Особенности развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности дошкольного возраста

Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад. Поскольку нервная система малышей пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый освоенный этап – своего рода перелом.

Возрастной кризис отличается от простого непослушания. Ребёнок переживает сложный этап в своём развитии, а значит и реакция родителей должна быть белее гибкой. Если вы попытаетесь сдержать активность и самостоятельность малыша, проблемы и конфликты будут только нарастать.

Проявления кризиса иногда отсутствуют, но радоваться не стоит. Это может означать, что на предыдущих этапах ребёнок не освоил какие-то важные формы деятельности, у него не развиты в полной мере какие-то психологические качества. Без кризисов не было бы и развития. Путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. Однако сроки, длительность, глубина кризиса у всех разные.

Психологи выделяют четыре критических точки в детском развитии: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 13-16 лет.

Содержание кризиса первого года жизни связано с тремя моментами: началом ходьбы; становлением речи (этот процесс происходит постепенно и длится ок. 3-х мес.); осознанием себя как отдельного от матери существа. Сп6ервыми актами протеста и оппозиции ребёнок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире.

Кризис третьего года или кризис «Я сам» начинается ок. 1,5 лет и заканчивается примерно в 3,5 года. Пик приходится на 2,5 – 3 года. Этот кризис характерен тем, что:

· ребёнок упрямится. Но упрямство – это крайняя степень проявления воли и настойчивости – качеств, очень нужных каждому человеку. Чаще всего малыш настаивает и требует не потому, что очень хочется, а потому, что ОН этого ПОТРЕБОВАЛ.

· ребёнок капризничает. Капризность – демонстрация своей значимости для других, желание привлечь к себе интерес и внимание, это потребность проявить собственное «Я».

· ребёнок все делает наоборот. Это негативизм, который даёт возможность ребёнку поступать по-другому, принимать свои решения, проявлять чувство «самости», иметь свои желания и чувство собственного достоинства.

· ребёнок бывает агрессивным. Агрессия – это крайняя форма проявления самозащиты.

· ребёнок становится строптивым, своевольным. Это означает, что малыш уже не беспомощный и стремится к независимости.

· ребёнок бывает замкнутым. Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, очень необходимого качества в жизни каждого человека.

Кротость – это значит: слабее жизненный порыв, ниже взлёт воли, боязнь действия. Меньше резких движений, экспериментов, трудных начинаний. Такой ребёнок меньше добывает фактических истин, потому больше вынужден верить и дольше подчиняться.

В этот период ребёнок очень эмоционален, раним, ревнив, злопамятен. Будьте с ним доброжелательны, терпеливы, тактичны.

Возрастная группа от 3 до 4 лет.

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

Взаимодействие с трёх-четырёхлетними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис трёх лет.

Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем их мире. Он познаёт то, что видит перед собой сию минуту.

Важно помнить, что речь у ребёнка находится в стадии становления, поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в несформированности представления или же речи. Педагог/родитель может и должен работать над собственной речью, слова произносить правильно, расширять свой используемый словарный запас. Слова, произнесённые взрослым, перенимаются ребёнком, так как они их услышали и об этом необходимо помнить. Однако требовать от трёх-четырёхлетних детей развёрнутых и полных ответов пока рано. Такое требование травмирует ребёнка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

— мышление ребёнка носит наглядно-образный характер;

— внимание, память, мышление остаются непроизвольными;

— ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент.

Возрастная группа от 4 до 5 лет.

Непроизвольность психических процессов сохраняется у детей и на пятом году жизни. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми и не ставьте их в пример: «Посмотри, какой Вася молодец, а ты….». Это травмирует детей, занижает их самооценку. Сравнивать необходимо самого ребёнка сегодняшнего с ребёнком, каким он был ещё вчера. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто кроме ребёнка, не слышит.

Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребёнка 4 – 5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

— мышление носит наглядно-образный характер;

— дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.

В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.

К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий количество её не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребёнок после 5,5 года должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становятся линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизирует абстрактное мышление и воображение. С нашей точки зрения, предпочтение должно быть отдано выразительной и интеллектуальной музыке ХХ столетия перед более привычной для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, музыкой, в которой доминирует изобразительное начало.

Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приёмы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, например математикой, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений. научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 – 6 лет:

— ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

— в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;

— ведущее значение приобретает развитие воображения.

по материалам методического руководства

для работников ДОУ «Дошкольные учреждения и

Особенности развития детей дошкольного возраста

На этапах своего взросления ребенок начинает изучать мир через призму своего восприятия. Год за годом он восполняет свою картинку мироощущения посредством развития способностей и навыков. Особенности развития детей дошкольного возраста можно разделить в зависимости от возрастных групп.

Особенности развития детей от 3 до 4 лет

Можно поделить особенности развития детей дошкольного возраста на несколько этапов. В период от 3 лет до 4 у детей начинает формироваться грамматически правильная разговорная речь. Помимо этого, у них идёт процесс развития зрительно-двигательной координации и общей моторики. Вместе с этим ребёнок становится более усидчивым, сосредоточенным и внимательным. На некоторое время его внимание могут привлечь интересные, яркие картинки.

Важную роль в развитии каждого ребёнка играет развитие произвольного внимания. Благодаря участию в играх, в которых дети запоминают слова, действия, предметы развитие произвольного внимания начинается с 3 или 4 лет.

Развитие детей от 4 до 5 лет

В возрасте от 4 лет до 5 внимание ребёнка можно удерживать на более длительное время (от 15 до 20 мнут). Также в этот период развивается память, моторика рук, речь, математические навыки. В этом возрасте ребенок должен быть способен выполнить два-три действия, следующих последовательно. Это самое время для воспроизведения коротких стихотворений.

К этому возрасту ребенок уже способен отличать геометрические фигуры, понятия множественности, умеет правильно ориентироваться во временах года и отличать левую и правую стороны. Особый навык – умение зашнуровать ботинки, так как здесь показательна не только моторика пальцев, но и способность правильно и последовательно выполнить шнуровку.

Развитие детей от 5 до 6 лет

Особенностей развития детей дошкольного возраста в период от 5 лет до 6 становится всё больше и больше. Так, например, в этом возрасте общая моторика ребёнка развита довольно хорошо. Он может бегать, прыгать, кататься на коньках и на велосипеде. Речевое развитие тоже не стоит на месте. В этот период дети умеют писать печатные буквы, цифры (от 0 до 10), разбираются в днях недели, рисуют геометрические фигуры.

Развитие детей от 6 до 7 лет

От 6 лет до 7 ребёнок уже готовится к школе. Его интересуют головоломки и загадки. Математические способности развиты довольно хорошо. Он может определять время по часам, знает времена года и может назвать месяцы. Также ребёнок уже умеет читать и пересказывает его содержание. В этот период хорошо развита память. Если детям в этом возрасте назвать ряд из 10 слов, то они их повторяют.

Самой главной особенностью развития детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет является личностная готовность. Она может проявляться в желании самого ребёнка идти учится в школу. Готовности стать ответственным, самостоятельным.

Отдельной особенностью детей в данной возрастной группе должна быть социально-психологическая готовность, которая включает в себя формирование качеств, позволяющих общаться с менее знакомыми людьми: сверстниками, преподавателями.

Родителям необходимо обращать особое внимание на особенности развития детей дошкольного возраста. Также нужно не забывать учить ребёнка самостоятельно мыслить. К школьному возрасту он должен уметь обобщать, классифицировать предметы, сравнивать их, делать самостоятельно выводы. Элементы личностной готовности ребенка также проявляются в умении не только слышать, но и слушать взрослого, прислушиваться к его советам, действовать, подражая взрослым и при этом осознавать способность выполнять определенные действия различными способами. Развитие ребенка дошкольного возраста должно подготовить его и настроить не только в физическом плане, но и в эмоционально-волевом.

На данном этапе ребенок должен обладать определенной мотивацией к получению новых знаний и расширению круга деятельности.

Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали.

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста яв ляется наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может»), С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Ребенок 4—5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в 3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.

Для детей 6—7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т.е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Особенности роста и развития детей дошкольного возраста

Особенности роста и развития детей дошкольного возраста

Человек развивается в течение всей своей жизни, но особенно интенсивные изменения происходят в детском возрасте. Развитие растущего организма подчиняется определенным закономерностям, присущим различным возрастным периодам.

У детей до 7 лет условно различают три возрастных периода, отличающихся особенностями развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом: период грудного возраста — от рождения до 1 года, период раннего возраста — от 1 года до 3 лет и период дошкольного возраста — от 3 до 7 лет.

Для каждого возрастного периода характерны свои особенности анатомического строения, физиологических функций и обмена веществ, что необходимо учитывать при организации питания ребёнка.

Период грудного возраста характеризуется бурным ростом, развитием и совершенствованием всех органов и систем.

Доношенный ребёнок рождается с массой тела, в среднем равной 3200-3400 г, ростом 49-51 см. Мальчики обычно крупнее девочек.

Наиболее энергично ребёнок растёт в первые месяцы жизни, затем темпы роста несколько замедляются. Так, за первые 3 месяца жизни ребёнок в среднем прибавляет в росте по 3 см в месяц, с 4-го по 6-й — по 2,5-2 см в месяц, во втором полугодии — по 2-1,5 см в месяц. Таким образом, к 6 месяцам жизни ребёнок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни — на 25-27 см.

Нарастание массы тела, так же как и рост, интенсивнее идёт вначале: на первом месяце жизни ребёнок прибавляет 600 г, в течение второго и третьего месяцев жизни — по 800-900 г, а затем в течение каждого последующего месяца ребёнок прибавляет в массе тела на 50 г меньше, чем в предыдущем.

Таким образом, ребёнок, родившийся со средними показателями массы тела, увеличивает ее вдвое к 5 месяцам жизни и утраивает к 11-12.

Чтобы узнать, какой рост и массу тела должен иметь ребёнок первого года жизни, надо к показателям при рождении прибавить соответствующие показатели увеличения роста и массы тела за прожитый период. При этом удобно пользоваться таблицей средних показателей увеличения роста и массы тела детей первого года жизни.

Первый год жизни ребёнка отличается также интенсивным развитием центральной нервной системы, формированием активных движений, различных навыков и умений. В возрасте одного месяца младенец уже хорошо держит голову, реагирует на звуки, улыбается. В 3 месяца объем движений увеличивается: ребёнок поворачивается со спины на бок, начинает захватывать предметы, чётко определяет направление звука, узнает близких. В 6 месяцев малыш хорошо переворачивается со спины на живот и обратно, начинает ползать, произносит отдельные слоги. В 8-9 месяцев ребёнок самостоятельно садится, встаёт и передвигается у опоры, много лепечет. В возрасте одного года малыш обычно начинает ходить без опоры, произносит 10-12 слов, умеет пить из чашки, пытается самостоятельно есть ложкой.

В течение первого года жизни в организме ребёнка происходит много существенных изменений, заключающихся в созревании и формировании всех органов и тканей. Костный скелет приобретает большую плотность, нарастает мышечная масса, развивается подкожный жировой слой, кожа уплотняется, становится менее ранимой, совершенствуются функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

После 6 месяцев у ребёнка прорезываются первые зубы, к году жизни ребёнок обычно имеет 8 зубов.

Продолжает развиваться желудочно-кишечный тракт. По сравнению с первыми месяцами жизни значительно увеличивается объем желудка, достигая к году жизни 250 мл (у новорожденного 30-35 мл). В связи с введением в рацион ребёнка новых видов пищи увеличивается выделение пищеварительных соков, нарастает их активность. Улучшаются процессы расщепления и усвоения пищевых веществ. Практически к концу первого года жизни ребёнок может получать все основные продукты питания.

Частота стула к году жизни уменьшается до 1-2 раз в сутки (у новорожденного 4-5 раз в сутки). У некоторых детей, особенно при искусственном вскармливании, стул может быть через день. При хорошем общем состоянии ребёнка это не должно вызывать тревоги и не требует никаких вмешательств.

Ранний возраст — период жизни ребёнка от 1 года до 3 лет.

В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма ребёнка. Однако дети раннего возраста ещё очень ранимы, восприимчивы к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям питания. Малыш в этом возрасте легко подвержен любым воздействиям окружающей среды.

Темпы физического развития ребёнка на втором и третьем годах жизни несколько замедляются. За второй год жизни рост ребёнка увеличивается на 10-11 см, масса тела — на 2,5-3 кг, за третий год жизни эти показатели составляют соответственно 7-8 см и 2 кг.

У детей раннего возраста продолжаются созревание и дифференцировка костной и мышечной тканей, усложняются и совершенствуются двигательные умения. За этот период жизни ребёнок хорошо овладевает ходьбой, бегом, прыжками. К трем годам он овладевает более сложными умениями: самостоятельно ест, одевается, начинает застёгивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Особенно заметно развитие интеллектуальных способностей ребёнка. У него значительно обогащается запас представлений, расширяется осознанное отношение к окружающей действительности, быстро развивается речь, возникает потребность к общению с другими детьми. К трем годам малыш начинает употреблять сложные предложения, знает и называет четыре основных цвета, приобретает необходимые гигиенические навыки. В общении со сверстниками у него появляются элементы ролевой игры.

У детей старше одного года значительно совершенствуются органы пищеварения. К двум годам ребёнок имеет уже 20 зубов и может хорошо пережёвывать пищу. Объем желудка у 2-3-летних детей увеличивается до 350-400 мл. Увеличивается переваривающая способность желудочно-кишечного тракта. Все это позволяет вводить в рацион ребёнка более разнообразные по ассортименту продукты. Однако восприимчивость ребёнка раннего возраста к различным нарушениям пищевого режима остаётся ещё высокой. При отступлении от диеты у него легко возникают расстройства пищеварения в виде рвоты, жидкого стула.

К дошкольному возрасту относится период жизни ребёнка от 3 до 7 лет. Дети этого возраста заметно отличаются по развитию от детей раннего возраста. У них происходит дальнейшее развитие и совершенствование организма.

Физическое развитие детей в этот период отличается неравномерностью. В возрасте 4-5 лет темпы роста несколько замедляются, ребёнок за год вырастает в среднем на 4-6 см, а на протяжении шестого-седьмого года жизни прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в возрасте 6-7 лет получило название первого периода вытягивания. Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усилении функции гипофиза). К 7 годам у ребёнка заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.

Прибавка массы тела у детей к 4 годам несколько замедляется и составляет в среднем за год 1,2-1,3 кг, а затем она вновь увеличивается: за пятый год жизни ребёнок прибавляет в среднем 2 кг, за шестой — 2,5 кг, за седьмой — около 3,5 кг. К 6-7 годам у ребёнка отмечается удвоение массы тела по сравнению с массой в годовалом возрасте.

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса мышц. К 5 годам значительно увеличивается мускулатура нижних конечностей, увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, увеличивается их сила.

Развитие и дифференцировка центральной нервной системы выражаются в совершенствовании статических и двигательных функций, развитии координации движений. Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют уже определённые навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе.

Сопротивляемость заболеваниям у детей дошкольного возраста значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного возраста достигает уровня взрослого человека. К 7 годам у ребёнка прорезываются коренные постоянные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7 годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой. Активно функционируют слюнные железы, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства желудочно-кишечного тракта.

Источники:
Возрастные особенности дошкольного возраста
Возрастные особенности дошкольного возраста. Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать
http://psiholog880.wmsite.ru/roditeljam/sovety-psihologa/vozrastnye-osobennosti-doshkolnogo-vozrasta/
Особенности развития детей дошкольного возраста
В период от 3 лет до 7 лет проявляются особенности развития детей дошкольного возраста, по которым специалисты могут спрогнозировать возможные отклонения в
http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/osobennosti-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta/
Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка.
http://www.hr-portal.ru/article/osobennosti-razvitiya-rebenka-v-doshkolnom-vozraste
Особенности роста и развития детей дошкольного возраста
Человек развивается в течение всей своей жизни, но особенно интенсивные изменения происходят в детском возрасте
http://www.pravilnoe-pokhudenie.ru/zdorovye/pitdet/detdovo.shtml

COMMENTS