Обучение детей дошкольного возраста

Обучение в дошкольном возрасте

Психологические особенности обучения в дошкольном возрасте

Основная особенность обучения в дошкольном периоде развития связана с игрой. Мы уже довольно много говорили о взаимосвязи игры и обучения. Основная цель данного параграфа — показать, что детская (дошкольная) и фа дает обучению взрослых, какие трудности и проблемы испытывает обучающийся, если по каким-то причинам он не «доиграл» в дошкольном возрасте; как помочь таким людям эффективно обучиться и приобрести знания, необходимые для той или иной профессии, как помочь им уже во время обучения в вузе приобрести те черты и характеристики, которые они не сумели полностью получить в дошкольном детстве.

Анализируя игру детей дошкольного возраста в контексте обучения, необходимо выделить три аспекта.

Первый аспект касается того, что игра обеспечивает ребенку целостность деятельности, ситуации, поведения за счет контекста.

Конкретизация этого положения связана с некоторыми сторонами жизнедеятельности человека. Попробуем немного понаблюдать за каким-нибудь человеком.

Придя с работы, он поужинал, посмотрел телевизор, рассказал жене о том, что ему предлагают перейти на другой участок работы, узнал у сына, как дела в школе, проверил у него уроки и т. д. Представляется, что он совершил много видов деятельности. Возможно, это так, а возможно, что он занимается одним делом, например, решает, соглашаться ему на новую работу или нет. И тогда все, что он делает — смотрит ли телевизор, ругает ли сына за плохие отметки — он делает в контексте этой своей проблемы. И от того, какую отметку ребенок получил за контрольную работу, зависит, согласится этот человек на переход на новую работу или нет.

Иными словами, в описанной ситуации человек может совершать множество разнообразных видов деятельности, а может реализовывать одну. При этом в первом случае он будет менять предмет одной деятельности на предмет другой, а во втором предмет у него будет одним и тем же, а контекст, в котором этот предмет рассматривается, все время будет меняться.

Когда мы рассуждали о роли общения в обучении, а более конкретно — о психологической готовности к школьному обучению, то отмечали один факт, непосредственно связанный с предметом деятельности человека в описанной выше ситуации. Если в первом случае он чему-то и учится, то, скорее всего, это некоторая случайность. Обычно результат такого обучения не осознается субъектом и без закрепления довольно быстро забывается. Во втором случае ситуация кардинально меняется. Способность субъекта рассматривать один и тот же предмет в разных контекстах обеспечивает ему полноценное обучение, которое ведет к изменению в его психике и личности, а также позволяет использовать то, что он усвоил в процессе своего обучения, в реальной жизнедеятельности.

Если субъект умеет ориентироваться на разные контексты, то он умеет и выделять главное, на что направлено обучение. Если же он не умеет воспринимать контекст, руководствуется только тем, что непосредственно видит и слышит, то и при решении задачи сначала рисует или представляет лес, куда дети поехали собирать грибы, потом опять же рисует, лепит, вспоминает грибы, что пошел сильный дождь, или что нашли маленького ежика, что папа не любит грибной суп. Л про вопрос задачи он довольно быстро забывает. Способность ориентироваться на контекст или его отсутствие имеет значение в любом возрасте.

Сейчас у большинства детей дошкольного возраста игровой сценарий сводится к логике жизни мамы и сына-жаб из сказки Г. X. Андерсена «Дюймовочка»: «Поели, можно и поспать, поспали, можно и поесть». Девочка берет куклу, одевает ее, кормит, снова одевает и идет с ней гулять, потом раздевает, кормит, кладет спать, а дальше все начинается сначала; или мальчик едет на машине, приезжает, делает вид что ест, снова едет на машине, потом заправляет се бензином, едет, а дальше все сначала.

Как правило, описанные действия никакого отношения к игре не имеют, и бессмысленно говорить о том, что именно игра в дошкольном возрасте дает обучению.

Что же такое настоящая игра дошкольника, имеющая важное значение для обучения даже взрослых людей? Попробуем разобраться на примере ребенка пяти лег, посещающего детский сад, где создаются особые условия для развития игровой деятельности. Девочка Марина берет куклу и говорит ей: «Какая ты хорошая, сейчас мы с тобой покушаем и пойдем гулять. Что ты хочешь мне сказать? (Берет куклу и подносит ее к своему уху.) Ах, у тебя болит живот! Что же делать? У нас кончились все лекарства. Надо идти в аптеку, а больного ребенка нельзя одного оставлять. (Зовет) Аня, иди сюда, ты будешь папой или бабушкой и пойдешь сейчас в аптеку за лекарством для ребенка».

Аня: Не хочу я быть ни папой, ни бабушкой, а что у тебя случилось?

Марина: У моей дочки болит живот.

Аня: Не хочу я так играть.

Марина: Ладно, я ведь забыла, что работаю врачом. Подожди (говорит куше), я сейчас помою руки, надену халат и буду тебя лечить.

Чем эта игровая ситуация отличается от игры, воплощающей схему жизни жабы из сказки Г. X. Андерсена? Прежде всего тем, что первая носит отчетливо описательный характер, а вторая — это цепь поставленных и решенных игровых задач. Обратите внимание, что сам ребенок и ставит эти задачи, и решает их. Конечно, это возникает не сразу, сначала ставить задачи и проблемы и решать их ребенку помогает взрослый, который одновременно учит его делать это самостоятельно.

Когда у дошкольника есть достаточный опыт такой игры, он постепенно овладевает умением выделять задачу и решать ее. Кроме того — и это очень важно — у него появляется способность принимать учебную задачу, которую ему ставит педагог (что является одним из важнейших компонентов учебной деятельности) и возможность проблематизировать любую ситуацию, даже явно не содержащую ни задачи, ни проблемы.

Возможность проблематизировать, принимать поставленную перед собой задачу и самостоятельно вычленять, придумывать, конструировать ее, является залогом эффективности обучения студентов и формирования у них профессионального самосознания.

Эта способность студентов проявляется при анализе их конспектов, в которых нередко записаны отдельные фразы, мало связанные друг с другом, из которых сложно понять, о чем говорилось на лекции, и тому, кто на ней не был, и даже тому, кто их собственноручно писал. Именно поэтому многим студентам, даже добросовестно посещающим все занятия, так тяжело сдавать экзамены и зачеты, а особенно трудно отвечать на задаваемые преподавателем вопросы. Они пытаются точно вспомнить слова профессора, выдают отдельные примеры, воспроизводят отдельные фразы и предложения, записанные в тетради.

Помощь этим студентам, не освоившим межпредметные связи, может быть осуществлена только через включение игры в их деятельность. Это могут быть индивидуальные задания, специальное обыгрывание изучаемого материала и другие приемы (см. 5.2).

Третье, что дает дошкольная игра обучению — навык создания коллективного субъекта и реализации коллективно-распределенной деятельности.

Ребенок с ранних лет начинает обращать внимание на сверстников — наблюдает за их действиями, пытается им подражать, в каком-то смысле соревнуется с ними, учится действовать с ними рядом. Когда возникает игра, отношения со сверстниками качественно меняются. Они становятся разнонаправленными: один убегает — другой догоняет, один прячется — другой ищет, один «мама» — другой «ребенок» и т. д. К концу дошкольного возраста помимо этого вида отношений возникает другой, являющийся своего рода сотрудничеством. Например, играя в «колдун ч и ков», дети не только «салят» друг друга, но и учатся помогать товарищу, освобождать тех, кого «заколдовали».

Аналогичную картину можно наблюдать и в другом виде игры, которую называют сюжетно-ролевой. Если в начале развития игровой деятельности у ребенка в качестве действующих лиц фигурируют только «врач» и «пациент», то к концу дошкольного периода развития в этой игре появляются медсестры, врачи других специальностей, возникают взаимоотношения между пациентами. Они действуют не рядом, как это свойственно детям в младшем дошкольном периоде развития, а вместе, постоянно обращаясь друг к другу за помощью и сообща решая новые задачи или проблемы.

Этот вид деятельности назван коллективно-распределенным, поскольку в нем реализуется коллективный субъект. В. В. Давыдов так называл начальные формы учебной деятельности младшего школьника.

Преимущество деятельности с коллективным субъектом по сравнению с деятельностью, в которой он отсутствует, состоит в том, что участвовать в ней может даже тот, кто не умеет ее реализовать самостоятельно. Коллективно-распределенная деятельность помогает каждому субъекту стать более умелым, умным, способным. Она вполне может сравниться с зоной ближайшего развития каждого отдельного субъекта.

Эта деятельность позволяет очень эффективно обучаться и даже переходить к произвольному осознанному взаимообучению. Коллективно-распределенная деятельность способствует тому, чтобы сделать всю свою жизнь полем для непрерывного обучения.

Студенты с отсутствием навыка коллективно-распределенной деятельности испытывают разного рода трудности в обучении. Они нуждаются в индивидуальном внимании педа- го га, предпочитают для обучения небольшие группы. При этом другие обучающиеся, как правило, мешают им учиться. В то же время индивидуальное обучение в таком случае довольно редко имеет развивающий характер, так как участие в коллективно-распределенной деятельности помимо отношений со сверстниками непосредственно связано и с отношениями с преподавателем (см. 2.3).

Особым способом работы с такими студентами является включение их в микрокоманды, участники которых все время меняются.

Обучение детей дошкольного возраста

Общая характеристика учебной деятельности дошкольника, условия, необходимые для ее развития. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению. Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Цель обучения детей дошкольного возраста

В истории человечества обучения (как и в воспитании) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его, таким образом к самостоятельной жизни.

В последние годы в педагогическую лексику всё активнее входят понятие «обучающее воспитание»; «воспитывающее обучение», подчёркивающее единство воспитания и обучения формирования личности. Воспитание направлено на формирования системы ценностей, способов общественного поведения. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.

Поскольку обучение затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочное отношение к миру, к самому себе, то выполняет роль системообразующего фактора.

Обучение — профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Как мы видим главной целью обучения является передача знаний, умений и навыков. Но в зависимости от образовательной работы могут быть цели общего развития ребёнка без притязаний на программный характер (выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения и т.д.).

Но на ряду с общими целями существуют и цели более конкретные направляющие образовательную работу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое развитие ребёнка расширить ориентировку в окружающем, развить ребёнка в музыкальном отношении. Для того чтобы эти конкретные требования были осуществлены, детей необходимо обучать, через постановление цели на решение конкретной проблемы.

2. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника

Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

Учебная деятельность — первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Обучение — представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий — научение.

Научение — это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитие ребёнка.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определённого типа деятельности (учебной).

Анализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять на занятии.

Учебная задача — это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель — научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания. Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развёрнутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально — с помощью каких либо предметов, либо материализовано — с использованием изображений, их знаковых заменителей.

4. Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении — длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет). После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности:

— умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

— самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

— умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

— умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога (преподавания) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки).

На занятии главное в деятельности педагога — организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создаёт ситуацию открытия.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

5. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению

Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель.

Поэтому важно в первый период наглядно показать детям предлагаемый путь им, а также и удачное выполнения работы.

Условно их распределили по трём уровням, характеризующим различную степень развития.

К первому уровню относят детей: которые

1 слушают указания

2 руководствуются ими в работе

3 в случае непонимания задают вопросы

4 правильно оценивают работу других

5 правильно оценивают работу собственную

6 достигают нужных результатов

К второму уровню относят детей которые:

1 слушают указания, условно придерживаются их в работе

2 самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей

3 при выполнении работы склонны к подражанию другим детям

4 результаты условны

К третьему уровню относят детей:

1 слушают указания, но как бы не слышат

2 не руководствуются ими в работе

3 к оценки нечувствительны

4 результата не достигают.

Более младший возраст является восприимчивее к влиянию обучению, дети этого возраста быстрее осваивают требования обучения, более подвижны в выработке умений заниматься.

Обучение, начатое с трёхлетнего возраста, обеспечивает нужное направление развитие детей, укрепляет определённый тип поведения. При этих условиях обучение дети воспринимают сразу.

6. Принципы обучения дошкольников

Под принципами обучения подразумевается объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения. Принципы лежащее в основе современной теории дошкольного обучения:

Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остаётся воспитывающим, а воспитание — обучающим.

Принцип развивающего обучения требует ориентаций учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение — движущая сила целостного развития личности ребёнка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.

Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.

Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственное наблюдения окружающей действительности. Принципы наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно — логического мышления.

Принцип систематичности и последовательности предлагает, что усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Принцип доступности предлагает соотнесения содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Принцип осознания процесса обучения близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребёнка рефлектирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался и т.п. Если ребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. А следующие шаги ему поможет совершить педагог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.

7. Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении

В процессе обучения совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились 3 формы организации обучения: индивидуальная, групповая, (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов т.п.

С каждым ребёнком в группе педагог периодически проводит индивидуальное занятие контрольно — диагностического характера, чтобы выявить уровень его облученности, во время определить проблемы в усвоении знаний и умений. Это необходимо для корректировки дальнейшего обучения детей.

Групповые формы обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе — основная функция групповой формы обучения.

Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержание может быть деятельностью художественного характера. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействиями сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению.

Обучение детей не ограничивается занятиями. Более того значительной частью знаний и умений ребёнок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога — помочь ребёнку приобрести полноценные знания вне занятий.

Значение особенностей учебной деятельности дошкольника, основ теории обучения, принципов, методов и форм организации процесса обучения, поможет педагогу так строить свою работу, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

1. С.А. Козлова, Г.А. Куликова Дошкольная педагогика Москва «Академия» 2007 г.

2. А.Н. Давидчук. Обучение и игра методическое пособие Москва «Мозаика — Синтез» 2004 г.

3. А.П. Усова Обучение в детском саду Москва «Просвещение» 1981 г.

4. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. Москва. «Новая школа» 1996 г.

Обучение детей дошкольного возраста – принципы и воплощение

Обучение детей дошкольного возраста – принципы и воплощение

Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь. Оно охватывает временной промежуток от рождения до возраста шести лет, когда ребенок отправляется в школу.

Этот период очень важный и ответственный, за это непродолжительное время ребенок активно осваивает все сферы: образовательную, чувствительную, интеллектуальную, взаимодействия, психическую.

Столь стремительные и фундаментальные изменения помогают ребенку осваивать все новые сферы жизни. Благодаря этому рывку ребенок активно включается в образовательный процесс.

Занятие рисованием в садике

На сегодня ниша образовательных учреждений дошкольного образования активно развивается, только государственные детские сады не в силах обеспечит все интересы детей и родителей.

Сегодня творческие школы, студии, кружки предлагают различные направления работы с детьми, среди которых танцы, гимнастика, ритмика, театральное искусство, иностранные языки, подготовка к школе. Развиваются и подходы к обучению ребенка.

Очень важно развивать речь, органы чувств, двигательные навыки, кругозор ребенка.

Домашнее обучение с родителями

Ответственным этапом в организации дошкольного образования является планирование деятельности. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес. Современная педагогика укрепляет утверждение о том, что процесс обучения для маленького ребенка должен быть увлекательным и динамичным, только при живом интересе ребенка можно добиться существенных результатов.

Дети имеют чрезвычайно нестойкое внимание, из-за этого процесс их обучения очень трудоемкий, требует особых навыков и огромных усилий. Существует немного методических материалов по развитию детей дошкольного возраста, это связано с индивидуальным подходом к обучению в детском коллективе. Другая точка зрения – частая смена ведущей концепции обучения. Взгляды на обучение дошколят менялись очень стремительно, фактически каждая эпоха вносила коррективы в учебный план детских садов.

Урочные занятия у дошкольников

К детям дошкольного возраста невозможно применить классно-урочную систему обучения. Внимание в этом возрасте еще не стойкое, дети не способны часами напролет заниматься отдельным предметом. Хотя для обучения школьников такая система вполне себя оправдывает.

С самого начала развития дошкольной дидактики принципы образования детей раннего возраста не отличались от представлений об обучения старших детей. Но логично, что маленький ребенок не может учиться по шаблону старших школьников.

В детском саду процесс обучения и воспитания идут параллельно друг другу.

В ходе обучения детей необходимо придерживаться определенных принципов.

Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания. Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены.

Принцип научности в изучении природы

В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой. Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу. Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.

Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы. Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.

С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.

Знания об этом принципе есть у всех родителей, его целесообразность применения у малышей младшего возраста существовала со времен развития педагогики. Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Так знания ребенка дошкольного возраста оперативно и естественно встраиваются в его картину восприятия.

Такие особенности подтверждаются тем фактом, что любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда. Детям дошкольного возраста на основе простейших действий, умений работать с предметами проще формировать более сложные мыслительные операции – анализа, рассуждения, сравнения, счета.

Через наглядные образы для ребенка происходит формирование мыслительной деятельности. Чтобы научиться считать мысленно необходимо много раз практиковать счет на реальных предметах. Изучение процесса обучения детей доказывают, что основную информацию ребенок получает через зрительное и слуховое восприятие. Этим органам чувств уделяется основное внимание при работе с детьми дошкольного возраста.

Принцип наглядности — ребенок воспринимает информацию лучше

В случае восприятия зрительной информации все сведения оперативно поступают в головной мозг. В то время как слуховое восприятие несколько растянуто по времени.

Принцип наглядности для детей в детском саду – это обогащение и расширение чувственного опыта ребенка и его знаний о мире. Малыши воспринимают натуральные предметы: муляжи фруктов и овощей, макеты зданий, схемы, панно из растений, чучела животных. Особенности маленьких детей дошкольного возраста – умение воспринимать схемы, рисунки, иллюстрации, на этом умение строиться многие принципы обучения и воспитания.

Принцип наглядности используется при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.

К наглядным материалам предоставляются следующие требования:

  • реалистичность, все предметы должны быть максимально приближены к реальным предметам, иметь сходство;
  • достойное художественное оформление, воспитатели и родители должны приобретать или изготавливать макеты максимально качественно.

Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию. Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала. Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.

Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.

Задания должны быть доступными для ребенка

Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе. Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление. Результаты такой гонки за знаниями мы узнаем, через несколько лет, когда проанализируем уровень знаний, психическое развитие и состояние здоровья нынешних первоклашек.

Обучение иностранным языкам можно начинать с 3-х лет

Не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний.

Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.

Особенности принципа — усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.

Ребенок должен принимать участие в обучении

Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.

Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному. Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.

Принцип последовательности на примере

Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей

Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению. Все эти признаки формируются благодаря физиологическим, умственным способностям, методам воспитания, условиям жизни, подготовленностью педагога и родителей.

Выявить основные особенности малыша можно, постоянно наблюдая за ребенком, примечая его поведение в различных ситуациях. Для детей постарше можно организовать коллективные беседы, которые помогут выявить особенности ребенка, степень усвоения знаний, характер. Даже в юном возрасте можно выявить лидерские качества, любознательность, умение придти на помощь.

Такая диагностика очень важна, в раннем возрасте негативные черты характера и мыслительные особенности проще поддаются коррекции. Проверка всего детского коллектива может выявить ребят, которые быстро схватывают учебный материал, на которых можно опираться в процессе обучения.

Занятия с учетом возрастных особенностей

Очень важен в процессе воспитания учет физиологических и анатомических особенностей ребенка. Педагог должен быть ознакомлен с состояние здоровья каждого ребенка. При этом тактично и мягко скорректировать процесс обучения для максимальной эффективности. Если у ребенка проблемы, например, со слухом или зрением, то его необходимо посадить на первые парты, для лучшего восприятия.

Обучение чтению по Зайцеву

  • Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.
  • Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
  • Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.
  • Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях. При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.

Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями. Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.

Взаимосвязь обучения и развития у дршкольников

Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый верный стимул. Любите детей, тогда у вас непременно все получится.

Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте

Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте

Тип: контрольная работа

Современный этап развития дошкольной педагогики характеризуется тенденцией гуманизации образования, что определяет актуальное направление научных исследований, связанных с изучением личности ребенка как субъекта деятельности и нравственного поведения.

При этом совершенствование педагогического процесса и повышение эффективности образовательной работы с детьми, как отмечается в работах Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, проходят по следующим направлениям:

* изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка и установление доверительных, партнерских отношений с ним);

* отказ от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;

* изменение формы и содержания обучающих занятий, сокращение их числа за счет перехода с фронтальных форм проведения занятий на подгрупповые и изменения их содержательных характеристик;

* насыщение жизни детей лучшими образцами культурных произведений, ориентирующих на общечеловеческие ценности и расширяющие общий кругозор ребенка;

* изменение организации предметной среды и жизненного пространства в помещениях ДОУ для обеспечения свободной и самостоятельной творческой детской деятельности.

Современная дошкольная дидактика разрабатывает вариативные подходы к обучению детей, ориентирующие на использование инновационных методик и технологий (элементов творческого решения исследовательских задач, проблемного обучения, а также моделирования, технических средств обучения и т.д.). Для этого необходимо привлечение имеющегося личного опыта детей в процессе коллективной или индивидуальной поисковой деятельности под руководством педагога. Успешность этой деятельности зависит от навыков общения детей и способности к взаимодействию.

Опосредованное, непрямое обучение ориентирует дошкольника на выполнение исследовательской задачи собственным способом, который выбирается каждым воспитанником в соответствии со своими возможностями и потребностями и связан с использованием различных вариантов расширения собственно «поля», «пространства» обучения ребенка, его самостоятельной исследовательской деятельности. Организация «пространства» может строиться: во-первых, как реально существующее — посредством создания материальных условий для самостановления детской личности, ее самообразования и саморазвития в специфической, специально сконструированной развивающей среде, соответствующей возрастным особенностям дошкольников; во-вторых, опосредованно — через разработку новых технологий активного взаимодействия и сотрудничества воспитателей и воспитанников и организацию разнообразных вариативных видов детской деятельности.

В связи с этим в качестве центрального компонента образовательной работы с детьми следует рассматривать комплекс тех видов деятельности, которые характерны для данного возрастного этапа, а одним из наиболее перспективных направлений в дошкольной дидактике в настоящее время признается установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности — познавательной, учебной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой. Одновременно возникает настоятельная потребность организации процесса развития, воспитания и обучения дошкольников на основе целостности его познавательной деятельности.

В целом стратегия выстраивания образовательного процесса в современных ДОУ может базироваться на основе определения возможностей содержательной и технологической интеграции различных видов детской деятельности. Стремление к практической реализации данного положения должно опираться на изучение целостной структуры детского мышления, установление его специфических системообразующих связей, исследование закономерностей развития основ самосознания детей и глубинных психических образований личности, которые определяют практически все интеллектуальные проявления ребенка.

Существующие в психологической науке подходы к классификации основных видов деятельности дошкольников (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн и др.) ориентируют на их возможную интеграцию. Так, например, С.Л.Рубинштейн указывает на значимость триады труда, учения и игры, а Б.Г.Ананьев выделяет специфические «первичные» виды деятельности — труд, общение, познание, ориентация в которых в дошкольном детстве происходит через игру. Последняя при ближайшем рассмотрении оказывается лишь средством развития других деятельностей.

Анализ современного воспитательно-образовательного процесса в детских садах показывает, что до сих пор он остается слишком регламентированным и «заорганизованным», что значительно снижает интерес дошкольников к учению и их познавательную активность. В связи с этим, по мнению Д. Б. Эльконина, одним из наиболее интересных и значимых для дошкольного образования становится вопрос об интеграции игры и детского труда как ведущих видов деятельности дошкольников и как основы осуществления их «социального практикования». Теоретическое обоснование данной проблемы и создание соответствующей педагогической технологии позволяют реализовать идею организации личностно-ориентированного, целостного образовательного процесса в современном детском саду.

Следует особо подчеркнуть, что все виды деятельности детей дошкольного возраста имеют характерные особенности, поскольку детские варианты игры или труда далеки от сложившихся взрослых их форм. Раскрывая своеобразие «детского варианта» деятельности, дошкольной дидактике необходимо ориентироваться на богатый арсенал данных об истинном своеобразии детской деятельности и ее уникальности для развития личности в данный период жизни. Это позволит в полной мере реализовать на практике принципы гуманности, ненасилия, интегративности, субъектности и целостности при организации воспитательно-образовательного процесса в условиях детского сада.

Для решения данной задачи в настоящее время в рамках реформирования системы отечественного дошкольного образования продолжается активный процесс создания различных образовательных программ для дошкольных учреждений. В свою очередь, детские сады имеют право на самостоятельный их выбор из комплекса официально рекомендованных органами управления образованием. Данные программы определяют содержательную характеристику воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, основу которых составляют определенный взгляд на ребенка-дошкольника, особенности и закономерности его развития, а также создание соответствующих педагогических условий, способствующих становлению личности в единстве ее индивидуальных и социальных качеств.

Т.И.Ерофеева предлагает следующую классификацию современных программ дошкольного образования:

вариативные и альтернативные (на основе выявления их философско-концептуальных основ);

комплексные и парциальные (по объему и направленности их содержания);

базовые, федеральные, региональные, муниципальные (по степени их территориального распространения).

Авторы-составители подобных образовательных программ предлагают собственные подходы к реализации принципа личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми посредством обеспечения:

* охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

* эмоционального благополучия каждого ребенка;

* интеллектуального развития ребенка;

* условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

* приобщения детей к общечеловеческим ценностям;

* взаимодействия с семьей.

Современные программы предусматривают организацию образовательного процесса как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности в свободное время на основе оптимального сочетания их индивидуальных и коллективных форм. Программа становится ведущим и необходимым документом для дошкольных образовательных учреждений, который определяет общие принципы, конкретные направления их функционирования, а также особенности содержательной характеристики педагогического процесса при наличии возможностей использования вариативных технологий их практической реализации.

Таким образом, проанализировав сложившиеся в отечественной дошкольной дидактике подходы к организации образовательного процесса в рамках традиционных и инновационных систем, можно сделать вывод о том, что обучение детей дошкольного возраста ориентируется на общедидактические положения, а также имеет собственную специфику, связанную с психологическими особенностями детей данной возрастной группы.

В планомерном развитии процесса обучения на занятиях заключаются большие воспитательные возможности формирования у детей знаний, умений, воспитание организованных форм поведения, внимательности, умственной активности.

Процесс обучения на занятиях позволяет воспитателю равномерно работать со всеми детьми в группе, осуществляя определенную программу.

По своему содержанию дошкольное обучение направлено на то, чтобы всесторонне воспитывать и развивать ребенка, используя материал окружающей жизни, давая в известной последовательности знания о природе и людях, навыки счета, рисования, конструирования, пения, движения.

В обучении решающая роль принадлежит личному влиянию воспитателя на детей. Поэтому оно требует от воспитателя глубокого знания психологии ребенка, умелого согласования своего воздействия с особенностями детского развития.

От воспитателя требуется очень хорошее овладение разнообразной деятельностью, поскольку обучение ребенка происходит на образцах личного примера воспитателя.

Характеристика дошкольного возраста………………..………………4

Формирование психики в дошкольном возрасте……………………. 7

Занятия как основная форма обучения в детском саду. ………. …..16

Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте……..24

Используя материалы данного сайта, вы можете повысить уровень своих знаний и с легкостью написать свои студенческие работы!

Напоминаем, что выдача документов других пользователей как свои собственные является плагиатом. Просим вас не делать этого никогда!

Источники:
Обучение в дошкольном возрасте
Психологические особенности обучения в дошкольном возрасте Основная особенность обучения в дошкольном периоде развития связана с игрой. Мы уже довольно много
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/o-doshkolnogo.html
Обучение детей дошкольного возраста
Общая характеристика учебной деятельности дошкольника, условия, необходимые для ее развития. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению. Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении.
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b3ad78a4d43a88421216d27_0.html
Обучение детей дошкольного возраста – принципы и воплощение
✨️Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь. Оно охватывает временной проме ✔️✿
http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/obuchenie-detej-doshkolnikov.html
Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте
Основные подходы к обучению детей в дошкольном возрасте Тип: контрольная работа Современный этап развития дошкольной педагогики характеризуется тенденцией гуманизации образования, что
http://student.zoomru.ru/psih/osnovnye-podhody-k-obucheniju-detej/81311.662738.s5.html

COMMENTS