Новодевичий монастырь отзывы

Воскресенский Новодевичий монастырь

После своего вступления на престол в 1741 году императрица Елизавета Петровна, решила построить в Петербурге Девичий монастырь дабы, по преданию, иметь возможность удалиться в него в старости, передав управление государством своему племяннику Петру Фёдоровичу. Здесь же она мечтала быть похороненной. С этой целью императрица передала церкви свой летний дворец «Смольный», и первые 20 монахинь, прибывших из Горицкого монастыря, начали тут монашескую жизнь. В начале царствования Екатерины II монастырь прибрел новый статус: в нём учредили училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое позднее было преобразовано в Смольный институт, а монашеская жизнь в нём перестала существовать после кончины последних монахинь.

Воскресенский Новодевичий монастырь был возобновлен в царствии императора Николая I по предложению его дочери великой княжны Ольги Николаевны. В 1848 году монастырю был выделен большой участок земли близ Московских Триумфальных ворот по Царскосельской дороге. Автором проекта главных монастырских построек являлся архитектор Н. Е. Ефимов, а после его смерти — Н. А. Сычев.

Первой была построена деревянная церковь Казанской иконы Божией. С 1849 года по 1861 года строился двухэтажный пятиглавый монастырский собор в русско-византийском стиле — собор Воскресения Христова. Большой золотой купол и четыре малых купола на высоких барабанах с прорезанными окнами венчают этот пятиглавый собор, стоящий на высоком цокольном фундаменте Он обращен к Московскому проспекту своим высоким арочным порталом.

Величественный Воскресенский собор изумлял прихожан своим благолепием. Росписи собора были выполнены живописцами монастыря. Образа храма тоже были писаны его монахинями. Собор имел прекрасный пятиярусный полукруглый предалтарный иконостас. В храме находилась чудотворная икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, писанная игуменьей Феофанией.

В келейных корпусах располагались домовые церкви с пятью малыми главами и колокольнями. Они сохранились и до наших дней, правда, без куполов и колоколен. Красивейшая в Петербурге, семидесятиметровая надвратная колокольня, похожая на колокольню Ивана Великого московского Кремле, возведенная в 1892 – 1895 годах под руководством академиков Бенуа и Цейдлера, завершившая ансамбль монастыря и приблизившая его силуэт к контурам древних русских монастырей, в 1933 году была уничтожена.

При монастыре работали разнообразные мастерские: рисовальная, живописная, золотошвейная, чеканная, ковровая, башмачная, поварня, просфорная. В нём организовывались фермы, сады и огороды, появился пчельник – всё это радением монахинь пребывало в образцовом порядке. А их работы высоко ценились не только в царской России, но и за рубежом. Здесь был открыт детский приют, церковно-приходская и Князь-Владимирская церковно-учительская школы бесплатного обучения, у которых была своя Введенская церковь.

На возникшем в 1845 году кладбище монастыря похоронены Тютчев, Некрасов, Майков, Врубель, Феофанов, Головин, Боткин, Невельский, Чигорин, Римский-Корсаков, Багратион, Направник, Лядов и многие другие известнейшие деятели науки и культуры, военные и государственные деятели, в том числе строитель монастыря архитектор Ефимов.

В 1925 году монастырь был закрыт, и только в 1990 году сюда начали возвращаться монастырские святыни. С 1997 года в монастыре открылась богадельня для больных и престарелых. Здесь действуют детский хор, воскресная школа, благотворительный социальный центр для детей из неблагополучных семей. С 2003 года в монастыре начались богослужения.

Источник:
Воскресенский Новодевичий монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь — достопримечательности Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург) — описания и фотографии, отзывы туристов
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=2974

Заповедная Москва

Не продолжить ли нам в погожий весенний денёк прогулки по заповедной Москве? Отправимся на этот раз на осмотр всем известного памятника, чей архитектурный ансамбль в 2004 году был включён в списки ЮНЕСКО, и откроем его с малоизвестной романтической стороны.

Про Одигитрию, церковный музей РПЦ, пусть рассказывают те, кому позволено это делать благословением священников и теологическим образованием. Моя цель — просто очередная познавательная прогулка для тех, кому скучно заказывать себе официальную экскурсию. Итак, пошли?

«На старой большой дороге в Смоленск и Литву, за широким Девичьим полем стоит и доныне былая сторожа против неприятелей западного рубежа», — рассказывает путеводитель по Москве 1917 года издания. Смоленский собор монастыря за-ради Одигитрии (иконы подорожной Богоматери Смоленской) был заложен 13 мая 1524 года в благодарность за овладение городом Смоленском в 1514 году. И нельзя не заметить сходство собора с Успенским собором Кремля.

На площади перед Смоленским собором кличем «Бориску на царство» начиналось правление Годунова. Позднее в крепостных башнях были заточены царевна Софья и Евдокия Лопухина (сестра-соперница и нелюбимая жена Петра Первого). Архитектурный шедевр. Место загадочное и легендарное. Зодчий Василий Баженов писал, что «колокольня Ивана Великого достойна зрения, но шестиярусная белая колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имеющего».

Самое романтичное место на территории памятника — Софьина башня, что справа от главного входа, ближе к реке. Вся она исписана признаниями в любви. Там обычно стоят цветы в пластиковых бутылках, зажжены свечи, из мелких ниш и трещин торчат записочки от влюблённых пар. Царевна попала в заточение в башню после стрелецкого бунта, когда Пётр обвинил сводную сестру во всех смертных и прочих известных грехах. Её насильно заставили принять монашеский постриг и заключили в башню как узницу, как монахиню, где она просидела до самой своей кончины шесть лет. Содержание ей было дано суровое.

Более того, по легенде Пётр повесил стрелецких главарей перед её окнами, и трупы было запрещено снимать и предавать земле более чем полгода. Кому подобный «телевизор» через зарешеченной окно не подорвёт нервы? Но тоска Софьи была не только политической, о тех, кто её когда-то поддерживал в стремлении закрепить за собой высшую власть. Её сердечный друг красавец и умница князь Василий Васильевич Голицын был также репрессирован. В течение шести лет несчастная женщина не знала о его судьбе, не знала, что с ним случилось, и вот эта тоска по возлюбленному во многом погубило здоровье сильной и волевой женщины. Куда в большей степени, чем политическая неудача.

Самое старое сооружение на территории Новодевичьего монастыря — это храм в честь пречистой иконы Смоленской божьей матери. Увидеть его очень легко — один купол золотой, а вокруг него четыре купола серебряных. Этот храм служил ещё и усыпальницей: в подклети хоронили знатных женщин, которые принимали постриг в Новодевичьем монастыре. По одной из версий его основал государь Василий III в. честь проводов иконы, но есть и другая, более красивая.

Князь и великий государь всея Великия, и Малыя, и Белыя мечтал избавиться от своей нелюбимой (и поэтому бездетной) жены Соломонии Сабуровой и взять себе в жёны другую женщину.

Соломония была живой иллюстрацией песенки про то, что короли всё могут, зато по любви жениться им не дадут. Слишком велика «отборочная комиссия».

Сабурову выбрали на смотре из полтысячи невест, коих прислали для этой цели со всей страны, по образцу смотри невест для византийских императоров, чьи обычаи наши государи нередко «обезьянничали». Естественно, жюри к мнению неопытного жениха не очень-то прислушивалось. Им требовался не блеск глаз, очарование улыбки и красота стана, а родовитость, плодовитость и прочие «параметры». Но царю навязанная «суженая» по сердцу не пришлась. Он утешался с другими, а Сабурова…

Вековала ли она в девках, пока супруг двадцать лет просто отсыпался носом к стенке, нет ли. Но факт остаётся медицинским. После двадцати лет замужества она так и не родила. Василий, вполне искренне опасаясь, что отсутствие у него законных отпрысков может возвести после его смерти на престол племянников мужеска полу, запрещал братьям жениться так же, пока у него самого не родится сын. В 1523 году Василий Иоаннович под вполне благовидным предлогом бесплодия Соломонии добился разрешения на развод и второй брак.

«Ты мне, недостойному, даешь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — такой ответ от инока Вассиана получил монарх в ответ на вопрос о возможности юридического разрыва с опостылевшей царицей. Выступавшие против расторжения «священных уз» митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы. Впервые в русской истории священник такого уровня был лишён сана. Согласитесь, что во многом эта история перекликается с трагическими событиями вокруг Екатерины Арагонской, которую английский король Генрих VIII постарался лишить трона и своей постели, увлекшись Анной Болейн. И в результате англиканская церковь пошла по пути сепаратизма.

Но вернёмся к фактам истории. В 1523 году Василий Иоаннович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 года великую княгиню постригли в Рождественском монастыре с именем София. Там же спустя некоторое время инокиня… родила. Мальчика. Согласно преданию, возмужав, он стал знаменитым атаманом Кудеяром, сводным тайным братом царя Иоанна Васильевича Грозного, матерью которого стала новая жена Василия III Елена Глинская, дочь литовского князя. Инокине Софии (Соломонии) поселиться в Новодевичьем монастыре (ведь она была уже женщиной, да ещё и родившей) так и не довелось. Она умерла в Покровском монастыре Суздаля.

А монастырь Новодевичий, для Софии построенный (она, кстати, позднее была причислена к лику местных суздальских святых), начал активно строиться. И впоследствии Иоанн Грозный оправлял сюда неугодных строптивых родственниц. Самая знаменитая — Ульяна Палицкая, жена его родного брата. Там же похоронена и умершая малолетнем возрасте дочь Иоанна Грозного Анна. Ну, а впоследствии здесь найдёт приют и последнее упокоение и Ксения Годунова, и родовитые женщины из дома Романовых.

А царевна Софья Алексеевна, вот ведь злая ирония судьбы, приложит немало усилий и средств для строительства потрясающей колокольни монастыря. Действующий Успенский собор, два надвратных храма, помещения для царевен, которые проводили в монастыре лето, — это всё строительство времени правления царевны Софьи. И она, и её сёстры были похоронены как раз в подклети Смоленского собора. Да и «рассказ» у иконостаса посвящён деяниям именно этой необыкновенной женщины и правительницы.

Великая княгиня Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре (1698). Полотно Ильи Репина. Фото из сети.

Источник:
Заповедная Москва
Не продолжить ли нам в погожий весенний денёк прогулки по заповедной Москве? Отправимся на этот раз на осмотр всем известного памятника, чей архитектурный ансамбль в 2004 году был включён в списки ЮНЕСКО, и откроем его с малоизвестной романтической стороны.
http://www.tourister.ru/responses/id_3111

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь — один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею. Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице — в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.

Монастырь этот был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. О том, почему монастырь назван Новодевичьим, единого мнения нет. По одной из версий, на месте монастыря раньше было поле, на котором выбирали самых красивых московских девиц и отправляли их в качестве дани в Золотую Орду. По другой — первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина. А третья версия — самая вероятная — что монастырь предназначался для девиц, а приставка «ново» появилась, чтобы отличать его от другого женского монастыря, находившегося в самом Кремле.

В свое время это был самый богатый и привилегированный монастырь в России. В него поступали знатные женщины, жертвовавшие при постриге драгоценности — жемчуг, золото, серебро. В XVII в. сформировался великолепный ансамбль монастыря в стиле московское барокко. Башни украсили ажурные короны, была возведена колокольня (вторая в Москве по высоте после Ивана Великого), появились трапезная и Успенская церковь. В ходе истории появлялись в Новодевичьем монастыре и постоялицы, не по своей воле переступавшие порог обители. В разное время здесь держали под стражей боярыню Морозову, Петр I заточил сюда царевну Софью, не желавшую уступать трон брату, незадолго до смерти перевели сюда и Евдокию Федоровну Лопухину — первую жену Петра Великого.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь чудом избежал гибели. По преданию, монахини в последний момент успели погасить фитили, ведшие к пороховым бочонкам, зажженные отступавшей армией Наполеона, и потушили начинавшийся в обители пожар.

В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI—XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.

Новодевичье кладбище — особая достопримечательность монастыря. Оно делится на «старое» (на территории самого монастыря) и «новое» — отгорожено от монастыря стеной. Последнее появилось в 1898—1904 гг. и расширялось в советское время, став вторым местом в столице по степени почетности после захоронений у Кремлевской стены. Здесь похоронены Чехов, Гоголь, С. Т. Аксаков, И. И. Левитан, актриса Любовь Орлова, Хрущев, Борис Ельцин. Не менее известны и авторы надгробий — Врубель, Мухина, Вучетич, Аникушин, Неизвестный.

Адрес и тел.: Новодевичий пр-д, д. 1, м. «Спортивная», авт. 64, 132, трол. 5, 15; +7 (499) 246-85-26

Время работы: ежедневно с 9:00 — 17:00.

Стоимость посещения: 300 RUB, школьники, студенты, пенсионеры — 100 RUB.

Источник:
Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
http://tonkosti.ru/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Новодевичий монастырь отзывы

Воскресeнский Новодeвичий монастырь в Санкт-Петербурге — православный женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, близ Московской заставы.

Предшественником Воскресенского Новодевичьего монастыря стал Смольный воскресенский Новодевичий монастырь, основанный в 1764 году по указу императрицы Елизаветы Петровны с намерением удалиться в него в старости. Мечты императрицы о монашестве так и не сбылись, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. Там действовал только Смольный институт благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.

В 1849 году императором Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь. Для него было отведено временное место на Васильевском острове при Благовещенской церкви. Между тем для него строились здания на Царскосельской дороге, близ Московских ворот. В 1854 году монастырь переехал на новое место. Ещё до этого, в 1845 году там было основано Новодевичье кладбище.

Первой монастырской постройкой стала деревянная Казанская церковь, построенная по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Этот храм простоял 80 лет, хотя сильно обветшал к концу XIX века.

3 ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии состоялась закладка пятипрестольного Воскресенского собора. Первый кирпич заложил лично Николай I. Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля 1861 года он был освящён.

После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В 1918 году монастырь был упразднён; но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности.

В 1927-1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского).

В 1937 году церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась.

В половине 1930-х годов весь внешний облик монастырского ансамбля был варварски уничтожен. Полностью были снесены купола и колокольни Воскресенского собора и келейных церквей. В том числе для расширения Московского проспекта была взорвана и грандиозная Свято-Исидоровская колокольня. Были снесены все часовни, а кроме того две церкви — Скорбященская и Святого Илии Пророка, располагавшиеся на Новодевичьем кладбище. Внутренние помещения монастырских зданий были полностью перестроены, после чего их занял НИИ электромашиностроения.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием, однако за много лет на фоне современного Московского проспекта он заметно утратил свою величественность, как и из-за окружающей застройки, так и из-за потери колокольни.

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом. Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны). В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. А. Косяковым.

Паломнические поездки к Воскресенскому Новодевичьему монастырю

Источник:
Новодевичий монастырь отзывы
ПАЛОМНИКИ.su — всё о паломничестве. Описание Воскресенского Новодевичьего монастыря .Паломники, святые места, паломнические службы, паломнические поездки, рассказы паломников, отзывы, комментарии, паломнические маршруты
http://palomniki.su/countries/ru/g19/s-peterburg/voskres-novodev-monastery.htm

COMMENTS