Особенности марокко

Государство Марокко: города, особенности, достопримечательности

Государство Марокко: города, особенности, достопримечательности

Страна Марокко с арабского языка (аль-Магриб) переводится как «запад», или, по-другому, Магриб аль-Акса, что значит «дальний запад». Есть еще одно официальное название: аль-Мамляка аль-Магрибия, которое означает «Королевство Марокко».

Более подробную информацию об этой потрясающей, с неповторимыми природными пейзажами, африканской стране и ее городах можно найти в данной статье.

Великолепно и удивительно красиво государство Марокко! Города в нем экзотически-привлекательные, каждый из них представляет своеобразную культуру и любопытную историю многовекового развития страны.

Прежде, чем приступим к рассказу об этой африканской стране и ее городах, вспомним некоторые сведения о ней. С мая месяца 1963 года она входила в состав ОАЕ (Организация Африканского Единства), которая с 2002 года была переименована в АС (Африканский Союз). С ноября месяца 1984 года государство Марокко вышло из состава этой организации.

Города ее находятся в 16 административных областях, на которые разделена вся территория государства.

Страна расположена на африканском континенте в северо-западной его части и принадлежит к области, называемой Северной Африкой. Ее столица – город Рабат (население более 1 млн. 720 тыс. человек), расположенный у побережья Атлантического океана. Это северная часть марокканского королевства.

Государство, благодаря достаточно ровным благоприятным климатическим условиям, особенно в прибрежных зонах, непосредственному выходу в море Средиземное и в Атлантический океан, и в связи с внутренней стабильностью и отсутствием каких-либо конфликтов, является одним из самых уютных, благоприятных мест для туризма и отдыха на всем континенте. И правительство этого государства вкладывает немало средств для создания условий, способствующих дальнейшему развитию именно этого направления в Марокко.

  • Касабланка – экономическая столица государства Марокко (население более 3 млн. 630 тыс. человек).
  • Фес – имперский город, духовная столица (население более 1 млн. чел.).
  • Танжер – 2-я экономическая столица, центр области Танжер-Тетуана, (более 730 тыс. чел.).
  • Марракеш – туристическая столица, имперский город (население более 850 тыс.).
  • Мекнес – своего рода маленький Париж, столица сельскохозяйственная (более 570 тыс. чел.).
  • Агадир – вторая столица по туризму.
  • Тетуан – летняя столица.

Хоть и официальной столицей является город Рабат, самый крупный город страны — Касабланка. Марокко, кроме великолепных ландшафтов, в своих городах имеет множество исторических достопримечательностей. Особенно хочется отметить в Касабланке мечеть Хасана II, имеющий самый большой по высоте минарет в мире, а также русский некрополь на кладбище Бен-Мсик (христианском), созданный в 2007 году. В последнем захоронены известнейшие русские деятели, жившие в зарубежье.

Особое место в Марокканском королевстве отводится древнейшей и насыщенной истории государства. Здесь можно увидеть обилие и огромное многообразие архитектурных и исторических памятников разных эпох. Особое место в этом плане занимает Касабланка.

Марокко — государство, которое за свою историю сменило несколько столиц. Они вызывают осообенный интерес у туристов. Например, в сегодняшней столице имеется множество музеев, мавзолей Мухаммеда V, знаменитые сады Андалузские, Касба Удайя (древняя крепость).

В городе Марракеш находятся прославленные, удивительной красоты дворцы и мечети.

Одним из самых красивых древнейших городов мира является Фес, в котором построено более 800 потрясающей красоты мечетей, находятся мавзолей и бывшая резиденция короля.

Королевство Марокко, имея благоприятный климат, великолепные курорты и хорошо развитую экономику, занимает одну из лидирующих позиций на континенте Африка.

Это одна из бывших в средние века столиц Марокко. Город являлся торговым центром Южной Африки, на месте которого сходилось 6 крупных дорог, ведущих из самой Европы и из центра пустыни Сахара. Это и способствовало процветанию всего региона.

В географическом плане Бени-Меллаль расположен в низине хребта «Средний Атлас», что позволяет городу скрываться от сильных жарких ветров, идущих с пустыни. И климат здесь достаточно влажный.

Славен город многочисленными апельсиновыми и банановыми садами, приносящими огромную прибыль государству.

Здесь есть прекрасные природные и архитектурные достопримечательности, например дворец-крепость Хади Паши на отвесной скале, нависающая над городом. В ней находится интересный музей, представляющий многочисленные предметы быта и оружия прежних веков.

Портовый город государства Марокко – Эль-Джадида. Он привлекает многочисленных любителей пляжного отдыха.

В 15-м столетии часть территорий Марокко перешла под протекторат Португалии, в их числе был и Эль-Джадида. В целях защиты этой земли от местного населения португальцы выстроили крепость, которая контролировалась ими до 1769 года. Мохаммед Абдаллы (марокканский султан) стал править этой крепостью в 18-м веке. В период правления городом французскими колонистами он назывался Мазаган. Современное название Эль-Джадида вернулось в 1956 году.

Основная достопримечательность города – та самая португальская крепость Мазаган, откуда открывается изумительный вид на побережье. Сама крепость состоит из четырех бастионов, сохранившихся с тех времен:

• на восточной части – бастион Ангела;

• на северной – бастион Св. Себастьяна;

• бастион Св. Антуана на западе;

• на юге – бастион Св. Духа.

Сохранилась в городе и цистерна, которая когда-то использовалась как городское водохранилище. Также здесь можно увидеть и Большую мечеть, и церковь Благовещения.

В плане географии самым «европейским» государством из всех африканских является Марокко. Города, каждый со своей историей и великолепием, сказочная природа, близкое расположение Испании (15 километров по воде Гибралтарского пролива), фантастические песчаные океанические и морские побережья, прекрасные горные ландшафты и благоприятный климат – все это присуще этому удивительному экзотическому уголку Земли.

Чтобы прочувствовать все эти прелести, следует поехать и отдохнуть в Марокко.

Источник:
Государство Марокко: города, особенности, достопримечательности
Великолепно и удивительно красиво государство Марокко. Города в нем экзотически-привлекательные, каждый из них представляет своеобразную культуру и любопытную историю многовекового развития страны. Более подробную информацию об этой потрясающей, с неповторимыми природными пейзажами, африканской стране и ее городах можно найти в данной статье.
http://fb.ru/article/255029/gosudarstvo-marokko-goroda-osobennosti-dostoprimechatelnosti

Конституционно-правовые особенности Королевства Марокко

Конституционно-правовые особенности Королевства Марокко

Страницы в журнале: 141-145

доктор философских наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов

Рассматриваются сущность и особенности конституционно-правового регулирования в Королевстве Марокко; анализируются вопросы гражданского равноправия и прав человека; исследуется отношение к общепризнанным нормам международного права; изучаются конституционно-правовые принципы деятельности государства.

Ключевые слова: Конституция Королевства Марокко, конституционно-правовые принципы, государство, правительство, права человека, общепризнанные нормы международного права, Исламская декларация прав человека.

Constitutionally-legal features Kingdoms Morocco

Volodina N., Nafuri Sana

Are considered essence and features of constitutionally-legal regulation in Kingdom Morocco; questions of civil equality and human rights are analyzed; the relation to the conventional norms of international law is investigated; are studied constitutionally-legal principles state activity.

Keywords: the Kingdom Morocco Constitution, constitutionally-legal principles, the state, the government, the human rights, the conventional norms of international law, the Islamic declaration of human rights.

Специфика рассмотрения конституционно-правовых особенностей Королевства Марокко заключается в том, что это прежде всего исламское государство, в котором источником права являются религиозные нормы мусульманской правовой системы. Религиозные постулаты играют ведущую роль в определении системы функционирования общества, и принимаемые в стране законы не могут им противоречить.

Профессор Л.А. Морозова считает, что для теократических государств (помимо Марокко к ним принадлежат Иран, Пакистан, Саудовская Аравия и др.) характерны следующие признаки:

1) государственная власть базируется на исламе, который имеет статус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

3) согласно конституции государственное управление страной находится под жестким контролем монарха[1].

Одной из особенностей системы государственных структур Королевства Марокко является положение законодательных органов: они имеют второстепенное значение, уступают ведущую роль главе государства и правительству. В 1999 году в Марокко пришел к власти Мохаммед VI , который взял курс на демократизацию. Однако демократические реформы не были проведены, и постепенно марокканские власти вернулись к старым формам правления и прежним ценностям. Такая ситуация объяснима, утверждает М.А. Сапронова: «На положение парламентов в арабских странах прямо влияют мусульманские традиции. Многое в положении законодательных органов определяется и конституционными нормами, которые ставят парламенты на второе место после исполнительных органов и президента»[2].

Монарх (король) Королевства Марокко является символом нации, его личность неприкосновенна и священна. В главе 2 Конституции Королевства Марокко 1972 года определены компетенция монарха в сфере исполнительной власти и полномочия в сфере судебной и законодательной власти; король выступает гарантом конституции и обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти, формирует правительство и назначает первого министра и остальных членов правительства.

Законодательная власть Марокко осуществляется парламентом: Палатой представителей и Палатой советников. Палата представителей состоит из 325 депутатов и избирается на 5-летний срок на основе прямого всеобщего голосования по одномандатным округам. Из 325 депутатов 295 избираются по партийным спискам от 26 партий, остальные (30 человек) — по одному общенациональному списку (мандаты зарезервированы для женщин). Палата советников состоит из 270 членов и избирается на 9 лет; в течение 3 лет обновляется на 1/3 состава. Каждый регион страны через коллегию представителей местных органов власти избирает 3/5 состава (162 представителя), а 2/5 ее состава (108 членов) — специальная коллегия выборщиков (представителей профсоюзов и трудящихся). Первые выборы в Палату советников произошли в декабре 1997 года [3] .

В преамбуле Конституции Марокко указывается на то, что это государство суверенное и исламское, а также подчеркивается стремление королевства к миру и безопасности. События 11 сентября 2001 г. повлияли на укрепление сотрудничества между США и Марокко в борьбе с исламистами и терроризмом: размер американской помощи Марокко вырос с 20 млн долл. в 2004 году до 57 млн долл.

в 2005 году. Более того, соглашение о свободной торговле между двумя государствами, подписанное в 2005 году, предполагает отмену 95% таможенных пошлин на промышленные и потребительские товары. В 2004 году Вашингтон предоставил Марокко статус «важного союзника, не входящего в НАТО»[4].

Ситуация в Марокко, как и в других странах Магриба, характеризуется двумя основными тенденциями. С одной стороны, государство заявляет о своей приверженности борьбе с терроризмом наравне с Западом, с другой стороны, Запад ожидает проведения демократических реформ и не оказывает давления, стремясь сохранить союзнические отношения с существующей властью. Популярным остается мнение, что поддерживается иллюзия гармонии, а легитимность власти остается под сомнением[5].

В преамбуле Конституции Марокко обращается внимание на права и свободы человека и гражданина в соответствии с международным законодательством.

Особенностью современного исламского мира является проблема гражданского равноправия и прав человека, но решается этот вопрос в рамках мусульманских предписаний и основывается на таких принципах, как:

— человеческое достоинство (в рамках Корана и Сунны);

— равноправие людей, что означает единство происхождения всех людей (единство происхождения в исламе — «Аллах сотворил всех людей из единой души»);

— свобода всех людей (свобода понимается в соответствии с Кораном).

Отношение исламских государств к международным актам, в том числе к Всеобщей декларации прав человека 1948 года, неоднозначно, но для того, чтобы влиться в мировое сообщество, исламские организации создали собственные правовые документы и пытаются доказать, что понятие прав человека заложено в принципах Корана. В отношении немусульман они ссылаются на изречение из Корана о том, что «в религии недопустимо принуждение», и гарантируют им право свободы вероисповедания и религиозной практики. Большое значение имеет Всеобщая исламская декларация прав человека, принятая Международным исламским советом в сентябре 1981 года. Другой документ — Каирская декларация прав человека в исламе 1990 года — вообще обходит вопрос о религиозной свободе и религиозных меньшинствах[6]. В 2006 году принята Исламская декларация прав человека.

Исламская декларация прав человека основана на предписаниях Корана. В преамбуле обозначен исламский порядок: все люди равны, и ни один человек не должен быть привилегирован или испытывать дискриминацию из-за расы, цвета кожи, пола, происхождения и языка; правители и управляемый равноподчинены и равны перед законом; все общественные дела должны определяться и вестись так, чтобы власть осуществляла управление ими после взаимных консультаций (шура) квалифицированными сторонами, внося вклад в решения, которые согласовывались с законом; каждый должен взять на себя обязательства, соответствующие его способностям, и нести ответственность за свои дела; никто не должен быть лишен прав, предоставляемых законом; каждый имеет право на судебный иск, если совершается преступление против общества или против любого из его членов, и т. д.

В Исламской декларации прав человека определены:

— права на жизнь, на свободу, на равенство и запрещение дискриминации;

— права на правосудие, на справедливое судебное испытание, на защиту от злопоупотребления властью, на защиту от пыток, на защиту чести и репутации, на убежище;

— права меньшинств, права и обязательства участвовать в проведении и управлении общественными делами;

— экономический порядок и права, исходящие из него; право на защиту собственности;

— права на социальное обеспечение, на образование, на конфиденциальность;

— право на свободу передвижения и место жительства и др.

В разделе 12 «Право на свободу веры, мысли и слова» провозглашается право каждого выражать свои мысли и убеждения в пределах закона. Однако никто не может распространять неправду или сообщения, которые могут нарушить общественное спокойствие, распространять клевету, инсинуации, дискредитирующие других людей. Особо выделяется в Исламской декларации прав человека положение о том, что приобретение знаний и поиск правды — не только право, но и обязанность каждого мусульманина. В этом разделе обозначено, что «никто не должен быть презираем, не должны высмеиваться религиозные верования других и на этой почве не должно быть подстрекательств к враждебности в обществе против инакомыслящих, должно быть уважительное отношение к религиозным чувствам других — это обязательно для всех мусульман».

Право на свободу религии выражено в праве каждого человека на свободу совести и поклонения в соответствии с его религиозными верованиями (раздел 13). Свобода меньшинств выражена в кораническом принципе: «Нет принуждения в религии», — являющемся приоритетным по отношению к религиозным правам немусульманских меньшинств. Предполагается, что в мусульманской стране религиозные меньшинства должны иметь выбор, посредством которого согласуются их гражданские и личные вопросы относительно исламского начала и их собственных законов.

В законодательстве исламских стран в настоящее время не выработано единого подхода к определению правового статуса личности, что связано с действием Корана в исламских государствах и подчинением права его предписаниям.

В Конституции Марокко закреплены конституционно-правовые принципы деятельности государства:

1) Королевство Марокко — конституционная демократическая социальная монархия;

2) государственная религия — ислам;

3) высшим выражением воли нации является закон. Конституция обладает высшей юридической силой;

4) выборы в правительство проходят в условиях многопартийности;

5) государство гарантирует основные права и свободы граждан:

— равенство мужчин и женщин в реализации политических и профессиональных прав;

— свободу участия в политических партиях и объединениях;

— право свободного передвижения на территории государства;

— свободу слова и собраний;

— право формирования кооперативов;

— право на образование;

— право на собственность и свободу предпринимательства;

— право на неприкосновенность жилища;

— право на забастовки [7] .

Таким образом, провозглашение прав и свобод граждан не всегда означает их применение в реальной жизни, поэтому мнение о том, что «Алжиру, Марокко и Тунису при движении к демократии свойственна тенденция ограничения прав и свобод граждан»[8], имеет право на существование.

Позитивным фактом можно считать то, что оппозиционные исламские партии находятся под надзором государства в целях предотвращения терроризма, так как исламисты и их объединения формируют основную силу несогласных в этих странах. Однако сохраняется угроза терактов со стороны магрибских подразделений «Аль-Каиды» и других радикальных исламских группировок.

Особенность современного мусульманского мира проявилась в идеях Абу аль-Ала Маудуди. Он считал, что государство ислама — это не националистическое, а идеологическое государство, построенное исключительно на принципах и идеях. В таком идеологическом исламском государстве не имеют значения племенные, расовые и прочие различия между людьми[9]. Рассмотрим основные принципы его концепции.

1. В книге «Принципы ислама» обоснована теоцентрическая концепция, согласно которой Аллах — творец Вселенной, а человек должен покланяться ему и жить в гармонии с его волей, выраженной в ниспосланных человеку законах, содержащихся в Коране и Сунне. Уклонение от этого пути приравнивается к джахилии, поэтому с нарушителями исламских законов надо беспощадно бороться. Маудуди делает вывод о неприемлемости для мусульман западной цивилизации, которая не позволяет в полном объеме выполнять религиозные предписания.

3. Государство или общество, не способное претворить исламские принципы, автоматически считается находящимся в состоянии джахилии в любое время и для любого региона, где общество организовано иначе, а не в соответствии с принципами шариата.

4. Маудуди придерживается лозунга «Правление — Аллаху» и признает в качестве хранителя «чистоты догматов ислама» халифа и сформированный им совет улемов. Улемы должны быть воспитаны в мусульманских традициях, но в то же время осознавать нужды современного общества.

5. Конечная цель ислама — всемирное государство, в котором не будет расовых и национальных предрассудков и все человечество объединится в целостную систему с равными для всех правами. Это государство основано на религиозных принципах Корана[10].

Влияние идей Маудуди на становление идеологии ислама велико и признается нормой для большей части исламистов-суннитов. Под исламизмом подразумевается теория и практика политических движений, ставящих перед собой цели приведения общественного и государственного устройства в тех странах, где живут мусульмане, в соответствие установлениям ислама[11].

1 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права. — М., 2009. С. 71—72.

2 Сапронова М.А. Институты власти арабских стран // Восток и политика: Научно-методический комплекс / Под ред. А.Д. Воскресенского. — М., 2011. С. 151.

3 См.: Сапронова М.А. Указ. раб. С. 162.

4 См.: Надежды на построение демократии в странах Магриба не оправдываются // Le Monde diplomatigue : Атлас (пер. с фр.). — М., 2007. С. 116.

6 См.: Нильсон Й. Дискуссии о религиозных меньшинствах в современном исламе // Религия, политика и права человека. — М., 2002. С. 74—79.

7 См.: Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока и Северной Африки: Учеб. пособие. — М., 2009. С. 127—128.

8 Хачим Ф.И. Указ. соч. С. 122—123.

9 См.: Ближний Восток: война и политика / Middle East : War and Politics / Под ред. Г.Г. Исаева и А.А. Сотниченко. — М., 2010. С. 206.

10 Там же. С. 207—208.

11 См.: Игнатенко А.А. Ислам и политика: Сб. ст. — М., 2004. С. 67.

Источник:
Конституционно-правовые особенности Королевства Марокко
Н.В. ВОЛОДИНА, доктор философских наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов, НАФУРИ САНА, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов Рассматриваются сущность и особенности конституционно-правового регулирования в Королевстве Марокко; анализируются вопросы гражданского равноправия и прав человека; исследуется отношение к общепризнанным нормам международного права; изучаются конституционно-правовые принципы деятельности государства.
http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE

Культура Марокко

Эта страна одна из самых необычных и неоднозначных и с точки зрения географического положения, и в силу культурных и национальных особенностей народов, ее населяющих. На формирование культуры Марокко повлияли и обычаи коренных племен – кочевников берберов, и особенности жизни тех, кто веками завоевывал эти территории.

Расположенное в Африке, но с явным уклоном в сторону арабских традиций, государство впитывало в себя иудейские и древнеримские, языческие и христианские особенности, чтобы стать уникальным, необычным и весьма желанным для любого путешественника.

Мединой называется старый центр любого марокканского города, обнесенный глухой крепостной стеной. Внутри Медины шумит жизнь, как и несколько столетий назад. Здесь торгуют фруктами и пряностями, водоносы звенят своими бубенчиками, привлекая покупателей, а в кофейнях подают чай с мятой и ароматный кофе необыкновенной крепости.

Марокканские женщины носят расписные джеллабы с капюшоном и широкими рукавами. На ногах у них мягкие кожаные тапочки, украшенные золотой мишурой или серебряными монистами. Мужчины одеты проще, их кафтаны обычно черные или темно серые, а головы покрывают шапочки-фески, названные так в честь марокканского города Фес.

Именно в объятиях Медины можно встретить самые аутентичные сувениры или познакомиться с лучшими блюдами национальной кухни, которая также является важной частью культуры Марокко.

Арабы принесли в культуру Марокко множество своих особенностей, главной из которых стало вероисповедание. Приняв ислам, Марокко стало в большей степени мусульманским нежели светским государством, а потому даже в архитектуре прослеживаются особые исламские черты. Гуляя по любому марокканскому городу, можно увидеть десятки великолепных мечетей, построенных в самых разные периоды развития государства. Немалая их часть стала памятниками культуры мирового значения.

Важнейшее ремесло, которое процветает в Марокко на протяжении многих столетий – выделка и окраска кож и изготовление различных предметов одежды, мебели и сувениров. Кожа выделывается, красится и затем отправляется в мастерские, где из нее шьют удивительной красоты сумки и сандалии, тапочки и пояса. Все изделия украшают вышивками и аппликациями, серебром и кусочками зеркала.

Не меньшее значение в культуре Марокко имеет деревообработка. Краснодеревщиками славятся Марракеш и Фес, города, где на протяжении столетий изготавливали резную мебель, шкатулки и предметы обихода из кедра, туи и орешника.

Источник:
Культура Марокко
Особенности культуры Марокко и историко-культурные традиции Марокко — вОтпуск.ру
http://www.votpusk.ru/story/article.asp?ID=10727

Особенности системы государственного управления Королевство Марокко

Особенности системы государственного управления Королевство Марокко

Дата публикации: 30.12.2013 2013-12-30

Статья просмотрена: 1441 раз

Миннибаев Б. И., Гусманов И. Ф. Особенности системы государственного управления Королевство Марокко // Молодой ученый. — 2014. — №1.1. — С. 10-11. — URL https://moluch.ru/archive/60/8793/ (дата обращения: 29.05.2018).

Ключевые слова: Королевство Марокко, Палата представителей, Палата советников, Премьер-министр, Конституция, Король, Правительство.

Государство на северо-западе Африки.

Марокко — унитарное государство. В административном отношении делится на 37 провинций и 2 префектуры городов Рабат и Касабланка. Действует Конституция 1972 г. в новой редакции 1996 г. [2, с. 414].

По форме правления Марокко — конституционная монархия. На практике Король сохраняет реальные властные полномочия, что позволяет говорить о существовании в стране дуалистической монархии. Тем не менее Марокко является политически одной из наиболее модернизированных и «либеральных» арабских монархий [2, с. 414].

Законодательный орган — двухпалатный Парламент в составе Палаты представителей (325 чел.) и Палаты советников (270 чел.). Палата представителей (нижняя палата) избирается сроком на 6 лет (2/3 всеобщими прямыми выборами, 1/3 — коллегиями выборщиков) [2, с. 414].

На основании ст. 71. Конституции, к сфере полномочий законодательной власти относится следующее:

— фундаментальные права и свободы, предусмотренные преамбулой и другими статьями этой конституции;

— семейный и гражданский статус;

— принципы и правила системы здравоохранения;

— порядок работы аудио- визуальных средств массовой информации и прессы во всех формах;

— национальности и условий проживаний иностранцев;

— определения правонарушений и мер их пресечения;

— судебная структура и создание новых категорий юрисдикций;

— гражданский и уголовный кодекс;

— общий устав гражданской службы;

— фундаментальные гарантии государственных и военных служащих;

— статус служб и органов поддержки правопорядка;

— порядок территориальных единиц и принципов уменьшения территориальных полномочий;

— избирательная структура территориальных единиц и принцип раздела избирательных округов;

— налоговая политика и режим налогообложения, назначения налогов и порядок сбора налогов;

— юридический порядок выпуска валюты и статус центрального банка;

— порядок работы таможни;

— порядок гражданских и коммерческих обязательств, права компаний и кооперативов;

— реальные права, права собственности на государственную, частную и коллективную недвижимость;

— трудовой кодекс, социальная защита, травмы на работе и профессиональные заболевания;

— порядок работы банков, страховых компаний и товариществ;

— порядок информационных и коммуникационных технологий;

— урбанистика и благоустройство территории;

— правила касающиеся охраны окружающей среды, охраны природных ресурсов и постоянного развития;

— порядок расположения водных, лесных и рыбных ресурсов;

— определение направлений и общей организационной структуры системы образования, научных исследований и профессионального образования;

— создание государственных организаций и других юридических лиц публичного права;

— национализация предприятий и порядок приватизации;

— парламент обязан утверждать законы рамки по поводу фундаментальных задач экономической, социальной, экологической и культурной деятельности государства [1].

Духовный и светский глава государства — Король, личность которого священна и неприкосновенна. Он является символом единства нации, верховным главнокомандующим, назначает Премьер-министра, формирует состав Правительства, вправе объявлять в стране чрезвычайное положение, назначать судей и т. д. Это личные полномочия Короля, не требующие контрасигнования [2, с. 415].

Согласно Конституции (ст.42), Король является руководителем государства, его высшим представителем, символом единства нации, гарантом постоянства и постоянного развития и главным арбитром при спорах между государственными организациями. Также король контролирует уважение конституции, надлежащую работу конституционных организаций, защиту демократического выбора, прав и свобод граждан, территориальных единиц и соблюдение международных обязательств королевства. Король выступает гарантом независимости и территориальной целостности королевства на основании аутентичных границ. Король выполняет свои обязанности посредством дахиров на основании полномочий, предоставленных ему данной конституцией [1].

Кроме этого, на основании ст. 43, Конституции Марокко, Корона Марокко и конституционные права передаются по наследству от отца сына по прямой мужской линии и порядке первородства ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ МУХАММЕДА VI. Исключение составляют случаи когда король при жизни назначает своим преемником другого сына, а не старшего. В случае отсутствия потомков по прямой мужской линии трон передается мужчинам родственникам по боковой линии на тех же условиях [1].

Король считается несовершеннолетним до момента достижения им 18-ти лет. В период несовершеннолетия короля конституционные полномочия выполняются Регентским Советом. Исключение составляет право пересмотра конституции. Регентский Совет функционирует в качестве консультационного органа при короле до момента достижения им возраста двадцати лет, в соответствии ст. 44, Конституции Марокко [1].

Король имеет право отлагательного вето и право роспуска Парламента. Последним он пользовался неоднократно, и в течение многих лет в Марокко продолжалось беспарламентское правление. До настоящего времени Королю удается сохранять контроль над всей политической системой страны, играя на противоречиях между различными политическими партиями. В руках Короля концентрируется общее руководство аппаратом управления, вооруженными силами, полицией [2, с. 415].

Исполнительная власть осуществляется Правительством (Советом министров) во главе с Премьер-министром. Правительство несет ответственность перед Королем и Палатой представителей, которая может вынести ему вотум недоверия. При этом из 2 видов ответственности Правительства более весома ответственность перед монархом. После назначения Королем членов Правительства Премьер-министр излагает Палате представителей свою программу [2, с. 415].

В соответствии ст. 49 Конституции Марокко, Совет министров обсуждает и принимает решения по следующим вопросам:

— стратегические направления государственной политики;

— проекты пересмотра конституции;

— проекты органических законов;

— общие положения бюджета страны;

— проекты кадрового закона, предусмотренные статьей 71 (2-ой абзац) этой конституции;

— проект закона об амнистии;

— проект текстов, касающихся военной сферы;

— объявление чрезвычайного положения;

— проект декрета, предусмотренного статьей 104 этой конституции;

— назначение на основании предложений руководителя правительства и министра соответствующего министерства на следующие государственные должности: руководитель банка Аль-Магриб, послов, вали, губернаторов, руководителей отделов внутренней безопасности, руководителей стратегических организаций и предприятий. В органическом законе указан список подобных организаций и предприятий стратегического назначения [1].

Основным источником права в Марокко являются законодательные и другие нормативные акты. Их иерархия включает Конституцию, органические законы, обычные законы парламента, декреты Короля (дахиры) и Премьер-министра, подзаконные акты других органов власти [2, с. 416].

Правовой системе Марокко известен институт срочного и делегированного законодательства. Правительство может в межсессионный период с согласия соответствующих комиссий парламента принимать декрет — законы, которые должны быть переданы на одобрение в Палату представителей во время следующей обычной сессии [2, с. 417].

Палата представителей может уполномочить Правительство издавать в течение ограниченного периода декреты по вопросам, которые обычно относятся к законодательной области. Декреты вступают в силу с момента их опубликования, но должны быть переданы на утверждение Палаты представителей [2, с. 417].

1. Конституция Марокко [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/481 (Дата обращения: 20.12.2013).

2. Королевство Марокко: Справочник. М., 1991.

3. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.414–419.

4. Bendahou C. Morocco // International En-cyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1973. P.M93–104.

5. Salacuse J. W. North Africa // An Introduction to Law in French-speaking Africa. Vol. 2. Charlottesville, 1975. P.205–347.

Источник:
Особенности системы государственного управления Королевство Марокко

http://moluch.ru/archive/60/8793/

COMMENTS