Музыкальное развитие ребенка

Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Читайте в этой статье:

Развитие музыкальности дошкольников

Музыка занимает особое место не только в жизни взрослых, но и в жизни детей. Приобщая молодое поколение к музыкальной культуре, можно открыть для дошкольника мир, наполненный новыми ощущениями и радостными переживаниями, и при этом помочь ему развиться эстетически и эмоционально.

Для того чтобы музыкальное развитие детей было успешным, необходимо с ранних лет воспитывать в ребенке любовь к музыке. Главными компонентами развития музыкальности являются слух и эмоциональная отзывчивость. Без этих музыкальных способностей становится невозможным приобщение ребенка дошкольного возраста к миру музыки. В свою очередь, это может пагубно отразиться на целостном воспитании личности.

Эмоциональное восприятие музыки считается одним из главных показателем музыкальности. Благодаря простейшим сенсорным способностям складывается база для развития чувства ритма и ладовысотного слуха. Эти способности проявляются не только во время восприятия музыки, но и во время ее исполнения.

В настоящее время существует большое количество вопросов о том, какая взаимосвязь существует между музыкой и развитием детей. Музыка способна оказывать влияние на того, кто ее слушает, изменять его настроение, создавая образы за счет различных средств выразительности. Одни выражены ярко и динамично, другие заставляют задуматься. В любом случае только находясь в комплексном взаимодействии, они способны оказать влияние на слушателя.

Во время слушания музыки происходит не только формирование музыкальных способностей, но и эмоциональное развитие, так как, слушая музыку, дети учатся различать образы и сопереживать героям. Язык музыки невозможно выразить словами, она способна вызывать такие эмоции и чувства, которые не имеют словесных описаний.

Уже очень давно доказано, что малыш начинает воспринимать музыку, находясь еще внутри утробы матери. При восприятии музыки вместе с будущей мамой происходит музыкальное и эмоциональное развитие, формирование его вкусов и предпочтений.

Основной период, в котором происходит формирование музыкальных способностей и приобщение к музыкальной культуре, — это дошкольный возраст. Расширение музыкально-эстетического сознания детей на этом этапе положительно скажется на последующем развитии личности.

Музыка оказывает влияние и на умственное развитие детей, дает большое количество информации о жизни композиторов. Разбирая содержание произведений, дети расширяют свой кругозор, в словаре появляются новые слова, при помощи которых дошкольник может передать настроение, выраженное в музыке. Расширение умственных способностей у детей дошкольного возраста происходит в результате того, что музыкальные произведения необходимо анализировать, сравнивать и сопоставлять друг с другом, запоминать и так далее.

В современной педагогике музыка представляется как средство, без которого невозможно эмоциональное развитие, которое необходимо для того, чтобы привить ребенку любовь к доброму и прекрасному.

Музыкальное воспитание дошкольников включает в себя следующие виды деятельности:

  • восприятие музыки;
  • ее исполнение;
  • проявление творчества;
  • образовательная деятельность.

Каждый из этих видов имеет свои разновидности, которые могут существовать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Формирование музыкальных способностей детей происходит под влиянием каждого из этих видов. Исключив какую-нибудь деятельность, можно нарушить целостное воспитание личности.

Эмоциональное восприятие музыки детьми старшего возраста происходит более осознанно. Они способны выделять не только главные образы, но и определять, при помощи каких средств они изображены композитором.

Исполнительская деятельность детей семи лет тоже отличается от исполнительской деятельности малышей. Они могут не просто петь или танцевать, а выполнять движения под собственное пение.

Более самостоятельны старшие дошкольники и в проявлении творчества. Дети могут не только выполнять готовые упражнения, но и придумывать свои элементы.

Невозможно развитие музыкальных способностей детей и без образовательной деятельности, которая существует в тесном союзе с другими видами.

Когда малышу исполняется три года, он уже обладает достаточным набором навыков, без которых невозможно развитие музыкальных способностей. Данному возрасту соответствуют некоторые особенности восприятия видов музыки. Дети трех лет довольно хорошо ориентируются в этой области, им известно, что музыку можно слушать, петь, под нее можно танцевать и играть.

Благодаря этим знаниям происходит не только развитие музыкальных способностей, но и эмоциональное обогащение. Взрослые могут ставить перед детьми задания, которые требуют точного выполнения.

Ведущую роль в формировании музыкальности по-прежнему занимает восприятие. Если детям дать послушать два контрастных произведения, например тихую колыбельную и бодрый марш, то реакция на них будет абсолютно разной.

В этом возрасте для детей свойственно интересоваться яркими моментами произведения, обычно это вступление или заключение, реже выразительная интонация мелодии. Во время прослушивания тренируется память, позволяя запоминать понравившийся момент и узнавать его при повторном прослушивании. Восприятие музыки может формироваться и при прослушивании небольших пьес с ярко выраженными образами: «Медведь», «Поезд», «Птичка», «Машина» и так далее.

Формирование слуха у детей осуществляется во время выполнения музыкально-дидактических заданий или игр, главная задача которых — развитие музыкальных и сенсорных способностей, которые напрямую связаны с восприятием таких свойств звука, как высота, тембр, сила и длительность.

Следующий этап в развитии музыкальности дошкольников — подражание голосу взрослого. У детей формируется голосовой аппарат, их речь становится более активной. Конечно, малыши не сразу могут выдавать целые куплеты и строчки, сначала они подхватывают за взрослым окончания фраз, потом отдельные слова, а потом уже могут легко петь вместе с взрослым. При повторении за взрослым слов у малыша происходит формирование фонематического слуха, нарушение которого может отразиться на дальнейшей успеваемости.

Чтобы малыш мог уловить ритм, необходимо медленно, нараспев проговаривать слова песни, к тому же это позволяет контролировать дыхание.

Музыкальная деятельность детей включает в себя следующие разделы:

  • слушание;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • пение;
  • музыкально-дидактические игры;
  • подвижные музыкальные игры;
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • пляски.

Только при комплексном подходе возможно качественное развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Посещая музыкальные занятия в детском саду, дошкольник принимает участие в каждом из перечисленных видов деятельности. По мере того как малыш растет и развивается, нагрузка и время проведения занятий увеличивается.

В старшем дошкольном возрасте музыкальная деятельность состоит из таких же разделов, как и в младшем. Но они уже не такие простые и ставят перед детьми более сложные задачи.

Развитие музыкальных способностей детей происходит в основном на занятиях. Задача педагога — подобрать репертуар с учетом возрастных особенностей детей. Кроме того, занятие можно выстроить на основе одной темы, объединив все виды музыкальной деятельности единым сюжетом.

Подобные занятия очень нравятся детям, они получают больше эмоций, раскрываются, благодаря чему могут свободно проявлять свое творчество.

Большое значение в развитии музыкальности старших дошкольников играет слушание. Этот вид деятельности встречается и в самостоятельном варианте, и во время обучения пению, в ритмических упражнениях и дидактических играх, а также во время игры на различных инструментах и разучивания танцевальных композиций.

Когда дошкольнику исполняется 6 лет, он уже может проявлять свой художественный вкус, а также оценивать произведения и их исполнение. Во время пения голос дошкольника звучит более звонко, чем у детей помладше. К тому же шестилетний ребенок может воспроизводить плавную мелодию. Диапазон становится намного шире, а интонация устойчивее.

На музыкальных занятиях ребенок получает не только музыкальное, но и эстетическое, умственное и физическое воспитание. Благодаря этому происходит гармоничное развитие личности, при этом педагог ставит перед собой следующие задачи:

  1. Прививать ребенку любовь к музыке, учить эмоционально реагировать на нее.
  2. Расширять детские впечатления и увеличивать круг интересов. Это происходит во время знакомства с новыми произведениями и композиторами.
  3. Обогащать словарный запас детей, учить применять новые слова во время характеристики образа произведения.
  4. Приобщать детей к видам музыкальной деятельности, которые используются на занятиях.
  5. Развивать музыкальные способности детей и голосовые данные, а также совершенствовать двигательные навыки.
  6. Учить выражать свое мнение о произведении и высказывать свои мысли.
  7. Развивать творческую самостоятельность, учить передавать образы во время игр и танцевальных движений.

Формируя музыкальные способности детей дошкольного возраста, необходимо помнить о влиянии, которое оказывает музыка на развитие полноценной личности. Она учит его быть добрым, отзывчивым и при этом развивает его музыкальность и другие положительные качества.

Как помочь ребёнку в различные периоды его развития?

Фотоподборки

Хорошая реклама

«Моя Ясна» — сайт о наших замечательных, умных и активных детках.

Музыкальное развитие детей

Одним из направлений для воспитания гармоничной личности является музыкальное развитие. Представляю Вашему вниманию обзор методик и пособий для раннего музыкального развития детей, которые помогут нам, родителям, заниматься самостоятельно буквально с пеленок.

Шиничи Судзуки одним из первых доказал, что дети в 3 года могут играть на скрипке и получать от этого удовольствием. При этом раннее развитие музыкальных способностей отражается и других сферах: дети обладают прекрасными математическими способностями и впечатляют интеллектуальными показателями. они собраны, одухотворены, отлично владеют речью. Автор метода считал, что музыкальные способности присутствуют в каждом из нас с рождения, точно также как и способности к овладению развития речи. Подробно познакомиться с методом можно в книге «Взращенные с любовью», которая есть в нашей группе ВКонтаке .

Рожденный в семье музыкантов, Карл Орф создал собственный метод, создающий тандем из музыки и движения. Во главу ставится импровизация, а не традиционная тренировка и зазубривание нотной грамоты. Музыкальные инструменты так же предпочтительны не сложные, требующие многолетней практики, а доступные. такие как ксилофон, колокольчики, треугольники, маракасы. Ребенок должен «играть в музыку». Российская адаптация метода Орфа представлена Т.Э. Тютюнниковой, автором нескольких книг и федеральной программы музыкального воспитания дошкольников, узнать подробнее о которых можно на сайте http://www.orff.ru/

Пожалуй, самая популярная методика в России и за ее пределами у русскоговорящего населения. Песенки, потешки, танцы, музыкальные сказки и пальчиковые игры позволяют погрузиться в музыкальную среду. Подробнее о занятиях по методике Железновых можно почитать вот в этой статье.

Тюленев Павел Викторович говорит о том, что из любого ребенка можно вырастить музыкального гения. Причем начинать стоит еще до рождения. Рекомендуется рисовать ноты, играть в музыкальные инструменты, изображать звуками животных, окружающие предметы, разыгрывать музыкальные пьесы и даже сочинять самим музыку. Вы можете познакомиться с некоторыми материалы из методики Тюленева

Система созданная для обучения детей в музыкальных школах, но получившая более широкое распространение. Кирюшин создал сказки-мифы, а также специальные музыкальные произведения, которые помогают войти в мир музыки, освоиться с музыкальными терминами, выучить аккорды. Совсем скоро читайте интервью с мамой Екатериной, занимающейся со своим сыном по методике Кирюшина.

6. Музыкальные сказки от Иланы Вин.

О роли сказки в жизни ребенка уже никто не спорит. Интересно выучить ноты и музыкальные термины предлагает Илана Вин. Познакомиться с одной из сказок можно здесь .

7. Программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой

Это пособие, которое включает в себя произведения мировой классики,музыкальные шедевры именитых композиторов. Отличительная особенность пособия в том, что композиции подобраны в контрасте, что позволяет ребенку отличать ноты настроения в мелодиях. Очень полезны и беседы о Моцарте, а также музыкальных инструментах, которые познакомят со звучанием и историей возникновения инструментов.

Материал можно скачать в этой теме в группе ВКонтакте

8. Песенный цикл «Пестрый колпачок» Г. Струве.

Мое первое знакомство с работами Г. Струве были связаны с пособиями по методике Зайцева. Мы со старшими детьми многократно прослушивали эти песенки. Одной из любимых является песенка «Про козлика», которую предлагаю скачать.

Конечно сейчас огромное разнообразие детских песен, но композиции Струве я отношу к детской классике. Слова и минусовка песенки «Пестрый колпачок» здес ь

9. Книга «Первое музыкальное путешествие», издательство «Белый город»

Прекрасное издание, иллюстрации, репродукции художников, качество — все на высоте. Путешествием по Волшебному клавишному городу в увлекательной форме познакомит ребенка с октавами, диезами и бемолями и другими музыкальными премудростями. В книге есть сказки, мифы, потешки, песенки, прибаутки.

Книга рассчитана на занятия с детьми от 3-х лет. Степан не оценил, а вот мои старшие действительно заинтересовались.

10. Учебно-воспитательные издания «Магия музыкального мира», автор Д. Павленко

Любопытные пособия, помогающие изучать математику и энциклопедические знания через песни. Кроме того, существуют две музыкальные сказки, которые пользуются успехом у детей. Простой текст песен легко запоминается и несет в себе массу полезной информации. Подробности на официальноом сайте автора.

11. Детское радио

Современные и не очень, музыкальные композиции из моего детства, классика и интересные передачи наши верные спутники в дороге. Очень-очень рекомендую присоединиться в ряды слушателей. Официальный сайт «Детского радио» — www.deti.fm

P. S. Хотела бы заметить, что обучению игры на музыкальных инструментах уделялось внимание и в методике Домана; специальная музыка присутствует на занятиях по методике Шичида и является значительной составляющей при развитии правого полушария мозга.

Чтобы заниматься музыкальным развитием ребенка не обязательно самим иметь специальное образование, выдающиеся вокальные данные или уметь играть на инструменте. Воспользуйтесь нашим курсом «Домашние занятия по методике Железновых» и развивайте музыкальные способности малыша без хлопот!

О кубиках Зайцева всерьез

Занятия по методике Железновых.

Мария, спасибо за статью! Вы все лучшее собрали!

Я еще добавлю по методикам:

1. Сонатал, Интоника, они направлены не столько на музыкальное развитие, сколько на общее развитие, но с помощью музыки.

2. От себя могу посоветовать вот эту программу от Brillkids — http://www.brillkids.com/teach-music/ Там и изучение нотной грамоты, и пропевание нот (что очень важно для развития слуха и речи, конечно, тоже), и прослушивание классических композиций, прохлопывание ритмических рисунков (мой ребенок стремится теперь каждую мелодию прохлопать и вообще всячески играет в дирижера — размахивает палочками и кланяется :)), изучение музыкальных инструментов. Это годовой курс, так что цена программы очень доступная, мне кажется. Попробуйте скачать trial version, уверена, ребенок оценит

3. Есть еще оригинальные занятия для детей от 3-х лет и взрослых у компании Yamaha music, они проводят занятия почти во всех странах присутствия компании, но до России пока не дошли. Пытаюсь сейчас выяснить, планируют ли они проводить занятия в России и когда.

Анастасия, спасибо огромное за дополнение. На зарубежных сайтах, действительно, есть несколько уникальных и интересных методик. BrillKids один из любимых и приятно получить отзыв от мамы, которая занимается по их методикам.

Спасибо за полный обзор программ музыкального развития детей, очень интересно!

Да-а-а… программ действительно множество, на любой вкус и цвет, как говорится))) Спасибо вам за материалы. А вот программу BrillKids тоже смотрела, оболденная, конечно, но жаль, что всё на английском, а я так давно его учила, что времени переводить нет))) Но я не переживаю, у нас фортепиано дома стоит, научу малышку всему, что умею)))))

У нас малыш поет с 3 месяцев, поэтому ваша статья про музыкальное развитие детей оказалась очень полезной. Спасибо.

Логин

сюжеты для игры?»

от 2-х до 7-ми лет

Наши группы

Детская академия © 2018. All Rights Reserved.

Источники:
Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста
Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста. Виды музыкальной деятельности, способствующие музыкальному, эстетическому, умственному и физическому воспитанию.
http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/muzykalnoe-razvitie-detej.html
Музыкальное развитие детей
Представляю Вашему вниманию обзор методик и пособий для раннего музыкального развития детей, которые помогут нам, родителям, заниматься самостоятельно буквально
http://academy4baby.ru/metodiki-razvitiya/muzyikalnoe-razvitie-detey

COMMENTS