Нормы развития детей

Нормы развития детей

В мире нет одинаковых людей, каждый человек индивидуален в своём роде и дети – не исключение. Безусловно, это так. Однако существуют показатели физического развития, которые у большинства детей, относящихся к отдельным возрастным группам, находятся в определённых границах. Это нормы физического развития детей.

Все показатели сосредоточены в виде таблиц, которые называются «центильными». Зачем они нужны? Центильные таблицы помогают маме, и прежде всего, врачу определить отклонения в развитии ребёнка, что чаще всего говорит о наличии какого-либо заболевания.

Нормируются не только данные психофизического развития, но и различные физиологические и патологические состояния ребёнка. Например, очень важной является шкала Апгар, предназначенная для оценки состояния новорождённого ребёнка на первой и пятой минутах жизни после рождения. В зависимости от количества баллов, которые набрал ребёнок по этой шкале, врачи принимают решение о тяжести состояния и необходимости проведения медикаментозных мероприятий.

В процессе роста и развития очень важно вести наблюдение за ростом и формой головы, изменением размеров родничков, сроками прорезывания зубов, как ребёнок прибавляет в весе, росте. Необходимо обращать внимание на своевременное появление способности сидеть, стоять, ходить, улыбаться, говорить.

В последнее время очень остро стоит вопрос вакцинации детей. Каждая мама должна ориентироваться в графике, по которому должен прививаться её ребёнок, хотя за это и отвечают медицинские работники.

Известно, что люди живут в соответствии с заданными биологическими ритмами, поэтому для хорошего самочувствия и правильного развития ребёнка важно составить и соблюдать режим дня, максимально приближённый к его возрасту, ведь на протяжении жизни ритм жизнедеятельности меняется трижды. Особенно это касается детей раннего возраста, мамы которых должны знать, как часто кормить ребёнка, сколько с ним надо гулять, когда он должен спать и т.д. Попытки родителей не считаться с распорядком дня или изменить его приводят к серьёзным последствиям для детского организма. Однако, в повседневной суете маме бывает просто не хватает времени и знаний, для того, чтобы правильно организовать день своего ребёнка.

Развитие ребёнка – сложный многообразный процесс и задача родителей состоит в неустанном контроле за ним и выявлении отклонений, о которых нужно своевременно сообщать медикам. Вот об этом мы и поговорим в разделе нашего сайта, посвящённом нормам развития ребёнка.

Нормы развития ребенка

А какие есть нормы развития ребенка? Основанные на врачебной статистике, такие нормы позволяют иметь представление о темпах развития детей. Стоит заметить, что чаще всего подобные нормы носят приблизительный характер. Всё очень индивидуально, и даже созревание отделов мозга, которые отвечают за умения и за психомоторные навыки, у всех малышей происходит по-своему.

К концу первого месяца жизни малыш может поднимать голову и пытаться ее удерживать. В два месяца он может удерживать в руке взятую игрушку. Трехмесячный малыш, опираясь на руки, пытается удерживать свое тело. Кроха, опираясь на руки под прямым углом, способен поворачиваться на бочок. Когда малышу исполнилось полгода – он может сидеть, опираясь на руки. Семимесячная кроха ползает, к восьми месяцам малыш уже устойчиво сидит, может вставать на четвереньки, может сам садиться. К девяти месяцам малыш ползает на четвереньках, может вставать на ноги у опоры. К десяти месяцам малыш собирает пирамидку, может непродолжительное время стоять у опоры. Когда малышу исполнилось одиннадцать месяцев – он уже может самостоятельно стоять и делать первые шаги. Развитие ребенка в годик позволяет ему уже самостоятельно ходить, приседать и вставать.

В три года малыш должен знать собственное имя, называть окружающие его предметы, уметь дать краткое описание предметов (к примеру, назвать цвет или указать размер), он должен уметь называть основные повседневные действия (бегать, спать, ходить, кушать). Также обычно трехлетние малыши уже могут повторять небольшие стихотворения.

В четыре годика дети могут рассказать о том, где живут животные, а также что они умеют делать. Созерцая картинку, четырехлетние малыши могут придумать небольшую историю, состоящую из трех – четырех предложений.

Ребенку 5 лет

По поводу норм развития ребенка в пятилетнем возрасте: у пятилетних малышей хорошо развит вестибулярный аппарат, они уверенно чувствуют себя на шведской стенке. Прыжки малыша становятся дальше. Он успешно прыгает через скакалку. Девочки могут подолгу играть в «классики», мальчишки любят перепрыгивать через лестничные ступени.

Относительно норм психологического развития детей, то малыши, которым исполнился месяц – уже реагируют на речь взрослого. При общении со взрослыми двухмесячные малыши начинают улыбаться. Трехмесячные малыши, увидев игрушку или взрослого, начинают гулить, двигаться. Полугодовалый малыш может внимательно рассматривать окружающих людей и предметы. Восьмимесячному малышу доставляет удовольствие играть со взрослыми. В девять месяцев малыш уже общается при помощи жестов. Психологическое развитие годовалого ребенка дает ему возможность осознавать себя личностью уже к концу первого года жизни. Малыш, которому исполнился годик, уже начинает сопереживать.

Что касается возрастных норм развития детей трех лет, то к этому возрасту малыш должен уметь считать хотя бы до трех. Он должен знать, как называются различные геометрические фигуры, уметь сравнить их по величине и по цвету. В этом возрасте он знакомится с такой категорией, как «больше — меньше».Обратите внимание на то, чтобы малыш правильно употреблял предлоги и не делал ошибки в формах слов.

В четырехлетнем возрасте он должен разбираться в категориях «шире — уже», «справа — слева».Обычно трех-, четырехлетние дети уже имеют навыки лепки.В четыре года малыш должен уметь завязывать узлы, нанизывать крупные бусины на нитку, застегивать молнии и пуговицы.

Четырехлетние малыши должны знать свой домашний адрес, свою фамилию, имена членов семьи и их профессии. В данном возрасте очень высок интерес к окружающему миру, и считается нормой, когда малыш знает названия животных, растений, цветов, фруктов, различных погодных явлений.

Четырехлетние дети могут рассказывать об особенностях каждого времени года.

Пятилетние дети демонстрируют жизнерадостность и веселость, они настроены оптимистично. Малыши отлично контактируют с другими детьми, также легко идут на контакт со взрослыми людьми, даже с малознакомыми. Когда малышу дают какое-то поручение – он очень радуется. Пятилетний ребенок проявляет готовность помочь. Если возникает конфликт, то чаще всего малыш уступает. У пятилетнего ребенка уже имеется хороший словарный запас, отлично развита речь. Быстро выполнив некое поручение, малыш может испытывать чувство гордости. Он с радостью принимает похвалу. Малыш уже не путает такие понятия, как ужин и завтрак, завтра и сегодня. Пятилетний ребенок может быстро запомнить большое стихотворение, у него проявляется склонность к изучению иностранных языков, он может разучивать песенки и стихотворения на других языках.

Малыш очень любит играть с другими детьми. Ему больше нравятся компании, в которых много детей. Он принимает участие в ролевых играх. К примеру, девочки могут играть в «маму и ребенка», а мальчикам нравятся игры в «пассажира и водителя». Пятилетние мальчишки с удовольствием играют в моряков, летчиков, в космонавтов. Он может принимать активное участие в представлениях домашнего театра.

Что касается нормы физического развития ребенка, то в пятилетнем возрасте малыш очень любит игры с мячом, может ловко бросать и ловить мяч. С закрытыми глазами он легко совершает наклоны, движения малыша становятся более точными и уверенными, координацию движений можно сравнить с координацией движений взрослого. Малыш быстро бегает; не останавливаясь, он может пробежать до трехсот метров. Он способен перепрыгивать через ямки, канавки, может обегать стороной различные препятствия. Малыш уверенно ходит по бревну.

К примеру, трехлетние дети должны уметь прыгать на двух ногах. В четырехлетнем возрасте они должны уметь прыгать на одной ноге. Дети этого возраста должны уметь держать равновесие, бросать и ловить мячик, суметь пройти по прочерченной линии на полу.

Что касается норм физического развития детей, то показатели нормы роста детей до четырех лет можно рассчитать по формуле: 100-8(4-n), n – это число лет жизни.

Рост детей старше четырех лет рассчитывается по другой формуле: 100+6(n-4), n – это число лет жизни.

Ориентировочный рост в четыре года составляет сто сантиметров. Обычно от годика до наступления четырех лет малыш подрастает каждый год минимум на восемь сантиметров, а после четырех лет – его рост ежегодно увеличивается минимум на 6 сантиметров.

Например, рост шестилетнего ребенка должен быть не менее ста двенадцати сантиметров.

Источники:
Нормы развития детей
Нормы развития ребенка от рождения до 18 лет, нормы веса и роста, сна, питания, режим дня
http://www.7gy.ru/rebenok/normy.html
Нормы развития ребенка
А какие есть нормы развития ребенка? Основанные на врачебной статистике, такие нормы позволяют иметь представление о темпах развития детей. Стоит заметить, что чаще всего подобные нормы нося
http://for-children.ru/razvitie-detey/raz1do3/1307-normy-razvitiya-rebenka.html

COMMENTS