Обучение по монтессори

Программа Монтессори: основные принципы

С каждым годом все больше и больше родителей стремятся отдать своего ребенка в детский сад или школу, где обучение проходит по методу Марии Монтессори. Каковы основные принципы программы Монтессори и на самом ли дети, обучающиеся по этой методике, достигают удивительных высот в своем развитии?

Главная ценность программы Монтессори заключается в том, что она призывает, прежде всего, учитывать индивидуальность ребенка и развивать способности и таланты, данные ему природой, при этом не перегружая малыша и без всякого стремления сделать из него вундеркинда. Главная цель, которую ставит перед собой обучение по программе Монтессори – это воспитать свободного, независимого, самостоятельно мыслящего и самостоятельно принимающего решения, а также способного нести ответственность за свои решения человека.

Как и любая другая обучающая методика, программа Монтессори имеет свои основные принципы и положения, которые заключаются в следующем:

— обучение происходит в форме игры;

— над каждым упражнением ребенок работает самостоятельно;

— дидактические игрушки подбираются каждому малышу индивидуально и также индивидуально регулируется продолжительность занятий, что позволяет каждому ребенку развиваться в своем ритме;

— обучение подразумевает создание особой развивающей среды Монтессори, которая позволяет детям проявлять свою индивидуальность;

— не педагог, а ребенок старается найти и исправить собственные ошибки, поскольку основная роль педагога по методике Монтессори – не обучать, а исключительно руководить самостоятельной деятельность ребенка;

— к каждому малышу применяется индивидуальный подход;

— все используемые материалы, как и сама программа Монтессори в целом, помогают развивать внимание, память, речь, воображение, моторику, логическое, а также творческое мышление;

— методика Монтессори предусматривает и коллективные занятия и игры, что помогает детям осваивать навыки общения, а также навыки различной бытовой деятельности и, конечно же, развивать самостоятельность.

Необходимо отметить, что первоначально Мария Монтессори разрабатывала свою программу исключительно для детей с задержками в развитии. При помощи различных упражнений и материалов, умственно отсталые дети учились читать, писать, считать, а специальные игры и пособия способствовали всестороннему познанию окружающего мира такими детьми.

На обычных детей Мария обратила внимание тогда, когда заметила, что ее не совсем здоровые подопечные не только догоняют, но даже перегоняют в развитии своих сверстников.

Стоит учитывать, что программа М. Монтессори подходит далеко не каждому ребенку. Аутисты могут замыкаться, «уходить в себя», гиперактивные дети будут чувствовать себя некомфортно в Монтессори-среде, а творчески одаренные ребятишки окажутся попросту невостребованными, поскольку способ познания мира, предлагаемый данной методикой, будет для них непонятен и чужд.

Прежде всего, для обычных детей, обучающихся по системе Монтесори, должна быть создана специальная Монтессори-среда – активно развивающее пространство, где каждая деталь и каждый элемент оказались не случайно, любой предмет несет какую-либо определенную функцию. Например, в Монтессори-среде отсутствуют парты, поскольку по мнению автора системы, они не только ограничивают движения детей, но и тормозят их познавательное развитие. Парты заменены небольшими столиками, которые дети при желании могут перемещать в любое понравившееся им место. Помимо столиков, у каждого ребенка есть и специальный коврик, на котором он может сидеть на полу.

Главное же место программа по системе Монтессори отводит самому ребенку. Задача педагога – подготовить специальную среду, в которой ребенок сам будет решать чем, как и когда он будет заниматься, ведь ключевое слово данного метода – это свобода. Однако свобода каждого ребенка все же имеет свои ограничения в Монтессори-среде: она ограничена свободой коллектива. Дети знают, что мешать другим своими действиями они ни в коем случае не должны. Более того, после того, как малыш закончил то или иное занятие, он должен самостоятельно убрать за собой если он где-то намусорил, что-то разлил и также поставить весь используемый им рабочий материал на полки, то есть сделать так, чтобы следующая группа детей могла заниматься в чистых и комфортных условиях.

Методика Монтессори активно внедрялась в жизнь в Европе с 1909 г. , однако в России она появилась только в начале 90-х гг. прошлого века сначала в виде различных пособий и материалов. Впоследствии открывались специальные школы, которые подготавливали педагогов к работе по системе Монтессори и некоторые детские учебные учреждения начали полностью переходить на эту систему.

Несмотря на многочисленные положительные и неоспоримые результаты, которые программа Монтессори доказала за свою многолетнюю практику, есть у нее и некоторые минусы, поэтому каждый родитель, желающий, чтобы его ребенок обучался по данной методике, должен, прежде всего, быть сам хорошо с ней знаком.

Как заниматься по системе монтессори дома?

Знаменитая методика Марии Монтессори была разработана более века назад. Так почему в последнее время ее популярность постоянно возрастает? Какие принципы делают ее актуальной в наши дни?

Развитие ребенка становится все более актуальной темой нашего времени. Новейшие программы обучения в школах разрабатываются с тем условием, что ребенок, впервые пришедший в школу, уже обладает необходимыми навыками и знаниями. Более того – совсем недавно введен еще один образовательный уровень – дошкольный. А из этого следует, что уже в детсадовском возрасте малыш должен в непременном порядке поглотить достаточно большое количество информации, оговоренное в учебных планах.

монтессори среда дома

Но что же делать родителям, чей ребенок по каким-то объективным причинам лишен возможности посещать детсад? Могут ли они обеспечить полноценное и разностороннее развитие ребенка дома?

К счастью, ответ на данный вопрос положительный. Существуют различные интересные методики, такие, как программа Монтессори в домашних условиях, позволяющие обеспечить малышу полное раскрытие его внутренних личностных качеств и подготовить его к предстоящему школьному обучению. Развитие по Монтессори основывается на учете индивидуальных особенностей и интересов детей, а это особенно важно, если учитывать, что, когда мы развиваем ребенка дома, принуждение – самый трудный и неверный путь.

Какими же должны быть условия для обучения детей по системе Монтессори дома?

  • Во-первых, среда, окружающая малыша, должна быть для него удобной. Все предметы, игрушки, развивающие материалы должны быть расставлены и разложены в пределах досягаемости. Мебель тоже подбирается с учетом роста малыша, предпочтение отдается стульям и столам, которые при необходимости легко перемещать с одного места на другое.
  • Во-вторых, ребенок должен быть обеспечен достаточным количеством обучающего материала. Все, что необходимо, можно изготовить своими руками для детей. Но при этом не следует перегружать пространство множеством предметов. Вполне достаточно использовать базовый комплект пособий.
  • В-третьих, важно определиться со временем для занятий. Часто бывает так: малыш заинтересовался каким-то материалом, обратился за помощью, а родители уделить внимания ему не могут. Постепенно интерес и желание сходят на нет. Поэтому нужно стараться помочь ребенку, особенно совсем маленькому, как только он об этом попросит. По крайней мере, оказывать хоть какую-то помощь, консультировать в перерывах между своими домашними делами, а затем более подробно заниматься в удобное для вас время. Каждый день хотя бы один час у вас должен быть предназначен для более глубокого занятия с малышом. В течение этого времени вас не должны отвлекать никакие посторонние заботы и дела. Желательно, чтобы такие домашние «уроки» проводились в одинаковое время, это дисциплинирует и вас, и малыша. В течение этого часа вы сможете заняться созданием нового развивающего материала или поработать с тем, что в данный момент интересно ребенку. Помните, что имеет значение вовсе не количество времени, которое вы смогли уделить своему малышу, а его качество.

Используйте для занятий прогулки, если малыш в это время не занят играми с другими детьми. Гулять все равно нужно, и чтобы не терять времени, можно предложить ребенку какие-нибудь развивающие упражнения. Захватив из дома необходимый материал, вы сможете провести полноценное занятие под открытым небом. Но это возможно только при условии, что ребенку в данный момент нечем заняться, и он не отвлекается на другие вещи.

Начав заниматься по методике Монтессори, родители полностью погружаются в новую, незнакомую до этого, реальность. Они делают открытия, потрясающие не только ребенка, но и их самих. Эти занятия помогают установить тесные контакт с малышом, и впоследствии, когда ребенок станет взрослым, время, которое вы провели с ним, изучая мир, будет вспоминаться как самая счастливая пора вашей жизни.

Комментарии о “ Как заниматься по системе монтессори дома? ”

Простите, но содержание статьи полностью не соответствует названию. Искала реальный алгоритм занятий с описанием пособий и т.д. и т.п., а здесь из разряда — стирать надо чисто, готовить надо вкусно.

Мари, добрый день! Данная статья носит ознакомительный характер. Чтобы получить реальный опыт занятий по этой системе стоит пройти курсы или ознакомиться с книгами самой Марии Монтессори. Система сложна, многогранна, интересна и стоит того!

Источники:
Программа Монтессори: основные принципы
Все большей популярностью в России пользуется обучение по программе Монтессори, однако стоит учитывать, что она подходит далеко не для каждого ребенка. Каковы основные принципы программы Монтессори и насколько она эффективна?
http://www.pinetka.com/deti/obuchenie-i-vospitanie/programma-montessori-osnovnyie-printsipyi.html
Как заниматься по системе монтессори дома?
Советы и рекомендации по организации среды монтессори дома.
http://montessoriself.ru/kak-zanimatsya-po-sisteme-montessori-doma/

COMMENTS