О крещении младенцев

БЕСЕДА О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ

11 ноября 1910 года при поселке ст. Сампур Тамбовской губ. в православном храме состоялась беседа православного миссионера о. В. П. Успенского с баптистским проповедником И. К. Савельевым. Предмет беседы о крещении. Православные должны доказать, почему они крестят младенцев, а баптисты — взрослых.

Я постараюсь описать эту беседу без всякого пристрастия в какую-либо сторону. Беседа была вызвана письмом местного священника. Но узнав, что Савельев вел беседу в Ростове с видным миссионером Боголюбовым, усомнился в своих силах и вытребовал из г. Тамбова г. Успенского.

Баптист. Я предполагал, что вы будете доказывать, на каком основании вы крестите детей, но теперь вижу, что вы отклоняете меня в сторону от назначенной для беседы темы. Заданный вами вопрос не входит в план пашей беседы, но я отвечу на него после. Прежде я желаю, чтобы вы ответили на основании св. Писания, почему вы крестите малюток, а я в свою очередь скажу, почему мы крестим взрослых по вере.

Миссионер. Я и говорю о крещении младенцев, меня мой собеседник не хочет понять. Ведь ясно Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Без св. крещения спасение невозможно как взрослого, так и младенца. Христос в беседе с Никодимом, сказал: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», т. е. кто при рождении не окрестится в воде, получить Царствие Божие не может. Приведенных стихов, считаю достаточно пока для меня. Я спрашиваю моего собеседника, может ли некрещеный получить Царствие Божие? Прошу ответить мне из Нового Завета.

На мне лежит обязанность доказать, почему мы, баптисты, крестим взрослых по вере. Христос посылает проповедовать апостолов по всему миру, дает повеление: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Вперед вера, потом крещение. Практика апостолов вполне подтверждает такой взгляд на крещение. В Евангелии читаем: «Иисус с учениками жил в земле Иудейской и крестил. и все идут к Нему» (Иоан. 3, 22-21). Евангелист не сказал, что шли и несли детей, а только шли — идти могут только взрослые. Потом в день пятидесятницы ап. Петр проповедовал народу о Христе, Его Смерти и воскресении. «Слышав это, они умилились сердцем и покаялись, потом крестились до трех тысяч» (Деян. 2, 27, 28). Умилиться и покаяться свойственно только взрослым, но не младенцам. Во всем св. Писании мы видим один порядок крещения уверовавших и покаявшихся, а о крещении младенцев нет ни слова.

Прощение грехов до крещения, хотя не входит в план нашей беседы, но я отвечу. Вот факты: разбойник, Закхей, расслабленный и еще очень многие, но чтобы не остаться голословным я прочту из Писания. Приходит в дом Симона женщина-грешница. плачет. Христос говорит ей: прощаются тебе грехи. вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лук. 7, 37-50). Грешница в это время крещена не была, а Христос простил ей грехи по вере, вера и спасла, а не крещение. Чтобы не уходить от назначенной для беседы темы, я прошу миссионера доказать фактами возможность крещения детей. Если это будет доказано, тогда и мы соглашаемся с вами.

Миссионер. Православные! Меня вовсе не хочет понять мой собеседник, я и говорю о крещении младенцев, ап. Петр говорит: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21). Петр говорит, что водное крещение спасет, а собеседник твердит- нет. Кому из них нам верить? Потом в Деян. ап. сказано: «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2, 38), а собеседник говорит, что крещение не прощает грехи. Учение баптистов даже противно св. Писанию. Пусть мне мой собеседник докажет, что в церкви Божией могут быть не крещенные. А ведь церковь не только состоит из взрослых, но в ней есть и дети.

(Из журнала «Баптист», № 1, 1911 г.)

Источник:
БЕСЕДА О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ
11 ноября 1910 года при поселке ст. Сампур Тамбовской губ. в православном храме состоялась беседа православного миссионера о. В. П. Успенского с баптистским проповедником И. К. Савельевым. Предмет
http://rusbaptist.stunda.org/besedaokresmlad.htm

Как поздравить с крещением ребенка?

Ваши родственники или друзья окрестили своего ребенка в Божьем храме? Этот радостный и светлый праздник – прекрасный повод отправить им теплые поздравления с крещением ребенка.

На этой странице вы найдете подходящие к этому поводу стихи, которые можно прочесть вслух или написать на открытке.

***
Ваш ребенок крещен! И пусть нежит Господь
И хранит вашу крошечку бережно
От недугов, от недругов, тяжких забот,
Вам же в праздник дарует теперешний
Пусть терпение, мудрость и милость свою!
Не забудьте, что главное самое
Для ребенка – иметь мир волшебный – семью,
Где Надежда, Любовь, папа с мамою!

***
Спустился на Землю небесный Хранитель,
Он вашего чада душевный спаситель!
Особенный день ведь сегодня для вас —
Крестили малютку в назначенный час!

Хочу вас поздравить с крестинами чада,
Пусть день этот будет для вас, как награда,
Пусть жизнь улыбается вашей малютке
И дарит вам счастие — круглые сутки!

***
В этом таинстве крещения
Столько света, мира, счастья!
Пусть хранит, оберегает
Ангел нежный и прекрасный!

И всегда, как в день крестин,
Согревают вновь и вновь
Доброта, тепло, надежда,
Радость, вера и любовь!

Нашим близким важно слышать слова любви и поддержки, особенно когда они звучат в торжественный для всей семьи день и от всего сердца. Им будет приятно если вы поздравите их с крещением ребенка.

Пусть Господь хранит кроху и оберегает от всего плохого, пусть судьба будет добра к нему. Поздравительные стихи по случаю крещения ребенка можно адресовать и родителям малыша, и самому виновнику торжества.

***
Сегодня важное событие у вас,
С крестинами сердечно поздравляю!
Чтоб Боженька от бед оберегал
И малыша хранил, я вам желаю.

Всегда пусть будет ангел рядом ваш,
Подсказывает верную дорогу.
Желаю никогда не испытать
Болезни и напрасную тревогу!

***
В день крестин ребенка вашего
Я хочу вам пожелать
Только лучшего и важного –
Бед и горестей не знать.
Счастья вам, любви и радости,
Чтоб росла ваша семья,
Жизнь преподносила сладости,
Были верные друзья!

***
Вы окрестили малыша –
Его судьбу вручили Богу,
И крохи чистая душа
К Нему всегда найдет дорогу.
Господь его пусть бережет
От искушений и грехов,
И счастье пусть к нему придет
Отныне – до конца веков!

Поздравить с крещением ребенка можно отправив смс или в письме по электронной почте, можно также разместить поздравление на страничке в социальной сети. Выбирайте понравившиеся стихотворные строки, посвященные этому событию – и отправляйте вашим родным и друзьям.

***
Ангел у подушки
Охраняет сон
Светлый, добрый, чистый…
Ты теперь крещен…
Этот день особенный –
Словно День рождения.
Доброты и радости
В светлый день крещения!

***
В день крестин хорошая погода
Малышу путь гладкий предрекает,
Улыбается ему природа,
Небо в этот день дитя благословляет!

Мы же поздравления ребенку присылаем,
Ангел пусть хранит его своим крылом.
Счастья и успехов пожелаем,
Радость пусть малыш приносит в дом!

***
Пусть ангел-хранитель повсюду с тобой
Дорогами следует жизни земной.
И белые крылья обнимут тебя,
Когда ты захочешь уюта, тепла,
И сильные руки преграды снесут,
Когда все дороги к преградам ведут.
И доброй молитвой за каждый твой день
Он сделает мир этот чище, добрей!

На нашем сайте представлены самые разнообразные поздравления с крещением ребенка в стихах, которые подойдут и для девочки, и мальчика. Можем заверить, что эти теплые слова непременно тронут счастливых родителей!

***
Поздравляем вас с крещеньем
Вашего родного сына!
На святое причащенье
Важная была причина:
От любви в семье рожденный,
Будет ваш теперь ребенок
Божьим словом защищенным
От грехов еще с пеленок!

***
Крестины – праздник веселый и радостный,
У девочки появились крестный отец и крестная мать,
Крестик нательный – подарок обязательный,
Который по жизни тебя, малышка, будет охранять.
С крестинами я от души вас поздравляю,
Удачи, счастья и здоровья девочке желаю,
Пускай сопутствует в пути счастливая звезда,
И пусть сбывается заветная мечта!

***
Навстречу Богу ты идешь,
Твой путь и светел, и пригож.
И ангел в мир к тебе придет,
От всех невзгод убережет.

А ты храни его тогда,
Крест пронеси через года.
Ты в сердце веру сохрани,
По темным тропкам не ходи.
Будь честным, добрым и простым
В пример всем отрокам святым.

***
Освящение Духа Святого
Пусть тебя бережет и хранит,
Ведь рожден ты для счастья большого
Для любви, что лампадой горит.
Что дорогу всегда освещает,
Что светла, и добра, и тепла,
Что понять и простить помогает,
Что тебя в этот мир привела.
Будь здоровым, красивым, веселым,
Будь удачливым, смелым, простым,
С чистым сердцем и искренним словом,
Ты ведь Ангелом Божьим храним!

***
Окрестили вы ребенка.
Он лежит себе в пеленках
И не слышит, и не знает,
Что Господь благословляет!

Ангелочек ты, безвинный,
Голосок имеешь сильный,
Всем на радость подрастай,
Лучше всех ты, так и знай!

С днем крестин вас поздравляем,
Благодати вам желаем,
Чтоб запомнился денек,
Шлем, друзья, мы вам стишок!

***
Вы сегодня, традициям следуя,
Окрестили родное дитя,
Пусть живет кроха, горя не ведая,
Пусть с ним ангелы рядом летят!
Охраняют его от падения,
Освещают пусть жизненный путь,
Не давая с дорожки везения
На кривую дорожку свернуть.
Поздравляем, родители, искренне
С этим светлым, торжественным днем!
Пусть над вашей семьею лучистое
Счастье-солнце сверкает огнем!

***
Мы вам желаем в день крестин,
Чтоб вам дарил лишь радость сын.
Чтобы всегда вас уважал,
Чтобы с отца пример он брал.
Чтоб мамочку свою любил
И вам достойным сыном был.
А вам, отец его и мать,
Желаем сильным воспитать!

***
Я скажу вам, что крестины
Все равно что именины!
Мы ребенка окрестили,
Значит, Богу посвятили!
Крошка – крестница моя –
Стала мне теперь родня,
Буду крошку опекать,
Чем смогу, тем помогать!
Ты расти, дитя, счастливой,
Будь здоровой и красивой!
В этот радостный денек
Шлю тебе я свой стишок!

Источник:
Как поздравить с крещением ребенка?
Вашим близким будет приятно получить от вас поздравления с крещением ребенка, которые идут от всего сердца. На нашем сайте вы найдете подходящие для этого случая стихи.
http://www.prazdniki-na-nosu.com/kak-pozdravit-s-kreshheniem-rebenka.html

Как правильно подготовиться к обряду крещения младенца и как происходит таинство

Как правильно подготовиться к обряду крещения младенца и как происходит таинство

Крещение – это своего рода духовное очищение человека, которое совершается всего один раз в жизни. Человек, который собирается покреститься должен знать азы Православия, а также самые важные молитвы. Что касается младенцев, они еще не могут познать Православное вероучение, но поручиться за них могут их крестные. Именно крестные во время обряда обязуются перед Богом воспитывать своего крестника по православным канонам. Они должны быть людьми, ведущими благочестивый образ жизни, и даже в случае несчастья, если вдруг их крестник останется без родителей, должны заменить ему их.

Возникает вопрос, стоит ли крестить младенцев, ведь они еще самостоятельно не могут осознавать происходящее. Дело в том, что крещеные дети могут прикладываться к иконам и регулярно причащаться, таким образом, с самого рождения иметь защиту и православное воспитание. После тайного обряда в честь маленького, можно подавать записки о здравии, заказывать сорокоусты и упоминать его имя в молитвах.

Перед проведением обряда, необходимо позаботиться о приобретении православного крестика. Его обычно покупают в храме, так как он выполнен надлежащем образом и освящен. Но, если нужен крестик, выполненный из золота, а в храме его купить нет возможности. В таком случае необходимо приобрести его в ювелирном магазине, а перед обрядом показать Священнослужителю. В православной практике крестных должно быть двое: женщина и мужчина, но обязателен лишь один. Для крещаемого мальчика обязательно участие в крещении мужчины, для девочки – женщины.

В канун дня проведения обряда, необходимо заранее обсудить со Священником вопрос о присутствии матери в крестильной комнате. Считается, что женщина очищается лишь на сороковой день после родов, поэтому если Крещение младенца планируется ранее, то мама не будет присутствовать при этом.

Если же прошло сорок дней с момента рождения младенца, и мама хочет присутствовать при этом, ей необходимо за день до проведения обряда сообщить об этом Священнику, чтобы он смог прочитать специальную очистительную молитву, после которой она будет допущена в крестильную комнату.

Продолжительность этого таинства составляет час – полтора. Перед началом его в храме зажигаются свечи, и Священник читает специальные молитвы. Для проведения Крещения, кроху раздевают, и он находится на руках у крестных. Девочку на руках должен держать крестный отец, а мальчика держит крестная мать. В зимнее время кроху скорее всего оставят одетым. Но, ножки и ручки должны остаться открытыми.

После того как будут прочитаны все необходимые молитвы, Священник попросит крестных повернуться лицом в западную сторону храма и ответить на важные вопросы. Затем, они читают специальную молитву.
Далее, Священнослужитель освятит воду, масло и помажет грудь, уши, ножки и ручки крошки.

Потом, Священнослужитель возьмет ребеночка на руки и окунет его в воду с головой три раза. При этом кроха должен быть повернут лицом в восточную часть храма. И только после этого, ребеночка отдают в руки крестных. При приеме на руки крестника у крестного в руках находится крыжма – специальное полотно для крещения. После того как чадо просохнет его можно одеть в крестильную одежду и надеть крестик.

Одежда должна быть белого цвета, это говорит о том, что у него чистая душа, которую он должен сохранять, а крестик считается знаком веры в господа. Родители должны позаботиться о сохранении крестильной одежды и крыжмы.

После проведения обряда Крещения будет совершен обряд Миропомазание, в ходе которого Священнослужитель мажет младенца специально освященным маслом (миром), как бы очерчивая образ креста на лбу, ноздрях, глазах, ушах, устах, ручках и ножках.

Затем, Священнослужитель совершает троекратный обход купели со свечами, и вытирает миро, оставшееся на теле младенца. После, читается молитва, необходимая на пострижение волос и Священнослужитель крестообразно стрижет волосы младенца. Затем они скатываются с воском и помещаются в купель.

По окончании всех обрядов, Священнослужитель читает молитву за младенца и крестных, благословляет всех на выход из храма. Если крохе на момент Крещения исполнилось 40 дней, то совершается еще и Воцерковление. Священник с ребенком в руках знаменует им крест на входе в храм, в центре храма и около Царских ворот. Если крестится младенец – мальчик, то Священник с ребенком на руках входит в алтарь. Если крестится девочка, то ее в алтарь не заносят, так как она в будущем не может стать священнослужителем. После чего, ребеночка, как мужского, так и женского пола прикладывают к иконам Божией Матери и Спасителя. Затем его отдают одному из родителей. После чего чадо необходимо причастить.

Причащение в Православных храмах происходит в конце утренней литургии. Если родители приносят младенца в храм к моменту причащения, то они выстраиваются в очередь из причастников. В храме обычно пропускают родителей с младенцами вперед. Обычно, причастникам дается хлеб с вином, но если причастник маленький, то ему дается вино. Причащать крох необходимо всегда, периодичностью хотя бы раз в месяц, тогда ребеночек будет меньше болеть и чувствовать себя замечательно.

Какие вещи понадобятся для крещения:

  1. Маленький православный крестик (можете выбрать любой, какой душе угодно, но лучше приобрести в храме, где он будет уже освещен);
  2. Крестильное платье или крестильная рубашка;
  3. Крестильная крыжма – полотно, в которое принимают младенца крестные родители во время Крещения;
  4. Икона;
  5. Пеленка;
  6. Полотенце;
  7. Свечи.

Родителям не стоит забывать сразу после обряда о купленном им крестике, его ребенок должен носить постоянно, в течение всей жизни. Поэтому позаботьтесь заранее о том, на чем будет висеть крестик на теле у малыша. Самым оптимальным вариантом будет атласная веревочка, так как цепочка или веревочка могут натереть нежную кожу младенца. Когда ребенок подрастет, можно будет одеть ему цепочку.

Грудничка необходимо кормить по графику, поэтому матери стоит позаботиться о времени кормления, чтобы он не был голодным во время проведения Крещения.

Если Вы хотите запечатлеть этот важный момент в жизни, узнайте заранее о том, можно ли проводить фото или видеосъемку во время обряда, и если Священник даст свое согласие, то заранее договоритесь с фотографом.

В настоящее время молодые родители выбирают крестных для своего малыша, особо не задумываясь об ответственности, которая будет возложена на них после обряда. Поэтому часто получается так, что ребенок видел своего крестного или крестную один или два раза в жизни.

При выборе крестных следует учитывать, чтобы они были близки Вашей семье, находились в хороших и доброжелательных отношениях. Крестные должны быть сами крещенными. Необходимо чтобы в момент обряда на крестных находился крестик. Крестными могут быть и родственники младенца: бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры. Но не могут быть люди безумные, ведущие антиобщественный образ жизни, пришедшие в храм на обряд в состоянии алкогольного опьянения. Также крестными не могут стать родители младенца, которого собираются крестить, а также мужчина и женщина, находящиеся в браке либо те, которые собираются пожениться. Не могут быть крестными монахи и монахини, а также лица, несовершеннолетние.

Если же родители малыша не крещеные, то для крещения их ребенка никаких препятствий не будет. Самое главное, чтобы были крещенными их крестные. Главной обязанностью крестных после обряда будет надлежащее воспитание чада, способствование посещению ребенком храма, причащению и разъяснению ему Православных канонов.

Обычно до сорока дней от рождения крестят младенцев слабых, или болезненных, жизнь которых находится под угрозой. В таких случаях, как правило, обряд проводят в больнице или же дома. Если же с ребенком все хорошо, он растет и развивается как надо, его можно окрестить уже на сороковой день после рождения. Перед тем как крестить ребенка, необходимо выбрать храм, где будет проходить это таинство, и побеседовать со Священником по поводу дня. Провести обряд можно в любой день, нет никаких запретов по этому поводу, его можно проводить и в пост и в великие православные праздники.

Что касается имени, то оно выбирается родителями еще до крещения. Родители называют малыша, как им подсказывает сердце, могут исходить из имени святого, в день которого родился кроха, или же имени святого, день памяти которого был на восьмой день от рождения малыша. Можно назвать ребенка любым именем, какое нравится, но естественно руководствоваться здравым смыслом, чтобы в будущем ребенку комфортно жилось с этим именем.

Если же родители выбрали имя ребенку, но святого с таким именем нет в Православной истории, то крестить ребенка можно под именем того святого, в день которого он родился, и в дальнейшем в жизни именно он будет его покровителем.

К этому таинству необходимо относиться серьезно. Правильно проведенный обряд поможет защитить малыша на всю жизнь.

Источник:
Как правильно подготовиться к обряду крещения младенца и как происходит таинство
Стоит ли крестить младенцев, ведь они еще самостоятельно не могут осознавать происходящее. Дело в том, что крещеные дети могут прикладываться к иконам и регулярно причащаться, таким образом, с самого рождения иметь защиту и православное воспитание.
http://moirody.ru/newborn/obryad-kreshheniya-mladenca.html

О крещении младенцев

Совершение Таинства Крещения над младенцами стало настолько повсеместной практикой, что любая попытка робкого возражения, встречает могучий отпор и со стороны части духовенства, и, особенно, со стороны людей светских и по мировоззрению и по жизни, но, по тем или иным причинам, детей крестить желающих.
Причем желание во что бы то ни было крестить своих детей далеко не во всех случаях является показателем высокого благочестия. Очень часто совершенно светские, нецерковные люди несут на крещение детей или по традиции (я же русский!), или по совершенно недуховным мотивам (ребенок по ночам кричит), или даже по суеверно-оккультным соображениям (бабушка-«целительница» сказала окрестить).

И это неудивительно: во время одного из опросов православными себя назвали почти 70% Россиян, а верующими в Бога – около 60%. Вот эти-то, по меньшей мере, 10% наших «православных», но в Бога не верующих земляков, и являются главными противниками серьезного и осознанного подхода к Церковным Таинствам.
А если учесть что воцерковленных людей в России не более 3%, то выйдет, что среди «православных» численный перевес далеко не в пользу православных.

Но Церковь не должна ориентироваться на посторонние мнения. У нее достаточно и опыта и соборного разума для того, что бы самооздоровиться и преодолеть эту, уже ставшую привычной болезнь. Формальное и легкомысленное отношение к Таинству Крещения грозит обернуться для Церкви большой бедой.

Главное условие

Православная Церковь не отвергает Крещения младенцев. Однако возможно оно только при определенных условиях. Согласно православному учению, спасение наше совершается исключительно при сотрудничестве двух воль – Божественной и человеческой. Но говорить о каком-то разумно-волевом содействии со стороны бессознательного младенца не приходится.

Сам факт принятия человеком Крещения не рассматривался св. Отцами как какая-то индульгенция – автоматическое «спасение». Благодать Крещения – это дар, и, как всякий дар, она должна быть свободно усвоена. В случае крещения младенцев благодать подается в священнодействии потенциально, в состоянии возможности («в начатке», как внешняя «печать»), и актуализируется она только по силе роста в нем веры и произволения человека, по мере его свободного и сознательного движения к Богу, в противном случае, «вода остается водою», «ибо не рождает Дух воли не хотящей». Т.е. в зависимости от свободных человеческих усилий крещенская благодать либо раскрывается в человеке, «воссиявает» в нем, либо утрачивается им и гаснет.

Поэтому Церковь допускает крещение младенцев только при соблюдении одного принципиального условия – отсутствие (или непроявленность) веры и волевого усилия самих младенцев должно быть обязательно восполнено деятельной верой и духовным усилием других людей. Это означает твердое, искреннее обещание родителей (и восприемников, если таковые не по имени, а по существу найдутся) перед Богом и священником воспитать ребенка православным христианином.
Естественно, что последние должны быть подлинными членами Церкви, иначе как же они смогут приобщать младенца к тому, обладателями чего сами не являются…

Как говорится в книге «О церковной иерархии» св. Дионисия Ареопагита, «…им (божественным наставникам) угодно было допускать к крещению и младенцев под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец указанный свыше и как страж его вечного спасения».

А если умрет некрещеным?

Один из главных аргументов сторонников обязательного крещения младенцев – утверждение о том, что «некрещеные младенцы попадают в ад». На самом деле Святоотеческая мысль такого мнения не знает вообще, за исключением единственного западного Отца – блаженного Августина. Вслед за ним эту мысль надолго усвоило все западное латинское богословие. В свою очередь с Запада эта идея перекочевала к нам.

Блаженный Августин, опираясь на формулировку Символа Веры («крещение во оставление грехов»), обосновывал свое мнение о наследственной передаче Адамова греха. Дети, считал он, нуждаются в крещении не потому, что они согрешили лично, но потому, что они «согрешили в Адаме».
Восточные святые Отцы так никогда не считали. Святитель Григорий Богослов пишет о загробной участи некрещеных младенцев: «… не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы». Т.е. состояние прославленности (как и осуждения) можно достичь только при волевом усилии. Но прославленность не тождественна спасению.

Брат святителя Василия Великого святитель Григорий Нисский в специальной работе под названием «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» прямо утверждает, что младенцам, как не совершившим никакого зла, ничто не препятствует быть причастниками Света Божия. Вот как он говорит: «Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни».

То есть, Православная Церковь не отвергает Крещения младенцев, но в православных семьях, где гарантировано усвоение и развитие в них этого Дара.

Как крестили в Православной Церкви?

На православном Востоке существовала следующая практика Крещения:
«Состав христиан при Афанасии В. был не особенно велик, так как многие принимали крещение в зрелом возрасте, а некоторые откладывали до престарелых дней. Дети еще только готовились быть христианами, молодые люди находились в состоянии оглашения, и лишь лица зрелого возраста крестились, делались христианами совершенными, которые и присутствовали при литургии верных».

«В IV в. Христианская Церковь состояла из лиц, принявших крещение в зрелом возрасте, и потому хорошо понимавших свое желание и свои мотивы при переходе в христианство».

Вот что пишет православный историк о крещении Императора Константина: «…Константин откладывал свое крещение до конца дней и в то же время принимал в церковных соборах живейшее участие. Это обстоятельство могло показаться странным только писателям IX века, когда уже вошло в повсеместный обычай совершать крещение в младенческом возрасте. Вообще Евсевий нисколько не подчеркивает факт крещения Константина Великого, да едва ли он и мог отнестись к нему тенденциозно: для него как человека IV века, крещение Константина не имело того важного и особенного значения, какое придали ему западные историки. Евсевий хорошо знал, что многие знатные люди его времени принимали крещение перед смертью, что Константин и до крещения был хорошим христианином, если даровал свободу вероисповедания, участвовал на соборах и проч.».

«Григорий Богослов (Orat. XL, 28. Migne. Patr. gr. XXXVI, 400) рекомендует скоро крестить младенцев лишь в случаях опасности для жизни в состоянии их; а иначе ожидать три года. … Епископский сын Григорий Нисский и сын благочестивых родителей Василий Великий крестились только по окончании светского образования; Амвросий Медиоланский, как и Нектарий Константинопольский восприяли крещение после избрания их на епископские кафедры. Св. Иоанн Златоуст, как и Иероним, хотя происходили из христианских семейств, крестились уже взрослыми, как и брат Амвросия Сатир (Satyrus) и сестра св. Григория Назианзинского, Горгония, несмотря на то, что были уже известны своим благочестием. Когда мальчик Августин заболел с опасностью для жизни, благочестивая, заботливая мать Моника позволила ему принять только посвящение в катехуменат».

Детей тоже крестили, но как?

«Известно, что в X веке в Константинополе детей не крестили очень рано. Они подходили ко Крещению постепенно: в 8-й день по рождении они получали имя, в 40-й день воцерковлялись, «становились христианами», как говорят источники, еще перед Крещением. Они получали право входить в храм и слушать чтения. Становились оглашенными – «иже ко просвещению» – на 4-й седмице Великого поста, вероятно, несколько лет спустя. Затем отрекались от диавола и сочетались Христу в Великий Пяток, во время чинопоследования, которое совершал Патриарх перед вечерней с Литургией Преждеосвященных Даров. И, наконец, на вечерне Великой субботы они получали Крещение и Миропомазание от Патриарха, пока в храме читались паремии Великой субботы.

Согласно памятникам XIV века воцерковление младенца и чтение очистительных молитв матери совершалось в сороковой день. Во всех Требниках этого времени оно предшествует Таинству Крещения. После наречения имени и воцерковления младенца готовили ко Крещению через наставление в христианской вере, именуемое оглашением».

«… Кандидаты к Крещению были дети не очень большие, которых нужно было приводить в церковь, но уже достаточно развитые, так что они могли получить какое-то обучение, и, чтобы, как учит св. Григорий Богослов (Migne PG 36: 400), они могли бы активно участвовать в чинах собственного Крещения. Такая же практика, т. е. не крестить детей очень маленьких, соблюдалась на Руси в XI в., по правилам киевского митрополита Иоанна I-го».

«Этот патриархальный общественный чин отречения-сочетания имел в себе больше педагогической силы чем соответствующий сокращенный (иерейский) чин. Перед глазами молодых оглашенных происходило действие, в котором они сами участвовали, и, которое, конечно, им должно было живо представлять важность собственного выбора стороны Христа в борьбе против диавола».

Так готовились к Крещению и крестили раньше…

Что мы теперь почти повсеместно видим в наших храмах? Совершенно невоцерковленные родители приходят раз в жизни в храм, приносят детей, приводят таких же нецерковных «крестных», оплачивают на «ящике» Крещение… Часто можно наблюдать, как эти будущие «духовные наставники» начинают судорожно одевать на «ящике» только что приобретенные нательные крестики, которые до этого никогда не носили. И в итоге совершается «нечто», что дает родителям успокоение совести (или – более того – сознание совершенного магического ритуала) и повод бурно отметить «мероприятие». И все это совершается с попустительства и при участии священнослужителей Церкви.

Что же делать?

Надо отметить, что среди многих священников такая практика совершения таинств вызывает серьезное беспокойство. Пишутся статьи, ведутся обсуждения даже на епархиальном уровне. Но пока так и не принято никакого чина (или хотя бы схемы) катехизации взрослых людей, принимающих Крещение, нет никаких указаний по Крещению младенцев.

Пример: на одном приходе священник требует от крещаемых и родителей посещения курсов катехизации, а в 10-ти километрах священник требует только оплату… Не сложно догадаться, что при такой ситуации положение не изменится.

Что же делать? Достаточно выполнить то, что Церковь всегда требовала от семей, в которых собирались крестить детей: что бы эти семьи были православными. И не по факту ношения крестиков на шее, а по реальному участию в жизни Церковного Тела – в посещении богослужений, принятии Евхаристии, нравственной жизни.
Мы не можем сказать кто «в Духе» приобщен к Господу, но эти «внешние» признаки приобщения Церкви должны иметь место и служить определенной гарантией чистоты принятия Таинств церковных. Если родители на вопрос о том, когда они последний раз причащались, моргают глазами, то разговор о Крещении их ребенка необходимо перенести до времени их серьезного воцерковления.
Так же необходимо узнать: имеют ли сами родители знания, которым должны учить ребенка.

Долой «лжекрестных»!

В наши дни реально почти все «крестные» давно стали «лжекрестными»: перестали участвовать в воспитании своих крестников.
Никакого сакрального значения в Таинстве Крещения «крестные» не имеют, иначе 90% Крещений необходимо просто признать не совершившимися.
Собственно, для чего были нужны крестные в то время, когда они появились? Это были поручители за человека, которого они приводили в Христианскую общину. Три столетия Церковь была гонима, общины были на нелегальном положении, и прийти «с улицы» в Церковь было нельзя. Крестные были поручителями за тех, кого они привели, им и поручалось научение крещаемого основам веры (позднее такое научение осуществляли епископы).

Могут ли родные родители своей верой и воспитанием восполнить отсутствие этого у своих же детей? Конечно, могут. А если еще принять во внимание тот факт, что реально воспитывать детей будут именно они, то центр внимания при подготовке Крещения младенцев необходимо перенести с «крестных» на естественных «нормальных» родителей.

В наше время в большинстве случаев «крестные» – фикция, формальность, дань «старины преданиям», а не реальная необходимость. А вот уровень церковности родителей – насущная проблема.

Церковь активно входит в жизнь общества. В школах планируется введение преподавания основ православной культуры. Это хорошо. Но самое главное преподавание этих основ должно происходить в семье, способной осуществить нормальную подготовку ребенка к новому рождению, к вступлению в Церковь.

Источник:
О крещении младенцев
Совершение Таинства Крещения над младенцами стало настолько повсеместной практикой, что любая попытка робкого возражения, встречает могучий отпор и со стороны части духовенства, и, особенно, со
http://www.brooklyn-church.org/polemika-o-kreshhenii-mladencev.html

COMMENTS