Методика раннего развития детей

Обзор методик раннего развития ребенка

Посмотрите этот ребенок сильный и смелый, шалун и фантазер, и не боится других детей. И сообразительный и веселый и активный, так четко читает на утреннике стишки, умиляя этим всех родителей. Он – маленький гений и заводила. Естественно у каждого родителя возникнет желание, чтобы так говорили и о его ребенке.

Креативные и прогрессивные мамы обычно вводят уже своих маленьких гениев в специальные «школы развития» чуть ли не самого рождения. Секции, кружки, репетиторы — все это сразу обрушается на еще неокрепшего человечка. И поколение бабушек в один голос кричат: «Зачем лишайте ребенка детства!». Педагоги, поддерживающие консервативные методы развития настаивают на том, что всему свое время. Медицинский персонал, в свою очередь предупреждает о возможных сколиозах, неврозах, близорукости и так далее. И как поступать в данном случае? Как всегда, истина где-то посередине. Для того чтобы понять, какое выбрать оптимальное направление, и какая методика развития детей подойдет вашему малышу и вам, необходимо знать, какой арсенал методик могут предложить так называемые «педагогические технологии».

Ведь родитель обязан с каждой методикой ознакомится лично, и выбрать, как им кажется наиболее подходящую. Всем известно, что гениями не рождаются, а ими становятся. И поэтому в процессе изучения методик, а впоследствии и объединения лучшего из каждой методики и применение их на практике помогут раскрыть возможности, которые изначально заложены в ребенке самой природой. А также и всесторонне развить и подготовить малыша к уже взрослой жизни. Рассмотрим смысл наиболее популярных и распространенных методик, ориентированных на раннее развитие детей.

Никитины являются родителями семерых детей и знамениты как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. В основе их системы лежит труд, близость к природе, естественность и творчество. Дети-сами себе хозяева, т.е. своим распорядку и поступкам. Родители их ни к чему не принуждают, а только помогают разбираться в философских и жизненных проблемах. Взрослые не опережают детей, а подталкивают и вступают с ними в диалог. Главной задачей Никитиных — это развитие творческих способностей. Их методика раннего развития основывается на принципах:

  • свобода детского творчества в занятиях, т.е. не существует специальных уроков, занятий, тренировок. Ребенок занимается столько, сколько ему хочется при этом спорт сочетается с другими видами деятельности;
  • спортивная обстановка в доме и легкая одежда: спортивный инвентарь должен входить в повседневную жизнь ребенка самого раннего детства и быть таким же обыденным доля ребенка как например, мебель.
  • неравнодушие родителей к тому, как и что у ребенка получается, да и в целом к самой жизни ребенка (обязательное участие в играх, соревнованиях). При этом родители должны придерживаться одной цели: не мешать развитию малыша, а также не давить, требую определенных навыков. Родители только помогают и создают определенные условия для их развития, при этом ориентируются на желание и самочувствие ребенка.

Каждая Никитинская игра (по словам автора) дает возможность подумать над тем, каким образом ее можно расширить, и какие новые задания к ней добавить, чтобы ее усовершенствовать. В основном практически все игры представлены в виде головоломок, направленных на развитие образного и логического мышления. Это своего рода НАБОР ЗАДАЧ, которые малыш решает при помощи кубиков, квадратов из пластика или картона, кирпичиков, деталей конструктора и т.п.

Создала своеобразную педагогическую систему, которая максимально приближена к ситуации, когда ребенок сам обучается. Данная система предусматривает раннее развитие детей и состоит из 3 частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Ее методика развития детей основано на девизе: «Помоги мне это сделать самому» и построена на самопостроении личности ребенка им же самим, исходя из внутреннего потенциала. Автор выделила впитывающее мышление и возрастную чувствительность (сензитивность).

Известно, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, чем взрослые, т.е. он впитывает все происходящее в окружающей его среде. И если родитель желают чтобы их ребенок хорошо развивался, они должны создать вокруг малыша такую среду, где он мог бы найти все то, что ему необходимо для полноценного развития: способы рациональной деятельности с предметами, образцы социального положительного поведения и способы эмоционального реагирования. При этом также у ребенка должна быть возможность и «впитать» правильную речь. Кроме того Монтессори выделяет сензитивные периоды в развитии детей, на которые взрослые не могут повлиять. Игры методики автора включают в себя материалы по практической жизни, сенсорике, развитию речи математике, письму и чтению. И все они направлены для развития образного мышления.

Доман был уверен, что основу любого знания, умения и профессии составляют факты, т.е. без фактов нет знаний. И если набор этих фактов велик, то база знаний будет выше среднего. И знания составляют базис интеллекта. Автор доказывает, что усвоение ребенком полезных фактов (биты информации) будет служить непременным ключом к развитию интеллекта. И поскольку дети все новое схватывают с огромной скоростью и достаточно легко, то и качество информации должна быть соответственной (а не путанной и неточной). На этом и построена методика развития детей Домана.

Цель занятий — познакомить ребенка с тысячами ясных, точных и интересных фактов. Но при этом факты должны строго систематизироваться по категориям и разделам знаний (биты). К примеру, если раздел «Литература», категория «Детские писатели», тогда биты «портреты писателей». Рисунки или фото должны быть наклеены на картон размером 30 на 30. А на обратной стороне наносится точная информация. Например, бит Земля-планета солнечной системы, ребенок должен именно так это понимать, а утверждение что Земля — это планета, в которой мы живем, не будет правильным для ребенка.

Эта методика развития детей включает в себя три критерия:

  1. Раннее развитие детей происходит методом игрового обучения дошкольного возраста;
  2. Построение конкретной игровой деятельности, при которой развиваются психические процессы памяти, воображения, мышления, внимания и речи;
  3. Раннее развитие дошкольного творчества.

Воскобич не предлагает ломать существующие порядки, а делает акцент на партнерских отношениях взрослого и ребенка. Ребенка должна окружать интеллектуально-творческая, веселая и непринужденная обстановка. А она сплетается из чувства внешней безопасности, т.е. когда малыш понимает что его проявления не получат негативной и отрицательной оценки взрослых, и кроме того ощущения внутренней раскованности. Все это происходит за счет поддержки его начинаний в творческой деятельности.

Вячеслав Воскобович создал серию популярных развивающих детских игр. Квадрат Воскобовича, Геоконт и многие другие методические пособия, и детские игры направлены на ранее развитие детей, а именно логическое мышление, обучение чтению и счету. У ребенка также возникает и мотивационная готовность к школе, так как он уже «наигрался» в дошкольном возрасте и хочет идти в школу ради обучения.

Развитие детей с рождения

Методики раннего развития детей — Развитие детей с рождения

При появлении ребенка в семье многие родители задаются вопросом: А как же его развивать и обучать? И первое действие — это интернет. В интернете ведется поиск лучшей методики раннего развития детей и …. глаза разбегаются от всей предоставленной информации. Позвольте мне, как маме 3х детей с 8ти летним стажем по развитию детей с рождения, сделать обзор самых популярных и лучших методик раннего развития детей. Я напишу не то, что они предлагают, а то, что несут на самом деле из своего личного опыта.

1. Мария Монтессори — прекрасная женщина, посвятившая свою жизнь развитию детей. Она итальянка, жившая в 19 векеи была доктором медицины. Ее методика родилась из обычного наблюдения за детьми, их возрастными особенностями и потребностями. М.Монтессори всегда в центр внимания ставила ребенка, а вокруг него должна создаваться такая среда, чтобы ребенок мог ей пользоваться и развиваться, проявлять самостоятельность. Ребенок в этой среде упражняет свои физические функции, развивает моторные и сенсорные навыки, приобретает знания исходя из собственного опыта. Взрослый же только в трудный момент должен направить, дать подсказку и должен соответствовать девизу — «помоги мне это сделать самому».

Самостоятельность — хорошо, мышление — еще лучше, но есть трудность в использовании материала. Он в основном не предназначен для использования его дома — громозкий и многочисленный, хотя некоторые из элементов методики использовать дома можно. Монтессори-материал предназначен для оборудования большого помещения, где ребенок учиться работать с материалами сам и во взаимодействии с другими детьми в группе. Причем, он может свободно выбирать, как он сейчас будет себя вести, чем заниматься. Может выбирать род деятельности. Хорошо бы походить в такую школу Монтессори, которая есть практически в каждом городе. А для дома брать небольшие игры и использовать их в развитии вашего ребенка. По Монтессори полностью развиваться не получится.

2. О методике Глена Домана знают многие, реклама о его методике есть в каждом журнале о детях (напр. Мой ребенок). У этой методике много последователей, но и оппонентов, но в этом случае я считаю, что это те люди. которые не применяли эту методику на своих детях, а мыслящие логически или по медицински. Такие люди считают, что ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Он лишь пассивно поглощает информацию, не развивая творческие и исследовательские способности. НО ЭТО НЕ ТАК! Компания Умница разработала материалы для развития детей с пеленок по методике Домана и все представлено в игровой форме. Ребенку интересно и он требует еще и еще.

С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого.

По мнению Домана, подобное опережающее обучение стимулирует развитие различных отделов мозга и благодаря чему ребенок развивается гораздо быстрее сверстников. Так оно и есть! В этой методике я не вижу минусов, только отличный положительный опыт мой собственный. Но лучше еще совмещать Монтессори и Домана.

3. Эффективная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными , родителями семерых детей из подмосковного Болшева, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье. Ими открыто и описано явление «НУВЕРС» — «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей». Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивают способности, заложенные в ребенке от природы. Автор называет свои игры «ступеньками творчества».

Игры Никитиных предоставляют возможность подумать над тем, как ее расширить, как усовершенствовать, как можно добавить новые задания. Это позволяет повышать уровень творческих способностей ребенка. Непосредственно с ребенком должен находиться взрослый. Это игры для совместного времяпрепровождения. Но у Никитиных нет своего метода обучения чтению и письму , почти не присутствуют занятия искуством и гуманитарными дисциплинами. Поэтому игры Никитиных не могут быть единственным средством развития ребенка.

4. Более продвинутая методика у питерского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева. Всем известны «кубики Зайцева». «Кубики Зайцева» — не просто кубики с буквами, это звучащие, разные по размерам и цветам кубики со всеми сразу складами русского языка, позволяющие ребенку (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течении нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Но с малышами следует больше вести игровое обучение и ограничивать их от таблиц и плакатов.

«Математика Зайцева» — система таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, как производить действия с числами. Рассказывает о дробях и степенях. Открывает много других секретов. Эта методика хороша для деток от как 3 — 4 лет, так и учеников начальной школы. Малышам более раннего возраста она не годится по двум причинам, во-первых, мелкости изображений на таблицах, во-вторых, сложностью привлечения внимания крошек к процессу стояния у таблицы и ее рассматривания. Но многие из принципов математики Зайцева могут успешно использоваться в играх с различными играми и игрушками. Эту методику нельзя совмещать с методикой Домана.

Вот 4 основных методики раннего развития детей. Все хороши, но все имеют нюансы по обучению или неполности. На мой взгляд и из личного опыта безупречной методикой раннего развития детей является методика Домана, но с поправкой — методика Домана-Маниченко. Андреем Александровичем Маниченко была разработана система интеллектуального развития, где мама может играть и развивать малыша, обучая его чтению целыми словами, пользуясь карточками, уникальными книжками-листалками, специально разработанными книжками для первого чтения. Он также дополнил и сделал более игровой методику развития логического мышления, развивающие карточки для детей, создал комплект по обучению детей английскому языку, цветовосприятию, обучению математике, окружающего мира.

На моем сайте вы можете найти все по методике Домана — презентации, программу по обучению детей чтению с рождения, мультики по Доману и др. Но много материалов и просто по развитию детей дошкольного возраста. Принимаю любые предложения, пожелания и отзывы. Помогу вам в выборе методики раннего развития вашего ребенка (можно в живой переписке в контакте например).

Результативного вам развития и взаимопонимания с вашими ребятишками!

Источники:
Обзор методик раннего развития ребенка
Обзор методик раннего развития ребенка
http://vihra.ru/obzor-metodik-rannego-razvitiya-rebenka/
Развитие детей с рождения
В интернете ведется поиск лучшей методики раннего развития детей и …. глаза разбегаются от всей предоставленной информации. Позвольте мне сделать обзор
http://my-saitt.ru/

COMMENTS