Особенности психического развития

Всё о воспитании и развитии детей для молодых мам и пап

Всё о воспитании и развитии детей для молодых мам и пап.

Воспитание ребенка, уход за новорожденным, практические советы и рекомендации в общении с детьми — огромное количество разнообразных материалов Вы найдете на этом сайте. Большая подборка статей поможет вам получить ответы на многие вопросы, часто возникающие у молодых родителей.

У ребенка заложен нос, чем помочь малышу

122 (122 за неделю) / Детское здоровье / 14.02.18 10:00

Каждый человек сталкивался с заложенностью носа. Это неприятное и болезненное состояние причиняет множество неудобств взрослому человеку, а для ребенка подобная проблема может быть даже опасной. Продолжительная заложенность носа у маленького ребенка способна привести к отставанию в развитии, поэтому . подробнее

Сценарий детского праздника

139 (93 за неделю) / Разное / 07.02.18 10:00

Морской водоворот Домашний кукольный спектакль на День рождения. Подходит для детей 5-6 лет. Подготовка: Необходимо сделать ширму, как в кукольном театре и четыре куклы. Это будет рыбка, пират, морская звезда, морской конек. Действующие лица: Русалочка Майя — сказочный морской пограничник. . подробнее

Правила закаливания здоровых детей

422 (148 за неделю) / Детское здоровье / 31.01.18 10:00

Есть одно удивительное свойство человеческого организма, отвечать защитной реакцией на изменения, происходящие вокруг его, в частности колебаниям температуры окружающей среды. Это свойство формируется неторопливо, постепенно и подчиняется тем же законам, что и все другие способности: если их постоян . подробнее

Полезные сладости для детей и взрослых

498 (147 за неделю) / Детское здоровье / 24.01.18 10:00

В настоящее время появляется все больше некачественных продуктов. Это же касается и сладостей. Иногда создается впечатление, что они состоят из одних красителей, эмульгаторов, стабилизаторов, ароматизаторов, консервантов и огромного количества сахара. Неужели следует полностью отказаться от сладкого . подробнее

Рецепт овсяного печенья из овсяных хлопьев

702 (145 за неделю) / Рецепты для детей / 18.01.18 10:00

А вы думали, что из овсяных хлопьев можно только кашу готовить? А вот и нет, сегодня будем готовить овсяное печенье. Кстати, домашнее овсяное печенье, помимо того, что оно вкусное, ароматное и свежее, еще и считается полезным. Для приготовления печенья лучше использовать грубые хлопья, чтоб они пря . подробнее

Определяем и боремся с комплексами у молодой мамы

357 (29 за неделю) / Молодая мама / 17.01.18 10:00

Вы недавно стали мамой! Жизнь прекрасна: и муж есть, и ребенок (или даже парочка деток) — замечательная счастливая семья. Но зачастую рождение ребенка, особенно первого, переворачивает жизнь с ног на голову. Еще буквально вчера успешная бизнес-леди, активно шагающая вверх по служебной лестнице, сего . подробнее

Творожный кекс: рецепт для новичков

425 (36 за неделю) / Рецепты для детей / 15.01.18 10:00

Творог – полезнейший продукт — богатый источник полноценного белка. Но далеко не каждого ребенка можно уговорить или заставить есть творог. Предлагаем в качестве заменителя испечь творожный кекс, он тоже очень полезен, но при этом такой вкусный, что ни один маленький сладкоежка от него не отка . подробнее

Лишний вес у детей: причины возникновения

400 (29 за неделю) / Детское здоровье / 10.01.18 10:00

В настоящее время при ускоренном темпе жизни здоровье детей – основополагающий и щепетильный вопрос, волнующий практически каждого. Особое место в данном аспекте неизменно занимает проблема лишнего веса, которая не всегда своевременно устранима, а причины возникновения ожирения чаще всего крою . подробнее

Нежные котлеты из индейки: рецепт из маминой копилки

433 (17 за неделю) / Рецепты для детей / 05.01.18 17:46

Мясо индейки нежное диетическое с низким содержанием жира. Это очень ценный и полезный вид мяса, который обязательно следует включить в рацион питания ребенка. Ингредиенты филе индейки – 400 г; лук репчатый – 1 шт; чеснок – 2 зубчика; сметана – 1 . подробнее

Пространственное ориентирование: как научить ребенка различать право и лево

625 (65 за неделю) / Развитие и обучение / 03.01.18 10:00

В начале жизни ребенок, как правило, не соприкасается с большим миром. Поэтому многие родители спустя рукава относятся к обучению малыша тем навыкам, реализовать которые у него пока нет возможности, например, пространственному ориентированию. Это неправильная и даже вредная позиция. Во-первых, прос . подробнее

Особенности психического развития человека

Периодизация Выготского психического формирования детей. Современная пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных условий внутриутробного развития ребенка. Психологические особенности человека на всех этапах его жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Особенности психического развития человека

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

1. Предмет, задачи, и методы возрастной психологии

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в., возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.

Особое место в современной возрастной психологии занимает группа генетико-моделирующих методов, основанных на каузально-генетическом методе Л.С. Выготского. Изучение развития с помощью метода активного формирующего эксперимента (Л.Я. Гальперин) и других обучающих методов ведется в процессе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта. К числу важнейших практических задач, стоящих перед возрастной психологией, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. Возрастная психология составляет научное основание педагогической психологии.

2. Динамика психического развития ребенка

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С. Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.

В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь).

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий, как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью — социальная ситуация развития.

Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.

Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.

Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

3. Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде

Современная пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных условий развития внутриутробного ребенка черпает свои основания из четырех различных источников:

из спонтанного мировоззрения (public);

из обобщений, автономно возникающих в самой пренатальной практике;

из теорий беременности и внутриутробного развития человека, основанных на фактологии эмпирико-аналитических наук;

из феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук;

Интегративная психологическая модель беременности/внутриутробной жизни — ступень воплощения — структурно включает в себя 2 критический и два стабильных периода; каждому соответствует свой механизм развития, и собственные принципы развивающей деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога) кризис инобытия (оплодотворение-зачатие).

Рис.1. Схема развития субъективной реальности. Ступень воплощения

Источники:
Всё о воспитании и развитии детей для молодых мам и пап
Воспитание ребенка, уход за новорожденным, практические советы и рекомендации в общении с детьми — огромное количество разнообразных материалов Вы найдете на этом сайте. Большая подборка статей поможет вам получить ответы на многи…
http://blogs.bebeshka.info/
Особенности психического развития человека
Периодизация Выготского психического формирования детей. Современная пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных условий внутриутробного развития ребенка. Психологические особенности человека на всех этапах его жизни.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00082717_0.html

COMMENTS