Кто ложится поздно — сова. А тот, кто поздно ложится и рано встает — вообще чокнутая птичка»? Автор книжной новинки «Всегда вовремя» Майкл Бреус опирается на более научный подход к определению оптимального…

Экстраверт или интроверт: зачем знать свой тип личности. Интервью с Ольгой Фроловой

Гость программы — Ольга Фролова, эксперт в области технологий нестандартного и эмоционального мышления. Кандидат наук (МГУ), создатель и руководитель проекта «Технологии мышления», автор книг, тренингов и обучающих курсов по развитию интеллекта и эмоциональному самоконтролю. Провела более 200+ семинаров и тренингов,…

Все люди разные. В то же время они могут быть классифицированы и сгруппированы в определенные психотипы, каждый из которых обладает некоторым сочетанием черт. Определив психотип человека, уже проще с ним работать. А уж знание собственного психотипа здорово облегчает понимание себя…

Обзор деловых книг №4. Бизнес-романы Н. Мрочковского, А. Толкачёва, А. Парабеллума

Жанр бизнес-романа, эдакого гибрида захватывающе-драматичного художественного повествования с мотивирующе-обучающей деловой книгой — инновация на российском рынке деловой литературы. Насколько он был принят аудиторией, и с какими усилиями пишутся такие книги? Говорим о двух самых известных из них — «Экстремальный тайм-менеджмент»…

Обзор деловых книг №3. Николай Мрочковский и Андрей Парабеллум

Книги Андрея Парабеллума и Николая Мрочковского «вправили мозги» и «наставили на путь истинный» тысячи инициативных людей за последние 7 лет. Делаем обзор пяти самых популярных книг этой плодотворной пары авторов современной российской бизнес-литературы, к которым приложила ум и руку Татьяна…

Эффективность нужна женщине не меньше, чем мужчине. И не только деловой — в повседневной жизни с ее миллионом задач неделовых женщин просто не остается. Кто поддержит ее и не даст сойти с пути, ежедневно направляя к цели? С этой ролью…

Предприниматели и топ-менеджеры, привыкшие мыслить логически, часто страдают от недостатка креатива. Оно и понятно — за него отвечает правое полушарие головного мозга, неактивное в момент мышления. Узнайте, какие рецепты по его активизации и подключению к парной работе с левым полушарием,…

Юлия, гостья сайта, спрашивает: Интересуюсь скорочтением и развитием памяти, да и мышления в целом. Подскажите, пожалуйста, как правильно начинать. Какие упражнения и в какой последовательности выполнять? 3437

Особенности развития памяти у детей

Особенности развитие памяти у детей разного возраста. Методики и полезные советы, как улучшить память ребенка.

Память, по мнению многих родителей, абсолютно невообразимая и загадочная штука.

Не поддается логике, почему дитя стишок, который ему задали выучить к утреннику в детском саду, запоминает мучительно долго, а слова глупой песенки, единожды услышанной по радио, – моментально.

Родителей, которые хотят, чтобы их чадо демонстрировало лучшие результаты в учебе, мучает множество вопросов: «От чего зависит развитие памяти у детей?», «Почему крохе так трудно даются некоторые вещи для запоминания?» и самое главное – «Можно ли улучшить память своему ребенку?».

На последний вопрос детские психологи отвечают однозначно: «Можно, если выбрать правильную методику».

Классификационные особенности развития памяти у детей

Память – это вид умственной деятельности, который необходим во многих проявлениях нашей жизни и который, к счастью, поддается тренировке.

Чтобы понять, как происходит развитие памяти, нужно знать классификацию этого вида умственной деятельности.

  1. В зависимости от длительности сохранения информации память бывает двух видов:
    • кратковременная – данные легко запоминаются, но достаточно быстро стираются с «жесткого диска» мозга;
    • долговременная – информация длительное время сохраняется в голове и может быть использована.
  2. В зависимости от объекта запоминаний:
    • зрительная – отвечает за запоминание лиц, пейзажей, интерьеров и прочих увиденных картинок;
    • слуховая – вы запоминаете информацию, которую услышали;
    • моторная – наше тело запоминает, как двигаться в зависимости от обстоятельств;
    • эмоциональная – отвечает именно за запоминание эмоций.
  3. Есть еще один распространенный критерий классификации памяти – степень волевой регуляции:
    • произвольную – мы прилагаем усилия, чтобы запомнить что-либо;
    • непроизвольную – процесс запоминания происходит вроде бы сам по себе и не требует от нас усилий.

Развитию поддаются все виды, ведь, даже если вы используете популярные методики для развития долговременной зрительной памяти (те же таблицы Шульте, к примеру), то тренируются все группы мозговых мышц.

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольники в большинстве своем обладают непроизвольной памятью.

Чем меньше ребятенок, тем труднее ему сделать над собой усилие, чтобы запомнить что-то.

Пока его мозг устроен по-другому: он запоминает то, что ему нравится и противится делать то, что не хочет.

Нельзя игнорировать необходимость развития произвольной памяти, ведь не за горами школа, а значит, детям скоро придется прикладывать усилия, чтобы запоминать новую информацию:

Учить наизусть стишки и песенки.

Да, не все дети хотят прилагать усилия, чтобы заучить какой-то стишок, но придется найти аргументы, чтобы убедить их: это необходимо.

Практикуйте это упражнение после променада: попросите малыша рассказать вам о том, что он увидел во время ее.

Если ему сложно воспроизвести картинку, скажите ему: «Постарайся в следующий раз запомнить больше».

Можно использовать и нарисованные картинки, а не реальные пейзажи.

Заучивание нужно информации : имен родственников, адреса дома, где вы живете, дней рождения близких людей.

Периодически спрашивайте у детей те или иные данные, которые вы уже выучили.

Особенности развития долговременной памяти у детей

Кратковременная память у большинства детей развита от природы.

Кроха слышит нужную ему информацию, непроизвольно запоминает ее, использует, а затем благополучно забывает.

Если для детей дошкольного возраста такие особенности процесса запоминания не дают повода для волнений, то родителям школьников нужно заботиться о развитии долговременной памяти своих детей, потому что без нее малыш не сможет хорошо учиться.

Развивать долговременную память детей можно тремя способами:

Сравнивать несколько предметов, чтобы определить их схожие и отличительные особенности.

Не столь важно, какие это будут предметы (можно использовать картинки или таблицы), главное, чтобы малыш практиковал методы синтеза и анализа.

Игра в ассоциации.

Это достаточно простой и приятный для детей способ развития памяти и запоминания новой информации.

Начните играть в ассоциации со слов, затем переходите к словосочетаниям, после – к предложениям.

Пересказ увиденного, услышанного или прочитанного.

Чаще просите свое дитя пересказать вам понравившийся мультфильм или прочитанную книгу, или рассказать о том, что интересного было сегодня в саду и т.д.

С тем, что плохая память создает проблемы и детям, и родителям, большинство семей впервые сталкивается в школе.

Малыш не может запомнить и воспроизвести то, что требует от него программа, начинает отставать от сверстников.

Развивать память школьников можно при помощи таких упражнений:

Табличек с цифрами, буквами или картинками, которые после просмотра нужно воспроизвести.

Например, вы рисуете на листе бумаги трех котов в разных позах или инопланетян, или геометрические фигуры, или что-то другое.

Просите малыша в течение нескольких минут рассматривать картинку, чтобы запомнить детали, а затем прячете рисунок и предлагаете чаду нарисовать первого котенка, второго робота, третью фигуру и т.д.

Берете игрушки, палочки, другие мелкие предметы (чем меньше ваш малыш, тем меньшее количество нужно брать) и располагаете их в произвольном порядке.

Просите дитя запомнить композицию, а затем воспроизвести ее как можно точнее.

Пример такого упражнения представлен в видеоролике:

Зависит ли развитие памяти у детей от их питания и образа жизни?

Нормальные родители стараются, чтобы их дети получали все самое лучшее: вкусненько кушали, имели компьютер, играли допоздна, потому что не хотят ложиться спать, делали то, что им нравится.

Но очень часто именно такими благими намерениями мы портим детей, потому что они недополучают витаминов и ведут сидячий образ жизни, а страдает от этого, в первую очередь, память.

На развитие памяти влияет:

В рационе малыша должны быть орехи, злаки, твердый сыр, семечки, зелень, жирные сорта рыбы, печень, белое мясо, овощи и фрукты.

А вот мучного и сладкого нужно давать поменьше.

Кроха должен достаточно времени проводить на свежем воздухе (желательно не менее 2–3 часов в день), чтобы клети его мозга насыщались кислородом.

Крайне важно, чтобы дитя много двигалось, а не просиживало дни напролет за компьютером.

Если чадо мало играет со сверстниками на улице в подвижные игры, то нужно отдать его в спортивную секцию или на танцы.

Режим сна очень важен для развития памяти детей.

Укладывать ребенка нужно через «не хочу» в одно и то же время.

Постепенно сын или дочь привыкнет к такому режиму и будет ложиться в кроватку без проблем.

Да, от того, сколько времени вы проводите с малышом, занимаетесь ли с ним, прививаете ли ему любовь к книгам, учите ли вместе стишки, играете ли в развивающие игры и т.д., зависит формирование искусства запоминания.

Как видите, развитие памяти у детей – процесс непростой, но необходимый, если вы хотите, чтобы ваше дитя могло демонстрировать хорошие результаты в учебе и не отставать от сверстников.

Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Источники:
Всё об эффективной работе с информацией
Курсы по скорочтению, развитию памяти и внимания, комплексные программы по методике Татьяны Бадя. Консультации и коучинг до результата.
http://tatianabadya.ru/
Особенности развития памяти
Вы наверняка замечали, что способность к запоминанию меняется в течение жизни и не одинакова в различных ситуациях. Это действительно так, потому что память, как умственная деятельность человека,
http://tatianabadya.ru/articles/osobennosti-razvitiya-pamyati/
Особенности развития памяти
Цитаты из книги «Стратегические игры. Доступный учебник по теории игр» (А. Диксит, С. Скит, Д. Рейли-мл.) Учебник для тех, кто хочет развить стратегическое мышление. После изучения книги вы
http://tatianabadya.ru/articles
Особенности развития памяти у детей
Особенности развитие памяти у детей разного возраста. Методики и полезные советы, как улучшить память ребенка.
http://dnevnyk-uspeha.com/razvitie-detej/razvitie-pamjati-u-detej.html

COMMENTS