Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Лекции — Особенности психического развития детей дошкольного возраста — файл

Лекции — Особенности психического развития детей дошкольного возраста — файл 1.doc

Доступные файлы (1):

1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества

Каждая методика направлена на измерение очень узкого, спе­циального качества – какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, ца основании которых Вы бы могли сразу понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, осо­бенностей его общения или стиля деятельности, его познаватель­ных процессов. Поэтому для составления психологической характе­ристики необходимо использовать не меньше 10-15 разных тестов.

Обязательно обращайте внимание на инструкцию, которая да­ется в каждой методике. Помните, что неправильная инструкция

может полностью изменить содержание задания и, следовательно,

полученный Вами результат.

Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы воз-

ласт исследуемого ребенка совпадал с тем возрастом, для которого

составлена данная методика. Существуют методы, которые можно

использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.

Результаты, полученные Вами, также не могут быть одинаковыми для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации результатов, обязательно сверяйте их с нормативностью, т.e. с теми результатами, которые типичны для детей данного возраста. Помните и о том, что только по данным одной методики, уже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

Многие методики требуют специального «стимульного материала, т.е. карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку.

Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе

дачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изменении самого материала Вы получите совершенно иной результат.

Существуют так называемые субъективные и объективные ме­тодики, способы анализа полученных результатов. Одни из них

имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов,

другие требуют не количественной, но качественной интерпретации; хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более ясные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при ра­боте с ними надо проявлять особое внимание и сверять полученные результаты с показателями, полученными в других тестах.

Никогда не пытайтесь давить на ребенка, т.е. работать с ним без его добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может нарушить весь процесс диагностики и Вы полу­чите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к на­пряженности, скованности и также нарушит объективность полу­ченных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, при­нять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать его дан­ной деятельностью и добиться внимания к ней.

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Школа Родительского Мастерства

Секрет удачного образа, в том числе и зимнего, — это правильный подбор вещей и аксессуаров. Ваш look является отражением образа жизни, возраста и вкусовых предпочтений, а значит к выбору каждого элемента нужно подходить особенно...

Хорошая модель обуви делает образ стильным и женственным. Сегодня существует такое количество туфель, что стало сложно разобраться в их видах. Туфли-лодочки известны женщинам давно. ☝ Классический вариант – модели черного или бежевого цвета со...

Каждая мамочка желает обзавестись всем нужным для своего ребенка. В наше время и деткам, и родителям очень повезло, ведь ассортимент детских товаров просто безграничен. А с учетом постоянного пополнения прилавков различными новшествами родители и...

Проверка состояния органов малого таза во время беременности с помощью УЗИ

УЗИ малого таза при беременности – ♂ обязательная диагностическая процедура. Она помогает выявить заболевания половых органов, пронаблюдать за состоянием плода, определить сроки беременности. Это обследование назначается гинекологом. Но некоторые женщины, считая такое обследование вредным,...

Проблема запора у ребенка – одна из наиболее часто встречающихся. Запором является редкий стул с болью во время дефекации, сильной натугой и плотным сухим овечьим калом. При этом ребенок может ходить в туалет каждый...

Покупаете скейт ребенку? Помните: от качества этого спортивного снаряда будет зависеть здоровье вашего родного человека ⛹️. Поэтому экономить на такой покупке нужно разумно, не в ущерб качеству. Стрит, верт или фристайл? Скейтборд может быть...

Мнения по вопросу, когда давать капусту ☘️ ребенку, и какова польза ее, расходятся. Причина этого – возможность провокации вспучивания кишечника малыша. Потому в рацион добавляют сначала другие виды капусты, а потом уже белокочанную. Родители,...

Беременные женщины заботятся о здоровье, организуют для себя питание, гуляют на ☔️ улице, делают гимнастику. От этого зависит их самочувствие, развитие плода. А вот об одежде на время беременности часто забывают или не придают...

Для многих родителей особо проблемным является сбор своих чад в школу. И если покупка ✏️ канцтоваров еще дается легко, то с выбором одежды многие испытывают определенные трудности. Важно помнить, что подобные вещи должны быть...

Элегантность женского образа подчеркивается несколькими способами, и один из них парфюм.

Лечить кашель у грудничка без температуры спешить не стоит. Нужно определить его причину, убедиться, не инфекция ли это, не инородное ли тело застряло в носоглотке. Для этого необходимо посетить врача.

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

психический развитие познавательный детский

Каждой возрастной ступени соответствует центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития. Вокруг него располагаются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка. Процессы, связанные с основными новообразованиями принято называть центральными линиями развития, все другие частичные процессы, происходящие в этом возрасте, побочными линиями. [12; 43; 45; 49; 64 и др].

Центральным новообразованием дошкольного возраста в культурно-историческом подходе признается игровая деятельность. Дошкольное детство это период познания мира человеческих отношений. Игровое моделирование действительности создает наиболее благоприятные условия для общего психического развития ребенка, в том числе двигательного, интеллектуального и личностного развития, составляющих центральные линии детского развития в дошкольном возрасте.[16]

Игра в дошкольном возрасте становится возможной, поскольку ребенок уже овладел знаковой функцией сознания, использует предметы заменители, может переименовать себя в соответствии с ролью. Игра является ведущим типом деятельности дошкольника, но, ни в коем случае, не преобладающим. В жизни ребенок диаметрально противоположно тому, как он ведет себя в игре. Если в игре его действия подчинено смыслу, то в реальной жизни наоборот, действие преобладает над смыслом. В тоже время игра не является другим миром, преобладающей формой жизни ребенка.

Детский мир не есть только игровой мир. Место игры в жизни ребенка необходимо определять влиянием на его развитие. В игре он всегда выше своего среднего возраста, своего повседневного поведения. Игра в конденсированном виде содержит все тенденции развития [16].

Суть игры состоит в том, что в ней ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. Основное противоречие игровой деятельности заключается в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способом движения остается как во внешнем действии. Говоря другими словами, в игре все внутренние процессы развернуты во внешнем действии [73; 75].

Игровая деятельность является ведущей, но не единственной деятельностью детей дошкольного возраста. Значительную роль в развитии ребенка играют продуктивные виды деятельности: изобразительная, конструктивная, учебная, трудовая и т.п. [32].

Центральными линиями познавательного развития в дошкольном возрасте являются развитие речи, памяти, восприятия, мышления, воображения [49].

Излагая гипотезу Л.С. Выготского о сензитивных периодах развития психических процессов, во многом подтвержденную эмпирическими наблюдениями и исследованиями, Л.И. Божович пишет, что при переходе с одного возрастного этапа на другой отдельные психические функции не просто растут и качественно изменяются, но меняется и их соотношение. При этом различные психические функции растут и развиваются неравномерно. Для каждой функции существует сензитивный период, или период оптимального развития. В это время все другие функции развиваются как бы внутри этой функции, через нее. Это и определяет своеобразие детского сознания на каждом возрастном этапе. [6, с.150]

Развитие всех видов памяти детей дошкольного возраста тесно связано с развитием мышления и воображения. П.П. Блонский [5] указывал, что память влияет на мышление и определяет ее ход. Для дошкольника думать и припоминать — сходные процессы.

Мышление детей 3-7 лет проходит путь от наглядно-действенной формы к наглядно-образной. У дошкольника своя особая логика мышления, подчиняющая динамике образных представлений. В деятельности дошкольника формируются обобщения, понятия, элементы умственного моделирования, знаково-символическая деятельность, совершенствуется функция планирования и контроля над собственными интеллектуальными действиями. К 6-7 годам, в связи с интеллектуальным развитием, формируются и элементы словесно-логического мышления, характеризующегося способностью выделять и запоминать существенные связи между объектами и их частями, последовательность логических операций. [25; 57; 65]

В тесной связи с мышлением развивается речь [51]. На протяжении дошкольного детства речевое сопровождение действия сдвигается с конца действия к его началу и приобретает планирующие функции. В дошкольном возрасте наблюдаются попытки ребенка осмыслить значение слов. Причем осознание и осмысление речи и словесного состава речи у детей заметно отстает от практического овладения детьми речью.

Развитию речи в дошкольном возрасте придается особое значение в связи с тем, что речь является одним из важнейших «психологических орудий» с помощью которых ребенок овладевает своим поведением. С помощью речи происходит интеллектуализация всех психических функций ребенка.

Развитию речи способствует активное общение ребенка со взрослыми и другими детьми. Существенное развитие речи осуществляется в сюжетно-ролевой игре, в драматизациях, инсценировках, при составлении рассказов по картинкам и сочинении рассказов и сказок.

Если у ребенка есть какие-то дефекты в речевом развитии, то их необходимо выявить как можно раньше, для чего необходимо систематическое обследование детей логопедом (в ДОУ, в поликлинике). Проблемы, связанные с дизартрией и дислалией должны решать логопеды, а не педагоги, во избежание непрофессиональных ошибок в коррекционной работе, которые очень сложно устранить впоследствии.

Воображение формируется и совершенствуется в игровой, графической и конструктивной деятельности. Развитие воображения связано, прежде всего, с играми в воображаемой ситуации, использованием в игре предметов-заместителей, ролевыми играми. Психологическим механизмом возникновения и совершенствования воображения как психического процесса является процесс интериоризации, в результате перехода к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла, представлению действий в умственном плане. Причем, чем старше ребенок, тем в меньшей степени его воображение нуждается во внешних опорах. Как и другие психические процессы, воображение дошкольников непроизвольно и зависит от интереса и эмоций, вызванных к той или иной деятельностью.[35; 40]

Фундаментальным новообразованием дошкольного детства является творческое (продуктивное) воображение. Оно развивается вместе с теоретическим мышлением. Первоначально воображение дошкольника неотделимо от реальных действий. Особенностями образов воображения являются: их яркость и эмоциональность, легкость возникновения, изменяемость. Для ребенка образы воображения выступают как реальные явления. Возникнув в игровой деятельности, воображение пронизывает все другие виды детской деятельности, прежде всего продуктивные: рисование, конструирование, лепку и т.п. [65]

Для развития творческого воображения необходимо накопление опыта, выработка умения мысленно объединять образы в новые сочетания. Причем при специальном обучении накопление опыта происходит быстрее, путем его обогащения, уточнения; вырабатывается умение создавать образы разными способами; вырабатывается способность к коллективному творчеству.[46]

По мнению В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева [24] продуктивное воображение и творческое мышление обусловливают единый контекст творческого развития ребенка.

Восприятие является доминирующим в развитии психических процессов детей дошкольного возраста и непроизвольным по своему характеру [8]. Наблюдаемые ребенком предметы притягивают его своей яркостью, окрашенностью, вызывая яркую эмоциональную реакцию.

Аффективный характер восприятия обуславливает его сенсорно-моторное единство.

Восприятие старших дошкольников развивается вместе с наглядно-образным мышлением и воображением. Дети седьмого года жизни умеют планомерно и последовательно ощупывать объекты, описывать их свойства, опираясь на сенсорные эталоны, пользуясь только зрительным восприятием. Совершенствование действий восприятия происходит по пути преобразования внешних ориентировочных действий в действия восприятия.

В старшем дошкольном возрасте достаточно интенсивно развивается ориентировка во времени и пространстве. Причем представления о предметах и их свойствах формируется раньше, чем представления и пространстве, а развитие ориентировки в пространстве опережает ориентировку во времени.[67]

Внимание дошкольника непроизвольное и связано с особенностями объекта [43]. Ребенок сосредоточен до тех пор на объекте, пока он вызывает у него интерес. Время сосредоточения внимания на интересующем объекте на протяжении дошкольного детства увеличивается от 10-20 минут до 1,5-2 часов. Интерес поддерживается вовлечением в игру постоянно новых ситуаций, расширением приобретаемого опыта, воспроизведением более сложных действий и взаимоотношений взрослых. Основным достижением дошкольного возраста является овладение управлением собственным вниманием. Ребенок седьмого года жизни способен сознательно регулировать свое внимание на определенные предметы, явления, отрабатывать специальные приемы удержания их в поле внимания [25; 36; 45].

При переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту развитие познавательных психических процессов характеризуется следующей особенностью: непроизвольные действия, совершающиеся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности ребенка, превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.

Важным является указание на то, что, что ребенок не рождается с высшими психическими функциями (управляемыми психическими процессами), а они развиваются прижизненно в процессе онтогенеза. До 7 лет дети еще слабо владеют произвольными психическими процессами, которые в этот период только формируются. А потому образовательные воздействия среды не могут опираться на высшие психические функции ребенка, а могут только способствовать их развитию.[22]

В дошкольном возрасте наблюдается становление личности. Главными особенностями ее развития являются: возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, появление первых сущностных связей с миром. Жизненный мир ребенка выходит за рамки ситуативности, за рамки побуждений, связанных с непосредственно воспринимаемыми ситуациями. Центральными линиями развития в дошкольном возрасте можно считать также подчинение мотивов и самопознание. У ребенка наблюдается выход мотивации за рамки наличной ситуации, за рамки направленности на самого себя, своей эгоистичности [6; 11; 13; 28; 74 и др.].

Источники:
Лекции — Особенности психического развития детей дошкольного возраста — файл
Название: Лекции — Особенности психического развития детей дошкольного возраста; Файл: 1.doc; Дата: 19.11.2011 22:12; Размер: 157kb.
http://www.studmed.ru/docs/document10980/content
Особенности психического развития детей дошкольного возраста
Сайт №❶ для родителей, ↗️все о воспитании ваших ٩(͡๏̯͡๏)۶ спиногрызов ☀
http://detki.guru/
Особенности психического развития детей дошкольного возраста
Особенности психического развития детей дошкольного возраста Особенности психического развития детей дошкольного возраста психический развитие познавательный детский Каждой возрастной
http://studbooks.net/711136/psihologiya/osobennosti_psihicheskogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta

COMMENTS