Оказание наркологической помощи

Анонимное оказание наркологической помощи

Приказом Минздрава России от 23 августа 1999 г. № 327 утверждено Положение об анонимном лечении в наркологических учреждениях и подразделениях. На обращаю­щихся за анонимной медицинской помощью больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией заводится индивидуальная карта амбулаторного или стационарного боль­ного, куда вносятся названные больным фамилия, возраст и место проживания без предъявления документа, удостоверяющего личность. В положении нет указаний на то, что анонимное лечение оказывается только как платная медицинская услуга, но также нет указаний на источник финансирования кабинетов анонимной наркологической по­мощи. На практике это приводит к тому, что анонимная наркологическая помощь ока­зывается только за плату.

Издание данного приказа означает, что наркологические учреждения не гарантиру­ют своим пациентам строгого соблюдения требований Основ о предоставлении сведе­ний, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина. Фактически признается, что сохранение врачебной тайны в наркологических учреждениях возможно только пу­тем искажения сведений о пациенте в медицинской документации. Основы законода­тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иные правовые норматив­ные акты в области здравоохранения не знают такой формы оказания медицинской по­мощи, как анонимное лечение. Попытка сконструировать в Приказе новый вид оказания медицинской помощи привела к тому, что многие положения этого документа вступают в противоречие с нормами действующего законодательства.

Лицо, обращающееся за анонимной медицинской помощью, не предоставляет в медицинское учреждение документально подтвержденных сведений о своем возрасте. Согласно ст. 24 Основ, лечение алкоголизма и токсикомании проводится на основании согласия лица, достигшего 15-летнего возраста, а наркомании — лица, достигшего 16-летнего возраста. Отсутствие достоверных сведений о возрасте пациента может приво­дить к тому, что 14-15 летние подростки, самостоятельно обратившиеся в наркологиче­ские учреждения, будут лечиться без согласия законных представителей. И наоборот, подростки 16-17 лет, обратившиеся в наркологические учреждения в сопровождении взрослых лиц, будут лечиться по требованию этих лиц, а не на основании собственного желания. Кроме того, взрослое лицо, сопровождающее подростка, может и не быть законным представителем несовершеннолетнего.

При анонимном лечении алкоголизма, наркомании и токсикомании Приказ запре­щает выписывать лекарственные средства, включенные в списки II и III наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Этот

Содержание понятия «наркологическая помощь»

запрет не соответствует требованиям действующего законодательства. Согласно ст. 31 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», при лече­нии больных наркоманией запрещается использование наркотических средств и психо­тропных веществ, внесенных в список II. Таким образом, при лечении больных алкого­лизмом и токсикоманией в наркологических учреждениях возможно использование любых разрешенных к применению лекарственных средств, а при лечении больных нар­команией— психотропных веществ, включенных в список III.

Приказ запрещает выдавать больным алкоголизмом, наркоманией и токсикомани­ей, анонимно получающим медицинскую помощь, документы, подтверждающие их лечение на анонимной основе. Это положение ущемляет права больных. В Российской Федерации употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначе­ния врача запрещено. За нарушение указанного запрета установлена административная ответственность, от которой лицо, согласно примечанию к ст. 6.9 КоАП, может быть освобождено в случае добровольного обращения за медицинской помощью. Больной не имеет возможности пройти лечение анонимно, поскольку не получит соответствую­щий документ. Тем самым нарушается право больного на выбор врача, а также на вы­бор лечебно-профилактического учреждения, закрепленное в ст. 30 Основ. i

В свою очередь, при анонимном получении лицом наркологической помощи ком­петентные органы не смогут получить информации об этом даже в случаях, установлен­ных в ст. 61 Основ, например, при проведении военно-врачебной экспертизы, расследо­вании уголовного дела, рассмотрении судом гражданского дела. Приказ допускает возможность анонимного стационарного лечения. Длительность этого лечения ограни­чивается только финансовыми возможностями пациента, что превращает данный вид анонимной наркологической помощи в идеальный способ скрываться от розыска.

Содержание понятия «наркологическая помощь»

Алкоголизм (наркомания, токсикомания) — это хроническое неинфекционное забо­левание, которое протекаете фазами обострений и ремиссий. Ведущие расстройства при этом заболевании — патологическое влечение к ПАВ и абстинентный синдром при пре­кращении их приема. В процессе заболевания у больного возникают расстройства лично­сти, в тяжелых случаях достигающие выраженности слабоумия, а также развиваются со-матоневрологические осложнения и нарушения социального функционирования.

Многообразие проявлений наркологической патологии необходимо учитывать при оказании наркологической помощи. Поэтому важный принцип оказания этого вида ме­дицинских услуг— комплексность терапии. Данный принцип подразумевает необходи­мость сочетания биологических, психотерапевтических и реабилитационных методов на всех этапах лечения; коррекцию не только наркологических, но психических, соматиче­ских и социальных нарушений. В каждом конкретном случае удельный вес используе­мых медикаментозных и немедикаментозных методов определяется вкладом в механизм заболевания биологических и социально-психологических факторов. С учетом особен­ностей клинической картины наркологического расстройства формируется программа терапии. Реабилитационные мероприятия необходимы при всех вариантах течения за­болевания, причем проводятся они преимущественно на более отдаленных этапах те­рапии.

У больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией можно выделить пять групп расстройств, коррекцию которых проводят врачи разных специальностей:

Правовые аспекты аддиктологии

1) собственно наркологическая симптоматика (проявления синдрома зависимо­сти) — врач психиатр-нарколог;

2) эмоциональные, интеллектуальные и личностные нарушения — врач-психиатр и врач-психотерапевт;

3) поражения внутренних органов — врач-терапевт;

4) поражения нервной системы — врач-невропатолог;

5) нарушения социального функционирования — как врач-психотерапевт, реаби-литолог, так и специалисты без медицинского образования (психологи, соци­альные работники).

Нормативно-правовая регламентация коррекции нарушений социального функци­онирования или реабилитации в настоящее время разработана явно недостаточно и не отвечает потребностям практики. Можно выделить три основных варианта проведения реабилитации лиц, злоупотребляющих ПАВ.

1. Реабилитация осуществляется в государственном, муниципальном или негосу­дарственном медицинском учреждении. В этом случае вне зависимости оттого, кто в ней участвует (медицинские работники, например психотерапевт, реабилитолог, или спе­циалисты, не являющиеся таковыми, например психологи или социальные работники), она регламентируется законодательством и правовыми нормативными актами о здраво­охранении.

Содержание понятия «наркологическая помощь»

дениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержде­ны Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896). Однако вопрос о право­вом регулировании их деятельности, включая необходимость получения учреждением соответствующей лицензии, не урегулирован.

3. Реабилитацией больных алкоголизмом и наркоманией активно занимаются об­щественные организации, например общества самопомощи (Анонимные алкоголики и Анонимные наркоманы) и религиозные организации. В этих случаях процесс реабили­тации не имеет никакой нормативной регуляции, а права пациентов защищены в наи­меньшей степени.

Успешная реабилитация и коррекция социально-психологического функциониро­вания наркологических больных в значительной мере определяют эффективность всего процесса оказания наркологической помощи. Однако указанная деятельность не требу­ет лицензирования, если осуществляется вне рамок амбулаторно-поликлинической или стационарной наркологической помощи, как «прочие виды работ и услуг». В условиях недостаточной правовой регламентации социальной работы и практически полного от­сутствия таковой в области психологической коррекции это приводит к бесконтрольной деятельности юридических и физических лиц, занятых реабилитацией наркологических больных и оказанием им психологической помощи.

Правовые аспекты вддиктологии

6.8. Развитие нормативно-правовой базы оказания наркологической помощи

Относительно развития нормативно-правовой регламентации оказания наркологи­ческой помощи существуют три точки зрения:

1) для оказания наркологической помощи достаточно действующего законода­тельства, Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Основы создают необходимую нормативную базу;

2) оказание наркологической помощи должно осуществляться на основании Закона о психиатрической помощи после внесения в него соответствующих измене­ний и дополнений;

3) для оказания наркологической помощи должен быть разработан самостоя­тельный Федеральный закон.

Представленный выше анализ ФЗ «О наркотических средствах и психотропных ве­ществах» свидетельствует о наличии в главах VI и VII этого закона существенных недо­статков, что исключает возможность использования его на практике. Основы законода­тельства о здравоохранении не учитывают специфику наркологической патологии. Сле­довательно, проблема правовой регламентации оказания наркологической помощи сводится к выбору между внесением изменений и дополнений в Закон о психиатриче­ской помощи и разработкой самостоятельного закона, например закона о медико-соци­альной реабилитации наркологических больных.

В пользу применения для регламентации оказания наркологической помощи норм Закона о психиатрической помощи можно привести следующие аргументы. Алкого­лизм, наркомания и токсикомания меняют отношение человека к жизни, самому себе и

Развитие нормативно-правовой базы оказания наркологической помощи

обществу, а также отношение обшества к человеку, что, согласно преамбуле указанного закона, является главной особенностью психических расстройств. В основе наркологи­ческой патологии лежит нарушение психической деятельности — неспособность боль­ного произвольно регулировать свое поведение адекватно объективным требованиям окружающей обстановки.

B. Е. Пелипас и И. О. Соломонидина(2004) отмечают еще ряд оснований для распро­

странения норм Закона о психиатрической помощи на наркологическую патологию:

• неразрывная связь психиатрии и наркологии (выделение наркологической служ­бы из психиатрии в 1976 г. преследовало цель создания приоритетного развитая наркологии в условиях роста заболеваемости алкоголизмом);

• подготовка психиатров-наркологов ведется на основе базовых знании по психи­атрии;

• наркологические заболевания, так же как и психические расстройства, носят системный, хронический, прогредиентный характер, их исходом может быть тя­желая инвалидизирующая психическая патология (деменция).

C. Н. Шишков (2001) справедливо полагает, что необходимость и целесообразность

закрепления в законе особых форм оказания медицинской помощи обусловлены нали­

чием юридически значимых особенностей у конкретного заболевания или группы забо­

леваний. В связи с этим определим юридически значимые особенности психических

расстройств и наркологической патологии. Спецификой психических расстройств Шиш­

ков считает вызываемое указанными заболеваниями нарушение способности больного

«адекватно воспринимать окружающее и осознанно руководить своими поступками».

Данная особенность характерна и для наркологической патологии. Нарушения отража­

тельной деятельности и поведения у душевнобольных — достаточные основания для

законодательного закрепления возможности недобровольного медицинского вмешатель­

ства. Еще одной юридически значимой особенностью всех психических расстройств,

включая наркологическую патологию, является отнесение их к социально значимым

заболеваниям (Перечень социально значимых заболеваний утвержден Постановлением

Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715). Согласно ст. 41 Основ, лицам, страдающим

социально значимыми заболеваниями, оказывается медико-социальная помощь, и они

бесплатно или на льготных условиях обеспечиваются диспансерным наблюдением в

соответствующих лечебно-профилактических учреждениях.

Закон о психиатрической помощи выделяет следующие особенности диспансерно­го наблюдения:

Правовые аспекты аддиктологии

• оно устанавливается в случае хронического, затяжного психического расстрой­ства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявле­ниями (ч. 1 ст. 27);

• диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем ре­гулярных осмотров врачом-психиатром и оказания ему необходимой медицин­ской и социальной помощи (ч. 3 ст. 26);

• для лиц, находящихся на диспансерном наблюдении, установлен упрощенный порядок недобровольного психиатрического освидетельствования (ч. 1 ст. 24).

Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом определяется Фе­деральным Законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»:

• диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается незави­симо от согласия больных или их законных представителей (п. 2 ст. 9);

• лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, установлены дополнительные меры социальной поддержки, например обеспе­чение бесплатными медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях (п. 4 ст. 14) и предоставление вне очереди отдельных жилых помещений больным заразными формами туберкулеза (п. 5 ст. 14);

• лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, обязаны проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоро­вительные мероприятия; выполнять правила внутреннего распорядка медицин­ских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организа­циях; выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для боль­ных туберкулезом, в общественных местах (ст. 13);

• больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие сани-тарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования или лечения туберкулеза, на основании решения суда госпитали­зируются в специализированные медицинские противотуберкулезные органи­зации в недобровольном порядке (п. 2 ст. 10).

Действующее законодательство устанавливает для находящихся на диспансерном наблюдении больных туберкулезом более жесткие правоограничения, чем для психи­чески больных, за которыми установлено такое же наблюдение. Так, в случае диспансер­ного наблюдения на больных туберкулезом возлагаются определенные обязанности.

Развитие нормативно-правовой базы оказания наркологической помощи \ \)

асоциального поведения создающих опасность для окружающих. Тем самым недобро­вольное медицинское вмешательство выступает в качестве альтернативы иным формам государственного принуждения (административной или уголовной ответственности). Пред­ставляется, что отказ от привлечения больных туберкулезом в случае их асоциального поведения к административной или уголовной ответственности и помещение их по реше­нию суда в специализированный стационар для недобровольного лечения больше соот­ветствует интересам самих больных и общества в целом.

Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Россий­ской Федерации» был принят через девять лет после Закона о психиатрической помощи. Для Закона о психиатрической помощи характерно сбалансированное отношение к за­щите прав меньшинства (больных) и большинства (здоровых), основанное на положе­нии ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, утверждающем, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Принятый в первые годы демократических преобразований Закон о психиатрической помощи исходил из приоритета интересов душевнобольных, что затрудняет здоровым лицам защиту своих прав в случае конфликта с психически больными, особенно в тех случаях, когда больной не наблюдается у психиатра.

Как уже отмечалось выше, наркологическая патология отнесена к социально значи­мым заболеваниям. Эти больные, так же как и лица с психическими расстройствами, имеют право на медико-социальную помощь, должны бесплатно или на льготных усло­виях обеспечиваться диспансерным наблюдением в соответствующих лечебно-профи­лактических учреждениях. Сходство юридически значимых особенностей психических расстройств и зависимости от ПАВ определяется еше и тем, что синдром зависимости нарушает способность больного адекватно воспринимать окружающее и осознанно руководить своими поступками, Так, в адаптированном варианте Класса V «Психиче­ские расстройства и расстройства поведения» МКБ-10, предназначенном для обязатель­ного использования в учреждениях, оказывающих психиатрическую и наркологическую помощь в Российской Федерации, отмечены следующие диагностических характеристи­ки синдрома зависимости:

• трудно преодолимая тяга к приему ПАВ, которая наиболее отчетливо проявля­ется при абстинентном синдроме и обусловливает безуспешность попыток пре­кратить или уменьшить прием ПАВ;

• снижение способности контролировать прием ПАВ, продолжение приема ПАВ вопреки явным вредным последствиям;

• поглощенность употреблением ПАВ, проявляющаяся в отказе ради приема ПАВ от иных интересов и альтернативных наслаждений.

С. Н. Шишков (2000) полагает, что нормы Закона о психиатрической помощи в «час­ти добровольных психиатрических мер распространяются на лиц с наркологическими заболеваниями без изъятий», а недобровольная психиатрическая помощь этим боль­ным может оказываться лишь в тех случаях, когда наркологическая патология достигает выраженности «тяжелого психического расстройства, лишающего больного способно­сти к осознанно-волевой регуляции своего поведения». Из этого следует, что недобро­вольное психиатрическое вмешательство у наркологических больных возможно только в случае психотических расстройств или деменции.

Представляется, что подобная позиция игнорирует основную, ядерную симптома­тику синдрома зависимости, который сам по себе существенно ограничивает способ­ность больного осознанно руководить своим поведением. Анозогнозия, характерная для зависимости от ПАВ, не позволяет таким людям адекватно оценивать тяжесть своего

Правовые аспекты аддиктологмЯ

Нормы о недобровольном освидетельствовании и недобровольной госпитализации можно сравнить с нормами о невменяемости (ст. 21 УК) и ограниченной вменяемости (ст. 22 УК), поскольку они построены с использованием медицинского и юридического критериев. В качестве медицинского критерия, наличие которого необходимо, но не достаточно для недобровольного психиатрического вмешательства, выступает тяжелое психическое расстройство. Юридический критерий, содержащийся в ч. 4 ст. 23 и ст. 29 Закона о психиатрической помощи, устанавливает, что недобровольное психиатриче­ское вмешательство возможно только в тех случаях, когда тяжелое психическое расстрой­ство вызывает одно из перечисленных ниже последствий:

• непосредственную опасность больного для себя или окружающих;

• беспомощность больного, т. е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

• возможность причинения существенного вреда здоровью вследствие ухудшен ния психического состояния больного в случае оставления без психиатрической помощи.

В условиях неопределенности понятия «тяжелое психическое расстройство» реша­ющее значение для применения недобровольного медицинского вмешательства приоб­ретает юридический критерий. Основанием для недобровольного психиатрического освидетельствования или госпитализация может быть любое психическое расстройство (как общее основание оказания психиатрической помощи), если оно соотносится с од­ним из юридических критериев.

Поэтому неслучайно в ч. I ст. 27 Закона о психиатрической помощи для определения круга лиц, подлежащих диспансерному наблюдению, законодатель отказался от понятия «тяжелое психическое расстройство». Основаниями для установления диспансерного наблюдения являются следующие особенности клинической картины психического рас­стройства: 1) хроническое и затяжное течение расстройства; 2) наличие тяжелых стойких или часто обостряющихся болезненных проявлений.

Указанные критерии хотя и носят оценочный характер, но более конкретны, что позволяет успешно решать с их помощью большинство вопросов, возникающих на прак­тике. Следует подчеркнуть, что законодатель прямо не связывает установление диспан­серного наблюдения с нозологической принадлежностью психического расстройства (отнесением его к категории «тяжелых»). Это наблюдение может быть установлено при любом психическом расстройстве, если его течение отвечает указанным выше критери­ям. Очевидно, что критериям ч. 1 ст. 27 Закона о психиатрической помощи соответствует большинство случаев физической зависимости от ПАВ (хроническое течение, наличие частых тяжелых обострений — абстинентного синдрома).

развитие нормативно-правовой базы оказания наркологической помощи

С нашей точки зрения, стремление придать особое значение признаку тяжести пси­хического расстройства отражает характерную для судебной психиатрии практику, когда наступление правовых последствий, например признание лица невменяемым, связыва­ется с нозологической принадлежностью психического расстройства (медицинским кри­терием невменяемости), а не с выраженностью нарушения способности к осознанному руководству поведением в криминальной ситуации (юридическим или психологиче­ским критерием невменяемости). Эта практика привела к тому, что в судебной психиат­рии сформировалось отличное от общей психиатрии понимание психического расстрой­ства, ошибочное отождествление психического расстройства исключительно с наибо­лее тяжелыми формами психической патологии, которые, как правило, влекут признание лица невменяемым.

Источник:
Анонимное оказание наркологической помощи
Приказом Минздрава России от 23 августа 1999 г. № 327 утверждено Положение об анонимном лечении в наркологических учреждениях и подразделениях. На обращаю­щихся за анонимной медицинской помощью
http://infopedia.su/13×7779.html

Порядок оказания наркологической помощи

ММЛПУ Кыштымская ЦГБ им. А.П. Силаева

поликлиника №1 наркологический кабинет

понедельник, вторник, четверг, пятница с 08.00 до 15.00

среда с 11.00 до 18.00

В соответствии с приказом от 9 апреля 2010 г. N 225ан МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

наркологическая помощь оказывается гражданам, страдающим психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, а также патологическим влечением к азартным играм:

Оказание наркологической помощи выполняется последовательно и включает два этапа:

догоспитальный, осуществляемый в амбулаторных условиях врачом-психиатром-наркологом наркологического кабинета

стационарный, осуществляемый врачами психиатрами-наркологами в наркологических отделениях медицинских организаций.

Оказание наркологической помощи больным с наркологическими заболеваниями, а также патологическим влечением к азартным играм, на догоспитальном и стационарном этапах включает медицинскую профилактику, консультирование, обследование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию.

Оказание скорой и неотложной медицинской помощи пациентам с острыми заболеваниями и состояниями при наркологических заболеваниях включает два этапа :

догоспитальный, осуществляемый врачебными и фельдшерскими выездными бригадами;

стационарный, осуществляемый в отделениях (палатах) неотложной наркологической помощи, в токсикологических отделениях, в отделениях анестезиологии и реанимации, отделениях (палатах) интенсивной терапии государственных и муниципальных организаций, в которых оказывается круглосуточная неотложная наркологическая помощь.

Бригада СМП доставляет больных в медицинские организации, имеющие в своем составе отделения (палаты) неотложной наркологической помощи, в которых обеспечивается круглосуточная неотложная наркологическая помощь.

При самостоятельном обращении больных с острыми заболеваниями и состояниями при наркологических заболеваниях в наркологический кабинет врач-психиатр-нарколог оценивает общее состояние больного, его психический статус, определяет необходимость дополнительных лабораторных исследований для уточнения диагноза, оказывает неотложную амбулаторную наркологическую медицинскую помощь и, при наличии медицинских показаний, направляет больного в наркологическое отделение медицинских организаций, в которых обеспечивается круглосуточная неотложная наркологическая помощь.

После курса основного лечения больным с наркологическими заболеваниями, а также с патологическим влечением к азартным играм проводится медико-социальная реабилитация.

Медико-социальная реабилитация осуществляется в центрах (отделениях) медико-социальной реабилитации как в амбулаторных, так и в стационарных условиях.

После завершения курса медико-социальной реабилитации в стационарных условиях больным рекомендуется продолжить ее в амбулаторно-поликлинических условиях.

Больным с наркологическими заболеваниями, а также с патологическим влечением к азартным играм, после прохождения медико-социальной реабилитации, а также больным, прошедшим курс основного лечения и отказавшимся от прохождения медико-социальной реабилитации, рекомендуется продолжить медицинское динамическое наблюдение в наркологическом кабинете до наступления ремиссии.

Организации, оказывающие наркологическую помощь, осуществляют первичную, вторичную и третичную медицинскую профилактику наркологических заболеваний и патологического влечения к азартным играм.

Первичная медицинская профилактика включает:

информирование населения о влиянии на здоровье таких негативных факторов как употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами, а также участие в азартных играх, и возможности их предупреждения;

информирование граждан о негативном влиянии на здоровье женщин употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ в репродуктивный период, включая период беременности, в целях предупреждения внутриутробного поражения плода;

медико-генетическое консультирование, направленное на выявление предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;

мотивационное консультирование детей и подростков, направленное на изменение дезадаптивных форм поведения, а также на снижение риска распространения парентеральных инфекций (ВИЧ-инфекции, гепатиты) в связи с употреблением психоактивных веществ, и, при наличии медицинских показаний, проведение специфического медикаментозного лечения;

семейное консультирование, включая обучение родителей оздоровительной системе воспитания ребенка;

раннее выявление лиц, входящих в группы риска: употребляющих алкоголь, наркотические и другие психоактивные вещества, участвующих в азартных играх, а также больных с наркологическими заболеваниями и патологическим влечением к азартным играм.

Вторичная медицинская профилактика включает:

информирование граждан о системе наркологической помощи и медико-социальной реабилитации при наркологических заболеваниях и патологическом влечении к азартным играм;

формирование у граждан мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью и медико-социальной реабилитацией;

предупреждение формирования заболевания у лиц, имеющих эпизоды злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами;

предупреждение формирования заболевания у лиц, входящих в группу риска: употребляющих алкоголь, наркотические и другие психоактивные вещества с пагубными последствиями, а также участвующих в азартных играх.

Третичная медицинская профилактика включает:

предупреждение дальнейшего злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами;

уменьшение вреда от употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;

оказание наркологической помощи;

предотвращение срывов и рецидивов заболеваний у больных, прекративших употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, а также прекративших участие в азартных играх;

осуществление медико-социальной реабилитации.

Основными функциями Кабинета являются:

организация и проведение первичной, вторичной, третичной медицинской профилактики наркологических заболеваний и патологического влечения к азартным играм, включая санитарно-гигиеническое просвещение населения;

оказание амбулаторной консультативной и лечебно-диагностической помощи больным с наркологическими заболеваниями и патологическим влечением к азартным играм и направление их при наличии медицинских показаний на стационарное лечение и медико-социальную реабилитацию;

плановое медицинское наблюдение, включающее медицинское профилактическое наблюдение за группами риска и медицинское динамическое наблюдение за больными с наркологическими заболеваниями и патологическим влечением к азартным играм;

поддерживающее и противорецидивное лечение больных в период медицинского наблюдения;

участие в организации и проведении мероприятий по профилактике наркологических заболеваний среди населения на территории обслуживания;

участие в проведении профилактических осмотров;

проведение экспертизы временной нетрудоспособности;

ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством.

Медосмотр врача психиатра-нарколога с получением справки

Жители Кыштымского городского округа проходят медосмотр и получают справку наркологическом кабинете по адресу: ул. Освобождения Урала 1 Телефон 4-70-03

Регистрация в паспорте должна быть давностью не менее 6 месяцев. Несовершеннолетнему при отсутствии паспорта необходимо предоставить свидетельство о рождении и паспорт родителя, где он вписан.

В ином случае для прохождения у нас медосмотра требуется справка от нарколога по месту постоянной или предыдущей регистрации.

СПИСОК ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ЛЬГОТЫ НА БЕСПЛАТНОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА У ВРАЧА ПСИХИАТРА-НАРКОЛОГА:

Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы

Герои СССР, РФ и полные кавалеры ордена Славы

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма

Реабилитированные и лица, пострадавшие от политических репрессий

Ветераны военной службы, органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов

Лица, работавшие в годы ВОВ на объектах

Инвалиды, инвалиды с детства, дети – инвалиды

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ПО Маяк

Закон РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Указ Президента Российской Федерации N 1157 от 2 октября 1992 года «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»

Закон РФ N N 4301-1 от 15 января 1993 года «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»

Закон РФ N 4338-1 от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих»

Закон РФ N 5142-1 от 9 июня 1993 года «О донорстве крови и ее компонентов»

Закон РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах»

Закон РФ N 122-ФЗ от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

Закон РФ N 166-ФЗ от 4 ноября 1995 года "О реабилитации жертв политических репрессий"

Закон РФ N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов»

Закон РФ N 5-ФЗ от 9 января 1997 года «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»

Закон РФ N 113-ФЗ от 21 июля 1997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»

Источник:
Порядок оказания наркологической помощи
ММЛПУ Кыштымская ЦГБ им. А.П. Силаева поликлиника №1 наркологический кабинет понедельник, вторник, четверг, пятница с 08.00 до 15.00 среда с 11.00 до 18.00 В соответствии с приказом от 9
http://kcgb74.ru/allnews/novosti-saita/poryadok-okazaniya-narkologicheskoi-pomoschi-1/

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 929н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "наркология" (утратил силу)

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 929н

«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология»

Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 г. N 1034н настоящий приказ признан утратившим силу

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

1. Утвердить Порядок оказания медицинской помощи по профилю «наркология».

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 225ан «Об утверждении порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2010 г., регистрационный N 17129);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 200н «О внесении изменений в приложения N 1 — 7 к Порядку оказания наркологической помощи населению Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 225ан» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2011 г., регистрационный N 20600).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 марта 2013 г.

Регистрационный N 27503

оказания медицинской помощи по профилю «наркология»

(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 929н)

См. Порядок оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», утвержденный приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 г. N 1034н

О порядках оказания медицинской помощи населению РФ см. справку

1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи по профилю «наркология» в медицинских организациях.

2. Медицинская помощь по профилю «наркология» (далее — медицинская помощь) осуществляется в виде:

первичной медико-санитарной помощи;

скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

специализированной медицинской помощи.

3. Медицинская помощь оказывается в следующих условиях:

амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);

в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

4. Медицинская помощь оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

5. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению наркологических заболеваний и состояний, медико-социальной реабилитации, формированию здорового образа жизни.

6. Первичная медико-санитарная помощь включает:

первичную врачебную медико-санитарную помощь;

первичную специализированную медико-санитарную помощь.

7. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

8. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачом- терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом).

9. В случае выявления клинических признаков наркологического заболевания, врач-терапевт участковый (врач общей практики (семейный врач) направляет пациента в наркологический кабинет медицинской организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи.

10. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачом психиатром наркологом, врачом-психиатром-наркологом участковым:

при самостоятельном обращении пациента;

при направлении врачами других специальностей медицинских организаций;

Врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) осуществляет выявление наркологических заболеваний, медицинское освидетельствование, профилактическое наблюдение, проведение лечебных мероприятий, диспансерное наблюдение, определение медицинских показаний для направления пациентов для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, направление на медико-социальную реабилитацию, при наличии медицинских показаний — направление на консультацию к врачам других специальностей, выполнение профилактических мероприятий.

При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний пациент направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь.

12. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

13. Бригада скорой медицинской помощи доставляет пациентов с признаками тяжелой интоксикации или психотических расстройств в медицинские организации, оказывающие круглосуточную помощь по профилям «анестезиология и реанимация», «токсикология», «психиатрия» и «наркология».

14. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающих жизни состояний пациенты переводятся в наркологическое отделение медицинской организации для оказания специализированной медицинской помощи.

15. При невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при наличии медицинских показаний пациент направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях по профилям «наркология» и «психиатрия».

16. Специализированная медицинская помощь при наркологических заболеваниях оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях или их структурных подразделениях по профилю «наркология», в том числе в наркологических диспансерах, наркологических больницах, научно-практических центрах, наркологических реабилитационных центрах.

18. Оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях пациентам осуществляется по медицинским показаниям — в случаях тяжелого и среднетяжелого течения наркологического заболевания, необходимости проведения специальных методов исследования для осуществления дифференциальной диагностики, при отсутствии клинического эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.

19. Направление пациента в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, осуществляется:

при самостоятельном обращении пациента;

по направлению врача-психиатра-нарколога, врача психиатра нарколога участкового медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь;

бригадой скорой медицинской помощи.

20. При наличии или угрозе возникновения нарушений жизненно важных функций пациент направляется в отделение интенсивной терапии неотложной наркологической помощи, реанимационное отделение, отделение интенсивной терапии и реанимации.

21. При поступлении в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в стационарных условиях пациент осматривается в приемном отделении врачом-психиатром-наркологом и при наличии медицинских показаний направляется в наркологическое отделение.

22. Предварительный диагноз наркологического заболевания устанавливается в течение первых суток с момента поступления на основании данных клинического обследования, результатов лабораторных исследований.

Основной диагноз устанавливается в течение 3 — 7 суток с момента поступления пациента на основании данных клинического обследования, результатов инструментальных и лабораторных исследований, динамического наблюдения.

23. При наличии медицинских показаний лечение пациентов проводится с привлечением врачей-специалистов по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный N 20144).

24. По окончании лечения пациент при наличии медицинских показаний направляется в медико-реабилитационные структурные подразделения медицинских организаций или в наркологические реабилитационные центры, оказывающие медико-социальную реабилитацию в стационарных условиях.

25. После прохождения медико-социальной реабилитации в стационарных условиях пациент направляется в медико-реабилитационные структурные подразделения медицинских организаций или в наркологические реабилитационные центры, оказывающие медико-социальную реабилитацию в амбулаторных условиях.

26. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 — 24 к настоящему Порядку.

к Порядку оказания медицинской

помощи по профилю «наркология»,

от 15 ноября 2012 г. N 929н

организации деятельности кабинета врача-психиатра-нарколога и кабинета врача-психиатра-нарколога участкового

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности кабинета врача-психиатра-нарколога и кабинета врача-психиатра-нарколога участкового, которые являются структурными подразделениями медицинских организаций.

2. Кабинет врача-психиатра-нарколога и кабинет врача-психиатра-нарколога участкового медицинской организации (далее — Кабинет) создается для осуществления консультативной, диагностической, лечебной помощи по профилю «наркология», проведения мероприятий по медико-социальной реабилитации в амбулаторных условиях.

3. Штатная численность Кабинета устанавливается руководителем медицинской организации, в которой он создан, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «наркология», утвержденному настоящим приказом.

4. На должность врача Кабинета назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальности «психиатрия-наркология».

5. Стандарт оснащения Кабинета устанавливается в соответствии со стандартом, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «наркология», утвержденному настоящим приказом.

6. Кабинет осуществляет следующие функции:

обследование, лечение, профилактическое наблюдение пациентов;

диспансерное наблюдение пациентов с наркологическими заболеваниями с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, их профилактики и осуществления медико-социальной реабилитации;

при наличии медицинских показаний направление пациентов с наркологическими заболеваниями в наркологические отделения медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях или условиях дневного стационара;

участие в организации и проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований отдельных категорий граждан;

оказание консультативной помощи врачам других специальностей по вопросам диагностики, лечения и профилактики наркологических заболеваний;

оказание психотерапевтической, медико-психологической и социальной помощи пациентами с наркологическими заболеваниями;

проведение мотивационного консультирования пациентов в целях повышения их мотивации к участию в лечебных и медико-социальных мероприятиях и готовности к отказу от употребления психоактивных веществ;

организация и проведение первичной профилактики наркологических заболеваний и санитарно-гигиеническое просвещение населения;

осуществление профилактических программ для различных категорий населения, направленных на предупреждение или отказ от злоупотребления психоактивными веществами;

пропаганда и формирование у населения здорового образа жизни; внедрение в практику новых современных методов диагностики, лечения и профилактики наркологических заболеваний;

осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;

анализ динамики наркологической заболеваемости и смертности на территории обслуживания;

участие в проведении мероприятий по повышению квалификации врачей и других медицинских работников по вопросам наркологии;

иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

к Порядку оказания медицинской

помощи по профилю «наркология»,

от 15 ноября 2012 г. N 929н

Рекомендуемые штатные нормативы

кабинета врача-психиатра-нарколога и кабинета врача-психиатра-нарколога участкового

Источник:
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г
Законодательство — законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ
http://base.garant.ru/70338588/

Стандарты оказания наркологической помощи

В нашей стране алкоголизм и наркомания – это две опаснейшие болезни, которые сами же больные не хотят признавать. И порой очень сложно донести мысль до зависимых людей, что им нужна помощь.

Какими документами регламентируется порядок оказания наркологической помощи

Министерство здравоохранения и социального развития 9 апреля 2010 года подписало приказ № 225 «Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации», где четко прописано стандарты оказания наркологической помощи.

Стандарты оказания наркологической помощи в условиях стационара

На сегодняшний день квалифицированные центры разрабатывают комплексное лечение наркомании и алкоголизма, которое ориентируется на стандарты оказания квалифицированной наркологической помощи.

  • При выезде бригады врачей на дом или поступление больного в стационар обязательным условием является проведение обследования пациента. Это нужно для более эффективного назначения методов лечения.
  • Важнейший этап – это проведения процедур детоксикации, которая поможет вывести из организма продукты распада спиртов, устранит ломку и выведет из запоя. Это обязательно предусматривают стандарты оказания наркологической помощи.
  • Следующая стадия заключается в восстановлении организма человека, повышения иммунитета. На этом этапе устраняется физиологическая зависимость от алкоголя
  • Последний и завершающий этап – психологическая помощь. Данный этап, к огромному сожалению, часто игнорируется.Однако он считается одним из сложнейших, так как больного нужно заново научить жить, радоваться, общаться, работать и т.д. Если не будет работы с психологом – можно считать, что и лечения не было.

Многие люди задаются вопросом, куда обращаться за наркологической помощью: в государственные учреждения или частные центры. Вроде бы стандарты оказания наркологической помощи прописаны законодательством и должны быть везде одинаковы. Но что можно на это ответить?

?Конечно, больного можно отправить на лечение в государственное медучреждение. Но тогда будьте готовы, что о его зависимости станет известно, ведь никакой анонимности такой подход не предполагает. Стоит ли говорить, какие трудности будут ожидать человека при попытке устроиться на хорошую работу или взять выгодную ипотеку? А если вы думаете, что лечение в муниципальных учреждениях абсолютно бесплатное, то глубоко заблуждаетесь – плата там есть, только завуалированная: например, под благотворительные нужды.

Реабилитационный центр «Вершина-Уфа», следуя утвержденным стандартам оказания наркологической помощи, предлагает анонимное лечение, консультацию ведущих специалистов, помощь лучших психотерапевтов. Если нужно медикаментозное лечение, то центр направит в лицензированные учреждения, где больной пройдет все необходимые процедуры под контролем опытных наркологов.

Если у Вас или у Ваших близких есть проблемы с наркотиками или алкогольными напитками, позвоните нам по телефону +7 (347) 254-12-62, и наши специалисты помогут Вам найти выход из сложившейся ситуации!

Источник:
Стандарты оказания наркологической помощи
Реабилитационный центр «Вершина-Уфа», следуя утвержденным стандартам оказания наркологической помощи, предлагает анонимное лечение, консультацию ведущих специалистов, помощь лучших психотерапевтов.
http://zs-ufa.ru/standarty-okazaniya-narkologicheskoj-pomoschi.html

COMMENTS