Монтессори раннее развитие детей

Методика Монтессори для детей 1- 3 в домашних условиях с примерами

Методика Монтессори для детей 1- 3 в домашних условиях с примерами

Если вы заинтересованы в том, чтобы ребенок гармонично и быстро развивался, учился самостоятельности и играл не только с обычными игрушками, но и с дидактическими играми, убирал за собой и каждый день постигал новое, то вы должны создать в домашних условиях такую среду, в которой процесс развития малыша будет происходить естественно. Методика Марии Монтессори будет идеальной системой воспитания и раннего развития малыша, его речи и восприятия.

Занятия по системе Монтессори знакомят малыша с предметами, которые расположены в мире вокруг него. Для правильного развития детей с использованием этой методики, обязательно нужно насытить пространство вокруг крохи предметами, которые будут вызывать у него интерес. В системе Марии Монтессори процесс развития детей сводится к тому, что ребенком будут развиваться мускулы, зрение, слух, обоняние и другие органы чувств.

В системе существует огромное количество дидактических игр, направленных на развитие термических ощущений, осязания, вкуса, слуха. Использование таких игр и занятия с ребенком помогут отличать тяжелое от легкого, горячее от холодного, мягкое от твердого.

Чтобы научить малышей раннего возраста самостоятельности и поучаствовать в их развитии абсолютно незаметно, вы должны установить определенный режим дня. Он может быть примерно таким:

Суть такого порядка по системе Монтессори заключается в том, что с малышом занятия проходят совершенно не заметно, а обучение является постепенным и спокойным. В этой методике раннего воспитания детей можно спокойно учить малышей развитию речи, кроха может учить буквы и обучатся правилам разных игр абсолютно без нажима и без напряжения, так как кроха сам выбирает, чем ему заниматься.

Методика Марии Монтессори

Занятия по математике должны быть также очень приятными для малыша и задача мамы сделать их интересными. Найдите для малыша интересные пособия, такие как счетные палочки, кубики и конусы. Когда ребенок будет проявлять к ним интерес, начните учить его не сложным математическим операциям, таким как сложение, вычитание, умножение и деление. Система Монтессори легко позволяет в качестве игр выучить самые разные математические операции в домашних условиях.

Если вы видите, что малыш заинтересовался алфавитом, его можно подтолкнуть к тому, чтобы вы начали занятия по развитию речи. Сначала нужно начать изучать буквы, это можно сделать при помощи вырезанного алфавита, можно разместить буквы на магнитах или купить специальный коврик, на котором размещены все буквы русского алфавита.

Такие занятия будут способствовать постепенному развитию речи, но при этом они будут частью игр, в которые ребенок захочет играть сам, а значит, вы не будет заставлять ребенка и он выучит буквы в простой и легкой игровой форме. В обучении речи и изучении алфавита и той или иной буквы нужно использовать суть и принципы, которыми пронизана вся обучающая система – это самостоятельность и незримое участие взрослого в выборе развивающих игр.

В детском саду, проводя обучение деток и способствуя их развитию, в том числе и речи, можно проводить и групповые занятия, система обучения это позволяет. В детском саду можно практиковать разные виды игр, вот некоторые из них:

  • Детки сидят в кругу на полу, слушают в записи журчание ручейка, шум ливня, тиканье часов.
  • Малыши сидят в кругу и играют в пальчиковые игры, общаются, занимаются развитием речи, поют песни, угадывают буквы на карточках.
  • Малыши ходят по нарисованному на полу кругу, квадрату, треугольнику, стараясь не сойти в линии.
  • Крохам дают в руки по мелофону, и каждый по очереди сочиняет свою мелодию. Если мелофон один, его нужно передавать по кругу.

Такие простые варианты игр способствуют общению и развитию речи деток 1-3 лет, также просто можно выучить буквы. Не навязчивое общение поможет детками стать самостоятельными, научится легко говорить и различать буквы.

Метод Марии Монтессори. Наши развивашки.

Монтессори раннее развитие детей

Когда впервые сталкиваешься с историей педагогической системы Марии Монтессори, невозможно не поразиться тому, с какой ненавистью относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия. Едва придя к власти, и Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу же издают указы о закрытии Монтессори-школ, начинаются гонения на педагогов-сторонников этой системы. И неудивительно: ведь ключевой слово в лексиконе величайшего педагога и гуманиста двадцатого века Марии Монтессори — это «свобода». Целью всей своей жизни она видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность. Ясно, что как раз таких людей, как фея Бастинда — чистой воды, панически боялись диктаторы всех времен.

Мария Монтессори — поистине дитя своего времени. Родившись в 1870 году, она уже в раннем отрочестве начала борьбу за право женщины получать образование наравне с мужчинами, поступив сначала в мужскую гимназию, а затем и в университет. Закончив его в 1896 году, она становится первой в Италии женщиной — доктором медицины. Еще в студенческие годы, работая в университетской клинике, она не раз наблюдала за умственно отсталыми детьми, обездоленными изгоями общества, лишенными не только книжек и игрушек, но и элементарного человеческого тепла. дальше

Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли на решающую роль в жизни ребенка, буквально с первых дней его появления на свет. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает. Его разум работает как сложная впитывающая система. Это означает, что не только профессиональным педагогам необходимо со вниманием относиться к проектированию специально подготовленной для их воспитанников развивающей среды, но и обычным родителям, в доме которых появились малыши стоит подумать, как организовать пространство их жизни с наибольшей пользой.

Предлагаем Вашему вниманию вариант специально подготовленной развивающей среды, которая была создана реально в четырехкомнатной квартире семьи с тремя детьми 8 месяцев, 2-х и 7 лет. дальше

История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.

Побочные эффекты раннего развития: почему метод Монтессори лучше?

Побочные эффекты раннего развития: почему метод Монтессори лучше?

Помните, что случилось в сказке? Иван-царевич нашёл себе жену, которая каким-то непостижимым образом умела делать то, что не умели другие. Она лучше всех пекла хлеб, ткала ковры и даже исполнила светские обязанности жены царевича самым блестящим и загадочным образом, несмотря на то, что была заколдована и большую часть времени проводила в обличье лягушки. Почему же царевич, у которого не было ни малейшего повода для недовольства, сжёг шкурку? Всё просто: он решил, что действия, смысл которых ему неизвестен (возвращение в образ лягушки), бессмысленные и лишние, и всем будет только лучше, если шкурку выкинуть. Стало не лучше, стало очень плохо, но в сказке ситуация счастливо разрешилась. А вот в жизни обычно такая самонадеянность приводит к непоправимым ошибкам разной степени тяжести. При чём здесь дети и их развитие?

Масштаб потерь стал ясен годы спустя. Дети, лишённые возможности двигаться достаточно, исследовать себя и мир, перегруженные занятиями, для которых они не созрели, вопреки ожиданиям взрослых вырастали не более талантливыми, а более нервозными, страдали расстройствами внимания и обучения, плохо справлялись с эмоциями, с трудом сотрудничали друг с другом. Слишком многие дети, родители которых вложили много сил и в изучение передовых методик развития, и в то, чтобы следовать им, не были счастливы, не были инициативны и самостоятельны.

Почему это произошло? Почему это продолжает происходить, когда педагоги жалуются, что дети становятся всё более «трудными», а учёные могут обоснованно, аргументированно показать, что многие мероприятия по «раннему развитию» не только не достигают конечной цели, но и вредят гармоничному и полноценному развитию?

Причин такого бедственного положения вещей множество. Произошла коммерциализация детства, и многие вредные или чрезмерные вещи пропагандируются как безопасные или полезные, потому что это выгодно производителям товаров и услуг. Мультимедийные технологии (в распространении которых, кроме всего прочего, заинтересованы их производители) так быстро вошли в нашу жизнь, что мы, взрослые, ещё не разобрались до конца, что это значит, и не можем научить наших детей разумному и продуктивному обращению с ними… Можно много рассуждать о происхождении проблемы, но родителям интересно не это. Родителю важно понять другое: как отделить зёрна от плевел? Как не растеряться в море разношёрстных советов? Я не стану указывать конкретные методики как деструктивные или бесполезные и даже опасные. Я отмечу причины, по которым они бывают такими, и почему Монтессори-метод работает на благо ребёнка.

Полезность, придуманная взрослыми

Результат, придуманный взрослыми

Материал в классах Монтессори и образ действий педагогов в этих классах основаны на современных данных возрастной психологии, с одной стороны, и позволяют ребёнку приступать ко всякому занятию по мере внутренней готовности, с другой. Это позволяет обойти проблему навязывания ребёнку занятий, которые бесполезны потому, что преждевременны. Ребёнок выбирает из потенциально полезного актуально полезное сам. Это гораздо эффективнее того, когда к ребёнку «пристают» с развитием, заманивая и завлекая. Мы не можем угадать лучше, чем сам ребёнок. В то же время подготовленная среда эффективнее, чем «оставить ребёнка в покое», потому что мы исключаем случайное, мешающее развитию, подбираем наиболее удобное и высокоинформативное. Используем возможности взрослого ума и мудрости для создания лучших условий.

Способ, навязанный взрослыми: недооценка важности сенсомоторного развития

Человеческое тело – механизм, устроенный сложнейшим образом. Для того, чтобы управлять им, интерпретировать информацию, которую нам дают органы чувств, требуется устройство ещё большей сложности. И ребёнок в прямом смысле отращивает нервную систему для того, чтобы овладеть своим развивающимся телом. Многие взрослые как-то упускают из виду, что думаем мы тем же самым мозгом, которым управляем движениями и понимаем ощущения. Эта работа так привычна, так автоматизирована, что мы недооцениваем, как она велика, сложна и многообразна, и что она является фундаментом, на котором строится всё остальное.

Кроме того, прыгающий на одной ножке или поющий, или качающийся на качелях, или разглядывающий букашку, или месящий глину, а то и грязь, ребёнок не похож на профессора (смотри предыдущий пункт). И не очень-то удобен. Дети – цветы жизни, но очень громкие и растущие всё время где-нибудь в неожиданном и не подходящем, а то и опасном для цветов месте. Это только моё предположение, но, думаю, большинству родителей приятнее верить тому, кто предложит усадить ребёнка в красивом светлом уголке за вышивание (просмотр развивающей телепередачи; перебирание карточек; выполнение заданий в развивающих альбомах; напрасно вы думаете, что это для двухлетки полезнее, чем вышивание), чем тому, кто предложит качели, барабан или позволит ребёнку час провозиться с самостоятельным одеванием.

Субъект развития, придуманный взрослым: акцент на инициативу родителя

Для того, чтобы научиться быть самостоятельным, надо быть им. Для того, чтобы научиться, нужно учиться, а не быть учимым. Этот аспект – слабое место большинства подходов к развитию и воспитанию. Мы говорили об этом подробнее, когда сравнивали традиционную образовательную систему и Монтессори.

Акцент на когнитивном развитии в ущерб созиданию личности, придуманный взрослым

К сожалению, немногие родители, особенно родители детей раннего возраста, беспокоятся о том, каким вырастет их ребёнок: добрым? заботливым? великодушным? стойким? уверенным в себе? инициативным? ответственным? щедрым? отзывчивым? умеющим работать в команде? лидером? наконец, будет ли их ребёнок счастливым взрослым, и каково ему прямо сейчас?

Все методики раннего развития – не про воспитание, а про обучение. Хотя талантливые учителя понимают, что обучения недостаточно даже в школе, специализирующейся на обучении. Мы можем найти великолепные размышления на эту тему у Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, Я. Корчака, Ш. А. Амонашвили. Между тем, основы личности закладываются до трёх лет, когда неактуальны большинство приёмов нравственного развития, предлагаемые педагогами, работавшими с детьми старшего возраста. Личность ребёнка до трёх лет развивается через то, как организована его жизнь, каковы его возможности действовать, примеры какого поведения он видит и копирует, на основе того, какую обратную связь он получает от взрослых.

Методика, придуманная взрослым без серьёзного научного обоснования или на базе единичного исследования

Метод Монтессори предлагает взрослому научно обоснованный, системный способ создать наилучшие условия для развития каждого ребёнка во всей его неповторимости. Это не просто свод хороших советов, проверенных временем. Метод Монтессори – это общие принципы на базе проверенной практикой теории, понимая которые, родитель учится решать любую воспитательную задачу оптимально для своего ребёнка. В предельно благоприятных условиях ребёнок не встречает препятствий, выстроенных ошибочными действиями взрослого или своей неосведомлённостью и незавершённостью роста. В таком случае ребёнок приобретает грани личности, знания, умения и полезные привычки так рано и так полно, как это возможно естественным именно для него образом. Монтессори-метод – это, если можно так выразиться, способ сделать развитие ребёнка максимально своевременным, всесторонним и приносящим пользу самому ребёнку.

Раннее развитие ребенка 1-3 года

Раннее развитие ребенка 1-3 года. Методика Монтессори

21 Августа 2013

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) прославилась на весь мир уникальной методикой обучения деток. В 1907году она открыла свою школу, где малыши занимались по методике Монтессори.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) прославилась на весь мир уникальной методикой обучения деток. В 1907 году она открыла свою школу, где малыши занимались по методике Монтессори. Так с помощью ряда заданий, в основе которых лежал принцип саморазвития, умственно отсталые детки начали активно догонять и даже перегонять сверстников. Это так поразило Марию Монтессори, что она написала свою известнубю фразу: ". что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?"

Основа методики Монтессори – свобода. Основные принципы – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Родителям предлагается помогать, не мешая. Подход к ребёнку во время обучения – индивидуален. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори.

С помощью методики Монтессори ребёнок развивает мышление (творческое и логическое), внимание, память, воображение, моторику и т.д.

Дидактические Монтессори-материалы, с помощью которых проходит обучение – это некий симбиоз учебных пособий и развивающих игр. Причём они должны быть изготовлены из натуральных материалов, а их дизайн не меняется вот уже более 100 лет.

В монтессори-классе каждый занят своей работой. Такой класс содержит разные зоны:

  • зона реальной жизни: тут малыш учится самостоятельно одеваться, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать и т.п. Чему учатся дети: концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;
  • зона сенсорного развития: дети изучают окружающий мир (различать вес, цвет, высоту, длину предметов и др.). Чему учатся дети: понимать и отличать размер, форму и цвет, учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;
  • зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка.
  • упражнения на движение — в основном на линии (на ковре или на полу) нарисована линия в виде круга, она необходима для упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. А учитель помогает ребёнку организовать свою деятельность, раскрыть потенциал. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. И лишь тогда, когда это необходимо, учитель подходит и помогает ребёнку. Именно поэтому метод Монтессори исключает скуку у детей в классе.

Источники:
Методика Монтессори для детей 1- 3 в домашних условиях с примерами
Методика Монтессори для детей 1-3 в домашних условиях увлекательна и интересна. Как рационально использовать время для обучения малышей?
http://razvitieiq.ru/razvitie-intellekta/metodika-montessori-dlya-detey-1-3-v-domashnih-usloviyah.html
Монтессори раннее развитие детей
Сайт Лены Даниловой. Методики раннеего развития, книги для родителей, кубики Зайцева, игры Никитина. Здоровье, безопасность ребенка, детский досуг в Москве. Интерьер детской комнаты
http://danilova.ru/publication/metodiky_03.htm
Побочные эффекты раннего развития: почему метод Монтессори лучше?
Всегда ли хорошо раннее развитие ребёнка и как оно соотносится с Монтессори-педагогикой? Читайте в материале Анны Федосовой.
http://mchildren.ru/pobochnye-effekty-rannego-razvitiya-pochemu-metod-montessori-luchshe/
Раннее развитие ребенка 1-3 года
Методика Монтессори. Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) прославилась на весь мир уникальной методикой обучения деток. В 1907году она открыла свою школу, где малыши занимались по методике Монтессори.
http://teddyclub.info/ru/2-3-goda/metodiki-razvitiya/rannee-razvitie-rebenka-1-3-goda-metodika-montessori

COMMENTS