Методики обучения детей

Основные методики обучения детей дошкольного возраста

Во всем мире родители задаются одним и тем же вопросом: «С какого возраста необходимо обучать детей?». Многие педагоги отвечают, что обучать нужно с рождения, и разрабатывают собственные методики, способствующие раннему развитию малышей. Так как развивающих методик достаточно много, и некоторые родители никак не могут решить, какая из них лучше всего подойдет их чаду, в этой статье мы рассмотрим самые популярные методики.

Раннее физическое развитие малыша стимулирует развитие его мозга, и способствует его более быстрому обучению в дальнейшем. Наиболее известные методики в этом направлении: динамическая гимнастика, метод Глена Домана и Никитиных.

Динамическая гимнастика – комплекс упражнений, которые родитель выполняет с ребенком. Она включает в себя элементы гимнастики, массажа и упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. Регулярное выполнение с грудничком динамической гимнастики развивает рефлексы малыша, нормализует мышечный тонус, укрепляет иммунную и сердечнососудистую системы, способствует нормальному психическому развитию.

Согласно методу раннего развития, разработанного нейрофизиологом Гленом Доманом, движение детей не надо ничем ограничивать, малыша следует, как можно раньше обучить гимнастике. Ведь мозг маленького человека интенсивно развивается и растет только тогда, когда он работает. Чем больше ребенок знакомится с окружающим его миром и своим телом, тем быстрее развивается его мозг, умение анализировать, думать. Мозг ребенка изначально запрограммирован на обучение, а задача родителей – не мешать малышу и поощрять его.

Борис и Елена Никитины, родители семерых детей, разработали свою методику раннего развития. Она основана на том, что не надо мешать ребенку познавать окружающий мир. Если движения малыша ничем не ограничивать, то это будет способствовать развитию его мозга. Например, вместо того, чтобы сажать ребенка в манеж, стоит установить для него спортивную стенку, и помочь ему освоить ее. Не нужно делать за маленького человека то, что он может сделать сам, пусть самостоятельно преодолевает возникшие перед ним трудности и препятствия.

Теперь мы рассмотрим методики, направленные на раннее обучение детей чтению, основам математики, письму: методики Сесиль Лупан, Глена Домана, Николая Зайцева, педагогику Марии Монтессори, Вальфдорскую систему.

Николай Зайцев разработал ряд пособий по обучению детей дошкольного возраста чтению, математике, письму, английскому языку. Уникальным является его метод раннему обучению чтению с помощью кубиков разных размеров, цветов и звучания.

Сесиль Лупан основывает свою методику на том, что ребенку надо с самого раннего детства объяснять все, что вокруг него происходит. То, что нельзя непосредственно показать малышу, можно представить на картинке. Сесиль утверждает, что если грудничок с самого рождения будет слышать, как ему читают книги, то в дальнейшем это поможет ему быстрее выучить буквы и научится читать.

Глен Доман, известный американский педиатр, считает, что мама должна обучать и развивать своего малыша в процессе выполнения повседневных занятий, параллельно объясняя ребенку, что и зачем она делает, а также рассказывая ему обо всех предметах, которые попадают в его поле зрения. Также Доман советует родителям развивать кругозор ребенка с помощью карточек с рисунками (растения, животные, явления природы). Мама или папа должны показывать малышу карточку и рассказывать о том, что на ней изображено, можно даже составить небольшой рассказ о том, что нарисовано на карточке. Доман утверждает, что обучать детей с раннего возраста естественным наукам, математике, чтению, истории необходимо с помощью подобных карточек.

Вальфдорская система обучения малышей направлена на раскрытие в них творческого потенциала, воспитание и духовное развитие. В детских садах, практикующих эту методику, все игрушки сделаны исключительно из натуральных материалов (например, дерева, шерсти), и в большинстве случаев руками воспитателей. Такие игрушки способствуют развитию в ребенке воображения и умения самостоятельно придумывать интересные игры с ними. Воспитатели обучают детей делать что-то новое на собственном примере. Так, воспитатель делает какую-то поделку своими руками и предлагает малышам помочь ему или вместе с ним попробовать сделать то же самое. Обычно дети с увлечением присоединяются к взрослому в его работе. По такому же принципу развивают у детей память: воспитатель читает стихи, сказки, истории, а потом малыши повторяют за ним услышанное.

Мы перечислили самые популярные методики обучения детей дошкольного возраста. Выбирая для своего ребенка методику раннего развития и обучения, родителям стоит обратить внимание не на разрекламированность метода, а на то насколько, по их мнению, он подходит их малышу.

Методики обучения детей

Вопрос о том, когда следует начинать обучать детей стоит перед всеми родителями во всем мире. Ответ большинства педагогов – с рождения. А вот в методиках обучения или, скорее, раннего развития ребенка у специалистов существуют разногласия. Попробуем кратко охарактеризовать самые популярные сегодня методики обучения и раннего развития детей, дабы помочь Вам сориентироваться и подобрать те, которые покажутся Вам наиболее приемлемыми.

Большинство методик ориентируется на всестороннее гармоничное развитие ребенка, поэтому разбить их на группы крайне сложно, однако можно объединить по некоторым критериям.

Физическое развитие ребенка — это первый шаг на пути к его дальнейшему успеху в обучении. Известные в этом направлении методики: раннего развития Никитиных, Динамическая гимнастика, грудничковое плаванье, метод Глена Домана.

Методика раннего развития Никитиных

В свое время Елена и Борис Никитины, воспитавшие семерых своих детей, предложили свою методику раннего развития ребенка. Супруги предлагают, наблюдая за ребенком, давать ему возможность осуществлять интересующий его процесс не тогда, когда это предписано правилами, а тогда, когда ребенок в нем наиболее заинтересован. То есть, если ребенок начинает тянуться к предметам и обхватывать, удерживая их уже в трехмесячном возрасте, то именно в это время ему можно предложить подтягиваться за перекладину.

Никитины утверждают, что свобода движения ребенка развивает не только его тело, но и мозг. Самым основным является ликвидация рамок и ограничений со стороны родителей. Например: вместо удерживания ребенка в манеже, лучше дома поставить спортивную стенку и помочь малышу ее освоить; не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам, а дать ему возможность в преодолении трудностей раскрыть свой творческий потенциал, увеличить веру в себя и научиться принимать самостоятельные решения.

Метод Глена Домана

Нейрофизиолог Глен Доман также рекомендует, как можно раньше обучать детей гимнастике и не ограничивать их передвижение манежем. Доман доказал, что мозг растет и развивается только, если он работает. От интенсивности нагрузки на мозг ребенка в первые годы жизни зависит его интеллект в будущем. Чем больше родители поощряют ребенка к движению, тем быстрее формируется его мозг. Это ни в коем случае не означает, что малыша нужно заставлять что-то делать. Его мозг сам запрограммирован на обучение, поэтому маленькому ребенку не нужна дополнительная мотивация для этого. Главная задача родителей – поощрение и грамотная организация процесса обучения.

Динамическая гимнастика позволяет развить врожденные рефлексы у ребенка до года. Эта методика основана на том, что ребенку предоставляют возможность двигаться, когда он еще самостоятельного этого делать не может. Методика очень старая, известная еще на Руси. Выглядит это примерно так: деток берут под мышки и слегка подбрасывают, удерживая за ноги и руки, крутят вокруг себя и т.д.

В основе методики грудничкового плаванья заложено стремление укрепить здоровье малыша и дать толчок его организму правильно развиваться. По этой методике ребенка учат плавать с рождения сначала в ванне, а потом один из родителей плавает с ним в большом бассейне. При этом делается ряд специальных упражнений.

К методикам, которые охватывают способы обучения детей чтению, письму, математики, а также развивают у детей желание и способности к самообучению можно отнести: Вальдорфскую систему, педагогику Марии Монтессори, методики Глена Домана, Сесиль Лупан, Николая Зайцева и др.

Вальфдорская система обучения

Вальфдорская система обучения детей делает ставку на творчество, духовное развитие и воспитание. Детские сады, работающие по этой методике, оснащены исключительно натуральными предметами. Речь идет о деревянном интерьере и игрушках, изготовленных из дерева, шерсти и других натуральных материалов. Как правило, большинство “живых” игрушек сделаны воспитателями собственноручно. Такие игрушки становятся настоящими друзьями малышей и развивают их фантазию.

Еще одним отличием таких детских садов является то, что воспитатели собственным примером подталкивают детей к обучению, а не заставляют их делать что-то, оставаясь тем временем в стороне. Видя, как воспитатель делает что-то своими руками, дети присоединяются к нему и увлекаются помощью взрослому. Это работает и с чтением сказок, стихов и различных историй. Дети с удовольствием повторяют за взрослым, впитывая ритмичность и внутреннюю мелодику текста.

Педагогика Марии Монтессори

Основа методики обучения Монтессори заключена в саморазвитии личности благодаря помещению ее в насыщенную материалами и инструментами познания окружающего мира среду. В детских садах, работающих по методике Монтессори, ребенок окружен множеством различных предметов, которые помогают ему свободно экспериментировать и познавать мир вокруг себя. Воспитатели являются тут не надзирателями, а помощниками и не ограничивают детей, а направляют и объясняют. Дети, которые посещают такие садики, общительны, умеют работать самостоятельно и в группе, с интересом учатся новому.

Отличается и методика обучения чтению по Монтессори. В процессе обучения детей сначала учат писать, а потом читать. Для этого воспитатели используют карточки, с наклеенными на них, вырезанными из шершавой бумаги прописными буквами. Водя пальчиками по этим буквам, дети запоминают их написание. И уже после малышам предлагают составлять слова из специального креативного алфавита Монтессори.

Методика Глена Домана

Американский педиатр Глен Доман отдает первенство в развитии ребенка матери. Он советует мамам постоянно обучать детей, делая это в процессе повседневных дел и занятий, объясняя при этом все, что делается и что попадает в поле зрения малышей. Кроме того, Доман учит родителей подавать энциклопедические сведенья ребенку с помощью изображенных на карточках рисунков (животных, растений и др.), их озвучивания и построения в некий связующий ряд. С помощью подобных карточек Доман предлагает обучать детей чтению, математике, истории, естествознанию и другим наукам.

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан очень схожа с методикой Глена Домана, так как представляет собой ее адаптированную и упрощенную версию. Лупан предлагает с раннего детства многое объяснять малышу. Она также пользуется карточками с картинками, однако, в отличие от Глена Домана, настаивает на том, что рисунки должны отображать реальный мир вокруг ребенка. То есть на рисунках надо изображать предметы и явления, которые может увидеть ребенок в повседневной жизни. Что касается обучения чтению, то Сесиль настаивает, что для того чтобы ребенок быстрее привык к буквам, он должен слышать их звучание с рождения.

Методики обучения Николая Зайцева

Методики Николая Зайцева являются универсальными. Существует ряд пособий этого автора по обучению чтению, письму, математике, английскому языку для дома и детских садов.

Интересной является методика обучения чтению. Зайцев изобрел кубики разных цветов, размеров и звучания для того, чтобы процесс понимания и запоминания взаимосвязи букв и звуков для ребенка был интересен и прост.

Перечисленные методики относятся к популярным и несут в себе возможности всестороннего раннего развития детей. Кроме них существуют узконаправленные методики обучения конкретным предметам.

Сегодня родители могут ознакомиться со множеством разработанных методик обучения и раннего развития ребенка. Как, показывает практика – единой правильной или, так сказать, универсальной методики не существует. Поэтому родителям стоит выбирать, опираясь на свои предпочтения и опыт. Ведь главное в раннем обучении – не гонка за титулом самого умного ребенка, а помощь малышу в его гармоничном развитие.

2011 Copyright Малютка.net Сайт для родителей. Копирование информации без письменного разрешения и гиперссылки на источник запрещено.

Внимание! Самолечение может привести к нежелательным последствиям!

Источники:
Основные методики обучения детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются популярные методики обучения детей дошкольного возраста. Описываются методики, направленные на раннее физическое развитие, а также методики общего развития.
http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/osnovnye-metodiki-obucheniya-detej-doshkolnogo-vozrasta.php
Методики обучения детей
Вопрос о том, когда следует начинать обучать детей стоит перед всеми родителями во всем мире. Ответ большинства педагогов – с рождения. А вот в методиках обучения или, скорее, раннего развития ребенка у специалистов существуют разногласия.
http://malutka.net/metodiki-obucheniya-detei

COMMENTS