Мягкие и твердые звуки

Мягкие и твердые согласные звуки

— Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком.

В I и во II классах большое место, отводится усвоению особенностей русской графики, и в частности слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме. Как известно, в русском языке большинство твердых согласных звуков имеет соотносительные с ними мягкие согласные звуки, т.е. образуют пары по мягкости и твердости.

Однако в нашем алфавите нет особых, согласных, букв, обозначающих твердые согласные звуки, и букв, обозначающих мягкие согласные звуки. В середине слова перед гласными мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами.

Постепенно первоклассники узнают, какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука, какие — на мягкость. И как обычно имеет место в школьной практике, результаты знаний учащихся о способах обозначения мягкости и твердости согласных гласными буквами обобщаются в виде следующей таблицы:

Гласные после твердых согласных: а, о, у, э, ы

Гласные после мягких согласных: я, ё, ю, е, и

Для формирования умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:

1. Различение мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Например, в слове Нина в первом слоге звук н — мягкий, во втором слоге звук н — твердый. Учащиеся должны знать, что н и н’ — разные звуки.

Развитию умения различать мягкие и твердые согласные звуки способствует неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый).

2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Чтобы при чтении узнать, какой согласный звук в слове — мягкий или твердый, нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной, т.е. сразу видеть слог. Также и при записи слова нужно учитывать слог, так как мягкость или твердость согласного звука обозначается гласной буквой, которая пишется за согласной.

Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Вначале целесообразно использовать диктант с объяснением (учащиеся объясняют, какой согласный звук в слоге — мягкий или твердый, какую гласную букву нужно написать в этом слоге). Необходимо сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками: воз — вёз, выл — вил, и т.д. Важно, чтобы учащиеся осознали способ обозначения мягкости согласных последующими гласными буквами.

— Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков

На конце слова мягкость согласных звуков обычно обозначается ь. Усвоение данного правила учащимися основано на различении мягких и твердых согласных звуков. Поэтому ознакомление с правилом проводится путем сопоставления по лексическому значению и по звучанию слов с твердым и мягким согласными звуками на конце: угол — уголь, мел — мель и т. п. Отсутствие ь показывает, что согласный звук твердый; если согласный звук мягкий, то после согласной буквы пишется ь. При записи слова ход рассуждения учащихся может быть таким: в слове уголь на конце мягкий звук л, поэтому пишу ь.

Особое место в I классе отводится формированию умения писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.

Дети узнают уже в период обучения грамоте, что звуки ж, ш — всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и. Таким образом, здесь написание не соответствует произношению. Написание сочетаний жи, ши с буквой и является исключением из правила, с которым знакомятся первоклассники: после твердых согласных пишутся буквы а, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.

Нужно обращать внимание детей на то, что пбсле букв ж, ш никогда не пишется буква ы.

Расхождение между написанием и произношением наблюда­ется также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие. По традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у, хотя независимо от написания в данных сочетаниях всегда произносятся мягкие согласные звуки. В процессе работы над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, учитывая характер орфограммы, целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 123 | Нарушение авторских прав

Источник:
Мягкие и твердые согласные звуки
— Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком. В I и во II классах большое место, отводится усвоению особенностей русской графики, и в частности
http://lektsii.net/1-97008.html

Обучение грамоте Согласные звуки мягкие и твердые

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Согласные звуки мягкие и твердые

(образовательные, развивающие, воспитательные): Формировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения; развивать связную литературно – грамотную речь, фонематический слух, внимание, интерес к родному языку; воспитывать бережное отношение к животным.

1. Создание условий и формирование УУД: предметных, метапредметных, личностных.

2. Введение понятия алгоритма и организация работы по нему.

3. Воспитание познавательного интереса к фауне на примере группы животных «Млекопитающихся».

4. Организовать познавательную деятельность обучающихся

Урок изучения нового материала

Научиться различать согласные звуки мягкие и твердые; уметь моделировать звуковые схемы слов; работать в паре по предложенному учителем плану; использовать знаковые символы при составлении звуковых схем; наблюдать и сравнивать согласные звуки;

Мягкие и твердые согласные звуки,

Учебник М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина «Букварь»- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011

Учебник М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина «Букварь» Книга для учителя — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991

Набор звуковых карточек у обучающихся

Организация начала занятий

Цель – активизация учащихся.

Готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный …

Всё получится у нас!

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь нашим друг другу.

(уметь ставить перед собой цели, планировать свою работу)

( осознание необходимости учения).

II этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить знания о гласных и согласных звуках и о предложении.

Цель – уметь осуществлять кооперативно – соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение.

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса .

Что изображено ниже предложения.

Выберите нужную схему предложения и докажите, почему так решили.

-Назовите «опасные места» в предложении

Организовать коллективную работу с классом.

— Где дети собирали грибы?

-Каких животных они могли там встретить?

— Они там встретили зайку.

-Он принес вам задание. Соберите схему слова. А из чего состоят слова?

Работать с информацией , представленной в форме опроса.

Дети читают предложение.

— Подойдет вторая схема, потому что в предложении третье слово имя собственное.

Обучающиеся называют «опасные места»

Работать коллективно. Участвовать в обсуждении представленного задания

— Слова состоят из звуков.

Обучающиеся составляют схему и делают взаимопроверку и проверку на доске.

Коммуникативные УУД(выражение своих мыслей)

(использование знаково-символических средств)

(выполнение пробного учебного действия)

III этап. Изучение нового материала.

— проводить наблюдения за особенностями произношения звуков;

выделять и называть в словах твердые и мягкие согласные звуки.

Цель проведения — профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

V этап. Закрепление

Цель — учить составлять звуковые схемы, работать с моделями слов.

Vэтап. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке; оценить свою работу.

Организовать работу по

определению темы урока

в работу по обсуждению и составлению схем слов, проблемных вопросов

1.Прогнозирование темы и цели урока:

Организовать фронтальную работу,

учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

В гости шёл к нам пёс Барбос,

В лапах косточку он нёс,

На ходу споткнулся,

Носом в столб уткнулся.

Вы, ребятки, посмотрите на слова:

Что здесь записала я?

Где здесь слово «нос»,

Где здесь слово «нёс»,

Вот в чём мой вопрос.

-Кто из вас догадался, чему нам предстоит научиться на уроке чтения?

2.Введение новых обозначений.

Какая на ощупь вата? Мягкая. А камень какой? Конечно, твердый. Согласные звуки тоже бывают твердые и мягкие.
Только как же их пощупаешь, если они невидимые и бестелесные? Да понарошку! Представьте себе, что звук летит маленьким комочком, а вы его ловите и щупаете.
Вот звук [н]. Какой он на ощупь? Давайте его «потрогаем». (Педагог имитирует движения, будто он поймал нечто и пробует сжать это нечто в кулаке.) С непривычки трудно понять. А возьмем-ка мы для сравнения звук [н’] (нь). Тут уж мы не ошибемся: чувствуете, какой он мягкий? Ну, а звук [н] твердый.

3.Сообщение темы и цели урока.

-Как называется тема нашего урока? Чему будем учиться на уроке?

в работу по обсуждению и составлению схем слов, проблемных вопросов

4.Знакомство с произношением мягких и твердых звуков и их
обозначением.

3. Работа над звуковой схемой слов.

Организовать фронтальную работу по учебнику

— Откройте букварь на стр. 46 и рассмотрите первую картинку.

— Кого видите на картинке?

— Озвучьте картинку и составьте звуковые схемы к словам

(Взаимопроверка с доски)

Игра «Поймай звук» ( слышим мягкий звук в начале слова хлопаем, а твердый топаем), произносим слово.

Гуси, пенал, собака, сом, кит, рука, винт, лампа, кошка.

Чему учились сегодня на уроке ?

— Какие задания понравились больше всего?

— Какие затруднения остались?

-Отметьте в листе своих достижений свою работу на уроке.

Участвовать в обсуждении и составление схем слов, выделять звуки по предложенным картинкам, давать им характеристику, составлять вывод.

Проблемная ситуация. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Слушают и смотрят на схему к словам нос и нёс отвечают на поставленный вопрос.

Источник:
Обучение грамоте Согласные звуки мягкие и твердые
Cкачать: Обучение грамоте Согласные звуки мягкие и твердые
http://infourok.ru/obuchenie-gramote-soglasnie-zvuki-myagkie-i-tverdie-753254.html

COMMENTS