Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

С опытом такой работы в детском саду мы и предлагаем вам познакомиться.

Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.

Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.

Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».

В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.

Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?

В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:

1. История села (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории села).

2. Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).

3. Природа и фауна нашего края (знакомство с «Красной книгой»).

4. «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия к обелиску).

Программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

1. Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.

2. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.

1. Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.

2. Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивое село.

3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольнорго возраста

Цели. Укрепление связи поколений в семье, воспитывать уважение к представителям старшего поколения.

1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.

2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.

3. Воспитывать уважения и почитания людей старшего поколения.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

1. Корни каждого – в истории и традициях семьи.

2. Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.

3. Счастье семьи – счастье и благополучие народа.

Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.

Приятно считать, что воспитание любви к Отечеству, выстраивается в такой логике «от близкого к далекому»: от любви к дому, детскому саду, улице, городу, поселку, до любви к родной стране. Поэтому воспитывать любовь и уважение к родному дому нужно с дошкольного детства.

Это понимают все, но как это делать знает не каждый.

Я стараюсь прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости.

Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!».

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о семейный традициях.

Оформили выставку семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному.

Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.

Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи.

Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.

Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».

Вывод, к которому я пришла: важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, — это способствует укреплению чувства семьи.

Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.

1. Развивать любознательности, умения вести диалог.

2. Воспитывать нравственных качеств по отношению к окружающим.

Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых.

Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.

В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.

Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.

Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.

В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.

Цель. Закрепление и расширение знаний о родном селе.

Задачи: познакомить с историей возникновения села, с историей возникновения предприятий, их влияния на экологическое развитие края.

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного села, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему селу, району, краю.

Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному селу – проведение таких игр, как «Знатоки села», «Пройдемся по улицам села», «КВН» – мое любимое село.

Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, села, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.

Поставив перед собой эту задачу, я решила выбрать для её решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры.

Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.

Работу по воспитанию любви к родному селу я начала с бесед, в ходе которых выявила имеющиеся знания детей о родном селе.

Оказалось, что знания пока невелики: дети имели представления лишь об улице, на которой проживают, и о своем детском саде, да и то не очень ясные.

В ходе тематических бесед с использованием фотографий и иллюстраций я побуждала детей делать выводы, давать оценки услышанному и увиденному.

В своих беседах с детьми я рассказала, что нашей земле расположены зоны степей, лесостепей, смешанных лесов и тайги.

На экскурсиях я знакомила детей с улицами нашего села, какие общеобразовательные, культурные учреждения находятся в нашем селе.

Наше село населяют люди самых различных профессий. Я познакомила своих воспитанников с трудом библиотекаря, учителя.

Провела беседы, загадала загадки о различных профессиях.

Дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей попросила в беседе с детьми больше рассказать о своей работе.

На одном из занятий я предложила детям составить рассказ о красивом и любимом уголке нашего поселка.

Ребята проиллюстрировали свои рассказы.

Наши воспитанники выполняли и коллективные работы на темы: «Улица нашего поселка», «Работа угольного разреза».

Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.

Дети стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, сажают цветы. Так у них появилось новое отношение к окружающему, что любишь – надо беречь.

В результате проведенной работы знания наших воспитанников о поселке стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.

В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному поселку, они уже резко отличались от прежних. Богатство впечатлений детей отражались в их игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы, связанные с нашим поселком: «Наша улица», «Мой детский сад», «Мой двор».

В группе оформили краеведческий уголок (мини-центр). В уголке представлены книги:

• Н.Ф. Виноградова «Моя Россия»;

• А.Куприянов «Природа Кузбасса»;

• Г.А.Федор Белов «Белово».

Цель. Закрепление и расширение знаний о родном городе.

1. Знакомить с историей возникновения города, его гербом, город – результат труда людей разных поколений.

2. Знакомить с предприятиями города, историей их возникновения.

1. Мой родной город.

Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения.

2. Транспорт города.

Виды транспорта. История создания городского транспорта.

3. Природа родного города, края.

Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Красная книга.

Впечатления о родном крае дети отображали в рисунках и совместных с родителями и воспитателями работах: выставки рисунков, макетов из различного бросового материала, на конкурсе семейного герба.

Безусловно, впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей к истории родного города, края и своего народа, воспитали любовь к своему Отечеству.

Таким образом, в детском саду, созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирование интереса к своей малой родине.

Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.

1. Развивать представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.

2. Обобщить знаний детей о Государственном флаге.

3. Воспитывать уважения к могуществу Российской державы, любви к Родине, чувство гордости за свою страну.

Дети узнали историю возникновения государственного герба Российской Федерации, который представляет собой четырехугольный, с заостренными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой, в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

На музыкальном занятие был прослушан государственный гимн Российской Федерации. Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства, символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства; представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней – синего, и нижней – красного цвета.

В закрепление у детей правильного представления о символике помогли беседы на следующие темы:

• «О чем рассказывает наш герб»;

• «Цвета нашего флага»;

• «Как слушают и поют гимн».

Цель. Образ защитника Родины через образы реально существовавших личностей, былинных, сказочных богатырей.

1. Познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск.

2. Обобщить: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.

Вместе с детьми был сделан макет «Наша армия сильна». Была организована выставка рисунков на тему «Много в армии профессий».

Совместно с родителями был проведен спортивный праздник.

Цель. Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.

Задачи: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

Была организована выставка рисунков «Портрет моей мамочки».

Совместно с родителями была организована выставка «Рукодельница».

Цель. Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.

1. Обобщить и расширить интерес о внутреннем строении Земли.

2. Развивать поисково-познавательные способности, логическое мышление.

Экскурсии в «планетарий». У детей появился интерес к космосу, к созвездиям, планетам. Уверено рассказывали о первом космонавте, кто первый полетел в космос, почему космонавт надевает скафандр, чего нет в космосе.

Совместно с детьми была организована выставка рисунков «Космос».

Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.

1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.

2. Рассказать о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.

1. Что такое героизм?

Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.

Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.

Была организована экскурсия к памятнику погибшим воинам.

Прежде чем отправится к памятнику погибшим воинам, я с детьми рассматривала иллюстрации о героических подвигах наших советских людей в годы Великой Отечественной войны.

После прочтения рассказов, я беседовала с детьми и выяснила, что знают наши воспитанники о героях войны, кого в наши дни можно назвать героем.

Вывод. На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям.

Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.

По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.

По итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, поселка. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.

Имеют представления о природных богатствах края.

Проявляют интерес к стране, в которой живут.

Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, поселку, дружбе, ко всему живому.

Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

«Россия – Родина моя»

(нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста)

Щелконогова О.Г. – старший воспитатель

коллектив педагогов МДОУ

д. Русско – Высоцкое

В педагогическом проекте представлен опыт творческой группы МДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ патриотизма; любви к Родному краю.

В последние десятилетие в нашей стране произошло много событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому и настоящему России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания.

Именно, в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей любовь и гордость к Родине, преданность ей, уважение к истории и культуре своего Отечества, к труду взрослых. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Малая Родина – это, прежде всего люди, которые окружают ребенка: семья, коллектив детей в детском саду, педагоги; во-вторых, это природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения, культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно -экономическим своеобразием родного региона.

Одним из условий нравственно – патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (фронтовых и трудовых подвигов). Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной — с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

В рамках реализации одной из годовых задач ДОУ — Воспитание нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста через ознакомления с историей родного края, был разработан цикл направлений.

Цель проекта: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию. Расширение представления детей дошкольного возраста о Родине.

Совершенствование педагогического мастерства воспитателей по нравственно – патриотическому воспитанию.

Познакомить детей с историей села Русско-Высоцкое, Ломоносовского района.

Активизировать уважительное отношение к человеку – труженику, результатом его труда, защитникам Отечества, государственной символике.

Дать знания детям о Санкт-Петербурге, познакомить с его достопримечательностями, с известными людьми, которые строили наш город.

Вызвать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу

Побуждать потребность у детей в проявлении заботы о природе, культуре и традициях малой Родины.

Заинтересовать родителей данной темой, привлечь их к сотрудничеству.

Участники проекта: специалисты, педагоги, воспитанники, родители МДОУ

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: познавательно — творческий

Этапы реализации проекта

Сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей

Расширение знаний воспитателей об историческом прошлом нашей Родины

Внедрение инновационных технологий, активизация педагогов при проведении педагогических мероприятий

Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

Установочный педсовет: «Актуальность патриотического воспитания в рамках реализации годовых задач»

Создание предметно-развивающей среды: оформление уголка «Моя малая Родина»

Оформление стенда: «Государственная символика России, Ленинградской области, Ломоносовского района »

Использование ИКТ для активизации деятельности воспитанников: «Достопримечательности нашего села», «С.Я. Маршак», «Освоение космоса» и т.д.

Семинар – практикум: «Игрушки наших бабушек и дедушек»

Консультация: «Совершенствование работы детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами проектной деятельности »

Практикум: «Проектный метод как форма активизации познавательной деятельности дошкольников»

Педагогический совет: «Воспитание нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста через ознакомления с историей родного края»

Анкетирование: «Владение педагогом методикой патриотического воспитания»

Спортивный праздник: «Малые олимпийские игры»

План реализации проекта

Цель: Выявление возможностей сотрудничества ДОУ с семьей как условия воспитания у детей любви к Родине.

Познакомить родителей с опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

Создавать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

Воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям, к матери.

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Развивать чувство гордости за свою семью.

2 направление – «Моя малая Родина»

Цель: Расширить представления детей старшего дошкольного возраста о малой Родине.

Познакомить детей с историей села Русско-Высоцкое.

Активизировать уважительное отношение к человеку – труженику, результатом его труда, защитникам Отечества, государственной символике.

Вызвать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу.

Пробуждать потребность в проявлении заботы о природе, культуре и традициях малой Родины.

Заинтересовать родителей данной темой, привлечь их к сотрудничеству.

3 направление – «Люблю тебя – Петра творенье…»

Цель: Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников ориентированных на взаимодействие детей, родителей и педагогов, приобщение детей к традиции и культуре родного города.

Дать знания детям о Санкт-Петербурге, познакомить с его достопримечательностями, с известными людьми, которые строили наш город.

Формировать устойчивый интерес и заботливое отношения к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Санкт – Петербурга.

Познакомить детей с государственной символикой и символикой Санкт- Петербурга (флаг, герб, гимн).

Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности, знакомства с народными промыслами.

Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу.

4 направление – «Россия – Родина моя»

Цель: формирование представлений у детей о Родине, своей стране, Отечестве, народных обычаях и традициях.

Расширять кругозор детей сведениями о Родной стране.

Дать представление о столице России – Москве, о правительстве, президенте.

Прививать чувство гордости, уважения и почитания символам Российской Федерации.

Воспитывать у детей патриотические чувства, интерес к истории своей страны.

5 направление – «Великие люди нашей страны»

Цель: воспитание чувства гордости и уважения к знаменитым людям нашей страны.

Дать знания детям о знаменитых людях внесший вклад в развитие Родины.

Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.

Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, желание быть похожими на сильных, смелых, творческих людей.

6 направление – «Люблю березку русскую – то светлую, то грустную…»

Цель: становление у дошкольников познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.

Формировать экологические и краеведческие знания; системно и углубленно познакомить юных Томичей с историей и культурой родного города.

Формировать представление у детей о природе родного края.

Воспитывать чувства ответственности за братьев наших меньших.

Дать детям знания о растениях и животных наших лесов.

Формировать навыки безопасного поведения в природе.

7 направление – «Защитники отечества»

Цель: воспитание чувства гордости и уважения к защитникам нашей Родины.

Формировать представление о защитнике Отечества через образы реально существовавших исторических личностях, былинно – сказочных богатырях.

Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину.

Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны и участникам боевых действий.

Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Смотр — конкурс уголков: «Моя малая Родина»

КВН: «Богатства нашей Родины»

Праздник: «Россия – Родина моя»

Работа по данной теме заинтересовала наш коллектив, в процессе у нас появились новые идеи и планы, поэтому продолжить реализацию данного проекта мы планируем на следующий год.

Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.

Соловьева Е., Церенко Л. «Наследие» приложение к журналу «Обруч» 2011г.

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой»

И.А.Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»

В.В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»

Князева.М.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Т.А. Шорыгина «Детям о самом важном. Наша родина Россия»

Е.И. Шарыгина «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»

Интернет сайт: «Все для воспитателя», «Виртуальный детский сад»

Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

1. Вступительное слово. Актуальность темы семинара.

2. Основные направления, этапы, формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении.

3. Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

4. Игра КВН «История, традиции и культура народов России».

1. Вступительное слово. Актуальность темы семинара.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

(Академик Д. С. Лихачёв)

Общеизвестно, что в раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.

2. Основные направления работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

Каким образом, нам, педагогам, сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть!

Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Лики Земли неповторимы, каждая страна уникальна. Задача нашего поколения — сохранить и приумножить эту самобытность. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Система нравственно-патриотического воспитания ребенка строится на и через приобщение его к культурному наследию своего народа.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Исходя из этого работу по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо строить по следующим направления:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные направления реализуются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя следующие этапы:

— базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

— художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

— когнитивно – эмоциональный (развитие интереса к своей стране, к родному краю);

— эмоционально – действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет работу по патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет показать ребенку всю страну.

Такую задачу можно решить, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотров фильмов и т. д.

Кроме этого в работе необходимо использовать такие методы и приемы, как:

— Целевые прогулки и экскурсии.

— Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

— Беседа о родном городе, поселке и т. п.

— Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).

— Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

— Ознакомление с произведениями народного творчества (росписи, скульптура, вышивка и т. п.).

— Обогащение и стимулирование детского творчества.

— Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

— Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны, героев труда.

3. Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников.

Работу с родителями можно начать с совместного создания (с родителями) фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т. д.

К основным формам работы с семьей относятся:

Посещение семьи ребенка Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой — это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.).

После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы (индивидуальные, групповые) Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Семинары-практикумы Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор — друг или враг в воспитании детей.

Совместная экскурсия Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей.

Родительские конференции Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Нетрадиционные формы работы с семьей

Семейные клубы В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, — все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

«Родительская почта» и «Телефон доверия» Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.

Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

5. Игра КВН «История, традиции и культура народов России»

— Каждая команда представляет свое название и эмблему.

1. Вопросы к участникам:

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг)

3. Официальная эмблема государства? (Герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна)

6. Что такое патриотизм? (Преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

7. Кто основал Москву? (Князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В. В. Мономаха)

Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни?

(Нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

10. Почему Красная площадь так называется? («Красная» — значит красивая).

2. «Назови правильно»

Командам показывают по 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности разных городов и мест России.

Участники должны назвать то, что изображено.

3. «Разрезная картинка»

Собрать разрезную картинку, с изображением природно – климатической зоны и назвать ее.

4. «Пословицы о Родине» — продолжи…

— Золоту – старости нет, Родине – цены нет.

— Всякому мила своя сторона.

— Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

— Родина – мать, умей за нее постоять.

— Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

— Человек без Родины – что соловей без песни.

Подведение итогов КВН.

Жюри отмечает интересные ответы педагогов.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственность и патриотизм сегодня актуальная тема для нашей страны, для русских людей, для педагогов. Как пробудить в ребенке чувство.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО» Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО. «Патриотизм — чувство самое стыдливое и.

Буклеты «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №37» МО г. Братска Рекомендации для.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее,.

КВН «Природа и нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Доброе время суток всем!Недавно у нас в группе прошел КВН. Основу сценария нашла в интернете, отредактировала, добавила свой материал. Проведена.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Семинар для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Психологический тренинг «Мои пожелания» — Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара «Нравственно-патриотическое воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Доклад к презентации Развитие по нравственно-патриотическому воспитанию является самой актуальной темой. Она заключается в том, чтобы посеять.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Д. С. Лихачев:Любовь к родному краю, родной культуре, родному языку начинается с самого малого — любовь к своей семье, своему жилищу, своему.

Перспективное планирование «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Воспитатель: Синицкая Татьяна Петровна Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит.

Источники:
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаК.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
http://kladraz.ru/blogs/lyubov-ilinichna-mescherjakova/nravstveno-patriotichekoe-vospitanie-doshkolnogo-vozrasta.html
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Документ — В педагогическом проекте представлен опыт творческой группы МДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ патриотизма; любви к Родному краю.
http://gigabaza.ru/doc/108298.html
Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка
http://mdoutopolyok42.ucoz.ru/publ/konsultacija_dlja_roditelej_nravstvenno_patrioticheskoe_vospitanie_detej_doshkolnogo_vozrasta/1-1-0-1
Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
http://www.maam.ru/detskijsad/seminar-nravstveno-patrioticheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

COMMENTS