Ограничение табакокурения

Ограничение табакокурения

Наконец-то вышел хоть какой-то федеральный закон, позволяющий нам, некурящим, «вздохнуть свободно», в буквальном смысле этого слова! Этот закон называется «Об ограничении курения табака». Впервые он был подписан Президентом РФ ещё 10 июля 2001 года, и с тех пор к нему было принято ряд поправок, закреплённых федеральными законами (ФЗ) от 31.12.2002 № 189-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ и от 01.12.2004 № 148-ФЗ. У Вас есть возможность ознакомиться с текстом закона со всеми внесёнными в него поправками.

ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА

21 июня 2001 года

29 июня 2001 года

(в ред. федеральных законов от 31.12.2002 № 189-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 01.12.2004 № 148-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

табачные изделия – изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка – крупка курительная;

курение табака – вдыхание дыма тлеющих табачных изделий;

никотин – вещество, содержащееся в табаке;

смола – один из продуктов сгорания табака, возникающий в процессе курения и способствующий возникновению заболеваний;

окружающий табачный дым – табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака

Законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 3. Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий

1. Деятельность по производству табачных изделий подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Запрещаются производство, импорт, оптовая торговля и розничная продажа сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы, утверждённым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. При этом показатели содержания вредных веществ не могут превышать:

– для сигарет с фильтром – содержание в дыме сигареты смолы 14 миллиграмм на сигарету и никотина 1,2 миллиграмма на сигарету;

– для сигарет без фильтра – содержание в дыме сигареты смолы 16 миллиграмм на сигарету и никотина 1,3 миллиграмма на сигарету.

3. Каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения табака – основную предупредительную надпись о вреде курения табака, дополнительную надпись о вреде курения табака и информационную надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты.

На одной большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий должна быть помещена основная предупредительная надпись о вреде курения табака, утверждённая федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. На другой большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий должна быть помещена одна дополнительная надпись о вреде курения табака в соответствии со следующими правилами:

– каждый производитель табачных изделий выбирает из списка, утверждённого федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению, четыре варианта дополнительных надписей о вреде курения табака;

– каждый из выбранных вариантов дополнительных надписей о вреде курения табака должен быть помещён на равное количество упаковок (пачек) табачных изделий.

Основная предупредительная надпись о вреде курения табака и дополнительная надпись о вреде курения табака (без учёта указания автора предупреждения о вреде курения – федерального органа исполнительной власти по здравоохранению) на упаковке (пачке) табачных изделий должны занимать не менее четырёх процентов площади каждой большей стороны упаковки (пачки) табачных изделий.

На одной из боковых сторон каждой упаковки (пачки) сигарет также должна быть помещена информационная надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты в соответствии с государственными стандартами. Указанная надпись должна занимать не менее четырёх процентов площади боковой стороны упаковки (пачки) сигарет.

К надписям на упаковке (пачке) табачных изделий предъявляются следующие требования:

– надпись должна быть чёткой и легко читаемой;

– надпись должна быть расположена таким образом, чтобы обеспечить целостность надписи при открывании упаковки (пачки) табачных изделий;

– надпись не должна быть напечатана на прозрачной обёрточной плёнке или на каком-либо другом внешнем упаковочном материале.

4. Запрещаются розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов.

5. Запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.

Статья 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет

1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечёт за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 5. Реклама табака и табачных изделий

Реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти

1. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полёта менее трёх часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведённых местах для курения табака.

2. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведённых мест для курения табака.

3. Нарушение положений данной статьи влечёт за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 7. Пропаганда знаний о вреде курения табака

1. Федеральные органы исполнительной власти по здравоохранению, федеральные органы исполнительной власти по образованию и федеральные органы исполнительной власти по культуре обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака.

2. В целях реализации положений настоящего Федерального закона общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака. Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

Статья 8. Меры по ограничению курения табака

Правительство Российской Федерации разрабатывает меры по ограничению курения табака и обеспечивает их реализацию.

Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2 и 3 статьи 3 и пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона в части запрета производства и импорта табачных изделий вступает в силу с 1 января 2003 года. Пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона в части запрета оптовой торговли и розничной продажи табачных изделий вступает в силу с 1 января 2004 года. Пункт 3 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2003 года в части производства и импорта табачных изделий для потребления на территории Российской Федерации и с 1 июля 2003 года в части оптовой торговли и розничной продажи табачных изделий для потребления на территории Российской Федерации. Пункт 2 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу через один год со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

10 июля 2001 года

К настоящему моменту (весна 2005 года) в силу вступили все статьи настоящего закона, однако это не означает из автоматическое выполнение, ибо российское законодательство давно страдает не только от «несознательности» граждан, но прежде всего от отсутствия механизмов и средств для реализации законов. В случае с законом «Об ограничении курения табака», например, совершенно непонятно, кто и как должен контролировать его выполнение в части курения в общественных местах и т. п. Поэтому приведу пока несколько своих способов реализации закона на практике.

Меня давно уже было неприятно ездить в лифте моего подъезда, когда некоторые несознательные товарищи накануне в нём накурили. Поэтому я однажды повесил в нём объявление буквально следующего содержания:

Курение – это проявление слабой воли, поэтому справиться с ним практически невозможно… Однако же вполне реально проявлять элементарное воспитание, порядочность и уважение к соседям, к столь пагубной привычке не склонным, и не курить в лифте. Тем более, что это нарушает Федеральный Закон «Об ограничении курения табака» и подразумевает привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

P.S. Это объявление сорвёт только курильщик…

Самое поразительное, – то ли мой постскриптум подействовал, то ли ещё чего, – объявление не сорвали ни в первый день, ни в последующие дни в течение примерно недели. Но зато с ним стали происходить следующие метаморфозы. На второй или третий день кто-то зачем-то зачеркнул приставку «не» в слове «невозможно» – видимо, это был бывший курильщик, который пытался таким образом дать понять, что от этой пагубной привычки всё же возможно избавиться (хотя лично я знаю, наверное, только одного (!) человека из всех своих знакомых и друзей, кто реально и окончательно бросил курить). Ещё через пару дней какой-то умник вырвал (вместе с бумагой) частицу «не» в выражении «не курить в лифте» – это явно был курильщик-оригинал, решивший таким образом сделать моё объявление призывающим к курению. Ну и наконец через пару дней кто-то всё-таки сорвал это объявление, а на стене лифта вместо него маркером написал: “Oops. ”

Несколько дней жизни этого объявления у меня была иллюзия, что курить в лифте перестали… Но в один из дней, когда объявление ещё висело, я зашёл в лифт, вдохнул и понял – ничего не изменилась. Дурное воспитание также практически не лечится, как и наркомания (курение). Я не верю ни в сильных волей, ни в воспитанных курильщиков.

В один прекрасный день я приехал на работу в «Газели», водитель которой пыхтел в своё удовольствие, поэтому выходя, я мельком взглянул на государственный номер этого маршрутного такси. В этот же день на официальном форуме Администрации Владимирской области я задал следующий вопрос в разделе «Транспорт и дорожное хозяйство области»:

До каких пор в общественном транспорте областного центра будет открыто нарушаться ФЗ «Об ограничении курения табака»? В частности, речь идёт о курении водителей, прежде всего маршрутных такси «Газель»? Одно только курение в процессе перевозки пассажиров нарушает указанный ФЗ, не говоря уже о том, что водители нередко игнорируют замечания пассажиров. А среди пассажиров есть не просто только некурящие, но и дети! Прошу дать ответ, а также разъяснить, куда можно обращаться с указанием конкретных водителей-нарушителей (например, сегодня, 16.03.2005, это был водитель МТ 4-а с гос. номером ВМ 383 ? 33-го региона).

Ответа долгое время не было, и я уже было отчаялся… И лишь спустя почти две недели мне ответил заведующий сектором информатизации департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области Мамаев Михаил Владимирович:

В своём письме Вы затронули действительно одну из важных тем по обеспечению общественной безопасности и охраны общественного порядка на территории области, в том числе на объектах транспорта, которая требует законодательного урегулирования. Речь идёт об отсутствии на сегодняшний момент самого механизма (состава) привлечения к административной ответственности лиц, нарушающих требования ФЗ «Об ограничении курения табака».

С учётом Вашего письма, а также обращений других граждан, департамент подготовит мотивированные предложения в адрес Губернатора области и Законодательного Собрания области о внесении изменений в Закон Владимирской области «Об административных правонарушениях во Владимирской области» в части установления ответственности за курение в городском и пригородном транспорте общего пользования, а также в иных общественных местах.

По общему правилу, к должностным лицам, уполномоченным составлять протокол о данных правонарушениях, целесообразно будет отнести должностных лиц милиции общественной безопасности (в том числе ГИБДД УВД Владимирской области).

Однако, в виду отсутствия в настоящий момент ответственности водителей городского общественного транспорта за курение в салоне транспортного средства в процессе перевозки людей, рекомендуем Вам впредь обращаться с описанием конкретных фактов в отдел транспорта и связи администрации г. Владимира (тел. +7 4922 231220, 237967, 230297) для принятия мер к таким перевозчикам, вплоть до снятия их с маршрута.

Позднее этот ответ был дополнен:

В случае выхода областного Закона об административной ответственности лиц за курение в общественных местах, в том числе в салоне автобуса, должностные лица милиции общественной безопасности (в том числе ГИБДД УВД Владимирской области) будут обязаны принимать все меры по пресечению и профилактике данных правонарушений.

При наличии у администрации области, администраций муниципальных образований подтверждённой информации о фактах бездействия милиции общественной безопасности, которая финансируется из областного и местных бюджетов, возможны применения к ним мер воздействия через распределения денежных средств и иных мер администрирования.

Согласен с Вами, что подавляющее большинство законов в России в полной мере не реализуется, и нам ещё далеко до создания «нормального гражданского общества», но в любом случае, наш департамент благодарен Вам за саму поддержку и предложения по возможному решению имеющихся проблем.

Что ж, будем надеяться, что что-то в этом контексте изменится к лучшему… Пока же владимирским пассажирами «курящего» транспорта ничего другого не остаётся, кроме как звонить по указанным выше телефонам.

Источник:
Ограничение табакокурения
Статья о борьбе с курением, о федеральном законе «Об ограничении курения табака» и его применении.
http://stanislaw.ru/rus/research/nosmoking.asp

Рекомендовано к изданию оргкомитетом международной конференции

Рекомендовано к изданию оргкомитетом международной конференции

Ограничение табакокурения и употребления алкоголя в аспекте соблюдения конституционных прав человека и гражданина

23 февраля 2013 года президентом Российской Федерации был подписан ФЗ №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Данный закон, вводящий полный запрет курения во всех закрытых общественных местах в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирная Организация Здравоохранения по борьбе против табака , вступил в силу 1 июня 2013 года .

«Курили и будем курить, а с законом будет разбираться Конституционный суд. Это нарушение прав человека, то есть нарушение Конституции РФ».

«Вред пассивного курения не доказан. Кто бы что ни говорил, нет ни одного научного доказательства. Не нравится запах сигарет? А мне, может быть, не нравятся ваши духи. Или цвет рубашки. Принципиальной разницы никакой. Этот закон — полный абсурд и нарушение прав человека, закрепленных Конституцией».

И масса совсем обратных точек зрения:

«Курить – дело каждого лично, но дымом от сигарет окружающие Вас люди не должны дышать! Закон заставляет курильщиков оградить «некуряг» от ужасного дыма сигарет»

«Курящий человек пусть следит за собой. Уважает окружающих. Вы заходили в кабину лифта после курящего человека (который «не может» потерпеть до улицы и дымит в лифте)? Пусть курит у себя в туалете – это, действительно, его личное дело. Зачем свое личное дело демонстрировать окружающим?!»

«Необходимо запретить курить «на ходу»! А то курильщик идет и наслаждается своей сигареткой, а все остальные, кто идет сзади, рядом с ним, или курите вместе с ним пассивно, или вообще никуда не идите, это его не касается. Еще хуже на остановках и на переходах, в ожидании зеленого света, когда и отойти то некуда. Употребление табака надо прировнять к наркоте, бросит половина, остальных лечить, штрафовать нещадно и ограничивать свободу хотя бы на небольшое время. Желающих покурить останется немного уже очень скоро. А то они еще о своих правах говорят!»

В 2009 году Россия провела «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака», выполнив, таким образом, требование Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака о сборе сопоставимых данных. В опросе приняли участие 11 406 человек в возрасте 15 лет и старше из 60 субъектов РФ. Согласно проведённому исследованию распространённость табакокурения среди взрослого населения России составила 39,1 %, среди мужчин — 60,2 %, и среди женщин — 21,7 %. На момент исследования 55,0 % мужчин курили ежедневно и ещё 5,2 % — периодически. Среди женщин 16,3 % курили ежедневно и 5,4 % — периодически. Доля некурящих составила 60,9 % от числа опрошенных; некурящими были 39,8 % опрошенных мужчин и 78,3 % женщин. [3]

1. 40 р будний день (КЕНТ)

2. от 120 руб выходные

3. итого 300 руб неделя

6. Курю 2 года за все это время ушло приблизительно 35 000 руб.»

«У всех по разному, вот у нас на работе парень посчитал, он курит «Мальборо» по 2 в день, в месяц 60, в год 720 а если на рубли перевести то 25000 где то в год»

Если проанализировать результаты многочисленных опросов по данному вопросу, то можно сделать вывод, что в России курящий человек тратит на сигареты, то есть привычку, медленно убивающую его день за днем, примерно 17 тысяч рублей. Сумма, которая могла бы быть потрачена на другие цели.

« — Первые изменения уже заметны: в Институте проблем рынка при Академии наук, где я работаю, убрали пепельницы. Директор издал приказ, ограничивающий курение.»

« — Был в управе Раменки, в Тропарево-Никулино, в ДЭЗах. Не встретил ни одного курильщика! Даже не увидел ни одного окурка. Многое значит твердость локальных руководителей.»

В нашей стране происходит постепенное решение одной из серьезных проблем – табакокурения. Но в России существует и другая актуальная проблема, куда более губительная – это массовое чрезмерное употребление спиртных напитков. Положительная тенденция в решении одной проблемы российского государства не может не стимулировать для рассмотрения и предложения улучшения положения в другой области.

Список использованных источников и литературы:

Магистрант Уральского института – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Источник:
Рекомендовано к изданию оргкомитетом международной конференции
Size: 13.29 Mb.; Декан юридического факультета Уральского института – филиала ранхиГС, к ю н., доцент социального права Иванчина Ю. В
http://filling-form.ru/dogovor/8965/index.html?page=11

Ресурсный центр по контролю над табаком Tobacco control resource centre

Tobacco control resource centre

Мало найдется законов, которые могут спасти больше человеческих жизней, чем этот…

Неофициальный сокращенный перевод

Принят в Хельсинки 13 августа 1976 года, изменения вносились в 1999 году и ранее.

Этим Актом, путем сокращения табакокурения (курения), вводятся меры по предотвращению опасности и вреда, которые обусловливает либо усиливает курение.

Также вводятся отдельные положения по акцизному сбору на табак и их оценка.

В целях данного Акта,

1) табак определяется как стимулирующее средство, произведенное из листьев или содержащее листья, стебли или цветки табачных растений (nicotiana);

2) заменитель табака — стимулирующие средства, которые по их действию соответствуют табаку, но не содержат табак;

3) табачное изделие — изделия, произведенные полностью или частично из табака, и предназначенные для курения, нюхания, сосания или жевания;

3a) табак для орального употребления — изделия, произведенные полностью или частично из порошка или другой формы компонентов вещества, или их комбинации, кроме изделий для курения или жевания;

4) курительные аксессуары — инструменты или принадлежности для курения или, чаще, приготовления, как, например, сигаретная бумага или другая обертка, инструменты для скручивания сигарет, мундштуки, фильтры, трубки и инструменты для чистки трубок, в соответствии с более подробными положениями, принятыми Министерством социальных дел и здравоохранения;

5) изделия, имитирующие табак — изделия, по форме очень напоминающие табачные изделия или аксессуары, но которые не содержат табак или его заменитель;

6) табакокурение — курение табачных изделий или других изделий в качестве стимулирующего средства;

7) смола — сырой, безводный, безникотиновый конденсат табачного дыма; и

8) никотин означает никотиновые алкалоиды.

Этот Акт не распространяется на заменители табака, которые считаются фармацевтической продукцией или токсикантами.

Государственный Совет может издавать положения относительно опасных или вредных для здоровья веществ, которые не могут содержаться в табачных изделиях или появляться во время курения.

Государственный Совет должен определить максимально допустимые количества опасных и вредных веществ, помимо упомянутых в пункте 1, содержащихся в табачных изделиях или появляющихся во время курения.

Табак для орального употребления, согласно разделу 2, подпункту 3 а, не должен продаваться в коммерческой сети или распространяться другим образом.

Производитель или импортер табачных изделий или курительных аксессуаров ответственен за определение содержания опасных или вредных для здоровья веществ, упомянутых в статье 5, находящихся в табачных изделиях, предназначенных для коммерческой продажи или другого распространения, и за контроль качества указанных изделий и курительных аксессуаров.

Количество смолы и никотина, производимых во время курения, должно оцениваться уполномоченной лабораторией до того, как данное изделие поступит в продажу.

Производитель или импортер сигарет должен ежегодно уведомлять Национальное агентство по контролю за продукцией, благосостоянию и здравоохранению относительно содержания смолы и никотина в сигаретах, продаваемых в коммерческой сети.

Более детальные положения об уведомлении, упомянутом в пункте 3, и о методах оценки содержания смолы и никотина должны разрабатываться компетентным министерством.

Производитель или импортер табачных изделий при коммерческой продаже или другом распространении данного изделия должен снабжать каждую единицу упаковки предупреждением о вреде для здоровья, причиняемым табаком, а также количеством смолы и никотина, выделяемом при курении сигареты, в соответствии с более подробными положениями, указанными постановлением.

Компетентное министерство может издавать более детальные положения о предупреждениях, указываемых на единицах упаковки, упомянутых в пункте 1.

Реклама табачных изделий, прямая или косвенная, запрещена. Стимуляция продажи табачных изделий с помощью рекламы или других средств, использующих признанный символ табачного изделия или измененную, но узнаваемую его версию, или создающих впечатление определенного табачного изделия, считается косвенной рекламой табачных изделий. Указанное выше также относится к изделиям, имитирующим табак, и к курительным аксессуарам. Вышеизложенные положения о рекламе должны применяться к другим мерам по стимулированию продаж.

Положения, указанные в пункте 1, не должны применяться к иностранным печатным изданиям, основной целью которых не является реклама табака, табачных изделий или изделий, имитирующих табак, или курительных аксессуаров.

Несмотря на положения пункта 1, импортер или производитель табака, табачных изделий и изделий, имитирующих табак, может для своей маркетинговой деятельности использовать приемы с целью продажи указанных изделий с указанием цены, состава, свойств и производства и другой соответствующей информации. Более детальные положения об информации относительно состава могут быть приняты отдельным постановлением.

Продажа или распространение табака, табачных изделий или курительных аксессуаров «в нагрузку» к другим товарам или услугам запрещена.

Табачные изделия или курительные аксессуары запрещено продавать или распространять другим способом среди лиц моложе 18 лет.

Субъекты предпринимательской деятельности, продающие табачные изделия или курительные принадлежности, должны за свой счет разработать и внедрить план собственного контроля, чтобы не допустить распространение табачных изделий или курительных аксессуаров среди лиц моложе восемнадцати лет.

Компетентное министерство должно издать более детальные положения о разработке, содержании и внедрении собственного контрольного плана.

Табак для орального употребления запрещено импортировать, продавать или распространять.

Табачные изделия запрещено продавать с таможенного аукциона.

Табачные изделия нельзя продавать через торговые автоматы, кроме ресторанов, имеющих лицензию на продажу алкогольных напитков, или в других торговых помещениях, где продажа из таких автоматов находится под контролем.

Окружающий табачный дым является канцерогеном. Для защиты от него на рабочем месте необходимо применять положения, предусмотренные Актом о производственной безопасности и охране здоровья, а также правилами и положениями, изданными на его основе, если они не нарушают данного Акта.

ЗАЩИТА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВРЕДА, НАНОСИМОГО ОКРУЖАЮЩИМ ТАБАЧНЫМ ДЫМОМ

1) в помещениях детских учреждений (детских садов) и образовательных учреждений, предназначенных в основном для лиц моложе восемнадцати лет, и на прилегающих к ним территориях;

2) в помещениях правительственных учреждений и органов и сопоставимых общественных учреждений, предназначенных для общественности и клиентов;

3) на общественных мероприятиях, проводимых в помещениях, доступ на которые не ограничен;

4) в общественном транспорте;

5) в совмещенных и общественных производственных помещениях и в их помещениях для приема клиентов;

6) в барах и игральных помещениях ресторанов, соответствующих заведениях, если воздействие табачного дыма на персонал не предотвращается иным образом.

Владельцы помещений или общественного транспорта, упомянутого в статье 12, и организаторы общественных мероприятий могут, тем не менее, разрешить курение в комнатах, специально отведенных для этой цели, или в части объекта, откуда дым не может попасть в помещения, где курение запрещено. Тем не менее, отдельная комната или другое место для курения не может находиться рядом с помещениями, используемыми лицами моложе восемнадцати лет.

Вопреки положениям статей 12, пунктов 2 и 5, курение может быть разрешено в жилых комнатах в гостиницах и соответствующих заведениях, а также в ресторанах и соответствующих заведениях, обслуживающая площадь которых не больше 50 м2. В помещениях с большей обслуживающей площадью, площадь не более 50 процентов может быть отведена для курильщиков. В таком случае необходимо контролировать, чтобы табачный дым не распространялся на территорию, где курение запрещено.

Следуя соглашениям с работниками или их представителями, работодатели должны запретить или ограничить курение, чтобы работающие помимо их воли не подвергались действию табачного дыма в любых рабочих помещениях на производстве, где курение не запрещено статьей 12 пункт 5.

Владельцы помещений и организаторы общественных мероприятий, упомянутые в статье 12, или владельцы мест, предназначенных для курения, упомянутых в пункте 1 данной статьи, должны установить знаки, указывающие места, где курение запрещено и где разрешено. Более детальные положения о таких знаках и их расположении могут быть установлены постановлением.

Любое лицо, курящее в общественном транспорте либо в закрытых или открытых помещениях, где это запрещено статьями 12 или 13, и которое не прекращает курить, несмотря на просьбы об этом, может быть удалено со средства публичного транспорта или закрытых либо открытых помещений владельцем средства транспорта или членом персонала средства транспорта, организатором общественного мероприятия или владельцем закрытых или открытых помещений либо его представителем, кроме случаев, когда такое удаление не будет считаться бессмысленным.

Общее регулирование соответствия данному Акту и положения, изданные в соответствии с ним, относятся к компетенции соответствующего министерства, в то время, как контроль относится к ответственности Национального агентства по контролю за продукцией, благосостоянию и здравоохранению.

Национальное агентство по контролю за продукцией, благосостоянию и здравоохранению должно контролировать соблюдение статей 5-9 относительно состава и контроля качества табачных изделий, а также их продажу и рекламу.

Местные власти должны на своей территории контролировать соблюдение данного Акта, а также условий и положений, изданных на его основе. Соблюдение положений о запрете и ограничении курения на рабочих местах, согласно статье 12, пункту 5 и статье 13, пункту 3, должно контролироваться уполномоченными по производственной безопасности и здравоохранению.

На общественных мероприятиях соблюдение положений статьи 12, пункта 3 данного Акта должно контролироваться полицией.

С целью предложения мнений и принятия инициатив по вопросам далеко идущих мер по сокращению уровня курения, Министерству социальных дел и здравоохранения может содействовать консультативный комитет.

Более подробные положения по данному консультативному комитету будут изданы Государственным Советом.

В случае рекламы табачных изделий, табачных имитаций или курительных аксессуаров или иного поощрения продажи, противоречащих статье 8 или 9, Национальное агентство по контролю за продукцией, благосостоянию и здравоохранению может запретить заказчику рекламы или продаж, стороне, выполняющей такую деятельность, и любому, задействованному в ней, продолжение и возобновление действий, противоречащих закону.

ИССЛЕДОВАНИЯ, МОНИТОРИНГ И МЕРЫ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ УРОВНЯ КУРЕНИЯ

Министерство социальных дел и здравоохранения отвечает за мониторинг и исследование воздействия установленных данным Актом мер и изменений розничных цен на табачные изделия, а также за руководство и координацию исследований и разработок, направленных на уменьшение опасности и ущерба здоровью от курения.

Компетентное министерство и его региональные управления должны:

1) нести ответственность за общегосударственную и региональную кампанию по ограничению уровня курения;

2) снабжать общегосударственные и региональные власти программами санитарного просвещения и другими материалами об опасности и вреде курения для здоровья;

3) издавать инструкции, предназначенные в особенности для лиц, работающих с детьми и молодежью, профессиональных работников здравоохранения, общественных деятелей, работодателей и журналистов относительно рекомендуемых методов по предотвращению и сокращению курения.

На местном уровне местные власти должны нести ответственность за деятельность, направленную на сокращение уровня курения.

Местные власти должны позаботиться, чтобы достаточное количество материалов, упомянутых в статье 23, было доступно неправительственным организациям, образовательным учреждениям и всем другим, кто нуждается в таких материалах, на подведомственной им территории.

Производитель или импортер табачных изделий должен нести расходы, связанные с оценкой содержания вредных веществ в табачных изделиях и контролем их качества.

Производитель или импортер табачных изделий должен также нести расходы в связи с изъятием табачных изделий с рынка, согласно статье 19, пункт 3.

Каждый год государственный бюджет должен включать в себя ассигнование, составляющее не менее 0.45% от предполагаемых ежегодных доходов от налога на табак.

Ассигнование, указанное в пункте 1, должно использоваться для борьбы с курением, санитарного просвещения и исследований, мониторинга и мер по уменьшению уровня курения, которые поддерживают санитарное просвещение, как указано в статье 7, согласно плану действий, ежегодно принимаемому компетентным министерством. При разработке и принятии распорядительного плана можно пользоваться результатами экспертизы органов и институтов соответствующего административного сектора и другими видами экспертизы в данной области.

Любая сторона, рекламирующая табак, табачные изделия, имитацию табачных изделий или курительные аксессуары или участвующая в других акциях по стимулированию продаж данных изделий, или каким-либо другим образом нарушающая статьи 8 и 9, должна быть подвергнута штрафу за нарушения табачного маркетинга.

Любая сторона, рекламирующая табак, табачные изделия, имитацию табачных изделий или курительных аксессуаров, или участвующая в других акциях по поощрению продаж данных изделий, или каким-либо другим образом нарушающая статьи 8 и 9, таким образом, что даже по совокупности может считаться серьезным, по таким параметрам, как методы реализации, процедуры, возраст или размер целевой группы, или финансовая прибыль от процедуры, должна понести наказание в форме штрафа или лишения свободы до двух лет за преступление, связанное с табачным маркетингом.

Любая сторона, которая, вопреки статье 10 а, участвует в коммерческой продаже или другом распространении табака для орального употребления, или, несмотря на запрет, наложенный Национальным агентством по контролю за продукцией, благосостоянию и здравоохранению или местными властями, продолжает коммерческую продажу или другое распространение табачных изделий или курительных аксессуаров, вопреки статье 6, пунктам 2 или 3, или статье 7, пунктам 1 и 2, должна понести наказание в виде штрафа за продажу табачных изделий в нарушение Акта о мерах по сокращению табакокурения.

Любой человек, продолжающий курение в закрытых или открытых помещениях, где курение запрещено положениями статьи 12, подпунктами 1-4, несмотря на возражения владельца средств общественного транспорта, закрытых или открытых помещений, или организатора общественных мероприятий или лица, действующего в качестве стюарда, должна понести наказание в виде штрафа за нарушение положений о курении.

Владелец средств общественного транспорта или закрытых или открытых помещений или его представитель, или организатор общественных мероприятий, как указано в статье 12, подпунктах 1-4 выше, который постоянно разрешает курить в закрытых или открытых помещениях, где это запрещено, или не предпринимает действия, требуемые инструкциями, изданными местными властями, с целью предотвратить распространение дыма в закрытые помещения, где курение запрещено, должен, если нарушение не рассматривается как незначительное, нести наказание в виде штрафа за неспособность предпринять защитные меры, требуемые Актом по мерам, сокращающим уровень табакокурения.

Любая финансовая прибыль, полученная стороной, виновной в преступлении, указанном в статье 31, или стороной, от имени которой или для которой действовал нарушитель, должна быть объявлена штрафом в пользу Государства. Если прибыль нельзя точно подсчитать, ее нужно оценить, учитывая природу и масштаб деятельности.

Источник:
Ресурсный центр по контролю над табаком Tobacco control resource centre
Tobacco control resource centre Мало найдется законов, которые могут спасти больше человеческих жизней, чем этот… Неофициальный сокращенный перевод
http://contacttobinfo.narod.ru/books/policybook/pb-28.htm

Статья 159

Профилактика и ограничение табакокурения, алкоголизма

1. Профилактика и ограничение табакокурения, алкоголизма направлены на защиту здоровья населения, введение возрастного ценза для лиц, имеющих право приобретать табачные, алкогольные изделия, формирование отношения населения к табакокурению, употреблению алкоголя как к факторам повышенного риска для жизни и здоровья, проведение согласованных мероприятий по профилактике распространения табакокурения, алкоголизма.

2. Запрещается продажа табачных изделий:

1) лицам и лицами в возрасте до восемнадцати лет;

2) из открытых пачек табачного изделия или штучная продажа;

3) без непосредственного участия продавца, посредством торговых автоматов, иных электронных или механических устройств;

4) в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, стадионов;

5) без соответствующих документов, подтверждающих качество продукции;

6) без маркировки акцизными марками или учетно-контрольными марками;

7) если пачка табачного изделия содержит менее двадцати сигарет;

8) без нанесенных на пачку табачного изделия, упаковку табачного изделия сведений о составе, об уровне содержания смолистых веществ, никотина и о не менее трех вредных соединениях — системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах. Порядок размещения на пачке табачного изделия, упаковке табачного изделия сведений о составе, об уровне содержания смолистых веществ, никотина и о системных ядах, канцерогенных и мутагенных веществах утверждается Правительством Республики Казахстан;

9) без нанесенного на пачку табачного изделия предупреждения о вреде табакокурения;

10) без нанесенной на пачку табачного изделия, на упаковку табачного изделия надписи о запрете продажи лицам, не достигшим восемнадцати лет;

11) на пачке табачного изделия, на упаковке табачного изделия которых содержатся слова «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие» или «мягкие» либо иные словосочетания, в том числе на иностранных языках, создающие ложное впечатление о меньшей вредности табачного изделия по сравнению с другими;

12) с полок самообслуживания;

13) в составе наборов с другими товарами;

14) в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента.

3. В местах, где осуществляется продажа табачных изделий, на видном месте должна быть размещена надпись следующего содержания: «Продажа табачных изделий лицам и лицами в возрасте до восемнадцати лет запрещена», а также предупреждение о вреде курения, утвержденное Правительством Республики Казахстан.

4. При продаже табачных изделий гражданам, чей возраст, судя по их внешнему виду, менее восемнадцати лет, лица, осуществляющие торговлю табачными изделиями, обязаны:

1) требовать предъявления документа, удостоверяющего личность, с целью определения действительного возраста покупателя;

2) отказать в продаже табачных изделий в том случае, если не был предъявлен документ, удостоверяющий личность.

5. Курение запрещается в:

1) организациях образования, а также в организациях для отдыха несовершеннолетних;

2) организациях здравоохранения;

3) пунктах общественного питания;

4) кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха, в том числе в ночных клубах, на дискотеках;

5) музеях, библиотеках и лекториях;

6) в неустановленных местах в поездах и на судах морского и речного транспорта;

6-1) на борту воздушного судна, в салонах автобусов, микроавтобусов при осуществлении перевозок пассажиров, троллейбусов, такси и городского рельсового транспорта;

7) зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов;

8) государственных органах и организациях;

9) помещениях, являющихся рабочими местами;

10) подъездах домов.

6. Нормы, предусмотренные в подпунктах 3), 6), 7) пункта 5 настоящей статьи, не применяются в тех случаях, если для курения выделены специальные оборудованные места.

7. Места, выделенные специально для курения, должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, установленными Правительством Республики Казахстан.

8. Производитель, импортер табачных изделий обязаны ежегодно до 1 февраля следующего года представлять в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан, отчеты о результатах лабораторных исследований по предельно допустимому содержанию никотина и смолистых веществ во всех марках табака и табачных изделий, об ингредиентах табачных изделий, которые они выпускали или намерены выпускать, продавали или распространяли иным образом в предшествующие двенадцать месяцев на территории Республики Казахстан.

9. Исследование содержания никотина, смолистых веществ и других вредных соединений — системных ядов, канцерогенных и мутагенных веществ в табачных изделиях проводится производителем, импортером табачных изделий за их счет в лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

10. Запрещаются ввоз, производство, продажа и распространение табачных изделий, превышающих предельно допустимые уровни содержания никотина и смолистых веществ, определяемые Правительством Республики Казахстан.

11. Запрещаются производство, продажа и распространение товаров, имитирующих табачные изделия.

12. В местах, запрещенных для курения, должны быть размещены знаки о запрете курения.

13. Пачка табачного изделия, упаковка табачного изделия должны содержать предупреждение о вреде курения, утвержденное Правительством Республики Казахстан, и соответствовать следующим требованиям:

1) занимать не менее сорока процентов каждой большей по площади стороны пачки табачного изделия, упаковки табачного изделия;

2) не должна печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале;

3) выполняться в виде рисунка (пиктограммы, графика) и надписи.

14. Запрещается реализация алкогольной продукции:

1) лицам в возрасте до двадцати одного года;

2) в определенные дни и часы, установленные законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Статья 159 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2011 № 452-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Источник:
Статья 159
Статья 159 ЗНСЗ РК ст. 159 Профилактика и ограничение табакокурения, алкоголизма 1. Профилактика и ограничение табакокурения, алкоголизма направлены на защиту здоровья населения, в
http://www.kaz-kodeksy.com/znsz_rk/159.htm

COMMENTS