Методика монтессори в детском саду

Воспитание ребенка по методике Марии Монтессори

Сегодня проблема развития детей стоит на первом месте у каждого родителя. Как выбрать лучший детский садик, в какие кружки отдать ребёнка, какая школа самая лучшая – ответ на все эти вопросы имеет огромное значение, но прежде всего не стоит забывать о потребностях самого малыша.

К сожалению, очень часто родители в погоне за лучшей жизнью для своего чада совершенно забывают о его потребностях. И как результат, малыш посещает огромное количество развивающих заведений, но результат таких посещений не всегда бывает положительным.

Иногда дети стают более капризными, невнимательными и вместо ожидаемого прогресса абсолютно теряют интерес к занятиям. Почему же так получается? А всё очень просто: малышу постоянно навязывают разнообразные занятия, которые, возможно, ему совершенно неинтересны.

И как же в таких авторитарных условиях может развиваться ещё несформировавшаяся личность?

Известный итальянский учёный в сфере психологии предложила уникальное решение этой проблемы. Она настолько верила в способность детей самостоятельно выбирать сферы своей деятельности, что её методика основана на принципе свободы выбора.

Методика Марии Монтессори направлена на подталкивание ребёнка к самостоятельному развитию. То есть создаются определённые условия, в которых ребёнок сам начинает хотеть что-то делать, как-то саморазвиваться.

В таких условиях любой малыш получает уникальную возможность раскрыть все свои таланты и способности вне зависимости от того, как видят его будущее родители. Главным условием такого развития является отсутствие родительского давления.

Вы можете только помогать своему чаду воплощать в жизнь его замыслы, но ни в коем случае не должны навязывать ему своё видение решения проблемы.

Поскольку раннее развитие ребёнка достаточно сильно влияет на его дальнейший жизненный путь, то начинать работать над творческими способностями нужно уже в детском саду. Для работы с детками используются специальные дидактические материалы, которые, кстати, тоже выбирает малыш самостоятельно.

Ещё одной особенностью такой методики является отсутствие стандартного сидения за партами и монолога воспитателя у доски. Здесь вся площадь комнаты делится на несколько зон, каждая из которых отвечает за развитие определённых способностей. Таким образом, ваш ребёнок может выбрать где и с кем он хочет проводить время.

Давайте же более подробно рассмотрим зоны, в которых малыш может проводить свой досуг :

  • Реальная жизнь. В такой зоне можно научиться всему, что необходимо в повседневной жизни. Здесь развиваются такие привычки как уборка своих вещей, чистка зубов, умывание по утрам и прочее. То есть здесь можно научиться выполнять любые бытовые действия;
  • Сенсорное развитие. Тут учат различать размеры и объёмы предметов, читать, считать, понимать разницу между различными объектами. В общем, в этой зоне малыш учится правильно интерпретировать всю информацию, которую он получает из внешнего мира;
  • Развитие математических, лингвистических и других научных способностей. Здесь речь идёт уже про конкретные науки, которые потом могут пригодиться ребёнку в школе или институте;
  • Двигательная зона. В такой зоне малыша учат правильно координировать свои движения, развивают внимание, наблюдательность. Не обходится и без развития логического мышления.

Итак, мы с вами изучили, какие именно зоны бывают в детских садиках, работающих по методике Монтессори. Как видим, ничего сверхъестественного в них нет, все разница с обычным садиком состоит в свободе выбора малыша, не больше и не меньше.

Конечно, как и у любого метода обучения у методики Монтессори есть плюсы и минусы. К плюсам можно отнести необыкновенную рассудительность детей, которые делают выбор. Ведь выбирают они осознанно, а значит, полностью осознают все свои желания.

Что касается минусов, то многие психологи утверждают, что проблема данной методики в отсутствии авторитета старшего поколения, будь то родители или учителя.

Всё бы ничего, но в таком случае существует вероятность отсутствия влияния на ребёнка во время переходного возраста или на других этапах жизни, что может закончиться весьма плачевно.

Так что стоит учитывать все плюсы и минусы во время воспитания ребёнка по методике развития детей Монтессори. Только так вы сможете самостоятельно её оптимизировать, учитывая при этом интересы малыша.

Создать дома все необходимые зоны в полном объёме вам, скорее всего, не удастся. Но вот выбрать несколько упражнений, с помощью которых вы сможете развивать способности своих детей, вы можете.

Что самое интересное, для этого вам абсолютно не понадобится ничего такого, чего нет у вас в доме. Например, для того чтобы научить ребёнка различать объёмы совершенно не нужно придумывать ничего сложного.

Достаточно всего-навсего взять два стакана в один из которых будет налита вода. Переливая из одной ёмкости в другую жидкость, ваши дети станут понимать разницу между объёмами, отличать где больше, а где меньше.

Не стоит также забывать и про развитие моторики. Для этого можете поручить вашему чаду рассортировать пуговицы по цветам. В этом занятии есть два плюса: вы надолго займёте ребёнка делом, ну и развитие мелкой моторики.

Эстетическое чувство прекрасного можно развивать по-разному. Вы можете водить малыша по многочисленным выставкам, на которых ему будет однозначно скучно. Либо вы можете купить ему цветок в горшке, за которым он будет ухаживать.

Лучше всего остановить свой выбор на цветущих растениях. Почему, спросите вы. А вы представьте, какой восторг испытает малыш, если растение, за которым он будет ухаживать, в один прекрасный момент зацветёт.

Если вы решили начать развивать ребёночка с младых ногтей, то делать это нужно в виде игры. Такая необходимость обусловлена тем, что ребёнка нужно заинтересовать так, чтобы он хотел продолжать развивающую деятельность несмотря ни на что.

В общем, механизм достаточно прост: если ваша игра придётся детям по душе, они будут самостоятельно искать возможность повторять её снова и снова.

Среди самых популярных игр по этой методике можно выделить следующие :

  • Вкладыши-рамки. Современную интерпретацию данной игры можно найти практически в каждом магазине детских игрушек. Вы ведь видели такой большой кубик, в который нужно вставлять соответствующие элементы. Такие элементы бывают в форме животных, геометрических фигур, цветов и прочего;
  • В домашних условиях вы можете использовать даже подручные средства. Например, можно взять несколько бутылочек с разным горлышком и крышечки. А теперь попросите ребёнка закрыть каждую бутылку соответствующей крышкой. Поверьте, через несколько минут он найдёт решение такой задачки!
  • Также можете взять небольшой мешочек и положить туда некоторые любимые вещи ребёнка. Затем завяжите ему глазки платочком и попросите вытаскивать предметы из мешочка. При этом малыш должен говорит, что за предмет он вытащил. Такая игра очень увлекательная и совершенно точно заинтересует вашего ребёнка.

Как видим такая методика действительно работает. Пользуясь ею каждый день, вы не только будете постепенно развивать все стороны личности вашего ребёночка, но и сможете постоянно поддерживать с ним эмоциональный контакт.

А это немаловажно, поскольку именно благодаря близости между детьми и родителями можно решить огромное количество проблем, которые будут поджидать вас в процессе взросления вашего чада.

Так что старайтесь проводить побольше времени с вашими детьми и тогда вы избежите огромного количества проблем. Удачи!

Обучение в детском саду Монтессори

Дети могут выбрать из большого разнообразия деятельности: можно стирать платья куклам, можно ухаживать за цветами. А кому то больше интересно нанизывать разноцветные бусы на нитку или раскладывать в нужном порядке цветные таблички. Дети могут даже научиться пришивать пуговицы и молоть зерно.

Учитель следит за каждым ребенком и если видит, что малыш взял незнакомый ему ранее предмет, он может предложить свою помощь, объяснить, что нужно делать с этим материалом. Учителя могут знакомить ребенка с алгоритмом действия либо с помощью трехступенчатого, но короткого урока, либо просто молча продемонстрировав принцип работы.

На уроках Монтессори дети могут не только обучаться, но и играть обычными игрушками. В группе также в свободном доступе находятся куклы, кубики и прочие игрушки. Они находятся поодаль от остальных методических материалов, поэтому если ребенок захочет поиграть – он не будет мешать остальным. Кроме методических материалов и игрушек, для детей в специальной корзине сложены всевозможные костюмы, в которые они могут переодеваться, если им захочется. В общем, детям на занятиях Монтессори дозволено все. При этом сохраняется общая рабочая атмосфера в коллективе.

Круг – это пятнадцатиминутный период общения группы детей и воспитателей, во время которого обсуждаются абсолютно все проблемы и вопросы учеников. Например, воспитатель может вспомнить, что один из детей заболел или сегодня идет к зубному врачу. Также тут вспомнят, что один из учеников празднует сегодня день рождения. Один учитель-последователь Монтессори назвал круг атмосферным явлением. Каждый круг проводится под какой-то темой и только по причине той или иной ситуации.

Очень часто учителя проводят круги, посвященные изменениям в жизни детей. Так, например, осенью, дети могут учиться молоть зерно или познакомиться с осенними фруктами, попробовав их на вкус. Зимой они могут изучать рождественские песенки. Кроме обсуждений детских проблем, в пятнадцать минут круга должно уместиться история, география, биология, математика и даже пантомима с театром.

Хоть учитель и организовывает круг, он не является главным действующим лицом. Он может задавать темы, а дети будут общаться по этой теме. То есть тут учитель тоже является своего рода сторонним наблюдателем, незаметным помощником для детей. Благодаря кругу за пятнадцать минут в кругу детей появляется атмосфера доброжелательности, уважения и доверия. В итоге, такая атмосфера становится естественной для детского коллектива.

Как уже было сказано, учитель в группе-Монтессори играет роль наблюдателя, он стремиться разить в детях самостоятельность и свободу действий. Но это не означает, что учитель абсолютно ничего не делает в группе и без него можно обойтись. Перед тем как отпустить детей в свободный полет, в них нужно сформировать понятие свободы и подготовить подходящую для этого полета атмосферу. Так что пред тем как впустить детей в класс учитель проделывает огромную работу, подготавливая дидактические материалы, чтобы потом просто наблюдать за детской работой.

Настоящая свобода – это понимание общепризнанных норм и границ вседозволенности. Человек должен уважать не только свою свободу, но и свободу окружающих его людей. Если ребенку дать свободу в неподготовленной для этого среде, процесс развития не будет происходить эффективно. Именно поэтому так много времени и внимания учитель должен уделять подготовке помещения для работы с детьми. Ведь ребенок впитает то, что будет видеть, и если он будет видеть книги и логические игры – это только пойдет ему на пользу.

Если окружить ребенка интересными и в то же время полезными предметами, тогда ему не будет нужен учительский контроль – ему самому будет интересно узнать нечто новое. Он будет увлеченно заниматься, не замечая при этом никакого напряжения.

гульмира , алмата | 03 Февраля 2015 08:58

помогите. хотим работать по монтессори. где можно приобрести раздаточный и демонстрационный материал на занятия. мы из глубинки. напишите пожалуйста адреса и телефоны магазинов где можно приобрести перечислением товар или книги игрушки пособие.

Анна , Воронеж | 04 Февраля 2015 16:33

Гульмира, попробуйте задать свой вопрос на странице Руссого Монтессори общества: vk.com/russianmontessorisociety Производство Монтессори-материалов в России есть в Питере и в Омске, вот их сайты: montessori-piter.ru/ montessori-material.ru/ Можно попробовать заказать из Китая, скорее всего будут значительно дешевле.

Сообщества женщин в нашем клубе

Сообщество Монтессори-родителей. Обсуждаем особенности и специфику педагогики, обучения, социализации ребенка. Посещение детского Монтессори-сада и школы, материал, создание домашней среды для ребенка. Делимся своим опытом, отвечаем на вопросы.

Насколько полноценна методика Монтессори?

09 March 2017, 13:52 3

Вопрос к «монтессори-родителям», чьи дети посещают монтессори-сад: не кажется ли вам, что методика несколько бедновата творческим развитием?

Дочке 5 лет, с 2.5 посещает Монтессори-сад. Довольны все: и мы с мужем и ребенок с удовольствием ходит в садик. В плане обучения я всем довольна: ребенок читает, пишет, с легкостью решает математические и логические задачки, имеет приличный словарный запас слов на английском. Такое положение радует, но в принципе я не сторонник сильно нагружать детей в таком возрасте «уроками». Меня больше волнует другое: когда я вспоминаю свое собственное пребывание в

В Монтессори-педагогике очень простая главная идея – ребенок определяет все. На вводных занятиях специально обученные педагоги разъясняют.

Будучи дипломированным врачом, Мария Монтессори заботилась не только о духовном и умственном развитии ребенка, но и о его физиологических.

Любой педагог, работающий по системе Монтессори, не раз видел, как родители ограничивают свободу действий своего ребенка. Приведя его в группу.

Каждый ребенок изначально приходит в этот мир с большим потенциалом. Он может стать кем угодно – все будет зависеть только от его желания и от.

В методике Монтессори социальные навыки по-другому называются коммуникабельностью. Только коммуникабельность – качество интуитивно воспринимаемое.

Обучение письму и говорению требует длительной подготовки. Ведь только взрослым кажется, что эти действия элементарны и не требуют особых усилий.

Некоторые родители, чьи дети посещают Монтессори-группы, удивляются, ведь на занятиях не разрешается говорить детям «Молодец!». Все мы привыкли.

Конфликт в Монтессори-группе – явление редкое. Но, поскольку каждый вид учебных материалов в группе имеется в единственном экземпляре – таково.

Беременность

Здоровье

Сообщество Монтессори-родителей. Обсуждаем особенности и специфику педагогики, обучения.

все права защищены

Сайт может содержать контент, запрещенный для просмотра лицам до 16 лет.

Монтессори методика в детском саду

Детский сад по методике Марии Монтессори

Сейчас очень популярной стала методика воспитания детей по системе Марии Монтессори. Основу этой методики составляет то, что малыш является сам себе учителем. Ребёнку предоставляется полная свобода действий и выбора решений. А роль взрослого сводится к организации зон и изготовления дидактических материалов, используемых для реализации детских замыслов. Попутно взрослый ненавязчиво учит малыша, предлагая новые решения, но только в случае его согласия на взаимную деятельность. Таким же образом действуют в группе малышей, то есть если они хотят помочь друг другу, то им не мешают, потому что ответ на свой вопрос и поиск решения задачки они ищут сообща.

Особенности применения методика Монтессори в детском саду

Данный метод предусматривает специально подготовленное помещение, разделённое на тематические зоны: речевая, сенсорная, творческая, логическая, математическая, и другие зоны, доступные для детей.

Также основополагающим в данной методике является то, что ребёнок заранее изолируется от всего, что непозволительно ему по объективным причинам. Все опасные для жизни и здоровья предметы, ценные вещи, которые могут быть по неосторожности или из любопытства испорчены ребёнком, убираются из поля зрения и зон досягаемости. В том числе применяются все необходимые системы безопасности: закрытие розеток и выключателей, острых углов, скользких, холодных полов и так далее.

Прежде чем запустить в работу детский сад с методикой Монтессори, гос. служащие соответствующих министерств принимают помещение, а воспитатели для своего же спокойствия, проверяют каждый сантиметр «свободных зон» ребенка.

Незаметно для ребёнка, взрослые стараются лояльными методами обучать его морально-этическим моделям поведения в обществе. Таким образом, в саду по методике Монтессори учат взаимодействовать, учиться и учить своих товарищей. Дома вы вряд ли сможете их научить общению со сверстниками, даже если будете ходить на детскую площадку. Ведь детки меняются на площадке, и коллектив как таковой отсутствует. А умение жить и развиваться в коллективе, общаться и учиться самостоятельности очень важно для маленького крохи и для вас!

Однако родители, поверхностно знакомые с частностями данной методики, часто принимают во внимание только один её аспект — вседозволенность действий ребёнка. Но это неверное и явно однобокое знание приводит к диаметральному искажению результата. Ведь свобода волеизъявления в принятии решений и вседозволенность — это не одно и тоже. Метод Марии Монтессори дает возможность детям самостоятельно принимать решения в рамках их возможностях, постепенно они учатся придумывать и искать разные подходы для решения одной и той же задачи, но результат будет истинным и верным лишь в случае, когда будут соблюдаться все необходимые требования.

Любая методика воспитания – это прежде всего влияние на ребёнка с целью направления его умственного и творческого потенциала на совершенствование, путём приобретаемого практического опыта. Однако, позволяя ребёнку принимать на себя главенствующую роль без каких-либо ограничений, даёт явно негативный результат. Дети, которых не приучают считаться с мнением близких и, вообще, окружающих их людей, вырастают убогими личностями. Которые попадая в нормальную среду в школе, в институте или на работе, начинают себя чувствовать изгоями, и прячутся за своим негативным отношением к окружающим людям и обстановке. Очень часто такие состояния приводят в той или иной степени к психическими отклонениями уже в более зрелом возрасте.

Поэтому, прежде, чем внедрять в свою практику (в саду или дома) какую-либо из множественных методик воспитания, в изобилии изложенных на просторах интернета, следует детально и предельно внимательно изучить все аспекты предложенного метода, понять плюсы и минусы, выбрать или смоделировать из нескольких свою систему.

В идеале, наиболее целесообразно использовать не один какой-то принцип развития способностей вашего ребёнка, а симбиоз различных методик и техник в данном направлении. Так как не существует безупречной методики, подходящей абсолютно каждому ребёнку, невзирая на его индивидуальные особенности. Поэтому отдавая малыша в сад с Монтессори методикой тоже продумайте – сможете ли вы дома обеспечить ему другое направление развития, чтобы ребенок в итоге рос с широким кругозором.

Вернемся к требовательности. Она не должна переходить рамки доброжелательности и уважения к мнению ребёнка, его возможностям. Однако именно этот фактор обучает маленького человека самоорганизации и адаптации в обществе. Под данным термином, подразумевается создание таких условий и мотиваций, чтобы ребёнок сам принимал решение поступать этично, и внутренне развивал способность к самоанализу своих действий.

Также для дальнейшего сохранения тёплых родственных связей, невзирая на процесс взросления ребёнка, родителям необходимо выработать дружеский подход к решению различных, возникающих в данном процессе, проблем.

Дети – это те же взрослые, со всем комплексом внутренних проблем и противоречий. Они понимают и анализируют ваши действия на подсознательном уровне. Поэтому не следует относиться к ним, как к неразумным существам, сюсюкая и улюлюкая с ними.

Любовь заключается не в том, чтобы беспрекословно удовлетворять все прихоти маленького человека, а в том, чтобы, уважая его мнение, находить методы и подходы для направления его развития в русле общечеловеческих ценностей и гуманизма. Имейте это ввиду, в том числе и когда выбираете детский сад с применением методики Монтессори или без нее.

Фото: свободные источники Интернет

Источники:
Воспитание ребенка по методике Марии Монтессори
Не знаете как начать развивать способности своего ребёнка? Потерялись в разнообразии кружков для детей дошкольного возраста? Тогда методика Монтессори – это именно то, что вам нужно
http://mjusli.ru/ja_mama/vospitanie_rebenka/genialnaya-metodika-vospitaniya-lichnosti
Обучение в детском саду Монтессори
Обучение в детском саду Монтессори Дети могут выбрать из большого разнообразия деятельности: можно стирать платья куклам, можно ухаживать за цветами. А кому то больше интересно нанизывать
http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_montessori/obuchenie_v_detskom_sadu_montessori.html
Монтессори методика в детском саду
Методика Монтессори в детском саду. Рабочая программа по методике монтессори
http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/montessori-metodika-v-detskom-sadu.html

COMMENTS