Нравственное воспитание детей

Денис Легчилин и его жизнь

Педагогические программы состоят из наиболее эффективных средств и методов воспитания, которые формируют социально-развитую и нравственную личность. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. В дошкольных учебных заведениях социально-нравственное воспитание детей осуществляется по специальным педагогическим программам и направлениям.

В процессе общения в дошкольных учреждениях ребенок проявляет свой характер, формирует социально-нравственные качества, позиционирует себя как гражданин и определяет свою позицию в обществе. Ребенка должны окружать комфортные условия, насыщенные доброжелательностью, поддержкой, гуманностью и заботой.

Важной составляющей социально-нравственного воспитания дошкольников является общение и коммуникационные связи между детьми. Постоянное взаимодействие, обмен знаниями и опытом помогают детям устанавливать общественные связи, активно развиваться и формировать положительные навыки жизни в обществе.

Первый вибратор изобрели в 19 веке. Работал он на паровом двигателе и предназначался для лечения женской истерии. Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития ребенка-дошкольника.

Их содержание подбирается в соответствии с программами. В младшем дошкольном возрасте – помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких вещей и т.п. 3) организации и самоорганизации воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

Некоторые авторы выделяют специфические методы социально-нравственного воспитания, которые позволяют реализовать одно из направлений воспитания. Нравственные чувства связаны с мировоззрением человека, его поведенческими установками, принципами и традициями. Нравственно лишь то, что вы будете считать добром впоследствии, а безнравственно – то, что впоследствии вы сочтете злом» (Э. Хемингуэй).

4. Методы воспитания – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой. Например: программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек! В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают методы социально-нравственного воспитания.

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.

В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. В игре ребенок не обучается жить, а живёт своей истинной, самостоятельной жизнью. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением.

43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников » Шпоры для студентов

Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера. Необходимо управлять формированием реальных отношений, организуя детей с учетом их интересов и возрастных возможностей.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА — VII Студенческий научный форум — 2015

Тогда игра способна выступать как механизм социально-личностного развития ребенка и формирования социально-нравственных отношений в группе. 2. Планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей. Педагогу важно учитывать, что реальная жизнь – основной источник возникновения игры и ее обогащения. Поэтому нужно обращать внимание детей на те лили иные компоненты социальной действительности, сферы человеческих взаимоотношений.

Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. Мораль -общественное явление, включающее в себя нормы и правила, определяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обществе, в конкретной ситуации развития.

Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации: в поступках, поведении. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях.

То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное — создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа.

Для того чтобы социально-нравственное воспитание дошкольников было эффективным, необходимо проводить систематическую воспитательную работу с детьми. Социально-нравственное воспитание в ДОУ будет реализовываться только в том случае, если созданы положительные условия и нравственная атмосфера в коллективе. 4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

Нравственное воспитание

«Раннее начало нравственного воспитания – залог фор мирования полноценного гражданина своей страны».

(по материалам статьи Л.А. Парамоновой)

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.

Прежде всего необходимо раскрыть, что входит в понятие «гражданство» и «патриотизм»:

Гражданство – принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству.

Патриотизм – чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.

К этим определения можно добавить и чувство гордости. Отсюда и вытекает сущностная характеристика гражданско-патриотической позиции человека, которая с давних времен является общечеловеческой культурной нормой.

Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.

В современном обществе утеряны общие цели, которые были очевидны при социализме, а без них любое «общество обречено на вымирание» (А.И. Герцен). Отсюда утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей. Это привело к идеям космополитизма (я – дитя не какой-то страны, а земли-космоса, где живу сейчас – там и Родина), и к идее национализма (Россия только для русских). И то, и другое не имеет ничего общего с гражданско-патриотической позицией и не способствует ее развитию.

Сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей (2007 год объявлен Годом русского языка, Годом ребенка, что показывает отношение государства к детству); потребность самих граждан в ощущении причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерии, появление молодежной организации «Наши», других общественных институтов). Создавшаяся в обществе ситуация позволяет нам верить в успешность усилий образования по формированию гражданско-патриотической позиции.

Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Прежде всего ответ на вопрос ребенка «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, ее культуре и традициям. В основе лежит процесс идентификации, связанный с объединением себя с другим индивидуумом или группой людей на основании установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных.

Идентификация, на основе которой у человека складывается осознание самого себя как гражданина своего отечества, – очень сложный и глубокий процесс, который в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам невозможно.

Важно учитывать основные принципы работы с дошкольниками. У детей к старшему дошкольному возрасту только начинают складываться представления о своей национальной идентичности, они еще очень фрагментарны, разрознены. И, понимая это, мы на эмоционально-познавательных основаниях можем грамотно выстроить систему формирования начал (предпосылок) гражданско-патриотических позиций. Она будет органично пронизывать весь педагогический процесс, связанный с освоением развивающего содержания (наблюдения в природе, беседы и чтение художественной литературы, игра, конструирование, изобразительная деятельность и многое другое). Особую значимость имеет формирование у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпимо относиться к их проблемам, при этом необходимо формировать у детей и цивилизованные способы выражения несогласия, умение отстаивать свою точку зрения.

В методических пособиях по данной теме выделяют следующие тематические блоки и направления работы:

Я такой (индивидуальность, особенность, знания о себе: своем теле, здоровье, безопасности, эмоциях).

Мир людей (существуют разные правила, которые выполняют все члены общества, социальные отношения, эмпатия, толерантность, сотрудничество).

Мир природы (причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы, поисково-исследовательская деятельность, экологическое сознание, отношение к природной среде, к здоровью).

Рукотворный мир (знакомство, бережное отношение).

Гражданство (география, отношение к истории, принадлежность к народу, государству).

Культура (обычаи, праздники, искусство, отношение к культурным ценностям, самовыражение в различных видах творчества).

Реализация данных подходов позволит нам надеяться на успешное складывание предпосылок подлинно гражданско-патриотических позиций, которые затем лягут в основу личности взрослого человека – полноценного гражданина своей страны.

Формирование нравственных ценностных ориентаций.

На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Это обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Ведущие психологи XIX — XX столетий различных научных школ особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают дошкольному периоду и раннему детству: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно, и наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего детства.

Исходя из того, что высшая человеческая ценность – личность человека, его неповторимость, индивидуальность, систему нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, семью, труд.

Нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами: доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощение и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Решать эту воспитательную проблему следует соответственно с представленными выше ценностями при создании ряда педагогических условий:

1. Педагогический процесс должен быть построен на основе личностно ориентированной модели его организации.

2. Предлагаемое содержание должно заключать в себе достаточные трудности, позволяющие детям приобретать опыт приложения усилий.

3. Деятельность, предлагаемая детям, должна быть для них интересной и эмоционально насыщенной.

4. Руководя деятельностью детей, педагог использует оценку: оценивает результат, отношение к деятельности, к сверстникам. Положительная оценка радует, побуждает к продолжению деятельности.

5. Организация коллективной деятельности – здесь присутствует общая цель, распределение обязанностей, общий результат.

6. В различных видах детской деятельности педагог ориентирует воспитанников на базовые ценности (сюжеты игр, поступки героев книг и мультфильмов).

7. Подключение родителей – выработка согласованных воспитательных задач и методов педагогического воздействия, раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций.

Все эти условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагога, оттого, что воспитатель сам практикует все то, о чем говорит детям. Важно, чтобы педагог был способен:

· признать и принять собственное нравственное несовершенство

· раскаиваться в своих поступках

· быть требовательным и строгим к себе, контролировать свои мысли, не забывать о совести

· открывать сердце для добродетели

· не осуждать, не говорить и не думать о других плохо, не завидовать, не унижать личность

· наполнять свое сердце благими мыслями: читать книги, смотреть фильмы о людях, чья жизнь вдохновляет на добрые дела

· находить в окружающих близких и воспитанниках хорошее, доброе начало, верить, что они могут стать порядочными.

Непременное условие успешности формирования нравственных ценностных ориентаций – любовь педагога к детям. Без этого воспитанники не научатся любить окружающих, заботиться о них.

В.Г. Белинский отмечал: «Слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодным и мертвым нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем».

Ранний возраст – детский фольклор: песенки, потешки, заклички, колыбельные; игры с куклой.

Младший возраст – общение с детьми и взрослыми, «Семья» (члены семьи, забота друг о друге), «Детский сад»; формирование доброжелательности; сказки о доброте; приобщение к русской праздничной культуре.

Средний возраст – взаимоотношения со сверстниками, развитие образа «Я»; родственные отношения членов семьи, профессии, взаимоотношения в семье; игры-путешествия в прошлое предметов; профессии в детском саду; представления о городе: улицы, дома, достопримечательности; приобщение к русской праздничной культуре.

Старший возраст – представления о родной стране: флаг, герб, гимн, о государственных праздниках; «Семья»: родословная, хозяйство семьи, труд в семье; «Детский сад»: общественная значимость; понятия дружба, взаимовыручка, доброжелательные отношения к другим детям; сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Путешествия», «Спасатели».

Подготовительная группа – расширение представлений о России; уважительное отношение к другим людям; «Наша планета», «Земля – наш общий дом»; представления о других национальностях ближнего и дальнего зарубежья, народы Севера, Африка, Азия, Япония; образ «Я».

Нравственное воспитание детей

Нравственность – внутренняя установка личности действовать всегда в соответствии со своими убеждениями и совестью. Нравственное воспитание детей – важнейшее условие их цивилизованного будущего, жизни в согласии с собой и гармонии с миром. Людей, наделенных высокими моральными качествами, приятно видеть в обществе, к ним тянутся люди, они излучают оптимизм. И остаются верными себе при любых обстоятельствах.

Если мы говорим о том, что хотим вырастить детей свободными от предрассудков, толерантными, относящимися с уважением к ценностям своего народа и семьи, умеющими любить и стремящимися к успеху, то работа над этими качествами должна быть организована с раннего возраста серьезно и продуманно.

Как наши далекие предки занимались нравственным воспитанием детей? С помощью устного народного творчества: сказок, притч, пословиц, поговорок. И сейчас они активно используются в воспитании. Есть даже особое направление в психологии – сказкотерапия. Оно помогает скорректировать некоторые нежелательные установки личности детей.

Большую роль играла вера, духовное воспитание. Считалось, что первое, чему должна научить ребенка мать, – молитва «Отче наш». Многие родители следуют этому и в наши дни.

Семья – самый главный ориентир для ребенка. Слушая, о чем говорят взрослые, как они реагируют на события, дети вырабатывают собственное отношение к ним.

Щедрость, доброжелательность, отзывчивость, умение сопереживать, формирует семья. Для этого родителям достаточно самим не отступать от нравственных ценностей. Но важно помнить: дети – «пластичный материал» и могут подвергаться чужому негативному влиянию. Как в этом случае поступать взрослым?

• Не спешите наказывать ребенка: его поступки и слова, скорее всего, неосознанные, и не свидетельствуют о безнравственности. Просто он пробует разные модели поведения и смотрит на вашу реакцию. Если вы придадите ей эмоциональную окраску, он запомнит это. Лучше всего показать выгоду от того, что получится, если сделать так, как говорите вы.

Ребенку, проявляющему жадность при покупке подарков брату и сестре, можно сказать:

– А представляешь, как будет здорово, когда мы с тобой приедем в гости, отдадим подарки, а ребятки обрадуются: «Вот какой Павлик добрый, теперь мы все в эти игрушки поиграем!»

• Не отступайте от собственных установок. Однажды на даче у соседа собралась компания пожилых людей. Эмоциональная женщина с чувством делилась сложностями общения с внуком: «Представляешь, а он мне и говорит: «Бабушка, иди на …!» Нет, это в нашей интеллигентной семье, где слова дурного не услышишь! Я в шоке! И вот сижу теперь и думаю: «Твою …! И в кого он у нас такой?!» Действительно, в кого?

• Не проявляйте в присутствии ребенка, а в идеале – никогда, неудовольствия по поводу трудностей в уходе за родными, нуждающимися в помощи. Не смейтесь над сочувствием детей к нищим или брошенным животным, будьте милосердными, и ребенок научится быть таким. Кто знает, как сложится ваша собственная судьба?

В дошкольных учреждениях продолжается. Здесь их учат взаимодействию с другими детьми и взрослыми.

Уважительное отношение к старшим, забота о младших, бережное отношение к животным и растениям, аккуратность и вежливость, полезные привычки – вот далеко не полный перечень качеств, которые формируются у ребенка, посещающего детский сад.

Очень важно поддерживать тесную связь между семьей и ДОУ, ведь если появляется проблема, то она, как правило, общая.

Однажды мамы пришли забрать своих трех-четырехлетних малышей из садика. Оказалось, дети в спортзале. Все они чинно сидели по лавочкам с кеглями в руках.

– Что у вас тут было? – поинтересовались родители.

– Дети в футбол играли, – ответил воспитатель.

– А почему они на лавках сидят с кеглями?

Забавно? Не очень. У кого-то из детей уже сформировано свое представление о нездоровом образе жизни как норме, о вредной привычке как ритуале, и он активно транслирует это другим ребятам. Это лишь один пример. Каждый из тех, кто прочтет эту статью, наверняка вспомнит немало собственных.

Таким образом, формирование нравственности у детей – общая задача семьи и дошкольного учреждения. Раннее выявление проблем и продуманное, планомерное, без грубости и насилия над личностью ребенка их устранение, а также собственное нравственное поведение – вот путь к формированию здоровой личности.

Нравственное воспитание детей

На ребенка с момента рождения оказывает влияние большое количество информации, которая не всегда способствует правильному нравственному развитию малыша, а наоборот размывает четкие границы норм его поведения и правила взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, многие родители задумываются над тем, как эффективно осуществлять нравственное воспитание собственного малыша в активном современном мире.

Перед тем, как освоить методы нравственного воспитания детей, важно разобраться с основными понятиями – воспитание, нравственность и мораль. Если заглянуть в знаменитый «Словарь русского языка», составленный С.И. Ожеговым, то можно прочитать следующие разъяснения:

  1. Воспитание представляет собой определенные навыки поведения, которые прививаются родителями, детскими учреждениями и окружающей социальной средой. Данные навыки поведения активно используются человеком в общественной жизни.
  2. Нравственность – правила, которые определяют особенности поведения и духовные качества, которые нужны человеку для нормальной адаптации в социуме.
  3. Мораль – это и есть нравственность, характеризующаяся определенными правилами и нормами.

Следует отметить, что многие известные педагоги и философы уверенны, что нравственность является границей дозволяемого совестью, а нравственное воспитание детей первоначально формируется в семье. Существует тесная взаимосвязь между семьей, нравственностью и ребенком.

Родители часто задают педагогам вопрос: «Из каких элементов складывается нравственный мир детей?»

Квалифицированные специалисты утверждают, что нравственность личности основывается на трех уровнях.

Рассмотрим их более детально:

Воспитывать у ребенка нужно все уровни для формирования многообразного нравственного мира.

Каждый человек проходит пять основных стадий нравственного развития, которые помогают преобразиться в нравственно устойчивую личность. Дети не могут полноценно пройти через все стадии без постоянной помощи и любви родителей, выполняющие определенную роль на каждой стадии.

Рассмотрим данные стадии более детально:

Таким образом, нравственное развитие проходит этапы от понятия «Я», через «Мы» и завершается этапом рассуждения о категориях нравственности.

Как воспитать у ребенка нравственность?

В концепцию нравственного воспитания ребенка входит формирование и развитие различных его личностных качеств:

  • воспитание нравственного облика;
  • воспитание нравственных чувств;
  • воспитание собственной жизненной позиции.

Если в ваших семейных отношениях доминируют упреки, скандалы и агрессия, то не следует ожидать от малыша в будущем высокого уровня нравственности. Ведь вашу модель поведения ребенок обязательно воплотит в собственной жизни. В связи с этим, важно гармонизировать взаимоотношения между родителями, соблюдать миролюбивую атмосферу, уметь проявлять сочувствие друг к другу, а также в сложных ситуациях идти на компромисс.

Педагоги условно методы нравственного воспитания разделили на три группы

В первую группу вошли методы, которые способствуют формированию нравственного поведения: воспитывающие ситуации, показ действий и прочие аналогичные методы.

Вторая группа включает в себя методы, развивающие нравственное сознание: беседы, разъяснения, сказки, убеждения.

Третья группа методов способствует стимулированию нравственного воспитания: наказание, поощрение и личный пример.

Источники:
Денис Легчилин и его жизнь
Педагогические программы состоят из наиболее эффективных средств и методов воспитания, которые формируют социально-развитую и нравственную личность.
http://peworanta.ru/43-metody-socialno-nravstvennogo-vosp/
Нравственное воспитание
«Раннее начало нравственного воспитания – залог фор мирования полноценного гражданина своей страны». (по материалам статьи Л.А. Парамоновой) Нравственное воспитание – одна из актуальных и
http://39frspb.caduk.ru/p33aa1.html
Нравственное воспитание детей
Нравственное воспитание детей – важнейшее условие их цивилизованного будущего, жизни в согласии с собой и гармонии с миром.
http://sonyaclub.ru/nravstvennoe-vospitanie-detej/
Нравственное воспитание детей
На ребенка с момента рождения оказывает влияние большое количество информации , которая не всегда способствует правильному нравственному развитию малыша, а наоборот размывает четкие границы
http://mama.neolove.ru/education/nravstvennoe_vospitanie_detej.html

COMMENTS