Нормы развития детей до года

Нормы развития детей до года

  • Беременность и роды (46)
  • Будущим родителям (44)
  • Воспитание крохи (44)
  • Готовим детям (81)
  • Досуг ребенка (76)
  • Здоровье ребенка (210)
  • Интересное для мам (46)
  • Календарь для беременных (18)
  • Конкурсы (5)
  • Отдых с детьми (32)
  • Праздники (239)
  • Развитие ребенка (177)
  • Своими руками (108)
  • Семья от А до Я (190)
    • Интернет-работа (21)
  • Каждый ребенок индивидуален, поэтому развиваются все детки по-разному.

    Но существуют усредненные нормы развития ребенка до года , по которым можно вовремя диагностировать какие-либо нарушения и отклонения.

    Ребенок до года в своем развитии оценивается по следующим факторам:

    1. статике (способности держать равновесие);

    2. моторике (двигательной активности конечностей и органов);

    3. сенсорным реакциям (восприятию различных ощущений и внешних воздействий);

    5. проявлению эмоций и социальному поведению.

    Итак, ребенок до года: нормы психомоторного развития

    1. Ребенку 1 месяц

    В этом возрасте хорошо выражены только безусловные рефлексы, особенно сосательный. Понемногу угасает беспорядочное движение конечностями, уменьшается врожденный физиологический гипертонус.

    К концу первого месяца малыш уже начинает по несколько минут держать головку, в положении лежа на животике. Карапуз произносит звуки похожие на «а», «е», «и».

    Малыш реагирует на яркий свет и громкие звуки. Читать далее

    2. Ребенку 2 месяца

    Младенец уже научился поворачивать головку в разные стороны и может удерживать ее несколько минут в вертикальном положении.

    Кратковременно сосредотачивает внимание на двигающемся предмете и громком звуке. Его речь представляет собой «гуление».

    Новорожденный ребенок уже умеет улыбаться и ненадолго фокусировать свое внимание на лице. Читать далее

    3. Ребенку 3 месяца

    Малыш активно развивается.

    Понемногу начинают исчезать безусловные рефлексы, тонус нормализуется.

    Кроха уже хорошо держит голову, в положении лежа на животе. Что касается сенсорных реакций, то карапуз уже активно реагирует на яркие предметы и звуковые раздражители.

    В его речи появляются слоговые цепочки. Он отвечает на эмоциональное общение. Читать далее

    4. Ребенку 4 месяца

    У малыша появляются целенаправленные движения. Он уже может переворачиваться со спины на бок и наоборот, брать игрушки, рассматривать их в своих руках.

    Карапуз начинает узнавать близких. По-прежнему активно реагирует на яркие красочные предметы и громкие звуковые раздражители. В «речи» малыша появляются губные согласные «б» и «м». Он начинает проявлять эмоции: громко смеется в ответ на позитивное обращение. Читать далее

    5. Ребенку 5 месяцев

    Ребенок легко переворачивается со спины на живот и наоборот.

    Способен тянуться за игрушками. При поддержке, стоит, опираясь на кончики пальцев. Потихоньку начинает различать чужих и своих. Все, с большим интересом, тянет в рот. В его «речи» проявляются слоговые цепочки.

    Малыш радуется общению, реагирует на интонацию. Читать далее

    6. Ребенку 6 месяцев

    Малыш уже может целенаправленно взять игрушку, которую способен перекладывать из руки в руку. Активно переворачивается. Лежа на животе, научился опираться на вытянутые руки. Начинает садиться.

    Эмоционально реагирует на появление близких. Внимательно следит за падающим предметом. Активно совершенствуются разговорные навыки: карапуз соединяет слоги, изменяет высоту и силу звука. Научился проситься на руки. Читать далее

    7. Ребенку 7 месяцев

    Малыш, лежа на спине, подолгу играется ногами.

    Сидит уже с прямой спиной.

    Ребеночку очень нравится сидеть.

    Легко изменяет положение тела, стараясь достать игрушку.

    Продолжают совершенствоваться разговорные навыки.

    Все больше требует к себе внимания, активно включается в игру. Читать далее

    8. Ребенку 8 месяцев

    Ребенок уже может брать по игрушке в каждую руку.

    Малыш активно пробует ползать, самостоятельно садиться, ложиться.

    Научился кивать головой «да» или «нет», показывать жестами «пока», «ладушки».

    Лепечет и хорошо проговаривает простые слоги «ма», «ба», «да». Общается и наблюдает за другими детьми. Читать далее

    9. Ребенку 9 месяцев

    Малыш уже научился самостоятельно играть с игрушками. Специально бросает предметы и наблюдает за их падением.

    При хорошей поддержке — стоит.

    Отвечает действиями на простые вопросы. Четко удваивает простые слоги.

    Легко вступает в контакт со знакомыми людьми и другими детьми. Читать далее

    10. Ребенку 10 месяцев

    Движения стают более целенаправленными. Малыш складывает пирамидку, может класть игрушки на место, закрывать коробочки. Учится брать мелкие предметы двумя пальцами: большим и указательным. Может активно ползать, самостоятельно стоять, держась за какой-нибудь предмет. Идет, при поддержке, за одну руку. Повторяет движения взрослых. Ребенок все чаще вступает в диалог. Появляются первые слова. Проявляет разнообразные эмоции, активно жестикулируя. Читать далее

    11. Ребенку 11 месяцев

    Малыш уже стоит без опоры, может активно ползать. При поддержке, шагает.

    Некоторые детки уже пробуют сами ходить.

    Кроха умеет выполнять простые просьбы. Понимает значение слов «можно» и «нельзя».

    Речь ребенка все больше усложняется. Ему нравится общение и внимание. Он любит играть с другими детьми. Читать далее

    12. Ребенку 1 год

    Малыш уже подолгу может играть с игрушками.

    Ходит, опираясь на окружающие предметы или самостоятельно.

    Выполняет более сложные просьбы.

    Словарный запас карапуза уже составляет 8-12 простеньких слов.

    Кроха постоянно ждет похвалы. Потребует общения и внимания. Читать далее

    Если вы хотите узнать больше о том, что должен уметь ваш малыш в определенном возрасте, жмите «Читать далее» , а если вам понравилась статья – жмите на кнопочку «Твитнуть» и поделитесь с друзьями в соцсетях.

    Нормы развития детей до года

    В мире нет одинаковых людей, каждый человек индивидуален в своём роде и дети – не исключение. Безусловно, это так. Однако существуют показатели физического развития, которые у большинства детей, относящихся к отдельным возрастным группам, находятся в определённых границах. Это нормы физического развития детей.

    Все показатели сосредоточены в виде таблиц, которые называются «центильными». Зачем они нужны? Центильные таблицы помогают маме, и прежде всего, врачу определить отклонения в развитии ребёнка, что чаще всего говорит о наличии какого-либо заболевания.

    Нормируются не только данные психофизического развития, но и различные физиологические и патологические состояния ребёнка. Например, очень важной является шкала Апгар, предназначенная для оценки состояния новорождённого ребёнка на первой и пятой минутах жизни после рождения. В зависимости от количества баллов, которые набрал ребёнок по этой шкале, врачи принимают решение о тяжести состояния и необходимости проведения медикаментозных мероприятий.

    В процессе роста и развития очень важно вести наблюдение за ростом и формой головы, изменением размеров родничков, сроками прорезывания зубов, как ребёнок прибавляет в весе, росте. Необходимо обращать внимание на своевременное появление способности сидеть, стоять, ходить, улыбаться, говорить.

    В последнее время очень остро стоит вопрос вакцинации детей. Каждая мама должна ориентироваться в графике, по которому должен прививаться её ребёнок, хотя за это и отвечают медицинские работники.

    Известно, что люди живут в соответствии с заданными биологическими ритмами, поэтому для хорошего самочувствия и правильного развития ребёнка важно составить и соблюдать режим дня, максимально приближённый к его возрасту, ведь на протяжении жизни ритм жизнедеятельности меняется трижды. Особенно это касается детей раннего возраста, мамы которых должны знать, как часто кормить ребёнка, сколько с ним надо гулять, когда он должен спать и т.д. Попытки родителей не считаться с распорядком дня или изменить его приводят к серьёзным последствиям для детского организма. Однако, в повседневной суете маме бывает просто не хватает времени и знаний, для того, чтобы правильно организовать день своего ребёнка.

    Развитие ребёнка – сложный многообразный процесс и задача родителей состоит в неустанном контроле за ним и выявлении отклонений, о которых нужно своевременно сообщать медикам. Вот об этом мы и поговорим в разделе нашего сайта, посвящённом нормам развития ребёнка.

    Нормы развития детей до года

    Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы. В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни — из щитовидной железы и с 3-4 лет — из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Роль СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно важна с 3 до 11 лет.

    Экзогенные факторы — это те условия, в которые ребёнок попадает после рождения. Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.

    Определенную роль приписывают ультрафиолетовым лучам, в связи с чем нарастание массы тела и роста имеет сезонные колебания. Отводится также некоторая роль климатическим и географическим условиям. На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ. Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма .

    Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

    • Рост;
    • Массу тела;
    • Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
    • Статические функции (двигательные умения ребенка);
    • Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

    Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2006г. представлены новые антропометрические таблицы, определяющие нормы роста и веса для детей от рождения до 5 лет :

    Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.

    На протяжении всей жизни ребёнка процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедлясь. Оценку антропометрических показателей производят преимущественно по 2-м способам: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным. Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения). Центильные таблицы показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины приняты значения – в интервалах 25-50-75-го центиля (желательно оценивать по 50 центилю) (см. Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года :: табл.1 и табл.2).

    Наибольшая энергия роста приходится на первую четверть года (табл. А). У доношенных новорождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем – 48-52 см, но адаптивными показателями роста считают – 50-52 см. Это означает, что адаптация во внутриутробном периоде произошла не только на организменном уровне, но и на уровне органном и ферментативном.

    В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна 3-3,5 кг. Однако, адаптивная масса тела составляет 3250-3650 граммов. В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит максимум к 2 неделям.

    Для определения массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 3.

    Исходя из данной таблицы, прибавку массы тела ребенка за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая из прибавки предыдущего месяца (но только после 3-го месяца) 50 граммов, или по формуле: Х=800-50 х п, где 50 — ребенок прибавляет в массе тела на 50 г. меньше за каждый последующий месяц жизни, после 3-го месяца; п — число месяцев жизни ребёнка минус три.

    Например, за десятый месяц жизни ребёнок прибавляет в массе 800-(50х7) =450г.

    Более интенсивные темпы наверстывающего роста маловесных и недоношенных детей приводят к тому, что, по некоторым антропометрическим показателям (окружность головы и груди, длина тела, масса тела), они сравниваются с детьми, родившимися с нормальной массой тела. Сроки выравнивания зависят от степени маловесности при рождении и могут варьировать от 9 мес до 3–4 лет.

    При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.

    У новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. в месяц. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см., после чего энергия нарастания падает и окружность грудной клетки в среднем увеличивается к дошкольному возрасту на 3 см., а в дошкольном — на 1-2 см в год.

    Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).

    в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот,

    в 5,5 –6 месяцев — хорошо поворачивается с живота на спину,

    в 6 месяцев — сидит, если его посадили,

    в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам,

    в 9 месяцев – хорошо стоит,

    в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой,

    к 12 месяцам – самостоятельно ходит.

    СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРОРЕЗЫВАНИЕ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ.

    Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.

    Подробнее о прорезывании зубов вы можете почитать в статье «Когда режутся зубки»

    Нормы развития детей до года

    Портал для родителей о детях

    Нормы роста и веса детей от рождения до двух лет по месяцам (ВОЗ)

    Новое — Сервис. Оценка роста и веса ребенка онлайн от рождения до 5 лет.

    Следующие таблицы нормы роста и веса детей от рождения до двух лет, а также таблицы нормы прироста веса подготовленны на основании последних данных ВОЗ (2006г.).

    В таблицах приведены предельные значения нормы следующих параметров, которые характеризуют правильность физического развития малыша — рост, вес, индекс массы, окружность головы, прирост веса и прирост роста.

    Если параметр меньше минимального значения из таблицы или больше максимального значения, то ребенку требуется квалифицированная консультация врача.

    Если значение параметра больше или равно минимальному значению из таблицы и меньше или равно максимальному значению, то ребенок развивается в пределах нормы.

    Например, вес 3200 гр (3.2 кг) для новорожденной девочки (0 месяцев) — это норма. А вот при весе менее 2800 или более 3 700 грамм ребенок попадет под пристальное внимание неонатологов. Для деток с повышенным при рождении весом сделают УЗИ головного мозга, а также возьмут ряд анализов, в частности, на сахарный диабет.При совсем низком весе при рождении (2400 грамм и меньше) ребенок (даже доношенный!) попадет в специальное отделение для новорожденных, где его будут выхаживать, пока он не наберет положенной массы.

    Если вес или рост вашего ребенка оказался за слишком низким или слишком высоким, и выпал за пределы "нормального", то обязательно проверьте индекс массы тела.

    Индекс массы тела – очень важный параметр, который позволяет оценить, является ли масса тела недостаточной, нормальной или избыточной.

    Индекс массы тела рассчитывается по формуле I= m/h 2 (масса тела деленная на рост в квадрате) , где m — масса тела в килограммах, h — рост в метрах. Измеряется индекс массы тела в кг/м².

    Данные по нормальным значениям прироста веса приводятся до года — по-месячно, после года — два месяца. То есть, до года контролируется, на сколько малыш прибавил в весе за месяц. После года — сколько малыш прибавил в весе за два месяца.

    Данные по нормальным значениям прироста роста приводятся с интервалом два месяца.

    Источники:
    Нормы развития детей до года
    Ребенок до года в своем развитии оценивается по ряду факторов: статике, моторике, сенсорным реакциям, развитию речи, проявлению эмоций, социальному поведению.
    http://karapysik.ru/rebenok-do-goda/
    Нормы развития детей до года
    Нормы развития ребенка от рождения до 18 лет, нормы веса и роста, сна, питания, режим дня
    http://www.7gy.ru/rebenok/normy.html
    Нормы развития детей до года
    Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма. При оценке физического развитая ребёнка необходимо знать его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела.
    http://www.child-psy.ru/kalendaremo/240.html
    Нормы развития детей до года
    Следующие таблицы нормы роста и веса детей от рождения до двух лет, а также таблицы нормы прироста веса подготовленны на основании последних данных ВОЗ (2006г.).
    http://lopotun.ru/article/normy-rosta-i-vesa-detey-ot-rojdeniya-do-dvuh-let-po-mesyacam-voz

  • COMMENTS