Методики раннего развития

Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах. Отечественные разработки рассмотрены в другой нашей статье: Методики развития детей раннего возраста от российских авторов

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение.

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития.

Основные принципы методики:

  1. Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
  2. Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
  3. Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
  4. Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
  5. Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

  1. Игровые микроуроки.
  2. Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
  3. Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию.

Основные принципы методики:

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

  1. Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
  2. Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
  3. Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
  4. К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

  1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
  2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
  3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Одной из главных задач, встающих перед каждой молодой мамой с появлением ребенка, является обеспечение поступления всех необходимых витаминов и микроэл.

Простуда при беременности. Последствия для ребенка и для мамы в зависимости от триместра

Заболеть не хочется ни одной беременной женщине, даже если это «всего лишь» простуда. В зависимости от срока беременности ОРВИ и ОРЗ могут нести различ.

Меня уже третий год это искренне удивляет. И вопрос: «Когда на работу? Не скучно дома-то сидеть?». Это, наверно, 95% людей так считает, в том числе и с.

В детстве современных мам не существовало такого огромного ассортимента материалов для творчества. Зато сейчас мы можем выбирать товары на любой вкус и.

Когда можно беременеть после замершей беременности

Женщины в большинстве своем – очень сильные и могут выдержать почти любое испытание, предназначенное им свыше. Замершая беременность вызывает стресс, с.

© Любящая мама, 2014-2017

Любящая мама — сайт о детях. и не только

Перепечатка материалов возможна только при наличии активной ссылки на используемую статью сайта Любящая мама. За содержание рекламных объявлений администрация сайта ответственности не несет. Опубликованные статьи и данные на сайте имеют ознакомительный характер и не могут заменить визита к вашему лечащему врачу.

Лучшие методики раннего развития: как воспитать вундеркинда

Надо признать, что далеко не все дети рождаются вундеркиндами. Скорее, наоборот: можно выделить лишь единицы детей, которые проявляют необыкновенные способности с раннего детства. Значит ли это, что остальные безнадежны? Конечно же, нет! Каковы же лучшие методики раннего развития?

Методика Монтессори – «помоги мне это сделать самому»

Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем лучше он будет усваивать все и стремиться к познанию нового. Для этого разработаны различные методики, которые успешно применяются уже не первое десятилетие на практике. Одной из лучших методик раннего развития и, пожалуй, одной из самых известных является методика Марии Монтессори, которая была разработана еще в середине 19-го века.

Мария Монтессори – первая в Италии женщина – доктор медицины. Она много работала в детском саду, занимаясь больными и ослабленными детьми. Чтобы детки не отставали от своих сверстников, она сама придумывала игрушки, которые помогали бы им развивать различные навыки.

Итогом ее работы стала разработка педагогической системы, суть которой заключается в саморазвитии ребенка. Идея системы – создать вокруг ребенка специальную среду, в которой он будет самостоятельно жить и учиться. В этих условиях ребенок формирует моторные и сенсорные навыки, совершенствует физическое состояние, учится упорядочивать и сопоставлять самые разнообразные предметы и явления, приобретает знания и умения на собственном опыте.

Цель учителя при этом – наблюдать за ребенком и помогать только в случае крайней необходимости. Основной девиз учения Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

На данный момент можно приобрести множество игровых и дидактических материалов, основанных на методике Монтессори. Это материалы по развитию речи, сенсорике, практической жизни, письму и чтению, математике. Но подавляющее большинство игр направлено на развитие образного мышления. Основным отрицательным моментом методики Монтессори является неумение взаимодействовать в группе.

Педагоги-новаторы, родители семерых детей Борис и Елена Никитины, разработали свою уникальную методику, которая также считается лучшей для раннего развития ребенка. Все принципы этой методики были апробированы на своих детях.

Их игры рассчитаны на совместные занятия родителей с детьми, точнее, совместные игры, которые варьируются в зависимости от конкретной ситуации и возраста. Как правило, это разнообразные головоломки, которые направлены на то, чтобы распознать и достроить различные образы.

Они способствуют образному и логическому мышлению. Каждая из игр — это определенный набор задач, которые ребенок будет решать с помощью всевозможных деталей – кубиков, квадратов, кирпичиков, картонных фигур и т.д.

Отрицательные стороны такой методики: дети занимаются исключительно тем, что им интересно, в них не воспитывается целеустремленность и усидчивость, не вырабатывается стремление преодолевать трудности.

Довольно оригинальная, созданная более столетия назад австрийским педагогом Рудольфом Штайнером вальдорфская методика также признана лучшей методикой раннего развития, хотя она и основана на принципах, в корне отличающихся от других методик. Согласно ее учению ребенок должен как можно дольше, минимум до 7 лет, жить в собственном, образно-сказочном мире.

То есть, главный акцент в ней делается на творческом, физическом и духовном развитии. Развитие интеллектуальных способностей оставляется на более поздний период. Дети участвуют во всевозможных праздниках, спектаклях, обучаются различным ремеслам, причем работают исключительно с природными материалами.

Исходя из этой методики «мертвые» игрушки — из пластмассы или других полимеров — не дают ребенку жизненные силы, а отнимают их. Также согласно методике рекомедуют убрать из дома компьютер и телевизор, так как они являются источниками дополнительного стресса и совершенно ненужной информации.

Отрицательные стороны такой методики: ребенок практически оторван от современных реалий, знания ребенка и его умения зависят от уровня подготовки самого учителя, колоссальные отличия от программы в традиционных школах.

Эта методика была разработана военным врачом Гленом Доманом, который на протяжении многих лет работал с детьми, имеющими травмы мозга. Ее суть можно изложить несколькими словами: при стимулировании одного из органов чувств человек может добиться значительного усиления активности мозга в целом. То есть, если почти слепой ребенок-инвалид мог после интенсивных занятий видеть очертания предмета, то уже вскоре он начинал двигаться, хотя и по чуть-чуть — мозг заработал и пошла цепная реакция.

Затем методика была применена и к здоровым детям. Глен настаивал, что с ребенком необходимо заниматься с самого рождения, тогда с каждым разом он будет усваивать все больше и больше информации. На карточках больших размеров писали всего по одному слову и показывали ребенку на 5-10 секунд. Так, чтобы он мог просто охватить глазами показанное. На протяжении дня это делалось до 10 раз. В итоге информация усваивалась ребенком свободно.

По его мнению, чем раньше обучить ребенка цифрам, тем быстрее и самостоятельнее он откроет для себя сложение и вычитание, а впоследствии умножение и деление. И так во всем: в обучении языкам, химии, физике и т. д.

Есть в этой методике и отрицательные стороны: ребенок выступает только в качестве пассивного слушателя, в ней отсутствует творческое начало и не учитываются стадии развития.

Известный педагог-новатор Николай Зайцев призывает отказаться от традиционного принципа обучения чтению, так как это негативно воздействует на психомоторное развитие и здоровье ребенка. О «кубиках Зайцева» слышали, наверное, многие родители, но не все пытались применить их на практике.

Суть этой методики проста: ребенок с момента рождения произносит не отдельные буквы, а только слоги. Соответственно, ему проще выучить слог, чем отдельную букву. Тем более, в игровой форме. Играя с кубиками, дети быстро запоминают написание слогов или сочетания букв, а затем могут самостоятельно составлять слова – от простых к сложным.

Методика Зайцева неудобна тем, что после ее применения в школе ребенку приходится переучиваться. Также существует проблема пропуска гласных при письме. На самом деле методик раннего развития еще довольно много. В каждой из них есть свои недостатки, хотя преимуществ все же больше.

Наверное, в идеале было бы взять лучшее в каждой из них и применять все это в комплексе, всесторонне развивая ребенка. К сожалению, в современных реалиях позволить себе такое могут только единицы, так как придется полностью все время посвятить ребенку, что практически невозможно. Но ведь попытаться стоит?

Источники:
Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как
http://lovingmama.ru/article/1075-metodiki-rannego-razvitiya-detey-ot-0-do-3-let
Лучшие методики раннего развития: как воспитать вундеркинда
Лучшие методики раннего развития: как воспитать вундеркинда Надо признать, что далеко не все дети рождаются вундеркиндами. Скорее, наоборот: можно выделить лишь единицы детей, которые проявляют
http://megapoisk.com/luchshie-metodiki-rannego-razvitija

COMMENTS