Ноотропы при сдвг

1-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ — ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ

1-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ»

В течение двух дней 13-14 апреля 2006 года проходил форум «Охрана здоровья детей в России» на тему «Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)». В Москве собрались медики, психологи, педагоги и юристы из разных регионов нашей страны, а также из США, Швейцарии и Великобритании. Организатором Форума стал негосударственный благотворительный фонд «Внимание».

Вокруг этого мероприятия был поднят большой шум, и у здания Российской академии государственной службы, где проходил Форум, участников встречали молодые люди с плакатами на груди: «Психиатры – убийцы в белых халатах», «СДВГ – надуманный диагноз», «Психотропные препараты — долой из школы!». На мои вопросы, чем вызван их протест, пикетчики отвечали, что истинной целью Форума является внедрение в российскую медицинскую практику психотропных препаратов, которыми лечат на Западе детей с диагнозом гиперактивности. Препараты эти вызывают негативные последствия, и их официальному разрешению в нашей стране надо всячески противиться.

Естественно, что такое вступление к конференции вызвало немало вопросов и во многом определило дискуссионный характер мероприятия.

Однако в самом начале Форума его российские участники были настроены благодушно, в докладах преобладали намерения «развертывать исследования… проводить дискуссии… подготовить… разработать». Однако выступления «американских товарищей», которые утверждали, что нет иного способа лечения гиперактивности, кроме того, что принят в США, вынудили российских ученых зашевелиться и более активно вступить в дискуссию.

Участники Форума не оспаривали сам факт существования СДВГ. Большинство специалистов сталкивались с гиперактивными детьми в своей профессиональной практике – педагогической и психиатрической.

Самое активное участие в Форуме принял профессор Р. Баркли из Государственного университета штата Нью-Йорк. Он выступал и с обстоятельными докладами и участвовал в обсуждении всех аспектов проблемы СДВГ. В частности, он представил доклад «СДВГ у взрослых», из которого следует, что поскольку синдром имеет биологическую природу, он сохраняется у человека всю жизнь. Но с возрастом меняется наблюдаемая симптоматика. Остается импульсивность в мышлении, проявляющаяся в не всегда продуманных действиях. Взрослые с СДВГ часто жалуются на проблему с организацией рабочего дня, у них плохо развито внутреннее чувство времени. В целом, они хуже адаптируются в социуме, чем другие люди.

Профессора Н.Н. Заваденко и М. М. Безруких, директор Института возрастной физиологии, настаивали, что интеллект при СДВГ у ребенка остается сохранным, но происходит задержка развития отдельных психических функций.

Профессор Р.К. Мак-Бернетт посвятил свой доклад СДВГ как причине антисоциального поведения. Он утверждал, что у 70% подростков с СДВГ проблемы с поведением переходят во взрослый возраст и продолжаются всю жизнь. Они выражаются в употреблении наркотиков, нарушении правил дорожного движения, в демонстрации антисоциального поведения и даже в заключении под стражу. Мак-Бернетт также высказал спорное утверждение о корреляции СДВГ с низким экономическим статусом и низким коэффициентом интеллекта.

Профессор Ф. Ашерсон из университета Кингс Колледж (Великобритания) приводил результаты исследований, согласно которым у 80% страдающих СДВГ асоциальное поведение определяется генетическими факторами.

Академик РАМН Т.Б. Дмитриева, рассказывая о социальной и медико-психологической помощи детям с СДВГ, отметила, что общественность в нашей стране мало информирована об этой проблеме, поэтому родители порой не догадываются о заболевании ребенка и наказывают его. Семьи нуждаются в объяснении сути проблемы таких детей, в обучении тому, как преодолевать конфликты с ними. В школе они подчас становятся изгоями и обузой, от которой стараются избавиться. Наконец, у таких детей часто встречаются тики, психосоматические заболевания, энурез. «Сегодня помощь таким детям в лучшем случае сводится к индивидуальному консультированию, к переводу на индивидуальное обучение. Необходимо медицинское, семейное консультирование, информационное сопровождение семей», — заключила Дмитриева.

Академик РАО В.В. Рубцов также говорил о необходимости информационного обеспечения родителей, учителей, директоров учебных заведений и школьных психологов, необходимости каталогизировать методы работы с СДВГ, создавать индивидуально ориентированные программы обучения. Нужна целевая подготовка кадров для работы с СДВГ. Рубцов пообещал организовать секцию по работе с СДВГ в Федерации психологов образования России.

Кроме того, российскую сторону не устроило активное проталкивание иностранных схем лечения. Потому что в нашей стране имеется, во-первых, уникальный опыт нейропсихологической диагностики и коррекции, развиваемой на ф-те психологии МГУ, и, во-вторых, метод «нейробиоуправления», основанный на биологической обратной связи. Он активно разрабатывается в Новосибирске в Институте молекулярной биологии и биофизики и способен корректировать СДВГ не хуже, чем лекарства, применяемые в США. Надо сказать, что новосибирские ученые с похвальным пылом отстаивали разработанные ими технологии.

По результатам Форума принята довольно-таки дипломатично составленная резолюция. Какова будет судьба диагноза СДВГ в нашей стране, покажет время. Хотелось бы, однако, чтобы общественность была информирована о предпринимаемых в этом направлении шагах.

На Форуме присутствовала Екатерина Дягилева

«Психологическая газета: Мы и Мир» №4 [116]2006

Источник:
1-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ — ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ
1-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ» В течение двух дней 13-14 апреля 2006 года проходил форум «Охрана здоровья детей в России» на тему «Синдром дефицита внимания и
http://www.gazetamim.ru/m_psy/psy_conf/konferenz2.htm

Ноотропы при сдвг

СДВГ – это синдром, при котором ярко выражен дефицит внимания с гиперактивностью и проявляется он как неврологическо-поведенческое расстройство в детском развитии ребенка.

Основными отличительными признаками данного синдрома, на основании которого ставят диагноз, выступают следующие симптомы: трудность при концентрации внимания, гиперактивность (повышенная активность), а также неподдающаяся управлению импульсивность

Точные причины возникновения СДВГ так и не выявлены. Но повлиять могут такие факторы: ухудшение экологической ситуации; инфекционные болезни, перенесенные будущей матерью; действие алкоголя, лекарств, наркотиков, курение в этот период; угроза прерывания, несовместимость по резус-фактору, хронические заболевания матери; преждевременные, быстрые или затяжные роды; отравление наркозом, кесарево сечение, внутренние мозговое кровоизлияние, родовые осложнения, стимуляция родовой деятельности. Опасны заболевания младенцев с поднятием высокой температуры. Астма, сердечная недостаточность, пневмония, заболевания почек, сахарный диабет может повлиять негативно на работу мозга.

Отводят главенствующую роль при заболевании синдромом генетическому фактору.

В комплексе часто идут сопутствующие расстройства – это биполярное аффективное расстройство, синдром Туретта, дислексия, синдром Аспергера.

СДВГ, а также его лечение и коррекция в свое время вызывало много споров. В реальном существовании СДВГ продолжает сомневаться ряд медиков, психологов, педагогов, родителей и просто общественность. Одни убеждены, что СДВГ не существующий диагноз, а другие склонны верить в существовании генетических и физиологических причин импульсивного гиперактивного состояния у маленьких детей.

Американские психотерапевты рассматривают СДВГ с неврологической точки зрения, как стойкое и хроническое заболевание, для которого нет способа излечения. Этим расстройством, по данным Америки, страдает до 5% детского населения, а также взрослого.

Согласно действующим в России критериям диагностики, СДВГ у детей выявляют в конце дошкольного, а на поздних этапах в конце школьного возраста. Для окончательного установления диагноза требуется оценка поведения в двух социальных условиях (дома и школе). Выявленные нарушения в обучении и социального поведения дают основания для установки диагноза СДВГ. Объективность диагностики СДВГ у детей и реальных оснований для назначения лечения медпрепаратами остаётся открытым и дискуссионным, поскольку нет единых диагностических критериев, а также методов по оцениваю симптомов заболевания.

СДВГ более часто встречается у мальчиков. Частота распространения мальчиков к девочкам от 3:1, но бывает и 9:1

В настоящее время устанавливают диагноз СДВГ на основе фено­мено­логи­чес­кой психо­ло­ги­чес­кой харак­те­рис­ти­ки. Признакам СДВГ свойственно проявляться лишь спустя время и периодически повторяться.

Параллельно с нарушениями внимания одним из главных признаков СДВГ выступает импульсивность, которая проявляется в неумении держать контроль над своим поведением при определенных требованиях со стороны взрослых. Такие дети характеризуются быстрой реакцией на ситуацию, не дожидаются точных указаний и инструкций, неадекватно оценивают требования к заданию. А в итоге рассеянность, невнимательность, легкомысленность, беспечность. Такие дети не могут предотвратить негативные, а также разрушительные, опасные последствия, вызванные их поступками. Часто малыши подвергают себя риску, проявляя ненужную смелость и причуды перед сверстниками. В результате происходят несчастные случаи. Дети с СДВГ способны легко, не думая нанести материальный урон собственности. Сложность в диагностировании СДВГ проявляется в том, что синдрому сопутствует другое расстройство – это синдром Туретта

Для установления диагноза СДВГ необходимо наличие у исследуемого шести, а также более нижеперечисленных симптомов на “Невнимательность”, на “Гиперактивность”, а также наличие одного признака “Импульсивности”. Эти признаки должны наблюдаться у ребенка в течении полугода.

Предлагаемые симптомы на “Невнимательность” :

— неспособен удерживать долго внимание на деталях, по небрежности и легкомыслию допускает ошибки при выполнении заданий

— с трудом сосредотачивается при выполнении заданий, а также во время игр

— вам кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь

— ребенок часто не в состоянии выполнить предлагаемые инструкции и справиться с уроками по школьной программе без внешних на то причин

— самостоятельно ребенок не в состоянии выполнить задание или преступить к другим видам деятельности

— по возможности избегает заданий, которые требуют умственного сосредоточения (школьная домашняя работа)

— ребенок теряет школьные принадлежности (ручки, карандаши, тетрадки, линейки, ластики)

— ребенок легко отвлекается на посторонние вещи

— проявляет постоянно забывчивость

Предлагаемые симптомы на “Гиперактивность” :

— у ребенка часто присутствуют беспокойные самопроизвольные движения в кистях, а также стопах

— сидя на стуле ребенок постоянно крутится, подвижен, встает со своего места во время уроков, когда требуется сидеть

— проявляет бесцельную активность в движениях: крутится, прыгает бегает, куда-то лезет

— не может спокойно играть или тихо заниматься чем-то

— находится в постоянном движении, как-будто с “моторчиком”

Предлагаемые признаки “Импульсивности” :

— ребенок отвечает не задумываясь и не выслушав до конца

— нет терпения дождаться чего-либо

— мешает другим беседовать, перебивает разговор

У взрослых людей, при наличии не выявленной проблемы в детстве, сохраняются симптомы СДВГ на протяжении жизни. По статистике таких людей от 30 % и более. При наличии СДВГ у взрослых наблюдаются сложности с вниманием, с изучением нового материала, в межличностных отношениях. Высокая распространенность СДВГ встречается у безработных, не женатых мужчин. А в целом развитие СДВГ зависит от психологических проблем и психиатрических заболеваний

Мнения специалистов из разных стран расходятся в методах лечения и коррекции СДВГ. Но все единодушно считают результативным комплексный подход. Комплексный подход объединяет несколько методов. Сюда входит модификация поведения, психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекция.

Лекарственная терапия рекомендуется по индивидуальным показаниям и только когда проблемы с СДВГ не реально преодолеть с помощью немедикаментозных методов. Назначают врачи атомоксетин, который не является психостимулятором и не относится к производным амфетамина. При применении препарата не фиксировалось усиления симптомов СДВГ или других нежелательных явлений, происходящих по причине отмены.

С 2010 года опубликованы австралийские исследования о результативности, а также отрицательные показания лечения СДВГ стимуляторами. Пролонгированное исследование за заболевшими длилось 20 лет.

Эффективны в лечении СДВГ ноотропные препараты, которые улучшают работу мозга, обмен и энергетику, а также увеличивают тонус коры. Таким образом ноотропы в лечении СДВГ активизируют высшие психические функции. Параллельно врачи назначают препараты, состоящие из аминокислот для улучшения обмена веществ мозга, а также антидепрессанты

Немедикаментозное лечение включает нейропсихологический метод-упражнений, благодаря которому пациента “переносят” в ранее детство и восстанавливают нейронные связи. Коррекция по нейропсихологической методике длится девять месяцев. В результате после лечения мозг пациента функционирует более эффективно, восстанавливаются все функции.

Синдромальный метод учитывает свободу действий, желания заболевшего при выборе задания. Метод учитывает, что ребенок усидчив тогда, когда ему интересно.

Существуют разработанные подвижные игры, где победу в играх ребенок с СДВГ получает благодаря импульсивности. Но в определенной момент он все же должен напрячь свое внимание.

Бихевиоральная психотерапия (поведенческая) включает педагогическую тактику: метод поощрения, а также наказания. Рекомендуется вдохновлять ребенка, давать положительный определенный настрой.

Метод семейной психотерапии, где ребенок получает первые навыки общения

Сильнодействующие препараты, которые назначают больным, не всегда оказывают положительный эффект. Известны случаи, что после приёма препаратов у детей появлялись симптомы немотивированной агрессии. Приступы немотивированной агрессии выражаются в вспышках гнева, направленного на толпу, своих сверстников, взрослых, родных с применением огнестрельного оружия, отравляющих веществ и другого доступного способа детям. И не смотря на это, существует сомнительная полемика вокруг СДВГ по поводу существования душевного расстройства.

Источник:
Ноотропы при сдвг
Эффективны в лечении СДВГ ноотропные препараты, которые улучшают работу мозга, обмен и энергетику, а также увеличивают тонус коры
http://vlanamed.com/sdvg/

О себе

Творческая биография

Резюме

Мои труды


Я родился в Москве, в небогатой русской (или правильнее сказать — советской?) семье. У обоих моих дедушек было высшее образование, полученное еще в довоенные годы, поэтому согласно старому анекдоту, меня можно отнести наполовину к (кто напомнит, как это правильно пишется?) интеллигенции.

Все мое детство прошло при неотлучном попечении со стороны бабушки. Бабушка в свое время рано осиротела, потом училась в той самой школе в Сокольниках, куда так любили наведываться Ленин и Луначарский, потом закончила библиотечный техникум. Куда бы не бросала ее судьба и чтобы ей не приходилось в свое время делать — работать библиотекарем в Политехническом музее, готовить выступления Калинину, вручать в Колонном зале награды героям, отливать резиновые подошвы для сапог — она больше всего на свете любила читать. В этом я точно похож на нее. Читать я научился в 4 года, до сих пор храню на почетном месте мою первую самостоятельно прочитанную книгу — «Пеппи Длинныйчулок».

Вот в этот период и произошел случай, предопределивший мою судьбу — или, по крайней мере, профессию. Я случайно узнал, что при 2-ом Медицинском институте тоже есть биологическая школа, но работает она как факультатив — 2-3 раза в неделю после уроков. Так, через клуб «Юный медик» начался мой путь в профессию. Года через два мой первый учитель медицины — Марлен Иосифович Пекарский — настойчиво советовал мне поступать на педиатрический факультет. «Все болезни начинаются в детстве, — говорил он. — Педиатр не просто лечит, он растит здорового человека», но тогда я не послушался: говорили, что на лечебном кафедры сильнее, что подтверждалось и конкурсом. Без медали соваться не советовали. Без медицинского стажа тоже.

Получить медицинский стаж оказалось проще простого — в те годы существовала система профессионального обучения школьников (учебно-производственные комбинаты) и диплом младшей медицинской сестры (дипломированной уборщицы палат, как говорили в больницах) приравнивал вчерашнего школьника к выпускнику медицинского училища. А вступительные экзамены школьники сдавали, разумеется, лучше. А вот с получением медали пришлось повозиться. Быть неизменным отличником и стать в итоге (закономерно, как мне казалось) медалистом, оказалось совсем не одно и тоже. Медаль мне все-таки дали, и не золотую, а серебряную, но нервов потрепали изрядно. Дорога в институт была открыта. Осталось сдать экзамены.

Однажды, шутки ради, я пересчитал, сколько же экзаменов я сдавал за всю жизнь: получилось не менее сотни. Но никогда я с таким трепетом не ждал результата, как после вступительного экзамена по химии. И никогда так не радовался полученной «четверке». Получившего на химии «хорошо» на следующем экзамене встречали как будущего студента.

Шесть лет институтской студенческой жизни пролетели, как пули над головой! Смею предположить, что это были самые счастливые годы моей жизни. Ничего общего со школой! Грамотные преподаватели, огромная библиотека, и снова весна! и ежедневная клиническая практика, научные кружки, и вечный вопрос: кем быть? Меня сильно манили две профессии: психиатрия и патологическая анатомия, но случай помог определиться с выбором. Как-то раз заседание кафедры патологической анатомии затянулось до самой ночи. Спускаясь вниз по крутой лестнице, я заметил внизу девочку лет пяти, которая только что подставила «ножку» какому-то важному (и не очень трезвому) дяде с кафедры, а теперь отбивалась от него, крича что было мочи: «Отпусти меня! Я за мамой пришла! Она тут мертвеньких лечит!» И мне почему-то сразу расхотелось лечить мертвеньких.

Говорят, что лучше иметь синий диплом и красную морду, чем синюю морду и красный диплом. Почему-то никому не пришло в голову, что незаслуженно обойденные варианты тоже имеют право на жизнь. Чтобы получить красный диплом достаточно просто учиться на отлично. Другое дело, что полученный красный диплом не гарантирует его обладателю безоблачное будущее — это просто немой свидетель того, что шесть лет учебы сопровождались твоим упорным трудом. Определившись с выбором будущей профессии студент должен начинать работу в выбранном направлении — и заниматься на профильной кафедре, зарабатывая себе репутацию. Я решил не оставаться на кафедре родного института. мне почему-то казалось, что впереди лежит совсем другой, взрослый мир, полный научных открытий и серьезной работы. По окончании пятого курса я отправился зарабатывать себе репутацию в Центр судебной психиатрии, устроившись туда лаборантом.

Так началась моя научная и клиническая жизнь в психиатрии. Первые шесть лет моей работы я был сосредоточен на изучении судебной психиатрии, что дало мне очень большой опыт диагностики психических расстройств, а правильный диагноз — залог успешной терапии. А потом случилось то, что должно было, наверно, случиться — после защиты кандидатской диссертации я стал детским психиатром. Для работы потребовалось получить юридическое образование, плотно заняться психотерапевтической практикой, научиться работать совместно со специалистами других профессий — педагогами, психологами, работниками социальных служб.

Позади — более десяти лет работы в детской психиатрии. Тысячи обследованных и вылеченных детей. Позади — детские дома, специализированные школы, приюты, детские пенитенциарные учреждения. И постепенно приходящее понимание, что детская психиатрия — это, прежде всего, психиатрия развития, психиатрия, неразрывно связанная с педагогикой, психиатрия, способная в процессе лечения пользоваться неистощимыми ресурсами психики своих пациентов. Теперь я «не просто лечу, я ращу здоровых людей».

Источник:
О себе
Творческая биография Резюме Мои труды Я родился в Москве, в небогатой русской (или правильнее сказать — советской?) семье. У обоих моих дедушек было высшее образование,
http://www.drlev.ru/about.php?r=6&t=doklad8

COMMENTS