Методы воспитания детей

Методы воспитания детей

Фотогалерея: Методы воспитания детей

Методы воспитания детей, применяемые родителями разных стран и национальностей, во многом обусловлены культурными традициями своего народа. Можно найти множество отличий в традиционной европейской и восточной системе воспитания.

Так, например, часто можно услышать, что японские родители до пяти лет разрешают своим детям практически все и потакают их капризам. Но немногие знают, что следующий период в воспитании японских детей сопряжен с огромным количеством ограничений и условностей, беспрекословным повиновением старшим, в особенности родителям.

Традиционная система ценностей японцев отличается от европейской, а такая методика воспитания вырабатывалась в Японии столетиями. Именно потому она действенна именно для японских детей.

Вообще же, методов воспитания детей очень много. Существуют как признанные методы, научно обоснованные педагогами, так и непризнанные, «домашние», которые наиболее часто применяются в быту.

Одни методы воспитания действенны лишь для определенного возраста ребенка, другие же актуальны на протяжении всей жизни. Кроме того, есть методы «экстренные», предназначенные для решения проблемных ситуаций. Итак, каковы же основные методы воспитания детей?

Метод беседы или убеждения. Этот метод годится для любого возраста (как только ребенок начинает понимать речь) и любого характера. Суть его заключается в том, что родитель спокойным уверенным тоном объясняет ребенку, как нужно вести себя. Применять этот метод лучше всего в комплексе с другими методами.

Метод положительного подкрепления. Этот метод воспитания подразумевает определенные действия родителей в ответ на действия ребенка. Положительное подкрепление – это поощрительные действия, например, похвала, благодарность, поощрение в виде лакомства или игрушки. Суть метода заключается в закреплении у ребенка последовательности действий – хороший поступок ведет к поощрению.

Метод отрицательного подкрепления. Этот метод аналогичен методу положительного подкрепления, но отличается тем, что определенные отрицательные действия родителей следуют в ответ на негативные поступки ребенка. Родители выражают свое негативное отношение к поступку ребенка (но не к нему самому!) укором, замечанием, наказанием.

Разновидностью наказаний могут быть тайм-ауты и штрафные санкции. Метод тайм-аута – это все тот же, хорошо знакомый многим с детства метод «угла». Провинившегося ребенка ставят в угол для обдумывания своего поступка. В современной интерпретации этого метода, родители могут оставить ребенка не в углу, а просто одного в комнате или же временно перестать обращать внимание на просьбы ребенка.

Штрафные санкции должны применяться соответственно возрасту ребенка. Распространенный штраф – лишение ребенка удовольствия, например, просмотра мультфильма или прогулки.

Нельзя допускать, чтобы в качестве штрафа ребенок выполнял те действия, которые должны приносить удовольствие. Например, нельзя, чтобы в наказание ребенок убирал свои игрушки, иначе уборка игрушек навсегда останется для него неприятным процессом и ребенок всячески будет избегать ее.

Наказание может быть эффективным, то есть таким, которое дает нужный результат. Этот метод воспитания так и называется метод эффективного наказания. Такой метод применим в случаях, если запретов мало, но они, что называется, «железные». Такие запреты не дозволяется нарушать ни взрослым, ни детям.

Кроме того, эффективным наказание может быть лишь в случаях, если запреты, а также штрафные санкции за их нарушение понятны и согласованы. При этом соотношение наказаний к поощрениям должно быть не более 1:7.

Так называемый метод «кнута и пряника» — один из самых распространенных методов воспитания, применяемых в домашних условиях. Метод основан на комбинации методов положительного и отрицательного подкрепления, в зависимости от поступка ребенка.

Метод предупреждения или метод «1-2-3». Этот метод воспитания работает по принципу отсрочки наказания с возможностью его избежать. Родитель предупреждает ребенка, что если он не прекратит вести себя плохо, то на счет три последует наказание.

Четко и медленно, спокойным тоном (без угрожающих ноток) родитель считает до трех. У ребенка есть время одуматься и изменить свое поведение. Если ребенок поведение не изменяет, то родитель обязательно должен привести наказание в исполнение.

Метод применим для детей старше двух лет.

Метод заезженной пластинки. Этот метод помогает родителям не терять время на уговоры, а добиться от ребенка послушания. Суть метода заключается в монотонном повторении своего требования до тех пор, пока ребенок его не выполнит.

Например, вместо пространных объяснений, почему ребенок должен одеваться и идти в садик, нужно спокойно повторять требование: «Одевайся и пойдем в садик». Ребенок видит, что спорить бесполезно, поэтому рано или поздно приходи к выводу, что одеться все-таки придется.

Методы воспитания детей

Все любящие и заботливые родители хотят, чтобы их ребёнок вырос достойным человеком. В этот термин можно вкладывать разный смысл, но он неизменно будет оставаться положительным. Чтобы добиться желаемых результатов, придётся применять те или иные методы воспитания детей в семье. Вряд ли удастся обойтись совсем без них.

Некоторые родители разрешают своим детям делать всё, не наказывая их ни за что, позволяя им капризничать, аргументируя подобное поведение тем, что применяют японский метод воспитания ребенк а . Но, во-первых, у нас совсем иная культура и, соответственно, свои методы воспитания, которые и у нас, и у них складывались десятками, а то и сотнями лет. Во-вторых, эта система в Японии на самом деле сложная и состоит из нескольких ступеней, что учитывают далеко не все мамочки из других стран, стремящиеся подражать японцам. Деткам позволяется «делать всё» только до пяти лет, а вот после этого возраста в силу вступает новый этап, подразумевающий огромное количество запретов и ограничений. Также в это время ребёнок обязан строго выполнять любые требования родителей. А когда ему исполняется пятнадцать лет, он уже считается взрослым: мать и отец общаются с ним на равных.

И вообще, вседозволенность (а именно её чаще всего подразумевают под японским методом воспитания, не вникая в него полностью), не самый лучший метод воспитания, ведь:

• ребёнок с раннего возраста привыкнет вами манипулировать

• этот способ точно не относится к методам воспитания самостоятельности у детей – ребёнок, напротив, растёт очень неприспособленным к жизни и привыкшим всё получать на блюдечке с голубой каёмочкой: то есть он не будет уметь добиваться своих целей

• ему сложно будет общаться с другими людьми, ведь он привык, что окружающие должны повиноваться его капризам

Мы и наши дети привыкли совсем к иным методам воспитания, которых существует достаточное количество. Вы можете выбрать несколько или применять время от времени все понемногу.

Многие современные методы воспитания детей знакомы многим молодым мамочкам с малых лет. То есть со времени их детства мало что изменилось. Это лишь показывает действенность способов, которые мы приведём ниже.

1. Самый распространённый приём воспитания, который подкрепляется другими на выбор родителей – спокойная беседа. Это значит, что мама и папа без криков, абсолютно ровным тоном рассказывают своему чаду, как следует поступать, а как не следует.

  • Положительное подкрепление. В целом всё просто. За хороший поступок ребёнок получает положительное подкрепление, под которым подразумеваются похвала, объятие, поцелуй, небольшой подарочек (сладость, игрушка), посещение парка или развлекательного мероприятия и т.д.
  • Отрицательное подкрепление, которое ребёнок получает негативный поступок. Это может быть замечание (только имейте в виду, что недовольство выражается исключительно в адрес события, поведения, а не самого чада!) или наказание.

Наказания могут быть тоже разными:

3. Метод кнута и пряника. Он сильно перекликается с предыдущими способами воспитания при помощи подкреплений. Точнее, и здесь используются подкрепления. Но если в предыдущем случае родители вольны выбирать и применять, например, только положительные или только отрицательные, то здесь их комбинируют. То есть за любой хороший поступок – положительное подкрепление, а за любой плохой – отрицательное.

4. Методы воспитания детей раннего возраста. К ним относится метод 1-2-3 (предупреждения). Хорош для малышей от 2 лет. Если ребёнок расшалился, а уговоры на него не действуют, то предупредите, что у него есть время успокоиться, пока вы считаете до трёх. Если он успеет это сделать, то не получит наказания.

5. «Заезженная пластинка». Если вы хотите чего-то добиться от ребёнка, а он не хочет это делать и старается втянуть вас в дискуссию – не поддавайтесь. Просто на любую его реакцию повторяйте свою просьбу (или требование).

И главное помните, что ребёнок в любом возрасте – это личность и относитесь к нему соответственно.

Методы воспитания детей

  • Воспитание детей
    • Воспитание детей
    • Новости
    • Статьи
    • Шкатулка
    • Опросы
    • Ссылки на полезные статьи
    • Книги
    • Полезные ресурсы
    • Каталог товаров для детей
    • Детская одежда
    • Детские коляски
    • Радионяни
  • Статьи
    • Статьи
    • Развитие и воспитание ребенка
    • Детская комната
    • Детские игры и игрушки
    • Развитие речи ребенка
    • Детская психология
    • Если ребенок левша
    • Воспитание одаренных детей
    • Питание
    • Здоровье
    • Детский досуг
    • Ребенок и компьютер
    • Ребенок и школа
    • Детская гигиена
    • Молодой маме
  • Развитие и воспитание ребенка
    • Развитие и воспитание ребенка
    • Ребенок до года
    • Ребенок от года до трех лет
    • Дошкольник
    • Младший школьник
    • Подросток

Пожалуй, трудно найти родителей, которые не хотели бы воспитать хорошего ребёнка. Большинство людей в процессе воспитания детей опирается на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали в своё время. Между тем, имеется множество доказательств тому, что прежние методы воспитания дают сбои и не приносят ожидаемых результатов. Иногда эффект их применения бывает прямо противоположный. В чём причины этого явления?

Перемены, происходящие в современном мире, требуют новых, неординарных подходов к проблеме воспитания, поиску альтернативных современных методов воспитания детей.

Методы воспитания детей, которыми до сих пор пользуется подавляющее большинство родителей, формировались в семье на протяжении столетий в условиях феодального общества, а затем в условиях буржуазных или социалистических демократий, основу которых составляла авторитарная власть. Это авторитарные методы воспитания детей.

Основным принципом таких методов является требование беспрекословного подчинения детей воле родителей. В арсенале воспитательных мер здесь имеются такие способы воздействия на ребёнка, как приказ, выговор, окрик, угроза, насмешка, наказание, в том числе, и физическое. Ребёнок при этом рассматриваются как некий негативный, враждебный субъект, который стремится всё время что-то сделать не так, которого постоянно нужно одёргивать, направлять.

В основе мотивационных механизмов поступков детей при таких методах является страх.

Демократические методы воспитания детей являются новыми, современными методами, которые родились под влиянием демократических преобразований, происходящих в окружающем нас мире.

В основе таких современных методов воспитания детей лежит отказ от принуждения, подчинения поступков детей желаниям родителей и бесконфликтная переориентация их с плохого поведения на хорошее. Применение этих методов предполагает изучение восприятия ребёнком тех или иных фактов или событий в жизни и оказание ему ненавязчивой помощи в правильной их оценке. Ребёнок не рассматривается как плохой или хороший, но как живой человек, которому свойственно ошибаться. Оценке подвергаются поступки, а не он сам. Положительную оценку получают поступки, учитывающие интересы всех участвующих в конфликте сторон. Взаимоотношения в семье строятся не на страхе детей перед неминуемым наказанием, а на принципах взаимопонимания, доверия, взаимного уважения, безусловной любви.

Мотивацией поступков детей в этом случае является внутреннее побуждение к действию и выбор правильного варианта действий на основании собственных представлений о том, что хорошо, а что плохо.

Сравнительная оценка авторитарных и демократических методов воспитания детей

Авторитарные методы просты, имеют быстрый эффект и не требуют больших временных затрат. Положительным эффектом воспитательного воздействия для данной группы методов считается непременное выполнение требований родителей. Однако цена детского послушания в данном случае слишком велика. В семье возникает отчуждённость между родителями и детьми, которая углубляется по мере взросления ребёнка, исчезает взаимное доверие и любовь.

Обратной стороной страха наказания за непослушание является развитие у ребёнка таких негативных черт характера как трусость, подлость, угодничество, ябедничанье, озлоблённость, чёрствость, неуверенность в своих силах, низкая самооценка. Дети, испытавшие на себе подобные методы воспитания, не всегда могут отличить, что хорошо, а что плохо и зачастую не знают, как им поступить в конкретной жизненной ситуации. Неуверенность в себе не позволяет им добиться хороших успехов в учёбе, работе, в личной жизни. Причины своих неудач они усматривают не в зависимости от своих поступков, а от сторонних факторов. Став взрослыми, эти люди постоянно ждут чьих либо команд, оценок, советов и помощи. Им очень сложно приспособиться в современном мире.

Демократические методы напротив – сложны, требуют значительных затрат времени и быстрого эффекта не обещают. Кроме того, они предполагают постоянное самосовершенствование родителей, общую грамотность в вопросах воспитания детей и знакомство с современными методами воспитания детей в частности. Необходимыми качествами родителей при этом является выдержка, умение владеть своими эмоциями, настойчивость, последовательность.

Цели воспитания детей в данном случае отличны от целей при авторитарных методах. Положительным результатом воспитательного воздействия считается не безоговорочное выполнение родительского распоряжения, а правильный выбор необходимого действия в конкретных жизненных обстоятельствах и осознанное его выполнение. Эти методы способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности в себе, смелости в принятии решений, инициативности, ответственности, честности, демократичности, дружелюбия. Воспитываясь в семье, где в основе отношений лежит уважение и любовь, такие дети выходят во взрослый мир открытыми, искренними, способными дарить любовь другим людям.

Демократические методы воспитания детей приобретают исключительно важное значение, если в семье растёт гиперактивный ребёнок.

Источники:
Методы воспитания детей
Как воспитывать ребенка? Об основных методах воспитания детей читайте в Стране советов
http://strana-sovetov.com/kids/common/2574-parenting-methods.html
Методы воспитания детей
Методы воспитания детей — современные методы воспитания детей раннего возраста, а также каким образом можно наказать ребенка
http://bambinostory.com/metodi-vospitaniya-detei/
Методы воспитания детей
Воспитание детей Воспитание детей Новости Статьи Шкатулка Опросы Ссылки на полезные статьи Книги Полезные ресурсы Каталог товаров для детей
http://baby.web-3.ru/article/stages/?act=full&id_article=2307

COMMENTS